Сегодня 24 июля 2017 года
Для слабовидящих

23.03 - 28.03.2013

PDFПечатьE-mail

Журнал «РБК» 26.03.13г.

ВОТ И ДОГОВОРИЛИСЬ...

Глава Всемирной торговой организации Паскаль Лами - о принципах честной торговли, запрете импорта в политических целях и судьбе таможенного союза.

УЖЕ БОЛЕЕ ПОЛУГОДА, КАК РОССИЯ СТАЛА ЧЛЕНОМ ВТО - ПОСЛЕ 18 ЛЕТ ПЕРЕГОВОРОВ, СПОРОВ И СОМНЕНИЙ. КОГДА НА ГАЙДАРОВСКОМ ФОРУМЕ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ РАЗГОРЕЛИСЬ СТРАСТИ ВОКРУГ ЭТОЙ ТЕМЫ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПАСКАЛЬ ЛАМИ НЕ ВЫДЕРЖАЛ: "ВЫ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИТЕ О СВОЕМ ЧЛЕНСТВЕ В ВТО КАК О ЧЕМ-ТО В БУДУЩЕМ. ВЫ УЖЕ ТАМ! ПОРА ЭТО ОСОЗНАТЬ И НЕ СТАВИТЬ ВОПРОС, СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ИЛИ НЕТ. ВЫ ДОЛЖНЫ ИХ СОБЛЮДАТЬ". НО ВЕДЬ ЭТОТ ВОПРОС ПОЯВИЛСЯ НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ. ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО РОССИИ ПРИШЛОСЬ ПОЙТИ НА РЯД УСТУПОК, СПОСОБНЫХ НАВРЕДИТЬ НАШЕЙ ЭКОНОМИКЕ. ИЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕТ? ОБ ЭТОМ КОРРЕСПОНДЕНТУ ЖУРНАЛА "РБК" РАССКАЗАЛ ПАСКАЛЬ ЛАМИ.

В ОБМЕН НА МЯСО

Многие эксперты ожидают, что вступление России в ВТО породит множество конфликтов. Насколько эти опасения оправданны?

Всегда удивляюсь, когда такое событие начинают воспринимать как повод для конфликта. Членство в ВТО предоставило стране массу возможностей. А там, где они появляются, конечно же, есть и риски. Я не понимаю, чем Россия принципиально отличается от Китая, Бразилии или Южно-Африканской Республики. На момент вступления у них также были разногласия с ВТО, но со временем они смогли их преодолеть. Как только торговля между странами расширяется, непременно возникают какие-то проблемы. Это нормально. Поэтому в нашей организации существует специальная система, позволяющая решать споры мирным путем. И в дальнейшем Россия может использовать ее механизмы.

Основной страх вызван снижением импортных пошлин, которое способно привести к тому, что российский агросектор станет непривлекательным для иностранных инвесторов, а его продукция - неконкурентоспособной.

Действительно, Россия согласилась уменьшить импортные пошлины в аграрном секторе. Несильно, и это было результатом всеобщей договоренности. Кроме того, сохранив господдержку сельского хозяйства на уровне 9 млрд долларов в 2012 году, Россия согласилась к 2018-му постепенно снизить ее до 4,4 млрд. За это вы получили возможность экспортировать зерно без каких-либо "неоправданных" ограничений, принятых в других странах. Если сегодня Россия будет импортировать больше свинины или другого вида мяса (потому как всегда была мясным импортером), она сможет экспортировать больше зерна. Преимущество налицо.

Преимущество? После вступления России в ВТО импорт свинины вырос на 50% - и цены на необработанное мясо упали с 94 до 65 рублей за килограмм. Говорят, в следующем году производство свинины в нашей стране и вовсе станет нерентабельным.

Права и обязательства России в ВТО - плод переговоров, которые длились более 18 лет. Российское правительство и члены Федерального собрания пришли к выводу, что именно такие условия выгодны для страны. И это часть государственной программы по модернизации и диверсификации экономики.

В данном случае производители зерна оказались в выигрыше: они получили доступ к зарубежным рынкам. А это, в свою очередь, создает благоприятные условия для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест и в этом, и в других секторах. Будут ли новые возможности использованы - другой вопрос. В основном это зависит от внутренней политики России - как по привлечению инвестиций, так и по повышению конкурентоспособности. А еще от того, как хорошо защищены отрасли, по которым ударят принципы свободной торговли, и насколько частный сектор готов к возможностям, отныне открытым для него в ВТО.

В каких случаях член ВТО может ограничивать объемы импорта?

У нас существует запрет импорта алкогольной продукции в некоторые мусульманские государства. Также ВТО проводит политику против эксплуатации труда детей и заключенных. Бывают случаи, когда ограничения накладываются в связи с определенными санитарными условиями либо угрозой для жизни - как населения, так и флоры и фауны той или иной страны.

В России запрет импорта из-за нарушения санитарных норм часто используется в политических интересах. Возможно ли это в ВТО?

Санитарные условия, из-за которых будет наложен запрет, должны отвечать международным стандартам. Если кому-то из членов ВТО покажется, что данное ограничение нарушает правила, он могут поднять вопрос об этом в соответствующих инстанциях.

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ

У нас до сих пор мало иностранных банков и страховых компаний, только их "дочки". Когда эта ситуация может измениться?

Да, здесь использован не весь потенциал, но это было обоюдное решение. Некоторые члены ВТО надеялись, что российский финансовый рынок продемонстрирует большую открытость для иностранных компаний. Мне кажется, что в дальнейшем повышение конкурентоспособности, в том числе и на зарубежных финансовых рынках, могло бы способствовать развитию российской экономики. Но повторюсь, все в руках России.

Насколько эффективно членство России в ВТО, если страна настаивает на высоких таможенных пошлинах на автомобили?

Это опять-таки плод переговорных процессов. Страна согласилась, что нынешний размер пошлин - максимум, выше они подниматься не будут. Если же она, де-юре или де-факто, все-таки повысит тариф, возникнет большая проблема, ведь это нарушение принятых соглашений. Другое дело - как подобный сбор повлияет на отечественное производство, не станет ли оно менее конкурентоспособным по сравнению с импортным. Одно вам скажу: когда Россия вступала в организацию, она обязалась не дискриминировать продукцию своих производителей. Но это внутренний вопрос, который каждый член ВТО решает самостоятельно.

В ВТО поступают жалобы, что Россия фактически нарушает правила организации, введя закон об утилизационных сборах на автомобили. Как будет рассматриваться этот вопрос?

Суть проблемы в том, не ущемляет ли утилизационный сбор интересы импортеров. Если у какой-то страны - члена ВТО возникает в этом сомнение, у нас есть специальный институт, который рассматривает такие ситуации. На первом этапе проводятся консультации и стороны пытаются прийти к соглашению. Если же они не могут договориться, то вторым этапом становится судебное разбирательство. Но это уже крайняя мера.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Как новый статус России повлияет на ее членство в Таможенном союзе?

Таможенный союз - это совершенно другая история. Члены ВТО вправе решать, двигаться ли им дальше по пути интеграции с другими странами или идти иным путем. Главное, чтобы они не нарушали своих обязательств перед ВТО. Учитывая, что Казахстан и Белоруссия входят в единое торговое пространство с Россией, а та обязана подчиняться правилам международной организации, де-факто им также придется выполнять правила ВТО.

Можно ли сегодня говорить о каких-либо результатах членства РФ в ВТО?

Пока еще рано. Могу сказать одно: Россия на данный момент ничем существенно не отличается от Вьетнама, Саудовской Аравии, Украины или Китая, которые стали членами ВТО в последние 10 лет. Естественно, поначалу любой стране необходимо время для адаптации. Сейчас мы можем говорить лишь о перспективах членства. Самое главное - оно позволит России диверсифицировать свою экономику.

Каким образом?

В будущем Россия продолжит продавать нефть и газ. Но всем известно, что эта модель развития экономики очень ограничена. Притом что топливно-энергетический сектор требует колоссальных инвестиций, он генерирует небольшое количество рабочих мест и оказывает односторонний эффект на экономику в целом. При такой схеме вам не было смысла присоединяться к ВТО. А вот если вы хотите привлечь инвесторов - как иностранных, так и отечественных -в другие отрасли, например в сельское хозяйство или промышленное производство, без долгосрочных гарантий безопасности и предсказуемости не обойтись. Обеспечить их может членство в ВТО. Да, России пришлось сократить размеры импортных пошлин. Но и другие 157 членов организации также уменьшили свои тарифы на вашу продукцию. Таким образом, остальные сектора российской экономики получили возможность доступа к иностранным рынкам. От вас зависит, как вы ее используете.

Ольга Богданова

«Российская газета. Союз Беларусь – Россия» 28.03.13г.

В гостях у Бобика и Барбоса

В Союзном государстве разрабатывается концепция новой программы - по кинологии

На коллегии Таможенного комитета Союзного государства, прошедшей недавно в Новополоцке под председательством руководителя российской Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова, помимо всего прочего, очень серьезно говорили о служебных собаках. В частности, о подготовке концепции новой союзной программы, посвященной развитию кинологических подразделений таможенных органов Беларуси и России.

- Собаки работают очень эффективно, - раскрыл суть вопроса главный таможенник России Андрей Бельянинов, - и нам очень хочется, чтобы у белорусских коллег, лидирующих по многим направлениям в таможенной деятельности, также имелся хороший кинологический центр.

Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский в свою очередь заметил, что таможенные ведомства двух государств считают необходимым принять за основу кинологическую программу Союзного государства. Дело в том, что у белорусов, несмотря на хорошую школу служебного собаководства, нет собственного центра, аналогичного российскому, а потребность в применении собак на таможенных пунктах крайне велика. И россияне могли бы помочь в его создании.

Этот разговор в Новополоцке нам показался очень любопытным, и мы напросились в гости к российским таможенникам, чтобы подробнее ознакомиться с уникальным кинологическим центром и деталями будущей союзной программы.

...Кинологический центр ФТС России обосновался в нескольких десятках километров северо-восточнее Москвы. И это действительно Центр! На 10 гектарах земли мы увидели новенькие корпуса, в которых готовят к таможенной службе не только собак, но и кинологов. Смею утверждать - сегодня это один из наиболее современных и технически оснащенных центров России подобного профиля.

Помимо учебных классов и помещений, где размещаются служебные собаки, здесь есть все необходимое для качественной подготовки и тренировки и людей, и животных: автомобильные тяжеловозные поезда, морские суда, железнодорожные вагоны, аэропортовские транспортировочные ленты для багажа и многое другое, что в реальной жизни, так или иначе, является средством трансграничного перемещения контрабанды. И уж совсем неожиданным стало для нас увидеть на территории Центра настоящий пассажирский... самолет. У него отсутствуют двигатели, но все остальное в наличии. Без этого не научить собаку безбоязненно работать в салоне пассажирского самолета! Работники учебного центра по секрету рассказали, что до того, как этот Ту-134 на внешней подвеске притащил сюда грузовой вертолет и его начали "осваивать" собаки, на нем летал один очень состоятельный и известный бизнесмен. По этическим соображениям не станем его называть.

В служебном кабинете начальника центра Петра Векленко главный персонаж - собака. Не только на многочисленных фотографиях на стенах, но даже на заставке ноутбука. А в кабинете у входа гостей встречает замечательная скульптура легендарного Мухтара в натуральную величину.

- Неужели, - поинтересовались мы у Петра Петровича, - ученые до сих пор ничего не могут предложить вместо простой собачки?

- Увы, - качает он головой. - Возможно, лет через двадцать и будет создан прибор, способный состязаться с обонянием животного. Пока же собаке нет замены, она прекрасно определяет наличие в багаже наркотиков, взрывчатки, оружия, боеприпасов...

После создания Таможенного союза, когда контроль за грузами был отодвинут на внешние границы Беларуси, России и Казахстана, наши страны "подверглись массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся в основном контрабандой наркотиков".

А если быть точным, то глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов оценил экономические потери России от наркотрафика аж в три процента ВВП! По его данным, ежегодно в Россию поступает порядка 540 тонн (!) опиатов только из Афганистана. Это примерно 10 железнодорожных вагонов.

- Наш анализ использования служебных собак в таможенном контроле, - рассказывает Петр Векленко, - свидетельствует о том, что собака, на сегодняшний день, - один из наиболее эффективных инструментов противодействия контрабанде. Поэтому основной целью будущей союзной программы, если она, конечно, будет принята соответствующими государственными органами, станет объединение усилий кинологов таможенных служб наших государств.

За этими словами - огромная работа, которую предстоит сделать. Тут разработка и принятие единых правовых актов, совершенствование материально-технической базы и эффективной системы профессионального обучения кинологов и многое другое.

"Фишкой" будущей союзной программы должно стать внедрение в практику таможенных органов так называемого ольфакторного метода идентификации запахов. Что это такое?

- Этот метод широко применяется в Европе и США, - говорит Петр Векленко. - Суть: с помощью соответствующего прибора отбираются пробы воздуха из разных мест большегрузных машин, опломбированных контейнеров и автомобильных фур. Воздух затем пропускается через запахоулавливающие фильтры, которые тут же отправляются на собачью "экспертизу". Если что-то не так, собака об этом "скажет". И тогда груз с полным основанием мы сможем более тщательно досмотреть.

Увы, сетует Петр Векленко, ни в России, ни в Беларуси подобное стационарное оборудование пока не производится, западные коллеги нам его не продают, а готовы предоставить в аренду по очень высокой цене. Нам необходимо производить оборудование у себя.

- Какие породы собак имеют наиболее острое обоняние и чаще всего "призываются" на службу? - поинтересовались мы у Петра Петровича.

- В основном это - немецкие овчарки, спаниели, лабрадоры и бельгийские овчарки, - отвечает он.

Российские кинологи чаще всего обучают собак поиску наркотиков и взрывчатых веществ, в то время как, например, в Израиле собаки могут находить еще и скрытые наличные денежные купюры. Кстати, об этом говорили и на коллегии в Новополоцке. Неужели российские собаки менее талантливы, чем израильские?

- Хотя и говорят, что деньги не пахнут, это далеко не так, - подтверждает Петр Векленко. - Пахнут, и еще как! Причем валюта разных стран пахнет по-разному. Подготовленная на поиск денежных купюр собака прекрасно различает запах долларов, евро или, скажем, английских фунтов. Нет, наши питомцы отнюдь не хуже израильских, и если перед нами будет поставлена задача обучить их находить контрабандные деньги, мы их обучим.

...В завершение беседы Петр Векленко еще раз вернулся к концепции союзной программы, подчеркнув, что ее реализация позволит существенно увеличить объем выявленной контрабанды, сократить время прохождения транспорта и грузов через таможенную границу.

Подвиги четвероногих

- 19 сентября 2012 года с помощью собаки Ростовской таможни при досмотре автомобиля, следовавшего по трассе Новошахтинск - Гуково, были обнаружены мешки с пятью автоматами Калашникова, пулеметом "Максим" в масле, магазинами для автоматов и пулеметными лентами с патронами.

- 5 декабря 2012 года на таможенном посту МАПП "Торфяновка" Выборгской таможни (Северо-Западное таможенное управление) при досмотре транспортного средства с применением служебной собаки в полости под металлическим полом автомобиля были обнаружены 64 полиэтиленовых брикета с гашишем общим весом 70 кг.

- 7 марта 2013 года на таможенный посту МАПП "Бурачки" Себежской таможни (Северо-Западное таможенное управление) из Латвии прибыл тягач Volvo с грузом сыра весом около 20 тонн. В ходе проведения таможенного осмотра служебная собака проявила повышенную заинтересованность к автомобилю. При более тщательном осмотре была обнаружена дорожная сумка с 43 килограммами героина. Пакеты для отвлечениябыли пересыпаны молотым кофе. Но это не помогло.

Досье "СОЮЗА"

В Кинологической службе ФТС России, созданной в 2008 году, более 80 кинологических подразделений, в них служат более 1300 человек и свыше 1000 служебных собак.Четвероногие "таможенники" именно служат, точно так же, как и их наставники с офицерскими погонами на плечах. Столь уважительный термин по отношению к собаке уже давно прижился в лексиконе кинологов. И по справедливости.

Александр Бушуев

ИИ «Новостная лента Новороссийска» 25.03.13г.

Новороссийские кинологи провели открытый урок

Должностные лица кинологического отдела Новороссийской таможни провели открытый урок с учащимися профессионального лицея № 4 «Строитель».

Главный государственный таможенный инспектор кинологического отдела таможни Татьяна Соломонова прочитала лекцию на антинаркотическую тему, в которой уделила особое внимание подростков на последствия употребления наркотиков. Старший специалист 1-го разряда, ответственный за профессиональную подготовку кинологического отдела Александр Сорокин рассказал о работе кинологов, функциях и задачах отдела, привел примеры из практики применения служебных собак в таможенных органах Российской Федерации для предотвращения и пресечения незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ на территорию Российской Федерации.

Затем таможенники Сергей Бакаев и Дмитрий Кравченко со своими четверолапыми напарниками лабрадором Басей и спаниелем Бучем устроили показательные выступления из элементов общего и специального курсов дрессировки. Но наибольший восторг у лицеистов вызвал поиск собаками наркотических средств. Кинологами были произведены три закладки имитатора наркотиков в разных местах учебного заведения. Собаки точно обозначили места предполагаемого нахождения наркотиков.

После встречи с таможенниками, многие учащиеся лицея проявили интерес к службе в кинологическом отделе таможни. Кинологи дали ребятам разъяснения о требованиях, предъявляемых при поступлении на службу в таможенные органы.

Кинологический отдел Новороссийской таможни образован в 2008 году, пятый год отдел возглавляет Олег Иванов. По результатам служебной деятельности за 2012 год по выявлению незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов на территорию Российской Федерации отдел занял 2-е место среди таможен Южного таможенного управления.

ИИ «Континент» 26.03.13г.

Таможенные службы РФ и КНР утвердили план сотрудничества на 2013 год

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации Андрей Бельянинов и руководитель Главного таможенного управления Китайской Народной Республики Юй Гуанчжоу на встрече в Москве утвердили план сотрудничества на 2013 год. Об этом сообщает пресс-служба ФТС России.

Кроме того, на встрече было проанализировано состояние сотрудничества между таможенными службами РФ и КНР и подведены итоги работы в 2012 году.

Особое внимание было уделено двустороннему сотрудничеству в рамках Всемирной таможенной организации, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, отмечается в сообщении.

«Виртуальная таможня» 28.03.13г.

Начальник Южного таможенного управления принял участие в межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов ЮФО

26 марта 2013 года в г. Волгограде состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа, сообщила Пресс-служба ЮТУ.

В совещании, прошедшем под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Сергея Воробьева, приняли участие руководители правоохранительных органов региона, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ЮФО, прокуроры субъектов Российской Федерации в округе, Южный транспортный прокурор, военный прокурор Южного военного округа, руководители региональных органов внутренних дел, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации в Южном федеральном округе.

Собравшиеся обсуждали вопросы состояния законности и профилактики, эффективности работы правоохранительных и контролирующих органов округа по борьбе с преступлениями экстремистской, террористической направленности и в сфере межнациональных отношений, в том числе по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Участники мероприятия отметили, что правоохранительными органами округа во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления и контролирующими органами принимаются организационные и практические меры, направленные на противодействие проявлениям экстремизма и терроризма. В регионах разработаны и реализуются целевые программы (подпрограммы) по профилактике экстремизма и терроризма, устранению причин и условий, им способствующих.

По итогам совещания выработан комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных, контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам предупреждения и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в регионах.

«Российская газета» 25.03.13г.

СК: Наркополицейский организовал контрабанду героина на Кубань

Следователи считают, что заместитель начальника Темрюкского межрайонного отдела кубанской наркополиции Дмитрий Волкодав организовал провоз героина через границу, чтобы повысить показатели своей работы. В итоге "спецоперации" в пункте пропуска таможенники успешно задержали ничего не подозревающего контрабандиста, у которого обнаружили наркотик.

Дело о превышении должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК РФ) в отношении Волкодава возбудили на днях, однако история эта началась еще в мае 2012-го. В тот момент он, кстати, исполнял обязанности начальника Темрюкского отдела наркополиции. Тогда и возникал у него идея показать, как успешно борются его сотрудники с наркотиками.

К делу подключил гражданина Украины и двух своих подчиненных - оперативников. План был незатейливым. Житель Незалежной обратился к своему соотечественнику, который собирался в Россию на заработки, с просьбой передать по приезде его знакомому бутылку водки и мобильный телефон. Жертва ничего не заподозрила: мужчина согласился оказать вроде бы незначительную услугу. В назначенный день парень получил бутылку и телефон, не зная, что они были начинены героином. А когда сошел с парома, незадачливый контрабандист был досмотрен таможенниками, которые обнаружили у него наркотики и задержали.

Как сообщили в СУ СКР по Краснодарскому краю, в отношении перевозчика сотрудники Краснодарской таможни возбудили уголовное дело по части 4 статьи 229.1 УК РФ (перемещение через государственную границу Российской Федерации наркотических средств в особо крупном размере), а наркополицейские - по части 2 статьи 228 УК РФ (незаконная перевозка наркотических средств в крупном размере). Если учесть, что речь идет о контрабанде героина, невинному парню грозил нехилый срок, и скорее всего пришлось бы ему коротать ближайшие несколько лет на нарах, если бы не его мать, которая не поверила, что ее сын замешан в наркоторговле. К тому же по имеющимся на данный момент сведениям, он вообще никогда не нарушал закон.

- Мать обратилась в следственное управление Краснодарского края. Над этим делом начали работать разные структуры, в том числе Федеральная служба безопасности и служба безопасности краевого наркоконтроля. Потом собранные материалы были объединены и направлены в следственный комитет, который проводил доследственную проверку. По ее результатам было решено возбудить дело в отношении Дмитрия Волкодава, который с целью искусственного повышения результатов оперативно-служебной деятельности непосредственно руководил и участвовал в фальсификации материалов, - рассказал "РГ" начальник службы собственной безопасности регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю Валерий Осипов.

Сейчас Дмитрий Волкодав задержан и по ходатайству следователя суд вынес решение о его аресте. Срок расследования по его делу составляет два месяца. При этом он пока официально остается заместителем начальника отдела и не уволен из наркополиции.

- Отстранить его от занимаемой должности может суд, рассмотрев соответствующее постановление следователя, но в данном случае это фактически не нужно, так как человек лишен свободы, он не может оказывать давления на свидетелей или влиять на ход следствия, - добавил Валерий Осипов.

Признал Волкодав свою вину или нет, в службе безопасности наркоконотроля не говорят, ссылаясь на тайну следствия. Пока не закончилась эта история и для невольного "контрабандиста", в отношении него проверка пока продолжается и он по-прежнему задержан.

Екатерина Ковалевская

АИ «Южный регион» 28.03.13г.

Двое мужчин пытались незаконно вывезти из Ростовской области в Украину более 1 тонны дизельного топлива

Ростовские пограничники задержали украинца и россиянина на российско-украинской границе, сообщает пресс-служба пограничного управления ФСБ России по Ростовской области.

Сегодня на российско-украинской границе в районе п. Чертково донские пограничники задержали двух граждан Украины и России «Они пытались в обход пункта пропуска незаконно пересечь границу из России в Украину с целью переместить более одной тонны дизельного топлива, приобретенного ими в Чертково», - рассказали в пресс-службе.

Задержанный гражданин Украины после составления протоколов за нарушение правил пограничного режима в ближайшее время будет передан сотрудникам ГПС Украины. В отношении гражданина России возбуждено дело об административном правонарушении, а транспортное средство и задержанный груз переданы в Миллеровскую таможню.

ИИ «Муниципальная новостная лента Новороссийска», «Виртуальная таможня» 27.03.13г.

Руководство Новороссийской таможни приняло участие в транспортном форуме

В городе-курорте Геленджике Краснодарского края состоялся IX Международный транспортный форум «ЮгТранс-2013», организованный при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.

На форуме представители бизнеса и власти обсудили вопросы расширения транспортной сети. Так же руководители и эксперты отрасли совместно решали ряд актуальных проблем транспортной отрасли Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

Международный транспортный форум «ЮгТранс» традиционно собирает экспертов в различных отраслях транспорта, в том числе представителей государственных и финансовых структур, стивидорных и железнодорожных компаний, грузовладельцев и грузополучателей.

Программа Форума включала в себя широкий круг важнейших вопросов отрасли: транспортная инфраструктура Юга России, проблемы и решения на стыке «железная дорога – порт», инвестиции, транспортное обеспечение Олимпиады-2014, грузовая база Южного бассейна и многие другие.

В рамках круглых столов и тематических секций участники форума имели возможность предложить конкретные шаги по улучшению транспортной инфраструктуры и бизнес-климата Южного федерального округа.

Первый заместитель начальника Новороссийской таможни Эдуард Пашковский выступил с докладом на тему «Развитие таможенной инфраструктуры и ускорение осуществления таможенных процедур в морском порту Новороссийск».

В своем докладе Эдуард Викторович обратил внимание участников Форума на порядок применения технологии предоставления предварительной информации в отношении пребывающих морских судов, а так же товаров и транспортных средств, перемещаемых ими через таможенную границу таможенного союза, на развитие системы электронного декларирования, на сокращение сроков обработки ввозимых товаров за счет передачи таможенным органам функций по проверке товарных документов, подлежащих санитарно-карантинному, карантинному и фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору и рассказал о развитии технологий «сухих» портов, ТЛТ (таможенно-логистический терминал).

Пашковский заверил присутствующих на Форуме, что таможенная служба на всех уровнях готова к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными лицами в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенных операций и таможенного контроля.

Газета «Известия Казахстан» 27.03.13г.

О Таможенном союзе, ВТО и человеческих ресурсах

Перспективы Таможенного союза и участия Казахстана в этом экономическом альянсе обсуждают сегодня многие эксперты, в том числе и в средствах массовой информации. Есть разные точки зрения - как положительные, так и отрицательные. Имеет место мнение, что ТС оказался выгодным для России и Белоруссии, а наша страна от этого только проиграла. Председатель казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков рассказал корреспонденту «Известий-Казахстан» Салтанат Исмагуловой, какие, на его взгляд, причины не позволяют казахстанской стороне стать равноценным партнером в этом объединении.

- На одном из заседаний клуба Almaty Expert вы сказали, что Казахстану необходимо пересмотреть свои позиции в Таможенном союзе. Прокомментируйте, пожалуйста, эти слова.

- История показывает, что такого рода объединения всегда дают хороший импульс для развития: страна становится богаче и конкурентоспособнее, тем более что исторически рынок был общим и мотивация по вступлению в существующее объединение есть и у Украины, Кыргызстана, Таджикистана. На мой взгляд, в союзе не хватает взаимных прагматичных решений. То есть простого расчета, что выгодно всем, а что выгодно одной стране без ущерба для других, и для этого нужно сделать оговорки. Просто политических заявлений здесь недостаточно. Первое, что надо бы сделать - это упростить таможенное администрирование. До вступления в Таможенный союз мы работали в соответствии с Таможенным кодексом 2002 года, который был максимально приближен к Киотской конвенции 1999 года - «По упрощению и гармонизации таможенных процедур».

- То есть бюрократические проволочки были сведены до минимума?

- У предпринимателей был налажен диалог с таможней, когда при возникновении каких-то затруднений в бизнес процессе все устранялось на уровне национального законодательства. Не трудно было внести поправки в закон, при наличии подзаконных норм составлялись приказы Минфина и таможенного комитета, выходили постановления правительства. То есть в упрощении таможенных процедур наблюдалась динамика: в два-три дня проходило до 70 процентов деклараций.

- А как сейчас выглядит ситуация?

- Складывается такое впечатление, что у союзной таможни все средства хороши, только бы досадить предпринимателям. Время, которое сейчас тратят предприниматели на оформление документов, увеличилось почти в два раза. Что незамедлительно отразилось на стоимости импортируемого товара. Если до 2010 года была преференция со стороны государства, позволявшая не хранить товары на СВХ (склад временного хранения), то сегодня это обязательная норма, которая бременем лежит на плечах предпринимателей. Хранение товара у получателя - это скорее исключение из правил. Предварительное декларирование, во многом упрощавшее саму процедуру, прекратилось. Жесткий электронный формат декларации не позволяет внести какие-либо изменения или дополнения. Для сравнения: если раньше в этом документе мы заполняли до 250 полей, сейчас около 600. Сам электронный формат стал в три раза больше, и он очень часто не стыкуется с бумажным носителем. На ценообразование товара влияет и то обстоятельство, что предприниматели уже не рискуют самостоятельно заполнять декларацию из-за сложности и возможности ошибки. (А это таможней воспринимается как нарушение, следуют соответствующие санкции). И все чаще обращаются к услугам таможенных брокеров. По результатам соцопроса 2012 года, только десять процентов предпринимателей самостоятельно декларируют документы, а в 2009 году их было 45 процентов. Это все привело к тому, что наша жизнь подорожала.

- А какие казахстанские товары пользуются спросом на российском рынке или в Белоруссии?

- Прежде всего - это энергоносители, пластиковые трубы. Мы вывозим металлы, изделия из меди. Хорошо идет кабельная продукция, тот же алюминий. Вот эти товары находятся в конкурентной зоне. Интерес вызывает небольшой ассортимент из продукции легкой промышленности. Однако от российского импорта это составляет несколько процентов. Чего не хватает? На мой взгляд, следовало развивать наши исторические возможности, и у нас успешно могла пройти программа по выращиванию крупного рогатого скота с собственной кормовой базой. Мы можем экспортировать мясо и мясопродукты, чем и нужно занять сельских жителей, которые составляют 40 процентов населения страны.

Но пока не появится целевой программы по поднятию сельского хозяйства, мотивации к труду сельчан говорить о создании конкурентоспособной отрасли, на мой взгляд, преждевременно.

- Сейчас идут предварительные переговоры о возможном вступлении Казахстана в ВТО, ваше мнение?

- Я голосую только «за», за потребителя. Но нас там просто так не ждут. Нужны договоренности по определенным товарам и рынкам. Повторяю, когда заработает государственная программа развития сельского хозяйства, по двум показателям - зерну и мясу - мы можем конкурировать с целым миром. Зерно и мясное производство позволит нам основательно закрепиться на ближайших рынках сбыта: мы могли бы взять на свои плечи тот же Афганистан, север России, африканские страны.

У нас, наконец, есть редкоземельные металлы. Можно делать солнечные модули с использованием новейшей израильской технологии, производить ветровую энергию, чтобы удешевить электроэнергию. Хотя для такого производства у нас не так много районов со стабильным ветровым потоком, как, к примеру, ворота Джунгарского Алатау. Нужно ввозить технологии с меньшими энергозатратами. Производить тот же алюминий, но уже в прокате с добавленной стоимостью, готовые пластиковые изделия...

И, наконец, о человеческих ресурсах. За эти годы мы потеряли много специалистов, а новых пока не вырастили. Трудовой потенциал - самозанятые «шопники» - разучились коллективно работать. Барахолка, может быть, дает хороший доход, но она и развращает, и лишает мотивации к системному труду. Одним словом, государству в ближайшие годы предстоит решать много насущных проблем

Салтанат Исмагулова, Алматы

«Коммерсант» 28.03.13г.

Таможенные перемены союзного значения

Только спустя два года после вступления РФ в Таможенный союз можно сказать, что наши бизнесмены поняли, какие преимущества и проблемы он им принес. По словам экспертов, именно благодаря союзу РФ увеличила обороты внешней торговли. Перераспределение грузовых потоков, сил на рынке грузовых услуг сегодня происходит также не без оглядки на его правила.

Китай стал ближе

Таможенный союз, заключенный между Россией, Белоруссией и Казахстаном, дал толчок для развития нового автомобильного маршрута для доставки груза в Китай и обратно - транзитом по территории Казахстана. Хотя, по сути, этот путь известен давно, долгое время он не привлекал к себе особого внимания. Компании — операторы ВЭД единогласно подтверждают, что Таможенный союз помогает сегодня популяризировать маршрут. Впрочем, логистика этого направления не была бы так интересна, если бы не недостатки привычных путей доставки грузов из Китая, которые широко используются сегодня транспортными компаниями.

Первый маршрут – сухопутный через Забайкалье. Большая часть грузов на этом направлении транспортируется от китайского производителя по железной дороге или автотранспортом через пограничный переход Маньчжурия — Забайкальск и дальше по Транссибирской магистрали. Стоит отметить, что этот путь пользуется большой популярностью у транспортных компаний. Товары на границу и терминалы в Маньчжурии доставляются автотранспортом по прямым накладным. Кроме того, по нему товар сравнительно быстро достигает территории РФ.

Второй способ доставки грузов из Китая – комбинированный: от китайского партнера товар идет морем до Владивостока или Находки и дальше по железной дороге приходит в пункт назначения.

Оба маршрута хорошо изучены и привычны для транспортных компаний и грузовладельцев. Но их главный недостаток - очень низкая скорость доставки, в результате чего товар может находиться в дороге около двух месяцев, а то и больше. «Сегодня мы наблюдаем, как перенаправляются грузовые потоки товаров в Россию на новый маршрут, - говорит Алексей Волков, руководитель департамента внешнеэкономических связей оператора ВЭД «СибирьТрансАзия». - В пользу обсуждаемого маршрута говорит и тот факт, что логистика через Дальний Восток и Забайкальск год от года дорожает за счет повышения железнодорожных тарифов. Ежегодно ставки на перевозку по железной дороге увеличиваются на несколько процентов. Кроме того, этот маршрут короче и более легко прогнозируется, чем вариант поставки через Дальний Восток».

То есть уже сегодня можно говорить о перераспределении грузовых потоков и сил на рынке транспортной логистики. «Однако это не означает, что железная дорога будет забыта, - продолжает Игорь Грищенко, директор компании «СибирьТрансАзия». - Но какая-то часть грузовых потоков будет пущена на новый автомобильный маршрут. Ведь, по сути, маршрут через Дальний Восток и не справлялся с теми грузовыми потоками, что через него шли. С другой стороны, есть часть определенных товарных групп, которые и дальше будут возить исключительно железной дорогой».

Безусловно, популяризации нового «шелкового пути» способствует само появление Таможенного союза. «Это предпосылки к ближайшим изменениям грузопотока, - продолжает Алексей Волков. – Кроме того, об этих изменениях говорит и пристальный интерес московских транспортных компаний к новому автомобильному маршруту. Они уже оценили его возможности и находят маршрут конкурентоспособным по сравнению с железной дорогой».

Легче пока не будет

Работа Таможенного союза именно в оптимизации маршрутов в целом принесет, как считают участники рынка, немало пользы. Но все же, как утверждают операторы ВЭД, союз работает пока больше декларативно. Реального взаимодействия между таможенными службами стран-участниц как не было, так и нет. Все дело в том, что сегодня унифицировано только таможенное законодательство, а другие сферы деятельности союза остаются национальными. Поэтому операторам ВЭД до сих пор приходится сталкиваться как с терминологическими несовпадениями союзного и российского кодексов, так и с фактическими различиями. Участники рынка говорят о необходимости унифицировать уголовное и административное законодательство и, как следствие, правила ответственности за нарушение этих норм. В данный момент административное и уголовное законодательство у каждой из трех стран свое.

Кроме того, статьи Таможенного кодекса по-разному трактуют таможенные службы союзных стран. «К примеру, идут разночтения мер тарифного регулирования на коды товарной номенклатуры, - говорит Игорь Грищенко. - Определенные товарные группы мы можем ввозить в Россию без разрешительных лицензий. В то же самое время таможенные службы страны, по территории которой осуществляется транзит, ее требуют». И в ближайшее время легче участникам ВЭД точно не будет. Поэтому на рынке грузовых услуг эксперты отмечают перераспределение сил. Операторы ВЭД, не способные работать по новым правилам игры, уходят с рынка грузовых услуг или поглощаются более крупными игроками.

ИИ «TKS.ru» 25.03.13г.

Казахстану сложно выйти из Таможенного союза

В отличие от казахстанской стороны, российская – продвигает свои интересы и товары на рынок стран Таможенного союза. Об этом сказал вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Республики Казахстан Тимур Назханов

«С осени 2009 года, когда стало известно, что Казахстан вступит в Таможенный союз, мы говорили о том, что казахстанский бизнес и в целом Казахстан не готов к союзу. Сегодня могу подтвердить, что подавляющая часть наших сомнений и опасений по поводу эффективности работы Таможенного союза (и соответственно динамичного развития бизнеса), подтвердились», – говорит Тимур Назханов.

Он отметил: в первые годы работы Таможенного союза, статистика говорила о том, что товарооборот в рамках Таможенного союза возрос. Однако в 2011 году показатели казахстанского экспорта упали.

«То, что мы сейчас вывозим сырье в Россию и Беларусь, мы делали и раньше, без Таможенного союза. Поставки товара из Китая не уменьшились, а наоборот, увеличились за эти годы. Предпринимателю по-прежнему выгоднее ввозить товар из Китая, чем из России», – считает Тимур Назханов.

По его словам, цены на китайский товар ниже, чем в России. Также на китайско-казахстанской границе в полной мере налажена логистика и перевозки.

В то же время на развитие бизнеса в Казахстане сегодня влияют крупные российские компании. Например, переработчики молока, рыбной и другой пищевой продукции, экспедиторские компании.

«Некоторые наши предприятия, которые занимаются, к примеру, переработкой пищевой промышленности, не могут попасть на российский рынок, потому что есть меры нетарифного регулирования, попросту говоря возможность ставить преграды на пути казахстанского товара на российский рынок», – добавил Тимур Назханов.

«Мы фактически поддерживаем российский автопром сегодня. Наши чиновники не могут отстаивать интересы отечественного бизнеса. Мы вошли в Таможенный союз неподготовленными ни с точки зрения бизнеса, ни со стороны государственных норм, стандартов, которые на ходу начали отрабатываться. В результате страдает бизнес», – говорит Тимур Назханов.

«Выйти из Таможенного союза, я думаю, уже поздно. Вопрос сегодня состоит в том, чтобы наши государственные мужи все-таки лучше и эффективнее защищали интересы казахстанских предпринимателей. К сожалению, в комиссии Таможенного союза, большинство голосов принадлежит российским представителям», – добавил он.

По мнению Тимура Назханова, Казахстану сложно выйти из Таможенного союза. «Мы надеемся, что мы сможем гармонизировать наше законодательство, техрегламенты. Но хотелось бы, чтобы это произошло скорее», – подчеркнул собеседник.

ИА «ИТАР-ТАСС» 25.03.13г.

Украина может стать членом ТС, если выйдет из ВТО

Украина может стать членом Таможенного союза /ТС/, если выйдет из Всемирной торговой организации /ВТО/ или пересмотрит соглашения с ВТО в рамках обязательств перед ТС. Об этом заявил премьер-министр Украины Николай Азаров

"Украина как независимое государство связана целым рядом международных соглашений. Она раньше России вступила во Всемирную торговую организацию. Перед нами стоит вопрос очень простой: либо мы выходим из ВТО и присоединяемся к Таможенному союзу, либо мы должны пересматривать наши соглашения по ВТО в рамках наших обязательств по ТС. Все это чрезвычайно трудно и малопродуктивно", - отметил глава правительства.

По словам Азарова, на первом этапе Украина намерена стать наблюдателем при ТС и будет постепенно адаптироваться и приспосабливаться к новому формату сотрудничества со странами союза /Россия, Белоруссия, Казахстан/.

ИА «РБК daily» 28.03.13г.

Платежи ФТС можно будет провести через Интернет

В ФТС нашли новый способ борьбы с очередями на оплату пошлины: с середины марта компании смогут проводить таможенную операцию удаленно, без обязательного присутствия на таможенном терминале.

Технологию удаленных таможенных платежей ФТС начала внедрять с середины 2012 года. «Сейчас она начинает набирать обороты, ее используют наиболее крупные плательщики», — рассказывает замначальника главного управления Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Елена Ягодкина. Как стало известно РБК daily, первая платежная операция через Интернет состоялась в середине марта. «До этого момента можно было совершать удаленные платежи, но через терминалы по микропроцессорной карте «Таможенная карта». Сейчас появилась карта «Раунд», с помощью которой можно совершать платежи через Интернет», — поясняет начальник пресс-службы ФТС Дмитрий Котиков.

Таможенные карты «Раунд», позволяющие участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять платежи в пользу ФТС, обслуживаются компанией «Мультисервисная платежная система». Карта, которую должен выпускать банк, привязывается к счету юрлица. Пока в списке эмитентов на сайте «Мультисервисной платежной системы» указан только банк «Возрождение».

Генеральный директор «Мультисервисной платежной системы» Сергей Совдагаров объясняет, что услуга таможенных платежей через Интернет предоставляется не платежной системой, а банками-эмитентами карт «Раунд». Владельцы карт могут осуществить платеж в личном кабинете. Из него же в скором времени можно будет отслеживать остатки по лицевым счетам, подавать таможенные декларации. Таможенными платежами сейчас занимаются только две платежные системы, но лишь его компания предложила платить через Интернет, добавляет он. «Комиссию за прохождение платежей взимают банки. Некоторые вообще ничего не берут, другие накручивают 0,1—0,12%. В каждом случае процент варьируется в зависимости от клиента — для брокеров меньше, для нефтяников больше», — поясняет г-н Совдагаров.

По данным РБК daily, карты, по которым таможенный платеж можно совершить удаленно, уже есть у LG, Campina и «Интер РАО». Оперативно подтвердить эту информацию не удалось.

Участники внешнеэкономической деятельности пока не видят изъянов в системе интернет-оплаты как в плане удобства, так и в плане безопасности. «Платежи ФТС всегда осуществлял владелец таможенной карты, и у меня нет информации, что теперь с таможенной карты может платить кто-то, не являющийся ее владельцем», — комментирует руководитель отдела развития импорта неакцизных товаров логистического оператора ILS Елена Синкевич.

ИИ «ПРОВЭД» 25.03.13г.

Еврокомиссия не уговорила Россию отменить утилизационный сбор

Автор: Илья Михайлов Новость опубликована 25 Март 2013. . Просмотров: 60

Пересмотр ставки утилизационного сбора на автомобили откладывается на неопределенное время. Не помогли ни просьбы, ни угрозы Еврокомиссии.

21-22 марта в Москве прошли переговоры с ЕС, на которых одной из самых болезненных и, в последнее время, политизируемых тем, стала тема утилизационного сбора на автомобили. Напомним, что столь неоднозначно воспринятая мировым экономическим сообществом инициатива России начала действовать с 1 сентября 2012 года.

Как сообщают "Ведомости", Еврокомиссия не стала возражать против разработанной российским правительством модели выравнивания условий для импортеров и производителей автомобилей. Мало того, на переговорах российские чиновники сообщили, что размер утилизационного сбора снижен не будет. И с этим европейцы спорить также не стали, хотя прежде предлагали снизить ставку. И даже грозили подать на Россию в суд...

До обнародования официальных результатов переговоров дело еще не дошло, но просочившейся информации автолюбителям для пессимизма вполне достаточно...

Напомним, еще 17 января 2013 на пленарной сессии Гайдаровского форума министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что Россия не намерена отказываться от утилизационного сбора с импортных автомобилей, кроме того, Правительство задумывается о введении утилизационных сборов по другим направления. А уже в марте стало известно, что планируется уравнять условия утилизационного сбора для российских и иностранных автопроизводителей в середине 2013 года. О готовящемся к внесению в Госдуму соответствующем законопроекте сообщил на прошлой неделе глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. В настоящее время в недрах Мнпромторга обсуждается еще и предложение Ассоциации судоходных компаний (АСК) о введении утилизационного сбора на суда...

Справка ПРОВЭД: Президент В. Путин 28 июля 2012 года подписал Федеральный закон Российской Федерации N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Данный закон был принят Государственной Думой 13 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года, а вступил в силу 1 сентября 2012 года. Правительство утвердило правила взимания утилизационного сбора, его исчисления и уплаты в отношении всех колесных транспортных средств, а также возврата излишне или ошибочно уплаченных сумм этого сбора. Подробнее можно прочитать в предыдущих статьях ПРОВЭДа. Взиманием сбора занимается Федеральная таможенная служба. Покупатель легковушки расстанется дополнительно с суммой от 600 до 1300 долларов, грузовиковладелец «потеряет» от 4,5 до 12 тысяч долларов.

«Коммерсант» 25.03.13г.

РОСТЭК прощается, но не уходит

Власти ищут форму удаления таможенного холдинга с рынка

Как стало известно "Ъ", Минэкономики, Федеральная таможенная служба (ФТС), Госдума и администрация президента спорят о том, как именно должно быть выполнено указание Владимира Путина об удалении ФГУП РОСТЭК с рынка таможенных услуг. Принятый осенью в первом чтении законопроект по этому поводу оставляет холдингу возможность продолжить деятельность, изменив структуру владения дочерними предприятиями. Депутаты при поддержке Минэкономики намерены прикрыть выявленную лазейку, ФТС — против.

Принципиально судьба РОСТЭКа (структуры ФТС, занимающей доминирующее положение на рынке растаможки) определилась в мае 2012 года — тогда по итогам заседания наблюдательного совета созданного Владимиром Путиным Агентства стратегических инициатив было решено отстранить этот ФГУП от таможенной деятельности, которой предприятие занимается последние 20 лет. Президент внял жалобам предпринимателей, заявлявших о недопустимости ситуации, когда аффилированная с ФТС структура активно выдавливает частный бизнес с рынка растаможки и складских услуг. В результате в октябре 2012 года Госдума приняла в первом чтении подготовленные Минэкономики поправки к закону "О таможенном регулировании в РФ". Этот законопроект лишает подведомственные ФТС предприятия возможности работать в качестве таможенных брокеров и таможенных перевозчиков, а также права быть владельцами складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Второе чтение законопроекта должно было состояться в феврале этого года, но решением Совета Госдумы перенесено на неопределенный срок. Причина — развернувшийся спор ведомств вокруг поправок ко второму чтению документа, внесенных группой депутатов (Вячеслав Лысаков, Александр Васильев, Андрей Колесник (все — "Единая Россия"), Михаил Брячак и Дмитрий Ушаков (оба — "Справедливая Россия")). Депутаты увидели в тексте первого чтения существенную лазейку, дающую РОСТЭКу возможность остаться на таможенном рынке, создав фирму-"прокладку", которой будут принадлежать нынешние дочерние предприятия (сейчас холдинг РОСТЭК — это 13 филиалов и 35 предприятий в форме ЗАО или ООО). Второй способ обойти запрет — придание предприятиям группы статуса уполномоченного экономического оператора (режим благоприятствования, который ФТС предоставляет наиболее "проверенным" участникам внешней торговли). Поэтому депутаты своими поправками предлагают уточнить суть запретов для ФГУПа: на таможенном рынке не должно быть не только компаний, в которых РОСТЭК участвует напрямую, но и тех, что связаны с ним через третьих лиц. Предложен также запрет на предоставление таким структурам статуса уполномоченного оператора.

ФТС выступила против этой новации. Согласно имеющейся у "Ъ" переписке ведомств, замглавы таможенной службы Татьяна Голендеева в письме в Госдуму настаивает на том, что поправки нельзя будет применить, поскольку понятие об аффилированности еще только вносится в Гражданский кодекс (его новая редакция пока не принята палатой), а нормы Налогового кодекса о взаимозависимости компаний, на которые ссылаются депутаты, в таможенном деле применены быть не могут. Позицию ФТС поддержало государственно-правовое управление (ГПУ) президента, но одновременно не разделило его же экспертное управление. Кроме последнего на стороне депутатов выступили Федеральная антимонопольная служба, Минэкономики (недавно предложившее включить РОСТЭК в план приватизации 2013 года) и Росимущество. В поступившем в Госдуму в пятницу письме главы Росимущества Ольги Дергуновой сообщается, что принятие поправок позволило бы более полно выполнить поручение правительства и соответствующий пункт "дорожной карты" по таможенному администрированию. Росимущество сообщает думцам о том, что направило в ГПУ переформулированные поправки, и отмечает, что согласия с президентскими юристами достичь пока не удалось.

Как сообщил "Ъ" один из авторов поправки, Михаил Брячак, предполагается, что разногласия между ведомствами будут сняты на консультациях в Белом доме, которые должны завершиться до 28 марта. "На случай если этого не случится, у нас уже подготовлено письмо Владимиру Путину о том, что выполнение его указания по удалению РОСТЭКа с таможенного рынка фактически блокируется",— сообщил депутат.

"Ъ" продолжит следить за развитием событий.

Вадим Вислогузов