Сегодня 21 сентября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Обзор публикаций (15.11.2011)

PDFПечатьE-mail

ИА «ПРАЙМ» 12.11.11г.

Для увеличения транзитных перевозок в РФ нужно упрощать таможенные процедуры - эксперт

Упрощение правил таможенного оформления и развитие железнодорожной инфраструктуры вблизи портов необходимы для увеличения транзитных перевозок через РФ, заявил журналистам сопредседатель делового консультативного совета АТЭС Зиявудин Магомедов, который приехал в Гонолулу на саммит организации.

«Несколько ключевых вещей: во-первых, расширение «узких мест» на железнодорожных подъездах к портам, что позволит повысить пропускную способность всей транспортной системы. Современные транспортные системы основаны на интермодальной логистике, т.е. эффективном сочетании различных видов транспорта. Во-вторых, необходимы упрощение правил таможенного оформления, которое занимает зачастую неоправданно много времени, и гармонизация этих правил с другими странами АТЭС. В-третьих, нам необходим электронный документоооборот во всем, что касается пересечения грузами российской границы, что позволит снизить издержки», - отметил Магомедов.

Он добавил, что, по оценкам экспертов, увеличение доли азиатско-европейского транзита через территорию России до 10% может принести экономике страны дополнительно не менее 50 миллиардов долларов в год.

«Согласно исследованию Marshall School of Business Университета Южной Калифорнии, Россия находится на последнем месте по уровню развития транспортных и логистических цепочек среди стран АТЭС, а первое место занимает Сингапур. В развитых странах на транспортировку одного контейнера в среднем тратиться порядка 617 долларов, то в развивающихся - больше 1 тысячи долларов», - сообщил он. Отвечая на вопросы о перспективах создания так называемой «зерновой ОПЕК», Магомедов сказал, что деловой консультативный совет АТЭС формирование такой организации пока не обсуждает.

«Совет говорит о том, что для минимизации ценовых пиков на продовольственных рынках необходимы механизмы большего регулирования поведения производителей и экспортеров зерна и других soft commodities. Например, речь может идти о создании международного резервного фонда, который мог бы закупать зерно и продовольствие, а в моменты резкого роста цен предлагать их рынку», - отметил эксперт. По его мнению, необходимы новые более жесткие подходы к ограничению спекуляций на зерновых рынках. «Кроме того, необходимо, чтобы продовольственные рынки были более прозрачные и этому в том числе может способствовать внедрение специальной информационной системы (AMIS), которая обсуждается на уровне G20. Наши инициативы находят поддержку среди представителей других стран АТЭС», - заявил Магомедов, передает РИА Новости.

ИА «Интерфакс» 11.11.11г.

Медведев, Лукашенко и Назарбаев встретятся в Москве

Москва. 11 ноября. ИНТЕРФАКС - Президенты России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября обсудят в Москве актуальные вопросы интеграции в рамках Таможенного союза, сообщила в пятницу пресс-служба главы российского государства.

"Главы входящих в Таможенный союз государств проведут переговоры по актуальным вопросам интеграции на евразийском пространстве в свете вступления в силу с 1 января 2012 г. пакета международных договоров Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран", - говорится в сообщении.

В ходе трехсторонней встречи Дмитрия Медведева, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева "планируется подписание ряда документов, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества".

Повестка дня встречи включает актуальные вопросы деятельности Таможенного союза, в рамках которого к 1 июля 2011 года сформирована единая таможенная территория. Взаимодействие в рамках Таможенного союза уже начинает приносить конкретные результаты. Согласованные виды государственного контроля перенесены на внешнюю границу ТС, заработала единая система таможенного регулирования. В итоге в первом полугодии 2011 года отмечен рост взаимного товарооборота в рамках ТС практически на 40%.

"Особое внимание предполагается уделить совместной работе по переходу к следующему этапу интеграции - Евразийскому экономическому союзу, а также вопросам совершенствования наднациональных органов управления интеграционными процессами", - отмечается в сообщении пресс-службы.

«КоммерсантЪ» 14.11.11г.

Таможенный союз защитил себя от ВТО

В зоне свободной торговли СНГ

Правительство Украины опубликовало текст договора о зоне свободной торговли СНГ, подписанного в Санкт-Петербурге десятью участниками объединения 18 октября. Документ, регламентирующий создание ЗСТ СНГ, на деле направлен на защиту рынков Таможенного союза от товаров, поступающих на них с территории соседей по региону, в частности - с территории члена ВТО Украины. В обмен Украина - крупнейший торговый партнер РФ - получил давно требуемую либерализацию взаимной торговли и прогресс на переговорах о свободе торговли с ЕС.

Договор о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ, подписанный в Санкт-Петербурге 18 октября (см. «Ъ» от 21 октября), опубликован на сайте правительства Украины. После присоединения РФ к ВТО торговые отношения РФ и Украины могут быть урегулированы по правилам организации. Однако ЗСТ СНГ обеспечит тот же уровень защиты от импорта ВТО всем остальным участникам и потенциальным участникам соглашения о Таможенном союзе - хотя формально участники договора о ЗСТ СНГ договорились почти полностью ликвидировать импортные пошлины во взаимной торговле.

В пользу «защитной» функции ЗСТ СНГ говорит как схема сохраняемых РФ изъятий из режима свободной торговли (около 100 экспортных пошлин), так и количество отсылок на нормы ВТО в тексте договора. В частности, его участники обязуются «ориентироваться на нормы соглашений ВТО», применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры «в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров» «только в соответствии со Статьей XIX ГАТТ 1994, Соглашением ВТО по защитным мерам и настоящим Договором», а также согласовывать с документами ВТО политику промышленных субсидий и технических барьеров в торговле.

В число изъятий РФ из режима свободной торговли вошли нефть и нефтепродукты (ставка пошлины рассчитывается по спецформуле), природный газ - 30%, СПГ - €40 за тонну. Сохраняются пошлины на вывоз продуктов нефтехимии, необработанную древесину, цветные металлы, цемент, а также спирт, ракообразных, тунца и семян подсолнечника. Этот перечень примерно соответствует списку исключений, на которые РФ рассчитывает при присоединении к ВТО - и как и в случае ВТО, в договоре закреплено обязательство отказа от этих изъятий в будущем. Так, исключение из свободы торговли режима промсборки автомобилей в РФ - при вступлении РФ в ВТО оно продлится до конца 2020 года - зафиксировано и в договоре о ЗСТ СНГ с тем же сроком действия до 31 декабря 2020 года.

Защита Таможенного союза от ВТО, описанная в заключительной статье договора о ЗСТ СНГ, будет односторонней: «если участие одной из Сторон ... ведет к росту импорта в объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства-участники Таможенного союза ... оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров ... в размере ставки режима наибольшего благоприятствования». Обратная ситуация в документе не рассматривается.

Украина (член ВТО) также оставила порядка 30 экспортных пошлин в отношении всех участников договора. В основном это продукты черной и цветной металлургии. Казахстан сохранил более 40 изъятий из договора - это нефть (спецформула), газ - 30%, шерсть - 10%, алюминий - 15%, но не менее €100 за тонну. У Таджикистана 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. У Белоруссии остаются восемь экспортных пошлин - в том числе на калийные удобрения (€75 за тонну) и необработанную древесину (€100 за кубометр). Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ.

Подписание Украиной договора о ЗСТ СНГ не противодействует, а способствует прогрессу Киева в заключении соглашения о ЗСТ с ЕС. 11 ноября премьер-министр Украины Николай Азаров сообщил, что текст договора с Евросоюзом о создании ЗСТ полностью согласован - не удалось достичь компромисса лишь по пункту о закреплении перспективы членства Киева в ЕС. При этом прогресс в переговорах ЕС и Украины начался буквально на следующий день после подписания Киевом договора о ЗСТ СНГ (см. «Ъ» от 21 октября).

Напомним, договор о ЗСТ РФ и Украины, являющийся де-факто частью нынешнего договора о ЗСТ СНГ, обсуждается с 1993 года. В момент вступления в ВТО Украины Киев публично заявлял о том, что не будет препятствовать присоединению к организации РФ (см. «Ъ» от 29 января 2008 года) в обмен на подписание договора о ЗСТ 1993 года, предполагавшего практически полный отказ от регулирования торговли между странами. Отметим, среди стран ВТО Украина - крупнейший торговый партнер России. «Предварительное» закрепление торгового режима двухсторонним договором c ним было, вероятно, давно оговоренным с ВТО неформальным условием присоединения РФ к организации.

Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин

«КоммерсантЪ» 14.11.11г.

Автокомпоненты разложили по квотам

Их производители получат дополнительные таможенные льготы от России

«Ъ» стали известны новые подробности условий, на которых Россия согласовала сохранение особого режима промсборки иномарок после вступления в ВТО. Речь идет о компенсациях производителям автокомпонентов из ЕС и США. Из-за обязанности автоконцернов локализовать выпуск в России 35-50% компонентов их импорт может упасть. Поэтому в зависимости от уровня падения поставщики получат ту или иную дополнительную квоту на ввоз компонентов в Россию беспошлинно. Таким образом, потери бюджета от невыплаты пошлин, которые уже оцениваются в $5,14 млрд до 2020 года, могут возрасти.

Чтобы сохранить после вступления в ВТО ключевые условия особого режима промсборки иномарок, который призван стимулировать развитие производства иностранных автоконцернов в России, государству пришлось пойти на ряд серьезных уступок в адрес ЕС и США. Режим предполагает значительное снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов, но одновременно содержит условие локализации выпуска определенной их доли (35-50% от общей стоимости деталей машины) в России. Это не соответствует нормам ВТО. Как государство компенсирует инвесторам потерю льгот по завершении переходного периода в 2018 году, «Ъ» рассказывал 11 ноября. Но уже с момента официального вступления России в ВТО (это может произойти в апреле-мае 2012 года после ратификации всех документов) придется решать проблему возможного ущерба, который нанесет льготный режим для автоконцернов независимым поставщикам автокомпонентов. Они могут потерять существенную часть российского рынка из-за того же условия локализации. «Ъ» стали известны подробности того, каким будет механизм компенсаций.

Как рассказал «Ъ» источник, близкий к переговорам, соглашение России с ЕС предусматривает, что если по итогам года объем импорта автокомпонентов оттуда снизится на 3% по отношению к уровню 2010 года, то для европейских производителей будет открыта тарифная квота, соответствующая уровню снижения объема импорта. По данным собеседника «Ъ», в рамках квоты импортные пошлины на компоненты будут снижены до того же уровня, который действует для автоконцернов, работающих в режиме промсборки, то есть до 0-5%. Как будет распределяться квота среди поставщиков, источник «Ъ» пояснить не смог, этот вопрос находится в компетенции ЕС.

В то же время договоренности предусматривают и ситуацию, в которой у падения импорта компонентов будут независимые от локализации в России причины, например очередной виток кризиса, в результате которого упадут продажи автомобилей. Описанная выше схема действует до тех пор, пока падение российского авторынка не превысит 25%. После этого и до снижения продаж машин на 45%, уточняет источник «Ъ», «на каждый 1% снижения размер компенсационной квоты будет уменьшаться на 3,5% от общего уровня квоты». Если же продажи автомобилей в России упадут ниже 45%, то тарифная квота вообще перестанет действовать. Мониторинг таможенной статистики импорта будет проводиться ежемесячно, но решение о применении квоты планируется принимать по итогам 12 месяцев.

Таким образом, потери российского бюджета от снижения таможенных пошлин на автокомпоненты, которые оцениваются до 2020 года в $5,14 млрд, могут увеличиться. По словам источника, аналогичное соглашение может быть заключено в ближайшее время и с США. «Стороны уже вступили в переговоры и рассчитывают завершить их до 14 декабря»,- утверждает собеседник. По его данным, в обмен на согласие России предоставить американским производителям компонентов квоты США согласовали «более мягкие», чем ЕС, «формулировки по уровню локализации» в рамках новой промсборки в тексте доклада рабочей группы по вступлению России в ВТО. США согласились с тем, что уровень компонентов российского производства не должен превышать 25% от фактической цены на складе (ex works) всех автомобилей, произведенных в рамках промсборки, то есть около 50% от общей стоимости деталей машины. Тогда как представители ЕС настаивали на том, что доля компонентов не должна превышать 35% от их общей стоимости.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» уверен, что сокращение импорта компонентов до уровня 2010 года «очень маловероятно». «Даже если это произойдет, то падение вряд ли превысит 10% и не продлится дольше года»,- уверен аналитик. По его оценкам, «нормальная емкость российского автомобильного рынка составляет около 3 млн новых автомобилей в год», а в 2010 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано всего 1,9 млн машин, и рынок, «скорее всего, не вернется к этому уровню», а режим промсборки автомобилей будет в любом случае стимулировать импорт компонентов в первую очередь из Европы и США, в случае кризиса он может замедлиться или остановиться, но снижения, скорее всего, не произойдет.

Егор Попов

«Коммерсантъ-Деньги» 14.11.11г.

ВТО и счастье в личной жизни

Сделает ли вступление в ВТО счастливее российских граждан — в магазине или в личной жизни? Станет ли дешевле, к примеру, ухаживать за барышнями? «Деньги» исследовали это и выяснили: вряд ли. Зато экономика может получить добавку порядка 10% ВВП. Правда, далеко не завтра.

Лавры президента, при котором закончился процесс вступления России в ВТО, растянувшийся на 18 лет, похоже, достанутся Дмитрию Медведеву. На прошлой неделе были устранены последние препятствия: подписано многострадальное соглашение между Россией и Грузией и одобрен доклад Рабочей группы. Остались вроде бы формальности: официально подписать протокол о присоединении к ВТО и ратифицировать соглашение. Прогресс, если в последний момент, конечно, не сорвется.

Неконкурентоспособный отечественный производитель печалится. Неудовлетворенный отечественный потребитель предвкушает. Однако первому рано готовить себе мыло и веревку, а второму - корзинку для шопинга под лозунгом «Налетай, подешевело!». И дело, конечно, не в том, что в стадию «мы вот-вот завершим переговоры» РФ вступила еще лет 15 назад и уже лет пять ее руководители не исключают возможности вступления в ВТО «до конца этого года». Просто они обещали, что РФ не будет вступать в ВТО на невыгодных условиях. Приемлемые для РФ условия таковы, что скорых перемен никому ждать не стоит.

«Вступление в ВТО выгодно России, но эффект будет заметен только со временем. В течение первого года ни потребитель, ни производитель вообще ничего не увидят и не почувствуют. Со второго года после присоединения к ВТО импортные таможенные пошлины начнут снижаться, но это снижение будет постепенным, в течение оговоренных переходных периодов»,- объясняет профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Кстати, выгоды, связанные с облегчением доступа российских товаров на внешние рынки, могут быть значительны: Всемирный банк оценивал их в $40-50 млрд в год в среднесрочной перспективе и более чем в $170 млрд - в долгосрочной. Правда, с оговоркой: «В случае проведения реформ, которые облегчат ведение бизнеса и позволят использовать преимущества ВТО».

Простой обыватель на первых порах действительно мало что почувствует. По прогнозу Минэкономики, дополнительное снижение средневзвешенной ставки таможенных тарифов «с первого года имплементации» оценивается в 0,8 процентного пункта. При объеме годового импорта примерно $340 млрд выходит примерно по 600 руб. в год на каждого жителя страны. А если вспомнить, что импортируем мы не только товары конечного потребления, но еще и оборудование, и учесть, что большая часть потребления приходится на наиболее обеспеченные 10-20% населения, можно смело утверждать: у ВТО нет никаких шансов стать для отечественного потребителя той любовью, которая «нечаянно нагрянет».

Романтический ужин

Самый простой путь к сердцу - через желудок - в данном случае затруднителен. Большей частью необходимого продовольствия Россия обеспечивает себя сама, и снижать таможенную защиту основных сельскохозяйственных товаров никто и не помышлял. Более того, как напоминал обеспокоенным аграриям Дмитрий Медведев, по некоторым позициям Россия даже «имеет право увеличивать ставки ввозных таможенных пошлин». Дело в том, что за верхний предел ставок (или «уровень связывания») в большинстве случаев взят уровень 2002-2006 годов, когда шли основные переговоры. Между тем средневзвешенная ставка пошлины на сельхозтовары в РФ составляет, согласно статистике ВТО (данные на 2009 год), 17,6% - это уже ниже предела в 18%, о котором договаривалась Россия первоначально.

Говорилось о возможной либерализации условий доступа или небольшого снижения ставок для не произрастающих в нашей стране овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т. п.). Но тут потенциал не очень велик, поскольку большая их часть уже сейчас облагается пятипроцентной пошлиной, а некоторые, например киви,- нулевой. Можно, скажем, обнулить и остальные (все равно это странно: облагать пошлиной то, что сами не выращиваем) или убрать специфическую часть из комбинированных пошлин, установленных для цитрусовых и бананов (5%, но не менее €0,02-0,035 за 1 кг), но очевидно, что к радикальному их удешевлению этот шаг не приведет.

Снижения пошлин на те продукты, что в РФ производятся, но в недостаточном количестве,- молоко и мясо (доля импорта по этим позициям, согласно Росстату, составляет порядка 25-30%) - тоже не ожидается. Сейчас они на уровне 15%, а на мясо птицы, свинину и говядину, поставляемые вне квот, доходят до 75-80%. Квоты невелики: к примеру, в этом году квота на говядину (560 тыс. т) была выбрана за первые пять месяцев. На 2012 год она останется на прежнем уровне, квота на свинину будет 320 тыс. т, на мясо птицы - 250 тыс. плюс еще 80 тыс. т фарша. И весь этот механизм сохранится, похоже, как минимум до 2020 года - если изменения и будут, то не ошеломляющие. В частности, по предварительным данным, на последней стадии переговоров Россия пожертвовала правом менять размер квот в течение года и обязалась обеспечить прозрачность режима их перераспределения между странами-поставщиками.

Как видно, отечественный производитель (для которого вдобавок выторговано еще и $9 млрд господдержки со снижением примерно до $4,4 млрд к 2017 году) оказывается вполне защищен от сценария, которым в последние годы принято пугать население.

На Украине, как напоминает гендиректор фирмы «2К Аудит - Деловые Консультации» Тамара Касьянова, при вступлении в ВТО серьезно снизили пошлины (а по ряду позиций даже обнулили), что привело к резкому увеличению импорта мяса и овощей и других продуктов. И это в стране, где «агропромышленный комплекс исторически очень сильно развит». «В 2007 году отрицательное сальдо торгового баланса Украины составляло около $11,4 млрд. После вступления в ВТО в 2008 году оно резко увеличилось - до $18,5 млрд»,- указывает она.

Под угрозой оказалось даже национальное украинское достояние, и минувшей весной перепуганный Кабинет министров ввел лицензирование импорта свинины вообще и «сала без постных частей» в частности. В обоснование решения украинские СМИ приводили трагические цифры: в стоимостном выражении импорт сала вырос за год (январь-февраль 2011-го к январю-февралю 2010-го) почти в 15 раз. Однако в абсолютных цифрах он оставался символическим - 7 т на $15 тыс.

С продуктовой точки зрения факт вступления в ВТО для потребителя (если только он не зарабатывает на жизнь, скажем, экспортом зерна) почти ничего не изменит. Съесть ананас, импортированный по ставке 5%, предварив его беспошлинной отечественной курицей, можно уже сейчас. Но, может быть, со временем снизится пошлина на шампанское...

Или производителям и импортерам вин удастся, используя процедуры ВТО, добиться от российских властей устранения хотя бы части нетарифных барьеров, которые делают нерентабельным ввоз немассовых вин. Именно сертификационные процедуры, а не ввозные пошлины сейчас убивают конкуренцию на этом рынке и заставляют нас изрядно переплачивать даже за очень посредственные напитки, признаются виноторговцы.

Подарки для девушки

Еще один относительно легкий и доступный способ добиться любви - через меховые изделия - вообще-то уже использован.

Когда-то импортная пошлина на одежду из шкурок норки, нутрии, лисицы, песца и прочего натурального меха составляла 20%, но не менее €30 за штуку. В середине 2007 года в духе соглашений, достигнутых к тому времени в рамках переговоров о вступлении в ВТО, адвалорная (то есть исчисляемая в процентах от стоимости) часть ставки на большинство изделий была снижена сразу в два раза - до 10% (специфическая часть осталась прежней). Сейчас единый таможенный тариф предусматривает высокую ставку (20%, но не менее €50 за штуку) только на одежду из шкурок бельков - детенышей тюленя. Нельзя же поощрять в людях варварство. Что характерно, ставка на искусственный мех как была 10%, так и осталась. И ничего с ней в обозримой перспективе не произойдет - любимым все равно такое не дарят.

Ставки на импортную одежду тоже давно поменялись. Если раньше они были на уровне 20%, но не меньше €2,5 за кило (да-да, одежду меряют в килограммах!), то сейчас тариф - 10%, но не меньше €4 за 1 кг. Обычная логика вытеснения «серого» импорта.

С импортным бельем произошла аналогичная печальная история. С 20% (но не меньше €2 за 1 кг) ставка была снижена до 10% (но не меньше €3 за 1 кг). Судя по ценникам, красивый жест остался, пардон за каламбур, совершенно не оцененным.

В общем, как-то особенно приодеться в честь вступления в ВТО не получится. И что самое обидное, ведь нельзя сказать, что ничего не изменилось. Изменилось! Просто очень давно. И граждане этого в массе своей даже не заметили.

На приятных мелочах сильно сэкономить тоже не получится. Второе десятилетие, к примеру, остаются неизменными ставки на живые цветы - 15%, но не менее €0,9 за 1 кг (опять килограммы!). Да и шоколадные конфеты облагаются не по самой маленькой ставке (20%, но не менее €0,6 за 1 кг), но это вовсе не значит, что кто-то собирается ее снижать.

Зато еще в декабре 2005 года правительство обнулило пошлину на импорт какао-бобов. Не из-за ВТО даже, просто ради стимулирования родной кондитерской промышленности. Но какой потребитель вспомнит сейчас об этом благородном поступке? Его даже не все производители оценили - жаловались, что оборудование для полного цикла превращения какао-бобов в конфеты есть далеко не у всех, а какао-порошок и какао-масло как облагались пошлиной 5%, так и облагаются.

Дорогая иномарка

Изменение таможенных пошлин на легковые автомобили тоже может остаться не замеченным потребителями, хотя в этом случае первоначальное снижение ставок должно быть быстрым и существенным. Дело в том, что введенная в январе 2009 года и действующая по сей день ставка с адвалорной частью 30% (специфическая колеблется в зависимости от объема двигателя) считается антикризисной мерой и должна бы вернуться обратно на уровень 25% уже в первый год с момента присоединения к ВТО. Правда, после этого отечественный автопром может еще долго привыкать к новой реальности - дальнейшее снижение пошлин до условленного уровня 15% будет идти поэтапно в течение семи лет.

Но снижать розничные цены вслед за таможенными пошлинами никто не обещал - об этом некоторые честные автодилеры потенциальных покупателей уже предупредили. У них, дескать, масса других издержек: НДС, транспортировка... Инфляция, в конце концов. Эти мелкие бытовые трудности способны на корню загубить и без того постоянно находящуюся под угрозой любовь отечественного потребителя к либеральному режиму международной торговли.

С другой стороны, горячей любви потребителя никто и не требует. Вступление в ВТО - это, как выразился давеча Дмитрий Медведев, «неизбежность как для России, так и для самой ВТО», потому что, говорит, не может быть, чтобы такая огромная страна, и не была в ВТО. И еще произнес традиционные слова насчет комфортных условий для работы частного капитала, противодействия коррупции и преодоления административных барьеров.

И ладно бы Медведев - даже агентство Fitch, приводя в пример Китай, искренне считает, что в перспективе, если российские обязательства по членству в ВТО будут полностью выполняться, оно, членство, «должно укрепить доверие к деловому климату (недостаточно благоприятному на сегодня), способствовать прямым иностранным инвестициям, диверсификации и потенциальному росту».

Честно говоря, без всего этого России попросту не видать ежегодного выигрыша в $170 млрд. Обидно будет его не получить. Если любовь не задалась - пусть будет удачный брак по расчету.

Надежда Петрова

«КоммерсантЪ» 15.11.11г.

Российский авторынок ждет перегрузки в результате снижения пошлин при вступлении страны в ВТО

Обнародованные вчера новые условия импорта в Россию новых и подержанных автомобилей в рамках ВТО вряд ли окажут существенное влияние на рынок легковых машин — задуматься об отказе от производства в стране могут только японские Honda и Mazda. Зато российские производители грузовиков, пошлины на которые упадут резко и быстро, ждут "катастрофы" в результате резкого роста импорта подержанных и китайских автомобилей.

Вчера глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков подтвердил информацию "Ъ" от 10 ноября о динамике пошлин на автомобили, после того как Россия войдет в организацию. Пошлины уменьшатся с 30% до 25% с момента присоединения, в течение трех лет останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по 2,5% в год до уровня 15% через семь лет. На подержанные автомобили с момента присоединения к ВТО будет установлена пошлина 25% "с разными специфическими ставками". Она не будет меняться пять лет, а затем в течение двух лет будет снижена до 20%. На автомобили старше семи лет пошлина останется неизменной, то есть составит €2,5-5,8 за 1 куб. см двигателя.

При этом пошлины на грузовые автомобили будут резко снижены сразу же после вступления России в ВТО, рассказали "Ъ" несколько источников на авторынке. По их данным, на новые самосвалы массой от 20 тонн пошлина составит 10% вместо нынешних 25%, а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы возрастом от трех до пяти лет пошлина в размере 30% понизится до 15%, а через три года — до 10%, при этом дополнительная ставка €2,2 за 1 куб. см двигателя будет отменена. Пошлина €4,4 за 1 куб. см для самосвалов возрастом от пяти до семи лет тоже будет заменена ставкой в размере 15%, которая через три года упадет до 10%. "Большое удивление вызывает то, что резко упадет и пошлина на самые старые самосвалы старше семи лет, сейчас она составляет €4,5, но сразу же после вступления в ВТО станет всего €1",— подчеркнул собеседник "Ъ".

Упадут и пошлины на седельные тягачи, продажи которых после кризиса растут быстрее всего (на 168% за полгода). Источники "Ъ" рассказывают, что после вступления в ВТО пошлины на новые тягачи составят 15% против нынешних 25%, а через три года — до 10%. На технику возрастом от трех до пяти лет пошлины снизятся с 30% до 15%, а через четыре года — до 10%. Пошлина на седельные тягачи старше семи лет, которая сейчас составляет €2,2 на 1 куб. см двигателя, сразу опустится до €1.

"Скорее всего, снижение таможенных пошлин на легковые автомобили не вызовет резкого роста их импорта — в Россию в основном ввозятся машины средней стоимостью около $21 тыс., но наибольшим спросом пользуются автомобили более бюджетного сегмента, которые стоят в среднем $18 тыс. и будут собираться в России",— считает Михаил Пак из ИК "Атон". По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за девять месяцев этого года в Россию было импортировано 694 тыс. машин на $13 млрд. По оценкам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, речь идет о 605 тыс. машин на $20,6 млрд. "Снижение пошлин может оказать воздействие в первую очередь на планы японских производителей, таких как Honda и Mazda, которые собирались запустить свои производства на Дальнем Востоке (впрочем, планы Honda до сих пор официально не подтверждены.— "Ъ"),— считает Иван Бончев из Ernst & Young.— Возможно, они переориентируются на импорт, поскольку объемы планируемых производств невелики, и на окупаемость они выйдут как раз через семь лет, когда пошлина составит 17%".

Зато российские производители грузовиков ждут "катастрофы", поскольку "рынок будет полностью открыт для импорта подержанной и дешевой китайской техники". "К тому же по новым нормам все грузовики возрастом до трех лет вне зависимости от пробега попадают в категорию новых",— добавляет один из собеседников "Ъ". Другой источник "Ъ" уточняет, что договоренности об уровне пошлин были достигнуты еще в 2003-2004 годах, но "почти никто в отрасли не знал о них, информация, какая реально будет ситуация, появилась лишь в начале года, когда ничего поделать было уже нельзя".

По данным Минпромторга, в январе-августе в Россию было ввезено около 25 тыс. грузовиков, из них около 90% пришлось на седельные тягачи. "Импорт грузовиков массой 14-40 т по итогам этого года может составить около 30 тыс. машин, через пять лет с учетом снижения пошлин он может вырасти до 50 тыс. машин,— считает Михаил Пак.— Но производители, которые построили уже свои заводы в России, вряд ли будут полностью переориентироваться на импорт, поскольку в стране слабо развито обслуживание иностранных грузовиков, и производителям логичнее развивать производство здесь, параллельно вкладываясь в дистрибуторскую сеть и сервисные центры". С этим согласен коммерческий директор российского представительства Scania Андрей Чурсин, который уверен, что, несмотря на снижение пошлин, "логистически удобно производить грузовики в России", поскольку объемы продаж в стране будут быстро расти на фоне высокого износа парка.

Егор Попов

«Ведомости» 15.11.11г.

Пошлина на автомобили уменьшится, а цены — нет

Ради вступления в ВТО Россия обязалась единовременно снизить пошлины на иномарки с 30 до 25%, а затем в течение семи лет — до 15%. Но цены на автомобили от этого меньше не станут, уверены эксперты.

Россия согласилась снизить адвалорные пошлины на новые легковые автомобили с 30 до 25%. Это произойдет с момента присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО), сообщил руководитель российской делегации на переговорах Максим Медведков (цитаты по «Интерфаксу»). По его словам, затем в течение трех лет ставка останется неизменной, после чего ежегодно в течение четырех лет будет снижаться примерно на 2,5 процентного пункта. Чиновники планируют завершить процесс вступления в ВТО летом 2012 г. Таким образом, к этому времени ставка пошлины составит 25%, а к лету 2019 г. — 15%.

Еще сильнее в следующем году должна упасть пошлина на подержанные иномарки возрастом 3-7 лет: с 35 до 25%. Затем в течение пяти лет ставка меняться не будет, следует из заявлений Медведкова, после чего за два года упадет до 20%. Как пояснил Медведков «Ведомостям», специфическая ставка снизится с 1,2-2,8 евро за 1 куб. см до примерно 0,7-1,6 евро.

Машин старше семи лет договоренности не касаются, подчеркнул Медведков. Сейчас для них действуют запретительные ставки: от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см (адвалорной нет).

В цене автомобиля в салоне отчисления в бюджет и таможенные сборы составляют примерно половину, около 5% приходится на маржу дилера, еще 10% — дистрибутора, а на отпускную цену — лишь около 35%, объясняет руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив. По его мнению, летом ждать снижения цен на иномарки не стоит: против этого сыграют инфляция, рост маржи дилеров и дефицит наиболее популярных моделей. Поскольку снижение пошлин будет очень медленным и займет семь лет, радикального изменения в объемах импорта или стоимости автомобилей в следующем году и в краткосрочном плане не произойдет, согласен партнер PwC Стенли Рут. Никто из производителей не заинтересован в снижении цен, поэтому их уровень после снижения пошлин будет зависеть от спроса, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: если он останется высоким, то и цены не уменьшатся.

Вопросы ценовой политики — полностью в ведении импортеров автомобилей, утверждает президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. Производители отказываются прогнозировать изменение цен. Представитель Ford-Sollers отказался от комментариев, его коллеги из General Motors и Toyota лишь заметили, что пошлина — не единственное звено ценообразования.

Сейчас на иномарки приходится примерно треть продаж (см. врез). Изменение пошлин вряд ли повлияет на это соотношение, считает Удалов: планы автоконцернов будут зависеть от себестоимости производства автомобилей в России и затрат на логистику. Скорее всего они по-прежнему будут производить в России массовые модели, а остальные — импортировать, полагает эксперт. Рут, наоборот, считает, что через семь лет картина российского автомобильного рынка радикально изменится: сильно вырастет производство автомобилей на территории России.

ИИ «Well News» 15.11.11г.

Пошлины на импорт высокотехнологичной продукции обнулятся для России в самое ближайшее время

Плохие новости разлетаются быстро, хорошие, временами, еще быстрее. Вот и сейчас информация, что в России наконец-то обнулятся пошлины на продукцию относящуюся к высокотехнологичной. Данное событие непосредственно связано с присоединением России к Всемирной торговой организации.

Стоит отметить, что полный список высокотехнологичного оборудования, о котором идет речь, до сих пор не был оглашен и конкретные сроки обнародования информации в данный момент не известны. Люди, связанные с рынком телекомуникаций и таможенные брокеры, уверяют, что в списке неприменно будут присутствовать мобильные телефоны. По словам представителя Федеральной таможенной службы, в пошлина для стран Всемирной торговой организации на мобильные телефоны равна нулю.

Федеральная таможенная служба так же причисляет мобильные телефоны к высокотехнологичной продукции. Несколько месяцев назад ФТС предлагала как раз наоборот поднять таможенные пошлины почти на двадцать устройств относящихся к высокотехнологичным сразу на десять процентов. В их числе были: устройства "принтер сканер", компьютеры, навигаторы, мобильные телефоны, базовые станции. Как утверждает Федеральная таможенная служба. постоянно растет доля товаров, при ввозе которых установлена пошлина в пять процентов (или отсутствует вообще). Ее уровень в 2010 достиг 46,6 процентов от общей сумме товаров импорта.

Возможно изменения коснуться не только высокотехнологичного оборудования, Россия получит возможность отменить лицензирование техники, содержащей элементы и средства криптографии(шифрования): сотовые телефоны, bluetooth-гарнитуры, компьютеры и многое другое. Напомним,что ФТС с 2010 года проведение нотификации каждой модели с криптографией и получение лицензии сделала обязательными.

В РАТЭК считают это очень большим шагом вперед, так как много продуктов массового спроса из-за обязательной нотификации попадает в Россию с задержкой, а в иных случаях не попадает совсем.

ИИ «vesti.az» 15.11.11г.

Таможенные службы Азербайджана и Казахстана подписали соглашение

Высокую оценку получил опыт работы таможенной службы Казахстана на VII заседании Комитета глав правоохранительных подразделений, являющегося важнейшим органом Совета руководителей таможенных служб стран СНГ.

Как передает Vesti.Az со ссылкой на kazpravda, в работе заседания приняли участие представители Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, России и Украины, а также исполкома СНГ и таможенных администраций Латвии и Эстонии.

Рассказывая об опыте работы казахстанских таможенников, начальник управления по борьбе с контрабандой Комитета таможенного контроля Минфина Казахстана Бакыт Тынысбеков отметил, что обеспечение национальной и экономической безопасности – важнейшее направление их деятельности. Особый упор делается на пресечении контрабанды наркотиков, оружия, редких видов флоры и фауны, незаконного оборота культурных ценностей и произведений искусства.

Доказала высокую эффективность практика проведения широкомасштабных операций, таких как «Валюта», «Курьер», «Наркобарон», «Саранча» и других. Например, во время акции «Специальные технические средства» выявлено 33 факта незаконного перемещения подобных приборов через внешнюю границу союза, изъято 80 единиц специальных средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности.

– Презентация опыта работы казахстанских таможенников свидетельствует о необходимости проведения подобных встреч, – констатировал на заседании председатель Комитета глав правоохранительных подразделений стран СНГ, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Александр Васильев. – Мы перенимаем друг у друга прогрессивные формы, методы деятельности, учимся эффективному взаимодействию.

По итогам встречи рассмотрены предварительные результаты международной специальной таможенной операции «Часовой», направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Проведены двусторонние переговоры, в ходе которых подписаны межведомственные соглашения с Азербайджаном, Кыргызстаном и Украиной.

«Комсомольская правда в Ростове-на-Дону» 15.11.11г.

В Ростовском аэропорту задержали мужчину, который пытался незаконно пронести женскую одежду

Теперь ему грозит крупный штраф

Сегодня, 15 ноября, сотрудники таможенного поста Ростовского аэропорта
обнаружили в багаже пассажира, прилетевшего из Стамбула, незадекларированный товар.

- Партию женской одежды ростовчанин пытался пронести по «зеленому коридору», однако наличие в чемодане 90 женских вещей весом 53 килограмма, заставили усомниться инспектора, что одежда предназначена для личного пользования, - сообщает Ростовская таможня.

В отношении ростовчанина, нарушившего правила, возбуждено дело об административном правонарушении.

ИА «РБК – Южный регион» 15.11.11г.

Инспектор Таганрогской таможни обвиняется в получении взятки на сумму 400 тыс рублей.

Главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Куйбышево Таганрогской таможни (Ростовская обл.) Андрей Коробка обвиняется в получении взятки на сумму 400 тыс рублей. Об этом сообщает пресс-служба Южной транспортной прокуратуры.

Согласно сообщению, инспектору инкриминируется п. "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере). Обвинительное заключение по делу Коробка утверждено Южным транспортным прокурором.

Как установлено предварительным следствием, Коробка получил 400 тыс. руб. за содействие в незаконном перемещении через границу РФ ювелирных изделий, подлежащих обязательному таможенному оформлению. Уголовное дело расследовалось Южным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ.

Сайт Южной транспортной прокуратуры 15.11.11г.

Суд подтвердил законность действий Южной транспортной прокуратуры при рассмотрении обращения

22.08.2011 в Южную транспортную прокуратуру поступило обращение представителя ООО «Восток Сервис» Небавского Н.А. о ненадлежащем рассмотрении жалоб общества должностными лицами Южного таможенного управления и Южной оперативной таможни, а также о необходимости привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

По результатам рассмотрения обращения первым заместителем Южного транспортного прокурора Мальцевым А.Я. принято решение об отклонении жалобы. В заявлении конкретные факты совершения каких-либо преступлений приведены не были, в ходе проверки признаки преступлений также не установлены. С учетом изложенного, основания для направления материалов в орган предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ отсутствовали.

Не согласившись с указанным решением, представитель ООО «Восток Сервис» обратился в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ, в которой просил суд признать действия Южной транспортной прокуратуры незаконными.

Суд, изучив материал проверки, признал решение прокуратуры законным, в удовлетворении жалобы отказал.

11.11.2011 решение суда вступило в законную силу.

«Российская бизнес – газета» 15.11.11г.

Один орган на троих

Создается антимонопольная служба Таможенного союза

На новенького

- Когда была выдвинута идея о создании наднационального антимонопольного органа Таможенного союза?

- О необходимости создания наднационального органа по конкуренции речь шла достаточно давно, еще в декабре прошлого года между нашими странами было подписано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. Именно тогда и договорились, что необходима структура, которая в числе прочих возьмет на себя функции по проведению конкурентной политики в едином экономическом пространстве. В этом году в Астане оговаривались технические детали формирования нового органа.

- Кому будет подчиняться этот орган?

- В рамках Таможенного союза создается Евразийская экономическая комиссия. По предварительному подсчету, этой комиссии Соглашениями, формирующими ЕЭП, передается около 90 функций и полномочий (не считая уже возложенных полномочий в сфере таможенно-тарифного регулирования). Это полномочия в сферах макроэкономики, естественных монополий, промышленных субсидий, железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, государственных закупок и, что немаловажно, конкуренции. Будет сформирована двухуровневая система наднационального регулирования. Первый уровень (межгосударственный) - Совет Комиссии, формируемый из первых заместителей председателей правительств сторон. Второй уровень (наднациональный) - коллегия комиссии, состоящая из профессиональных международных чиновников, назначаемых президентами сторон. Как раз одному из членов этой коллегии и будет подчиняться новый наднациональный антимонопольный орган - пока мы называем его Департамент по конкуренции.

В рамках ТС создается Евразийская экономическая комиссия, ей передается около 90 функций и полномочий, в том числе в сферах естественных монополий и конкуренции

- Вам не кажется, что структура получилась чересчур сложноподчиненной? Не приведет ли это к затягиванию рассмотрения дел по конкуренции в рамках ТС?

- Нет, планируется создание специальной процедуры рассмотрения дел. Наша задача, чтобы сроки рассмотрения были приближены к действующим в настоящий момент в ФАС России, а это в среднем от трех до шести месяцев. При этом бывают случаи, когда Европейская комиссия расследует дела о нарушении конкуренции даже в течение нескольких лет. И это нормально. Это связано с тем, что приходится распутывать клубок сложных экономических взаимоотношений. Безусловно, рассмотрение подобных дел требует тщательного экономического анализа и не может идти как по конвейеру.

- Кто будет возглавлять антимонопольный департамент ТС?

- Пока об этом говорить еще рано - решение не принято.

Но очень важно, что состав департамента планируется формировать на конкурсной основе, где ключевым критерием является профессионализм соискателей.

- А кем будет финансироваться новый наднациональный орган по конкуренции?

- В настоящий момент рассматривается возможность выделения финансовых средств из бюджетов трех государств.

- Когда новый наднациональный орган начнет работать?

- Надеюсь, что уже в 2012 году он сможет функционировать как рабочий орган. Отмечу, что Евразийская комиссия по Таможенному союзу уже сейчас работает в новом формате. И как только будет ратифицировано соответствующее соглашение, новый орган приступит к своей деятельности. Передача полномочий департаменту будет осуществляться постепенно - в три этапа. Так, не позднее чем через 20 месяцев со дня вступления в силу Соглашения о конкуренции передаются полномочия по контролю за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию, через 22 месяца - по контролю за соблюдением запрета на антиконкурентные соглашения и уже через 24 месяца - полномочия по контролю за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением.

Это делается для того, чтобы переход был максимально безболезненным, чтобы успела сформироваться необходимая нормативно-правовая база. Причем вновь созданный Департамент по конкуренции ТС заберет часть полномочий национальных антимонопольных органов - ФАС России, Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции и подразделения, отвечающего за конкурентную политику в Белоруссии.

Сейчас мы совместно с ФАС России проводим активную работу по разработке основных положений для антимонопольного органа: как будут рассматриваться дела, в каком порядке они будут обжаловаться и т.д.

Еще очень важное условие для функционирования нового наднационального органа - появление коллегии суда ЕврАзЭС, в компетенцию которой будет входить рассмотрение антимонопольных дел. По крайней мере, для нас это новация. Аналога такой коллегии суда со специализации судей на антимонопольных делах в России нет.

Лицо, интересы которого ущемлены, имея на руках решение Департамента по конкуренции ТС, сможет сразу отправляться к судебным приставам.

- Какими конкретно полномочиями будет наделен Департамент по конкуренции ТС?

- Это надзорный орган. Прежде всего он будет осуществлять контроль за нарушениями антимонопольного законодательства. Очевидно, что им должны рассматриваться дела о трансграничных нарушениях, затрагивающих территории хотя бы двух государств.

В настоящее время разрабатываются критерии тех дел, которыми будет заниматься департамент и которые должны быть утверждены Межгоссоветом ЕврАзЭс. Будет определен круг полномочий нового антимонопольного органа. Одно из предложений Минэкономразвития России, которое сейчас обсуждается, заключается в том, что необходимо исходить из объема товарообмена между странами. Таким образом, будут существовать категории дел, которые автоматически попадут в пределы компетенции новой структуры. И те субъекты, которые будут считать, что их права ущемлены, должны сразу обращаться с заявлением не в национальный антимонопольный орган, а в Департамент по конкуренции.

- Сейчас в странах Таможенного союза пока разные позиции по общему рынку товаров, услуг и по ценовому пространству. Так, белорусская сторона уже который год настаивает на том, что равноправной конкуренции на общем рынке ТС быть не может. Минск против унификации ценовой политики внутри ТС. Опасения связаны с тем, что придется "подтягиваться" белорусским (и казахстанским) оптовым и розничным ценам на один уровень с российскими. Белорусы полагают, что сначала необходимо если не обязать, то, по крайней мере, стимулировать производителей во всех странах ТС снижать себестоимость производства. Как вы считаете, на каких принципах возможно формирование общего ценового пространства РФ, Беларуси и Казахстана?

- Нужно понимать, в настоящий момент идут только переговорные процессы, что будет в окончательном варианте - время покажет. Сейчас стороны стремятся договориться о взаимных уступках. В Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции есть специальный раздел, где говорится, что в случае введения ценового регулирования на территории какой-либо из стран ЕЭП остальные участники Соглашения вправе обжаловать это решение, если оно ограничивает конкуренцию. К примеру, если искусственно, мерами государственного регулирования снижаются цены, то автоматически рынок становится непривлекательным для новых участников.

В Соглашении заложена и определенная процедура, подразумевающая, что представители любой из стран-участниц, наблюдая нарушения в вопросе регулирования конкуренции, могут напрямую обратиться в Евразийскую экономическую комиссию, и она сможет отменить это регулирование.

Нужно понимать, что государственное регулирование цен вводится в крайних случаях. К примеру, в целях защиты здоровья и безопасности людей. Либо регулирование может вводиться на социально значимые товары, но тогда это делается на фиксированном рынке на небольшой период времени. В остальных случаях мы заранее подразумеваем, что госрегулирование - это риски для конкуренции.

- Предписания, которые будет выносить новый Департамент по конкуренции в странах ТС, не будут просто рекомендательными?

- Все предписания будут обязательными к исполнению. Вплоть до того, что решения, вынесенные этим органом, будут автоматически получать статус исполнительного листа во всех трех странах. Лицо, интересы которого ущемлены, имея на руках решение Департамента по конкуренции ТС, сможет сразу отправляться к судебным приставам. Никакого дополнительного подтверждения не потребуется, решение нового органа будет иметь прямую силу.

Размер штрафов предполагается таким же, как и в России - примерно 2% с оборота. Ожидается, что штрафные санкции будут достаточно ощутимы для компаний, ведь предметом рассмотрения будут достаточно крупные нарушения.

- По каким вопросам сложнее всего договориться трем странам-участникам? По поводу чего больше всего возникает споров?

- К примеру, у наших стран разные критерии доминирования, определяющие, какую долю рынка должна занимать компания, чтобы автоматически признаваться доминирующей. В Казахстане это 35%. В нашей стране критерий выше - 50%. Очевидно, что при создании нормы международного права нам будет необходимо договориться о единых подходах в этом вопросе.

Разные подходы есть и по другим вопросам, но мы уверены, что сможем договориться - иных вариантов нет.

Справка "РБГ"

Горохова Марина Павловна родилась 24.09.1982 г. в Потсдаме, ГДР. В 2004 г. окончила Ульяновский госуниверситет по специальности "Юриспруденция". С 2003 по 2006 гг. работала на различных должностях УФАС по Ульяновской обл. С 2006 по 2008 гг. - в Управлении контроля ТЭК ФАС России; в 2008-2011 гг. - начальник отдела развития конкуренции Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков минэкономразвития. В августе 2011 г. назначена заместителем директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России. В октябре 2011 г. возглавила этот департамент.

Ольга Бухарова

* * *

В ВТО с примечаниями

Поправка Джексона - Вэника в отношении РФ может сохраниться

Группа американских сенаторов и конгрессменов обратилась с письмом к официальному представителю США по внешнеторговым вопросам Рону Кирку. Руководитель этой группы - председатель финансового комитета в сенате США демократ Макс Бокус. В письме предложено сохранить в отношении России и после ее вступления в ВТО действие поправки конгрессменов Генри Джексона-Чарльза Вэника (1974г.) к закону США "О торговле".

В письме, подписанном 23 конгрессменами, указано, что "...меры, ограничивающие свободную торговлю с Россией - в частности, поправка Джексона-Вэника, - могут сохраниться в ближайшем будущем, даже несмотря на то, что администрация президента США Барака Обамы выступает за вступление России в ВТО". Судя по документу, конгрессменов беспокоят действующая в РФ защита прав интеллектуальной собственности; ограничения на беспошлинный доступ для американских информационных технологий; ограниченный доступ американских сельхозпродуктов на рынок России; государственная политика в области инвестиций в автомобильную промышленность, которая ставит американский бизнес в невыгодное положение.

Кстати, еще в апреле 2011-го главный советник Б. Обамы по России Майкл Макфол заявил, что как только через конгресс пройдут соглашения о свободной торговле США с Колумбией, Панамой и Южной Кореей, в диалоге администрации с законодателями реально возникнет тема отмены поправки в отношении РФ. И, по словам М. Макфола, получении ею постоянного статуса нормального торгового партнера. Отметим, что эти соглашения конгресс одобрил в середине октября 2011 года.

"Компании из нашего и других штатов активно размещают заказы в РФ - в частности, по двигателестроению, энергетическому, титаносодержащему, транспортному оборудованию, импорту титана. То есть поправка Джексона-Вэника, в принципе, не препятствует связям в таких отраслях, - разъяснил "РБГ" Влад Глен, замдиректора представительства министерства делового и экономического развития штата Мэриленд. - Однако по ряду "американских" причин эту поправку в отношении РФ могут не отменить при администрации Б. Обамы. Новая же администрация США, полагаю, отменит действие поправки".

Алексей Чичкин

* * *

По регламенту не выпьешь

Выставленный на общественное обсуждение проект техрегламента Таможенного союза (ТС) "О безопасности алкогольной продукции" наделал много шума. Больше других озабочена сейчас пивоваренная отрасль.

В регламенте предлагают считать пивом только тот напиток, в котором не менее 80% солода. Производители пива обеспокоены тем, что в этом случае многие отечественные и заграничные сорта пива в нашей стране будут признаны лишь пивным напитком. Да и проблемы с сырьем усугубятся.

Сегодня Россия не может производить достаточно подходящего для пивоварения ячменя в силу климатических условий, объяснили "РБГ" в Союзе российских пивоваров. За последние десять лет количество импортного сырья, используемого в российском пивоварении, снизилось с 80 до 20%. С принятием же существующей редакции техрегламента пивовары будут вынуждены наращивать поставки сырья из-за рубежа и как следствие увеличивать стоимость конечного продукта.

Чтобы этого не произошло, Союз пивоваров предлагает использовать советский ГОСТ, по которому пиво могло содержать 50% несоложеных материалов. С аналогичной инициативой выступает Казахстан. Белоруссия, в свою очередь, настаивает на создании отдельного техрегламента на пиво.

Кроме того, авторы регламента предлагают запретить розлив алкоголя в пластиковые бутылки. В Казахстане такой запрет был введен еще в конце девяностых. По "официальной" версии, из-за отсутствия сертификатов качества на пластиковую упаковку. Но аналитики рынка объясняют этот запрет желанием казахов поддержать свою пивоваренную отрасль. На границе Казахстана и РФ находятся российские пивные заводы, которые производят пиво в ПЭТ, что делает российскую продукцию более дешевой и конкурентоспособной. Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз недоумевает, почему запрещают ПЭТ для алкоголя, хотя по всему миру в пластик спиртные напитки разливают, а для другой продукции пластиковую упаковку допускают - сама по себе пластиковая тара не опасна и оснований ее запрещать нет.

Белорусы вряд ли откажутся от ПЭТ, предполагает Дробиз. Так как у них около 75% спиртного разливают в пластик. У нас в ПЭТ разливается около 50% пива, поэтому его запрет приведет к тому, что мощности пивных заводов упадут вдвое, предупреждают пивовары. Это в свою очередь повлечет снижение налоговых поступлений в бюджет и рост безработицы. Помимо этого проблемы возникнут и в смежных отраслях, например, в ресторанном бизнесе, где активно используются кеги (специальные емкости, служащие для транспортировки и продажи напитков на разлив), которые преимущественно пластиковые, и на производстве ПЭТ-упаковки, где пивная отрасль забирает около 30% выпускаемой продукции.

Пивовары уповают еще и на то, что ПЭТ экологична и легко поддается переработке. За последние 8 лет было построено 10 заводов по переработке ПЭТ-тары, сообщили "РБГ" в Союзе пивоваров.

Кстати, в принятом Таможенным союзом в августе техрегламенте "О безопасности упаковки" на небезопасность пластиковой тары не указывается.

Анастасия Дуленкова

«Известия» 15.11.11г.

Украинские депутаты задумались о Евразийском союзе

В Верховной раде формируется группа для воплощения идеи, высказанной Владимиром Путиным

На круглом столе «Известий в Украине», состоявшемся в Киеве, обнародован проект создания в Верховной раде межфракционной депутатской группы, которая будет добиваться вступления Украины в Евразийский союз.

— Сегодня, в условиях глобальной экономики, процессы более благоприятно развиваются в странах Азии, на постсоветском пространстве, — заявил автор инициативы депутат Валерий Коновалюк.

Окончательное решение по списочному составу еще не принято. По словам Коновалюка, в инициативную группу входит около 15 депутатов. Коновалюк, состоящий во фракции регионалов и недавно сам ставший членом Партии регионов, не называет имена единомышленников.

Валерий Коновалюк приобрел политическую известность, занимаясь парламентским расследованием незаконной продажи украинского оружия Грузии при президенте Викторе Ющенко.

— Нужно идти или в Европу, или в Азию. Движение сразу в две противоположные стороны ни к чему хорошему не приведет, — заявил «Известиям» противник инициативы, депутат от «Нашей Украины – Народной самообороны» Юрий Кармазин. — Пусть сотрудничают хоть с Африкой. Мы в это объединение не хотим, нам там делать нечего, мы в Европу движемся.

По прогнозам, в Евразийское межфракционное объединение могут войти парламентские представители партии коммунистов, половина депутатов от Партии регионов и Народной партии спикера Владимира Литвина. Если прогноз сбудется, членами объединения станут 24% депутатов Верховной рады.

— Задача Украины — идти в Евросоюз, не потеряв евразийские перспективы. Межфракционная группа, которая окажется под крылом правящей Партии регионов, должна осуществить эту задачу, — полагает президент украинского Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.

Член комитета Верховной рады по вопросам евроинтеграции Владимир Литвинов также считает, что необходимо двигаться в обоих направлениях — как в сторону ЕС, так и в сторону ЕврАзЭС.

Украинские «европессимисты» считают, что Киеву будет трудно выжить в зоне свободной торговли ЕС.

— Страны ЕС пытаются диктовать условия. Киеву тяжело найти с ними общий язык. Нам легче прийти к согласию на постсоветском пространстве, — считает экс-глава государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Валерий Алешин.

Евразийские идеи стали популярны в Киеве после выступлений в «Известиях» Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко.