Сегодня 22 сентября 2018 года
Для слабовидящих

18.01.2018

PDFПечатьE-mail

Еженедельник «Город N» 16.01.2018

«Даже бухгалтер сможет оформлять таможенную декларацию»

По словам руководителя ГК «ТАМГА» Валерия Болюченко, его компании разрабатывают программные продукты, автоматизирующие и упрощающие процесс передачи, обработки и выпуска таможенных деклараций.

Перевод таможенных процедур в электронную форму предусмотрен новым Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Внедрение разработок ЗАО «ТАМГА» позволяет не только ускорить процесс обработки и выпуска деклараций, но и избавить участников ВЭД от субъективности таможенных инспекторов, поскольку все решения будет принимать информационная система. Внедрение нового бухгалтерского софта позволит даже бухгалтерам оформлять декларации. Автоматизация также позволит усилить интеграцию таможенной и налоговой служб, следящих за передвижением все большего числа товаров.

N: — Какие главные изменения на рынке внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вносит вступивший в силу с этого года ТК ЕАЭС?

В. Б.: — Новеллы этого документа, прежде всего, предусматривают перевод всех таможенных процедур в электронную форму. Это обусловлено тем, что все больше и больше внедряется автоматическая регистрация деклараций на товары и их выпуск, а также электронный транзит. При этом Федеральная таможенная служба (ФТС) ставит перед собой задачу довести количество автоматически зарегистрированных деклараций до 99%, а автоматически выпущенных — до 80%.

Все эти новации позволят не только по-новому организовать работу ФТС за счет реформирования таможенного администрирования, но и значительно снизить административную нагрузку на бизнес. Сейчас в России разрабатывается концепция, призванная выделить два направления в таможенном оформлении. Это документальный и фактический контроль. В РФ почти 100% деклараций оформляется в электронном виде. Теперь надо минимизировать людские ресурсы и сроки таможенного оформления.

N: — Какие работы в связи с этим выполняет ЗАО «ТАМГА» в интересах ФТС?

В.Б.: — С недавнего времени ФТС, в том числе и с нашей помощью, внедрила технологию автоматической регистрации таможенных деклараций (ТД) и их автоматический выпуск. До этого существовала технология таможенного оформления, производящаяся на таможенных постах, как правило приближенных к участникам ВЭД. Это были порты, пограничные пункты пропуска и др. При этом декларанты, давно находящиеся в своих офисах, общаются с таможенной службой с помощью информационных систем путем передачи электронных копий ТД в ФТС, а далее идет перераспределение информационных потоков, в том числе и на тот таможенный пост, где находился груз. Мыс нашими партнерами более 3 лет разрабатывали технологию, которая позволит произвести концентрацию информационных потоков в 10-18 центрах электронного декларирования. В нашем регионе действует прообраз такого центра, созданный на базе Ростовской таможни.

N: — А сколько постов занимались таможенным оформлением раньше?

В.Б.: — Их было около 450. В рамках новой технологии декларант будет подавать ТД в информационную систему ФТС, где и будут происходить все проверки. Принятие решения о допуске ТД к таможенному оформлению теперь будет производиться не на посту инспектором, а информационной системой на уровне ФТС. Такие решения стали возможными в том числе и благодаря новому ТК ЕАЭС. Теперь если декларантом соблюдены все требования к порядку заполнения ТД и если он не находится в зонах риска, то его декларация сразу же принимается к таможенному оформлению, на уровне ФТС проходит соответствующая проверка ТД и товар выпускается. Еще в ноябре прошлого года Крымская таможня нам сообщила, что участник ВЭД поразился скорости принятия решения о выпуске товара таможенной службой. На это у таможни ушло 3 минуты.

N: — А как быть с фактическим контролем? Раньше вы говорили о том, что, несмотря на наличие электронного декларирования, товар быстро все равно не выпускают.

В.Б.: — По новой технологии инспектор не будет принимать решения о досмотре груза. Если система не обнаружит рисков, то груз и машина не будут досматриваться. Например, «Донской табак» постоянно везет табак, закупленный по одному большому контракту. И номенклатура, и стоимость товара таможенному органу известны. Что там смотреть? А вот если товар везет новая компания, на это стоит обратить внимание. Но на таких участников ВЭД приходится 1-2% от всего объема. Система решает и эти вопросы. Но это не значит, что такая декларация обязательно попадет в риски. Например, рыночная цена товара $ 100, а компания ввозит по $ 120, зачем досматривать товар? Но если товар по $ 100 закупается по $ 200 — это уже вывоз капитала. Риск может быть связан и со страной ввоза: из Сирии могут привезти оружие, из Афганистана – наркотики. Есть и другие категории рисков – товарные, экономические, страновые и т.д. То есть физический досмотр товара нужен только в этих случаях.

Так, уже сегодня экспортные декларации в больших объемах обрабатываются по этой технологии. Импортные декларации — в меньшей степени, примерно 10%. Эту технологию мы прорабатывали, в том числе и в рамках нашего государственного контракта, заключенного с Евразийской экономической комиссией.

N: — А что будет с декларацией, если она не идеально оформлена?

В.Б.: — Если появляется проблема с ТД, то система отправляет ее на дополнительную обработку. На этом этапе и вступают в игру центры электронного декларирования, где система действует по принципу свободной кассы «Макдоналдса» — то есть распознает, какой центр электронного декларирования недостаточно загружен, и отсылает туда ТД. Центры будут привязаны к регионам. И так как они расположены в разных часовых поясах, это обеспечит возможность обработки ТД в режиме нон-стоп. Если раньше ФТС работала с 8.30 до 17.30, а в субботу, воскресенье отдельные пункты были выходными, то сейчас предлагаемая схема позволит вести работу круглосуточно.

N: — В каком случае система отправляет ТД на дополнительную обработку?

В.Б.:— Например, обнаружена нестыковка в разных документах: в декларации указаны 10 тонн, в товарно-транспортной накладной — 10,05 тонны. Информационная система этого не понимает.

Четкость документального контроля важна еще и потому, что с 2018 года внедряется система прослеживаемости. Сегодня ФТС и ФНС работают в единой цепочке. ФТС оформила товар, выпустила ТД и передала эту информацию в ФНС. Теперь налоговая служба может проследить: у кого находится товар, по какой цене он реализуется. Это все видно до этапа розницы. В ноябре в Евразийской экономической комиссии прошел конкурс на разработку концепции системы прослеживаемости, предполагающей, что все 5 государств-членов Таможенного союза будут вводить у себя такой регламент. Например, уже внедрена система маркировки шуб, позволяющая определить, были ли уплачены налоги по каждой шубе. Готовится к внедрению система маркировки лекарственных препаратов, на очереди еще ряд товаров. Все это позволит в ближайшее время нам покупать более качественные товары, а не контрафакт.

N: — Вы тоже участвуете в этом процессе?

В.Б.: — Уже более 18 лет мы занимаемся разработкой систем таможенного оформления — это только маленький кусочек огромной системы. В этой части Россия находится в передовиках. Автовыпуска импорта в мире нет, а автовыпуск экспортных деклараций есть только в отдельных государствах.

В нашей компании много наработок, которые могут избавить участников ВЭД от технологических решений, которые ранее проходили в ручном режиме. Например, мы добились того, что в новом проекте закона «О таможенной службе» предусмотрена автоматизированная подача жалоб. Сейчас тем, кто пытается обжаловать решения таможни, надо собирать талмуды документов в достаточно сжатые сроки. Компании тратят много денег и сил на это, а им все равно отказывают как в ФТС, так и в судах. С внедрением нашей технологии эти вопросы существенно упростятся.

О СОБЕСЕДНИКЕ:

Валерий Евгеньевич Болюченко родился в 1958 г. в Ростове-на-Дону. Имеет два высших образования. Проходил службу в Ростовской таможне. Награжден медалями «За укрепление таможенного сотрудничества» и «25 лет Федеральной таможенной службе». Возглавляет ГК «ТАМГА» с мая 1990 года.

О ГРУППЕ КОМПАНИЙ:

ГК «ТАМГА» основана в 1990 году. В группу входят три компании, в которых трудятся около 70 человек. Основная часть — это программисты. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ЗАО «ТАМГА» за 2016 год составила 177 млн рублей (-39%). Сумма заключенных контрактов в 2016 году — 205,8 млн руб., в 2017-м — 331,8 млн руб. Собственники: Людмила Кашпарева — 11,64%, ФТС — 7,48%, Валерий Болюченко — 5,53%.

Выручка ЗАО «Центр ИТ и инноваций» в 2016 г. — 24,2 млн рублей. Собственники: Валерий Болюченко — 29,9% и еще 3 физлица. Сумма контрактов, заключенных в 2016 году, — 10,6 млн руб., в 2017-м — 16 млн рублей.

Выручка ООО «ТАМГА-Интернэшнл» в 2016 г. —5,8 млн рублей. Собственники: Валерий Болюченко — 56,9%, ЗАО «ТАМГА» — 39,65%, Виктор Гражданкин — 3,45%. Сумма заключенных в 2017 году контрактов — 12 млн руб.

Беседовала Татьяна Дудник

ОБЗОР ПРЕССЫ УСО ФТС РОССИИ