Сегодня 24 июня 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Информация о типовых причинах и условиях совершения административных правонарушений

PDFПечатьE-mail

Согласно ведомственной отчетности 3-УТРД таможнями ЮТУ в 1 квартале 2018 года окончено производство (назначены наказания уполномоченными лицами таможенных органов региона, кроме ЮОТ) по 1 109 делам об АП делам в отношении юридических лиц, 439 делам в отношении должностных лиц и 484 делам в отношении индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями административного законодательства РФ внесено 842 представления об устранении выявленных причин и условий совершения правонарушений.

Основными составами правонарушений, по которым вносились представления, являлись нарушение порядка представления статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ), недекларирование, недостоверное декларирование товаров, а также представление недействительных документов при таможенном декларировании, послуживших основанием для несоблюдения запретов и ограничений (ст. 16.2 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ), незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка
(ст. 16.21 КоАП РФ), непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля и неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля (ч. 3, 5 ст. 16.12 КоАП РФ).

Нарушение порядка представления статистической формы учета перемещения товаров (при осуществлении торговой деятельности с контрагентами на территориях стран – членов ЕАЭС) допускается как вследствие неосведомленности хозяйствующих субъектов о наличии обязанности, закрепленной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329, так и в случае ненадлежащего планирования процесса заполнения и представления указанной формы внутри организации (низкая квалификация и ответственность работников, отсутствие контроля со стороны руководящего состава, отсутствие технических средств, не определение руководителем конкретных лиц, ответственных за предоставление статистической формы и пр.).

Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими (ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Следует отметить, что согласно примечанию 2 к статье 19.7.13 КоАП РФ, в случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7.13 КоАП РФ, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.

Правонарушения, предусмотренные ст. 16.2 КоАП РФ, совершаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на этапе таможенного декларирования товаров.

Указанная статья предусматривает наступление административной ответственности в следующих случаях:

- недекларирование товаров, подлежащих декларированию;

- заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера;

- заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Критерием отграничения недекларирования товаров от их недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например, физические – размер монитора компьютера, химические – наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС). Данные категории нарушений актуальны для многокомпонентных товаров, продуктов химической отрасли и товаров, имеющих применение в нескольких производственных сферах.

Основными причинами совершения правонарушений по ст. 16.2 КоАП РФ являются:

- неиспользование декларантом прав, предусмотренных п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС, в том числе права на осмотр товаров, взятие проб и образцов, привлечение экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах до подачи декларации на товары;

- неверное распределение транспортных расходов на перевозку товаров, влияющих на таможенную стоимость и занижающих сумму таможенных платежей;

- представление в таможенный орган документов о соответствии декларируемых товаров (декларации, сертификаты) требованиям технических регламентов ЕАЭС, полученные с нарушением законодательства в области технического регулирования, либо не относящихся к декларируемому товару;

- представление в таможенный орган документов о соответствии декларируемых товаров (декларации, сертификаты) требованиям технических регламентов ЕАЭС, при отсутствии на товарах маркировки, соответствующей установленным требованиям (документ не распространяет свое действие в отношении декларируемых товаров).

Субъектами правонарушения, связанного с нарушением порядка представления в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) являются лица (должностные и юридические), на которых таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представления таможенному органу отчетности.

Обязанность представления отчетности в таможенные органы установлена таможенным законодательством для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, владеющих и (или) пользующихся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада.

Нарушения данной категории связаны с внесением в отчетность недостоверных сведений, невнесением информации о части товаров либо нарушением срока представления отчетности.

Правонарушения данной категории зачастую связаны с отражением в отчетности недостоверных сведений (технические ошибки, неполные сведения), причиной которых служит небрежность (невнимательность) лица, на которого возложена обязанность по подготовке документов. Несвоевременность же представления (или непредставления) отчетности характерна для случаев несогласованности действий работников лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а для иных хозяйствующих субъектов по причине незнания норм таможенного законодательства ЕАЭС и РФ. Условием совершения правонарушения, как и в случае со статистическими формами отчетности, является отсутствие со стороны руководящего состава организации контроля полноты и достоверности данных, внесенных в таможенную отчетность.

В ходе осуществления своей предпринимательской деятельности юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель в целях сокращения издержек и минимизации расходов могут принять решение об использовании в качестве основных и оборотных средств товаров, не произведенных на территориях стран ЕАЭС. Хозяйствующие субъекты не предпринимают необходимых мер по проверке законности нахождения таких товаров на территории ЕАЭС. При наличии доказательств использования каким-либо способом предметов указанной категории (приобретение, хранение либо транспортировка), виновное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть подвергнуты административному наказанию по ст. 16.21 КоАП РФ.

Причиной и условием совершения правонарушений данной категории является пренебрежение работников организаций и индивидуальных предпринимателей к необходимости проверки сведений о законности нахождения на территории ЕАЭС иностранных товаров перед их приобретением, принятием на хранение или к перевозке (покупка грузового транспортного средства для осуществления перевозок по территории РФ, в отношении которого не завершена таможенная процедура свободной таможенной зоны; приобретение и последующая реализация (хранение) иностранной табачной продукции, на которой отсутствуют акцизные марки стран-участников ЕАЭС и т.д.). Привлекаемые к ответственности лица свои противоправные действия мотивируют возникающими временными и материальными затратами.

При проведении такой формы таможенного контроля как таможенная проверка в отношении лица, осуществившего таможенное оформление товаров, таможенные органы в соответствии с положениями ТК ЕАЭС вправе запрашивать необходимые документы и сведения. Непредставление таких документов в установленный таможенным органом срок или отсутствие обращения заинтересованного лица о продлении срока представления информации может повлечь за собой наступление ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. Не выполнение обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 320 ТК ЕАЭС и ч. 3 ст. 166 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», по хранению документов, необходимых для таможенных целей, может свидетельствовать о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 16.12 КоАП РФ.

Причинами совершения правонарушений по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ является как волокита при подготовке документов (нарушение срока), так и невнимательность при их формировании (применительно к случаям, когда часть документов не представляется, причины неисполнения обязанности лицом не указываются). Причиной необеспечения сохранности документов, необходимых для таможенных целей, являются халатное отношение работников и руководителя к исполнению возложенной на них обязанности либо незнание норм таможенного законодательства ЕАЭС и РФ.

Условием совершения правонарушений по ч. 3, 5 ст. 16.12 КоАП РФ, как и во многих перечисленных выше случаях, является отсутствие порядка исполнения обязанностей, возложенных таможенным законодательствам ЕАЭС и РФ, а также надлежащего контроля со стороны руководящего состава организации и индивидуальных предпринимателей за действиями своих работников.

Исходя из положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина индивидуального предпринимателя может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В противном случае дело об АП не подлежит возбуждению в силу ст. 24.5 КоАП РФ.

Все нарушения установленных правил и норм, имеющие место в деятельности юридических лиц, обусловлены соответствующими противоправными действиями (бездействием) их работников и должностных лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, в связи с чем действия этого работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.

При привлечении к административной ответственности юридического лица, должностное лицо (директор, руководитель, главный бухгалтер и пр.), в случае неисполнения возложенной на него обязанности, может также нести административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

В случае возникновения затруднений по реализации правоотношений в сфере таможенного дела, заинтересованное лицо вправе обратиться за консультацией в таможенный орган в соответствии с положениями ТК ЕАЭС.

Исходя из изложенного, по всем внесенным таможнями ЮТУ представлениям у привлеченных к ответственности лиц имелась возможность предупреждения правонарушения тем или иным способом, однако возложенная на них соответствующими нормативными актами обязанность должным образом не выполнена.