Сегодня 14 декабря 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

О работе с участниками ВЭД, отнесенными ФТС России к категории низкого уровня риска

PDFПечатьE-mail

В соответствии с пунктом 5 Стратегии и тактики применения СУР, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений), утвержденной приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 (далее – Стратегия и тактика применения СУР), одним из ключевых моментов тактики применения СУР является распределение участников ВЭД по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими законодательства (риск-категорирование) в целях обеспечения соблюдения при проведении таможенного контроля принципа выборочности.

В соответствии с пунктом 13 Стратегии и тактики применения СУР целью применения риск-категорирования участников ВЭД является реализация дифференцированного воздействия на выявляемые таможенными органами риски.

Риск-категорирование предусматривает выявление объектов таможенного контроля с признаками рисков и использование сведений об уровне риска участников ВЭД при применении мер по минимизации рисков.

По результатам риск-категорирования участники ВЭД группируются по категориям уровня риска (низкий, средний и высокий).

В основу риск-категорировния положен регулярный и всесторонний анализ сведений о деятельности участников ВЭД, имеющихся в распоряжении таможенных органов, а также результатах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров, в том числе документов и сведений, самостоятельно представляемых участниками ВЭД, и находящихся в информационных ресурсах таможенных органах.

В соответствии со статьей 316 «Категорирование лиц, совершающих таможенные операции» федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, критерии, характеризующие деятельность лиц, методика оценки критериев, условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условия дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Распределение участников ВЭД по категориям уровней риска реализуется посредством применения системы, представленной «автоматическим» и «отраслевым» подходами.

Основными преимуществами для участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска (далее – НУР), являются:

- отсутствие необходимости согласования решений о выпуске товаров со структурными подразделениями таможни по направлению контроля таможенной стоимости, классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, соблюдения запретов и ограничений, защиты прав интеллектуальной собственности и др.;

- выборочное применение отдельных мер по минимизации рисков, таких как, например, таможенный досмотр товаров, таможенный осмотр с применением инспекционно-досмотрового комплекса, отбор проб и образцов товаров, таможенная экспертиза, запрос дополнительных документов и сведений и др.;

- сокращение сроков выпуска товаров.

Порядок «автоматического» определения категории уровня риска участников ВЭД, в соответствии с которым распределение участников ВЭД по категориям риска осуществляется по результатам автоматизированного расчета итоговой оценки деятельности участника ВЭД в рамках системы управления рисками, утвержден приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256. Риск-категорирование производится ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца квартала, с использованием штатного программного средства путем последовательного расчета значений каждого из критериев для последующего определения итоговой оценки деятельности участника ВЭД. Итоговая оценка используется для определения категории уровня риска участника ВЭД.

Одним из ключевых моментов для отнесения лица к категории НУР является отсутствие на дату проведения анализа неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей.

Перечни критериев и методики их расчета утверждаются правовыми актами ФТС России и по своему содержанию относятся к служебной информации ограниченного распространения в ФТС России. При этом порядок автоматического категорирования не предполагает уведомление участников ВЭД об их отнесении к какой-либо из категорий риска.

В 2018 году в регионе деятельности ЮТУ декларировалось 1 296 участников ВЭД, отнесенных к категории НУР по результатам автоматического категорирования, что составляет 13,9 % от общего числа участников ВЭД в регионе. Ими подано 126 690 деклараций на товары (далее - ДТ), что составляет 48,9 % от общего числа ДТ, поданных в регионе.

Проведение таможенными органами «отраслевого» категорирования предполагает работу таможенных органов по применению положений, изложенных в Порядках действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска, утвержденными ФТС России, как с целью определения новых участников ВЭД, так и контроля за соответствием деятельности участников ВЭД низкой категории риска (далее - НУР) установленным ФТС России критериям, необходимым для отнесения Лиц к НУР. Указанные Порядки ФТС России действуют в отношении следующих групп Лиц:

- Лиц, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории РФ моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции (приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. № 706);

- Лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. № 731);

- Лиц, осуществляющих производственную деятельность (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. № 732);

- Лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. № 733);

- Лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 03, товарных позициях 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. № 1740).

Упрощение таможенного контроля в отношении товарных партий, перемещаемых участниками ВЭД, отнесенными к категории НУР на основании «отраслевого» категорирования, предусматривает:

- заявительный порядок определения категории НУР путем направления в ФТС России обращения Лица с просьбой о проведении анализа информации (далее - обращение Лица);

- готовность Лица представить комплект документов при рассмотрении его обращения (учредительные документы, документ, подтверждающий факт внесения записи о Лице в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке Лица на учет в налоговом органе, справка уполномоченного налогового органа об отсутствии у Лица задолженности по уплате федеральных, региональных и местных налогов и сборов, бухгалтерского баланса с приложением пояснительной записки, отчет о финансовых результатах и отчет об изменении капитала за предшествующий год, свидетельство о регистрации земельных участков, помещений, территорий либо договоров на их аренду, справка о применяемой системе налогообложения или декларации по налогу на добавленную стоимость, сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов за предшествующий год, сведений о численности работников Лица с указанием среднесписочной численности работников по видам деятельности на дату обращения Лица и за предшествующий год, штатное расписание на дату обращения Лица и за предшествующий год, заявление Лица о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности);

- 30-дневный срок рассмотрения обращения Лица. Сбор и анализ информации в соответствии с Порядком проводят уполномоченные должностные лица Управления контроля таможенных рисков ФТС России, а также в случае направления запроса - уполномоченные должностные лица иных структурных подразделений ФТС России. При необходимости Управление контроля таможенных рисков ФТС России или структурное подразделение ФТС России направляет запрос в региональное таможенное управление, таможню, в регионе деятельности которых осуществляются таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых Лицом, с указанием сведений, подлежащих проверке).

- проведении ФТС России проверки деятельности Лица на предмет соблюдения определенных Порядками критериев.

В случае если в качестве заявителя выступает производственное предприятие, проверке подлежат 17 критериев, в числе которых:

1) основной вид экономической деятельности - производственная;

2) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для производственных целей;

3) стоимость чистых активов - не менее 1 млн. руб.;

4) уставный капитал - не менее 1 млн. руб. при условии, что доля чистых активов за год, предшествующий подаче обращения Лица, составляет не менее 40 % по отношению к валюте баланса, а в остальных случаях - уставный капитал не менее 10 млн. руб.;

5) в основном производстве задействовано не менее 50 человек (на дату начала проведения Анализа информации и в среднем за предшествующий год);

6) неприменение упрощенной системы налогообложения;

7) отсутствие до начала проведения анализа информации задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

8) отсутствие Лица в перечне организаций, перемещающих товары, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

9) Лицо не находится в стадии ликвидации, реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) либо банкротства;

10) с даты декларирования первой товарной партии прошло не менее 1 года до начала проведения анализа информации;

11) количество деклараций на товары, в которых Лицо выступало декларантом, выпущенных в течение года до начала проведения анализа информации, - не менее 50 штук при условии, что общий объем ввоза товаров составляет не менее 750 тонн, либо не менее 30 штук при условии, что общая стоимость ввезенных товаров составляет не менее 1 млн. долларов США;

12) отсутствие у Лица в течение года до даты регистрации обращения Лица фактов неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в сроки, указанные в уведомлениях о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени;

13) у Лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в сроки, установленные частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

14) у Лица отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в сроки, установленные частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.12, 14.10 КоАП РФ, в части уплаты административного штрафа;

15) Лицо не считается в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ подвергнутым административному наказанию за однократное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ и статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.17, 16.19, 16.20, 16.22 КоАП РФ, по которому сумма наложенного административного штрафа составила 250 000 рублей и более либо сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 500 000 рублей и более по всем фактам административных правонарушений по указанным статьям;

16) Лицо не являлось отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей, совершенного в крупном или особо крупном размерах либо группой лиц по предварительному сговору, подтвержден вступившим в силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

17) отсутствие у Лица до начала проведения Анализа информации в соответствии с условиями внешнеторгового(ых) контракта(ов) фактов совершения сомнительных валютных операций, осуществляемых клиентами кредитных организаций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта и легализации доходов, полученных преступным путем.

Контроль за деятельностью участников ВЭД, отнесенных к категории НУР, осуществляемый ЮТУ, предусматривает проведение ежеквартального анализа на предмет соответствия показателей деятельности критериям, необходимым для отнесения Лица к категории НУР. При принятии такого решения ФТС России учитывает также иные факты нарушений права Евразийского экономического союза и законодательства РФ, не относящиеся напрямую к основаниям для отмены решений ФТС России об отнесении Лиц к категории НУР. В их число входит принятие таможенными органами классификационных решений вследствие недостоверного заявления декларантом классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также решений об отказе в предоставлении тарифных преференций.

Обращаем Ваше внимание на то, что в 2018 году на основании предложений ЮТУ из категории НУР исключено 5 производственных предприятий.

По состоянию на 01.12.2018 ФТС России к категории НУР отнесено 404 производственных предприятия, в том числе 30 предприятий, зарегистрированных в регионе деятельности ЮТУ (таблица).

Таблица

ИНН

Наименование участника ВЭД

2303015320

ООО "ЮЖНАЯ СОКОВАЯ КОМПАНИЯ"

2308058952

ООО "СЕАН"

2312104023

ООО "КЛААС"

2315020195

ОАО "НОВОРОСЦЕМЕНТ"

2335013799

ЗАО "КМКК"

2342018036

ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ"

2349006287

ОАО "СЛАВЯНСКИЙ КИРПИЧ"

2352002170

ОАО "АПФ "ФАНАГОРИЯ"

2352034598

ООО "КУБАНЬ-ВИНО"

2353014851

ЗАО "КОНСТАНЦИЯ КУБАНЬ"

2353014869

ЗАО "ПЭКЭДЖИНГ КУБАНЬ"

2353019120

ООО "Краун Корк Кубань"

2368000347

ООО "КУБАНЬ-ТИ"

3403014273

ОАО "САДЫ ПРИДОНЬЯ"

3435000467 3435000467

ОАО "ВОЛЖСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД"

3435900186

ОАО "ВОЛЖСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД"

3435991384

ЗАО "ГАЗПРОМ ХИМВОЛОКНО"

3436017030

ООО "КАМЫШИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬ"

3448003962

АО "КАУСТИК"

6137006902

ООО "АЛМАЗ"

6140026955

ООО "АЗОВСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА"

6145004835

ОАО "ДОНЕЦКАЯ МАНУФАКТУРА М"

6150003065

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЭНЕРГОПРОМ-НОВОЧЕРКАССКИЙ ЭЛЕКТРОДНЫЙ ЗАВОД"

6150040250

ООО "ПК "НЭВЗ"

6154011797

ОАО "ТАГМЕТ"

6161021690

ОАО "РОСТВЕРТОЛ"

6161022983

ООО "НПО ГОРИЗОНТ"

6163157256

ООО "АЛУНЕКСТ"

6165125323

ЗАО "МЕРИНОС"

6167008343

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЭМПИЛС"

Указанные участники ВЭД осуществляли таможенное декларирование в 6 таможнях ЮТУ, в числе которых Астраханская (6 участников ВЭД), Краснодарская (14 участников ВЭД), Ростовская (17 участников ВЭД), Миллеровская (1 участник ВЭД), Новороссийская (12 участников ВЭД), Таганрогская (4 участника ВЭД). Ими подано 24 866 ДТ, что составляет 8,8 % от декларационного массива ЮТУ.

Таким образом, распределение участников ВЭД по категориям уровней риска призвано обеспечить реализацию принципа выборочности таможенного контроля путем дифференцированного применения мер таможенного контроля для каждой из категорий уровней риска. Снижение частоты проведения таможенного контроля в отношении добросовестных участников ВЭД, отнесенных к категории НУР, позволяет перенести тяжесть контроля на этап после выпуска, тем самым способствуя ускорению процессов таможенного оформления, сокращению сроков выпуска товаров и снижению издержек данной категории участников ВЭД.