Сегодня 21 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Деятельность таможенного поста Морской порт Азов в современных условиях

PDFПечатьE-mail

«Нестабильность курса валюты, санкции, ухудшение геополитической обстановки в соседствующих с Россией государствах – все это негативно отражается на товарообороте. Объемы экспорта и импорта по сравнению с прошлыми годами сократились. Экономический кризис также дает о себе знать», – посетовал начальник таможенного поста Морской порт Азов Андрей Титов в беседе, посвященной функционированию таможенного поста в современных условиях.

Немного истории

Одной из первых таможен на юге России можно считать крепость Азов, начало которой положили венецианские купцы и которая длительное время была во власти турков. После походов Петра I и интеграции бывших турецких земель в состав Российской империи возникла необходимость учредить в низовьях Дона специальную пограничную таможню. Оттуда и начался исторический путь таможенного поста, расположенного в устье Дона. За годы существования Российской империи, а позднее СССР, внешнеэкономическая ситуация, конъюнктура рынка и условия торгового оборота с иностранными государствами неоднократно менялись.

1 декабря 1994 года в порту Азов был открыт пункт пропуска «Азов – морской порт». За короткие сроки была сформирована четкая, организованная структура, оформление проводилось оперативными сменами в круглосуточном режиме. С каждым годом товарооборот увеличивался, рос перечень перемещаемых товаров. Всего же за время существования пункта пропуска было оформлено свыше 80 000 судов международных морских перевозок, перемещено более 45 миллионов тонн грузов, а количество физических лиц, пересекавших границу в регионе деятельности пункта пропуска, превысило миллион.

«Буквально несколько месяцев назад наш пункт пропуска отметил свой двадцатый, юбилейный, день рождения. За это время был сформирован дружный, работоспособный и высокопрофессиональный коллектив. Вместе мы трудимся, вместе мы отдыхаем. Наш коллектив за эти двадцать лет стал уже одной большой семьей», - отмечает Андрей Анатольевич.

Таможенный пост и санкции

23 декабря 2013 года по приказу Федеральной таможенной службы были проведены организационно-структурные изменения, которые привели к тому, что в Азове стали работать два поста: таможенный пост Морской порт Азов и Азовский таможенный пост. Свои коррективы в жизнь таможенного поста внесли и санкции, экономический кризис, вступление в ВТО.

«Из-за санкций, введенных в отношении России, а также из-за нестабильности курса валюты объемы товарооборота снизились по сравнению с предыдущими годами. Некоторые поставщики заняли выжидательную позицию, - констатирует начальник таможенного поста. - На сегодняшний день снизилась торговля с Евросоюзом и Украиной, однако по-прежнему ведется сотрудничество с другими странами. В настоящее время основными партнёрам являются Турция и Китай. На экспорт идет преимущественно уголь и зерновые культуры, а к нам – весь спектр товаров народного потребления», – рассказывает Андрей Анатольевич.

Так, с начала года в основную номенклатуру перемещаемых товаров по направлению импорта входят строительные материалы, пластмассы и изделия из них, суда, химическая продукция, машины и оборудование, ткани, изделия из стекловолокна, изделия из металлов, арахис, плиты древесноволокнистые, и на экспорт – зерновые культуры, бобовые культуры, подсолнечник, жмых, нефтепродукты, суда.

С начала 2015 года оформлено 1118 таможенных деклараций, из них на импорт – 701. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 30%. При этом ведется работа по сбору таможенных платежей в объеме не менее установленного контрольного показателя. За первое полугодие 2015 года в бюджет было перечислено около 1 млрд. 190 млн. рублей, за аналогичный период 2014 года – 1 млрд. 116 млн. рублей, таким образом, увеличение составило порядка 6,5%.

Снижение коснулось и количества оформленных судов. Если в 2014 году было пропущено более 1,5 тысяч судов, то за 6 месяцев 2015 года оформлено 1050, из них 823 судна - по документальному контролю.

Достижения и перспективы

Жизнь таможенного поста Морской порт Азов не стоит на месте. Пост развивается, совершенствуется и двигается в ногу со временем. Особенно сильно это заметно по внедряемым новым информационным технологиям.

«С 2012 года введен документальный контроль транспортных средств (судов), что позволило существенно упростить прохождение таможенного контроля и соответственно сократить время таможенного оформления, - рассказывает Андрей Анатольевич. - Если раньше комиссия в обязательном порядке должна была выезжать на суда, проводить на них необходимые таможенные операции, работать с документами и прочее, а рейды бывают и удаленные, - то сейчас все упростилось. Также с 2014 года мы полностью перешли на электронное декларирование, что значительно повысило качество и увеличило скорость таможенного контроля. Помимо этого, с каждым годом эффективность применения мер в соответствии с выявляемыми профилями риска неуклонно растет».

С внедрением новых технологий сотрудникам таможенного поста приходится осваивать и новую технику. И если когда-то практически на весь коллектив приходилась одна ПЭВМ, то сегодня рабочее место каждого должностного лица оснащено всей необходимой персональной техникой, которая в свою очередь подвергается своевременному обновлению для того, чтобы должностные лица таможенного поста могли качественно выполнять свои должностные обязанности. Новые технологии позволяют производить таможенное оформление товаров и транспортных средств в режиме реального времени.

Средства технического контроля позволяют сотрудникам поста проводить более быстрый и эффективный контроль судов.

«Еще одним достижением можно считать слаженность действий всех органов, осуществляющих государственный контроль. Ведь пункт пропуска подразумевает не только наше присутствие, но также и слаженную работу пограничников, сотрудников Роспотребнадзора, Россельхознадзора, а также сотрудников оперативных подразделений Южного таможенного управления», – отмечает Андрей Анатольевич.

Отдельно говоря о перспективах развития портовой зоны, Андрей Титов сообщил, что в ближайшее время на таможенном посту ждут увеличения товаропотока благодаря созданию второй контейнерной линии на территориях ОАО «Азовский морской порт» и ООО «С».

Таким образом, таможенный пост Морской порт Азов с каждым днем совершенствуется, выводя свою работу на более высокий и качественный уровень.