Сегодня 28 июня 2017 года
Для слабовидящих

13.11.2012

PDFПечатьE-mail

«Российская бизнес-газета» 13.11.12г.

Пролетят со свистом

Предварительное электронное декларирование позволило бизнесменам быстрее пересекать внешние границы Таможенного союза. Однако до сих пор полноценной работе мешает целый ряд серьезных проблем.

Всего 5-6 дней простоявший на таможне грузовой автомобиль примерно на 20-25 процентов увеличивает расходы на транспортировку, посетовал в рамках "круглого стола" "Таможенный союз: практическое измерение" замминистра транспорта Сергей Аристов. "А в итоге серьезно растет стоимость продукции на прилавке, что отрицательно сказывается на кошельках потребителей", - заметил он. Чиновник привел печальную статистику, по которой только на контрольно-транспортных пунктах Смоленской области в 2012 году выявлено уже более 57 тысяч нарушений. "Практически каждое третье транспортное средство, проходящее через них, было с теми или иными замечаниями, среди которых, например, отсутствие разрешения на поездку, завышенные весовые параметры и так далее", - подсчитал он.

Есть проблемы и у Россельхознадзора, который также отвечает за пропуск грузов. "Сейчас идет процесс сокращения численности сотрудников, и есть опасения, что имеющегося количества не будет хватать для реализации полномочий. Особенно если учесть, что за последний год почти в полтора раза вырос объем грузопотока",- посетовал начальник управления Россельхознадзора Станислав Захаров.

Разночтения в законодательстве обозначил член Комитета Сената Парламента по природопользованию и развитию сельских территорий Республики Казахстан Кожахмет Баймаханов. "Маркировка молочных продуктов в России предлагает применять термин "молочный напиток" к продукту, полученному из сухого молока, в то же время в Казахстане нет такого термина, но есть "восстановленное молоко". С этой путаницей необходимо разбираться", - резюмировал он.

В то же время способы избежать негативных проявлений объединения в Таможенный союз существуют - показал визит на Стабнинский таможенный пост в Смоленской области. Начальник поста Олег Бондарев рассказал, что таможенная декларация проверяется в среднем около двух с половиной часов, а грузовой автомобиль в целом проводит на таможенном посту не более 14 часов.

"Это позволяет обслуживать в месяц до 5000 машин, при этом на долю электронного декларирования уже сейчас на нашем посту приходится 95 процентов всех поданных грузовых деклараций. В результате подавляющая часть проходящих через пост грузов уходит с него в течение одного дня",- рассказал он.

По мнению Бондарева, представление документов по электронной почте не увеличивает опасность попадания на территорию стран-членов Таможенного союза опасных грузов. С этим согласен и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин. "Не только таможенная декларация, но и все остальные документы должны быть в электронном виде и в целом 50 процентов товара должен "принимать" не инспектор, а компьютер",- считает он.

Фактический контроль, по словам начальника Стабнинского таможенного поста, проходит около 5-7 процентов товара и этого вполне достаточно. "Ряд грузов, входящих на внешнюю границу ТС, отмечается белорусскими таможенниками как внушающие подозрения, мы их оперативно проверяем. В результате в месяц выявляется около 10-20 товарных партий, где нарушена упаковка, есть подозрения о вскрытии",- пояснил он.

При этом необходимость оперативно решать возникшие проблемы в самое ближайшее время станет главным камнем преткновения. Таможенники России, Республики Беларусь и Казахстана признают, что каждый год с момента создания ТС в целом отмечается почти стопроцентный рост объема товаров, перемещаемых через внешнюю границу, причем около 80 процентов из них составляют товары для России. Управлять подобным грузопотоком становится все сложнее.

Для того чтобы решить возникшие проблемы, Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о необходимости создания единого информационного портала таможенных служб, который ускорит оформление грузов на внешней границе Таможенного союза. Деньги для этого может выдать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

При этом пока заинтересованные службы и ведомства в рамках Таможенного союза действуют не слишком согласованно.

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота отметил, что таможенные службы и их взаимодействие являются ядром всех процессов интеграции, которые происходят на постсоветском пространстве. "Уже сегодня можно видеть позитивные результаты такого взаимодействия. Так, например, за последние несколько лет время таможенного оформления груза на внешней границе уменьшилось на 20 процентов",- привел он статистику.

По мнению чиновника, это стало возможным в результате создания информационной системы таможенных служб. Однако у бизнеса уже есть мысли по поводу ее дальнейшего усовершенствования.

Их донес до собравшихся начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС России) Владимир Ивин. "Нужен единый межгосударственный портал приема таможенной информации для ускорения информирования таможенных органов по транзиту", - озвучил он пожелания предпринимателей. По словам чиновника, сегодня нередка такая ситуация, когда водитель видит очередь на одном из пропускных пунктов и может принять решение выбрать пункт пропуска через внешнюю границу Таможенного союза. На данный момент для этого необходимо потратить дополнительное время на пересылку документов на груз. Единый портал поможет избежать этой ситуации и сэкономить время. А значит, в итоге и себестоимость груза для конечного потребителя не вырастет.

Григорий Рапота уверен в перспективности этого предложения и в ответ на вопрос представителя ФТС России о финансировании заметил, что средства на это может выделить ЕБРР за счет существующего специального фонда. На данный момент четко обозначить необходимую сумму сложно. "К тому же стоит задуматься о том, чтобы не создавать информационный портал с нуля, а попробовать использовать уже имеющиеся проекты с тем, чтобы взять от них самое лучшее",- резюмировал чиновник.

Тарас Фомченков

«Российская бизнес-газета» 13.11.12г.

Фура по вызову

До 53 минут в среднем против трех часов сократилось время оформления одной фуры на автомобильных пунктах пропуска Таможенного союза с введением обязательного предварительного информирования таможни о пересекаемых границу товарах и транспортных средствах.

Напомним, обязательное ПИ было введено с 17 июня этого года, а до этого несколько лет оно действовало для автоперевозчиков в добровольном порядке. Информацию перевозчик может скидывать напрямую на электронный портал ФТС России или воспользоваться услугами посредника, также подключенного к таможенному серверу, как минимум за 2 часа до прибытия авто с грузом на границу. Со временем ПИ будет введено и для других видов транспорта, и вторым, скорее всего, станет железнодорожный.

Как сообщил "РБГ" начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владимир Ивин, это нововведение позволило значительно увеличить пропускную способность автомобильных погранпереходов на внешнем контуре ТС. Если в 2011 году в сутки границу успевало пересечь 3300 грузовых авто, то сейчас - около 4700. Фура, в которой едет груз одного наименования, при отсутствии признаков рисков и условии предоставления ПИ в полном объеме вообще может покинуть пункт пропуска уже через полчаса. То есть в большинстве своем очереди на границе исчезли. Но не везде. На многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Бурачки - Терехово (Псковская область РФ - Латвия) сохраняются заторы со стороны Прибалтики из-за реконструкции инфраструктуры погранперехода. При ежесуточном подходе 450-500 машин там в силах пропустить только 430.

А еще эксперты подсчитали, что на 80% пробки на пунктах пропуска вызваны не плохой работой таможни, а неравномерностью подхода транспорта. Современные паромы позволяют брать на борт до 3 км (если выстроить в одну линию) фур. И вот съезжают на берег в Хельсинки эти самые "3 км", и айда всем скопом к границе с Россией...

Впрочем, мы уже привыкли, что мнение бизнеса относительно таможенных нововведений может коренным образом отличаться от точки зрения ФТС. Однако автоперевозчики в данном случае полностью "за". "Это один из самых действенных механизмов сокращения очередей на границе, - считает руководитель группы таможенных систем АСМАП Евгений Иванов, - недаром он уже давно работает в странах Евросоюза. Однако в ПИ избыточные сведения. Например, паспортные данные водителя, вид транспортного средства, кратное наименование фирмы-перевозчика наряду с полным названием и т.д. Другая проблема: если вдруг "зависнет" Интернет, система не работает. Почему нельзя подавать сведения на жестких носителях информации?"

"С флешки или компакт-диска можно быстро копировать информацию, - ответил Владимир Ивин. - Но это вряд ли ускорит процесс. Почему мы требуем подачи сведений за 2 часа? Это время нам необходимо, чтобы проанализировать все риски и принять решение, досматривать ли груз. Так что ждать 2 часа все равно придется".

Что касается "избыточных" вроде бы сведений, содержащихся в ПИ, то это тоже не прихоть таможни, на которую, как известно, повешен не только таможенный, но и транспортный, фитосанитарный и иные виды контроля...

Несколько тормозит оформление на границе и беспечность самих перевозчиков, которые могут подать ПИ не в полном объеме. И тогда уже на МАПП инспектор вынужден вручную набивать эти сведения. А ответственность перевозчик может нести только за недостоверное декларирование, но никак не за передачу недостоверной предварительной информации. Санкций за это нет даже в ЕС. Там просто не пускают машину на пункт пропуска. А у нас пускают, и инспектор помогает водителю ввести в компьютер все необходимые данные. А добропорядочные перевозчики тем временем курят на обочине в ожидании открытого шлюза.

Для ускорения пересечения границы представители эстонских брокеров посоветовали коллегам из ТС ввести со своей стороны "электронную очередь". В Эстонии она внедрена в августе прошлого года, уже 600 тыс. авто через нее прошли. Если очередь бронировать заранее, то 70% машин пересекают границу в точно установленное время. А это экономия 150 евро на каждый грузовик. У нас подобная штука действует пока только на станции Автово, обслуживающей Санкт-Петербургский морской порт. Но специалисты Росграницы, отвечающей за оборудование и развитие пунктов пропуска, намерены оборудовать логистическими накопителями все популярные МАППы и организовать пересечение границы по вызову.

Ирина Фурсова

«Таможня.ру» 12.11.12г.

Порядок предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС

Приказом ФТС России от 18 апреля 2012 № 760 года «Об утверждении административного регламента федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза» (далее – Регламент) определен порядок представления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Приказом ФТС России от 20 июня 2012 № 1219 года «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами» распределены полномочия по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами.

Полномочия по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза распределены следующим образом:

Управление товарной номенклатуры - по группам товаров 01 - 12, 14 - 20, 22 - 24, 36 - 67, 70 - 97;

Дальневосточное таможенное управление - по группам товаров 01 - 43, 45 - 47, 49 - 70, 94 - 97;

Приволжское таможенное управление - по группам товаров 25, 26, 28 - 38, 72 - 92, 94 - 96;

Северо-Западное таможенное управление - по группам товаров 02 - 14, 16 - 24, 28 - 43, 47 - 70, 84 - 85;

Сибирское таможенное управление - по группам товаров 44, 64, 68 - 70, 72 - 88, 90 - 92;

Уральское таможенное управление - по группам товаров 72 - 83, 86 - 92;

Центральное таможенное управление - по группам товаров 01 - 21, 25, 26, 28 - 35, 38 - 40, 42 - 43, 50 - 69, 72 - 85, 87, 95;

Южное таможенное управление - по группам товаров 01 - 21, 28 - 35, 38 - 40, 42, 43, 50 - 69, 72 - 85, 87, 89 - 90, 94 - 95;

Центральная энергетическая таможня - по группе товаров 27.

Следует отметить, что с 31 марта 2013 года вступит в силу приказ ФТС России от 24.09.2012 № 1907 «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами», в с соответствии с положениями которого приказ ФТС России от 20 июня 2012 № 1219 года «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами» утратит силу.

Полномочия по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза с 31.03.2013 будут распределены следующим образом:

Управление товарной номенклатуры - по группе товаров 84;

Дальневосточное таможенное управление - по группам товаров 01 - 97;

Приволжское таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Северо-Западное таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Сибирское таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Уральское таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Центральное таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Южное таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Северо-Кавказское таможенное управление - по группам товаров 01 - 26, 28 - 97;

Центральная энергетическая таможня - по группе товаров 27.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

Информация по оказанию таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по ТН ВЭД ТС (далее - государственная услуга) размещается на официальном сайте ФТС России, а также непосредственно на информационных стендах таможенных органов, осуществляющих таможенное декларирование и таможенный контроль товаров, и содержит следующие основные сведения:

- полное наименование и полный почтовый адрес таможенных органов, предоставляющих государственную услугу;

- справочные номера телефонов таможенных органов, предоставляющих государственную услугу;

- время работы таможенных органов, предоставляющих государственную услугу;
- образец заявления о принятии предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС (далее - заявление о принятии предварительного решения);

- требования к письменному заявлению о принятии предварительного решения;

- перечень оснований для отклонения заявления о принятии предварительного решения;

- блок-схему, отображающую алгоритм принятия предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС;

- адреса официальных сайтов Федеральной таможенной службы и Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- наименование и реквизиты нормативных правовых актов ФТС России, относящихся к вопросам предоставления государственной услуги, а также передаче таможенным органам полномочий по принятию предварительных решений по классификации товара по ТН ВЭД ТС.

На сайте ФТС России, помимо информации, указанной в пункте 3 Регламента, размещается электронная форма заявления о принятии предварительного решения, Сборник предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС, в который включены в обезличенном виде предварительные решения, принятые таможенными органами.

Государственная услуга предоставляется на основании заявления заявителя в ФТС России (уполномоченный таможенный орган), поданного в письменном виде или в виде электронного документа.

Заявление о принятии предварительного решения составляется по образцу, приведенному в приложении N 2 к Регламенту, на русском языке на бумажном носителе или в виде электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Заявление о принятии предварительного решения должно содержать:

- сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество заявителя, должность (не указывается для физического лица); наименование юридического лица (организации); физическим лицом указывается также номер, серия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан;

- местонахождение и почтовый адрес;

- контактный телефон;

- индивидуальный идентификационный номер заявителя (ИНН);

- согласие заявителя с обработкой его персональных данных (в произвольной форме);

- наименование товара;

- описание товара;

- информацию о том, в какой форме (на бумажном бланке или в форме электронного документа) необходимо принять предварительное решение;

- информацию о дополнительном направлении документов, указанных в заявлении, в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо на бумажном носителе, в случае подачи заявления о принятии предварительного решения в электронной форме, и сроки их представления;

- перечень документов, представляемых заявителем с указанием количества листов приложения (кроме сброшюрованных приложений).

Заявление о принятии предварительного решения, поступающее от юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом (далее - организация), должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) с указанием должности, фамилии и инициалов, заверено оттиском печати организации или в случае подачи заявления в электронном виде - заверено электронной цифровой подписью заявителя.

Документы, представляемые с заявлением о принятии предварительного решения, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения), подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, заверены оттиском печати организации или в случае подачи документов в электронном виде - заверены электронной цифровой подписью заявителя.

Заявление о принятии предварительного решения и документы к нему могут быть подписаны уполномоченным лицом организации при наличии документа, подтверждающего совершение действий от имени руководителя организации.

Заявление о принятии предварительного решения, поступающее от физического лица, должно быть подписано указанным лицом или в случае подачи заявления в электронном виде - заверено электронной цифровой подписью заявителя.

Документы, представляемые с заявлением о принятии предварительного решения, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения) и подписаны физическим лицом. В случае подачи документов в электронном виде - заверены электронной цифровой подписью заявителя.

Документы и сведения, необходимые для принятия предварительного решения.

С заявлением о принятии предварительного решения должны представляться следующие документы и сведения:

- документы, содержащие сведения о составе товара, если в ТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре;

- документы, содержащие сведения о процессах переработки и видах переработки товара, если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара (технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса, иные документы, содержащие сведения о процессах и видах переработки товара);

- документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия, если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность, иные технические характеристики товара (техническая документация, чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя, иные документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия);

- документ (доверенность), подтверждающий полномочия лица, если заявление о принятии предварительного решения и документы к нему подписаны уполномоченным лицом.

Официальный информационный сайт Южного таможенного управления www. yutu.customs.ru.

Официальный информационный сайт Комиссии Таможенного союза www. tsouz. Ru

Официальный информационный сайт ФТС России www.customs.ru

Официальный информационный сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

«Коммерсант» 13.11.12г.

Брокерские поборы инвестировали в терминалы

Советнику гендиректора ФГУП РОСТЭК предъявили новое обвинение

Как стало известно "Ъ", СКР предъявил новое обвинение советнику гендиректора ФГУП РОСТЭК Александру Романову. Если раньше ему инкриминировалась организация системы коммерческих подкупов, то теперь еще и отмывание денег. По версии следствия, средства, полученные в качестве вознаграждения за ускоренное оформление товаров, сотрудники РОСТЭКа вкладывали в строительство нового терминала в Брянской области.

Следственное управление СКР по Брянской области предъявило Александру Романову обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ ("Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем"). По версии следствия, в основу которой легли разработки ГУЭБиПК МВД РФ, являясь советником гендиректора крупнейшего государственного таможенного брокера ФГУП РОСТЭК, господин Романов пролоббировал назначение на должность директора севского филиала ЗАО "РОСТЭК-Брянск" Бориса Рыжкова. А уже тот со своим заместителем Юрием Маджаровым реализовали систему получения незаконных вознаграждений, придуманную господином Романовым.

Брокеры, напомним, были задержаны полицейскими в августе этого года с поличным, когда незаконно получили от представителя нескольких организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, 446 тыс. руб. в качестве вознаграждения за проведение процедур таможенного оформления товаров и транспортных средств в короткие сроки. У неплательщиков оформление грузов в филиале РОСТЭКа под разными предлогами затягивали. Впоследствии в деле, как говорят источники 'Ъ", появились и другие эпизоды. Господ Рыжкова и Маджарова обвинили по п. "а" ч. 4 ст. 204 УК РФ ("Незаконное получение группой лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, по предварительному сговору денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением"). Юрий Маджаров согласился сотрудничать со следствием сразу, поэтому под стражу его не взяли, ограничившись подпиской о невыезде. Затем сотрудничать начал и арестованный Рыжков.

В том числе благодаря показаниям обвиняемых и свидетелей оперативно-следственная группа установила, что к системе брокерских поборов был причастен и господин Романов. По версии следствия, собранные в севском (а только этот филиал за два года мог принести участникам незаконных операций более $1 млн) и других филиалах РОСТЭКа деньги отправлялись ему в Москву, после чего легализовывались — их вкладывали в различный бизнес.

Сам Александр Романов, узнав о задержаниях в Севске, уехал за границу, а по возвращении, 28 августа, был задержан и этапирован в Брянск. Ему инкриминировали сначала ст. 204 УК РФ, а на днях к ней добавилась статья об отмывании. По версии следствия, деньги вкладывались в строительство нового терминала, который впоследствии должен был арендовать местный РОСТЭК. Земля под терминал была арендована армейским приятелем чиновника, через него же инвестировались и деньги в стройку.

Кроме того, проверяется информация о том, что полученные незаконным путем средства инвестировались господином Романовым и за границей. Дело в том, что женам Александра Романова и его хорошего друга, бывшего первого заместителя начальника департамента экономической безопасности МВД РФ Андрея Хорева, принадлежат отели Azimut и Romanov в Черногории. Отметим, что законностью происхождения недвижимости генерала Хорева активно интересовались сотрудники главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ, однако расследование по данному факту не проводилось, поскольку управление СКР по Центральному федеральному округу отказало ГУСБ в возбуждении уголовного дела. Тем не менее задержание и последующий арест Александра Романова имели большой резонанс — предполагается, что коррупционный скандал стал одной из причин отставки гендиректора ФГУП РОСТЭК Александра Повстяного.

Адвокат Александра Романова Максим Смаль заявил "Ъ", что новое обвинение потребовалось следствию для продления ареста и сроков расследования. Судом господин Романов определен в СИЗО до 9 января 2013 года. Сам он, по словам защитника, свою вину ни в коммерческом подкупе, ни в отмывании средств не признает.

Николай Сергеев

«Коммерсант» 1211.12г.

Таможенный союз стремится к полноценности

Принцип резидентства отменят после 2015 года

Проблемы практического применения законодательства Таможенного союза существуют, но они не тормозят процесса интеграции таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана — к такому выводу пришли участники серии выездных заседаний профильного круглого стола Совета федерации. Глобальной же проблемой, разъединяющей таможенное пространство союза, является сохранение "принципа резидентства" — Евразийская экономическая комиссия только приступает к ее решению и урегулирует не ранее 2015 года.

Проблемы Таможенного союза (ТС) представители законодательной и исполнительной власти в конце прошлой недели изучали в ходе автобусного "марш-броска" Москва—Смоленск—Минск—Брест по трассе М-1 (по ней в РФ поступает 30% импорта, ввозимого автотранспортом). Один из нерешенных вопросов касается транзита грузов: по словам начальника главного управления организации таможенного оформления и контроля Федеральной таможенной службы Владимира Ивина, после введения в июне 2012 года обязательного предварительного информирования о прибывающих на границу грузах бизнес поднял вопрос о создании единого портала ТС для подачи таких сведений. Сейчас информацию надо подавать на границу, через которую ввозится груз, но форматы у таможен трех стран разные, что создает неудобства бизнесу. Таможенники Белоруссии и Казахстана с идеей единого портала не спорят, но и быстрого его запуска не обещают: по словам заместителя главы Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии Сергея Борисюка, к этой работе планируется приступить лишь в 2015 году.

Еще один "практический" вопрос ТС — ускорение подтверждения факта вывоза товара для возмещения НДС экспортером. По словам господина Ивина, когда вывоз происходит через внешнюю границу ТС, время его подтверждения (в сравнении к экспортом через границу РФ) увеличивается, а издержки бизнеса растут. В большей степени это касается казахского направления — обмен информацией с таможенными органами этой страны еще недостаточно автоматизирован. Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил и проблему, выявленную по линии его ведомства. За десять месяцев 2012 года на пунктах транспортного контроля РФ было проверено 173 тыс. грузовых автомобилей, прибывших из Белоруссии, у 57 тыс. из них (33%) были зафиксированы нарушения — отсутствие разрешения на перевозку, превышение веса и прочее, притом что эти грузовики прошли белорусский транспортный контроль на границе ТС.

Обсуждалась и глобальная проблема, решения которой ждет бизнес,— зафиксированный в Таможенном кодексе ТС "принцип резидентства", по которому после контроля на внешней границе союза товар можно растаможить лишь в стране регистрации импортера (то есть компаниям из России можно иметь дело лишь с таможенными органами РФ). По словам главы наблюдательного совета ОАО "Веставто" Руслана Лужецкого, его компании не всегда удобно оформлять груз в РФ, и "если бы российские резиденты могли растаможивать грузы в Белоруссии и Казахстане и наоборот, это позволило бы существенно оптимизировать грузопотоки". Именно так обстоит ситуация в ЕС: груз может пройти таможенное оформление в любой его стране.

Таможенники Белоруссии с необходимостью двигаться к отмене принципа резидентства соглашаются, отмечая, что ведут переговоры с Евросоюзом о взаимном признании уполномоченных экономических операторов (УЭО, привилегированные участники внешнеэкономической деятельности). "Может получиться, что из-за принципа резидентства мы быстрее признаем европейских УЭО, чем российских и казахских, хотя политически это будет неправильно",— говорит Сергей Борисюк. Таможенники РФ высказываются осторожнее. По словам Владимира Ивина, принцип резидентства не стоит рассматривать как сдерживающий развитие ТС. "Если отменить его, не гармонизировав другие разделы законодательства, возникнет множество проблем",— говорит он. По словам же министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимира Гошина, наднациональный орган занимается проблемой. "Мы выявили и проанализировали 12 причин, которые пока не позволяют отменить принцип резидентства, в том числе различия налогового, валютного, гражданского законодательства",— сообщил он "Ъ". Собранная информация доведена до правительств трех стран и сейчас ими изучается, говорит он. По прогнозу министра, решение этого вопроса будет увязано с созданием Евразийского экономического союза — не ранее 2015 года.

Вадим Вислогузов

ИА «Альта – Софт» 13.11.12г.

Уполномоченные экономические операторы

С 22 октября «Донской табак» осуществляет доставку иностранных товаров как уполномоченный экономический оператор, сообщили в компании. Как пояснили в пресс-службе, новый статус является специальным упрощением таможенного оформления для предприятия - в рамках действия института уполномоченного экономического оператора доставка товара осуществляется напрямую на склады предприятия без их предъявления в таможенный орган назначения, что позволяет оптимизировать логистические операции и сократить временные рамки и материальные затраты.

Впервые в России институт уполномоченного экономического оператора начал действовать весной текущего года. 31 мая этого года «Донской табак» как постоянный участник внешнеэкономической деятельности стал вторым уполномоченным оператором в Ростовской таможне и десятым в ФТС.

«TKS.ru» 13.11.12г.

ЖД компании ТС до конца года передадут документы по созданию единой транспортной компании

Железнодорожные компании стран-участниц Таможенного союза до конца года передадут на рассмотрение национальных правительств Казахстана, России и Белоруссии документы, необходимые для создания единой транспортной компании ЕЭП, сообщил во вторник президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин.

«Что касается железнодорожников, то нас белорусские коллеги тоже поддержат, мы успели с Аскаром (главой КТЖ Аскаром Маминым) переговорить на эту тему, мы ставим себе амбициозную задачу - подготовить все необходимые документы и передать в правительства наших стран до конца текущего года, когда решение будет принято - это находится в руках правительства, - сказал Якунин на III международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия - «1520 в авангарде евроазиатской торговли», отвечая на вопрос о сроках создания единой транспортной компании.

Он уточнил, что участником данной компании станут национальные перевозчики, а именно белорусская, казахстанская и российская железнодорожные дороги.

«Возможно ли расширение контингента участников? Почему бы и нет, если участник будет признавать принципы, на которых строится эта система, цели, которые выстраиваются и если этот участник не работает по принципу: «давай съедим сначала твое, а потом каждый свое, мы будем только приветствовать такого участника», - добавил глава РЖД.

По его словам, в существующей концепции создания транспортно-логистической компании, которая «была поддержана всеми железнодорожниками и была поддержана в целом на заседании глав правительств летом этого года в Санкт-Петербурге», заложен принцип равноправия сторон. «Это означает, что мы все создаем единую транспортно-логистическую компанию, являясь равноправными в долевом отношении ее участниками», - подчеркнул Якунин.

«Мы исходим из того, что только при таком подходе возможна действительно высокая мотивация для каждого участника с точки зрения достижения конечной цели, и если говорить о цели создания этой компании, то хочу подчеркнуть, что это обеспечение интеграции транспортных процессов внутри ЕЭП. Я не буду говорить сегодня о транспортной политике, это прерогатива правительств, но свои предложения мы вырабатываем и правительствам их предлагаем», - продолжил он.

«А с точки зрения бизнес задач, прежде всего, это на основе единых принципов организации транспортной работы максимализация доходов участников, абсолютно «бизнесовая» задача. Сюда можно добавлять политические задачи, развитие социума, развитие экономики каждой из сторон, но еще раз повторяю это все делается на базе успешной реализации самой бизнес-идеи сотрудничества в транспортно-логистической системе», - заключил глава РЖД.

«TKS.ru» 13.11.12г.

Вступление России в ВТО не снижает эффективности Таможенного союза

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана является эффективно работающим механизмом, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Валерий Шнякин в ходе выездного заседания круглого стола в Минске.

Мероприятие, посвященное практическому измерению Таможенного союза, состоялось в рамках Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации с участием парламентариев трех стран – участников союза, представителей профильных министерств и ведомств.

По словам В. Шнякина, возглавляющего постоянную комиссию МПА ЕврАзЭс по таможенному регулированию и пограничной политике, несмотря на издержки и трудности первого этапа, связанного с функционированием единого экономического пространства трех государств, «страхи и опасения о неэффективности действующей модели сегодня можно назвать необоснованными». «Практика показывает, что вступление России в ВТО не снижает эффективности Таможенного союза, – отметил парламентарий. – Важно осуществлять дальнейший мониторинг ситуации и реагировать на нее, в том числе и на законодательном уровне».

Выступивший на заседании государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота сообщил, что все позиции между странами ТС при вступлении России в ВТО согласованы между собой. При этом Г. Рапота подчеркнул важность развития таможенных отношений в рамках Союзного государства: накопленный опыт реализации действующих здесь программ нужно развивать и в трехстороннем формате, с участием Казахстана. Такое взаимодействие уже идет, особенно в сфере информационного обеспечения, заметил он.

Как было отмечено на заседании, проблемы в вопросах обеспечения транзита по территории Таможенного союза, информационного обмена о товарах и участниках внешнеэкономической деятельности, унификация законодательства в сфере борьбы с таможенными правонарушениями требуют правовой регламентации межгосударственного уровня, рассмотрения в плоскости международного права и соответственно поддержки парламентариев.

«Бизнес-журнал» 13.11.12г.

Краснодарский край вряд ли снизит потоки импорта, даже будучи аграрно ориентированным регионом. Крупные инвестпроекты в сфере АПК позволят увеличить объемы местной продукции разве что в отдаленной перспективе.

Законы привлекательности

По данным Южного таможенного управления (ЮТУ), в первом квартале 2012 года ЮФО импортировал около 2,2 млн тонн товаров на сумму более 2,5 млрд долларов — примерно на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Товарная структура импорта также практически не изменилась: в ее основе по-прежнему продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства. Как сообщают в управлении, в основе продовольственного импорта текущего года фрукты, овощи, масличные культуры, продукты переработки овощей и фруктов, табак, готовые пищевые продукты, кофе, чай. Ведущими их поставщиками оставались Турция, Израиль, Эквадор, Египет, Украина, Франция, а основным реципиентом выступал Краснодарский край: на регион пришлось около 83% стоимостных объемов. Между тем многих продолжает волновать вопрос: почему один из самых АПК-ориентированных регионов продолжает ввозить гигантские объемы продовольствия, в том числе овощей и фруктов.

Частично отвечают на этот вопрос в ЮТУ: высокие объемы ввоза сельхозпродукции участниками ВЭД Краснодарского края обусловлены наличием на его территории крупных морских портов, а также экономической специализацией региона, ориентированной на обработку сельскохозяйственной продукции, в том числе сахара, кофе и других продовольственных товаров. Между тем в этом году в регионе все же сократился импорт овощей, фруктов, жиров и масел растительного происхождения, готовых пищевых продуктов. Неожиданно высокие объемы ввоза овощей в первом квартале 2011 года были связаны со снижением уровня тарифной защиты на отдельные виды товаров и вызваны засухой в 2010 году и, соответственно, плохим урожаем этих культур. В текущем году показатели выровнялись.

При этом в регионе есть серьезный потенциал снижения ввозимого продовольствия по ряду позиций, чему способствует реализация ряда инвестиционных проектов. Достаточно вспомнить амбициозную инициативу Сергея Галицкого, направленную на импортозамещение тепличных культур: «Тандер» строит тепличный комплекс стоимостью 12 млрд рублей. Много проектов реализуется также в сферах животноводства, птицеводства, производства круп и так далее.

Однако это не означает, что Краснодарский край сможет пойти по пути тотального замещения: рынок продовольственных товаров в значительной степени регулируется крупными дистрибьюторами, которые не будут отказываться от более конкурентоспособных зарубежных продуктов. А местные производители, в свою очередь, не смогут снизить издержки.