Сегодня 22 августа 2017 года
Для слабовидящих

Таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни

PDFПечатьE-mail

Новые условия, высокие требования, особый подход

CEFF_29.11.12_640x480Масштабная подготовка города Сочи к предстоящей зимней Олимпиаде-2014 подразумевает не только строительство самих олимпийских объектов, но и капитальную реконструкцию всей инфраструктуры г. Сочи, включая модернизацию всех пунктов пропуска. Своевременное завершение их строительства и техническое оснащение позволят таможенным органам столицы зимних Олимпийских Игр 2014 года получить инфраструктуру, необходимую для применения современных технологий в полном объеме. Это даст возможность еще более ускорить и упростить совершение таможенных операций и таможенного контроля, как в отношении огромной номенклатуры перемещаемых через границу товаров, так и создаст более комфортные условия для физических лиц, пересекающих границу.

О том, какие серьезные изменения в 2012 году произошли на многостороннем автомобильном пункте пропуска Адлер, как строится работа в новых условиях и каков прогноз на будущее, об этом шел разговор с начальником таможенного поста МАПП Адлер Сергеем Камалеевым.

- Сергей Ахмедович, в чем особенность таможенного поста МАПП Адлер?

- Из четырех таможенных постов, находящихся в регионе деятельности Сочинской таможни, наш пост занимает особое место. Ситуация на таможенном посту МАПП Адлер за 20 лет его существования никогда не была простой. Начнем с того, что, расположенный на российско-абхазской границе, таможенный пост Адлер был образован 14 августа 1992 года во время вооруженного конфликта на сопредельной территории. Поэтому в начале 90-х годов во время грузино-абхазского противостояния сотрудники таможенного поста выполняли особую стратегическую задачу по предотвращению ввоза на территорию России оружия и боеприпасов, которые в то время задерживали ежедневно.

С наступлением мирной жизни, из Абхазии через таможенную границу в Россию потекли тонны сезонных овощей и фруктов.DOSMOTR_29.11.12_640x480

Здесь «пиковые» сезоны сменяют друг друга. Конец зимы и начало весны - это время, когда мост через реку Псоу становится руслом ярко-желтого, душистого потока - к женскому празднику в Россию везут мимозу. Лето и начало осени – «туристический бум». Конец осени и зима – время, когда к новогодним праздникам абхазские предприниматели везут в Россию свою плодоовощную продукцию: цитрусовые, фейхоа и хурму.

- Соответствует ли инфраструктура пункта пропуска тем высоким требованиям, которые предъявляются таможенному посту?

- Долгое время инфраструктура таможенного поста позволяла работать лишь по временной схеме. В качестве помещений для функциональных подразделений служили вагончики, отсутствовало водоснабжение, канализация, отопление. В связи с неудовлетворительным состоянием электропитания на посту постоянно проходили отключения электроэнергии.

Ситуация изменилась в середине марта 2012 года после долгожданного ввода в эксплуатацию автомобильной части МАПП Адлер.

- Все проблемы были решены?

- Основной проблемой на границе всегда были пробки. Это связано с тем, что количество граждан и автомобилей, ежедневно пересекающих российско-абхазскую границу в обоих направлениях, растет с каждым годом. В пиковые сезоны, приходящие, как я уже говорил, на летние месяцы и вторую половину осени, декабрь и конец февраля – начало марта, пункт пропуска в своем старом виде уже не мог справиться с таким потоком людей и транспорта.

Подняв статистику, мы видим, что в летний период 2010-2011 годов через пункт пропуска перемещалось до 2,5-3 тысяч автомобилей в сутки, а количество пассажиров в разгар курортного сезона доходило до 30 тысяч человек в сутки. При этом пропускная способность старого поста составляла всего 650 транспортных средств. Естественно, пост задыхался, не в состоянии справиться с таким количеством людей и транспорта.

Выход был только один – модернизировать пункт пропуска. И 2012 год стал знаковым для МАПП Адлер.

POST_29.11.12_640x480Зимой этого года было завершено строительство нового двухполосного моста, связывающего Россию и Абхазию. А в середине марта введена в эксплуатацию новая автомобильная часть пункта пропуска.

Площадь обновленного пункта пропуска увеличилась в 16 раз: с 6 соток до 9,7 га. Пропускная способность нового МАПП Адлер увеличилась в 3 раза – с 650 до 2000 автотранспортных средств в сутки, в том числе грузовых – 150, легковых – 1250, автобусов – 100.

Такое значительное увеличение мощности пункта пропуска связано с разделением потоков транспортных средств и пешеходов по двум отдельным направлениям. Новой схемой движения предусмотрено, что поток пассажиров передвигается по пешеходному мосту через отдельный пассажирский комплекс и далее по пешеходному коридору. Поток транспортных средств направляется в сторону автомобильного пункта пропуска на специально выделенную территорию, разделенную по трем направлениям, где осуществляется контроль транспортных средств по видам транспорта: грузовой, легковой, автобусы.

Теперь автомобильный пункт пропуска оснащен крытыми боксами углубленного досмотра легковых и грузовых транспортных средств, холодильными камерами, необходимой погрузочно-разгрузочной техникой.

Инфраструктура и техническая оснащенность новой автомобильной части пункта пропуска отныне соответствует всем необходимым требованиям для полноценного проведения государственного контроля со стороны контрольных служб.

- Как можно оценить работу таможенного поста МАПП Адлер в новых условиях во время курортного сезона 2012 года?

- Курортный сезон стал проверкой как инфраструктуры обновленного пункта пропуска, так и наших резервов.

Несмотря на возможности въезда в Республику Абхазия морским и железнодорожным транспортом, большая часть направляющихся в Абхазию граждан на протяжении всего курортного сезонаTABLIZA_29.11.12_640x480 по-прежнему выбирала автомобильное сообщение.

Если при проектировке, строительстве и оборудовании новой территории пункта пропуска планировалось увеличение пропускной способности в 3 раза – с 650 до 1500 – 2000 автотранспортных средств в сутки, то на практике обновленный пункт пропуска по итогам курортного сезона 2012 года выдержал нагрузку, почти в 3 раза превышающую его проектную мощность.

На протяжении всего курортного сезона, отмечая многократно возросший интерес граждан к курортам Республики Абхазия, мы совместно с пограничной службой ФСБ России старались максимально ускорить и упростить пересечение границы. При этом в начале курортного сезона прогнозировалось, что в дни пиковых нагрузок (июль-август), через пункт пропуска будут перемещаться максимум до 40 тысяч человек и 3500 единиц автотранспортных средств ежесуточно.

Статистика свидетельствует о том, что в если июне ежесуточно через МАПП Адлер границу пересекало порядка 21 тысячи человек, в июле – около 30,5 тысяч, то в августе в среднем границу пересекало более 38 тысяч человек, а в дни пиковых нагрузок пост обслуживал до 42 тысяч человек и 5 400 транспортных средств.

- В условиях курортного цейтнота, какие меры помогли Вам справиться с таким количеством людей и транспорта?

- В качестве дополнительного инструмента, который позволил нам еще более ускорить пересечение границы транспортными средствами, было внедрено реверсивное движение.

Учитывая, что поток транспорта на въезд в Россию и выезд обратно с территории Абхазии неравномерен в течение суток, для распределения нагрузки в утреннее время, когда в Абхазию направлялся поток туристических автобусов и легковых транспортных средств, дополнительно задействовалась полоса на выезд. И, наоборот, в вечернее время, когда основной поток транспорта направлялся в Россию, дополнительно использовалась полоса на въезд.

Для максимально быстрого документального оформления легкового и грузового транспорта, двигающегося через МАПП Адлер, на время курортного сезона были дополнительно прикомандированы сотрудники с других таможенных постов.

Поскольку совершение таможенных процедур в отношении легковых транспортных средств, зарегистрированных на территории Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), не требует оформления временного ввоза, прохождение таможенного контроля происходило в ускоренном режиме на специально выделенной для этого резервной полосе.

- Это что касается транспорта, а как с теми, кто следует через границу пешком, ведь таких - большинство?

- Действительно, тех, кто идет через границу пешком по-прежнему много. Российские туристы, направляющие на отдых в Абхазию чаще заказывают трансферт, либо путешествуют на местном транспорте. Для удобства тех граждан, которые пересекают границу пешим порядком, строится новый пешеходный терминал. Работы ведет ФГКУ Росгранстрой. И после ввода нового комплекса в эксплуатацию пешеходам больше не придется мокнуть в дождь, плавится на жаре и мерзнуть на ветру.

- Пока еще пешеходный терминал не введен в эксплуатацию, какие меры могут помочь пешеходам меньше времени тратить на пересечение границы?

- Это система двойных коридоров. С 12 декабря 2011 года вступил в силу приказ ФТС России от 21.07.2011 № 1501 «О внесении изменений в перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, утвержденный Приказом ФТС России от 9 августа 2010 г. № 1471». Данным документом было закреплено применение системы двойных коридоров в регионе деятельности Сочинской таможни на пешеходном и автомобильном направлении на границе с Республикой Абхазией, в пассажирском павильоне ж/д станции «Веселое» и Сочинском морском порту.

И хотя острая необходимость в использовании механизма двойного коридора в пунктах пропуска возникла в связи с подготовкой Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года - для создания благоприятных условий и обеспечения удобства спортсменов, в том числе, и с ограниченными физическими возможностями, на работу МАПП Адлер это повлияло очень положительно. Данное нововведение реально позволило упростить и ускорить таможенные процедуры в отношении физических лиц. Ведь среди нашего постоянного контингента очень много тех, кто следует через границу без багажа: тех, кто ежедневно ходит в Россию на работу, за продуктами, много студентов, ежедневно направляющихся в Россию на учебу.

Кроме того, применение данной системы является одним из запланированных мероприятий, проводимых в рамках взаимодействия с таможенной службой Республики Абхазия и направленных на упрощение таможенных формальностей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами соседних государств для личного пользования. Таможенный контроль в отношении таких товаров, как правило, проводится в случаях их письменного декларирования физическим лицом, или при наличии серьезных оснований предполагать, что такие товары перемещаются с нарушением таможенного законодательства.

- Поскольку в нашем разговоре Вы упомянули о взаимодействии с Республикой Абхазия, скажите, как строятся взаимоотношения между таможенными органами России и Абхазии?

- Республика Абхазия является суверенным государством и нашим близким соседом. Естественно, что таможенные органы обоих стран одинаково заинтересованы в создании комфортных условий при пересечении границы своими гражданами. Поэтому, во-первых, для постоянного контроля за развитием ситуации на МАПП Адлер мы обмениваемся данными об оперативной обстановке, а также регулярно обсуждаем возникающие вопросы и оперативно их решаем.

ABHAZ_29.11.12_640x480

Об уровне взаимодействия таможенных органов двух стран свидетельствует тот факт, что с начала этого года мы провели 5 совместных рабочих встреч. Поскольку участие в данных мероприятиях принимало и руководство ФТС России уровень достаточно высок. Между прочим, наши абхазские коллеги на одной из встреч отметили, что достигнутый уровень сотрудничества между таможенными службами России и Абхазии ставится в пример другим ведомствам в Республике.

Кроме того, в рамках межгосударственного соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах между Российской Федерацией и Республикой Абхазией в начале мая 2012 года на таможенном посту МАПП Адлер прошла торжественная церемония передачи от ФТС России в дар Государственному таможенному комитету Республики Абхазия двадцати автотранспортных средств. В этом мероприятии приняли участие не только руководство таможенных органов России и Абхазии, но и спецпредставитель Президента РФ по Республике Абхазия – глава администрации Краснодарского края А.Н. Ткачев.

Наше взаимодействие не ограничивается официальными мероприятиями. Например, с целью активизации контактов в сфере культурных и спортивных мероприятий мы провели две футбольные встречи между командами таможенного поста МАПП Адлер Сочинской таможни и таможенного поста «Псоу» Государственного таможенного комитета Республики Абхазия. Первая встреча прошла на стадионе в г.Сочи, а ответную встречу организовали наши коллеги на стадионе в г. Гагра. Обе игры прошли в дружеской атмосфере и дали возможность нам познакомиться и пообщаться.

Надеюсь, что такие спортивные мероприятия станут традиционными, ведь они не только помогают нам поддерживать хорошую физическую форму, но и способствуют налаживанию добрососедских отношений для дальнейшего совершенствования таможенных операций и таможенного контроля.

- А какие новые технические средства, используемые на посту, позволяют ускорить процесс совершения таможенных операций?

- Для увеличения пропускной способности, создания более комфортных условий, как для физических лиц, так и для участников внешнеэкономической деятельности на таможенном посту применяются не только новые современные технические средства, но и новые перспективные технологии. В рамках ускорения и совершенствования таможенного администрирования в 2012 году на таможенном посту МАПП Адлер наибольшую эффективность доказал механизм предварительного информирования. Эта система была внедрена с июня 2012 года для минимизация рисков нарушения таможенного законодательства и повышения эффективности таможенного контроля, а также упрощения и ускорения таможенных процедур, связанных с пересечением границы грузовым автотранспортом. В соответствии с данным нововведением участники внешнеэкономической деятельности представляют информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде с помощью информационной системы или web-порталов таможенных органов. Данная перспективная информационная технология позволяет сократить время выполнения таможенных операций и упростить процессы таможенного декларирования и таможенного контроля.

Для сокращения времени на проведение таможенного контроля в отношении крупногабаритных грузов и транспортных средств с июля 2012 года на МАПП Адлер применяется мобильный инспекционно-досмотровый комплекс.

С введением в эксплуатацию этого современнейшего технического средства таможенного контроля шансы у недобросовестных перевозчиков, пересекающих границу России и Республики Абхазии, снижены до минимума.

Являясь серьезным помощником при проведении таможенного контроля, МИДК в течение нескольких минут сканирует транспортное средство и отображает информацию не только о самом автомобиле, но и о находящихся внутри товарах. Сопоставляя полученное рентгеновское изображение со сведениями в представленных товаросопроводительных документах, таможенный инспектор в случаях выявления признаков возможного правонарушения по результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, ставит специальные отметки на областях изображений, вызвавших подозрение и снимку присваивается статус «Объект под подозрением». Данная информация используется при проведении таможенного досмотра.

Результатами проведенных за первые пять месяцев работы МИДК таможенных досмотров стало возбуждение 32 дел об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» и ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и ограничений…», а по 1 факту возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 229.1 Уголовного кодекса РФ «Незаконное перемещение наркотических средств».

- Расскажите о правоохранительной составляющей деятельности поста.

- Правоохранительная деятельность – это то направление, на которое мы всегда обращаем пристальное внимание. И очередная попытка ввоза на территорию России наркотических средств лишний раз доказывает необходимость проведения тщательного таможенного контроля. Если в 2011 году по фактам, выявленным на посту, было возбуждено 5 уголовных дел, то с начала 2012 года уже возбуждено 13 уголовных дел, 7 из которых связаны с незаконным перемещением наркотических средств. Более того, с начала года отмечается и увеличение фактов нарушения административного законодательства в области таможенного дела. Нами уже возбуждено 514 дел об административных правонарушениях, что на 16 дел больше прошлогодних показателей. Среди самых «популярных» нарушений - несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз/вывоз товаров, незаконное перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств, их недекларирование либо недостоверное декларирование, а также нарушение срока временного ввоза товаров и транспортных средств.

Такие показатели мы достигли благодаря общей координированной деятельности разных подразделений таможни, и в первую очередь совместно с правоохранительным блоком таможни. Серьезную помощь при осуществлении таможенного контроля оказывают и специалисты кинологического отдела, которые несут постоянное дежурство на посту.

STOL_29.11.12_640x480- Думаю, главным слагаемым успешной деятельности поста является профессиональный коллектив?

- Конечно! Большая часть нашего коллектива – это люди с опытом работы в таможне более 10 лет. За 20-летнюю историю МАПП Адлер сюда, на границу с Абхазией, всегда направлялись наиболее грамотные и опытные должностные лица. Причем одно из постоянных требований, которые мы предъявляем к нашим сотрудникам - это умение общаться с людьми. Более того, в любых, часто спорных, а порой и откровенно провокационных ситуациях таможенный инспектор обязан проявлять корректность и вежливость. К примеру, во время курортного сезона, возвращаясь из Абхазии, многие туристы на память об отдыхе в качестве сувениров приобретают оружие. Во время прохождения таможенного контроля они с нескрываемым удивлением узнают, что подобные предметы могут относиться к холодному оружия, а значит, за их незаконное перемещение через таможенную границу предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. В такие моменты необходимо не только грамотно провести все процессуальные действия, но помочь совладать с эмоциями человеку, совершившему правонарушение.

- Если есть недовольство, то есть и жалобы?

- К сожалению, должностным лицам таможенного поста нередко приходиться сталкиваться с жалобами о «несправедливых» и якобы надуманных самими таможенниками порядках. Разъяснять правила прохождения таможенной границы, сдерживать негативные эмоции и при этом совершать таможенные операции, осуществлять контроль ввоза и вывоза товаров и транспортных средств - все это требует от личного состава проявления таких качеств, как высокий профессионализм, сильный характер, корректность и терпение.

- Повышенные нагрузки, с которыми приходится ежедневно сталкиваться личному составу поста, требуют и активного отдыха...

- Среди таможенных постов Сочинской таможни должностные лица МАПП Адлер традиционно принимают наиболее активное участие в спортивной и культурной жизни таможни. Большинство игроков футбольной и волейбольной команд, отстаивающих спортивную честь таможни, несут свою службу у нас.

FOOTBALL_29.11.12_640x480

Но не только спортсменами славится наш пост. Есть в нашем коллективе и творчески одаренные люди. Ольга Самар и Василий Машков много раз становились победителями смотров-конкурсов самодеятельного художественного творчества, ежегодно проходящих в Южном таможенном управлении.

Впереди время массового ввоза цитрусовых, так называемая «оранжевая лихорадка», и абхазские предприниматели устремятся через пункт пропуска со своей сельхозпродукцией, чтобы новогодний стол россиян был традиционно украшен ароматными абхазскими мандаринами. А значит, личному составу таможенного поста МАПП Адлер расслабляться не приходится.