Сегодня 29 апреля 2017 года
Для слабовидящих

09.08.2013

PDFПечатьE-mail

Российская газета 09.08.2013

Хотели выслужиться

Сотрудники московской таможни имитировали контрабанду

Желание отчитаться перед начальством за высокие показатели и получить производственную премию в 183 тысячи рублей "на семерых" привело трех высокопоставленных московских таможенников к служебному подлогу, который грозит им теперь штрафом и четырьмя годами тюрьмы. Таково максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог.

Схему по незаконному перемещению через таможенную границу поддельных товаров с олимпийской символикой при фактическом их отсутствии разработали первый заместитель и заместитель начальника Московской таможни ЦТУ ФТС России, полковник таможенной службы Алексей Павлов и подполковник таможенной службы Игорь Сироткин, а также начальник отдела защиты прав интеллектуальной собственности таможни Алексей Митрохин. По версии следователей, которая изложена на сайте Следственного комитета РФ, Павлов, Сироткин и Митрохин, желая "создать видимость положительных результатов служебной деятельности по выявлению фактов незаконного перемещения через таможенную границу контрафактной продукции при фактическом их отсутствии", вступили в преступный сговор. Подозреваемые отправили "олимпийский" контрафакт от несуществующего отправителя из Москвы в адрес несуществующего получателя в Таллине, чтобы "преступление" с успехом выявили сотрудники таможенного поста на международном почтамте Московской таможни. В начале июня Сироткин нашел и купил подделки, потом вместе с Митрохиным упаковал их в две коробки и организовал доставку в один из филиалов ФГУП "Почта России". При отправке посылки таможенный инспектор и обнаружил с помощью рентгенустановки контрафакт.

За "раскрытие" фиктивного дела исполняющий обязанности начальника Московской таможни подписал приказ о премировании семи сотрудников таможни на общую сумму 182 тысяч 693 рублей. Из этой суммы 26 тысяч 456 рублей получил лично Митрохин.

Расследование уголовного дела продолжается. Все трое представителей руководства подозреваются в злоупотреблении должностными полномочиями, говорится на сайте ведомства.

Как рассказали "РГ" в Федеральной таможенной службе, факты фальсификации выполнения контрольных показателей руководством Московской таможни обнаружила служба по противодействию коррупции Центрального таможенного управления (ЦТУ). В начале августа 2013 года материалы дела были переданы в Межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ для принятия решения о возбуждения уголовного дела. Следственный комитет нашел признаки состава преступления по статьям УК о злоупотреблении служебным положением и служебном подлоге, что грозит крупным штрафом или тюремным сроком до 4 лет.

Предполагаемый мотив - получение вознаграждения через поощрение от государства, а не через взятку, свидетельствует о новых тенденциях. Сейчас наметилась динамика роста отказов должностными лицами таможенных органов от взяток, суммы которых иногда достигают достаточно крупных размеров.

" Федеральная таможенная служба ведет бескомпромиссную борьбу с коррупцией внутри ведомства . Некоторые сотрудники все равно идут на ухищрения. Но все под контролем", - рассказали в ФТС. Расследование уголовного дела продолжается.

Справка " РГ"

По данным начальника Управления по противодействию коррупции ФТС России Игоря Морозова, в 2012 году по материалам подразделений внутренней безопасности было возбуждено 159 уголовных дел. Для сравнения, другими правоохранительными органами по преступлениям коррупционной направленности в таможенных органах возбуждено 16 уголовных дел. Такая же тенденция сохранилась и в этом году. На сегодняшний по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 139 уголовных дел. Всеми правоохранительными органами РФ по преступлениям коррупционной направленности в таможенных органах - 5 .

Если в 2012 году по статье УК "Дача взятки" было возбуждено 21 уголовное дело, то в 2013 году - 24

Татьяна Зыкова

Ведомости 08.08.2013

Таможня согласилась отсрочить отказ от книжек TIR

Новые правила вступят в силу на месяц позже

Таможню просят отсрочить отказ от книжек TIR

Федеральная таможенная служба (ФТС) перестанет принимать книжки международных дорожных перевозок (TIR) в качестве обеспечения таможенных платежей с 14 сентября, а не с 14 августа, как предполагалось ранее, сообщила пресс-служба ФТС.

Таможня согласилась перейти на новые правила на месяц позже по просьбе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), говорится в сообщении ФТС.

Таможню просят отсрочить отказ от книжек TIR

С таким предложением АЕБ обратилась к руководству ФТС на этой неделе, говорил «Ведомостям» гендиректор ассоциации Франк Шауфф. «ФТС рассчитывает, что предоставленное дополнительное время позволит участникам внешнеэкономической деятельности, перевозчикам полностью подготовиться к предстоящим нововведениям», — говорится в ее сообщении.

Отсрочка должна составлять не менее шести месяцев, говорил вчера один из участников встречи АЕБ с таможенниками: такой срок требуется для стандартной процедуры оценки регулирующего воздействия нормативных актов и оповещения заинтересованных сторон. Хотя решение ФТС и не является нормативным актом, отмечает он, об изменении правил служба сообщила письмом.

По мнению представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, переходный период должен длиться хотя бы до конца года: введение новых правил ударит по поставщикам электроники как раз в высокий сезон (сентябрь-октябрь).

С 14 сентября ФТС перестанет принимать книжки TIR в качестве обеспечения таможенных платежей, использование которых предусмотрено международной Таможенной конвенцией, — вместо этого нужно будет предоставить национальную гарантию (например, банка или поручительство).

Сейчас 68 стран (в том числе и Россия), подписавших конвенцию, используют упрощенную процедуру перевозки грузов и обеспечения гарантий: не нужно при каждом пересечении границы проходить досмотр и вносить таможенные платежи. После досмотра в стране отправления груз пломбируется, а поставщик получает специальную книжку TIR с отрывными талонами. При пересечении границ стран — участниц конвенции достаточно предъявить такой талон: он служит финансовой гарантией уплаты всех таможенных платежей. Гарант — авторизованное Международным союзом автомобильного транспорта национальное объединение, в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП). ФТС считает, что в России эта система работает плохо: по мнению службы, АСМАП с 1996 г. задолжала бюджету свыше 20 млрд руб.

Маргарита Лютова

Коммерсант 09.08.2013

Таможня застряла в транзитной зоне

Изменение правил обеспечения автоперевозок отложено на месяц

Массированное давление бизнес-объединений и чиновников Евросоюза на Федеральную таможенную службу (ФТС) дало результат. Вчера таможня сообщила о том, что откладывает на месяц, до 14 сентября 2013 года, вступление в силу приказа о прекращении оформления транзита автомобильных грузов по книжкам МДП (международные дорожные перевозки, TIR). В отсутствие реакции на скандал со стороны Белого дома ФТС оставила себе оба варианта дальнейших действий. Служба рекомендует перевозчикам продолжить готовиться к новациям, и одновременно им предлагается "урегулировать разногласия".

Как сообщили "Ъ" в ФТС, решение о месячной отсрочке было принято после прошедшей вчера встречи главы службы Андрея Бельянинова с делегацией представительства Европейского союза в РФ во главе с временным поверенным в делах Олли Пирканниеми. Накануне, 7 августа, свои претензии руководству ФТС высказали члены Консультативного совета по иностранным инвестициям и Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Кроме того, премьер Дмитрий Медведев получил полное озабоченности письмо от генсека Международного союза автомобильного транспорта Умберто де Претто, а глава МИДа Сергей Лавров — от исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН Свена Алкалая. Свои возмущенные письма премьеру, а также его замам Игорю Шувалову и Аркадию Дворковичу отправляла российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Активность всех этих структур вызвана письмом ФТС от 4 июля 2013 года о том, что с 14 августа фуры с привычными для автомобилистов знаками TIR не смогут пересечь российскую границу без дополнительных национальных гарантий — дорогостоящих банковских гарантий, поручительств или прочих мер, обеспечивающих уплату таможенных пошлин в российский бюджет. Сейчас в соответствии с Таможенной конвенцией ООН 1975 года такую уплату гарантируют книжки МДП, которые перевозчикам продает АСМАП — представитель Международного союза автомобильного транспорта в РФ. В ФТС считают, что АСМАП задолжала бюджету около 20 млрд руб., и больше не хотят принимать финансово необеспеченные книжки МДП. Перевозчики со ссылкой на решения судов заявляют, что долгов у них нет (подробнее — см. "Ъ" от 5 августа), и подозревают, что решение по транзиту принимается в интересах действующего при таможенной службе ФГУП РОСТЭК.

Как подчеркнула вчера ФТС, перенос даты введения новых правил на 14 сентября произведен "по просьбе бизнеса", представители которого "высказали опасения о недостаточной технической готовности ряда участников внешнеэкономической деятельности, в том числе транспортных предприятий, к работе в новых условиях и попросили об отсрочке". Сама ФТС, судя по заявлениям Андрея Бельянинова на встрече с АЕБ, к новациям готова. В ФТС утверждают, что решение об отсрочке принято самостоятельно, без указаний из правительства. Перевозчики надеются, что Белый дом в ситуацию все же вмешается (курирующий тему бизнес-климата Игорь Шувалов сейчас находится в отпуске).

Пока ФТС оставила для себя оба возможных выхода из ситуации. Заявлено, что месячный лаг позволит импортерам и перевозчикам "полностью подготовиться к предстоящим нововведениям". Одновременно служба отметила, что АСМАП "получает возможность в указанное время урегулировать свои разногласия с ФТС" и, таким образом, сохранить нынешнее положение вещей.

Вадим Ъ-Вислогузов

http://finrussia.ru/ 09.08.2013

Таможенная служба дала предпринимателям отсрочку

Отсрочку на месяц получило распоряжение о запрете оформления перевозки грузов автотранспортом по документам международных дорожных перевозок. Такое решение таможенников, вероятно, стало результатом активного сопротивления предпринимателей и европейских чиновников. В результате, в соответствии с предложением ФТС, транспортным предприятиям следует предложить варианты решения спорного вопроса и вместе с тем перестраивать работу под новые условия, которые неизбежно будут внедрены.

Накануне руководитель ФТС Андрей Бельянинов провел встречу с представителями Европейского союза в России, после которой и было принято решение о том, чтобы отсрочить новой порядок, сообщает «Коммерсантъ».

Стоит отметить, что несогласие с планами таможенной службы высказали также члены Консультативного совета по иностранным инвестициям и Ассоциации европейского бизнеса. А генеральный секретарь Международного союза автотранспорта направил письмо главе Кабинета министров Дмитрию Медведеву, в котором выразил озабоченность ситуацией. Также письма с протестами направляли и другие политические и коммерческие организации.

Волна негодования и недовольств стала следствием того, что таможенники объявили о планах ввести запрет на пересечение границы России для автомобилей, оснащенных знаками TIR, которые не обладают дополнительными гарантиями, которые становятся гарантом того, что бюджет получит средства от уплаты таможенных сборов.

По информации таможенной службы, АСМАП, которая обеспечивает транспортников книжками МДП, дающими право пересекать границу, имеет перед российским бюджетом долг в размере 20 млрд рублей. В ФТС заявили, что отказываются в дальнейшем работать с книжками МДП, которые фактически не обеспечены финансово.

Перевозчики в свою очередь заявляют, что не имеют никаких задолженностей, а политику, проводимую ФТС, считают направленной на извлечение выгоды от службы, которая работает при ФТС - ФГУП РОСТЭК.

В таможенной службе отмечают, что отсрочка являет временной и принята для того, чтобы бизнес-сообщество успело перестроиться для новых условий работы. А предприниматели, в свою очередь, сохраняют надежду на то, что в ситуацию все же вмешается правительство.

За оставшийся месяц, по мнению таможенников, ситуация может пойти по двум сценариям. Либо предприниматели адаптируются к новым условиям, либо АСМАП урегулирует все проблемы с ФТС, что позволит ничего не менять в существующем порядке вещей.

Молот 09.08.2013

Опасные сувениры

Наряду с кастетами и сурикенами, которые везут наши отдохнувшие сограждане с курортов Турции, таможенники Ростовского аэропорта выявляют в багаже туристов и телескопические дубинки - так называемые складные палки. Об этом корреспонденту «Молота» рассказал начальник Ростовской таможни полковник таможенной службы Андрей БЕЛЯЕВ.

Только за последний месяц в багаже пассажиров сотрудники Ростовской таможни уже четыре раза выявляли такие «сувениры».

- Согласно заключению экспертов, подобные предметы изготовлены с использованием промышленного оборудования по типу складных палок и по своей конструктивной прочности и поражающим свойствам относятся к категории холодного оружия ударно-раздробляющего действия, - отметил Андрей Беляев. - Ростовская таможня еще раз напоминает, что кастеты, сурикены, телескопические дубинки относятся к холодному оружию. Их ввоз в страны Таможенного союза запрещен.

Комсомольская правда – Ростов-на-Дону 09.08.2013

Ростовчане часами стоят в очереди на паром до Крыма

Таможенники прогнозируют километровые пробки до конца лета.

Попасть на крымские курорты Украины со стороны Ростовской области можно через несколько пунктов пропуска. Самые популярные автомобильные - Весело-Вознесенка (8 часов в пути до Севастополя), Матвеев Курган (9,3 часа) и Куйбышево (9 часов). Однако многие выбирают другую лазейку - морской порт Кавказ, который расположен в Краснодарском крае. В этом бывалые туристы видят сразу несколько плюсов. И самый главный из них - большую часть дороги ты движешься по российским просторам, не встречаясь с соседскими гаишниками. Да и фактор самих дорог не стоит сбрасывать со счетов. На Украине они гораздо хуже наших.

- От Весело-Вознесенки дорога еще ничего, а другие - это ж караул: все колеса можно в местных ямах оставить! - сокрушается Станислав Матвеев, который часто путешествует на машине с семьей. - Очереди? Да в той же Весело-Вознесенке на прошлых выходных не меньше ста машин в пробке торчали. Получается, и на границе часы потеряешь, и авто «убиваешь». Уж лучше морем. Полчаса на пароме - и ты уже в Крыму.

ПОЛОТЕНЦА И РУБАШКИ НА СТЕКЛАХ МАШИН

Порт Кавказ находится в Темрюкском районе, в поселке Ильич, оттуда еще 12 километров до пункта пропуска. Переправа расположена в самом узком месте пролива (расстояние между портами около пяти километров), в районе северо-восточной окраины города Керчь, и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года. Ростовчанам туда добираться не близко - три часа до Краснодара, еще столько же до самого пункта. Итого - порядка 500 километров.

...На уличном термометре под тридцать, пот застилает глаза. Навигатор показывает еще семь километров и бац: намертво упираемся в многокилометровую пробку. От автомобильных номеров, что стоят в очереди, рябит в глазах. Каких тут только нет - и Чебоксары, и Якутия, и Москва, и Краснодар...

Народ изнывает от жары. У кого двери нараспашку, у кого ноги на руле, кто-то, не желая отказываться от удобств, «гоняет» кондиционер. Похоже, что за многие часы ожидания у людей просто нет сил разговаривать - «отдыхающие» бесцельно и обреченно туда-сюда бродят вдоль стройного ряда машин. Стекла на авто завешаны полотенцами и рубашками - спасение от солнца. Дети маются на задних сиденьях, через каждые пять минут канюча: «Ну скоро мы поедем?!» Взрослых берет зло. Ведь все уже давно сходили в кассу, купив заветные билетики на паром. Цена поездки с человека - 160 рублей. Дети от 6 до 12 лет - 80 рублей. С машины (до 4,2метра) - 1032 рубля, если длиннее, то 1466 рублей.

В пробке отыскиваем ростовчанку.

- Мы с 6 утра стоим, -пожимает плечами Марина. - Три недели назад наши знакомые ехали отдыхать через порт Кавказ, прибыли сюда рано и уже через час были на пароме. Мы послушали их совета. И что - восьмой час сидим, как маринованные огурцы в банке.

- Вот у меня, к примеру, машина без кондиционера и мы тут с семи утра, -встревает в наш разговор мужичок лет 60 из Чебоксар, - решили внукам Евпаторию показать. Знал бы, что здесь такая пробка, ни за что бы не поехал! К тому же до ближайшего туалета у тех, кто в хвосте, путь в несколько километров. Ну как ты ребенку объяснишь, что нужно потерпеть? И машину не бросишь - очередь, пусть медленно, но все же движется.

ХОТ-ДОГИ – ПО 110 РУБЛЕЙ

Морской вокзал (на его территории находится пункт пропуска) высотой в два этажа. Рядом кафешки, народ в небольшом количестве коротает там время, туалеты, магазины, в которых можно купить самое необходимое в дорогу. Цены такие: хот-дог - 110 рублей, чай - 30 рублей, кофе - от 50, а шоколадка «Аленка» - 80 рублей. Совет путешественникам - берите хотя бы минимальные закуски с собой.

В принципе, проверка документов проходит быстро: и машину, и пассажиров «сканируют» всего за несколько минут. Чтобы уменьшить очереди на границе, даже применяют систему двойного коридора: люди могут пройти таможенный контроль по «зеленому коридору» в считанные минуты при условии, что в их вещах нет товаров, подлежащих декларированию. При этом технические средства таможенного контроля (например, рентген-аппарат) применяются лишь при необходимости, если кто-то вдруг вызовет подозрение. Еще надо пройти пограничный контроль, но и тут соскучиться не успеешь. Большую часть времени «съедает» само пребывание в очереди, которая оживляется лишь тогда, когда под шлагбаум проезжают 25 машин. Именно столько вмещает паром.

К слову, в Южном таможенном управлении уверены, что напряженная ситуация на российско-украинской границе сохранится до конца лета.

СЛЕДИТЕ ЗА СИТУАЦИЕЙ НА ГРАНИЦЕ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН!

- Я бы хотел подчеркнуть, что у нас налажено тесное взаимодействие как с пограничной службой ФСБ России, так и с украинскими коллегами, - сообщил начальник ЮТУ Александр Гетман. - Именно поэтому пробки на границе в последнее время действительно стали меньше, чем, скажем, два-три года назад. И вместо того чтобы простаивать в них сутками, народ находится там всего несколько часов.

В помощь людям на нашем официальном сайте yutu.customs.ru мы ежесуточно публикуем информацию о ситуации на российско-украинской границе, количестве автомобилей и физических лиц, пересекающих ее. Помимо этого, в каждом пункте пропуска находятся веб-камеры, изображение с которых меняется каждые сто секунд, и можно в режиме онлайн посмотреть, какова реальная ситуация на границе. То есть, увидев большое скопление автомобилей, можно выбрать другой пункт пропуска. Пусть вы немного удлините себе дорогу, зато прилично сократите время ожидания на пункте пропуска.

«Скоро появится еще один паром»

- Август - традиционное время пробок, - рассказал начальник таможенного поста «Порт Кавказ» Ильдар Саидов. - Плюс на этой неделе заканчивается фестиваль «Кубана», который проходит под Анапой. А это значит, что нагрузка на границе вырастет еще в полтора-два раза.

По сравнению с прошлым годом мы увеличили пропускную способность людей на 21,7 процента (в этом году границу здесь пересекли уже 500 тысяч человек, - прим. авт.), автомобилей на 27,7 процента (более 42 тысяч авто). Однако не все зависит от таможенных органов. Дело в том, что переправа через Керченский пролив осуществляется на пароме, которые вмещает 25 автомобилей. Время отплытия его от одной стороны пролива к другой составляет полчаса. Мы даже выдаем нашим туристам грин-карту, которую они могут оформить, плывя на пароме, чтобы ускорить процедуру. Однако из-за того, что на украинской стороне порт работает или на въезд, или на выезд, и происходят иногда задержки парома. Отсюда и очереди. Однако уже к 15-19 августа будет пущен еще один паром, который будет вмещать 50 автомобилей и 250 человек. Он будет курсировать в те дни, когда на границе будет прогнозироваться большой наплыв отдыхающих. Мы надеемся, что с его появлением очередь станет меньше.

Что касается проезжающих в пункт пропуска в обход очереди, то такие, конечно, есть - это сотрудники органов внутренних дел, таможенники и пограничники, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Если мы будем стоять вместе со всеми, то просто не попадем на работу и не сможем заменить дежурившую накануне смену.

Ольга ГОПАЛО, Оксана АРТЕМОВА

http://pasmi.ru/ 09.08.2013

Итоги борьбы с взяточничеством в Южном таможенном управлении

Времена Павла Верещагина с хрестоматийным «я мзду не беру, мне за державу обидно», видимо, окончательно канули в лету. Все чаще в новостные ленты попадают сообщения о коррупции в таможенных органах. Вот примеры двух последних месяцев: по подозрению в получении взятки задержаны начальник отдела таможни в Хабаровском крае, первый заместитель начальника краснодарской таможни, сотрудники оперативно-розыскного отдела Татарстанской таможни, начальник отдела административных расследований Центральной оперативной таможни…. При этом в большинстве коррупционных дел на границе речь идет о десятках миллионов рублей, недополученных бюджетом страны.

Об итогах борьбы с взяточничеством и тем, какие меры помогают не допустить подкуп таможенников, «Первому антикоррупционному СМИ» рассказал Александр Гетман — начальник Южного таможенного управления, в которое входят таможенные органы ЮФО.

- Александр Николаевич, как построена антикоррупционная работа в Вашем управлении? На чем делается основной упор?

- В первую очередь, работа направлена на профилактику. Существует государственная программа противодействия коррупции, ведомственная программа, проводится разъяснительная работа с личным составом. Немаловажна в этой части и материальная составляющая – в течение последних лет регулярно повышается денежное довольствие. Так, с 1 января значительно возросли оклады по ряду должностей и званий сотрудников, в основном, это руководящий состав и правоохранительный блок.

- В одном из интервью прошлых лет в числе мер противодействия коррупции Вы назвали сведение к минимуму контактов должностных лиц таможни с участниками внешнеэкономической деятельности с помощью современных технологий. Как сегодня это осуществляется на практике?

- Например, на пункте пропуска «Порт Кавказ» (российско-украинская граница) успешно действует «зеленый коридор», который предполагает, что пересекающее границу лицо практически не встречается с таможенником. Чем меньше контактов, тем лучше.

Подчеркну, что результаты работы нашей службы противодействия коррупции носят не односторонний характер – есть примеры, когда пресекаются и попытки дать взятку должностным лицам.

Если предлагается взятка, разработана схема, по которой должен действовать сотрудник – есть специальный бланк, который заполняется и передается непосредственному руководителю и тот принимает меры – может быть, это будет оперативное сопровождение передачи, есть разные варианты. Такая система действует уже несколько лет.

- Подводя итог разговору, назовите главные, на Ваш взгляд, факторы борьбы со взяточничеством.

- Безусловно, это современные технологии, повышение довольствия должностных лиц и эффективная работа службы противодействия коррупции.

Одиннадцать коррупционеров и пять взяткодателей

Теперь оценим итоги антикоррупционной работы в Южном таможенном управлении в этом году. За шесть месяцев в прокуратуру и другие надзорные органы направлено 29 материалов с признаками преступлений коррупционной направленности. Возбуждено шестнадцать уголовных дел – одиннадцать в отношении работников таможни, в том числе, четырех руководителей, пять – по попыткам дать взятку. На данный момент вынесено одиннадцать обвинительных приговоров.

Одно из последних громких дел касается непосредственно первого заместителя начальника краснодарской таможни Сергея Чернышова. Он был задержан вечером 26 июня в кафе Краснодара при получении взятки в 875 тысяч рублей от представителя сочинской компании «ЭкспорТ». По данным следствия, высокопоставленный таможенник должен был способствовать исполнению решений арбитражных судов о возврате переплаченных таможенных сборов и корректировке таможенной стоимости товара. Компания «ЭкспорТ» поставляет в Россию импортные овощи и ягоды, при оформлении нескольких крупных партий груза таможня заявила о занижении импортером стоимости продукции. Чтобы скоропортящийся товар не пропал, компания заплатила пересчитанную пошлину, затем обжаловав действия таможни в суде. Во всех рассмотренных случаях арбитражный суд стал на сторону «ЭкспорТ», обязав таможню устранить нарушения. Отметим, что в задержании Чернышова участвовали и сотрудники службы противодействия коррупции Южного таможенного управления.

Похожая ситуация недавно возникла в астраханской таможне, рассказали «Первому антикоррупционному СМИ» в пресс-службе Южного таможенного управления. 26 июля следственным управлением на транспорте СКР по материалам отдела противодействия коррупции Астраханской таможни возбуждено уголовное дело против сотрудника, который за вознаграждение консультировал представителей ООО «Ларенса» и ООО «Фрутмаркет» по решению вопросов с исками, касающимися отмене решений о корректировке стоимости товара и возврата излишне уплаченных пошлин. Неправомерные действия этого сотрудника способствовали отмене Арбитражным судом Астраханской области трех решений таможни, в результате, фирмам вернули более 744 тысяч рублей.

Встречаются и менее крупные коррупционные преступления. Так, 31 июля ростовским следственным отделом Южного следственного управления на транспорте возбуждено уголовное дело по факту попытки дать взятку в три тысячи рублей начальнику отдела службы противодействия коррупции ЮТУ. С помощью денег гражданка Украины пыталась замять вопрос по незадекларированному ею товару.

«Первое антикоррупционное СМИ» продолжает следить за борьбой с коррупцией в федеральных и региональных структурах ЮФО.

Андрей Кошик

Виртуальная таможня 08.08.2013

С отдыха туристы везут и опасные сувениры

Летом россияне, прилетая с отдыха в других странах, в память о проведенных беззаботных днях стараются привезти разные сувениры. Зачастую они не знают, что некоторые внешне безобидные вещи являются оружием и запрещены к ввозу в РФ, говорят в Пресс-службе ЮТУ.

Наряду с кастетами и сурикенами, которые везут наши отдохнувшие сограждане с курортов Турции, таможенники Ростовского аэропорта выявляют в багаже туристов и телескопические дубинки (или так называемые складные палки).

Так, за последний месяц в багаже пассажиров сотрудники Ростовской таможни уже четыре раза выявляли такие «сувениры».

Согласно заключению экспертов, подобные предметы изготовлены с использованием промышленного оборудования по типу складных палок и по своей конструктивной прочности и поражающим свойствам относятся к категории холодного оружия ударно-раздробляющего действия.

Ростовская таможня еще раз напоминает, что кастеты, сурикены, телескопические дубинки относятся к холодному оружию, их ввоз в страны Таможенного союза запрещен.

ПРОВЭД 08.08.2013

Журналисты пролетели над таможней на вертолете

6 августа 2013 года Южным таможенным управлением был организован пресс-тур на таможенные посты Морской порт Кавказ и Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни. В ходе мероприятия начальник ЮТУ Александр Гетман продемонстрировал представителям ведущих средств массовой информации Южного федерального округа возможности таможенной инфраструктуры постов и рассказал о работе южнороссийских таможенников в дни пиковых нагрузок в разгар летнего сезона отпусков.

Не секрет, что в такие дни движение через границу в ряде пунктов пропуска бывает затруднено. Рассказать о том, что предпринимается таможенниками для исключения таких ситуаций, как раз и стало основной целью мероприятия.

С борта вертолета журналисты осмотрели перспективные и активно развивающиеся морские порты Темрюк и Тамань. Среди объектов портового хозяйства увидели и таможенный пост, входящий в структуру Краснодарской таможни.

Регион ответственности таможенного поста Морской порт Темрюк включает Темрюкский район с прилегающей к нему инфраструктурой и международные пункты пропуска - Морской порт Темрюк и Морской порт Тамань.

Темрюкский морской торговый порт расположен в Темрюкском заливе Азовского моря на Таманском полуострове Краснодарского края в месте впадения в Азовское море реки Кубань. В порту осуществляется перевалка генеральных, наливных (сжиженные углеводородные газы и химические грузы), навалочных и насыпных грузов.

Морской порт Тамань построен на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в посёлке Волна, что недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. На всех причалах морского порта возможно обслуживание судов с осадкой до 14 метров и длиной до 250 метров, водоизмещением до 100 тысяч тонн. Приоритетные грузы, переваливаемые через порт, – нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно. Прием судов под погрузку зерновых культур осуществляется на уникальном причале длиной 2600 м, оборудованном специальными погрузочными машинами.

В связи с возрастающим дефицитом портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна планируется создание сухогрузного района МТП Тамань. Одной из целей проекта является привлечение российских грузов, переваливаемых в портах Украины, на территорию РФ в связи с обеспечением более эффективной логистики. В него будут входить система комплексов транспортных линий со складами для хранения насыпных и зерновых грузов, а также угля, удобрений, стали, заводы по переработке масличных культур. Общий объем перевалки товаров при выходе порта на максимальную мощность будет составлять порядка 90 миллионов тонн.

После приземления на таможенном посту Морской порт Кавказ, расположенном на косе Чушка Темрюкского района Краснодарского края, представители четвертой власти смогли не только ознакомиться с инфраструктурой многостороннего морского грузопассажирского постоянного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, но и своими глазами увидеть работу таможенников на границе.

Начальник таможенного поста Морской порт Кавказ Ильдар Саидов рассказал, что контрольные действия в пункте пропуска осуществляются в отношении морских и речных судов, перемещаемых на них грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, контейнеров, пассажиров и членов экипажа судна, водителей транспортных средств, и лиц, сопровождающих транспортное средство, товары или животных.

Всего за 2012 год перевалено более 10,4 мл тонн грузов, что на 20% больше, чем в 2011 году. Оформлено 797 судов загранплавания (в 2011 г. – 720), 730 железнодорожных паромов (в 2011 г. – 419), 38 автомобильных паромов (в 2011 г. – 4). Оформлено 1266 деклараций на товары, перечислено в федеральный бюджет более 784 млн. рублей.

За прошедшие 6 месяцев 2013 года общее количество пассажиров, пересекших таможенную границу, составило уже 500 тысяч человек!

Капитан морского порта Кавказ Евгений Тузинкевич отметил, что пункт пропуска «Морской порт Кавказ» открыт распоряжением Правительства РФ от 19.12.1994 года № 1977-р. Для международного сообщения задействованы 6 причалов, через которые осуществляется перевалка нефтепродуктов, сыпучих зерновых грузов, серы, фруктов, овощей, оборудования, изделий из черных металлов и пластмассы. Перевалка товаров осуществляется на международных паромных сообщениях по следующим направлениям: Кавказ – Поти (Грузия), Кавказ – Варна (Болгария), Кавказ – Крым (Украина), Кавказ – Зонгулдак (Турция), Кавказ – Самсун (Турция).

Журналисты не просто прошли по территории поста, но и наблюдали за таможенным контролем грузового автотранспортного средства с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, пассажиров автобуса международного рейса, водителей, пересекающих границу на личном автотранспорте.

В ходе импровизированной пресс-конференции Александр Гетман, Ильдар Саидов, Евгений Тузинкевич, а также заместитель начальника службы организации таможенного контроля ЮТУ Алексей Яковенко и заместитель главы Темрюкского района Салават Маркаев ответили на многочисленные вопросы прессы.

После перелета в международный аэропорт г. Краснодара ВрИО начальника Краснодарской таможни Владимир Черных и начальник таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни Константин Лупашко провели журналистам экскурсию по территории поста и рассказали о работе грузопассажирского постоянного многостороннего воздушного пункта пропуска через границу России.

Корреспонденты смогли лично проследовать от зоны пограничного контроля и багажное отделение через зал совершения таможенных операций - «Зеленый коридор» и «Красный коридор» и зал официальных лиц и делегаций в зал вылета. Пустили прессу и в служебные помещения: кабинеты оперативного дежурного, кинологов, отдела специальных таможенных процедур, административных расследований и комнату отдыха.

«Пропускная способность пункта пропуска – 200 человек в час и восемнадцать воздушных судов в сутки, - рассказал Константин Лупашко. - Площадь здания, в котором размещен международный сектор Краснодарского аэропорта, составляет 3000 кв. метров. Здесь, кроме таможенников, работают пограничная, миграционная, санитарно-карантинная, ветеринарная, карантинно-фитосанитарная службы.

Если с момента образования таможенного поста оформлялось чуть больше 700 воздушных судов и около 40 тысячи пассажиров в год, то только за 1-е полугодие 2013 года оформлено более 3,5 тысяч воздушных судов и около 400 тысяч пассажиров, 1158 деклараций на товары, 129 таможенных приходных ордеров и 256 транзитных деклараций. Сумма таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 1-е полугодие 2013 года, составляет 131,5 млн. рублей.

Аэропорт Краснодар (Пашковский) определен в качестве резервного для обслуживания регулярных и чартерных рейсов в случае закрытия аэропорта Сочи по метеоусловиям или иным причинам во время проведения Олимпиады-2014. Краснодарские таможенники готовы принять участников и гостей Олимпийских и Паралимпийских зимних игр и обеспечить проведение таможенного и иных видов контроля», - заверил собравшихся начальник таможенного поста Аэропорт Краснодар.

Представители СМИ, принявшие участие в пресс-туре, своими глазами увидели обстановку в пунктах пропуска и оценили меры, предпринимаемые таможенниками для недопущения очередей на границе

Молот 08.08.2013

Таможенники встретились с автоперевозчиками

Руководство Южного таможенного управления провело рабочую встречу с представителями филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по ЮФО и СКФО, руководителями предприятий перевозчиков региона, владельцами таможенно-логистических терминалов и лицами, представляющими услуги поручителей перед таможенными органами при таможенном транзите. Темой повестки дня стало обсуждение порядка помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, перемещаемых с применением книжки МДП, с 14 августа 2013 года.

Открывая встречу, начальник Южного таможенного управления Александр Гетман отметил, что с 14 августа 2013 года таможенные органы будут требовать при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, установленных пунктом 1 статьей 217 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе и при перевозке товаров с применением книжек МДП. Начальник ЮТУ подчеркнул, что встреча необходима обеим сторонам для разъяснения перевозчикам и другим заинтересованным лицам требований таможенного законодательства, всех возможных вариантов по предоставлению обеспечения при таможенном транзите и направлена на конструктивное разрешение «проблемы 14 августа» в пунктах пропуска.

Докладчиком по теме совещания выступил временно исполняющий обязанности начальника службы организации таможенного контроля управления Алексей Яковенко. Он довел до сведения собравшихся размер задолженности по уплате таможенных платежей, возникших перед таможенными органами региона по причине недоставления товаров, перевозимых по книжкам МДП - 86,7 млн. рублей (без учета пени), проинформировал о фактах недоставления, имевших место за последний год.

С 14 августа 2013 года для помещения товаров под транзит необходимо представлять таможенному органу не только книжку МДП и комплект транспортных и иных документов, но и документ, подтверждающий обеспечение соблюдения таможенного транзита. В случае его отсутствия таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. При наличии документа перевозка товаров по территории Таможенного союза по процедуре МДП прекращается, а дальнейшее перемещение товаров осуществляется по процедуре таможенного транзита в соответствии с положениями Таможенного кодекса и решений комиссии Таможенного союза.

До сведения перевозчиков была доведена информация обо всех возможных способах обеспечения соблюдения таможенного транзита, а также о порядке и условиях их оформления. Кроме того, собравшиеся были проинформированы о проектах документов Федеральной таможенной службы России, направленных на упрощение работы с сертификатами обеспечения.

В ходе обсуждения доклада представители автоперевозчиков отметили, что новые требования могут осложнить их деятельность, и поэтому они заинтересованы в совместной скоординированной работе с таможенными органами. При этом уточнялся порядок действий российских таможенных органов при завершении таможенной процедуры таможенного транзита с применением книжки МДП. Отдельные руководители предприятий выразили желание получить более подробные консультации по вопросу включения в Реестр таможенных перевозчиков.

Вопросы сокращения времени совершения таможенных операций в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, увеличения их пропускной способности находятся на постоянном контроле Южного таможенного управления. Однако решение многих вопросов зависит не только от принимаемых государственными органами административных мер, но и от надлежащего исполнения участниками ВЭД таможенного законодательства при перемещении ими товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В заключение заседания Александр Гетман поблагодарил его участников за активную позицию, желание взаимодействовать и решать возникающие вопросы в рабочем порядке. Он отметил, что мероприятие прошло в деловой и конструктивной обстановке, и предложил представителям автоперевозчиков и в дальнейшем своевременно поднимать проблемные вопросы и высказывать свои пожелания для обсуждения на последующих встречах.

Молот 08.08.2013

Российской таможенной службе в Донском крае —315 лет

С историей Российского государства и развития в нем таможенного дела неразрывно связана история таможенной службы в Приазовье-Подонье, начало которой положено 315 лет назад при Петре I. После завоевания в июле 1696 года турецкой крепости Азов и закладки в сентябре 1698 года Троицкой (Таганрогской) крепости, которые стали южными форпостами России, принимаются меры, направленные на освоение Приазовского края, развитие здесь самостоятельной экономики и организацию местного финансового хозяйства, призванного облегчить бремя расходов центральной казны. Обращается внимание прежде всего на необходимость сбора таможенных пошлин и продажу «питий» – важных статей государственных доходов того времени.

Из Пушкарского приказа в Азов направляется грамота с распоряжением «в городе Алексеевском (гонверк, устроенный у стен Азова) на указанном месте построить таможню и кружечный двор со всяким строением как пристойно и к збору таможенных пошлин и питейной прибыли в головы и в ларечные и в целовальники выбрать из азовских жителей добрых людей из каких чинов пристойно». В июле – августе таможенный голова, 2 ларечных из посадских и 15 целовальников из «новопереведенных» солдат были выбраны и в азовской соборной церкви «к вере приведены». Им было «…велено у зборов Великаго государя таможенных пошлин в Азове быть по выбору азовским посацким людям головой Степану Максимову сыну Мартюшеву, ларечным Ивану Яковлеву сыну Хлепятину, Герасиму Васильеву сыну Фомину таможенные пошлины сбирать… и то все писать подлинно в книге зборов».

С 1 сентября 1698 года на территории Алексеевского начали работать таможня и кружечный двор, на которых осуществлялись сбор таможенных пошлин и казенная торговля «питиями». С этой же даты была заведена Книга учета «таможенных пошлин всяких чинов торговых людей» и начался таможенный контроль над внутренней торговлей. Таким образом, архивные документы позволяют достоверно установить местонахождение таможни, имена первых таможенников и фактическую дату начала с 1 сентября 1698 года, по сути, непрерывной истории таможенной службы на Юге России.

Местной администрации предстояло навести порядок в бесконтрольной торговле и наладить поступления в казну торговых сборов. На основании царского указа воевода А.П. Прозоровский «велел азовского таможенного и кружечного дворов голове Степану Мартюшеву с товарищи в Азове и в Алексеевском городах в рядах московских стрельцов и у азовских жилых солдат в лавках и у всяких чинов торговых людей и в чюланах товары их осмотря записать в таможенные книги и положить в цену и взять с цены Великого государя указу и по торговому уставу и по новоуказанным статьям пошлины… и сколько и у кого каких товаров явилось и то писать в сей книге именно по статьям». За первый год в Азове и Алексеевском таможенные сборы составили 445 рублей 12 алтын 5 денег с полуденьгою.

Большое внимание уделяется организации казенной продажи питий и пресечению незаконной корчемной торговли. Уже в 1698 году для налаживания в Азове работы кружечного двора таможенному голове из приказной палаты было выдано «на всякие расходы» 200 рублей «заводных» денег. Кроме этого с июля 1699 года казенная монополия на продажу «питий» распространяется на новые крепости. В этих целях «по ево Великого государя указу для продажи питья вином, пивом и медом послан из Азова на Таган Рог и в Павловское из азовского таможенного и кружечного двора ларечной Данило Шестаков, а с ним целовальников шесть человек». Полученная казной по Азову и Троицкому суммарная прибыль от продажи питий уже в 1701 году превысила 5000 рублей.

Наряду с организацией в крае внутренней торговли, главной задачей становится установление прямых связей с континентальным турецким и средиземноморским рынками для развития внешней торговли через Приазовье. Реальные условия для этого сложились с установлением в 1699 году мирных отношений с Турцией и стабилизацией обстановки в Приазовье, обусловленных Карловицкими соглашениями.

Начало иностранной торговли в городах-крепостях Азове и Троицком – как сухопутной, так и морской – относится к середине 1699 года. В июле было «велено у приезжего с Кубани у иноземца у армянина Минаса Симанова с товарищи товары их, осмотря, описать таможенному голове, а пошлины с них,… имать не велено». А с 14 сентября сначала к мысу Таганий Рог, а на день позже к Азову подошли первые турецкие торговые суда.

Следствием доношений воевод об этих событиях явились направленные в Азов и Таганрог 31 октября 1699 года схожие по содержанию грамоты Пушкарского приказа, разъясняющие общие принципы иностранной торговли в крае и имеющие ряд конкретных указаний по недопущению использования торговли для шпионажа и диверсий. Это были первые нормативные документы, определявшие внешнеторговую деятельность на Юге России.

Петр I настойчиво добивался налаживания внешней торговли в крае. Как он заметил по этому поводу в своей записной книжке: «К Азову торговать и место дать». Вместе с тем, видя упорное противодействие со стороны турок, Петр решил дать взятку – «бакшиш» и в 1702 году приказал азовскому воеводе «склонить начальников турецких и татарских нарочитою суммою денег». Турки перестали задерживать иностранцев, желающих торговать в Азове, но по-прежнему препятствовали выходу русских купцов в Азовское и Черное моря.

Внешняя торговля через Приазовье свелась главным образом к торговым связям в одном бассейне Азовского моря. Приезды в Азов турецких купцов из Стамбула, как и поездки туда из Приазовья торговых людей, так и не приняли регулярного характера. Немало было проблем и с сухопутной торговлей с Кубанью и через Кубань с Турцией, которая нередко прерывалась вследствие враждебных действий татар и крымских правящих кругов. Таким образом, масштабы и экономическое значение внешней торговли через Приазовье в то время были сравнительно невелики.

Ведущей формой торговли в крае стала внутренняя рыночная торговля, получившая, как свидетельствуют данные о сборах таможенных и других пошлин, значительное развитие. Принятые правительством в 1698–1699 годах меры по становлению таможенной службы в крае начинают приносить результаты. В Таганроге, в отличие от питейных сборов, начатых с 1698 года, таможенных пошлин на первых порах было «имать не велено», что диктовалось стремлением стимулировать торговлю в городе. Здесь первые внутренние таможенные пошлины были взысканы в апреле в 1701 года, о чем свидетельствуют записи в Книге учета таможенных и питейных пошлин. К этому времени приказано «…у збору его Великого государя таможенных пошлин и питейной прибыли в Азове и Троицком быть азовским посадским людям Степану Мартюшеву головой, Данило Шестакову ларечным, да по выборам из жилых… полков солдатам Андрею Сараникову ларечным, а остальным в рядовых целовальниках».

Для суждения об общем объеме рыночного товарооборота в крае единственным источником являются сохранившиеся за ряд лет отчеты таможенных бурмистров о различных сборах в Азове и Троицком. Например, суммарный сбор таможенных пошлин в этих городах составил в 1701 году 1090 рублей 2 алтына, а в 1704 году – 1836 рублей 16 алтын.

Таможенные сборы в Азове и Троицком взимались вплоть до конца 1711 года, когда по условиям Прутского мирного договора эти крепости были разрушены, а территория, где они находились, возвращена Турции. Новыми центрами российского влияния и таможенного контроля над торговлей в регионе становятся новые крепости, который строились близ Черкасска на земле Войска Донского: Транжамент – с 1711 года, Новый Транжамент – с 1712 года, Святой Анны – с 1730 года. В «фортециях» размещались таможни, от которых на дорогах и переправах устанавливались таможенные заставы. Наряду с этим «самые разнообразные службы», в том числе таможенная, были возложены на конный казачий полк, названный Азовским (не входивший в состав Войска Донского и состоявший до 1749 года в особом ведении Коммерц-Коллегии), в котором охранную службу несли городовые казаки-доломаны. В декабре 1749 года основана пограничная Темерницкая таможня, положившая начало Ростову-на-Дону.

С 1769 года территория Приазовья навсегда вошла в состав русского государства, что было юридически оформлено Кючук – Кайнарджийским миром 1774 года. Россия превратилась в черноморскую державу, открылись широкие перспективы в развитии морской торговли и расширении торговых сношений с другими странами в южном направлении. Значительно возрастает значение таможенных учреждений края. Многие годы императорскими указами определенная доля таможенных сборов, взыскиваемых в портах Азова, Ростова, Таганрога, направлялась на развитие их городского хозяйства.

Таким образом, таможенная служба сыграла важную роль в развитии и регулировании торговли и внешнеэкономического сотрудничества, содействии активному росту производительных сил и производственных отношений в Донском крае с самого начала его нахождения под юрисдикцией России.

Евгений Некрасов