Сегодня 20 апреля 2018 года
Для слабовидящих

Снижение административной нагрузки на добросовестных участников ВЭД – приоритет реформы контрольной и надзорной деятельности

PDFПечатьE-mail

Реформой контрольной и надзорной деятельности предусмотрены мероприятия, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес. В работе таможенных органов данная задача реализуется путем смещения акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров с учетом дифференцированного подхода в зависимости от уровня благонадежности участника внешнеэкономической деятельности. В этих условиях для обеспечения должного уровня контроля за соблюдением участниками ВЭД законодательства эффективная работа подразделения таможенного контроля после выпуска товаров имеет особую значимость.

2017-12-15_yutu_postkontr

В настоящее время одной из задач, стоящих перед подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, является проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на профилактику нарушений таможенного законодательства. С этой целью проводятся таможенные проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле; лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, включенных в реестры, а также проверки в отношении товаров, по которым совершаются таможенные операции с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

За 9 месяцев 2017 года в целях профилактики правонарушений должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров проведено 111 таможенных проверок (что составляет 30% от общего количества проведенных таможенных проверок), по результатам которых доначислено 127,7 млн руб., взыскано 62,7 млн руб., возбуждено 260 дел об административных правонарушениях, 5 уголовных дел.

Основное количество таможенных проверок проведено в отношении лиц, деятельность которых отнесена к низкому уровню риска. В ходе таких таможенных проверок должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров рассматривается соблюдение критериев, установленных ФТС России для отнесения организаций к низкой степени риска по отраслевому признаку, и соблюдение требований таможенного законодательства в части достоверности заявленных сведений при таможенном декларировании товаров.

Больше всего нарушений было выявлено в вопросах классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕЭАС, особенно в отношении различных машин и оборудования, в том числе сельскохозяйственных. Так, участниками ВЭД под видом частей сельскохозяйственных машин и механизмов, классифицируемых в субпозициях 8433 90 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины – 0%), декларируются товары, которые являются самостоятельными устройствами и оборудованием и должны быть классифицированы в других товарных позициях 84 группы ТН ВЭД ЕАЭС (8433 59). Это относится к различным механизмам для уборки сельскохозяйственных культур, устройствам для перемещения, погрузки или разгрузки и т.д. Аналогичные факты неправильной классификации выявляются и в отношении различных строительных машин, бурильного оборудования, погрузочно-разгрузочных и подъемных устройств.

Результаты таможенных проверок включаются в «Электронное досье» участника ВЭД и в дальнейшем учитываются при категорировании. В 2017 году по результатам таможенных проверок в отношении двух проверяемых лиц ФТС России принято решение об исключении их из категории низкого уровня риска по отраслевому признаку.

Другим объектами таможенных проверок, направленных на профилактику, являются лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и включенные в реестры. За 9 месяцев 2017 года проведено 24 таможенные проверки в отношении указанных лиц, по результатам которых доначислено 2,9 млн руб., возбуждено 65 дел об АП. Основным нарушением является представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП России. В ходе проверочных мероприятий у владельцев магазинов беспошлинной торговли выявляются факты неверного отражения сведений о количестве реализованного товара и его остатках, у владельцев СВХ выявляются факты недостоверных сведений о времени выдачи товаров с СВХ, количестве грузовых мест, валюте и стоимости товаров, а также несовпадение номера и/или вида документа, на основании которого разрешена выдача товара со склада, указанного в отчетности, с фактическим номером и/или видом, у таможенных перевозчиков выявляются факты представления в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения о таможенных органах отправления либо назначения, о номере транспортного средства, о коде товара, о весе (брутто) товара, о номере и дате транзитной декларации, а также отсутствие в отчетности информации о транзитных декларациях.

Еще одним направлением проверочных мероприятий, связанных с профилактикой, является проверка соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Всего за последние два года проведено 23 таможенные проверки, по результатам которых доначислено 272,5 млн руб., взыскано 247,2 млн руб., возбуждено 12 дел об АП и 3 уголовных дела. Наиболее распространенными нарушениями таможенной процедуры временного ввоза, выявляемыми в ходе таможенных проверок, являются незавершение таможенной процедуры временного ввоза в установленный таможенным органом срок и несоблюдение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами в части передачи условно выпущенных товаров в пользование третьим лицам без разрешения таможенного органа.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что сегодня недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности стремятся снизить свои издержки путем уклонения от уплаты таможенных платежей. Для таких компаний никаких упрощений и переноса таможенного контроля на этап после выпуска не будет. А для тех, кто готов работать по правилам, создается новая модель контрольной и надзорной деятельности - комфортная для законопослушных участников ВЭД и эффективная для государства.