Сегодня 23 августа 2017 года
Для слабовидящих

20.04.2017

PDFПечатьE-mail

ИИ «Ростов газета» 19.04.2017

http://rostovgazeta.ru/news/economy/20-04-2017/postavki-metallov-s-ukrainy-dlya-yuga-rossii-za-10-let-upali-vdvoe

Поставки металлов с Украины для юга России за 10 лет упали вдвое

Поставки металлургической продукции из Украины для Ростовской и Волгоградской областей за десять лет сократились вдвое, сообщила в среду начальник отдела таможенной статистики Южного таможенного управления Елена Беляева.

"Основу импорта металлургической продукции составляют трубы различного диаметра, ведущим поставщиком которых является Украина. За последнее десятилетие поставки металлов из этой страны сократились с 6 миллионов тонн в 2006 году до 2,7 миллиона в 2016-м", - говорит она.

По словам Беляевой, продолжают сокращаться и объемы экспорта металлургической продукции: если в 90-е годы ежегодные объемы вывоза металлов достигали 130 тысяч тонн, то в последние три года экспортируют неболее 60 тысяч тонн. Около 75% из них поставляют в страны дальнего зарубежья.

"Пиковые объемы поставок металлов приходились на период 2003-2007 годах. Предпринятые в последующем меры администрирования в части таможенного контроля ценовых характеристик вывозимого объема чёрных металлов, неблагоприятная конъюнктура мировых цен, переориентациях Турции на собственный потенциал обусловили сокращение объемов вывоза черных металлов", - утверждает она.

ИИ «Ростов газета» 20.04.2017

http://rostovgazeta.ru/news/economy/19-04-2017/mashinostroiteli-yuga-rossii-ne-vosstanovili-proizvodstvo-posle-dvuh-krizisov-0a6b5d3e-cfbe-4b59-bf54-186c6ca67f7e

Машиностроители юга России не восстановили производство после двух кризисов

Ростовским машиностроителям так и не удалось выйти на экспортные показатели докризисного уровня после двух экономических кризисов в 2008-2009 и 2014 годах, сообщила в среду начальник отдела таможенной статистики службы федеральных таможенных доходов Южного таможенного управления Елена Беляева.

"Спад объемов внешней торговли в период острой фазы мирового кризиса конца 2008 – первой половине 2009 годах был глубоким – в пределах 40%, причем не только по импорту, но и по экспорту. В сегменте машиностроительной продукции, товаров с глубокой степенью переработки достичь прежних позиций так и не удалось", — говорит Беляева.

По словам начальника Южного таможенного управления Сергея Пашко, внешнеторговый оборот через границы таможни юга России за 25 лет возрос почти в три раза и составил свыше 20 миллиардов долларов США. В товарной структуре экспорта региона – минеральное топливо, хлеб и злаки, черные металлы и изделия из них, жиры и масла, удобрения. География поставок их субъектов ЮФО ориентирована в основном на страны дальнего зарубежья.

ИИ «Город N» 20.04.2017

http://gorodn.ru/online_news/17979/

Таможенники наградили ведущих южнороссийских участников ВЭД

19 апреля заместитель руководителя ФТС России Александр Попов и начальник Южного таможенного управления (ЮТУ) Сергей Пашко наградили дипломами победителей регионального этапа конкурса «Таможенный Олимп», слудет из пресс-релиза ЮТУ.

В номинации «Лучший импортер Юга России» первое место присуждено ООО «Нестле Кубань», второе – ООО «ГРУППА АГРОКОМ».

Лучшими экспортерами Юга России признаны ОАО «АСТОН» (1 место) и ООО «Зерно-Трейд» (2 место).

В номинации «Лучший таможенно-логистический терминал Юга России» победил ТЛТ «Матвеевокурганский».

Награды «Лучший таможенный перевозчик Юга России» присуждены ООО «МЕКАТО» (1 место) и ООО «ТЭК-Юг» (2 место).

В номинации «Лучший таможенный IT-интегратор Юга России» награждена группа компаний «ANGARA Tehnologies group».

ИИ «Ростов газета» 19.04.2017

http://rostovgazeta.ru/news/economy/20-04-2017/tolko-polovina-importerov-v-rf-poryadochnye-tamozhnya-4ac581cd-2b21-497e-9be5-e5920befd18a

Только половина импортеров в РФ порядочные — таможня

Только половина российских импортеров отличаются порядочностью и ввозят товары на территорию РФ без нарушения таможенного законодательства, сообщил в среду заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Александр Попов.

Для добросовестных экспортеров в России действует система управления рисками. Суть ее — в распределении участников внешнеэкономической деятельности по категориям риска в зависимости от вероятности нарушения ими таможенного законодательства.

По словам Попова, предприниматели с низким уровнем риска могут быстрее пройти таможенное оформление, снизить издержки за счет сокращения числа таможенных процедур. Однако, утверждает замруководителя российской таможни, зачастую риски срабатывают в отношении тех компаний, которые изначально представлялись прозрачными.

"По итогам прошлого года только 2,8 тысячи предприятий отнесли к низкому уровню риска. На них приходится 44% от общего количества ввезенных товарных партий и 58% от суммы таможенных плат при импорте. Нельзя, чтобы количество порядочных участников ВЭД было ограничено числом 2,8 тысячи", — говорит Попов.

ИИ «Евразия Daily» 19.04.2017

https://eadaily.com/ru/news/2017/04/19/abhaziya-s-nachala-goda-postavila-v-rossiyu-96-tonn-svoih-pomidorov

Абхазия с начала года поставила в Россию 96 тонн своих помидоров

Попытка вывоза в Россию турецких помидоров под видом абхазских имела место в начале 2016 года, но она сразу же была пресечена. Об этом 19 апреля заявил Государственный таможенный комитет Республики Абхазия, опровергая обвинения в том, что из республики в Россию завозят турецкие помидоры.

Более того, подчеркивает ГТК, этот факт послужил поводом для усиления контроля со стороны всех служб, как на границе в пунктах пропуска, так и внутри республики. К примеру, при погрузке сельхозпродукции в транспортные средства на складах отправителей, вместе с сотрудниками таможенной и пограничной служб присутствуют также представители карантинной службы и Торгово-промышленной палаты. «Именно ТПП выдает на отгружаемую партию Сертификат о происхождении товара формы СТ-1, который является основным документом, подтверждающим место происхождения товара, то есть — Республика Абхазия», — подчеркивает комитет.

17 апреля телеканал «НТВ» и различные интернет-ресурсы со ссылкой на статью в газете «Известия» сообщили, что Абхазия способствует ввозу в Россию турецких помидоров, запрещенных к импорту в РФ до конца 2017 года, под видом абхазских, ввоз которых никаким образом не ограничен.

«Государственный таможенный комитет Республики Абхазия категорически отвергает распространенные в СМИ обвинения в адрес Абхазии и, принимая во внимание стратегическое партнерство Республики Абхазия с Российской Федерацией, полностью исключает такие действия. К тому же санкции, введенные 1 января 2016 года РФ в отношении Турции и запрещающие ввоз в Россию определенной группы товаров, в том числе помидоров, были поддержаны и Абхазией», — говорится в заявлении ГТК.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики Абхазии, за последние несколько лет в развитие тепличных хозяйств были вложены немалые средства, отмечают в ГТК. Результатом этого стало возникновение и функционирование экспортоориентированных тепличных предприятий по выращиванию сельскохозяйственных культур, в том числе и помидоров.

Данные таможенной статистики свидетельствуют, что

— в 2014 году из Абхазии в Россию было экспортировано 0 кг помидоров;

— в 2015 году экспорт составил 113 тонн;

— в 2016 году в Россию вывезено более 2 тыс. 167 тонн помидоров;

— в 2017 году (январь-апрель) вывезено более 96 тонн помидоров.

«Эти показатели — результат работы в республике тепличных комплексов, строительство которых в Абхазии продолжается. В скором времени список экспортируемой продукции расширится, и россияне смогут получать экологически чистые, абхазские овощи и фрукты: огурцы, редис, капусту, листья салата, баклажаны, кабачки, клубнику и многое другое», — заявил ГТК.

ФТС России, на данные которой ссылаются авторы материалов в СМИ, проинформирована о функционировании в Абхазии тепличных комбинатов по выращиванию помидоров и о возможностях поставок в Россию крупных партий этой продукции.

«Руководство ГТК РА понимая, что в условиях санкций, введенных Россией в отношении турецкой продукции, резкое увеличение объемов экспорта из Абхазии товаров из санкционного списка может вызвать в России определенную обеспокоенность, инициировало визит рабочей группы ФТС России для ознакомления с деятельностью одного из крупных тепличных комбинатов — ООО „Аваи Агро“ в Пицунде. Тепличный комплекс и объемы производства помидоров впечатлили российскую делегацию, в составе которой находились также представитель ФТС РФ в Абхазии и начальник Сочинской таможни и были приняты ими к сведению. Сегодня в Абхазии функционирует уже несколько аналогичных хозяйств», — заключили в абхазском ведомстве.

ИИ «Кубань» 20.04.2017

http://23rus.org/index.php?UID=21474

Сочи ждет «Формулу»

Сочи готовится к старту королевских гонок «Формулы-1». Рев болидов в Олимпийском парке курорта будет звучать с 26 по 30 апреля. В город уже прибыли первый груз с гоночными машинами. Самолет авиакомпании «ЭйрБриджКарго» прилетел из Бахрейна, где в минувшие выходные 15-16 апреля прошел этап «Формулы-1». На борту воздушного судна привезли груз общим весом около 135 тонн.

- Все спортивное оборудование было разгружено с помощью специальных поддонов. Контейнеры доставили в специальную зону таможенного контроля в аэропорту Сочи, где расположен мобильно-инспекционный досмотровый комплекс. В следующие три дня международный аэропорт Сочи примет еще пять грузовых рейсов с оборудованием для проведения гонки «Формулы 1», - сообщает пресс-служба «Сочи Автодрома».

А пока аэропорт принимает грузы, на гоночной трассе идут последние приготовления. На стартовой прямой нанесена новая разметка для болидов, габаритные размеры которых увеличились в связи с изменением технического регламента. Свежее покрытие появилось и в зоне вылета в районе последнего поворота – традиционно это цвета российского триколора. Изменения коснулись и зоны вылета в районе второго поворота – теперь там установлены дополнительные искусственные дорожные неровности «лежачие полицейские» общей длиной 80 метров. Данная конструкция позволит предупредить маневры пилотов, которые, в случае нарушения границ трассы после разгона со стартовой прямой, используют зону вылета на этом участке для получения преимущества.

- Еще раньше, в начале этого года, согласно новым требованиям FIA, продиктованным возросшими скоростями болидов на автодроме усилили систему защитных барьеров, - отметили в пресс-службе «СочиАвтодрома».

ТК «ЭФКАТЕ» 19.04.2017

http://efcate.com/show_news__/2017/04/19/144232

А­ЭРО­ПОРТ СО­ЧИ СЕ­ГОД­НЯ ПРИ­НЯЛ ПЕР­ВЫЙ ГРУ­ЗО­ВОЙ РЕЙС С ОБО­РУ­ДО­ВА­НИ­ЕМ И БО­ЛИ­ДА­МИ ДЛЯ ГО­НОК «ФОР­МУ­ЛЫ-1»

Воз­душные во­ро­та ку­рор­та в чет­вёртый раз при­ни­ма­ют спе­ци­аль­ные рей­сы круп­ней­ше­го меж­ду­на­род­но­го со­рев­но­ва­ния.

Се­год­ня днём в со­чин­ский а­эро­порт при­был чар­терный рейс, сле­ду­ющий из сто­ли­цы ко­ро­левс­тва Бах­рейн. На бор­ту Boeing 747 в Со­чи дос­та­ви­ли груз об­щим ве­сом око­ло 135 тонн. Это обо­ру­до­ва­ние и бо­ли­ды для про­ве­де­ния го­нок «Фор­му­лы-1». Все упа­ко­ва­но в спе­ци­аль­ные боль­шие кон­тей­не­ры. Их раз­гру­жа­ли с по­мощью под­до­нов, вме­ща­ющих до се­ми тонн гру­за. Кон­тей­не­ры с го­ноч­ны­ми бо­ли­да­ми и обо­ру­до­ва­ни­ем дос­та­ви­ли в спе­ци­аль­ную зо­ну та­мо­жен­но­го кон­тро­ля в а­эро­пор­ту Со­чи, где рас­по­ло­жен мо­биль­но-ин­спек­ци­он­ный дос­мотро­вый ком­плекс.

Ан­дрей Онип­ко, на­чаль­ник та­мо­жен­но­го пос­та «А­эро­порт Со­чи» Со­чин­ской та­мож­ни: «С по­мощью дан­но­го ком­плек­са осу­щест­вля­ет­ся дос­мотр при­быв­ших то­ва­ров. С по­мощью рен­тге­нов­ских лу­чей осу­щест­вля­ет­ся прос­ве­чи­ва­ние и де­ла­ют­ся вы­во­ды — со­от­ветс­тву­ет при­быв­ший груз или не со­от­ветс­тву­ет».

Пос­ле про­хож­де­ния всех пог­ра­нич­ных и та­мо­жен­ных фор­маль­нос­тей груз нап­ра­вят на Ав­тодром. В сле­ду­ющие три дня а­эро­порт Со­чи при­мет ещё пять гру­зо­вых рей­сов с обо­ру­до­ва­ни­ем для Ко­ро­лев­ских го­нок. Ну и пос­ледний рейс с до­пол­ни­тель­ным гру­зом при­бу­дет в Со­чи 26 чис­ла. Впер­вые а­эро­порт при­нял обо­ру­до­ва­ние и бо­ли­ды для де­бют­но­го Гран-при Рос­сии в 2014 го­ду. В 2016-ом, в пе­ри­од под­го­тов­ки и про­ве­де­ния треть­его эта­па го­нок «Фор­му­ла 1», а­эро­порт об­слу­жил око­ло 100 ты­сяч пас­са­жи­ров, а так­же поч­ти 700 рей­сов. «Фор­му­ла 1» в Со­чи прой­дёт с 28 по 30 ап­ре­ля.

ИИ «F1news» 19.04.2017

https://www.f1news.ru/news/f1-120228.html

Прибывают первые авиационные грузы Гран При России

19 апреля в международный аэропорт Сочи прибывает первый грузовой авиарейс с машинами и оборудованием для Гран При России.

Самолет авиакомпании «ЭйрБриджКарго» прилетит из Бахрейна. Чартерный рейс по маршруту «Манама-Сочи» прибудет в аэропорт Сочи в 11:55, на нём перевезут груз общим весом около 135 тонн.

Все спортивное оборудование будет разгружаться с помощью специальных поддонов. Контейнеры доставят в специальную зону таможенного контроля в аэропорту Сочи, где расположен мобильно-инспекционный досмотровый комплекс. После прохождения всех пограничных и таможенных процедур груз направят на Сочи Автодром.

В следующие три дня – 20, 21 и 22 апреля – международный аэропорт Сочи примет еще пять грузовых рейсов авиакомпании «ЭйрБриджКарго» с оборудованием для проведения гонки Формулы 1, в том числе, машинами команд. Гоночные автомобили, шасси и детали упакованы в специальные контейнеры.

26 апреля авиакомпания Qatar Airways на грузовом воздушном судне Airbus A330-200 доставит в аэропорт Сочи дополнительный груз Формулы 1.

Впервые международный аэропорт Сочи принял оборудование и машины для дебютного Гран При России в 2014 году. В 2016 году, в период подготовки и проведения третьего российского этапа Формулы 1, аэропорт Сочи обслужил около 100 000 пассажиров на прилет и вылет, а также почти 700 рейсов, из которых более 100 – чартерные и рейсы деловой авиации.

ИИ «Sportbox.ru» 19.04.2017

http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Avtosport/Formula_1/spbnews_NI738513_Pervyje_bolidy_komand_Formuly_1_pribudut_v_Sochi_v_sredu

Первые болиды команд «Формулы-1» прибудут в Сочи в среду

В среду 19 апреля в Сочи начали прибывать первые грузы команд для 4-го этапа «Формулы-1» Гран-при России.

Как сообщает пресс-служба «Сочи Автодром», грузовым рейсом из Бахрейна прилетят болиды команд и другое оборудование для этапа. На борту воздушного судна перевезут груз общим весом около 135 тонн. Контейнеры доставят в специальную зону таможенного контроля в аэропорту Сочи, где расположен мобильно-инспекционный досмотровый комплекс. После прохождения всех пограничных и таможенных процедур груз направят на «Сочи Автодром».

20, 21 и 22 апреля в Сочи прибудут еще пять рейсов с болидами и оборудованием.

ИИ «1rnd.ru» 19.04.2017

https://www.1rnd.ru/news/1623493

У пассажира рейса «Баку-Ростов-на-Дону» нашли старинные ордена и медали

Ростовские таможенники в аэропорту в ходе контроля международного рейса «Баку – Ростов-на-Дону» обнаружили у пассажира старинные ордена и медали. Шесть наград мужчина, гражданин России, пронес в ручной клади по «зеленому коридору».

Он, как положено по Закону, не заполнил таможенную декларацию.

«Обнаруженные предметы были направлены в экспертно-криминалистическую лабораторию. Согласно заключению таможенного эксперта все предметы подлинные, 4 из 6-ти наград являются культурными ценностями, - сообщила 1rnd.ru официальный представитель Ростовской таможни Анна Помазкова. - Так, медаль «За трудовую доблесть» была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 27.12.1938 года.

Орден «Знак Почета» учрежден Постановлением ЦИК СССР от 25.11.1935 года для награждения за высокие достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной, социально-культурной, спортивной и иной общественно полезной деятельности, а также за проявления гражданской доблести. Медаль «За оборону Кавказа» была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.05.1944 года. Орден «Красной Звезды» учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 06.04.1930. Исполнение ордена и его отдельных элементов, порядковый номер, его расположение и исполнение указывают на тот факт, что орден выпущен не позднее 1956 года. Все указанные награды созданы более 50 лет назад».

Наградные удостоверения к изъятым наградам у гражданина РФ отсутствовало. Информации о том, что перевозивший медали и ордена пассажир рейса «Баку – Ростов-на-Дону» является награжденным ими, у экспертов также не было.

В отношении мужчины возбудили дело об административном правонарушении.

Евгения Хорошева

ИИ «kommersant.ru»

http://kommersant.ru/doc/2912416

«Инициативы, которые мы начинаем внутри региона, зачастую выходят на федеральный уровень»

Глава Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай Присяжнюк о креативном мышлении и поиске новых возможностей.

10.02.2016

В конце декабря 2015 года Госдума приняла поправки в федеральный закон о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации, который не менялся на протяжении более чем 20 лет. О том, как новые правила изменят роль торгово-промышленных палат, в том числе в южном регионе, насколько активно сами предприниматели сегодня пользуются возможностями этой структуры и какие инициативы палаты помогут предпринимателям быстрее адаптироваться к меняющейся ситуации в экономике, в интервью „Ъ“ рассказал президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай Присяжнюк.
— Комментируя новую редакцию закона, многие эксперты отмечают, что она усилит значение торгово-промышленной палаты в вопросах взаимодействия бизнеса и власти. Согласны ли вы с такой оценкой?

— Торгово-промышленная палата в России создавалась как общественное объединение, помогающее формировать благоприятную среду для развития бизнеса, содействовать диалогу между бизнесом и властью. Подобные задачи сегодня решают и другие союзы предпринимателей, однако уникальность палаты в том, что это единственная общественная организация, представляющая интересы бизнеса в России, у которой есть свой собственный закон и чьи принципы работы регулируются законодательно. Это сильно облегчает работу по взаимодействию с властью как на федеральном, так и на местном уровне, дает гарантию того, что мнение предпринимателей, которые участвуют в работе торгово-промышленной палаты, обязательно будет услышано.

Действующий закон о торгово-промышленных палатах был принят еще в 1993 году, и, конечно, многие моменты в нем нуждались в актуализации. В новой редакции большое внимание уделено укреплению системы торгово-промышленных палат в регионах, принципам образования территориальных палат, вопросам управления и т. д. Также поправки значительно расширили права и функции торгово-промышленных палат, прежде всего по вопросам, связанным с представлением интересов предпринимателей в органах государственной власти.

— Можете привести конкретные примеры?

— Одна из важных задач ТПП — это участие в проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза федеральных и региональных законопроектов. Наши эксперты анализируют, как тот или иной нормативный акт отразится на положении предпринимателей, насколько он будет помогать совершенствованию бизнес-климата в регионе или, наоборот, ухудшит предпринимательскую среду. Для этого мы обязательно собираем предпринимателей, представителей органов власти, экспертов на нашей площадке, обсуждаем все плюсы и возможные минусы каждого законопроекта, готовим итоговое заключение и передаем его в соответствующие органы власти.

Такую работу Торгово-промышленная палата Ростовской области проводит давно, однако поправки в закон дали нам возможность не только оценивать уже разработанные законопроекты, но и непосредственно участвовать в их подготовке. На мой взгляд, это очень важное решение, потому что выяснение позиций бизнеса способствует более качественной работе над проектами закона.

Плюс к этому новая редакция закона устанавливает более широкий, чем было раньше, перечень услуг, который палата имеет право оказывать бизнесу. Сегодня, наверное, нет ни одной услуги, необходимой бизнесу, которую мы были бы не в состоянии предоставить. Это и различные информационные, консалтинговые услуги, и содействие в получении патентов на изобретения, и регистрация товарных знаков, и помощь в защите интеллектуальных прав, и оформление документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и многое другое.

— Заинтересована ли сама региональная власть в усилении роли торгово-промышленной палаты на своей территории?

— Мне сложно говорить о всех субъектах РФ, однако в Ростовской области наработан положительный опыт сотрудничества с властными структурами. У власти есть прямой интерес в том, чтобы бизнес получил как можно более комфортные условия для деятельности, потому что это один из основных эффективных способов увеличить налоговые поступления в бюджет. Мы добились того, что подавляющее большинство нормативных документов, которые сегодня принимаются в Ростовской области, учитывают мнение донского бизнеса. В общей сложности в прошлом году мы рассмотрели 212 проектов нормативно-правовых документов разного уровня — как федеральных, так и региональных.

Приведу конкретный пример: в прошлом году много обсуждений и споров вызвали изменения в закон о региональных налогах, касающиеся налогообложения малого бизнеса по спецрежимам. На нашей площадке мы организовали общение и с представителями Законодательного собрания, и с донскими предпринимателями, и с коллегами из других объединений — «Опоры России», Донской ремесленной палаты. Изменения в Налоговый кодекс вышли в июле, а уже в начале августа мы направили дополнительные предложения в Законодательное собрание области. И нам очень приятно, что в Законодательном собрании нас услышали и многие из наших предложений были приняты.

— А есть направления, по которым сотрудничество с властью пока идет не настолько плодотворно?

— Не так давно ТПП РФ проводила исследование по оценке неналоговой нагрузки на бизнес. Оказалось, что помимо обязательной выплаты налогов предприниматели вынуждены ежегодно осуществлять около 70 платежей неналогового характера — например, в Росреестр, Роспотребнадзор и т. д. Все это фактически удваивает фискальную нагрузку на бизнес, и, конечно, в текущих условиях ее необходимо снижать. Мы постоянно говорим об этом на встречах с представителями министерств и ведомств, однако далеко не всегда к нашему мнению готовы прислушиваться.

— Вы сказали, что новая редакция расширяет перечень услуг, которые может оказывать палата. Но часть этих услуг платные. Не воспринимается ли это предпринимателями как еще один вид неналоговых поборов?

— Деятельность торгово-промышленных палат в России не финансируется государством. С одной стороны, это гарантирует проведение независимой политики, а с другой — вынуждает нас самих быть в какой-то мере предпринимателями, все время находиться в поиске новых направлений, в которых наши услуги могут быть востребованы. У нас предусмотрены членские взносы, но их сумма чисто символическая.

Основное отличие услуг торгово-промышленной палаты от того же Роспотребнадзора или Росреестра заключается в том, что у нас нет монополии ни на одну услугу. В каждом направлении нашей работы — будь то независимая оценка, аттестация персонала, проведение различных экспертиз, образовательные услуги и т. д. — на рынке действует много игроков, не только палата. И предприниматели могут сравнивать, выбирать тех, кто, по их мнению, выполнит работу с лучшим качеством и по меньшей стоимости. Конечно, мы стремимся поддерживать уровень наших услуг на достаточно высоком уровне. У наших специалистов высокая квалификация, практически все имеют несколько высших образований, есть кандидаты и доктора наук. Конечно, нам очень непросто завоевывать свое место на рынке, но важно понимать, что это конкурентные рынки.

В 2015 году палатой оказано около 25 тыс. различных услуг. Направления самые разные: это и независимая оценка недвижимости, оборудования, и юридические услуги, и аудит пожарной безопасности, и поиск инвесторов под конкретный инвестпроект и многое другое. Кроме того, поскольку слабый рубль сделал более конкурентоспособными товары российских производителей на внешних рынках, сегодня особенно актуальны услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью: содействие в налаживании внешнеэкономических связей, поддержка экспортеров, выдача карнетов АТА — временных разрешений на ввоз и вывоз товаров и т. д.

— Насколько сложнее стало развивать сотрудничество с зарубежными партнерами после введения санкций и роста политической напряженности?

— По моему опыту, для бизнеса нет ни границ, ни политики. Зарубежные предприниматели по-прежнему готовы к тому, чтобы работать с Россией. Недавно я звонил президенту Торгово-промышленной палаты Крыма, и он пожаловался, что не может уйти на больничный, так как иностранные делегации приезжают одна за другой. Казалось бы, Крым находится под очень жесткими санкциями, но на деле там сейчас много европейских предпринимателей, которые обходными путями пытаются купить все, что только можно.

Желание работать с Россией не стало меньше, просто в сегодняшних условиях для предпринимателей из некоторых стран его сложнее реализовать. Сейчас вектор нашего интереса постепенно перемещается от Европы к странам Юго-Восточной Азии. Например, ослабление рубля сделало очень выгодным экспорт товаров российских производителей в Китай. И если раньше мы туда могли поставлять только ресурсы, то сейчас на ура идет все — и продукты питания, и промышленная продукция. Внутренний рынок Китая практически безграничен, поэтому потенциал этого направления очень высок.

Еще одна страна, с которой сегодня активизировалось сотрудничество,— это Иран. Мы еще два года назад почувствовали перспективы этого направления, в 2014 году провели масштабное исследование иранского рынка, выяснили перспективные ниши, организовали серию семинаров для донских предпринимателей, где рассказали об особенностях ведения бизнеса с Ираном, о специфике их банковской системы и т. д. Интересно, что в составе нашей первой бизнес-миссии в Иран было только семь представителей донских компаний, а на встречу с нашими предпринимателями пришли более 100 иранских бизнесменов — настолько высоким был интерес иранской стороны!

— Готовы ли донские предприниматели к тому, чтобы эффективно использовать открывшиеся возможности по развитию экспортного направления?

— Ежедневно к нам за консультациями по внешнеторговой деятельности обращаются от десяти до 30 предпринимателей. Причем если раньше внешнеторговая деятельность была прерогативой крупных компаний, то сейчас осваивать экспортное направление принялись и компании среднего бизнеса. Азовская кондитерская фабрика, Ростовский комбинат шампанских вин, кондитерская фабрика «Мишкино» — все эти компании относительно недавно начали экспортную деятельность, и, по нашим оценкам, весьма успешно.

Со своей стороны мы также делаем все, чтобы помочь предпринимателям быстрее найти партнеров на внешнем рынке. Торгово-промышленная палата Ростовской области одной из первых среди региональных палат создала специализированный Центр поддержки экспорта, который работает с экспортоориентированными предприятиями. Мы организовываем бизнес-миссии в различные страны для поиска деловых партнеров, приглашаем иностранных предпринимателей в Ростовскую область, обеспечиваем юридическую поддержку, услуги переводчика, помогаем в изучении кросскультурных особенностей — ведь в разных странах абсолютно разная бизнес-культура.

Кстати, это одно из немногих направлений работы торгово-промышленной палаты, которые напрямую поддерживаются государством. В настоящее время экспортоориентированные предприятия Донского края могут получить финансовую поддержку для участия в зарубежных выставках, бизнес-миссиях и т. д. 95% финансирования центра составляют средства федерального бюджета и 5% — средства областного бюджета. Средний размер субсидий в 2015 году составил около 10 млн руб.

— Вы сказали о средних компаниях, а у малых предприятий есть шанс успешно выйти на внешний рынок?

— Есть, при условии, что предприниматели проявят креативность мышления и найдут свою уникальную нишу. Как поступило, например, одно малое предприятие, которое потеснило европейцев на рынке экологически чистой упаковки. Предприниматели приобретают на мебельных фабриках юга России отходы производства — деревянную стружку, некондиционную фанеру — и изготавливают из них подарочные корзинки, лукошки для упаковки сельскохозяйственной продукции и не только. Поскольку в Европе действуют жесткие экологические стандарты и требования, их упаковка востребована. Донские бизнесмены смогли начать сотрудничество с несколькими европейскими компаниями и успешно экспортируют свою продукцию за рубеж.

Но это, конечно же, единичные случаи, обычно об экспорте компании задумываются тогда, когда уже есть определенные успехи на внутреннем рынке и компания уже вплотную подходит к границе между малым и средним предприятием. Для малого бизнеса мы сегодня видим гораздо более глубокие перспективы в другом направлении — в развитии кооперационных связей между крупным бизнесом и субъектами малого предпринимательства. Речь идет о том, что крупные промышленные компании могут отдавать выполнение непрофильных для себя операций на аутсорсинг малому бизнесу. Например, крупный холдинг может успешно производить высокотехнологичное оборудование, но ему необязательно при этом самостоятельно изготавливать болты, гайки, простейшие детали и узлы и т. д. В западных странах такая практика существует давно; более того, государство поощряет использование промышленной кооперации за счет льгот и преференций крупным компаниям. Это, с одной стороны, снижает издержки корпораций, усиливает их конкурентоспособность, а с другой — дает возможность существования множеству небольших компаний.

К сожалению, в России сейчас тренд прямо противоположный: государство ориентировано на создание крупных вертикально интегрированных холдингов. Однако мы убеждены, что развитие промышленный кооперации — один из наиболее эффективных способов поддержки малого бизнеса, поэтому со своей стороны ТПП Ростовской области намерена активно содействовать этим процессам. Это подстегнет развитие малого бизнеса в регионе, и, что самое важное, качественно поменяется его структура. От торговли, общепита, сферы услуг, которые традиционно считаются уделом малого бизнеса, мы сможем перейти к созданию высокотехнологичных производственных предприятий.

— Какие-то конкретные шаги уже сделаны?

— В прошлом году в ТПП Ростовской области был создан Центр субконтрактации, который занимается развитием сотрудничества между малыми и средними предприятиями и крупными заказчиками. Мы уже интегрировались в единую систему центров субконтрактации ТПП РФ — сейчас в ней участвуют центры из 17 регионов России, но в дальнейшем их количество, я уверен, будет расти. Таким образом, мы располагаем единой базой заказов по нескольким регионам России, и это дает возможность находить точки соприкосновения между крупным бизнесом и небольшими компаниями.

Также уже есть и первые примеры заключенных соглашений. Недавно было подписано соглашение о сотрудничестве между ООО «В-Плазма», которое является резидентом фонда «Сколково», и лауреатом Фонда Бортника, ООО «Новые технологии». Вместе они разработали уникальную конструкцию энергоэффективных жидкотопливных котлов. Технология позволяет получать водяной пар из горячей воды, минуя процесс кипения, что снижает затраты энергии в два-два с половиной раза.

— Основное внимание в рамках промышленной кооперации будет уделено именно инновационным проектам?

— Такая задача не ставится напрямую, потому что потребности у крупных компаний могут быть абсолютно разными. Однако ситуация в экономике требует в первую очередь оказывать поддержку инновационным проектам. Например, сегодня много говорится об импортозамещении, однако важно производить импортозамещающую продукцию достойного качества, чтобы она как минимум была не хуже того, что мы замещаем, а как максимум — превосходила бы иностранные аналоги.

Тем более что инновационный потенциал в Ростовской области необычайно высок. У нас есть крупные вузы, есть разработки, которые ждут своего часа. Но развитой инфраструктуры привлечения инвестиций в инновационные разработки ни в регионе, ни в России в целом сейчас не существует. Есть «Сколково», но оно заинтересовано в проектах с миллиардными инвестициями. А тем предпринимателям, которые придумывают, например, ту же технологию изготовления экологически чистой упаковки, очень тяжело пробиться на рынок. Они не знают, куда им идти, чтобы презентовать проект, не имеют никакого понятия о системе патентоведения.

В 2015 году Торгово-промышленная палата Ростовской области по своей инициативе начала проводить инвестиционные сессии: мы приглашаем экспертное сообщество, банкиров, потенциальных инвесторов, представителей властных структур и презентуем для них разработки донских инноваторов. Прийти к нам с презентацией своего проекта может каждый желающий, однако мы все же проводим предварительный отбор, так как во время инвестсессии успевают выступить максимум шесть-семь разработчиков и важно, чтобы экспертам были представлены наиболее жизнеспособные проекты. В прошлом году мы успели провести четыре такие инвестсессии, столько же запланировано и на этот год.

— Получил ли уже кто-нибудь из инноваторов финансирование таким образом?

— Из 22 проектов, которые были представлены на инвестсессиях в прошлом году, семь смогли заинтересовать инвесторов. Я считаю, что это прекрасный результат. Безусловно, если смотреть более широко, то усилия одной только Торгово-промышленной палаты Ростовской области — это капля в море. Палата никогда не сможет заменить государство в этом процессе. Потому что государство должно создать венчурные фонды, и не только «Сколково», работающее с крупным бизнесом. В каждой отрасли должно быть минимум по пять таких «Сколково».

Впрочем, наш опыт показывает, что те инициативы, которые мы начинаем внутри региона, зачастую выходят на федеральный уровень. Именно так, к примеру, произошло с медиацией — практикой досудебного урегулирования споров при участии независимого посредника. В Торгово-промышленной палате Ростовской области мы внедрили это направление в 2007 году, первыми в России стали готовить медиаторов. И только в 2011 году появился федеральный закон о медиации, а в судах начали повсеместно создавать комнаты примирения. Надеемся, что наш опыт по развитию промышленной кооперации, поддержке инновационных проектов также будет востребован не только внутри региона, но и за его пределами.

— Насколько подходящий момент сейчас для старта таких проектов, с учетом кризиса?

— Период высоких цен на нефть был подарком для нашей страны, но на мой взгляд, сегодняшняя ситуация как раз намного ближе к тому, в каких условиях должна жить Россия. Многие другие страны не располагают таким огромным запасом ресурсов, как мы, и тем не менее успешно развивают свою экономику. Просто для этого придется перестроить свое мышление, быть гибкими и научиться смотреть на несколько лет вперед. И главная задача торгово-промышленной палаты на ближайшее время — содействовать этому процессу, помочь нашим предпринимателям как можно быстрее адаптироваться к текущей ситуации.

Беседовала Наталья Горова

ОБЗОР ПРЕССЫ УСО ФТС РОССИИ