Сегодня 25 мая 2017 года
Для слабовидящих

19.01 - 23.01.2013

PDFПечатьE-mail

«TKS.ru», «Виртуальная таможня» 16.01.13г.

Пресечена попытка дачи взятки

В декабре 2012 года сотрудники отдела по противодействию коррупции Таганрогской таможни совместно с оперативниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ростовской области задержали двух граждан Российской Федерации при даче взятки должностному лицу таможни размером в 66 тысяч рублей.

События, предшествующие преступлению коррупционной направленности, были связаны с последовательным нарушением законов Российской Федерации. Пять жителей Краснодарского края на микроавтобусе «Мерседес-Спринтер» пересекли таможенную границу Таможенного союза в районе многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Матвеев Курган. При пересечении границы граждане незадекларировали товары народного потребления, находящиеся в транспортном средстве. Радость оттого, что удалось обойти закон, была не долгой. В 50 километрах от границы, у села Самбек Неклиновского района Ростовской области, микроавтобус остановили сотрудники оперативно-разыскного отдела Таганрогской таможни и Пограничного Управления ФСБ России по Ростовской области.

В ходе осмотра транспортного средства таможенники и пограничники обнаружили 10 тюков с товарами народного потребления (шубы, платья и т.д.) не оформленных в таможенном отношении. При сборе первичного материала и документирования, к начальнику оперативно-разыскного отдела Таганрогской таможни поступило предложение от нарушителей. Они предложили прекратить проверку их действий за определенное вознаграждение. Начальник отдела отказался, предупредив, что, толкая его на преступление, граждане сами нарушают закон.

В рамках противодействия коррупции и в соответствии с приказом ФТС России начальник отдела незамедлительно подал уведомление на имя начальника таможни о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения. Получив распоряжение начальника таможни, сотрудники Отдела по противодействию коррупции Таганрогской таможни приступили к проведению мероприятия, направленного на изобличение преступников. Во-первых, они проинформировали Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ростовской области о готовящемся противоправном действии. Таможенники и полицейские, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что дача взятки может произойти при проведении опроса нарушителей.

Оперативники подготовили специальную технику, и когда двое задержанных граждан, не смущаясь, предложили начальнику отдела взятку в размере 66 тысяч рублей, их действия фиксировались. Таким образом, профессиональным борцам с коррупцией удалось задокументировать факт попытки дачи взятки должностному лицу за не привлечение к административной ответственности. По данному факту следственные органы Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета России возбудили уголовное дело по части 4 статьи 291 УК РФ (Дача взятки) в отношении двух граждан РФ, проживающих в Краснодарском крае. Данная статья предусматривает до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

По факту нарушений, допущенных при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза сотрудники отдела административных расследований Таганрогской таможни возбудили пять дел об административных нарушениях по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ (Недекларирование, либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств). Товар изъят и направлен на товароведческую экспертизу. Проводится расследование. Кстати, стоимость товаров народного потребления только по одному из дел составила 100 тысяч рублей. Ряд товаров имеют товарные знаки и таганрогские таможенники приступили к проверке на предмет наличия контрафактной продукции.

В отношении должностных лиц таможенного поста МАПП Матвеев Курган, не проверивших салон микроавтобуса, сотрудники Отдела инспектирования и профилактики правонарушений Таганрогской таможни провели служебную проверку, по результатам которой все виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

«TKS.ru», «Виртуальная таможня» 16.01.13г.

О разграничении полномочий в пунктах пропуска через государственную границ

Южным таможенным управлением традиционно большое внимание уделяется созданию условий для ускорения прохождения физическими лицами государственной границы.

В последнее время участились случаи поступления в Южное таможенное управление обращений и жалоб лиц на действия сотрудников таможенных органов, касающихся вопросов длительного ожидания в очереди перед пунктом пропуска, непропуска данных лиц через государственную границу Российской Федерации по причине несоответствия паспортов установленным требованиям (наличие отметок, непредусмотренных законодательством, признаков подделки), несоблюдения визового режима, а также, при использовании авиационного сообщения, - вопросов изъятия предметов, запрещенных для перемещения в салоне воздушного судна.

Южное таможенное управление информирует, что в пунктах пропуска через государственную границу свои функции выполняют не только должностные лица таможенных органов. Порядок прохождения границы включает в себя, в том числе паспортный, миграционный виды контроля (в воздушных пунктах пропуска также осуществляется контроль со стороны службы авиационной безопасности, находящейся в ведении администрации аэропорта). Проведение данных видов контроля не возложено на таможенные органы. Очередность въезда в пункт пропуска определяется должностными лицами органов пограничного контроля. Таможенные органы осуществляют свои функции внутри пункта пропуска.

В этой связи в целях своевременного и конструктивного рассмотрения обращений и жалоб лиц, связанных с прохождением указанных видов контроля, рекомендуем обращаться в органы государственной власти и организации, в ведении которых находится разрешение соответствующих вопросов (органы пограничного контроля, администрация аэропорта и др.).

«Виртуальная таможня» 22.01.13г.

О разграничении полномочий и функций таможенной и пограничной служб

Пресс-служба ЮТУ разъясняет, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и Федеральными законами и иных видов контроля.

При осуществлении контрольных действий подразделения государственных контрольных органов применяют средства и методы государственного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под пограничным контролем понимается государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, выявлению источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Пограничный контроль включает:

а) контроль лиц для установления оснований на право выезда из Российской Федерации или въезда в Российскую Федерацию;

б) контроль транспортных средств, грузов и товаров для обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы;

в) контроль лиц, транспортных средств, грузов и товаров для выявления источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза.

В ходе пограничного контроля осуществляется:

а) проверка действительности документов у лиц, следующих через государственную границу, на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации;

б) выполнение подразделениями пограничного контроля поручений государственных органов в отношении лиц, право которых на выезд из Российской Федерации ограничено в установленном законодательством Российской Федерации порядке либо въезд которых в Российскую Федерацию или выезд из Российской Федерации контролируется уполномоченными на то органами;

в) регистрация и учет фактических данных лиц, следующих через государственную границу, с использованием информационных систем;

г) выявление источников ионизирующего излучения с последующим информированием в установленном порядке территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

д) обнаружение и задержание в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 11.05.2006 № 473 Федеральная таможенная служба (ФТС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу.

При осуществлении контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна". Согласно этому принципу перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.

При убытии транспортных средств, грузов, товаров и животных с территории Российской Федерации таможенные органы принимают решение об их пропуске через государственную границу Российской Федерации на основании разрешительных документов, полученных от компетентных государственных органов.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.

Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами, указанными в части 3 ст. 352 ТК ТС, вправе устанавливать дополнительные ограничения для ввоза или вывоза товаров физическими лицами.

Таможенные органы являются федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющими правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС России. ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Таможня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров;

2) обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей согласно порядку и формам, определяемым ФТС России, а также анализ и контроль такой деятельности таможенных постов, осуществляемой на основе системы управления рисками;

3) взимание таможенных пошлин и налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

4) организация, координация и контроль правильности исчисления и взимания таможенных платежей, их учета согласно установленному порядку;

5) учет задолженности по уплате таможенных платежей, выявленных недоимок и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, обеспечение взыскания указанных задолженностей, пеней и (или) процентов и принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) контроль обоснованности предоставления отсрочки и рассрочки по уплате таможенных платежей;

8) принятие обеспечения уплаты таможенных платежей, определение его размера и способа либо освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей согласно установленному порядку;

10) проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных ТК ТС.

11) организация и осуществление таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

12) контроль за фактическим вывозом и подтверждением фактического вывоза товаров за пределы таможенной границы Таможенного Союза;

13) контроль деятельности декларантов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу;

14) создание и ликвидация зон таможенного контроля, обеспечение соблюдения режима зоны таможенного контроля;

15) контроль таможенной стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств в соответствии с установленным порядком;

16) принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, об их таможенной стоимости и о стране происхождения;

17) принятие, прекращение действия, изменение, отзыв предварительных решений, в соответствии с порядком, определяемым ТК ТС;

18) защита прав интеллектуальной собственности;

19) осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

20) контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств, за соблюдением установленных ограничений и требований при условном выпуске товаров и транспортных средств;

21) производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

22) дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

23) оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации борьбе с терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации;

25) обращение к исполнению постановлений о наложении взысканий за административные правонарушения самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то законодательством Российской Федерации.

26) ведение работы по обращению в федеральную собственность товаров и транспортных средств, организация и осуществление распоряжения такими товарами, распоряжения товарами и транспортными средствами, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек, распоряжения товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, осуществление контроля за хранением таких товаров и транспортных средств, ведение их учета, а также учета поступления денежных средств, полученных от их реализации, в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;

27) использование и защита сведений, предоставленных таможенным органам исключительно для таможенных целей и составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию;

28) реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

29) реализация системы мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

30) рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни;

31) информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным ТК ТС;

32) организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством ТК ТС срок;

33) иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Таможенного Союза, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

«Виртуальная таможня» 22.01.13г.

Южное таможенное управление информирует физических лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза на транспортных средствах личного пользования

С начала 2013 года у физических лиц стали возникать вопросы относительно правомерности требования таможенными органами доверенностей на право владения транспортным средством при его перемещении через таможенную границу Таможенного союза, сообщает Пресс-служба ЮТУ.

Южное таможенное управление по данному поводу разъясняет следующее.

24.11.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Правила дорожного движения постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1156. Одним из нововведений является то, что из Правил дорожного движения исключен пункт, в соответствии с которым водитель транспортного средства обязан иметь и по требованию сотрудников полиции передавать им документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством.

Основным документом, которым таможенные органы руководствуются в своей деятельности при контроле соблюдения порядка перемещения транспортных средств через таможенную границу, является Таможенный кодекс Таможенного союза.

Из содержания пункта 4 статьи 351 Таможенного кодекса следует, что в понятие транспортного средства для личного пользования включается, в том числе автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу.

Таким образом, для определения возможности выпуска транспортного средства в соответствии с положениями главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы должны удостовериться в том, что это транспортное средства находится в собственности или во владении лица, его перемещающего.

Право владения физического лица транспортным средством, перемещаемым через таможенную границу, может подтверждаться путем представления свидетельства о регистрации транспортного средства (в случае перемещения транспортного средства собственником) либо свидетельством о регистрации и доверенностью, в том числе на право управления транспортным средством.

Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В силу того, что в Гражданском кодексе Российской Федерации нет прямого указания на то, что доверенность на право управления транспортным средством должна быть нотариально удостоверена, соответственно, о нотариальном удостоверения таких сделок можно говорить лишь в случаях, предусмотренных соглашением сторон.

Таким образом, должностные лица таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, вправе требовать документ, подтверждающий нахождение транспортного средства во владении или собственности лица, его перемещающего. В качестве таких документов могут выступать свидетельство о регистрации транспортного средства и доверенность на право управления транспортным средством в простой письменной форме.

При этом Южное таможенное управление не располагает сведениями о требованиях иных государственных контрольных органов Российской Федерации и соответствующих компетентных органов иностранных государств, предъявляемых при перемещении транспортных средств через государственную границу Российской Федерации и использовании их за пределами ее территории.

ИА «Альта Софт» 22.01.13г.

Международный день таможенника

26 января таможенники всего мира отмечают свой профессиональный праздник – Международный день таможенника.

В этот день в 1953 году в столице Бельгии городе Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, впоследствии (в 1994 году) переименованного во Всемирную таможенную организацию (ВТО). На ней были представлены главами своих таможенных служб 17 стран Европы. В память об этом событии с 1983 года именно 26 января решено отмечать как праздник, символизирующий солидарность таможенных служб всего мира.

Всемирная таможенная организация объединяет 179 государств мира, три четверти из которых являются развивающимися странами. Члены ВТО несут ответственность за управление более 98% мировой торговли. Они подразделяются на 6 регионов:

- Восточная и Южная Африка;

- Европа;

- Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и острова Тихого океана;

- Северная Африка, Ближний и Средний Восток;

- Южная Америка, Северная Америка, Центральная Америка и Карибский бассейн;

- Западная и Центральная Африка.

Всемирная таможенная организация – это единственная межправительственная организация, деятельность которой полностью сосредоточена на таможенных вопросах. Особенно широкую известность получила ее работа в таких областях, как подготовка международных стандартов, упрощение и гармонизация таможенных процедур, безопасность цепи торговых поставок, содействие международной торговле, правоприменение и соблюдение нормативных правовых актов в таможенной сфере, функционирование международной номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, администрирование технических аспектов Соглашений Всемирной торговой организации по оценке таможенной стоимости и правилам определения страны происхождения товаров, борьба с правонарушениями в таможенной сфере и с контрафактной продукцией (защита прав интеллектуальной собственности), а также борьба с коррупцией, и осуществление инициатив по устойчивому созданию глобального таможенного потенциала. ВТО особое внимание уделяет программам институционального развития, целью которых является оказание поддержки при проведении реформ и модернизации таможенных служб.

Секретариат ВТО возглавляется Генеральным секретарем, который избирается членами организации сроком на пять лет. Эту должность с 1 января 2009 года занимает Кунио Микурия из Японии. Своими приоритетами Микурия назвал налаживание связей с общественностью и расширение программ институционального развития, а также проведение исследований.

Главной целью ВТО является повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.

Российская Федерация является членом Всемирной таможенной организации с 1992 года, активно работая в качестве постоянного члена Политической комиссии и Финансового комитета ВТО. Международное сотрудничество с зарубежными коллегами имеет огромное значение для решения различных задач в области внешнеэкономической деятельности России и защиты ее экономической безопасности.

Российская таможенная служба имеет высокий авторитет в мировом таможенном сообществе. Во многом этому способствует работа представителей ФТС России за рубежом. Сегодня Федеральная таможенная служба (ФТС) России представлена в 18 странах: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Украина, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Бельгия, Бразилия, Германия, Китай, Республика Корея, Индия, Латвия, Турция, Финляндия, Япония, Аргентина.

Федеральная таможенная служба России ежегодно проводит заседания уникального в своем роде Московского международного Клуба таможенных атташе, который был создан в Москве в декабре 2002 года по инициативе таможенных представителей России, Китая и Финляндии и под эгидой Государственного таможенного комитета России.

Целью Клуба является налаживание дружественных и рабочих контактов между представителями таможенных служб иностранных государств, а также сотрудниками посольств, отвечающими за таможенные вопросы, представителями международных организаций и деловых кругов.

Сегодня в Клуб входят представители России, Бельгии, Германии, Индии, Италии, Киргизии, Китая, Латвии, Литвы, США, Франции, Финляндии, Чехии, Турции, Швеции. Также в его работе на постоянной основе участвуют дипломаты Аргентины, Венгрии, Кубы, Республики Корея, Эквадора, Японии.

Пресс-служба ЮТУ

ИА «БИЗНЕС-ТАСС» 22.01.13г.

Счетная палата РФ признала применяемые таможенными органами инфорсистемы эффективно работающими

Применяемые таможенными органами РФ информационные технологии в целом обеспечивают действенный контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности /ВЭД/ таможенного законодательства по вопросам полноты и своевременности уплаты таможенных платежей. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты РФ, которые провели проверку эффективности использования Федеральной таможенной службой информсистем, информтехнологий и средств их обеспечения.

Кроме того, считают аудиторы, применяемые технологии позволяют повысить уровень информатизации и информационной прозрачности деятельности самих таможенных органов, сократить время проверки достоверности документов, ускорить таможенные процессы и оптимизировать работу таможенников.

Проверка показала, что при декларировании товаров в электронной форме взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами осуществляется посредством документооборота с использованием электронных подписей, что обеспечивает прозрачность процесса принятия решения о регистрации декларации на товары, применении форм таможенного контроля и выпуске товаров. Внедрение перспективных информационных технологий позволило обеспечить подачу в таможенные органы более 95 процентов деклараций в электронной форме от общего количества деклараций на товары.

Дальнейшее развитие получила технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы, позволяющая ускорить таможенный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и, как следствие, снизить издержки участников ВЭД.

Вместе с тем, отмечают аудиторы, имеются факторы, негативно сказывающиеся на эффективности использования таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Так, нештатные ситуации в работе ключевых информационно-технических средств таможенных органов приводят к снижению эффективности работы и перебоям в функционировании пунктов пропуска. Основными причинами возникновения нештатных ситуаций в проверяемом периоде являлись сбои в работе информационно-программных средств и отключение электропитания.

Кроме того, отдельные программные средства по своим функциональным характеристикам не обеспечивают эффективную поддержку деятельности таможенных органов, требуют доработки и усовершенствования, считают в Счетной палате.

«Forbes Razakhstan» 22.01.13г.

Жирные коты и дойные коровы

22 января, прошло очередное заседание правительства, на котором состоялся разбор полетов по поводу проделанной работы, связанной с улучшением индикаторов рейтинга Doing Business от Всемирного банка.

Наше правительство еще с 2008 года «неровно дышит» к этому рейтингу, постоянно борясь за улучшение показателей. Кстати, почти ровно год назад, 24 января 2012 года, Карим Масимов, в то время премьер-министр, поручил вице-премьеру Ерболу Орынбаеву координацию работ по улучшению показателей в рамках Doing Business. Это поручение было увязано с развитием малого и среднего бизнеса, с более эффективным взаимодействием бизнес-сообщества с госорганами, с вопросами реализации административной реформы, а также со снижением административных барьеров, включая налоговое и таможенное администрирование.

Война рейтингов

Формально на сегодняшнем заседании казахстанскому правительству было чем гордиться. В рейтинге Doing Business Казахстан за год поднялся на 7 позиций до 49 места в списке из 185 государств. А министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев уточнил: «Казахстан поднялся на 30 позиций по индикатору «Регистрация предприятий» (с 55-й на 25-ю), чему способствовало упрощение процедуры создания предприятий и устранение требования об уплате минимального капитала в течение трех месяцев после регистрации». В свою очередь, премьер-министр РК Серик Ахметов поручил принять меры по улучшению позиций страны в рейтинге по двум «провисшим» направлениям «Международная торговля» и «Разрешение на строительство». При этом конечная цель улучшения позиций в рейтинге Doing Business была связана не только с модернизацией нормативно-правовой базы, но и с созданием благоприятного инвестиционного и бизнес-климата.

Интересно отметить, что в этом рейтинге Казахстан значительно обогнал соседнюю Россию, которая оказалась на 112 месте. Кстати, в апреле прошлого года Федеральная таможенная служба РФ признала, что российский бизнес уходит в Казахстан из-за более выгодных налоговых ставок. Хотя сами российские бизнесмены также ссылались на то, что одна из причин их «любви» к Казахстану связана с тем, что местная таможня более ориентирована на соблюдение положений Киотской конвенции по гармонизации и упрощению процедур торговли.

Довольно странное замечание, если вспомнить, что, по официальным данным, в самом Казахстане одна из самых коррумпированных сфер - как раз таможенные структуры. Например, по данным Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, общая сумма контрабанды, ввезенной в Казахстан в 2011 году, составила $3 млрд. А в октябре 2012 года, на заседании комиссии при президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией, тогда еще государственный секретарь Мухтар Кул-Мухаммед сказал следующее: «Несмотря на неоднократные жёсткие предупреждения главы нашего государства, уровень коррупции в стране снижается очень медленно. Особые нарекания в этом вопросе вызывают таможенные органы. Именно здесь сформировалась коррупционная среда, которую можно назвать целой индустрией…»

Объективности ради отметим: в других рейтингах республика также улучшила свои позиции.

Например, в списке 59 стран мира, который был составлен швейцарской исследовательской группой IMD, Казахстан в 2012 году занял 32 место в мировом рейтинге конкурентоспособности, поднявшись за год на 4 позиции. Этот рейтинг показывает способность страны создавать условия для эффективного развития бизнеса и экономического роста. При оценке учитываются показатели макроэкономики, государственного управления, эффективность бизнеса и развитость инфраструктуры.

В другом рейтинге глобальной конкурентоспособности, составленном уже Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Казахстан поднялся с 72-го на 51 место. В этом списке из постсоветских стран впереди нашей республики находился только Азербайджан (46 позиция).

В рейтинге экономических свобод, который составлен экспертами Heritage Foundation совместно с The Wall Street Journal, наша республика заняла 68 позицию из 177 стран, попав в группу «относительных свободных». Здесь место в рейтинге зависит от четырех критериев - вмешательство государства в экономическую жизнь, эффективность органов власти, соблюдение законов и открытость рынков.

В то же самое время другие оценки экономического развития Казахстана не столь радужны. Например, по заявлению Международного валютного фонда (МВФ), экономический рост Казахстана замедляется, в том числе по причине зависимости республики от состояния мировой экономики, где возможно падение нефтяных цен. И здесь вспоминается интервью премьер-министра РК Серика Ахметова, которое он дал в прошлом году телеканалу «Россия 24», косвенно подтвердив, что сырьевая структура казахстанской экономики препятствует развитию местного бизнеса, не связанного с добывающей сферой. По крайней мере, так можно было понять его тезис о том, что доля МСБ в ВВП Казахстана снижается из-за реализации крупных нефтегазовых проектов, где, кстати, доминируют не местные нефтегазовые компании, а иностранные ТНК.

В ежегодном отчете «Экономическая свобода в мире», который готовится канадским институтом Fraser, в сотрудничестве с исследовательскими организациями из 90 стран мира, в 2012 году Казахстан занял 70 место в рейтинге экономической свободы в мире, потеряв 14 позиций. Для сравнения: в 2011 году республика занимала 56 строчку в этом списке, что было одним из лучших показателей на постсоветском пространстве. По мнению Fraser, ситуация в Казахстане ухудшилась по таким параметрам, как правовая структура и защита прав собственности, стабильность валюты, свобода международной торговли, труда и бизнеса.

Скелеты в шкафу

Хотя, как показал мировой финансово-экономический кризис, целиком полагаться на чьи-то оценки и рейтинги вряд ли стоит: в них тоже бывают «скелеты в шкафу». Например, Doing Business не оценивает ряд факторов, серьезно влияющих на условия ведения бизнеса в стране. Это связано с тем, что составители рейтинга серьезный акцент делают только на анализе нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в стране на протяжении всего их жизненного цикла, включая создание компаний и ведение деятельности, международную торговлю, уплату налогов и ликвидацию. Но при этом в расчет не берется эффективность реализации принятых законов и нормативных актов, регулирующих деятельность бизнеса. При этом у нас именно эффективность в реализации государственных программ, в том числе касающихся поддержки бизнеса, -самое слабое звено. Тем более что в Казахстане ключевую роль играют неформальные отношения власти и бизнеса, и позиции предпринимателя на рынке больше зависят от аффилированности с элитой, чем от конкурентных преимуществ.

В этой связи вспоминаются результаты экспертного опроса, проведенного казахстанской аналитической организацией «Группа оценки рисков» в рамках исследовательского проекта «Бизнес, власть и общество: конфронтация или партнерство?» Опрос проходил в городе Алматы, с февраля по март 2007 года, в нем приняли участие 85 человек: бизнесмены, политологи, журналисты, экономисты, социологи, представители политических партий и общественных движений. На вопрос: «Как вы можете охарактеризовать взаимоотношения между крупным казахстанским бизнесом и властью на данный момент?» - тогда были получены следующие ответы:

1. Патрон-клиентские, где бизнес играет роль «слуги» политической элиты, - 56%

2. Олигархические, при которых бизнес контролирует деятельность политической элиты, - 28%

3. Партнерские - 8%

4. Конфликтные - 4%

5. Смешанный тип взаимоотношений, в котором присутствуют партнерские, патрон-клиентские и олигархические элементы, - 4%.

Больше половины респондентов отметили устойчивую зависимость бизнеса от политической элиты. Вряд ли за последние шесть лет ситуация кардинальным образом изменилась в Казахстане, где, по мнению экспертов, крупные состояния не гарантирует их обладателям независимости от власти – ни личной, ни в ведении бизнеса. Очень близкой к реальности выглядит и такая точка зрения: крупные бизнесмены в РК работают так, будто получили свои активы в управление, а не в полную собственность.

Другой вопрос, заданный экспертам в 2007 году, звучал так: «Какими могут быть взаимоотношения между крупным казахстанским бизнесом и властью в краткосрочной перспективе (5-10 лет)?» Сегодня мы имеем возможность оценить верность этих прогнозов. Шесть лет тому назад 40% респондентов заявили, что власть еще больше будет усиливать контроль над деятельностью в первую очередь крупного бизнеса - как в финансовой, так и в политической сферах. Получается, это предположение оправдалось: в ходе глобального экономического кризиса государство от роли «смотрящего» в той же финансовой сфере перешло к роли «управляющего». Как признался еще в 2009 году премьер-министр Карим Масимов, фактически развитие бизнеса и банков, фондирование банков, развитие национальных компаний на 90% зависят от политики, которую будет проводить правительство, и от тех ресурсов, которые им выделяются.

Кстати, 20% респондентов в 2007 году сделали и такой прогноз: отношения бизнеса и власти через 5-10 лет станут конфронтационными, вплоть до нового раскола внутри элиты, который может привести к репрессивным мерам по отношению к некоторым представителям казахстанского бизнес-сообщества. Конфликт вокруг БТА банка и бегство за границу Мухтара Аблязова, который затем начала вести информационную войну против Акорды, подтвердили и этот прогноз.

1. Власть еще больше будет усиливать контроль над деятельностью крупного бизнеса как в финансовой, так и в политической сферах - 40%

2. Конфликтные (новый раскол внутри элиты), вплоть до репрессивных мер в отношении некоторых представителей бизнес сообщества - 20%

3. Партнерские, так как взаимоотношения бизнеса и власти будут строиться на более демократических условиях, - 12%

4. Олигархические, при которых бизнес постарается усилить контроль над деятельностью политической элиты, - 12%

5. Все останется без изменений - 12%

6. Затрудняюсь ответить - 4%

Who is Doing Business?

Конечно, в последние годы власть пытается предпринимать меры, чтобы поддержать бизнес. Реализуется «Дорожная карта бизнеса-2020», облегчается процедура регистрации предприятий, вводятся моратории на проверки предпринимателей, ставится задача к 2020 году довести долю МСБ в экономики до 40% и т.д. Кстати, по данным исследования, проведенного компанией HeadHunter, 82% работающих казахстанцев задумываются о собственном бизнесе. Все это говорит о том, что граждане готовы участвовать в развитии малого и среднего бизнеса, который нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. Но, по другим цифрам той же компании HeadHunter, 40% работников, имеющих опыт ведения собственного бизнеса, перестали им заниматься из-за финансовых проблем, а 14% указали на административные преграды как основную причину отказа от бизнеса. В результате, по данным Ranking.kz, работающих малых предприятий за прошлый год стало меньше на 1,4 тыс. Разрыв между реально действующим бизнесом и просто зарегистрированным постоянно увеличивается.

В казахстанских условиях, чтобы реально оценить деловой климат в стране, скорее всего, следует не применять рейтинг Doing Business, а задаваться вопросом: «Who is Doing Business?»

Это связано с тем, что неоднородность бизнеса обусловила разное отношение к нему со стороны властных структур. В наиболее выгодном положении оказались крупные финансово-промышленные группы, в создании которых самое активное участие принимали чиновники высокого ранга. Владельцы такого бизнеса превратились в «жирных котов», имеющих постоянный доступ к административной, финансовой и силовой поддержке, которая выводит их за рамки честной конкуренции.

В эту категорию также попадают национальные компании и многочисленные квазигосударственные структуры в виде «институтов развития». Что касается предприятий среднего и малого бизнеса, то они стали объектами притязаний со стороны бюрократии среднего и низового звена, превратившись в «дойных коров».

Но если казахстанский бизнес состоит главным образом из «жирных котов» и «дойных коров», то на этой базе довольно сложно построить полноценную конкурентную экономику, где во главу угла ставился бы тот самый «созидательный труд», о котором в последнее время любят говорить наши чиновники.

Досым Сатпаев

ИИ «Ежедневник» 22.01.12г.

Украина играет против Таможенного союза

Украина входит в первую тройку стран, применяющих ограничительные меры к товарам ТС.

Евразийская экономическая комиссия составила антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза.

В Первую тройку вошли США, Евросоюз и Украина. По данным ЕЭК, США и ЕС ввели против товаров из ТС по 18 ограничительных мер, Украина - 16.

Так, в США применяют антидемпинговые меры в отношении товаров химической и металлургической промышленности из России и Белоруссии, а также экономические санкции в отношении товаров из Белоруссии. В ЕС запрещают ввозить из Таможенного союза шкуры некоторых зверей, ограничивают ввоз труб, зерна, текстиля.

На Украине также введен целый ряд антидемпинговых пошлин в отношении импортных товаров из России, Белоруссии и Казахстана - например, по метанолу и стеклу.

ЕС, США и Украина входят в число основных торговых партнеров Таможенного союза. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, на долю ЕС в январе-сентябре 2012 года приходилось 48,8 процента всего товарооборота России с другими странами, на США - 3,4 процента, на Украину - 5,5 процента.

Еще одна страна, которая ввела множество ограничений на товары из Таможенного союза - Узбекистан. В этом государстве действуют ограничения на импорт муки, мяса, сахара, пива и множества других товаров из ТС. При этом товарооборот союза с Узбекистаном незначителен: в России, например, он составляет всего 0,4 процента от общего объема экспорта-импорта.

К ограничительным мерам в ЕЭС отнесли акцизы, административные барьеры, дополнительные сборы, квоты и другие санкции, направленные на снижение импорта и поддержку местных производителей.

«Вестник Кавказа» 23.01.13г.

Кубинский мёд "залип" на кубанской таможне

2637 кг мёда из Кубы застряли на новороссийской таможне из-за неправильно оформленных ветеринарных сертификатов.

"На данный момент груз находится в зоне таможенного контроля до принятия решения владельцем груза о его дальнейшем использовании", цитирует пресс-службу Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея портал ЮГА.

ИА «Интерфакс» 18.01.13г.

"Почта России" и ФТС организуют электронный документооборот по международным посылкам

ФГУП "Почта России" и Федеральная таможенная служба (ФТС) договорились ввести электронный документооборот по международным отправлениям с товарными вложениями, говорится в сообщении ФГУП.

Согласно сообщению, в перспективе эта система позволит "Почте России" проводить обработку данных еще до поступления отправлений на таможенный контроль.

Каким образом будет функционировать система, пока неизвестно. "Может быть, оформлением документов будут заниматься зарубежные организации, может быть, сотрудники "Почты", - сообщила "Интерфаксу" руководитель департамента информационной политики "Почты России" Елена Диденко.

В настоящее время международные пункты почтового обмена (ММПО) продолжают работать с бумажной документацией. По словам Е.Диденко, новая система документооборота не поможет "Почте" ускорить обработку новогоднего трафика - на ее внедрение потребуется несколько месяцев.

Как сообщалось, "Почта России" не справляется с новогодним ростом трафика из зарубежных интернет-магазинов. Реальный объем покупок, которые делали россияне, значительно превысил прогнозы, на которые ориентировалось предприятие. Так, почтовики ожидали увеличения объема пересылки мелких пакетов на 40-60%, тогда как он вырос более чем в 2 раза. Увеличение объема экспресс-отправлений (60%) превысило ожидания почтовиков на 20 процентных пунктов. Кроме того, с декабря 2012 года ФТС ужесточила требования к регистрации мелких пакетов, что также замедляет процесс обработки корреспонденции.

"Московские новости" 20.01.13г.

Для служб, работающих на госгранице, появится единая база данных

Единая база данных, включающая информацию всех служб, работающих на государственной границе, может быть создана в скором времени в России для обеспечения большей безопасности рубежей, сообщил 20 января РИА новости заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин.

Он отметил, что объединение всех баз данных поможет создать условия для более качественной работы всех служб.

«Нам необходимо совместить базы данных с тем, чтобы моментально представитель федеральной службы, имеющий отношение к границе, будь то наркоконтроль или ФМС, или пограничники, таможенники и так далее, могли пользоваться базами данных своих коллег», — заявил Рогозин.

Он добавил, что, скорее всего, в скором времени будет дано поручение специалистам по системам управления выработать систему алгоритмов, которая позволит «работать слаженно всем нашим конкретным службам, избавляя граждан России от таких угроз, как экспорт оружия и еще более опасный экспорт наркотиков».