Сегодня 25 мая 2017 года
Для слабовидящих

Олимпиаду строим сообща

PDFПечатьE-mail

Олимпиада Сочи 2014 - Информационное обеспечение

Все великие дела планируются сильными мира сего, но совершаются руками множества простых людей. Полет человека в космос, строительство БАМа, освоение Арктики и целины, изучение и использование атомной энергии, спортивные победы, культурные достижения – это наше достояние и предмет гордости россиян. Сегодня завершена подготовка к грандиозному международному событию 2014 года – XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм. Проведение Игр на высоком международном уровне докажет готовность государства выполнять взятые на себя обязательства, продемонстрирует всему миру уровень нашего прогресса и гостеприимства.

До церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр остается две недели. И с каждым днем Сочи, получивший 4 июля 2007 года статус столицы первых в России зимних Игр 2014 года, все ближе подходит к старту 16-дневной олимпийской, а затем 9-дневной паралимпийской гонки. В подготовке к Играм было задействовано множество людей, организаций, служб и ведомств, а также простых жителей города Сочи и окрестных районов. И перед каждым стоят свои, вполне конкретные задачи.

Ноябрь 2013 года. 7.30 утра. До начала смены отдела таможенного оформления и таможенного контроля №3 Сочинского центрального таможенного поста – 30 минут. Есть время найти место на парковке для личного транспорта, и может даже за чашечкой утреннего чая перекинуться новостями с коллегами.

«Без преувеличений, город преображается прямо на глазах. Много ярких и интересных событий. Все больше новых дорог, новых транспортных развязок, краше облик города» - делится своими впечатлениями мой утренний собеседник - главный государственный таможенный инспектор ОТО и ТК № 3 Григорий Израильянц. Столь позитивный настрой в раннее время суток удивляет и радует.

8.00. Молодые и жизнерадостные, все опрятные и подтянутые, у каждого на груди жетон и бейдж - это сегодняшняя смена отдела принимает дежурство. Знакомлюсь: Ирина Волкова, Ольга Филатова, Светлана Уколова, Наталья Букреева, Анастасия Хохлова, Денис Михайлов, Виктор Лобачев, Владимир Медведский. Мы в административном здании грузового района Морского порта Сочи, что в Имеретинской низменности в устье реки Мзымта. Помимо подразделений таможенного поста здесь располагается администрация грузового порта и Имеретинская стивидорная компания.

«Сдача ключей, кошельков и телефонов – дело добровольное, но мы уже привыкли. Взамен каждый получает личную номерную печать, дозиметр и рацию - устройство, к сожалению, не настолько компактное, как сотовый телефон, но зато уверенная связь везде и абсолютно бесплатно», - поясняет мне Григорий Израильянц, одновременно проставляя в журнале отметки о получении.

Передавая смену, закончившие ночное дежурство коллеги делятся информацией, сдают документы, передают сводку о судозаходах на текущий день. У вновь заступивших остается немного времени на изучение нормативной базы, знакомство с новой информацией, сбор и передачу данных в отдел статистики, подготовку отчетов.

9.50. В акваторию грузового порта заходит первое судно, сегодня это Tolaga Monrovia – контейнеровоз, который трижды в месяц доставляет из Трабзона через Новороссийск в Сочи товары, в том числе для строительства и оснащения объектов Олимпиады.

«В прошлый судозаход «Толага» доставила 87 контейнеров с товарами олимпийского предназначения, среди которых были генераторы, а также оборудование для монтажа сцены для оснащения олимпийского стадиона «Фишт» - главной арены, где будут проходить открытие и закрытие Олимпийских игр, а также профессиональное телевещательное оборудование для медиацентра, что в Олимпийском парке», - поясняет Григорий.

…Цвету его глаз вторит теплое осеннее Черное море. Сегодня штиль, а значит все запланированные в грузовой Имеретинский порт судозаходы ожидаются в соответствии с графиком. До конца осени остаются считанные дни, и благоприятные для морской навигации условия скоро будут все реже. Но сегодня еще ласково шумит море, мерно работает кран, выгружая разноцветные коробочки - контейнеры в дружные ряды, заливаемые бархатным южным солнцем.

«Подрядные организации торопятся оснастить все объекты инфраструктуры до конца года, поэтому сейчас за неделю в порт прибывает до 17 судов. Грузовой порт работает круглосуточно, но, как правило, суда заходят в дневное время, а отправляются в обратный путь, бывает, и ночью. У нас всего 2 часа для приема электронной декларации на товары, - продолжает Григорий, - к слову сказать, мы практически ушли от бумажного варианта, который применяется в редких, можно сказать, исключительных случаях».

Если еще полтора года назад больше половины грузов, прибывающих морским транспортом в Сочи, представляли собой строительные материалы - песчанно-гравийную смесь, базальтовые камни, цемент, известь, краски, то за последний год здесь чаще оформляют всевозможное высокотехнологичные установки, различное оборудование, товары для оснащения объектов размещения участников и гостей Игр, начиная от гостиничных номерков и заканчивая жалюзи. Для качественного совершения таможенных процедур в отношении сложных групп товаров – многокомпонентного оборудования требуется больше времени и профессионализма.

Нагрузка по оформлению товаров «олимпийской» категории лежит на отделе таможенного оформления и таможенного контроля №3. Удивительно, но данное подразделение одно из самых молодых в Сочинской таможне, старше всех в отделе – мой собеседник Григорий Израильянц, его стаж работы в таможенных органах уже более 7 лет.

Григорий - таможенник во втором поколении. Сам родом из Туапсе – курортного города на берегу Черного моря, с развитым промышленным, торговым и транспортным узлом, с месторождениями нефти. Добычей нефти занимался его дед, чью фамилию теперь гордо носит Григорий.

«Я очень люблю море», – улыбается Гриша, а за его спиной шелестят о бетонную пристань порта волны.

После окончания школы с серебряной медалью, он с целевым направлением на поступление в Российскую таможенную академию, уехал к берегам Финского залива в г. Санкт-Петербург. «Я знал, куда и зачем еду учиться, благо была возможность увидеть, как устроена таможня – часто приходил к отцу на работу в Туапсинскую таможню, нравились люди - отцовские коллеги, с удовольствием ходил заниматься в спортзал таможни».

Поступление на факультет таможенного дела, с конкурсом 7 человек на место, для Григория не стало особенно сложным. Студенческое время пролетело с юношеской скоростью и задором. Группа оказалась очень дружной и активной. Помимо багажа знаний на память об учебе осталась масса воспоминаний о путешествиях по Питеру и живописному пригороду с сокурсниками, многие из которых поддерживают дружбу и по сей день, несмотря на географическую отдаленность Питера, Калининграда, Пскова, Камчатки и Сочи.

По окончании академии получил распределение в Балтийскую таможню, что на Канонерском озере, в отдел контроля за таможенным транзитом. Именно этот факт в своей биографии Григорий считает наиболее значимым.

«Никого не желаю обидеть, но уверен, что ОКТТ - лучшая кузница кадров. Вся деятельность подразделения четко и строго регламентирована, нет двояких толкований, при этом в сферу деятельности отдела входит очень много направлений. Это и таможенный контроль за доставкой товаров, контроль за перевозкой, соблюдение сроков», - делится своим мнением Гриша. Кстати, среди руководящего состава Сочинской таможни много выходцев из ОКТТ: Игорь Дабежа, Ирина Рубанова, Ольга Самар, Сергей Нестеренко.

«Деятельность отдела создает очень точную и строгую систему знаний, демонстрирует ясность применения норм таможенного кодекса, позволяя нарабатывать огромный багаж прикладных в таможенной деятельности знаний» - дополняет слова своего подчиненного заместитель начальника Сочинского центрального таможенного поста Ирина Рубанова.

«В отделе, как только узнали, что я из РТА, почти сразу доверили возбуждать дела об АП», - отвечает на мой вопрос о первом трудовом опыте Григорий. Думаю, что никакие другие слова не охарактеризуют лучше то доверие и уважение, с которым относятся к выпускникам Российской таможенной академии и ее филиалов. Для вчерашнего студента жесткие сроки рассмотрения административных дел, огромная ответственность, отсутствие «няньки», а помимо этого громадный перечень нормативной документации требующей изучения – стали необходимыми условиями для закалки и самоорганизации.

«Среди моих первых дел в должности инспектора ОКТТ, – вспоминает Григорий, - недоставка товаров. На экспорт в основном шли толстенные шайбы из алюминия, мы их называли «чушки». Схема удивительная: сырье – глинозем, из которого в последующем изготавливают алюминий, из Латинской Америки, конкретно из Венесуэлы, через океан едет в Россию. Затем по железной дороге направляется в Сибирь, где алюминий переплавляют в «чушки» и вагонами отправляют обратно к берегам Финского залива для последующей отправки в США. Приходит состав, по документам в вагоне должно находиться 5 таких алюминиевых шайб, а по факту всего 4».

«В конкурсах на вышестоящие должности не участвовал, считал, что моего опыта явно недостаточно. Вот его и нарабатывал», - продолжает отвечать на мои вопросы Гриша, а я вдруг вспоминаю где-то слышанную фразу: «У большого самолета долгий разбег».

Почти 3,5 года работы в ОКТТ Балтийской таможни – первый задел в карьере Григория Израильянца. Но южные корни, желание быть ближе к родным людям заставили его вернуться на свою малую родину.

«Люблю юг, это мое, - словно извиняется Гриша, - север дал мне опыт, ну а реализоваться все-таки хотелось поближе к родным местам».

В поисках работы молодой специалист побывал в разных таможнях региона, но атмосфера и коллектив Сочинской таможни, показались ему особенными: доброжелательными и спокойными.

Интересно, но разглядели в Григории перспективного специалиста не с первого раза – все-таки к претендентам на работу в Сочинскую таможню особенные, повышенные требования, что связано и со спецификой деятельности таможни, и с предстоящими городу событиями.

Но упорные всегда добиваются поставленных целей, и в сентябре 2010 года Григория Израильянца приняли в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 3 Сочинского центрального таможенного поста. В то время подразделение поста располагалось на 13 причале морского порта г. Сочи. Среди новых задач перед молодым «оформителем» стояли следующие: проверка поступающих деклараций на товары, проведение таможенного осмотра товаров и транспортных средств, составление отчетов.

В связи с закрытием порта на реконструкцию весной 2012 года подразделения поста перевели в грузовой район Имеретинского порта в устье реки Мзымта.

«Порт специально строился под принятие товаров «олимпийской» категории. Но если изначально Имеретинку планировали под прием грузов в адрес олимпийских объектов, то теперь порт принимает любые коммерческие грузы, кроме того в порт каждые сутки заходят суда, осуществляющие внутренние перевозки - каботажные, с грузами, прошедшими таможенную очистку и получившими статус российских товаров», - поясняет Григорий.

11.15. Мой собеседник извиняется и спешит вернуться к работе с поступившей электронной декларацией. У коллег за соседними столами также кипит работа: прием и регистрация деклараций, проверка на наличие рисков с помощью программы АИСТ-М, определение кода ТН ВЭД, принятие решения о необходимости применения мер тарифного регулирования, отсутствие запретов и ограничений, проведение иных видов контроля.

«Поступившие документы мы сравниваем, проверяем, анализируем, обязательно смотрим уровень таможенной стоимости товара, и если заявленная стоимость не вызывает сомнений, принимаем решение в этот же день, – комментирует свои действия Григорий, - понимаем, что организаторы Игр торопят подрядчиков, ускоряемся и мы, стараемся закончить оформление, как можно скорее».

На мой вопрос, доволен ли он своим нынешним выбором, Григорий однозначно отвечает «да, настолько интересная и разнообразная работа!»

У должностных лиц отдела огромный перечень обязанностей, можно сказать, что это «универсальные солдаты». В арсенале их практических навыков должны быть регистрация и проверка деклараций на товары по различным таможенным процедурам, оформление таможенного транзита, оформление таможенных приходных ордеров, деклараций в форме заявлений (речь идет о новой технологии оформления товаров «олимпийской» категории по специальной таможенной процедуре), оформление товаров в соответствии с Карнетом АТА, назначение таможенных экспертиз, возбуждение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, проведение таможенных осмотров, досмотров, применение профилей рисков, и многое-многое другое.

«Проведение таможенных осмотров и досмотров, которые могут назначаться и в ночное время, - одно из самых ответственных направлений в деятельности подразделения, - дополняет Ирина Рубанова, - кроме этого, для ускорения и совершенствования таможенного контроля мы привлекаем мобильный инспекционно-досмотровой комплекс».

«Неделю назад в отношении партии товара сработал профиль риска, сканирование контейнера с помощью МИДК показало, что в контейнере, помимо заявленных в декларации стеклопакетов «забыли» несколько ведер со строительной пеной» - рассказывает Григорий и добавляет, что это скорее исключение из общей практики, - статус предприятий, вовлеченных в подготовку к Играм, очень серьезный, авторитет и безукоризненная репутация для них намного важнее, чем возможность сэкономить на недостоверном декларировании.

«Самое интересное в работе - это живое общение с людьми – коллегами, перевозчиками и декларантами, возможность увидеть самые разные товары, узнать их предназначение, стоимость, область применения! – вижу горящие глаза влюбленного в свое дело человека, - номенклатура товаров у нас просто огромная! Хочется учиться, без этого никуда, ведь кто не шагает вперед, того время отбрасывает назад, – оказывается в моем собеседнике живет философ, - нам очень помогают стажировки в курирующие подразделения: отдел таможенных процедур и таможенного контроля, отдел таможенной стоимости, отдел применения системы управления рисков таможни. На пользу идут и занятия, проводимые у нас в подразделении начальниками различных отделов: отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров, отдела таможенных платежей, отдела административных расследований, отделения таможенной статистики и других. Ведь порой незаметные нюансы позволяют совсем иначе смотреть на товар и предъявлять законные требования к правильности его оформления».

«Уровню взаимодействия между различными подразделениями Сочинской таможни и таможенных постов уделяется особенное внимание», - рассказывает Ирина. «Все знать невозможно, хотя мы и стремимся к этому, проводя занятия с должностными лицами поста, штудируя нормативную базу, регулярно проверяя уровень знаний. Важно, что в нужный момент, на наши вопросы и пожелания, чутко реагируют курирующие подразделения таможни, оказывая необходимую нам методическую помощь, так совершение таможенных процедур происходит быстрее и качественнее».

15.20. У Григория в работе третья за смену декларация. На этот раз оформляют системы кондиционирования и очистки воздуха из Турции, прибывшие для оснащения объектов Олимпиады-2014. «В некоторые дни бывает до 8 деклараций в день, а в наиболее активный период летних месяцев принимали и выпускали по 17 деклараций» - улыбается Григорий.

«Скорость нашей работы зависит от взаимодействия с участниками ВЭД. Стараемся выстраивать с ними партнерские отношения. Подготовка к Олимпиаде – это наше общее дело. К тому же мы заинтересованы в отсутствии жалоб, понимаем, что у них сроки, но при работе с формализованными документами иногда просто необходимо получить дополнительную информацию», - поясняет Григорий.

19.30. Григорий завершает работу с пятой за день декларацией, торопится успеть выпустить ее до конца своей смены, при этом не упустить из виду ни малейшей детали, поэтому вопросами его не отвлекаю.

20.10. Рабочая смена позади, а настроение у моего визави такое же доброжелательное и позитивное, как и утром этого дня. Понимаю, что такую ответственность и ритм работы выдержит далеко не каждый.

«Успех работы зависит от атмосферы в коллективе, а ребята у нас замечательные, за все время не помню ни одного конфликта. Единственное, что огорчает: многие набираются здесь опыта и покидают подразделение», – вздыхает Григорий.

Работа оформителя требует логического склада ума, выпуск декларации - словно решение математической задачи. Такой интеллектуальный труд без постоянной сосредоточенности, внимательности и терпения явно будет неэффективным и долгим.

«Желательно иметь уравновешенный характер, быть готовым нести ответственность за каждое свое решение и действие и, конечно, уметь учиться, - подсказывает мне Гриша, - только ты привыкаешь к работе с определенными документами - вводят новые, без мобильности здесь никуда».

Пора расставаться, но я успеваю спросить Гришу о его увлечениях, и ничуть не удивляясь, слышу в ответ о плавании и морской рыбалке. «Весной ловил кефаль, а летом – ставриду, осенью еще не успел порыбачить», - чуть краснеет Гриша. Среди его увлечений игра в бильярд, настольный теннис и, конечно, путешествия.

Вот такие: простые и трудолюбивые, скромные и жизнерадостные, готовые к нагрузкам и ответственности ребята – стоят в рядах сочинских таможенников, стараются качественно выполнять свои обязанности, успевают учиться новому, дружат и все вместе, сообща, принимают участие в подготовке к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года в городе Сочи.