Сегодня 21 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

27.04.-06.05.2013

PDFПечатьE-mail

Газета «Российская газета» 06.05.13г.

Колонны подошли к границе

Пока демонстранты маршировали по городам, тысячи автомобилистов сутками стояли у приграничных КПП

Гигантские заторы из легковых автомобилей образовались в первые дни мая на границах с соседними Финляндией, Латвией, Эстонией, Украиной, Белоруссией. Сотни людей, особенно с детьми, планировавшие отдохнуть в "длинные каникулы" за пределами страны, вынуждены были от этой идеи отказаться и повернули обратно. Однако тысячи пассажиров, те, кто все же прорвался через границу, отстояв в очередях по 5-14-20 и более часов, с ужасом ждут " коллапса-2" при возвращении на родину. Пробками на приграничном с Эстонией многостороннем автомобильном пункте пропуска "Ивангород", где водители провели у КПП почти сутки, уже заинтересовалась Северо-Западная транспортная прокуратура России. Она проверит, в частности, штатную численность сотрудников таможни, которых привлекли для работы в майские праздники.

Между тем пограничники и таможенники, опрошенные корреспондентами " РГ", уверяют, "как бы они ни старались, как бы быстро ни работали, перешагнуть через порог пропускной способности без реконструкции пунктов, там, где это требуется, невозможно". Причем, работать должны обе стороны границы.

В свою очередь, например, украинская сторона рапортует о том, что повсеместно на границе увеличено число таможенных инспекторов, они работают "непосредственно на полосах движения", да и само количество полос движения увеличено. "Прилагаются все усилия для ликвидации ситуативных очередей на всех участках границы Украины", - убеждают в украинской Государственной таможенной службе.

Значительная часть российских туристов направляется в Крым, поэтому на полуострове также отмечены беспрецедентные пробки. Так, по данным местного министерства курортов и туризма, количество россиян, пожелавших посетить Крым на майские праздники, увеличилось в разы. Хотя сезон не начался, в Крым уже прибыло минимум 150 тысяч россиян, и кое-где гостиницы заполнены на 100 процентов.

При этом оперативные дежурные Центрального, Южного таможенных управлений РФ советуют тем, кто будет возвращаться в Россию, спланировать поездку заранее, с учетом альтернативных маршрутов. А чтобы лично оценить транспортную обстановку, к примеру, в пунктах пропуска на южном направлении, воспользоваться веб-камерами на сайте Южного таможенного управления.

В майские праздники на украинско-российской границе почти во всех пунктах пропуска скопились многокилометровые пробки. Украинские пограничники и таможня сообщают в среднем о троекратном увеличении пассажиропотока из России. Но только на международном пункте пропуска "Бачевск-Троебортное" в Сумской области количество автомобилей 1 мая увеличилось в семь раз. Немногим лучше ситуация на пунктах пропуска в Харьковской, Донецкой, Луганской и Черниговской областях. Пропускная способность КПП " Крупец" на российско-украинской границе составляет 500 автомашин. На КПП работают 6 человек - в два раза больше, чем в обычные дни. На проверку одного автомобиля уходит около трех минут. Но после прохождения границы, начинается вторая пробка - перед въездом на украинскую таможню. Ее пропускная способность еще меньше, чем у российского КПП. В итоге пробка - в несколько километров.

Тех, кто решил перебраться на Украину на паромах через Керченский пролив (морской пункт пропуска "Кавказ"), тоже ждет засада. Переправа здесь сегодня осуществляется единственным паромом "Керченский-2", принадлежащим украинской стороне. Данными о том, когда будет запущен автопассажирский паром "Ейск", который сейчас на ремонте, Краснодарская таможня не располагает.

Представитель пограничного управления ФСБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: "Люди, которые часто пересекают границу в Ленобласти, знают, что российские пограничники работают быстрее зарубежных коллег. Пример тому - первомайская большая очередь возле пункта пропуска "Иваногрод" на границе с Эстонией. Проверка прокуратуры подтвердила: скопление транспорта возникло на мосту "Дружба", уже после прохождения контрольных процедур в российском пункте пропуска и перед въездом на эстонскую территорию".

Тем, кто будет пересекать границу в предстоящие майские праздники, специалисты советуют выбирать наименее напряженное время и маршруты. Традиционно больше всего машин подъезжает к границе с 9 до 12 и с 19 до 23 часов. Представители Южного таможенного управления РФ предлагают

ехать через другие пункты пропуска, где ситуация менее критическая. Так, на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Весело-Вознесенка Таганрогской таможни очередь из легковых автомобилей, следующих из России в Украину, зачастую составляет более 60 машин. А на МАПП Матвеев Курган в это время приходит всего один автомобиль. И хотя в результате путь удлинится на 120 километров, но зато появится возможность избежать многочасового ожидания.

Ситуацию на пунктах пропусков позволяет теперь отслеживать и Интернет: на сайтах granitsa-online.com, на сайте Южного таможенного управления (yutu.customs.ru) - в разделе "Web-камеры в пунктах пропуска" можно оценить загруженность переходов и определить наилучшее время. На сайте Федеральной таможенной службы в разделе "Центральное таможенное управление" сведения о загруженности пунктов пропусков, о длине очередей автотранспорта в Белгородской, Курской, Воронежской и Брянской областях обновляются каждый час. Еще один сайт - http://на-границе.рф/ - также позволит принять правильное решение о выборе маршрута.

Расписание движения парома сообщением Кавказ (Россия) – Крым (Украина) можно уточнить на сайте anrusstrans.ru.

ЦИФРА

150 тысяч россиян прибыло в Крым на майские праздники, хотя сезон еще не начался, и кое-где гостиницы заполнены на 100 процентов

Татьяна Зыкова, Павел Дульман, Евгения Цинклер, Надежда Ермолаева

«Российская бизнес-газета» 30.04.13г.

Инспектор пройдет мимо

Борис Шкуркин, начальник управления рисков и оперативного контроля ФТС России: «Таможня создает зеленый сектор для добросовестных импортеров»

Таможенным органам одновременно приходится решать, можно сказать, противоположные задачи: способствовать облегчению внешней торговли и наполнять федеральный бюджет. Соблюсти этот тонкий баланс помогает система управления рисками (СУР). Благодаря ей таможня не только может выявить, к каким товарным партиям следует отнестись с большим вниманием, но и выделить лиц, чья деятельность характеризуется низкой степенью нарушений таможенного законодательства. Это позволяет создать максимально комфортные условия для таких участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). И сохранить силы для борьбы с теми, кто закон нарушает.

- Какие блага СУР приносит бизнесу?

- Очень важная задача для таможни сейчас - формирование так называемого зеленого сектора добросовестных участников внешней торговли. В конце 2011-го мы начали применять здесь отраслевой подход. Сначала был создан зеленый сектор для лиц, которые ввозят компоненты для промышленной сборки транспортных средств. Сейчас это 23 компании, как зарубежные, например, "Ниссан", "Тойота", "Форд", так и российские, например, ГАЗ и КамАЗ. Чуть позже, в порядке эксперимента, создали сектор для крупных производственных предприятий Приволжья и Урала. Среди них - Авиастар-СП, Казанский вертолетный завод, Уралкалий, Татнефть, Магнитогорский металлургический комбинат, Сургутнефтегаз, Челябинский тракторный завод и т.д. Средний срок выпуска сократился у них с 18 до 7 часов. Доля товаров с таможенным досмотром сократилась в 36 раз и сейчас не превышает 0,1%. Так что налицо серьезные преимущества. В январе мы подвели итоги эксперимента в Уральском и Приволжском федеральных округах, и крупные участники ВЭД предложили сделать этот порядок постоянным, распространив позитивный опыт на всю страну. И чтобы он касался не только импорта, но и экспорта.

Еще выборочность таможенного контроля может быть установлена к импортерам продукции рыбного промысла. А в начале апреля ФТС России издала приказ о выборочности контроля в отношении импортеров мясной продукции. Такой порядок был разработан при участии Национальной мясной ассоциации, с которой мы заключили соглашение о сотрудничестве.

Теперь в планах сформировать подходы и реализовать выборочность контроля в отношении товаров, ввозимых из отдельных стран. Речь идет, в частности, о Турции, Киргизии, Италии, Израиле и ряде других. И, наконец, одна из новаций - это применение субъектно-ориентированного подхода по отношению к участникам ВЭД.

- Судя по всему, это более совершенная форма зеленого сектора?

- Да. Нарушителем таможенного законодательства является не товар, не отрасль, не регион и не страна, а конкретные субъекты ВЭД, физические лица или организации, которые ввозят или вывозят товары.

Поэтому сейчас мы анализируем участников внешней торговли на основе сведений из базы деклараций на товары, базы правоохранительных органов, данных о задолженности по платежам, валютных операциях, заключенных контрактах, уставном капитале, учредителях и т.д. Анализ проводится в автоматическом режиме с помощью штатных программных средств, влияние человеческого фактора минимизировано. По итогам предполагается создание перечня добропорядочных импортеров.

У нас в 2012 году ввоз товаров осуществляли 66,9 тыс. юридических и физических лиц из 78 тыс. участников ВЭД. Предварительный анализ

показывает, что не менее 25% импортеров обладают признаками фирм-однодневок. 91% дохода сформирован 9 тыс. участников ВЭД. При этом 39% суммы таможенных платежей при ввозе перечислено в бюджет всего лишь 200 импортерами.

Именно для таких участников ВЭД, которые к тому же не допускают нарушений, необходимо предоставлять упрощения и ускорение таможенных операций, что должно выразиться в значительном снижении степени и объема применяемых форм таможенного контроля. Для них, мы думаем, к концу 2013 года доля таможенных досмотров должна снизиться до 1,0-1,5% от общего количества оформленных деклараций. А в 2014 году не превышать 0,5%.

- Сколько рисков применяют сегодня таможенные органы, какие они и какая доля товаров попадает под эту систему?

- Основными задачами применения СУР являются пресечение нарушений таможенного законодательства, защита добросовестных импортеров, отечественных товаропроизводителей. СУР - это не только источник пополнения федерального бюджета, но и инструмент борьбы с контрафактной продукцией, нарушениями при соблюдении запретов и ограничений. Риски делятся на общероссийские, региональные, зональные и срочные.

Первые издаются на уровне центрального аппарата ФТС России и являются обязательными к применению на всей территории страны. Их более 200. Часть этих рисков направлена на контроль таможенной стоимости. Так называемыми стоимостными профилями рисков охвачена значительная часть Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Объясню, почему. В Россию ввозится значительная номенклатура товаров, почти 10 тыс. подсубпозиций ТН ВЭД. Товары по заниженной стоимости недобросовестными импортерами могут быть задекларированы практически в любой из таможен страны. Однако инспектор на таможенном посту не обладает энциклопедическими знаниями, чтобы навскидку определять таможенную стоимость разных товаров - мониторов, мебели, телефонов, продуктов питания, товаров химической промышленности и т.д. ФТС России в течение нескольких лет изучала статистику стран-контрагентов, анализировала документы добропорядочных участников ВЭД, которые давно и постоянно ввозят эту продукцию. В результате накоплена большая база данных по оформлению этих товаров и сформированы стоимостные индикаторы риска. В рамках Таможенного союза более 90% всех стоимостных индикаторов унифицированы. Да, могут быть небольшие колебания в ту или иную сторону, поскольку есть транспортная составляющая.

Но в целом подходы к контролю таможенной стоимости, ее уровень одинаков.

Иначе участники ВЭД будут искать "лазейки", в какой стране или в каком таможенном органе оформить товар дешевле и сэкономить на платежах.

Зональные и региональные риски издаются на уровне региональных таможенных управлений (РТУ), таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и действуют в зоне их ответственности. Таких в 2012 году было издано более 500. И, наконец, срочные профили рисков, которые издаются на основе оперативных данных под конкретную поставку, чтобы пресечь возможные правонарушения. Их в прошлом году издано более 8300.

Применение СУР принесло серьезный экономический эффект, в том числе в виде взысканных в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму около 22 млрд рублей.

- Риски действуют только в отношении стоимости перемещаемых товаров?

- Нет. Другие профили рисков, например, направлены на обеспечение достоверной классификации товаров. Иногда схожие товары, обладающие одинаковыми характеристиками, могут быть классифицированы по-разному и, соответственно, облагаться разными ставками таможенных пошлин. Конечно же, такой возможностью не преминут воспользоваться недобросовестные участники ВЭД.

Также активно надо развивать риски по стране происхождения товаров.

Ведь обувь, одежда из Китая имеет иную таможенную стоимость, чем те же товары из стран ЕС, но при этом облагаются пошлиной по такой же ставке. Большой потенциал имеет система оформительских рисков, связанных с нехарактерным весом изделий или нестандартной загрузкой контейнера. Это, например, когда в одном "ящике" якобы едут люстры и металлоконструкции. В целом благодаря применению СУР в прошлом году на недобросовестных участников ВЭД было заведено свыше 6,5 тыс. дел об административных правонарушениях, а также возбуждено 31 уголовное.

- Участники ВЭД порой сетуют, что таможня выполняет план по наполнению федерального бюджета благодаря корректировкам таможенной стоимости...

- Здесь есть элементы лукавства. В 2012 году в результате таких корректировок сумма взысканных таможенных пошлин и налогов составила 29 млрд руб., что примерно равно сумме таможенных платежей, перечисляемых таможенной службой в федеральный бюджет всего за один день. А всего за год в бюджет перечислено 6,581 трлн. Доля корректировок таможенной стоимости в этой сумме составляет около 0,45%. Так что подобные заявления можно воспринимать лишь как некий пропагандистский шаг со стороны недобросовестных участников ВЭД.

- Часто приходится отстаивать свою правоту в этом вопросе в суде?

- Приходится. При этом судебная практика не везде однозначна. В Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах она стабильна. Возвраты по решению судов там незначительны и не превышают 1,5% от общей суммы таможенных платежей, взысканных по результатам корректировок таможенной стоимости.

Основные проблемы мы имеем на Дальнем Востоке. Там сформировалась группа профессиональных судебных спорщиков. Многие из них даже не занимаются таможенным оформлением, а специализируются на специфической "услуге". За вознаграждение они готовы принять активное участие в отсуживании у государства взысканных ранее платежей. Бывает даже так, что когда на готовое изделие таможенная стоимость заявлялась ниже, чем на сырье, из которого оно произведено, а судебные органы на Дальнем Востоке все равно выносят решение не в пользу таможни.

Подготовила Ирина Фурсова

ИИ «Виртуальная таможня» 30.04.13г.

Начальник Управления рисков и оперативного контроля ФТС России Борис Шкуркин провёл совещание в Анапе

Пресс-служба ЮТУ сообщила, что 26 апреля в городе Анапе Краснодарского края состоялось совещание по вопросу выполнения таможенными органами Российской Федерации в первом полугодии 2013 года контрольного показателя «Доходы, администрируемые таможенными органами», контрольных показателей, характеризующих эффективность применения системы управления рисками, и принимаемых мерах по формированию перечня лиц, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства».

В работе совещания приняли участие: начальник Управления рисков и оперативного контроля ФТС России Борис Шкуркин, начальник отдела контроля страны происхождения товаров и применения ставок таможенных пошлин УРиОК ФТС России Александр Гуськов, начальник отдела методологии применения системы управления рисками УРиОК ФТС России Надежда Разумкова, начальник отдела координации применения таможенными органами системы управления рисками УРиОК ФТС России Владимир Подопригора, начальник отдела оперативного мониторинга и анализа совершения таможенных операций УРиОК ФТС России Павел Гулянский, начальник отдела контроля таможенной стоимости УРиОК ФТС России Евгений Погорелов. Южное таможенное управление представляли начальник управления Александр Гетман, его заместители, начальники служб и отделов, а также начальники таможен и таможенных постов региона.

Открыл совещание начальник Южного таможенного управления Александр Гетман. Со вступительным словом выступил Борис Шкуркин.

В своем докладе Олег Долгополов – начальник службы организации таможенного контроля ЮТУ – обратил внимание присутствующих на результаты мероприятий, проводимых Южным таможенным управлением по формированию так называемого «зеленого сектора» (перечня лиц, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства). Также О.Долгополов остановился на вопросах реализации в ЮТУ системы управления рисками с целью увеличения собираемости таможенных платежей и повышения эффективности таможенного контроля, исполнении контрольных показателей эффективности деятельности при проведении таможенных досмотров.

Заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов ЮТУ Виктор Гергерт рассказал о выполнении управлением в 1 квартале 2013 года контрольного показателя формирования федерального бюджета и принимаемых мерах по обеспечению собираемости таможенных платежей в полном объеме.

Более подробно о результатах работы Новороссийской, Краснодарской и Ростовской таможен по взиманию таможенных платежей и мерах по обеспечению полноты их собираемости доложили начальники таможен.

Участники совещания обсудили вопросы и проблемы, связанные с выполнением контрольного показателя «Доходы, администрируемые таможенными органами» и наметили пути их решения.

«Российская газета» 05.05.13г.

Таможня даст добро по Интернету

Переписка с таможней при декларировании особых товаров теперь возможна через Интернет.

С сегодняшнего дня предприниматели могут в электронном виде запрашивать у таможни разрешение, а также гарантировать свои обязательства по представлению документов - лицензии, сертификатов - при декларировании особых товаров на территории Таможенного союза. Равно как и получать от таможенников подтверждение на их ввоз по Интернету.

В силу вступают поправки в статьи 219 и 220 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". До сих пор была разрешена только письменная форма обращений и обмена документами. Хотя и сейчас она не отменена.

Новшество касается товаров, на которые распространяются ограничения и отдельные запреты при ввозе в Таможенный союз - квоты, антидемпинговые и специальные меры защиты, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные особые требования. Такие товары имеют статус иностранных и находятся под таможенным контролем. Если документы, подтверждающие соблюдение ограничений, не представлены, то прибывшие товары подлежат немедленному вывозу. К тому же, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение обязательств - штрафы или конфискацию.

Автоматизация таможенных процедур ускорит выпуск таких товаров, уменьшит количество документов, сократит до минимума необходимость личного общения с сотрудниками таможни, предоставит возможность удалённого осуществления таможенных процедур при сохранении требуемого уровня контроля.

Татьяна Зыкова

«Московский комсомолец на Дону» (Ростов-на-Дону) 01.05.2013

Рублем по взятке

Суд приговорил таганрогского таможенника к штрафу в 30 раз больше его взятки.

Как следует из материалов уголовного дела, в августе 2012 года государственный таможенный инспектор кинологического отдела Таганрогской таможни, находясь в помещении для оформления физических лиц и легкового транспорта таможенного поста МАПП «Весело-Вознесенка», лично получил от водителя грузового фургона, гражданина Турции, взятку 1700 рублей за ускоренный таможенный контроль и выпуск его транспортного средства.

Как сообщили «МК на Дону» в Южной транспортной прокуратуре, решением Неклиновского районного суда таможенному инспектору назначено наказание в виде штрафа в размере 51 000 рублей, что в 30 раз превышает сумму взятки, а также он лишен права занимать должности на государственной службе сроком на 3 года.

Приговор в законную силу еще не вступил.

ИА «Юга.ру» 05.05.13г.

Таможенники предупредили о заторах на российско-украинской границе

Южное таможенное управление рекомендует заранее планировать время пересечения российско-украинской границы в связи с возможными "пробками".

"В связи с ожидаемым резким увеличением физических лиц, пересекающих российско-украинскую границу на личном автотранспорте, 5 мая в ряде пунктов пропуска движение на въезд в Российскую Федерацию может быть затруднено", – рассказали в пресс-службе Южного таможенного управления.

Таможенники рекомендуют перед выездом отслеживать ситуацию в режиме on-line: на официальном сайте ЮТУ в разделе "Web-камеры в пунктах пропуска".

Кроме того, информация о состоянии очередей автотранспортных средств на въезде и выезде из Российской Федерации в пунктах пропуска ежедневно обновляются в разделе "Ситуация на границе".

"Южным таможенным управлением предпринимаются все возможные меры, чтобы возвращение домой не превратилось в многочасовое ожидание в очереди на границе", – подчеркнули в пресс-службе.

ИИ «161.ру» 06.05.13г.

На границе с Украиной прогнозируют большие пробки

Южное таможенное управление предлагает всем, кто собирается пересечь границу, узнать о пробках в режиме он-лайн.

«В связи с ожидаемым резким увеличением физических лиц, пересекающих российско-украинскую границу на личном автотранспорте, 5 мая в ряде пунктов пропуска движение на въезд в Российскую Федерацию может быть затруднено.

Южное таможенное управление рекомендует перед выездом отслеживать ситуацию в режиме онлайн: на официальном сайте ЮТУ в разделе «Web камеры в пунктах пропуска». Кроме того, информация о состоянии очередей автотранспортных средств на въезде и выезде из Российской Федерации в пунктах пропуска ежедневно обновляются в разделе «Ситуация на границе». Данная информация поможет выбрать оптимальный маршрут движения», – призывает ЮТУ.

ИИ «Российская газета.ру» 03.05.13г.

Как вернуться из Украины без пробок

Движение через автомобильные пункты пропуска на границе с Украиной входит в штатный режим. Но тем, кто будет возвращаться в Россию после длинных майских каникул, надо спланировать поездку загодя, предупреждают оперативные дежурные Центрального и Южного таможенного управлений РФ.

Они предлагают воспользоваться услугой на сайте Южного таможенного управления (yutu.customs.ru) - "Web камеры в пунктах пропуска". Там можно увидеть и оценить транспортную обстановку. На сайте Федеральной таможенной службы в разделе "Центральное таможенное управление" тоже обновляются сведения о загруженности пунктов пропусков, о длине очереди автотранспорта в Белгородской, Курской, Воронежской и Брянской областях. Еще один сайт - http://на-границе.рф/ - также позволит принять правильное решение. Он же расскажет о документах, необходимых для пересечения границы, а так же о правилах и процедуре этого процесса.

Из-за выросшего в десять раз числа автомобилей, пересекающих российско-украинскую границу, были увеличены дежурные смены в пунктах пропуска. Но это не уберегло от транспортного коллапса в первые дни мая, который парализовал границу. Заторы образовались на нескольких таможенных пунктах курского, брянского, белгородского, ростовского участков российско-украинской границы. Например, на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Весело-Вознесенка Таганрогской таможни в 7 утра 1 мая очередь легковых автомобилей из России на Украину, составляла уже более 100 машин и увеличивалась с каждым часом, рассказали таможенники.

МАПП Новошахтинск Ростовской таможни тоже не справлялся с потоком желающих выехать из РФ. Вереница из авто до пограничного пункта пропуска "Крупец", на курском направлении, начиналась за 5 километров. Большинство людей в итоге простояли в пробке больше суток. 200 метров преодолевали за 2 часа.

Тех, кто решил перебраться на Украину на паромах через Керченский пролив (морской пункт пропуска "Кавказ"), тоже ждала засада. Переправа здесь сегодня осуществляется единственным паромом "Керченский-2", принадлежащим украинской стороне. Данными о том, когда будет запущен автопассажирский паром "Ейск", который сейчас на ремонте, Краснодарская таможня не располагает. В итоге многие путешественники, особенно с маленькими детьми, вернулись домой, отказавшись от въезда на Украину.

Представители Южного таможенного управлений РФ советуют ехать через другие пункты пропуска, где ситуация менее критическая. Пользоваться альтернативными путями будет актуально и летом в разгар автотуристического сезона. Так, на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Весело-Вознесенка Таганрогской таможни очередь из легковых автомобилей, следующих из России в Украину, иногда составляет более 60 машин. А на МАПП Матвеев Курган, что в 120 километрах - в это время приходит всего один автомобиль. И хотя в результате путь удлинится на 120 километров, но зато появится возможность избежать многочасового ожидания, чтобы пройти таможенный и пограничный контроль.