Сегодня 18 августа 2017 года
Для слабовидящих

26 мая - День российского предпринимательства

PDFПечатьE-mail

В 2007 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным был подписан Указ «О Дне российского предпринимательства». Положение Указа гласит: «Установить профессиональный праздник – День российского предпринимательства и отмечать его 26 мая». Заниматься предпринимательской деятельностью – это право каждого гражданина нашей страны, согласно ст.34 Конституции РФ. Но еще задолго до Конституционного строя российские предприниматели (тогда это были купцы, негоцианты, коммерсанты) всегда исправно служили государству, пополняя казну и способствуя экономическому росту и развитию России. Здесь уместно вспомнить династию оружейников Демидовых, основателя династии Морозовых – Савву Морозова, которые занимались и огромной благотворительной деятельностью.

Еще не так давно, в новой истории России был период, когда такое понятие, как «предпринимательство» не существовало в принципе. Во времена плановой экономики мало было энтузиастов взять на себя ответственность за ведение собственного дела, да и политика государства тому не способствовала. Внешняя торговля Советского Союза носила весьма условный характер и скромные на тот момент функции таможенных органов исполняли пограничники. Все изменилось в 1986 году, когда в свет вышел закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Первыми ласточками предпринимательского движения стали кооперативы.

Современную жизнь россиян трудно представить без обилия всевозможной продукции, которая в огромном ассортименте представлена в торговых центрах и гипермаркетах наших городов. Сегодня, когда товарооборот между странами достиг колоссальных объемов, перед таможенными органами особенно остро стоит задача развития новых таможенных технологий, укрепления законодательной базы, чтобы облегчить и упростить взаимодействие таможенных служб с участниками внешнеэкономической деятельности.

Таможенное администрирование сегодня балансирует между двумя тенденциями: необходимостью осуществления должного контроля для обеспечения безопасности общества, с одной стороны, и содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей – с другой.

Существующие возможности таможенных служб государств–членов Таможенного союза позволяют достаточно успешно решать эти две задачи, однако все более динамичное развитие мировой торговли, информационных технологий, а также новые угрозы и вызовы требуют выхода на новую, качественно иную ступень развития таможенного администрирования.

Для достижения этой цели Евразийской экономической комиссией разработан проект Основных направлений развития таможенного администрирования в Таможенном союзе до 2015 года (далее - Основные направления). Первое, и самое главное, мы исходим из того, что и общество, и таможенные службы подошли сегодня к такому уровню развития информатизации, что требуется не информационные технологии подчинять таможенным, а однократно и принципиально пересмотреть таможенные технологии в угоду информационным. Надо совершить скачок, взглянуть на таможенное декларирование с новых позиций, иначе переход на новый уровень невозможен, поскольку существующая схема информационного взаимодействия участников ВЭД и контролирующих органов неэффективна.

Второе, не менее важное, – необходимо законодательно закрепить принцип первичности электронных документов. Сегодня в абсолютном большинстве случаев мы в качестве первоисточника традиционно рассматриваем лишь бумажные документы. Наша же задача в том, чтобы в процессе таможенного контроля циркулировали в основном электронные документы, обеспечивалась их юридическая значимость, а бумаги возникали только в крайне редких случаях.

Третье, также принципиальное, – и информационные, и таможенные технологии должны обеспечивать экономию ресурсов. Возрастающий товаропоток, интенсивность внешнеэкономической деятельности и имеющая место тенденция сокращения штатной численности таможенных органов приводят нас к необходимости полномасштабного внедрения принципа выборочности таможенного контроля.

Важно отметить, что существующее развитие таможенных технологий создает плацдарм для успешного внедрения изложенных принципов в жизнь. В государствах–членах Таможенного союза уже на сегодняшний день полномасштабно применятся электронное декларирование, хотя законодательно эта технология имеет всего лишь статус возможного альтернативного варианта.

Это лишь один из аспектов, рассмотренных в Основных направлениях. Там также есть много других предложений, комплексная и скоординированная работа над которыми позволит сделать следующий шаг или несколько шагов в развитии таможенного администрирования в Таможенном союзе.

Задачи, стоящие перед таможенными органами, представляют широкое поле для деятельности и, возможно, на сегодняшний день кажутся трудновыполнимыми, однако уже постановка таких задач на основе проведенного анализа существующих проблемных вопросов в таможенном администрировании является шагом вперед. При этом их практическое решение невозможно без активного взаимодействия со всеми участниками внешнеэкономических процессов, как в лице государственных органов, так и бизнес-сообщества.

Можно сказать, что Основные направления – это то, как мы представляем себе таможенное администрирование через несколько лет. Правовые основы для этого будут заложены в новом, модернизированном Таможенном кодексе Таможенного союза. В новом кодексе будет заложен широкий диапазон возможностей, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных служб. Наша задача – создать эти возможности, а их использование будет зависеть от воли и ситуации в каждой из стран. Говоря другими словами, сегодня таможенные органы Российской Федерации должны взаимодействовать с деловыми кругами, как партнеры-единомышленники в целях совершенствования таможенного администрирования и облегчения мировой торговли.