Сегодня 30 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Таганрогская таможня. Таможенные будни в Таганрогском порту

PDFПечатьE-mail

Таганрогская таможня, находясь на пересечении международных транспортных потоков, следит за соблюдением таможенного законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности Северо-Восточной части Приазовья. Помимо того, что в Таганроге сходятся две автотрассы и одна железнодорожная магистраль из Украины, вот уже три столетия, город-порт принимает торговые корабли из Азово-Черноморского и Средиземноморского регионов. Таможенную деятельность в местном торговом порту осуществляют сотрудники таможенного поста Морской порт Таганрог.

Расположенный на основных морских торговых путях мыс Таганрог с давних времен служил «неминуемой пристанью для судов». В результате Азовских походов 1695 – 1696 годов Россия вышла к берегам Азовского моря. В сентябре 1698 года по распоряжению Петра I на мысе Таганрог началось строительство военно-морской гавани и крепости. Уже 14 сентября 1699 года, именно к Таганрогу подошло первое торговое судно, пришедшее к российским берегам. Два турецких купца из Кафы (современная Феодосия) и Керчи «Осан да Мамет» привезли «обери травчетые (объяр – плотная шелковая ткань с золотыми или серебряными узорами), …кушаки (пояса), …кумачи (хлопчатобумажная ткань (полотно), окрашенная в ярко-красный или пунцовый цвет)» и т.д. Тогда же в отношении привезенных товаров были проведены первые таможенные процедуры. И хотя таможенные платежи «имать» было «не велено», таможенному ларечному ставилась задача «…привозные товары у тех иноземцев осматривать и описывать».

2013-09-10_001_640x480

В период правления Императрицы Екатерины II вместе с возрождением города была восстановлена и Таганрогская таможня как «…Главная портовая таможня на Азовском море». В те времена основным торговым партнером являлась Османская империя с подконтрольными ей территориями: Грецией, Сирией, Египтом. Из России, через Таганрогскую портовую таможню, вывозились «коровье масло», паюсная икра, уральское «полосовое железо», льняные изделия, сибирские меха. Ввозились виноградные вина, ювелирные изделия, шелковые ткани, кофе, табак, цитрусовые и фрукты. Просуществовала портовая таможня в Таганроге до конца 20-х годов XX века. Сложившаяся в годы советской власти административно-командная система и жесткая государственная монополия на внешнюю торговлю привели к тому, что таможня, окончательно утратила свое значение (основная функция - проверка багажа) и была упразднена.

2013-09-10_002_640x480

Возрождение современной Таганрогской таможни началось с морского порта. В начале 70-х годов XX века в Таганрогском порту появился таможенный пункт от Ждановской таможни. Единственным и бессменным сотрудником этого пункта был Лев Кузьмич Черняков. Полтора десятка лет этот человек в одиночку осуществлял таможенное дело в Таганроге, Азове и Ейске. В июле 1989 года в порту начал действовать Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни в количестве 3-х человек. В марте 1991 года Распоряжением Кабинета Министров СССР в Таганрогском морском торговом порту был открыт пункт пропуска.

2013-09-10_003_640x480

На сегодняшний день Таганрог – универсальный порт. Через него проходят экономически эффективные маршруты из Центральной России, Сибири, Урала и Центральной Азии в страны Средиземноморья, а также в страны Каспийского бассейна через Волго-Донскую систему внутренних водных путей. На причалах порта ведется круглогодичная перевалка экспортно-импортных грузов: генеральных, насыпных, навалочных и наливных, а также грузов в 20-ти и 40-футовых контейнерах.

Современный таможенный пост Морской порт Таганрог осуществляет свою деятельность с июня 1994 года. Границы территории и акватории таможенного поста определены актом межведомственной комиссии по приемке в эксплуатацию пункта пропуска после завершения реконструкции в 2006 году. Пункт пропуска располагает тремя бассейнами Новым, Петровским и Ремонтным, защищенными северным и южным молами. Общая площадь транспортного морского узла составляет свыше 26 гектар. 11 причалов, входящих в причальный фонд, имеют протяженность в 1787 метров. Площадь мест, предназначенных для перевалки и хранения грузов, составляет 41 тысячу 300 квадратных метров открытых площадок и 7 тысяч 046 квадратных метров крытых складов.

2013-09-10_004_640x480

Морской грузовой пункт пропуска является многосторонним и обустроен по постоянной схеме. Режим его работы – круглосуточный. В пункте пропуска функционируют зерновые и мазутные терминалы, имеются автомобильные и железнодорожные подъездные пути, погрузочно-разгрузочная техника, весовое оборудование. Кроме того Обустроена и введена в эксплуатацию площадка для применения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.

Среди экспортных товаров можно выделить каменный уголь, сталь в рулонах и пшеницу направляемых в Турцию, а также мазут топочный идущий в Италию. В импортных товарах выделяются тонко-листовая сталь и стройматериалы из Турции, оборудование из Германии и товары народного потребления из Китая. За 7 месяцев 2013 года сотрудники таможенного поста оформили 768 деклараций на товары и перечислили в федеральный бюджет 671 миллион рублей.

2013-09-10_005_640x480

Одним из направлений работы сотрудников поста является правоохранительная деятельность. Примером успешного решения задач в этом направлении стало дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении фирмы-импортера, осуществлявшей ввоз хладагентов (газ дифторхлорметан) по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ («Несоблюдение запретов и ограничений на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза»). По оперативной информации в товаросопроводительных документах на ввозимые хладагенты могли содержаться недостоверные сведения о наименовании, количестве и химических свойствах товара. В ходе проведенного таможенного досмотра сотрудники таможенного поста обнаружили 300 коробок с маркировкой «Refrigerant R-134а », в каждой из которых находилось по одному цилиндру с газом, весом 13,6 кг нетто, имеющему маркировку «Refrigerant R-22». Опираясь на результаты экспертизы, таможенники определили, что данный газ относится к категории озоноразрушающих веществ и ограничен к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, а также подлежит лицензированию. Среди товаросопроводительных документов, предоставленных в таможню, данная лицензия отсутствовала. После проведенных процессуальных действий все 300 емкостей с дифторхлорметаном были погружены на теплоход и вывезены за пределы Таможенного союза.

Руководство таможни и таможенного поста уделяют повышенное внимание предварительному информированию. Проанализировав объемы и условия поставки грузов перемещаемых через морской пункт пропуска, таможенники выявили скрытые резервы сроков нахождения товаров на территории порта и разработали меры по их сокращению.

В течение 2012-2013 годов в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Таганрог операторами морских терминалов осуществлена перевалка более 3 млн тонн грузов, в том числе прибывших на таможенную территорию Таможенного союза более чем в 5000 контейнерах.

2013-09-10_006_640x480

Практика показала, что среднее время, необходимое на подачу декларации на товары (за исключением предварительных деклараций) составляет 4 суток или 96 часов. В течение указанного срока декларантом осуществляются сбор необходимых документов и сведений, предварительный осмотр товаров, уплата таможенных платежей. После приема и регистрации ДТ таможенники приступают к документальному контролю документов и сведений, заявленных в декларации.

В 2012 году 42% товаров были оформлены в течение одного рабочего дня, то есть в течение 8 часов. Среднее время декларирования остальных 58% товаров составило 30 часов. Основаниями для увеличения времени проведения документального контроля явилась необходимость проведения дополнительных проверок и таможенных досмотров в качестве прямых мер по минимизации рисков. И если время проведения дополнительной проверки не зависело от способа перемещения товаров (в контейнерах или в виде генерального груза не в контейнерах), то время, необходимое для проведения таможенных досмотров увеличило время проведения документального контроля и выпуска товаров.

По результатам анализа таможенных операций в отношении одного контейнера с импортными товарами среднее время их совершения должностными лицами поста в 2012 года составило 1,9 рабочих дня или 15 часов, тогда как простой контейнера в порту при подготовительных операциях занимает 2,8 суток или 68 часов. Таким образом, руководство таможенного поста обнаружило резерв, способный повлиять на уменьшение времени от приема деклараций до выпуска товаров. Решением проблемы стало максимальное применение предварительного информирования. С первого квартала 2013 года таможенники фиксируют 100% предварительное информирование.2013-09-10_007_640x480

В условиях достигнутого показателя по приему и обработке предварительной информации очевидна целесообразность расширения практики предварительного декларирования товаров. Имеющееся текущее 20-процентное предварительное декларирование свидетельствует не только о перспективах, но и об имеющихся резервах сокращения нахождения иностранных товаров в портах в целом. Активность в этом направлении при существующих нормах таможенного законодательства исключит значительные временные затраты на подачу ДТ после выгрузки контейнеров в порту и обеспечит оперативность принятия решения о выпуске товаров.

Согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года порты Азово-Черноморского региона будут интегрированы в систему международного транспортного коридора «Север – Юг». За последние годы ОАО «Таганрогский морской торговый порт», в рамках программы развития, реализовал комплекс мер по увеличению пропускной способности и повышению промышленной безопасности терминала для обработки мазута. По планам Стратегии к 2015 году его грузооборот может составить 4,4 млн тонн в год, к 2020 году – 5,2 млн т, и к 2030 году – 6 млн т. Реализация этих планов возможна только при тесном взаимодействии портовиков и таможенной службы России. Широкое применение предварительного декларирования, а также оптимизация таможенных процедур станет тем резервом, который позволит добиться выполнения поставленных задач.