Сегодня 14 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Новороссийская таможня. Татьяна Синчукова: все мечты о работе…

PDFПечатьE-mail

Интеграция Российской Федерации в мировую экономику влечет заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Это, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых, в этой связи, возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств. Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля. Наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать предметы, запрещенные к перевозке.

2013-02-14_01______1_640x480В канун дня образования отдела применения Инспекционно-досмотровых комплексов (ОПИДК) Новороссийской таможни, пресс-секретарь таможни с большим интересом ознакомилась с работой должностных лиц этого отдела, особенностями их повседневных рабочих будней, становлением службы.

Меня определили в смену, которую возглавляет главный государственный таможенный инспектор отдела применения ИДК (ОПИДК) Татьяна Синчукова.

Семь часов утра. Заступаем на смену. Центральный район порта Новороссийск, в помещении ОПИДК нас встречает заместитель начальника отдела Дмитрий Пшеничный. После проведенного им инструктажа по технике безопасности и соблюдению норм безопасности по радиационному контролю, должностные лица получают под роспись личные дозиметры, а старший смены еще и личную номерную печать. Меня инструктировали особенно тщательно.

Работа смены может проходить на любом из трех районов Новороссийского порта. В этот день нам выпало стать на экономическую защиту морских ворот России в районе порта ОАО «Новорослесэкспорт» (ОАО «НЛЭ»). Интересуюсь у Дмитрия Алексеевича характеристикой этого порта. Оказывается, первоначально ОАО «НЛЭ» осуществлял перевалку пиломатериалов и выступал в качестве лесоторговой биржи. С развитием контейнерных перевозок в России вслед за изменениями экономических тенденций рынка страны, возникновением необходимости оперативной доставки товаров в различные ее регионы, происходило и развитие морского порта с замещением перевалки (обработки) лесоматериалов, перемещением грузов в контейнерах. На сегодняшний день «НЛЭ» включает в себя шесть районов порта, после последней реконструкции в 2008 году, одновременно действует 11 причалов. Реконструкция «контейнерных» причалов позволяет на сегодняшний день производить обработку морских судов вместимостью порядка 3000 TEU. Основную номенклатуру товаров, перемещаемых через причалы ОАО «НЛЭ» составляют черные металлы, фрукты и орехи, овощи, продукты переработки овощей, древесина и изделия из нее, удобрения, соль, сера, цемент, камень, химические продукты. Делаю вывод, что за время смены мобильного ИДК, с которым мы будем работать, может пройти огромное количество разнообразного груза, от металла до помидора.

2013-02-14_02___640x480Пока перемещаемся в порт есть время познакомится с коллегами.

- Я таможенник во втором поколении, - рассказывает о себе Татьяна Синчукова. - В 2004 году пришла работать в Новороссийскую таможню. Мой отец – Сергей Александрович прослужил в таможенных органах более 20 лет. С детства слышала рассказы отца о работе в отделе специальных таможенных процедур таможни, приходя к нему, видела большие корабли, ночные огни порта манили своей красотой. Хотя после школы я и окончила педагогический колледж и университет, но детская романтика повлияла на мой выбор профессии, связанной с морским портом. В начале мая 2008 года при отделе таможенных процедур и таможенного контроля планировалось создание группы применения инспекционно-досмотровых комплексов. Не раздумывая, я перешла на должность главного государственного таможенного инспектора группы МИДК. По штату нас было 8 должностных лиц и один мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК). В апреле мы прошли обучение в Ростовском филиале Российской таможенной академии, получили допуск группы «А» для работы с ионизирующими устройствами и работа «закипела». Практики не было, только теория курсов. С азартом подходили ко всем снимкам сканируемых грузов. Во всем мерещилось нарушение таможенного законодательства! Практики все-таки не хватало, что и стало следствием вала таможенных досмотров. В конце 2009 года ввели в эксплуатацию еще один МИДК, сформировались смены, штатная численность превысила 30 должностных лиц. Четыре года я возглавляю работу смены, в мои обязанности входит контроль за работой комплекса, безопасность персонала, получение документов, анализ изображения, сохранность результатов изображения, а так же я несу ответственность за принятые решения проведенного осмотра.

2013-02-14_03______4_640x480

Смена состоит из оператора по формированию базы, операторов, организующих движение крупногабаритных грузов и транспортных средств на въезде/выезде в ИДК (их еще называют «маршал движения»), оператора по анализу изображения, инспектора периметра и водителя. Сама машина и смена – один живой организм, должностное лицо ОПИДК должно быть универсальным и взаимозаменяемым, иметь навыки работы всех членов смены. В единстве и слаженности коллектива зависит успех смены. Работа мне нравится, живая и динамичная.

Приезжаем в порт. Получаем документы на проведение таможенного контроля в форме осмотра с использованием МИДК в отделе таможенного досмотра, отделе специальных таможенных процедур, отделе контроля за таможенным транзитом, отделе таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского западного таможенного поста. Диспетчер порта дает нам разнарядку очередности выставления контейнеров на площадку МИДК. Пока бегаем, собираем документы, водитель и старший смены налаживают работу по запуску установки. Разворачивают рамку комплекса, исправляют мелкие ошибки в работе электроники. Время готовности системы к работе менее 15 минут.

Отдав документы в работу оператору формирования базы данных, помогаю инспектору, отвечающему за безопасность периметра Александру Коневскому в выставлении инфракрасных датчиков (барьеров запрещающих проникновение в зону периметра работы МИДК, ох и тяжелые эти треноги). Досмотровый комплекс оснащен системой радиологической безопасности внутри и вокруг ИДК, но все же, устанавливаем и предупреждающие знаки. Только теперь, когда появилась свободная минутка, увидела комплекс в развернутом виде, т.е. во всей красе. И сразу на ум пришла мысль, что сегодня я имею возможность работать в самой дорогой (по цене) машине нашего города, да что там города – Краснодарского края. Разглядываю это чудо технического прогресса.

- Мобильный ИДК смонтирован на шасси автомобиля, что позволяет быстро перемещать его для целей таможенного контроля, - видя мою заинтересованность, объясняет водитель мобильного комплекса Олег Буянов. - После разворачивания он может проводить контроль до 25 контейнеров или автомобилей в час, согласно технических характеристик. Оснащен современной рентгеновской техникой (за счет вывода на дисплей радиоскопического изображения груза) и способен «увидеть» скрытие, контрабандные товары, а также идентифицировать товары на предмет соответствия товаросопроводительным документам, шасси и содержимого кабины. При необходимости инспекторами отдела таможенного досмотра поста грузовое отделение транспортного средства или контейнера будет вскрыто и осуществлен таможенный досмотр. Мобильный помощник таможни позволяет значительно ускорить и упростить процедуру таможенного контроля, а главное – повысить его эффективность.

Со стороны наблюдаю за проведением радиационного контроля – с помощью дозиметра измеряется мощность рентгеновского излучения, дабы убедиться, что система работает исправно.

2013-02-14_04_____2013_3_640x480Захожу в кабину операторов. Помещение небольшое, но в нем все оборудовано с максимальным КПД (коэффициентом полезного действия). Полностью изолированная комната с кондиционером, оснащенная мягкими креслами, шкафом для необходимой документации, местом для хранения блокнотов для записей, файловым запоминающим устройством. Комната оператора имеет все условия для анализа изображения, для управления коммуникациями и освещением, установленных в удобных местах и легки в обращении. Это помещение защищено от внешних воздействий таких, как дождь, град, снег и сырость.

И вот работа началась. Оператор Юрий Беркоз формирует базу списков контейнеров с данными о грузе, грузоотправителе и грузополучателе. Сканирует пакет товаросопроводительных документов и выводит их на рабочую станцию DBW для последующего этапа рабочего процесса. Погрузочное автотранспортное средство Ричстакер (за схожесть с морским моллюском его называют «кальмар») выставляет первый контейнер на площадку для сканирования. Маршал движения Сергей Каверин по рации передает старшему смены сведения о постановке контейнера, номера пломбирующих устройств груза. Водитель МИДК подъезжает к объекту. Все готово, можно начинать сканировать, но в этот момент вспомнили обо мне, что я официально не вхожу в состав смены… хоть с утра я и «влилась» в этот дружный коллектив, помогала, как могла, не мешалась, как умела, но допуска к работе с ионизирующими устройствами, а таковым является МИДК, у меня нет. Татьяна Сергеевна меня любезно просит на время сканирования удалиться на безопасное расстояние (за периметр работы комплекса). Вот так всегда, самое интересное будет происходить без меня.

Доклад водителя – готов к сканированию, маршал движения подтверждает чистоту периметра, старший смены дает добро. На этапе сканирования объекта, МИДК издает звуковой сигнал и включает проблесковый маячок. Минута и все готово.

По окончании процесса, таможня дает добро на мое возвращение в кабину оператора. Старший смены, она же оператор анализа изображения, начала изучать снимок.

- Для получения изображения досматриваемого объекта используется метод сканирования, - рассказывает Татьяна Синчукова. - Изображение сохраняется компьютерной системой в рабочей станции DBW c прикрепленной к нему информацией товарно-сопроводительных документов и другими данными, подлежащими детальному изучению или сравнению. Программные файлы не только будут храниться в нашей таможне, но и в установленном порядке отправляются в вышестоящий таможенный орган. Это ещё один шаг к прозрачности процедуры таможенного оформления и снижению риска человеческого фактора. Аппаратура даёт возможность визуализации содержимого, позволяет осмотреть его пространственное расположение и определить загруженность, а также осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого, увеличивая изображение в несколько раз.

На черно-белом изображении, выведенном на монитор, вижу множество точечек, и мне трудно понять что это. Черпаю информацию из товаросопроводительных документов. Оказывается, так выглядят цитрусовые. Апельсины – круглые точки, лимоны – овальные. Татьяна Сергеевна, что бы сократить ценное рабочее время и не напрягать мое воображение, показала при помощи программы фрукты в объемном виде, потом добавила оранжевого цвета и точки приобрели схожесть с апельсинами. По однородности, плотности и соответствию заявленной в документах характеристике товара, груз выпускаем с отметкой в документах «Объект без подозрения». Осмотр первого контейнера закончен.

2013-02-14_05_____2013_5_640x480Оказывается нам надо отработать больше двух десятков «цитрусовых» контейнеров! Технология процесса мне понятна. Бегу за периметр зоны сканирования. Цитрусовая река полилась сквозь рамку таможенного сканирующего устройства. Вся товарная партия без подозрений со стороны таможни может теперь беспрепятственно вкусными солнышками появиться у нас на столе.

Документально, после осмотра, груз без подозрений оформляется в виде служебных записок в адрес отделов поста, направивших товар для проведения таможенного контроля в форме осмотра с использованием МИДК.

В среднем смена ОПИДК обрабатывает 60-80 контейнеров. Как то, в смену Татьяны Сергеевны, выпало осмотреть 99 контейнеров с бананами и 50 контейнеров разносортного груза! Поверьте, это тяжело.

Война – войной, обед по расписанию. В 12 часов работа в порту замирает. Время обедать. Идем в портовскую столовую. Чисто и съедобно. За чашечкой чая есть время поговорить. Меня интересуют курьезные случаи из практики.

- В самом начале работы МИДК участники ВЭД или перевозчики побаивались нашего мобильного комплекса, - удовлетворяя мое любопытство, говорит Татьяна Синчукова. - После сканирования несколько часов проветривали водительские кабины, думая, что рентген в них накапливается. Один турецкий водитель отказался предоставить фуру на осмотр, мотивируя свое решение медицинскими показаниями, т.к. в сердце у него искусственный клапан. Нам пришлось убеждать его о безопасности МИДК и после двухчасовой беседы, турок предоставил автотранспортное средство к осмотру.

Как-то просматривали возвратную тару и в пустом контейнере увидели две упаковки с бутылками. При проведении досмотра обнаружили минеральную воду и кока-колу, которую благодарный заграничный грузополучатель направил поставщикам в подарок. Наверное, они были знакомы с русскими традициями – пустую тару возвращать не прилично. Партнерский комплимент на границе превратился в штрафные санкции в отношении фирмы-владельца контейнера. Такого рода презентов, в виде сувенирной продукции, находим немало. В 2009 году обнаружили «подарок» в виде картин, обрамленных очень красивыми багетами.

Были интересные факты обнаружения незадекларированных товаров. Осматриваем контейнер, по коносаменту – багеты, по факту игрушки и сувениры. Еще случай по сопроводительным документам – солнечные батареи, а на сканированном изображении – гномики, причем разные по форме. Батареи вижу отчетливо, сложены аккуратно и в ряд. Я подумала, что заработалась. Всей сменой анализировали картинку. Досмотр успокоил, что со зрением у меня все нормально. Гномики присутствовали, элементы солнечных батарей встроены были в них. А вот еще «волшебный случай» - заявлен на осмотр груз, по документам «ткань», а по факту вместе с тканью решил переехать весь швейный цех: лекала, фурнитура, производственное оборудование. А для чего партии керамической плитки тащить с собой незаявленные бытовые вытяжки с электровентиляторами? Непонятно, но и такое было!

Интересных случаев из таможенных будней много, но время обеденного перерыва неумолимо подошло к концу. Кальмар уже несет в своих металлических клешнях очередной контейнер. Интересно, что в нем? Узнаю. Мебель китайского производства. Сканирование прошло. Сгорая от любопытства, бегу в операторскую кабину посмотреть что там, а то все цитрусовые уже знаю в «лицо», при их покупке в магазине обязательно выберу самые запомнившиеся мне при сканировании экземпляры. Мои ожидания увенчались успехом! Войдя в кабину, поняла - мы что-то обнаружили. Изображение анализировали двое - старший смены и оператор. На снимке в конце контейнера просматривается очертание животного. Слон, подумала я, и не только я. Ставим отметку «Объект под подозрением», составляем Акт таможенного осмотра с использованием МИДК и передаем с документами на товар в отдел таможенного досмотра Новороссийского западного таможенного поста для дальнейшего проведения таможенного досмотра.

В ходе осуществления досмотровых мероприятий, за которыми я с интересом наблюдала, действительно был обнаружен слон, правда деревянный, но очень красивый. Частью мебели он не является, и скорее всего, предназначен украшать собой интерьер. При прибытии слон не был заявлен таможенным перевозчиком в документах. Дальнейшая судьба интерьерного млекопитающего будет решаться в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Так мы отработали двенадцатичасовую смену – то слоники, то гномики. Делаем отчеты за рабочий день, сворачиваем комплекс, перемещаемся в отдел, докладываем заместителю начальника ОПИДК об окончании работы, сдаем печать, дозиметрические приборы.

Усталость сказалась. Уже мысли все о доме. Но есть еще несколько минут поговорить о жизни вне работы, о планах на будущее, о мечтах.

- Дома меня ждут одиннадцатилетний сын Сережа, муж Иван и мохнатая «дочка» такса Николь, - радуется Татьяна Сергеевна. – Сын с профессией еще не определился, но знает, что будет или таможенником, как мама и дедушка, или моряком, как папа.

Муж, когда находится на берегу, помогает поддерживать домашний очаг. Это существенная помощь с его стороны, и я могу уделить внимание учебе. В этом году получила второе высшее образование, окончила МГЭИ, юридический факультет, специальность - «таможенное дело». Училась осознано и с интересом. Имея практические навыки, могла внести свои дополнения в теоретическую часть учебного процесса.

О мечтах… все-таки они опять связаны с работой. Хотелось бы успеть поработать на двух, а то еще и на трех проекционных мобильных или стационарных ИДК. А еще с программными продуктами, которые сами определяют химико-биологический состав вещества. Эти технические помощники ускорят процесс изучения характеристики груза и анализа снимков...

А все-таки мне понравился практический курс прохождения основ работы с МИДК. Хороший коллектив. Грамотные специалисты.

Отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов Новороссийской таможни образован 5 февраля 2009 года приказом начальника таможни от 01.12.2008 года № 614 «Об организационно-штатных мероприятиях в Новороссийской таможне». На сегодняшний день в отделе применения работает 70 должностных лиц, профессионалов своего дела, прошедших теоретическое и практическое обучение, которые систематизируют и успешно применяют наработанный опыт сканирования крупногабаритных грузов. Возглавляет этот большой, дружный отдел Алексей Викторович Глухов. На протяжении нескольких лет его главными помощниками являются заместители – Наталья Гендель и Дмитрий Пшеничный.

В рамках реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, а также Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в регионе деятельности Новороссийской таможни применение инспекционно-досмотровых комплексов позволяет решить широкий спектр задач, таких как ускорение таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, минимизация таможенных формальностей в части проведения операций по фактическому таможенному контролю, а так же упрощение процесса таможенного контроля.

В скором времени будет введен в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс (СИДК), который расположен в зоне деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста, он является более современным, имеет большую проникающую способность и позволит значительно увеличить охват товарных партий таможенным осмотром и, несомненно, принесет ощутимый латентный эффект в профилактике правонарушений.

Инна Кирчева

Новороссийская таможня