Сегодня 24 июня 2017 года
Для слабовидящих

16.10.2013

PDFПечатьE-mail

ИИ «ТПП-Информ» 15.10.2013

Таможенный союз: обновились требования

Федеральная таможенная служба России в тесном взаимодействии с таможенными службами Казахстана и Беларуси, а также специалистами Минтранса, ОАО «РЖД» и железных дорог Беларуси и Казахстана в рамках совместного эксперимента провела работу по внедрению обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте. По ее итогам подписано решение ЕЭК «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом». В соответствии с этим решением с 1 октября 2014 года представление предварительной информации в отношении товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, станет обязательным.

О деталях нововведения на Общественно-консультативном совете по таможенной политике при ФТС России рассказал заместитель начальника отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Павел Трухин. Он обратил внимание на тот факт, что применение обязательного предварительного информирования на автомобильном виде транспорта позволило сократить время таможенных операций на 40%, повысило качество и оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов государств – участников Таможенного союза, а также позволило на 15-20% повысить пропускную способность автомобильных пунктов.

В Российской Федерации предоставление предварительной информации осуществляется через веб-портал ФТС России, а также путем взаимодействия информационных систем таможенных служб государств – членов Таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц. Решением ЕЭК предусмотрен различный объем предоставляемой информации, в зависимости от того, предполагаются товары к помещению под процедуру таможенного транзита в месте прибытия или же они относятся к видам товаров, к которым не будет применяться таможенная процедура транзита. Дополнительно необходимо предоставление сведений о планируемом месте и времени прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.

Спецификой железнодорожных перевозок является наличие в составе поезда значительного количества товарных партий, следующих к различным получателям. Отсутствие предварительной информации в отношении хотя бы одной товарной партии поезда может повлечь за собой задержку всего железнодорожного состава. И тут возникает проблема, поскольку перевозчик может не обладать информацией о перемещаемых им товарах.

В связи с этим, уточнил Павел Трухин, предусмотрена двухуровневая система подачи предварительной информации. На первом этапе уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования, распоряжения товарами или иные заинтересованные лица не менее чем за четыре часа до прибытия товаров предоставляют сведения о них перевозчику, перемещающему товар через таможенную границу Таможенного союза.

На втором этапе перевозчик, ввозящий товары железнодорожным транспортом на территорию таможенной территории Таможенного союза, осуществляет консолидацию указанных сведений от заинтересованных лиц. Не менее чем за два часа до прибытия в место пересечения таможенной границы он обязан предоставить в таможенный орган предварительную информацию.

В заключение заместитель начальника отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России сообщил, что в настоящее время продолжает отрабатываться комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение готовности таможенных органов к введению с 1 октября 2014 года обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте, в частности, мероприятий по доработке информационных систем таможенных органов в части приема и использования предварительной информации.

В работе Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России принял участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров. Он предложил продолжить консультации с РЖД и железными организациями Беларуси и Казахстана для обеспечения полного и своевременного выполнения решения ЕЭК.

Наталья Барышникова

ИИ «Фокус» 15.10.2013

Подписание Украиной соглашения с ЕС исключает членство в ТС - премьер РФ

Медведев снова отбросил возможность сотрудничества с ТС в формате З+1

Подписание Украиной соглашения об ассоциированном членстве с ЕС почти не оставляет перспектив на полноправное вступление Киева в Таможенный союз (ТС), заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Конечно, после подписания соглашения об ассоциированном членстве Украине будет очень трудно вступить в Таможенный союз, если она того захочет. Я думаю, что шансы в этом случае, если говорить о полноценном, а не о ассоциированном членстве, не о наблюдении, практически будут нулевые», - заявил Медведев по итогам работы комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межправительственной комиссии.

Российский премьер подчеркнул, что Россия изначально предупреждала о принципиальном значении равного набора прав и обязанностей для всех членов Таможенного союза.

«А соглашение по формуле »Россия, Казахстан, Белоруссия + Украина или какая-либо другая страна«, нас не устраивает, потому что мы хотим создать полноценный Евроазиатский экономический союз, а не какое-то аморфное объединение. И вот из этого мы будем исходить и на будущее», - сказал он.

Во время встречи Медведев также отметил, что правительства России и Украины должны совместно с экспертами и бизнесом проанализировать последствия создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Он надеется, что сторонам удастся минимизировать возможные негативные результаты.

«Это решение, безусловно, будет воздействовать и на российский рынок. Имею в виду и обнуление импортных пошлин, переход Украины на стандарты и технические регламенты Евросоюза», - сказал глава правительства РФ.

Российский премьер подчеркнул, что нужно проанализировать риски, которые появляются в связи с этим как для Украины, так и для партнеров по Таможенному союзу.

«Действовать нужно взвешенно, руководствоваться нашими долгосрочными интересами, стараться соблюдать все договоренности, которые были нами достигнуты за последние годы. И постараться минимизировать эти проблемы. Надеюсь, что мы, в конечном счете, сможем выйти на правильные решения в этой сфере», - заявил глава правительства РФ.

По словам Медведева, Москва будет делать все возможное для того, чтобы после решения Украины об ассоциации с ЕС двусторонние торгово-экономические отношения не пострадали, но пока прогнозировать в этом плане что-нибудь сложно.

«Все будет зависеть от развития мировой конъюнктуры и, не скрою, и того, что будет происходить после вступления Украины в договор о зоне свободной торговли с Евросоюзом. В этом случае события могут развиваться различным образом», - сказал он.

«Будем стараться сделать так, чтобы наши торгово-экономические отношения не пострадали, но прогноз, если говорить откровенно, у меня сложный. Поживем - увидим, что произойдет в следующем году», - добавил Медведев.

На случай ассоциации Украины с ЕС, отметил он, «предусмотрен ряд решений, в том числе связанных с договором о создании зоны свободной торговли СНГ, так называемым Шестым протоколом, включая введение соответствующих защитных механизмов, которые находятся в полном соответствии с правилами ВТО».

«С учетом того, что если раньше это была гипотетическая ситуация, сейчас она перешла в практическую плоскость, и мы, конечно, как партнеры и коллеги по диалогу со всей прямотой сообщили нашу позицию нашим украинским коллегам о том, что может произойти, и чего желательно было бы не допустить», - подчеркнул Медведев.

«Мы, конечно, продолжим переговоры по этому поводу, мы рассчитываем на то, что наши озабоченности будут услышаны. Но если подобные факты случатся, тогда нам придется принимать решение в рамках процедур ВТО и Шестого протокола, что, наверное, не самым лучшим образом отразится на нашем торгово-экономическом сотрудничестве», - сказал российский премьер.

«Вы упомянули падение торгового оборота - это, к сожалению, факт. В прошлом году он составил 45 млрд долларов, в этом году сократился почти на четверть, и тому есть несколько причин - значительная их часть связана с экономическими проблемами, которые переживает Европа, а также с теми решениями, которые принимали наши партнеры», - сказал Медведев в ответ на вопрос журналистов.

Напомним, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле ранее также заявил, что интеграция с Таможенным союзом станет невозможной после подписания соглашения с Европейским Союзом. Отметим, что официальная Москва усиленно пытается поставить вопрос ребром и склонить чашу весов в сторону евразийской интеграции Киева. Последний в недавних пор начал усиленно продвигаться в объятия Брюсселя, но продолжает оглядываться на северного соседа, который является один из его главных торговых партнеров, и упорствует в заявлениях о необходимости ведения многовекторной политики.

Стоит напомнить, что 14 августа, как сообщила Федерация работодателей Украины (ФРУ), таможенная служба России включила в перечень «рисковых» всех без исключения украинских импортеров, что фактически на неопределенное время блокировало поставку товаров из Украины. Наличие сложностей на таможне подтвердили целый ряд украинских предприятий. 19 августа Министерство доходов и сборов Украины провело переговоры со своими российскими коллегами из Федеральной таможенной службы. Стороны договорились о том, что дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются, товары украинских предприятий пересекают российскую таможню в штатном режиме. Позднее в посольстве РФ в Украине отметили, что ситуация с украинскими продуктами на российской границе была репетицией по ужесточению контроля в случае подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Кроме того, 29 июля Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в РФ кондитерской продукции с украинских фабрик корпорации Roshen. Со стороны России по этому поводу прозвучал ряд резких заявлений, однако инспектора РФ пока так и не посетили данные фабрики.

ИИ «Деньги» 15.10.2013

Медведев разочарован падением товарооборота между Россией и Украиной

Россия разочарована сокращением товарооборота с Украиной, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Об этом он сказал на заседании украино-российского межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества, который проходит в Калуге (Россия), сообщает пресс-служба Кабинета министров Украины.

"За два последних года у нас примерно на четверть упал товарооборот. Доля Украины во внешнеторговом обороте сократилась на 1 % - это не очень хорошая тенденция. Поэтому необходимо проанализировать ситуацию и подумать над методами стимулирования взаимной торговли. Сегодня мы подписываем Дорожную карту по урегулированию вопросов инвестиционно - финансового сотрудничества", - сказал Дмитрий Медведев.

Добавим, что, по словам главы Российского правительства, Украина и Россия намерены активизировать строительство мостового перехода через Керченский пролив.

"Мы говорили сегодня в расширенном составе о необходимости скорее запустить все бизнес-процессы, связаные со строительством мостового перехода через Керченский пролив. Это необходимо жителям и России, и Украины", - сказал Дмитрий Медведев.

Ранее Украинский премьер Николай Азаров также посетовал, что товарооборот между Украиной и Россией за восемь месяцев текущего года упал на 25%. По его мнению, в этом виноваты безответственные чиновники.

Стоит напомнить, что 14 августа, как сообщила Федерация работодателей Украины (ФРУ), таможенная служба России включила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских импортеров, что фактически на неопределенное время блокировало поставку товаров из Украины. Наличие сложностей на таможне подтвердили целый ряд украинских предприятий. 19 августа Министерство доходов и сборов Украины провело переговоры со своими российскими коллегами из Федеральной таможенной службы. Стороны договорились о том, что дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются, товары украинских предприятий пересекают российскую таможню в штатном режиме. Позднее в посольстве РФ в Украине отметили, что ситуация с украинскими продуктами на российской границе была репетицией по ужесточению контроля в случае подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Кроме того, 29 июля Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в РФ кондитерской продукции с украинских фабрик корпорации Roshen. Со стороны России по этому поводу прозвучал ряд резких заявлений, однако инспектора РФ пока так и не посетили данные фабрики.

ИИ «АМИТЕЛ» 15.10.2013

Импорт автомобилей сокращается, а экспорт растет

Ввоз легковых автомобилей в Россию по итогам восьми месяцев сократился на 21,6% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года и составил 595,8 тысячи машин, говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС), пишет abreview.ru.

По данным ведомства, за отчетный период на территорию России было ввезено легковых автомобилей на сумму 11,44 миллиарда долларов, что на 20,6% меньше, чем годом ранее. В частности, из стран дальнего зарубежья было импортировано 551,7 тысячи машин (-17,1%) на 11,13 миллиарда долларов. Ввоз из стран СНГ сократился на 53,2%, объем поставок составил 44,1 тысячи автомобилей. В денежном выражении – на 313 миллионов долларов.

Между тем число легковых автомобилей, отправленных на экспорт из России в январе-августе 2013 года, выросло в 1,2 раза – до 81,7 тысячи единиц на 865,9 миллиона долларов.

ИИ «ИноТВ» 14.10.2013

Таможенный союз несет потери от серых схем

Несовершенство нормативной базы Таможенного союза (ТС) Беларуси, Казахстана и России, по мнению экспертов, создает широкие возможности для экономических преступлений - контрабанды, серых импортно-экспортных схем, незаконного вывода капитала и коррупции. Проблемы в Таможенном союзе, констатируют аналитики, возникают из-за разных целей участников этого интеграционного объединения.

Окно в Европу

О размахе ущерба, который наносит экономике стран ТС применение серых схем, заговорили после обнародования летом Центробанком России информации о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России вывели 15 миллиардов долларов, а через фирмы из Казахстана - 10 миллиардов. «Получилось такое огромное окно в Европу. Ведь выведенные в оффшоры 25 миллиардов - это 45 процентов общего оттока капитала из страны за минувший год», - рассказал DW старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин, ссылаясь на данные Центробанка.

Схема, которую используют злоумышленники, проста, поясняет эксперт. Оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в Россию из Беларуси или Казахстана, проводится на основании товарно-транспортных накладных. При этом отследить фактические поставки невозможно из-за отсутствия таможенного контроля.

Правда, в российское законодательство сразу же были внесены поправки, разрешающие банкам отказывать в платежах по подозрительным сделкам даже при наличии документов по ним. Но критерии отмены сделок по такому основанию могут нанести ущерб и добросовестным российским компаниям, и добросовестным экспортерам, полагает Алин.

По его словам, данные Центробанка свидетельствуют о том, что отток капитала из России продолжается: только за 1 полугодие 2013 года выведено более 38 миллиардов долларов. Сколько денег при этом ушло с помощью серых схем, еще предстоит выяснять. «Но если экспорт по-прежнему будет оформляться по данным бумажных товарно-транспортных накладных, то ситуация не изменится», - предупреждает Сергей Алин.

Точных данных нет

Российский политолог Андрей Суздальцев также привел DW примеры ухода от налогов и уплаты пошлин в рамках ТС. Это, по его словам, ввоз в Беларусь беспошлинного табачного сырья, сигареты из которого потом продаются в России или контрабандно вывозятся в ЕС, а также поставки через казахстанскую границу по сомнительным документам огромных партий обуви из Китая, которая затем попадает на рынок Таможенного союза.

«Китайские чиновники указывают одну сумму, на которую поставлены товары в Казахстан, но в самом Казахстане показывается сумма в три раза меньшая», - добавляет президент казахстанского Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.

Проблема в том, что нет также достоверной и открытой статистики о взаимной торговле в рамках ТС, отметил Худайбергенов в интервью DW. О том, что статистические данные в Таможенном союзе не являются точными, сообщала и российская Федеральная таможенная служба (ФТС). По выражению Худайбергенова, эта бесконтрольность порождает коррупцию.

«Союз монополистов и контрабандистов»

Глава минского Исследовательского центра Мизеса, белорусский экономист Ярослав Романчук в интервью DW отметил, что нарушители легко избегают многих препятствий, пользуясь несовершенством нормативной базы Таможенного союза. Например, отмена таможенного контроля на границах между Беларусью, Казахстаном и Россией и перенос его на внешний контур Таможенного союза с июля 2011 года в целом облегчили транспортировку грузов внутри ТС.

Но при этом, напомнил Романчук, у Россельхознадзора не раз возникали сомнения по поводу поставок молока и мясной продукции из третьих стран под видом белорусских. Классическим образцом серого экспорта белорусский экономист назвал использованную Минском схему вывоза за пределы ТС так называемых органических разбавителей и растворителей. По разным оценкам, она нанесла ущерб бюджету России на сумму от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов.

Все опрошенные DW эксперты уверены, что схемы контрабанды и ухода от уплаты налогов и пошлин в крупном размере вряд ли могли бы применяться без потворства властей стран-участниц Таможенного союза. Поэтому Ярослав Романчук называет это интеграционное объединение «союзом монополистов и контрабандистов».

Когда телега впереди лошади

«Надо было сначала подготовить нормативную базу ТС, а уж потом снимать таможенные посты между государствами, но получилось, что телегу поставили впереди лошади», - посетовал Романчук.

По его мнению, необходимо создавать единую электронную базу данных о движении товаров на территорию и с территории Таможенного союза. При этом нормативные акты ТС должны иметь приоритет над законодательством стран-участниц.

С тем, что противостоять серым схемам сложно из-за недостатка координации в ТС, согласен и Андрей Суздальцев. Основной недоработкой Таможенного союза он считает отсутствие единой таможни с пунктами по периметру внешних границ ТС, где работали бы россияне, казахи и белорусы.

Но, подчеркнул Суздальцев, несмотря на то что вопрос о едином таможенном органе неоднократно выносился на обсуждение Евразийской экономической комиссии, «в Астане и Минске на это реагируют болезненно, ссылаясь на нормы своих национальных законодательств».

Проблемы в Таможенном союзе возникают на почве разных целей его участников, уверен Суздальцев. По его словам, «Россия намерена создать мощное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, в то время как Беларусь и Казахстан пользуются единым рынком для решения своих сиюминутных экономических проблем».