Сегодня 14 декабря 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Изменился порядок ведомственного обжалования

PDFПечатьE-mail

Порядок ведомственного обжалования претерпел некоторые изменения после вступления в силу Федерального закона № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Механизм ведомственного обжалования направлен на досудебное урегулирование споров с участниками ВЭД в таможенных органах. Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (статья 358) предусмотрено право любого лица обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц. В Российской Федерации с 4 сентября 2018 года в законную силу вступил Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ), в соответствии с которым порядок обжалования претерпел некоторые изменения. В настоящее время порядок обжалования регламентирован главой 51 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ.

Новым законодательством несколько изменен порядок подачи жалобы. Ранее действовавший федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ) предусматривал альтернативный порядок обжалования: жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица могла быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, чье решение, действие (бездействие) обжалуется. В таком случае нижестоящий таможенный орган направлял поданную жалобу со всеми подтверждающими документами в вышестоящий таможенный орган. Федеральным законом о таможенном регулировании № 289-ФЗ установлен общий порядок: жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню (часть 1 статья 288 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ). В случае если жалоба подана лицом без соблюдения требований части 1 статьи 288 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, общий срок рассмотрения жалобы увеличивается до двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

В части регламентации сроков подачи жалобы изменения отсутствуют. Положениями статьи 289 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ установлен срок подачи жалобы в течение трех месяцев: 1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности; 2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.

Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ предъявляет новые требования к форме и содержанию жалобы. Помимо того, что жалоба должна содержать наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, существо обжалуемого решения; фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, место нахождения юридического лица, также необходимо указывать, идентификационный номер налогоплательщика и основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (статья 290 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ).

Федеральный закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ содержал отдельную статью, определявшую порядок подтверждения полномочий лиц при обжаловании решений таможенного органа в области таможенного дела. Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусматривает только отдельное требование к подтверждению полномочий представителя заявителя. Так, в случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (часть 1 статьи 291 Федерального закона о таможенном регулировании).

Существенным новшеством в порядке обжалования решений таможенных органов является возможность подачи жалобы в виде электронного документа, которая регламентирована положениями статьи 300 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ (однако следует учитывать, что данные положения подлежат применению с 1 января 2022 г.).

Изменения в части сроков рассмотрения жалобы коснулись лишь той ситуации, когда при подаче жалобы участником не соблюдены требования части 1 статьи 288 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, а именно жалоба подана не через таможенный орган, решение которого обжалуется. В таких случаях жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

В остальных случаях в соответствии со статьей 297 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. При этом указанные сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на один месяц. Уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом.

Положениями Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ увеличен срок реализации решений по жалобам. Так, действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого признаны неправомерными, не позднее 15 рабочих дней после дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании или указанным решением не установлен иной срок для их совершения (вместо ранее установленных 10 рабочих дней).

Кроме того, внесены изменения в части направления копии решения по жалобе: копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. Ранее Федеральный закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ предусматривал, что копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы направлялась лицу, обратившемуся с указанной жалобой, в пределах установленных сроков рассмотрения жалобы (1 месяц либо 2 месяца в случае продления).

Федеральным законом о таможенном регулировании № 289-ФЗ также предусмотрен перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично. Так, таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично при наличии любого из следующих оснований (статья 293):

1) имеется решение, принятое в соответствии со статьей 298 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования, установленные частью 1 статьи 289 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы, установленных частями 1 и 3 статьи 290 или частью 2 статьи 300 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу, предусмотренные частью 1 статьи 291 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается не позднее пяти рабочих дней после дня поступления жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 293 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ. При этом, данное решение направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом, что является новшеством.

Важным является тот факт, что положениями части 6 статьи 293 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусмотрено, что принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 293 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ.

Кроме того, предусмотрено право заявителя на отзыв жалобы в любой момент до принятия решения по существу таможенным органом, рассматривающим жалобу. О принятии отзыва жалобы таможенный орган, рассматривающий жалобу, информирует заявителя и таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения (статья 294 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ). При этом, новшеством является тот факт, что отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете. Ранее Федеральным законом о таможенном регулировании № 311-ФЗ было предусмотрено право повторной подачи жалобы по тому же поводу в пределах сроков, установленных на обжалование.

Так же, как и ранее действовавший Федеральный закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ, Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусматривает право участников ВЭД на обжалование решений, принятых таможенным органом по результатам рассмотрения жалоб. При этом, согласно части 7 статьи 298 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд. В то время как решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано лишь в суд (статья 299 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ).

Новшеством является законодательно регламентированное право таможенного органа, рассматривающего жалобу, объединить для совместного рассмотрения несколько жалоб на взаимосвязанные решения, действия (бездействие) или, напротив, выделить решения, действия (бездействие) из предмета обжалования для отдельного их рассмотрения (статья 296 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ).

Кроме того, одним из важнейших изменений Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ является упразднение упрощенного порядка обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста, который заключался в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу.

Как и ранее действовавший Федеральный закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ, так и Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ (статья 265) предусматривает право на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия). Так, лицо, в отношении которого таможенным органом принято решение, а также лицо, в отношении которого решение не принято в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения либо о причинах непринятия решения, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения либо истечения срока их принятия либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения. Реализация участниками ВЭД данного права позволяет сократить количество обращений с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов, как в таможенные органы, так и в судебном порядке, в случае законодательно аргументированного разъяснении таможенным органом информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Справка. За 9 месяцев 2018 года из общего количества принятых таможенными органами Южного таможенного управления по результатам рассмотрения по существу жалоб решений, доля решений, которыми обжалуемые решения, действия (бездействия) признаны правомерными, то есть когда жалобы оставлены без удовлетворения, составила 66%; доля решений, которыми обжалуемые решения, действия (бездействия) признаны неправомерными, а жалобы удовлетворены полностью или частично - 34%.

В 2018 году основной категорией обжалуемых участниками ВЭД решений по-прежнему являются решения, связанные с принятием таможенной стоимости товаров и взиманием таможенных платежей (более 80%).

Из общего количества оснований, по которым таможенными органами ЮТУ были приняты решения об отказе в рассмотрении жалоб по существу за 9 месяцев 2018 года в 46% случаев основанием послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу, в 20 % – несоблюдение сроков обжалования, в 13 % – несоблюдение требований к форме жалобы, в 8 % – рассмотрение обжалуемого решения в суде, в 13 % – иные основания.