Сегодня 25 апреля 2017 года
Для слабовидящих

29.08.2013

PDFПечатьE-mail

ИИ «Виртуальная таможня» 29.08.2013

Южное таможенное управление информирует о предстоящих изменениях порядка помещения товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, под таможенную процедуру таможенного транзита

С 14 сентября 2013 года обязательным условием помещения товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, под таможенную процедуру таможенного транзита будет являться принятие мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита, информирует Пресс-служба ЮТУ.

В случае непредставления документа, подтверждающего принятие мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита, таможенными органами будет оформляться отказ в выпуске товаров.

При представлении перевозчиком документов, подтверждающих наличие обеспечения уплаты таможенных платежей, перевозка с использованием книжки МДП будет прекращаться, а дальнейшее перемещение товаров осуществляться по национальной процедуре таможенного транзита.

Наиболее распространенными формами обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите являются денежный залог и поручительство.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, перевозчиком либо получателем товаров.

Для получателей товаров особенно привлекательной является возможность использования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите товаров таможенных пошлин, налогов, уплаченных при предварительном декларировании ввозимых товаров.

Для перевозчиков предпочтительной формой обеспечения уплаты таможенных платежей является поручительство. В регионе деятельности ЮТУ поручителем перед таможенными органами выступают ООО «Страховая компания «Арсеналъ» (либо ООО «РОСТЭК-РОСТОВ», представляющее интересы поручителя в рамках субагентского договора, заключенного с агентом ООО «Страховая компания «Арсеналъ») и ООО «Адал», осуществляющее свою деятельность в настоящее время исключительно в регионе деятельности Астраханской таможни. Реквизиты и контактные телефоны указанных организаций размещены на сайте Южного таможенного управления в разделе «Информация для участников ВЭД»/«Информация об изменении порядка помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров с использованием книжек МДП», а также на информационных стендах в пунктах пропуска.

В целях облегчения подтверждения наличия обеспечения уплаты таможенных платежей, в период с 12.08.2013 по 01.02.2014 в российских таможенных органах проводится эксперимент по использованию сведений о сертификатах обеспечения уплаты таможенных платежей, содержащихся в программных средствах таможенных органов. Порядок использования сведений о сертификатах утвержден распоряжением ФТС России от 09.08.2013 № 262-р.

Основным преимуществом для участника ВЭД является возможность представления таможенному органу отправления сведений о номере сертификата, без фактического представления сертификата. Проверка возможности принятия обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита осуществляется исключительно в электронном виде.

Сведения о сертификате не будут приниматься таможенным органом только в случаях их отсутствия в электронной базе данных, истечения на дату регистрации транзитной декларации срока действия сертификата (30 дней с момента оформления), несоответствия сведений заявленным в транзитной декларации, либо наличия технических проблем, препятствующих автоматизированной обработке информации.

Газета «Московский комсомолец в Сочи» 28.08.2013

За счет внутренних резервов

В рамках подготовки к встрече гостей Олимпиады работа Сочинской таможни претерпела ряд качественных изменений

О ее буднях в преддверии мирового спортивного события мы разговариваем со Светланой Степановой, начальником Сочинской таможни, полковником таможенной службы.

- Светлана Викторовна, насколько усложнилась ваша работа перед Олимпиадой?

- Я бы не сказала, что она стала сложнее, нет, но растет ответственность за качественное и быстрое выполнение наших задач. Законодательство меняется в сторону упрощения таможенного оформления и контроля. В его рамках уже реализованы схемы ввоза товаров олимпийской категории, поставки которых продолжают увеличиваться. Стал проще и порядок перемещения спортсменов, гостей, представителей СМИ на период проведения тестовых соревнований и Игр.

С 26 января этого года вступили в силу правила применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В соответствии с новым порядком в качестве декларации на товары и в качестве транзитной декларации используются транспортные, коммерческие или иные документы. При соблюдении определенных условий товары помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты пошлин, налогов, без применения мер нетарифного регулирования. Речь идет о так называемой «олимпийской» декларации, которая активно используется в отношении иностранных товаров для организации и проведения Олимпиады. Так с конца января по 20 августа этого года Сочинской таможней оформлено более 100 «олимпийских» деклараций.

- Какие товары олимпийской категории прошли через вашу таможню?

- Это разборные конструкции - шатры и палатки - для обустройства и оснащения объектов инфраструктуры на время проведения международных тестовых соревнований, снаряжение и инвентарь для занятий зимними видами спорта, в том числе во время проведения Кубка мира по биатлону, спортивное снаряжение паралимпийцев, олимпийские кольца, шайбы, сценическое оборудование, дизельно-генераторные установки, телевещательное оборудование и многое другое. Все эти грузы оформлялись с применением специальной процедуры, т.е. по «олимпийским» декларациям.

- А недавно открывшийся пешеходный переход на российско-абхазской границе что дал в работе?

- Запуск пешеходного терминала пришелся кстати в сезон пиковых нагрузок. Надеемся, что он позволит сократить очереди и сделать условия пересечения более комфортными для людей. В конце августа через российско-абхазскую границу за сутки проходит более 40 тыс. человек и свыше 5 тыс. единиц транспорта.

- Во время Олимпиады своими силами справитесь с задачами или планируете привлекать сотрудников из других таможенных подразделений?

- Ожидается, что накануне проведения Олимпиады в зависимости от объемов работы на различных направлениях мы справимся с увеличивающейся нагрузкой за счет перераспределения внутренних резервов. Уже сейчас известно, что максимальная нагрузка выпадет на международный Аэропорт Сочи. При этом не все гости и участники Олимпиады будут прибывать международными рейсами, большая часть их прибудут к нам из Москвы, хотя процентное соотношение внутренних и международных рейсов по распределению пассажиров пока меняется. Позиция руководства Южного таможенного управления - справиться за счет собственных сил, т.е. привлекая лишь должностных лиц таможенных органов Юга России. Напомним, что в состав ЮТУ входит Астраханская, Миллеровская, Новороссийская, Таганрогская, Южная оперативная таможни, а также Краснодарская и Ростовская, чьи аэропорты будут выступать в качестве запасных на период проведения Игр.

- А есть какие-то особые ситуации, к которым таможенники должны быть готовы при встрече гостей Олимпиады?

- Вот на рабочих встречах, семинарах, учениях, в ходе деловых игр мы и отрабатываем действия, нацеленные на выявление возможных проблем и заблаговременную выработку их решения. Стараемся просчитать все теоретически возможные ситуации и подготовиться действовать быстро, четко и слаженно, а главное во взаимодействии с другими службами. Например, отрабатываются практические действия в нештатных ситуациях в аэропорте Сочи. Среди них - прилет пассажиров с признаками инфекционных болезней, резкое ухудшение состояния здоровья у лица, проходящего таможенные формальности, несоответствие количества единиц оружия или кейсов с патронами с указанным в списке, прибытие груза, требующего помещения под специальную таможенную процедуру, выявление культурных ценностей в багаже вылетающего пассажира и многие другие.

- Учитывается ли вами опыт других международных стартов?

- Да, мы активно перенимаем опыт своих коллег, приобретших его на крупных спортивных событиях. Это XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани, чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2012 и другие. Сотрудничаем с представителями других государственных органов и организаций - службой в городе Сочи Черноморско-Азовского пограничного управления ФСБ России, с линейным отделом полиции в аэропорту Сочи, с аэропортом, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» и другими. Проведение Олимпиады требует от всех служб, задействованных во встрече и контроле прибывающих лиц, готовности к любым ситуациям.

- Сейчас немало случаев незаконного использования олимпийской символики на товарах. Как с этим на границе?

- Регулярно предотвращаем реализацию сувенирных товаров, незаконно маркированных символикой предстоящих Игр. Эта работа проводится совместно с транспортной прокуратурой, УВД, службой ФСБ по городу Сочи.

С начала 2013 года в ходе проверок выявлено 360 единиц товаров, маркированных олимпийской и паралимпийской символикой, сомнительного качества, из них 18 единиц решением суда уже признаны контрафактными.

А вот итоги недавнего рейда порадовали. В его ходе была проинспектирована территория морских портопунктов и железнодорожных станций поселков Дагомыс, Лоо и Лазаревское. Проверку прошли 10 торговых точек, торгующих сувенирной продукцией, маркированной олимпийской символикой. Нарушений выявлено не было.

- А что говорит статистика об итогах работы Сочинской таможни?

- За семь месяцев этого года внешнеторговый оборот в нашем регионе деятельности увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,9%. Он оценивается в 170,38 млн долларов. При этом физические объемы снизились на 22,8%, а стоимость товаров увеличилась. То есть через таможню идут более дорогие грузы, а также расширяется номенклатура импортных товаров. Строительство олимпийских объектов завершается, поэтому сокращаются поставки инертных материалов и черных металлов. И одновременно увеличивается доля электро- и другого оборудования, изделий из камня и древесины, строительных смесей, появилась новая товарная группа - ковровые покрытия, обои, мебель.

Среди наиболее крупных поставок последнего периода - дизельно-генераторные установки из Великобритании, оборудование для очистки сточных вод из Германии, для кондиционирования воздуха - из Бельгии, Франции и Чехии, портландцемент из Болгарии и Турции. На прошлой неделе в грузовой район Имеретинского порта прибыло 87 контейнеров с товарами олимпийского предназначения, среди которых генераторы и профессиональное телевещательное оборудование для оснащения медиацентра в Олимпийском парке.

Для максимально быстрого и качественного таможенного оформления и контроля все таможенные посты в регионе деятельности Сочинской таможни, в том числе на пешеходном и автомобильном, морском, воздушном и железнодорожном направлениях, работают в круглосуточном режиме.

Подготовила Светлана Калюта

Газета «Известия» 29.08.2013

Минэкономразвития смягчит наказания таможенным брокерам

Проштрафившихся таможенных представителей не будут исключать из профессионального реестра.

Министерство экономического развития готовит к внесению в Госдуму поправки в закон о таможенном регулировании, направленные на облегчение участи таможенных представителей (чаще именуются брокерами), уличенных в нарушении правил перемещения товаров через границу. Он снимет висящий над ними дамоклов меч исключения из реестра таможенных представителей — основополагающего документа, без которого представитель не имеет права работать на рынке таможенных услуг

Сложившаяся ситуация сейчас такова, что таможенники держат в руках серьезный козырь против юридических лиц, занимающихся растаможкой, в виде довольно широкого спектра оснований для исключения брокеров из реестра. Так, причиной для исключения из реестра может стать двукратное привлечение к административной ответственности за незаконное перемещение транспортных средств международной перевозки, недекларирование или неправильное декларирование, несоблюдение запрета на ввоз и вывоз, непредоставление отчетности в таможенный орган и нарушение некоторых других норм. По действующему законодательству стоит брокеру «насобирать» штрафов по этим статьям более чем на 250 тыс. рублей — и он лишается права на работу.

Партнер практики таможенного права и внешней торговли Goltsblat BLP Владимир Чикин оценивает среднюю таможенную стоимость товаров в одной фуре примерно в $50 тыс. Соответственно, если подсчитать средние объемы штрафов при таких масштабах (а штрафы эти по большинству составов высчитываются исходя из стоимости товара — от половины до трехкратной его стоимости), цифры получаются значительно более высокие, чем 250 тыс. рублей.

— Большая часть подобных нарушений не совершается умышленно, просто при больших объемах невозможно не нарушить таможенные правила в силу нормального распределения, — уверен эксперт. — Но ссылка на законы природы вряд ли будет принята судом при рассмотрении конкретного дела, к ответственности-то привлекают по КоАПу за конкретное нарушение таможенных правил. А в отдельном деле доказать, что лицо имело возможность соблюсти правила, но не сделало все возможное для их соблюдения, например, воспользовалось правом на осмотр товаров до подачи декларации на товары, весьма сложно, но можно. А поэтому, чтобы не потерять при этом право заниматься своей деятельностью, таможенным представителям приходится оспаривать каждое постановление о привлечении к административной ответственности в суде.

Как следствие — рост юридических издержек для самих брокеров плюс коррупционная нагрузка на бизнес.

— Инспектор, зная, что у компании уже есть штрафы и она близка к тому, чтобы исчерпать свой «лимит» на них, может подтолкнуть ее к тому, чтобы «избежать» дальнейших штрафов, — утверждает Владимир Чикин.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) на май 2013 года в реестре насчитывалось более 4,4 тыс. таможенных представителей. Чтобы попасть в него, нужно отвечать строгим требованиям: иметь не менее двух человек подтвержденной квалификации в штате, договор страхования гражданской ответственности, обеспечение налоговых пошлин в размере не меньше чем €1 млн.

Плата за рассмотрение заявлений о включении в реестр не взимается, но подождать придется от 30 до 40 дней, отмечает эксперт юридической фирмы «ЮСТ» Роман Черленяк.

— Однако необходимо учитывать, что после исключения из реестра по причине неоднократного привлечения к административной ответственности новое заявление может быть подано лишь по истечении одного года, — говорит Черленяк.

На практике это означает, что предпринимателям в сфере таможенного дела проще создать новое юридическое лицо, чем дожидаться истечения указанного срока. Но в таком случае заявителю потребуется переоформить документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму не менее €1 млн и договор страхования риска гражданской ответственности.

В пояснительной записке к законопроекту некоторые критерии включения (и соответственно невключения) таможенных представителей в профессиональный реестр названы «избыточными». Поэтому их список решено было скорректировать.

Поправки предлагают не исключать брокеров из реестра за незаконное перемещение транспортных средств международной перевозки, непредоставление отчетности, нарушение сроков уплаты платежей и изменение сведений о таможенном представителе. В случае с недекларированным или недостоверным декларированием, а также с ввозом и вывозом запрещенных товаров отправной точкой для исключения будет служить не накопленная сумма штрафов в размере 250 тыс. рублей, а наличие неоплаченных в срок штрафов. При этом, если таможенники обнаружили несвоевременную уплату штрафа, а таможенный представитель к этому времени уже успел ее провести, это тоже не будет являться основанием для исключения из реестра, уточняется в пояснительной записке к поправкам.

— Данный подход позволит не допустить применения такой жесткой меры, как исключение юридических лиц из реестра по основаниям, не свидетельствующим о недобросовестности таможенного представителя, при условии, что нанесенный государству ущерб возмещен указанными лицами в полном объеме, — отметили разработчики законопроекта.

Сам законопроект был разработан в рамках «дорожной карты», регулирующей администрирование таможенных процессов, подписанной президентом в июне 2012 года.

В настоящий момент документ уже прошел общественное обсуждение и согласование в профильных ведомствах, в том числе Минюсте. Профессиональное сообщество, по всей видимости, воспринимает его с восторгом.

Газета «Коммерсант» 29.08.2013

Таможенному союзу не параллельно

Правообладатели России, Белоруссии и Казахстана просят Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) пересмотреть модельный закон Таможенного союза "О конкуренции". Они утверждают, что закон фактически легализует параллельный импорт в этих странах, запретив правообладателям принимать любые меры по его ограничению.

Ассоциации "Русбренд", "Белбренд" и "Казбренд", объединяющие производителей брендов, присутствующих на рынках соответственно России, Белоруссии и Казахстана, обратились с письмом к министру по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимуру Сулейменову. Они просят ЕЭК пересмотреть существующий проект модельного закона единого экономического пространства "О конкуренции". Согласно соглашению о единых принципах и правилах конкуренции Таможенного союза, соответствующий закон должен был быть принят еще в июле, но до сих пор не одобрен сторонами. Он будет носить рекомендательный характер и "должен стать эталоном" для антимонопольных законодательств трех стран, следует из информации на сайте ЕЭК.

По информации авторов письма, версия законопроекта, направленная на рассмотрение в правительства стран, содержит пункт, фактически легализующий параллельный импорт, то есть ввоз и продажу брендированных товаров без разрешения владельца бренда. В частности, любые действия правообладателя товарного знака по "необоснованному запрету" или ограничению оборота в государствах Таможенного союза товаров, законно поступивших в продажу за их пределами, предлагается признавать недобросовестной конкуренцией. В результате "правообладатели лишаются защиты их прав от параллельного импорта, то есть параллельный импорт будет разрешен", резюмируется в письме.

По действующему российскому законодательству официальные дилеры и правообладатели брендов могут запрещать партии остального (параллельного) импорта под предлогом защиты товарного знака. В проект закона Таможенного союза пункт о легализации такого импорта был внесен по предложению казахстанского Агентства по защите конкуренции, утверждают авторы письма. Его позицию разделяет и российская Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая настаивает на легализации параллельного импорта уже несколько лет. В апреле эту инициативу впервые поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Письмо в адрес ЕЭК подтверждает, что легализация параллельного импорта грозит катастрофическими последствиями не только для России, но и для всех стран Таможенного союза, считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Против легализации, как сообщал "Ъ" 20 августа, выступают крупнейшие производители автомобилей, лекарственных средств, медицинской техники и электроники, локализовавшие свои производства в России. Результаты их анонимного опроса передал в правительство Минпромторг. Участники рынка, в частности, опасаются снижения своих финансовых показателей, в том числе из-за падения цен на товары, а также роста маркетинговых и сервисных расходов и репутационных издержек от возможного увеличения контрафакта. 38% опрошенных компаний будут в этом случае рассматривать вывод производства из России в другие страны, указывалось в результатах опроса. Объем параллельного импорта, ввезенного в Россию в 2012 году, они оценивают в 19% реализованных на их рынках товаров.

26 августа ситуация с параллельным импортом обсуждалась на заседании "Открытого правительства", в ходе которого ФАС в очередной раз заявила о целесообразности его разрешения. Заключение по итогам совещания будет представлено господину Шувалову.