Ознакомиться с ответами на часто задаваемые «таможенные» вопросы в разделе «Полезная информация»: Перейти на просмотр ответов
Сегодня 23 марта 2019 года
Для слабовидящих

Ответы на часто задаваемые вопросы

PDFПечатьE-mail

Наиболее часто задаваемые в обращениях граждан вопросы и ответы на них

Основная часть вопросов получателей государственной услуги – физических лиц, связана с перемещением товаров и транспортных средств для личного пользования (в том числе ввоз транспортных средств из Республики Армения).

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза регламентируются главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Физические лица имеют право ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары для личного пользования без уплаты таможенных пошлин при условии соблюдения следующих стоимостных, весовых и количественных норм, закрепленных в приложении № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии.

Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта не облагаются таможенной пошлиной, если их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и (или) вес не превышает 50 кг. Если ввозятся табак или табачные изделия, то не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке не облагаются таможенной пошлиной, если их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25кг. При ввозе табака и табачных изделий не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), доставляемые перевозчиком на таможенную территорию Евразийского экономического союза не облагаются пошлиной, в случае если их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица (с 1 января 2020г. - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес не превышает 31 кг). Табак и табачные изделия не облагаются пошлиной, при ввозе не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров для личного пользования), пересылаемые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Евразийского экономического союза не облагаются пошлиной если их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица (с 1 января 2019г. по 31 декабря 2019г. включительно, с 1 января 2020 г. если стоимость не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес брутто международного почтового отправления не превышает 31 кг).

Алкогольные напитки и пиво, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже не облагаются таможенной пошлиной при условии ввоза не более 3 л в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Не облагаются таможенными пошлинами независимо от стоимости и веса, следующие виды товаров для личного потребления:

- Награды в виде орденов, медалей, кубков, ввозимые любым способом награжденными за пределами таможенной территории Союза и (или) в адрес таких лиц при условии представления документов, подтверждающих получение таких наград.

- Спортивный инвентарь, фото- и видеооборудование, иные товары, используемые в профессиональной деятельности, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, физическими лицами, аккредитованными в государствах - членах Союза для участия в официальных международных спортивных, культурных, научно-исследовательских, образовательных и иных подобных мероприятиях, проводимых на территориях государств - членов Союза, ввозимые такими лицами любым способом и (или) в адрес таких лиц.

- Гробы с телами (останками) и урны с прахом (пеплом) умерших, ввозимые любым способом.

- Наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, ввозимые любым способом.

Пунктом 2 статьи 259 ТК ЕАЭС предусмотрена возможность осуществлять временное хранение товаров для личного пользования физическими лицами, имеющими намерения переселиться на постоянное место жительства в государство-член, получить статус беженца, вынужденного переселенца, в месте постоянного или временного проживания (пребывания) такого лица и (или) в иных местах, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно пункту 4 указанной статьи, для помещения товаров для личного пользования иностранного физического лица, указанного в пункте 2 настоящей статьи, на временное хранение такое лицо представляет таможенному органу заявление в произвольной форме с указанием в нем сведений, определяемых Комиссией, с приложением документов, подтверждающих заявленные сведения, а также документов, подтверждающих намерение иностранного физического лица переселиться на постоянное место жительства в государство-член Союза, получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена Союза.

Срок временного хранения в таких случаях будет исчисляться со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом заявления, представленного для помещения таких товаров на временное хранение, и может продолжаться более 2-х месяцев, если в течение этого срока иностранное физическое лицо, указанное в пункте 2 данной статьи, уведомит таможенный орган, зарегистрировавший заявление, о совершении действий, направленных на получение документа, подтверждающего признание его переселившимся на ПМЖ, либо документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца, путем представления документа, выданного уполномоченным органом государства-члена.

Пунктом 9 данной статьи предусмотрена возможность пользоваться такими товарами, находящимися на временном хранении, в том числе за пределами мест их временного хранения. Исключением будут авто- и мототранспортные средства и (или) прицепов к авто- и мототранспортным средствам, пользование которыми будет разрешено только с письменного разрешения таможенного органа при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Также значительная часть вопросов касается временного ввоза транспортных средств иностранными физическими лицами, а именно возможность продления срока временного ввоза, установленного таможенным органом, и передачи временно ввезенного транспортного средства иному физическому лицу, в том числе для его вывоза.

Временный ввоз транспортных средств для личного пользования детально регламентирован статьей 264 ТК ЕАЭС Согласно пункту 1 данной статьи допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза на срок не более 1 года, как иностранными физическими лицами, так и лицами государств-членов Союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, а также временный ввоз иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 ТК ЕАЭС, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза.

Временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 ТК ЕАЭС, за исключением:

- транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, временно ввозимых на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами;

- транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами государств-членов, являющимися сотрудниками дипломатических представительств государств-членов, работниками консульских учреждений государств-членов, сотрудниками представительств государств-членов при международных организациях, расположенных за пределами таможенной территории Союза.

При этом согласно пункту 4 данной статьи временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 264 ТК ЕАЭС без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования - во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, - его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, - иным иностранным физическим лицам;

4) временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования - капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;

5) транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, - иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.

Также необходимо обратить внимание, что согласно переходным положениям, установленным пунктами 4, 5 статьи 457 ТК ЕАЭС, в указанных в данных пунктах случаях прекращается обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, возникшая и подлежащая исполнению до вступления в силу ТК ЕАЭС в связи с передачей таких транспортных средств иному физическому лицу, а также в связи с невывозом транспортных средств для личного пользования до истечения срока временного ввоза.

Правила, регламентирующие ввоз автомобилей для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Республики Армения, устанавливаются «Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».

Так в пункте 35 приложения № 3 к данному Договору говорится, что автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, классифицируемые в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.


Вопрос: На какой срок иностранные физические лица могут временно ввезти транспортное средство для личного пользования на таможенную территорию Союза?

Ответ: Временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования иностранных физических лиц допускается на срок не более 1 года.

Основание: статья 264 ТК ЕАЭС.

Вопрос: Физическое лицо государства-члена ЕАЭС может временно ввезти иностранное транспортное средство для личного пользования на таможенную территорию Союза?

Ответ: Временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, допускается на срок не более 1 года.

Необходимо отметить, что такой временный ввоз допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Основание: статья 264 ТК ЕАЭС.

Вопрос: Что делать, если предельный срок временного ввоза транспортного средства для личного пользования (1 год) истек?

Ответ: По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном ТК ЕАЭС, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях.

Отмечаем, что по истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, возможно осуществить их вывоз с таможенной территории Союза при соблюдении следующих условий:

таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории Союза осуществляется не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, или не позднее более продолжительного срока, который вправе определять Евразийская экономическая комиссия;

в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования,
в отношении которых до истечения срока временного ввоза не совершены указанные действия, задерживаются таможенным органом государства-члена, на территории которого находятся такие транспортные средства.

Основание: статьи 264, 268, глава 51 ТК ЕАЭС.

Вопрос: Можно ли передавать временно ввезенное транспортное средство для личного пользования другому физическому лицу?

Ответ: Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта
(за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, – его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – иным иностранным физическим лицам;

временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования – капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;

транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, – иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.

С разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств:

транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – физическому лицу государства-члена при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – иному лицу для вывоза такого транспортного средства для личного пользования с таможенной территории Союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.

Физические лица, которым временно ввезенное транспортное средство для личного пользования было передано на указанных условиях, не вправе передавать такое транспортное средство на таможенной территории Союза иным лицам, за исключением декларанта.

Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях допускается после осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения.

В случае выявления фактов передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях до осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения, такие транспортные средства задерживаются таможенными органами государства-члена, на территории которого выявлены указанные нарушения и находятся такие транспортные средства.

Основание: статья 264, глава 51 ТК ЕАЭС.

Вопрос: Можно ли ввезти на таможенную территорию Союза автомобиль по доверенности?

Ответ: При пересечении таможенной границы заявитель обязан представить документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования.

В качестве такого документа может выступать, в том числе доверенность в простой письменной форме.

Основание: статья 261 ТК ЕАЭС.

Вопрос: Мне пришло уведомление о таможенном декларировании МПО. Что это значит?

Ответ: При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение. Полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО.

Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, которое фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки должностным лицом таможенного органа отметки «Выдача МПО разрешена», заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.

При отсутствии разрешения таможенного органа на выдачу МПО товары хранятся на объекте почтовой связи в течение месяца. Неполученные адресатами МПО возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.

Основание: Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденные приказом ГТК РФ
от 03.12.2003 № 1381.

Вопрос: Как узнать, кто проходил таможенное оформление (в чей адрес прибыл груз, кому выдан паспорт транспортного средства, иные сведения)?

Ответ: Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В случае если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения данных, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину сообщается о невозможности ответа.

Учитывая изложенное, предоставление такой информации возможно только после подтверждения запрашивающим лицом права на ее получение.

Исключение составляют открытые данные, размещаемые на официальных сайтах ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Основание: статья 356 ТК ЕАЭС, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вопрос: Каковы причины образования очередей в пограничных пунктах пропуска? Почему пограничный пункт пропуска не функционирует? Когда возобновится его работа?

Ответ: Вопросы функционирования пограничных пунктов пропуска не входят в компетенцию ФТС России. За разъяснением подобных вопросов рекомендуем обращаться в Пограничную службу ФСБ России.

Основание: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Вопрос: Какому экологическому классу должно соответствовать транспортное средство для личного пользования, чтобы на него получить ПТС.

Ответ: Требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам установлены Техническим регламентом Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств». Согласно разделу 4 Технического регламента единичные транспортные средства категорий M и N должны соответствовать четвертому экологическому классу.

Единичное транспортное средство – транспортное средство, в том числе ввозимое на таможенную территорию Союза физическим лицом для собственных нужд.

Основание: Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 16.02.2018) «О принятии технического регламента Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств».

Вопрос: Как получить ПТС на легковой автомобиль, ввезенный в Российскую Федерацию с территории иностранного государства, не являющегося государством-членом ЕАЭС?

Ответ: Оформление и выдача ПТС таможенными органами осуществляется в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом Минпромэнерго России, МВД России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134
(далее – Положение о ПТС).

Выдача ПТС таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси или свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

С 1 января 2017 года вступило в силу установленное техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» требование к оснащению выпускаемых в обращение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб.

Информация об оснащении устройством вызова экстренных оперативных служб должна содержаться в СБКТС. В случае отсутствия в СБКТС информации об оснащении автомобиля устройством вызова экстренных оперативных служб, ПТС таможенными органами не выдается.

По вопросам, связанным с оборудованием транспортных средств УВЭОС, необходимо обращаться в АО «ГЛОНАСС» (в целях приобретения УВЭОС), а так же в аккредитованную испытательную лабораторию (в целях получения СБКТС).

Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕАЭС размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org).

Основание: Приказ МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Вопрос: Где получить ПТС на легковой автомобиль, ввезенный в Российскую Федерацию с территории иностранного государства, не являющегося государством-членом ЕАЭС?

Ответ: В регионе деятельности Южного таможенного управления таможенными органами, обладающими компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, обладают:

Южный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни
(со статусом юридического лица), (346910, Ростовская обл., г. Новошахтинск, ул. Привольная, д. 31);

Южный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни (Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2), (353960, Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ, с. Кирилловка, ул. Лермонтова, № 1);

Астраханский таможенный пост Астраханской таможни (414042, г. Астрахань, Трусовский р-н, ул. Мосина, д. 1а);

Ахтубинский таможенный пост Астраханской таможни (416500, Астраханская обл., г. Ахтубинск, ул. 2-я Железнодорожная, д. 2а);

Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни (400122, Волгоградская обл., г. Волгоград, Дзержинский р-н, рп Гумрак, ул. им. В.И. Ленина, 1Б);

Туапсинский таможенный пост Краснодарской таможни (352800, Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина, д. 25);

Краснянский таможенный пост Миллеровской таможни (347812, Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Гаражная, д. 16/1);

Приморский таможенный пост Новороссийской таможни (353960, Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. 5-я Промышленная, д. 3-а);

Сочинский центральный таможенный пост Сочинской таможни (Отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 2), (354073, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный р-н, ул. Пластунская, д. 220);

Таганрогский таможенный пост Таганрогской таможни (Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 3), (347913, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Менделеева, д. 24).

Основание: Приказ ФТС России от 17.07.2014 № 1372 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования»

Вопрос: Какие существуют критерии отнесения перемещаемых через таможенную границу товаров к товарам для личного пользования?

Ответ: Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Независимо от указанных критериев к товарам для личного пользования не относятся:

товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита;

категории товаров, определяемые Евразийской экономической комиссией (Приложение № 6 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»).

Отмечаем, что физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию.

Основание: статьи 256, 260 ТК ЕАЭС, Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Порядок предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых физическими лицами, переселяющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

Согласно пункту 6 Приложения № 3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (вступило в силу 29.03.2018) (далее – Решение), иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства (далее - ПМЖ) в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в употреблении товары для личного пользования, а так же авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

- ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на ПМЖ в государство-член ЕАЭС или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;

- товары для личного пользования приобретены до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на ПМЖ в государство-член ЕАЭС или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;

- авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на ПМЖ в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена ЕАЭС (в Российской Федерации - не менее двенадцати месяцев (часть 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на ПМЖ в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;

- таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на ПМЖ в государство-член ЕАЭС или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.

Документами, подтверждающими признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются:

- разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 23 декабря 1993 г.;

- удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 г.;

- свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637;

- вид на жительство, полученный в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Также такими документами могут являться документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые получением постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Уплата утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами в Российскую Федерацию для личного пользования.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Обращаем внимание, что утилизационный сбор уплачивается, в том числе, в отношении транспортных средств, ввозимых из государств-членов ЕАЭС.

Порядок взимания утилизационного сбора, а также размеры утилизационного сбора установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291.

В отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования по состоянию на 30.01.2019 утилизационный сбор уплачивается в следующих размерах:

- 3 400 руб. - новые транспортные средства (в том числе оборудованные электродвигателями и гибридными силовыми установками);

- 5 200 руб. - транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет (в том числе оборудованные электродвигателями и гибридными силовыми установками).

Частью 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлен перечень случаев, когда утилизационный сбор не уплачивается. В частности, в отношении транспортных средств:

- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на членов семьи участников Государственной программы данное освобождение не распространяется), либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Ввоз транспортных средств с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации.

10.10.2014 подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) от 29.05.2014 (далее – Договор).

Согласно пункту 31 раздела III Приложения № 3 к Договору, автомобили, ввезенные на территорию Республика Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также автомобили, указанные в пункте 30 раздела III Приложения № 3 к Договору, в других государствах – членах ЕАЭС признаются иностранными товарами:

- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по соответствующим ставкам;

- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, а также в товарных субпозициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

В отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения после подписания Договора, при их ввозе на территории других государств – членов ЕАЭС разница между суммами таможенных пошлин, налогов может быть уплачена в бюджет Республики Армения до ввоза на территории таких государств – членов ЕАЭС, либо при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства – члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.

Согласно пункту 37 раздела III Приложения № 3 к Договору автомобили, за исключением указанных в пунктах 30 и 31 раздела III Приложения № 3 к Договору, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами ЕАЭС.

Транспортные средства, являющиеся товарами ЕАЭС, перемещаются в рамках таможенной территории ЕАЭС без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых транспортных средств физическими лицами для личного пользования.

В соответствии с положениями статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами и физическими лицами государств-членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС,
на срок не более 1 года.

При этом правом ЕАЭС установлены случаи, когда такой временный ввоз может быть осуществлен только при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

- временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется физическими лицами государств-членов ЕАЭС;

- временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, при наличии не вывезенных с таможенной территории ЕАЭС ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования.

Согласно положениям статьи 2 ТК ЕАЭС лицо государства-члена ЕАЭС –

в том числе физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене ЕАЭС.

Особенности возврата денежных средств после перевода лицевых счетов юридических лиц-плательщиков таможенных платежей в ресурс ЕЛС.

На данный момент порядок возврата авансовых платежей плательщикам таможенных платежей по-прежнему урегулирован положениями статей 122 и 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Эти положения продолжат применяться до момента вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Вместе с тем, для участников внешнеэкономической деятельности, чьи лицевые счета переведены в единый ресурс лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России (далее – ресурс ЕЛС), процедура возврата авансов отличается целым рядом существенных особенностей. Эти особенности обусловлены следующим.

В конце августа 2018 года вступил в силу Временный порядок работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета ЕЛС» (утвержден приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, далее – Временный порядок).

В соответствии с пунктом 40 Временного порядка, решения о возврате плательщикам авансовых платежей и о выплате процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, формируются группой администрирования лицевых счетов регионального таможенного управления, Калининградской областной таможни в зависимости от места налогового учета плательщика, которому открыт лицевой счет в ресурсе ЕЛС, либо Центральной энергетической таможней (далее - ЦЭТ) в отношении плательщиков, администрирование лицевых счетов которых осуществляет данная таможня.

Как следует из пункта 8 упомянутого выше приказа ФТС России, для определения места налогового учета организации-плательщика применяется код причины постановки на налоговый учет (далее - КПП).

Таким образом, по вопросу возврата авансовых платежей юридическому лицу, чей лицевой счет открыт в ресурсе ЕЛС, следует обращаться в таможенный орган по месту своего налогового учета (исключая отдельных лиц, платежи которых администрирует ЦЭТ).

Перечень таких таможенных органов с привязкой к региону налогового учета приведен в приложении к письму ФТС России от 04.09.2018 № 05-12/55723.

Например, юридические лица, лицевые счета которых открыты в ресурсе ЕЛС и КПП начинается с цифр 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92, обращаются за возвратом авансовых платежей в Южное таможенное управление (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 21/2).

Что касается сумм излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, а также денежного залога, то порядок их возврата для юридических лиц, чьи лицевые счета открыты в ресурсе ЕЛС, существенно упрощен.

Теперь возврат указанных сумм осуществляется в форме их зачета в авансовые платежи на лицевой счет плательщика в ресурсе ЕЛС, без представления плательщиком соответствующего заявления. После осуществления такого зачета плательщик может либо подать заявление о возврате авансовых платежей на свой расчетный счет, либо продолжить расходовать зачтенные суммы при совершении таможенных операций.

По состоянию на начало 2019 года отдельные категории плательщиков таможенных пошлин, налогов еще не имеют лицевых счетов, открытых в ресурсе ЕЛС. Это, в частности: физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; юридические лица, местом налоговой регистрации являются г.Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, которые не открыли лицевой счет в ресурсе ЕЛС в заявительном порядке.

Такие категории плательщиков подают заявления о возврате авансовых платежей, излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, а также денежного залога в прежнем порядке - в таможню декларирования.

Порядок ввоза и (или) вывоза книг, иной литературы и информации на иных носителях.

Печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности и иного подобного содержания, включены в раздел 1.3 «Информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная к ввозу и вывозу» Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации http://minjust.ru/ru/extremist-materials.

При вывозе книг и иных печатных изданий, являющихся культурными ценностями, применяется решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (раздел 2.20 «Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов»).

Порядок ввоза и (или) вывоза шин и покрышек, бывших в употреблении.

Товар «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении», за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе, включены в раздел 2.3 «Опасные отходы» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Порядок ввоза и вывоза указанного товара определен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов ввоз и (или) вывоз опасных отходов (далее – Положение к разделу 2.3) (приложение № 7 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии или заключения (разрешительного документа).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в России на выдачу лицензии на право ввоза и(или) вывоза опасных отходов, - Министерство промышленности и торговли (официальный сайт www.minpromtorg.gov.ru).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в России на выдачу заключения (разрешительного документа) и согласование выдачи лицензии, - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (официальный сайт www.rpn.gov.ru).

Согласно Положению к разделу 2.3 запрещается осуществлять ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования (подпункт «а» пункта 3).

Порядок ввоза и (или) вывоза холодильников.

Товар «холодильник» включен в Список D раздела 1.1 «Озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу и вывозу» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования») (далее – Раздел 1.1).

Согласно Положению о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (приложение № 20 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования») (далее – Положение к разделам 1.1 и 2.1) продукция, содержащая озоноразрушающие вещества – продукция, указанная в списке D Раздела 1.1 и содержащая озоноразрушающие вещества, указанные в списках A, В, C и E Раздела 1.1 и в разделе 2.1 «Озоноразрушающие вещества» (далее – Раздел 2.1).

Согласно Положению к разделам 1.1 и 2.1 запрещается ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества из государств, в случаях, указанных в пункте 3.

Согласно Положению к разделам 1.1 и 2.1 ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества из государств, в случаях, указанных в пункте 1, осуществляются при наличии лицензии или заключения (разрешительного документа).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в России на выдачу лицензии на право ввоза и(или) вывоза опасных отходов, - Министерство промышленности и торговли (официальный сайт www.minpromtorg.gov.ru).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в России на выдачу заключения (разрешительного документа) и согласование выдачи лицензии, - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (официальный сайт www.rpn.gov.ru).

При наличии в составе холодильников, хладагентов, включенных в Разделы 1.1. и 2.1, применяется Положение к разделам 1.1 и 2.1, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

Информация о хладагенте имеется в технической документации на товар (паспорте, руководстве по эксплуатации холодильника) и на самом товаре.

О прохождении практики студентами образовательных учреждений в таможенных органах ЮТУ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» для прохождения студентами практики необходимо наличие договора между высшим учебным заведением и предприятием.

Возможность прохождения практики в ЮТУ может быть рассмотрена при наличии ходатайства учебного заведения, в котором студент проходит обучение, о заключении такого договора. Также необходимо предоставить информацию о точных датах и планируемом месте прохождения практики для принятия решения о возможности ее прохождения.

Дополнительно сообщаем, что студенты высших учебных заведений проходят все виды практик в таможенных органах управления на безвозмездной основе, места для проживания на период прохождения практики не предоставляются.

О возможности получения целевого направления

В соответствии с приказом ФТС России от 18 августа 2014 г. №1580 «Об утверждении Методики проведения конкурсных процедур на заключение договора о целевом обучении между ФТС России и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации» конкурс по отбору граждан РФ для заключения договора о целевом обучении должен проводиться конкурсной комиссией Южного таможенного управления. Решение о проведении конкурса принимается Южным таможенным управлением по согласованию с ФТС России.

Объявление о проведении конкурса публикуется на официальном сайте ЮТУ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (адрес сайта: http://yutu.сustoms.ru), а также в периодических печатных изданиях субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен таможенный орган.

Согласно Указу Президента от 21 декабря 2009 г. №1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» договор о целевом обучении с гражданином Российской Федерации, осваивающим программы бакалавриата и программы специалитета, заключается не ранее чем через два года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательной организации.

Обращаем внимание, что с 2014 года руководством ЮТУ решений о проведении конкурса на заключение договора о целевом обучении не принималось, договоры о целевом обучении не заключались.

В соответствии Правилами приема в Российскую таможенную академию прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетная основа) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (коммерческая основа). Организация приема на целевые места на первый курс не предусмотрена.