Сегодня 24 июня 2017 года
Для слабовидящих

Интервью заместителя начальника Южного таможенного управления - начальника правовой службы Александра Воронова журналу "Таможня"

PDFПечатьE-mail

Торопиться в суд не стоит

Одной из важных функций таможенных органов Российской Федерации является содействие развитию внешней торговли в тесной взаимосвязи с соблюдением экономических интересов государства. Вместе с тем, выполняя свои функции и приоритетные задачи, в том числе по наполнению доходной части федерального бюджета, таможенные органы нередко сталкиваются с несогласием участников внешнеэкономической деятельности с теми решениями и действиями (бездействием), которые принимаются таможенными органами, в целях реализации необходимых задач и функций в сфере таможенного дела. Следствием данного несогласия является большое количество судебных споров, которые не всегда заканчиваются признанием законной позиции таможенных органов, тогда как их интересы не могут вступать в противоречие и противопоставляться требованиям законодательства Российской Федерации. Об этих и других проблемных моментах рассказал заместитель начальника Южного таможенного управления - начальник правовой службы Александр Воронов.

2016-03-02_yutu_voronov

- Александр Владимирович, анализ состояния судебной практики таможенных органов Южного таможенного управления показывает, что за последние годы число находящихся в производстве судебных дел по заявлениям, предъявленным к таможенным органам, снизилось. С чем, по Вашему мнению, связана эта тенденция?

- В первую очередь это связано с повышением уровня законности при принятии решений и совершении действий (бездействия) таможенными органами и как следствие формированием положительной судебной практики по ряду спорных категорий дел, приводящей к единообразию правового регулирования экономических правоотношений.

Если обратиться к статистическим данным, мы увидим что в 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. число судебных дел уменьшилось на 17,24 %, в 2014 г. в сравнении с 2013 г. разница в количестве судебных дел составила 37,7 %, тогда как в 2013 г. в сравнении с 2012 г. количество судебных дел уменьшилось лишь на 3,2 %.

Безусловно данная положительная динамика в первую очередь является прямым следствием фактического улучшения деятельности как аппарата Южного таможенного управления, так и продуктивного взаимодействия правовых и функциональных подразделений таможен региона.

Кроме того, снижение количества обращений в суды, а также сокращение количества решений, действий (бездействия), принятых таможенными органами либо их должностными лицами в нарушение требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее -таможенное законодательство) обусловлено, в том числе эффективным использованием механизмов рассмотрения жалоб и ведомственного контроля, а также оказанием методической и практической помощи таможням региона со стороны аппарата ЮТУ.

- Давайте остановимся на вопросах обжалования: как ведется эта работа, каковы преимущества ведомственного обжалования, какие меры предпринимаются таможенными органами для популяризации досудебного урегулирования споров?

- Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) должностных лиц установлен главой 3 Федерального закона Российской Федерации № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Положения главы 3 указанного Федерального закона наделяют любое лицо правом обжаловать решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица как в суды, так и в таможенные органы, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права свободы или законные интересы.

Возможность досудебного (внесудебного) урегулирования споров между таможенными органами, участниками ВЭД и гражданами, путем использования механизма ведомственного обжалования, следует воспринимать как один из способов правовой защиты, имеющий для них ряд существенных преимуществ перед судебным обжалованием.

Во-первых, лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе, либо подать её повторно в пределах установленных сроков, что исключают положения Арбитражного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ, ГПК РФ).

Во-вторых, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу, при этом по решению таможенного органа указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц, о чем в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу. Судебное же разбирательство как правило осуществляется в трех судебных инстанциях и может длиться более полугода, что значительно увеличивает сроки исполнения соответствующих решений по жалобам.

В-третьих, в отличие от заявления, подаваемого в суд, жалоба подается в простой письменной форме, форма же заявления в суд должна соответствовать требованиям статьи 199 АПК РФ, то есть иметь соответствующую форму и содержание, также к нему необходимо прилагать дополнительные документы в обоснование своих требований и возражений и оплачивать государственной пошлиной. При подаче жалобы в таможенный орган уплата заявителем государственной пошлины не требуется, равно как и не требуется личного участия в рассмотрении жалобы лица, её подавшего, либо его представителя, что как правило влечет за собой значительные судебные издержки, а также определенные временные затраты, если лицо обращается непосредственно в суд.

Кроме того, главой 3 Федерального закона предусмотрена возможность обжалования в упрощенном порядке решений, действий (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста, которая заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможенного органа. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трёх часов с момента ее подачи.

С целью популяризации института ведомственного обжалования, разъяснения порядка обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, а также приема жалоб указанного характера правовой службой ЮТУ ежегодно инициируется проведение всеми таможенными органами региона акций «На что жалуетесь?».

Информация о проведении мероприятий размещается таможенными органами на информационных стендах в регионе деятельности соответствующих таможен и таможенных постов, на сайтах ЮТУ и таможен, региональных сайтах, в газетах, на радио и т.д.

По итогам 9 месяцев 2015 года в ЮТУ поступило 478 жалоб в области таможенного дела, из них: рассмотрено по существу - 294 жалобы, из которых 103 жалобы оставлено без удовлетворения и 191 жалоба удовлетворена полностью или частично; отказано в рассмотрении по существу - 184 жалобы; направлено по принадлежности - 39 жалоб; отозвано заявителем - 7 жалоб.

В аналогичном периоде 2014 года ЮТУ рассмотрено 185 жалоб указанного характера, из них: рассмотрено по существу - 87 жалоб, из которых 35 жалоб оставлено без удовлетворения и 52 жалобы удовлетворены полностью или частично; отказано в рассмотрении по существу - 98 жалоб; направлено по принадлежности - 17 жалоб; отозвано заявителем - 2 жалобы.

Таким образом, сокращение количества обращений в судебные органы и, одновременно, увеличение количества поступающих жалоб в области таможенного дела свидетельствует о том, что участники ВЭД и граждане все больше предпочитают досудебное ведомственное обжалование.

- Наверное, повышению доверия со стороны заинтересованных лиц способствует и эффективный ведомственный контроль?

- Безусловно. В последние годы в области таможенного дела возрастает роль и значение такой административной процедуры, как ведомственный контроль деятельности таможенных органов Российской Федерации, направленный на повышение законности и дисциплины в деятельности должностных лиц таможенных органов.

За 9 месяцев 2015 года таможенными органами ЮТУ в порядке ведомственного контроля вынесено 651 решение, которым отменено 2097 и изменено 1 не соответствующее требованиям таможенного законодательства решение нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела, а также признаны неправомерными 53 действия должностных лиц нижестоящих таможенных органов в области таможенного дела.

За аналогичный период 2014 года в порядке ведомственного контроля вынесено 655 решений, которыми отменено 2148 и изменено 4 не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения, а также признаны неправомерными 2 действия нижестоящих таможенных органов в области таможенного дела.

Преобладающим количеством отмененных решений по-прежнему являются решения, отмененные в связи с нарушениями требований таможенного законодательства, допущенными при их принятии. В то же время в сравнении с аналогичным периодом прошлого года следует отметить снижение количества решений, отмененных по данным основаниям на 8%.

Указанные выше данные свидетельствуют об улучшении качества проведения ведомственного контроля в правовых подразделениях таможен региона и аппарата ЮТУ.

Вместе с тем, одним из главных результатов применения механизма ведомственного контроля в первую очередь должно явиться существенное снижение общего количества незаконных решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, сокращение числа однотипных нарушений таможенного законодательства, уменьшение количества судебных актов, выносимых не в пользу таможенных органов, повышение эффективности и качества таможенного контроля, а также улучшение нашей работы в целом.

- Что чаще всего становится «яблоком раздора», с чем не согласны участники ВЭД?

- Большую часть поступающих в таможенные органы региона исковых заявлений составляют заявления об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости, а также о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ранее произведенным корректировкам.

Данный вопрос наиболее актуален для таможенных органов, так как корректировка таможенной стоимости является одним из экономических механизмов противодействия необоснованному «уходу» ряда недобросовестных участников ВЭД от взимания законно установленных таможенных платежей в полном объеме, тем более в условиях нынешней российской действительности. В рассматриваемый период, доля заявлений указанных категорий в общем количестве составляет около 58%.

Также значительную долю, а именно примерно 19% в общем количестве занимают заявления об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности, при этом необходимо отметить, что дела данной категории споров в большинстве своем рассматриваются судами в пользу таможенных органов.

- Кто защищает интересы таможенных органов в судах, и какие качества, по Вашему мнению, необходимы для того, чтобы добиться успеха в этой работе?

- В настоящее время позиции таможенных органов в судах защищают наиболее профессиональные и компетентные должностные лица правовых подразделений ЮТУ и таможен региона. Кроме того, совместно с должностными лицами правовых подразделений в судебных заседаниях принимают участие должностные лица функциональных подразделений ЮТУ и таможен региона по направлению обжалуемых решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц.

Обязательным квалификационным требованием для должностных лиц правовых подразделений ЮТУ и таможен региона является наличие высшего образования.

На мой взгляд, в профессии юриста, в том числе и если он является должностным лицом таможенных органов Российской Федерации, очень важны такие качества как высокая компетентность, широкий кругозор, стремление постоянно самосовершенствоваться, некая профессиональная «неуспокоенность», железная логика и искусство убеждать, и безусловно, - развитое правосознание.

Важнейшими деловыми качествами профессионального таможенного юриста являются: безупречное знание нормативных документов в области таможенного дела, а также способность быстрого поиска необходимого нормативного правового акта или литературного источника, соблюдение профессиональной этики, способность и желание к систематическому повышению квалификации, должная осмотрительность, лояльность, желание и способность к нестандартным решениям, он должен быть уверен - у одной задачи как минимум два решения.

- Процент проигранных таможней дел, к сожалению, остается высоким. В чем причина такой ситуации? Какие меры предпринимаются для ее исправления?

- Природа таких проблем может зависеть как от субъективных факторов, связанных с нарушениями при принятии решений таможенными органами, совершении действий (бездействия) должностными лицами таможенных органов, так и от объективных факторов, вызванных несовершенством действующего таможенного законодательства: неясность и неоднозначность толкования правовых норм, наличие правовых пробелов.

Кроме того, высокий процент проигранных таможней дел связан с тем, что более 50% обжалуемых в судебные органы решений, действий (бездействия), связаны с корректировкой таможенной стоимости, а также возвратом излишне уплаченных таможенных платежей, возникших из корректировки таможенной стоимости. По данной категории дел к сожалению сложилась отрицательная для таможенных органов судебная практика.

Для изменения сложившейся ситуации, прежде всего, необходимо акцентировать внимание на повышении результативности и качественном проведении посттаможенного контроля таможенными органами. Усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории ЕАЭС будет способствовать целостности контрольных действий должностных лиц таможенных органов и улучшит дисциплину по соблюдению таможенного законодательства участниками ВЭД. Работа в данном направлении неизменно приведет к повышению уровня законности принимаемых таможенными органами решений в области таможенного дела и, как следствие, позволит сократить число негативных для таможенных органов решений, принимаемых судами.

В настоящее время, для уменьшения количества судебных споров с участием таможенных органов, повышения уровня и эффективности судебной защиты, единообразного понимания сути норм таможенного законодательства, правовой службой ЮТУ на постоянной основе проводится мониторинг правоприменительной и судебной практики, результаты которого обобщаются и направляются в ФТС России.

Продолжается работа, направленная на активное внедрение и использование единого информационного ресурса - КПС «Судебная практика», что позволит усилить взаимодействие между таможенными органами региона по вопросам защиты таможенных интересов и единообразно применять положения таможенного законодательства при рассмотрении судебных споров, оперативно реагировать на отрицательную судебную практику.

При выявлении правовых пробелов и коллизий в применении норм таможенного законодательства при рассмотрении судами споров с участием таможенных органов, об этом оперативно информируется правовая служба ЮТУ и Правовое управление ФТС России с изложением предложений по их устранению, что также способствует процессу совершенствования таможенного законодательства, устранению в нем неточностей, которые выявила судебная практика.

Постепенное устранение пробелов и неясностей правового регулирования является залогом повышения качества проводимого таможенного контроля и гарантом незыблемости принимаемых по его результатам решений.

К основным задачам на ближайшее будущее в первую очередь относятся повышение уровня эффективности таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров в обращение на таможенную территорию ЕАЭС, обеспечение принятия таможенными органами региона законных решений, а также восстановление прав и законных интересов лиц и государства, которые были нарушены в результате принятия несоответствующих требованиям таможенного законодательства решений в области таможенного дела.

Кроме того, для правовых подразделений таможен региона и ЮТУ не менее важной задачей является обеспечение проведения ведомственного контроля каждого решения в сфере таможенного дела, обжалованного в судебном порядке. Продолжение работы, направленной на сокращение обращений в судебные органы, повышение статуса института ведомственного обжалования, позволит снизить число негативных для таможенных органов решений, принимаемых судами.

Таким образом, для преодоления проблемы отрицательной практики разрешения судебных споров не в пользу таможенных органов необходима дальнейшая комплексная работа правовых подразделений ЮТУ с применением мер служебного, организационно-управленческого, правового и иного характера.

Ольга ШАМРАЕВА