Сегодня 21 ноября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Интернет технологии российской таможни – для отечественного бизнеса

PDFПечатьE-mail

Миллеровская таможня принимает активное участие в проводимых ФТС России мероприятиях по внедрению и расширению практики применения таможенными органами Российской Федерации новых информационных технологий.

В 2009 году Миллеровской таможней выпущена первая электронная декларация. С 1 января 2014 года обеспечен переход на обязательное 100% электронное декларирование.

Наряду с электронным декларированием с 2011 года в таможне применяется технология удаленного выпуска. Применение технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств является одним из перспективных направлений в деятельности таможенных органов. Данная технология – принципиально новый подход в осуществлении таможенных операций и таможенного контроля. При реализации данной технологии товары фактически находятся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, что позволяет участнику ВЭД значительно сократить транспортные издержки. В рамках данной технологии в Миллеровской таможне за истекший период 2017 года оформлено 958 товарных партий.

Вслед за электронным декларированием развитие получила технология автоматической регистрации деклараций на товары, внедренная в 2015 году. В соответствии с распоряжением ФТС России Краснянский таможенный пост Миллеровской таможни включен в перечень таможенных постов, в которых осуществляется применение алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной на товары, вывозимые в соответствии с процедурой экспорта, а с апреля 2016 года, и на товары, ввозимые в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

ФТС России разработаны критерии автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ в зависимости от условий внешнеэкономической сделки, а также критерии междокументальной сверки заявленных в ДТ сведений со сведениями из электронной базы данных паспортов сделок, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов.

Реализация данной технологии исключает возможность участия должностного лица таможенного органа в регистрации декларации на товары и значительно сокращает в целом сроки таможенных операций. Среднее время автоматической регистрации составляет от 20 до 40 секунд.

Также с апреля 2016 года на Краснянском таможенном посту осуществляется применение алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

В рамках данной технологии принятие решения о выпуске товаров производится информационной системой таможенных органов без участия должностного лица, что делает эту технологию максимально быстрой и прозрачной. Средние сроки автоматического выпуска товаров составляют 4-5 минут.

За прошедший период 2017 года на Краснянский таможенный пост Миллеровской таможни в соответствии с таможенной процедурой экспорта участниками ВЭД подано более 2600 деклараций на товары. Из них в автоматическом режиме зарегистрировано порядка 51% деклараций на товары.

В соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления участниками ВЭД подано 2679 деклараций на товары. Из них в автоматическом режиме зарегистрированы более 10 % деклараций на товары, при проверке иных деклараций условия автоматической регистрации не соблюдены.

Для достижения максимального уровня функционирования отдельных элементов единого автоматизированного механизма совершения таможенных операций ФТС России постоянно совершенствуются элементы и алгоритмы автоматической регистрации декларации и автоматического выпуска товаров, которые направлены на упрощение и ускорение совершения таможенных операций. Это гарантирует обеспечение эффективности таможенного контроля.

В Миллеровской таможне, в том числе реализуются мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования в сфере обеспечения соблюдения запретов и ограничений, защиты прав интеллектуальной собственности и валютного контроля.

В 2017 году, а также в предыдущие годы, основное направление работы в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, защиты прав интеллектуальной собственности, а также валютного контроля было сосредоточено на совершенствовании таможенного администрирования, автоматизации процессов, связанных с совершением таможенных операций, расширении возможности участников внешнеэкономической деятельности по автоматическому получению информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, и снятию административных барьеров.

Обеспечено межведомственное электронное взаимодействие с восемнадцатью федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) Российской Федерации (Минфином, Минпромторгом, Росаккредитацией, ФСБ России, МВД России, Росприроднадзором, Росрыболовством, Минкультуры, Минобороны, Минсельхозом, Минздравом, Роскомнадзором и Росздравнадзором, Россельхознадзором, ФНС России, Роспатентом, ФНП, Росстандартом).

Должностные лица Краснянского таможенного поста при декларировании получают в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о разрешительных документах, содержащихся в информационных ресурсах ФОИВ, в автоматическом режиме, близком к реальному времени.

В перспективе система межведомственного электронного взаимодействия должна стать основой для реализации механизма «единого окна» - одного из основных интеграционных инструментов. Он будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Для бесперебойного информационного взаимодействия проведен комплекс организационно-технических мероприятий. Разработан Справочник масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в декларации на товары, и реализован форматно-логический контроль соответствия номера разрешительного документа, заявленного в декларации на товары, коду вида документа и структуре маски, содержащейся в Справочнике. Справочник размещен на сайте ФТС России в разделе «Открытые данные» и актуализируется на постоянной основе.

Одновременно для исключения необоснованных запросов таможенными органами у участников ВЭД разрешительных документов ежедневно ведется мониторинг случаев таких запросов. Также на официальных сайтах РТУ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте ФТС России публикуется информация о случаях запросов разрешительных документов.

Одной из ключевых новаций является норма, предусматривающая непредставление таможенному органу документов и (или) сведений, необходимых для совершения таможенных операций, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.

Для расширения возможностей участников ВЭД по автоматическому получению информации, которая имеется в распоряжении таможенного органа, на безвозмездной основе ФТС России проводится работа по информационному взаимодействию в электронном виде с участниками ВЭД и иными лицами посредством электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД».

В части соблюдения запретов и ограничений в информационном сервисе «Разрешительные документы» с 1 сентября 2016 года реализована возможность просмотра (визуализации) разрешительных документов в электронном виде. С помощью этого информационного сервиса российские экспортеры и импортеры в режиме онлайн могут видеть поступившие и используемые информационной системой таможенных органов документы, которые выданы им различными государственными органами.

В части валютного контроля обеспечено размещение сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, а также сведений о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, переданных Банку России, уполномоченным банкам. Это позволило участникам ВЭД до подачи декларации на товары проверить наличие паспорта сделки в информационных ресурсах таможенных органов, исключить необходимость письменного обращения заинтересованных участников ВЭД в ФТС России для получения таких сведений.

По направлению защиты прав интеллектуальной собственности реализован информационный сервис «Правообладатели и их Представители» в части взаимодействия при приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Это позволяет обеспечить электронное взаимодействие таможенных органов с декларантом и представителем правообладателя в части принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Для обеспечения обратной связи реализована возможность информирования таможенного органа о получении и просмотре правообладателем (его представителем) уведомления о приостановлении выпуска товаров.

Проводимые реформы таможенного администрирования будут способствовать упрощению административных процедур, существенному снижению административной нагрузки на участников ВЭД, созданию новых возможностей для обеспечения доступности самостоятельного осуществления всех операций, снижению временных и финансовых издержек участников ВЭД.