Сегодня 23 ноября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

03.12.2013

PDFПечатьE-mail

«Российская газета – Юг», ИИ «TKS.ru» 03.12.2013

Импорт в оранжевых тонах

До конца года в Россию будет ввезен рекордный объем цитрусовых. Резкий рост этих поставок начался с середины ноября, что обусловлено значительным увеличением спроса в канун новогодних праздников. Одновременно растет число стран - поставщиков этих плодов

Если в 2012 году объем их ввоза составил 1,6 млн тонн, то за 2013 г. наверняка превысит 2 млн тонн. При этом укрепление позиций новых поставщиков (например, стран Закавказья и Среднего Востока) на рынке ведет к снижению цен. По имеющимся оценкам, к концу ноября 2013 года уровень цен на цитрусовые в Европейском регионе РФ был примерно на 15% ниже, чем в ноябре прошлого года.

Дальнейший рост поставок и, соответственно, снижение цен, сдерживает транспортный фактор. Основной поток продукции (не меньше 60%) направляется через порты и железные дороги Юга России, где уже возникают проблемы с перевалкой цитрусовых грузов. Скажем, объем поставок через черноморские порты РФ, по оценкам Южного таможенного управления и Россельхознадзора, в этом году возрос примерно наполовину. С ноября растет также "цитрусовая" загрузка ряда каспийских портов, и особенно сухопутных магистралей из Закавказья в Россию. Решению проблемы будет способствовать расширение профильных терминалов, и не только на Юге РФ. Так, с участием южноафриканского бизнеса планируется расширить "цитрусовые" мощности в Санкт-Петербургском портовом районе.

Что касается географической структуры импорта, доля стран Средиземноморья по-прежнему решающая - свыше 70%, затем следуют ЮАР, Китай, Аргентина, Пакистан, страны Южного региона СНГ и Иран. Причем в этом году примерно вдвое увеличатся поставки (в основном мандаринов и лимонов) из стран Закавказья и Средней Азии. Между тем, страны Магриба не намерены сдавать своих позиций на российском рынке. В том числе с помощью гибкой ценовой политики. По оценке генсека Ассоциации марокканских производителей цитрусовых Дерраба Ахмеда, если объемы поставок в Северную Америку и Западную Европу имеют тенденцию к снижению, то в РФ поставки сохраняются как минимум на прежнем уровне. Но особенно быстро растут поставки с Юга СНГ. Так, по данным Южного таможенного управления РФ, сейчас на границе РФ с Абхазией оформляется от 100 до 250 тонн абхазских цитрусовых (в основном мандаринов) в сутки. Объем абхазских поставок оценивается за 2013 год в 25-26 тыс. тонн: примерно на 15% больше, чем в 2012-м. "Росту этих поставок способствуют сравнительные низкие цены, - уточнила "РБГ" Екатерина Кондратюк, эксперт информационно-аналитического агентства "Агромакс", - и географическая близость обоих рынков, а также российско-абхазский режим свободной торговли, распространяемый на большинство товаров во взаимных поставках".

Азербайджанские и среднеазиатские поставки (из Таджикистана и Узбекистана) в 2013-м прогнозируются в целом на 20% больше уровня 2012 года. В этих поставках до 70% приходится на лимоны. Кроме того, в РФ с 26 ноября начались прямые поставки в РФ из Грузии. По данным ее минсельхоза, с ноября 2013 г. по апрель 2014 г. в Россию намечено поставить до 30% цитрусового урожая-2013 (около 40 тыс. тонн). В целом, к 2015 году доля стран экс-СССР в российском импорте цитрусовых повысится почти вдвое - до 13-15%.

ИИ «ПРАЙМ» 02.12.2013

"Книжный" капитал: кто заплатит за войну ФТС и АСМАП?

МОСКВА, 2 дек - Прайм, Мария Захарова. Эпопея с отменой книжек МДП (международные дорожные перевозки, TIR) в России длится не первый месяц. Федеральная таможенная служба (ФТС) и Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП) отстаивают свои позиции, в то время как сами перевозчики выходят на митинги.

Сложившуюся ситуацию эксперты, опрошенные агентством "Прайм", называют неприятной, но предсказуемой, поскольку цена вопроса - миллионы рублей.

ПРИГОВОР ОТСРОЧЕН, НО НЕ ОТМЕНЕН

В минувшую субботу, 30 ноября, АСМАП сообщила, что получила от таможенников письмо с уведомлением о переносе на 1 июля 2014 года срока расторжения соглашения. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал агентству "Прайм", что ФТС направила письмо в АСМАП уже поздно вечером в пятницу, в конце рабочего дня. Прекратить сотрудничество с АСМАП и полностью отказаться от книжек МДП, выдаваемых исключительно этой организацией при перевозках на территории России, таможня намеревалась еще с 1 декабря.

Однако уже в понедельник ФТС уточнила, что грузоперевозчики смогут применять книжки МДП в качестве обеспечения исключительно при транзите товаров, ввозимых через три таможни Северо-Западного таможенного управления (Выборгская, Карельская и Мурманская). На всех остальных пунктах пропуска они должны предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если машина не доедет до заявленного грузополучателя.

В ПОИСКАХ НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

Отсрочка дана для того, чтобы можно было провести переговоры с Международным союзом автомобильного транспорта (The International Road and Transport Union, IRU) по вопросам, связанным с модернизаций Таможенной конвенции о международных перевозках грузов с применением книжки МДП и при этом должным образом обеспечить соблюдение интересов РФ, отметили в ФТС.

До настоящего времени задолженность IRU в сумме 20,8 миллиарда рублей не урегулирована, напомнили в ведомстве и добавили, что "дальнейшее развитие отношений с национальными гарантийными объединениями будет выстраиваться на основании открытых конкурсных процедур".

"Необходимо продумать новые механизмы, которые бы улучшали положение перевозчиков и ситуацию в России в плане транзита и прохождения границы. Как видим, все пожелания и мольбы со стороны автомобильного сообщества и бизнеса были услышаны и таможенная служба перенесла сроки", - говорит член центрального штаба ОНФ, депутат комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Васильев.

"Мы будем контролировать этот вопрос и как депутаты подключимся к решению проблемы. Конечно, новые правила, которые были прежде, только ухудшали положение на границе и ложились экономическим бременем на перевозчиков и бизнесменов. Те нормы, которые будут введены через полгода, необходимо оптимизировать", - отмечает Васильев. Повторение ошибок негативно скажется на российском рынке, резюмирует он.

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС ИСПОРТИЛ ВСЕХ

Таможня каждый год ищет способы упорядочения и распределения финансовых потоков, считает глава агентства InfraNews Алексей Безбородов. "У них сегодня собираемость 111% по пошлинам и штрафам, последние два года они практически не проигрывают суды. Однако данная история к реальности не имеет никакого отношения. Они попросту придумали штрафы, просроченные платежи. Проще говоря, выдумали такие огромные долги", - говорит эксперт.

Между тем Высший арбитражный суд РФ еще 14 октября 2013 года вынес постановление о признании недействительным решения ФТС по отмене книжек МДП. А решения суда обязательны к исполнению всеми, отмечает партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко. Следовательно, чиновники ФТС могут быть привлечены к ответственности, в частности, оштрафованы, поясняет он.

"Что касается задолженности АСМАП, то общий срок давности взыскания ограничен тремя годами", - говорит эксперт, добавляя, что сумма долга, вероятнее всего, меньше 20 миллиардов рублей. Напомним также, что АСМАП не отрицает наличие задолженности, но в разы меньше - всего 1 миллиард рублей.

Действительно, полной официальной информации по данному вопросу до сих пор нет, а та, что есть, носит обрывочный, фрагментарный характер, считает координатор Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры "Дальнобойщик" Валерий Войтко.

"Упрощенный переход границы по процедуре МДП подразумевает некие финансовые гарантии - залог того, что импортный груз не уйдёт налево, а доедет до терминала растаможки. Сейчас гарантийные деньги за каждую фуру аккумулирует АСМАП, выступающий представителем-агентом международной организации IRU. Не исключено, что речь может идти о переориентации этих денег от АСМАП на другие организации", - говорит он.

ЧЕГО БОЯТЬСЯ И СТОИТ ЛИ

Своими мнениями с агентством "Прайм" на условиях анонимности поделились и некоторые перевозчики. Большинство из них рассказывают о нарушениях в регионах. Так, многим из них определенные формы обеспечения едва ли не навязываются - кому-то предлагают обращаться к определенным коммерческим структурам, кому-то выбрать иную форму транзита. Именно по этой причине вышли на митинг дальнобойщики в Брянске.

По мнению перевозчиков, переход на новую систему уже привел к удорожанию и усложнению процедур, возникновению очередей на границе. Перевозчики, в том числе из других стран, вынуждены покупать финансовые гарантии, их издержки выросли в разы. В итоге транспортные компании перекладывают издержки на владельцев грузов, а те - на конечного потребителя.

Безбородов же уверен - на самом деле ничего страшного не случится, никто с голоду не умрет. "Большинство компаний просто в итоге будут работать через российские порты или переориентируются на внутрироссийские направления. Те же, кто останется, будут вынуждены оставлять на счетах ФТС огромные залоговые платежи как гарантию доставки товара", - говорит эксперт.

НА ГРАНИЦЕ ПОКА ВСЕ СПОКОЙНО

Ситуация в автомобильных пунктах пропуска на российской границе остается стабильной, все таможенные органы работают в штатном режиме, подчеркивают в ФТС.

В Южном таможенном управлении РИА Новости подтвердили, что на сегодняшний день пробок на границе нет.

Официальный представитель Брянской таможни Людмила Борисова рассказала РИА Новости, что очередей на пограничных пунктах пропуска, кроме МАПП "Троебортное" и МАПП "Новые Юрковичи" нет, движение свободно на въезд и выезд для всех автотранспортных средств.

Перед МАПП "Троебортное" со стороны Украины очереди ожидают 165 грузовых транспортных средств, перед МАПП "Новые Юрковичи" - 10 единиц грузового автотранспорта, но это обыкновенная ситуация. Брянская таможня также работает по ранее установленным правилам. "Книжки МДП в качестве гаранта не принимаются", - добавила Борисова.

В Курской таможне аналогично - работа идет по правилам, введенным с 12 ноября (отменены книжки МДП), очередей нет. Там отмечают, что и далее будут работать в соответствии с приказом. По правилам, введенным с 12 ноября, работает и Белгородская таможня. Очередей здесь тоже нет.

ИИ «Терминал: нефтяное обозрение», «Русская планета» 02.12.2013

Нелегальный нефтепровод обнаружили на границе Ростовской области с Украиной

Канал незаконной поставки дизельного топлива в Украину обнаружен на окраине Ростовской области. В день через трубопровод могло уходить до 280 кубометров топлива, что равнозначно семи бензовозам, сообщила пресс-секретарь Южной оперативной таможни Татьяна Пономаренко.

По ее данным, пластиковую трубу диаметром 10 сантиметров нашли на территории граничащего с Украиной города Донецк Ростовской области. Топливо утекало за рубеж, минуя таможенное оформление.

«Общая протяженность трубопровода — 1,2 километра. По приблизительным оценкам, в день перекачивалось порядка 200-280 кубометров топлива, примерно такой же объем вмещают в себя пять-семь бензовозов», — отметила пресс-секретарь.

Трубопровод был обнаружен совместно с пограничным управлением ФСБ России по региону. По предварительным данным, он был проложен примерно месяца назад. Владельцы не установлены.

По данным таможни, трубопровод демонтировали.