Сегодня 23 августа 2017 года
Для слабовидящих

Таможня и бизнес: взаимодействие

PDFПечатьE-mail

9 октября 2012 года состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Южном таможенном управлении, в котором помимо руководства ЮТУ и ряда таможен, приняли участие таможенные представители, крупнейшие перевозчики и участники внешнеэкономической деятельности. Открыл мероприятие начальник Южного таможенного управления Александр Гетман.

Повестка дня включала вопросы, касающиеся развития института уполномоченного экономического оператора в условиях Таможенного союза, а также судебной практики применения законодательства Таможенного союза по вопросам контроля таможенной стоимости.

С докладом по первому вопросу выступил начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Дмитрий Пушков, отметивший, что сегодня международные экономические отношения вышли на новый качественный уровень – это либерализация торговли, устранение торговых барьеров, обеспечение свободного перемещения товаров. Решить столь масштабную задачу невозможно без создания новой таможенной системы, отвечающей современным требованиям.

Введение института уполномоченного таможенного оператора УЭО в российскую таможенную практику является важным этапом в развитии системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД. Данная новелла таможенного законодательства Таможенного союза основана на нормах международного права. Международная конвенция от 18 мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», к которой Российская Федерация присоединилась в ноябре 2010 года, предусматривает специальные процедуры для уполномоченных лиц, отвечающим установленным таможенной службой критериям, в том числе имеющим надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации. В соответствии с Конвенцией, таможенная служба предусматривает выпуск товаров по представлению минимальной информации, необходимой для идентификации товаров и достаточной для последующего заполнения окончательной декларации на товары; очистку товаров на объектах декларанта или в ином месте, разрешенном таможенной службой, и в дополнение, по мере возможности, выполнение других специальных процедур.

Дмитрий Пушков обратил внимание собравшихся на то, что Таможенным кодексом Таможенного союза определены основы института уполномоченного экономического оператора, главная идея которого – возможность использования добросовестными компаниями специальных упрощений, которые позволяют существенно сократить время прохождения таможенных формальностей и связанные с этим расходы (в частности, простой транспорта, услуг СВХ), а также рассказал о специальных упрощениях, которые предоставляются уполномоченным экономическим операторам, и о порядке включения в реестр УЭО.

Докладчик сообщил, что Южным таможенным управлением были проведены мероприятия по установлению юридических лиц, планирующих получить свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в том числе проведены рабочие встречи с ними. По результатам проведенной таможнями региона работы установлено, что 15 юридических лиц изъявили желание быть включенными в реестр УЭО, из которых 5 пользовались до 6 апреля 2012 года специальными упрощенными процедурами таможенного оформления. В настоящее время 3 юридических лица включены в реестр уполномоченных экономических операторов в ФТС России.

Что касается государств-членов Таможенного союза, то у них также имеется практика применения специальных упрощений. Так, в Белоруссии до вступления ТК ТС действовал институт добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, который фактически в настоящее время продолжает действовать, так как он, по сути, был переименован в институт уполномоченного экономического оператора. В Республике Казахстан ранее специальными упрощениями пользовались лица, именуемые как «участник внешнеэкономической деятельности, относящийся к категории минимального риска», которые и становятся уполномоченными экономическими операторами при выполнении условий наднационального и национального законодательства.

Завершая свое выступление, Дмитрий Николаевич подчеркнул, что наличие статуса уполномоченного экономического оператора повышает репутацию компании и расширяет ее деловые возможности.

С позиций участников внешнеэкономической деятельности тему продолжил управляющий ООО «Алмаз» Юрий Халын, рассказавший, что применяет упрощенные процедуры таможенного оформления с 2005 года, когда Всемирная таможенная организация разработала систему стандартов по содействию всемирной торговле и обеспечению безопасности путей поставок товаров.

Юрий Геннадьевич поблагодарил Ростовскую таможню за содействие и помощь при получении его предприятием статуса уполномоченного экономического оператора и отметил, что это дает большую экономию времени при оформлении транзитных грузов. В то же время он остановился на некоторых недочетах, касающихся лиц, допускаемых к УЭО. Так, по его мнению, было бы целесообразным предоставить возможность получать статус уполномоченного экономического оператора лицам, применяющим упрощенную систему налогообложения, а также было бы эффективным предоставлять таможенным органам предварительную информацию в электронном виде.

О судебной практике применения законодательства таможенного союза по вопросам контроля таможенной стоимости рассказал в своем выступлении исполняющий обязанности заместителя начальника ЮТУ – начальника правовой службы Александр Воронов.

А. Воронов сообщил, что в 2010-2012 годах судебная практика по обжалованию решений таможенных органов, принятых в связи с контролем таможенной стоимости иностранных товаров, стала инструментом обогащения недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, стимулирования недобросовестной конкуренции и создала условия для двойного возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в рамках таможенных и налоговых правоотношений. Этому способствовало, в том числе, формальное отношение федеральных арбитражных судов Северо-Западного, Дальневосточного и Южного округов к рассмотрению споров, связанных с обжалованием решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости (КТС) товаров. Сформированный отдельными судьями указанных судов подход к рассмотрению споров данной категории исключает возможность признания решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости законными независимо от аргументов и доводов таможенных органов.

Такая практика рассмотрения споров, касающихся определения таможенной стоимости иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, фактически способствует сокрытию участниками внешнеэкономической деятельности реальной таможенной стоимости таких товаров.

Докладчик подчеркнул, что отсутствие единого подхода арбитражных судов различных регионов к оценке законности решений таможенных органов о КТС не позволяет таможенным органам своевременно изменять свою правоприменительную практику и совершенствовать нормативное регулирование в этой области таможенного дела.

Он также обратил внимание собравшихся на то, что законным полномочием таможенных органов, установленным с 1 июля 2010 года статьей 69 ТК ТС, является запрос у декларанта дополнительных документов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров. Данное полномочие носит императивный характер и возлагает на декларанта обязанность по предоставлению запрошенных документов, имеющихся у него в силу закона, договора или обычая делового оборота. Основанием для запроса дополнительных документов может являться, в том числе, значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Россию при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Александр Воронов также остановился на процедуре ведомственного контроля, отметив, что это одно из основных направлений в деятельности таможенных органов по повышению уровня законности принимаемых решений.

Подводя итог своего выступления А. Воронов сообщил, что для того, чтобы изменить ситуацию с судебной практикой по делам о КТС, необходимо, прежде всего, в максимальной степени повысить как законность действий декларанта при определении и заявлении таможенной стоимости, так и обоснованность принимаемых таможенными органами решений. «Усиление работы по взаимодействию с участниками ВЭД с разъяснением им принципов определения и контроля таможенной стоимости, а также повышение взаимной ответственности должностных лиц таможенных органов и декларантов за соблюдение требований законодательства при принятии решений по таможенной стоимости – вот что, как представляется, будет способствовать наиболее эффективной реализации норм таможенного законодательства, регламентирующих вопросы таможенной стоимости, - сказал Александр Владимирович.

Свою точку зрения по обсуждаемому вопросу также изложили, выступившие от лица бизнес-сообщества генеральный директор управляющей компании ЗАО «ТАМГА» Валерий Болюченко и начальник отдела правового и таможенного регулирования ИП «Мароян М.Р.» Евгения Рудзинская. Валерий Евгеньевич выразил мнение, что судебных споров будет гораздо меньше, если таможенные органы будут чаще становиться на сторону участников ВЭД и больше проводить круглых столов и рабочих встреч по данному вопросу, а Евгения Николаевна на конкретном примере рассказала как таможне и бизнесу можно находить точки соприкосновения и работать без судебных разбирательств.

В заключение заседания начальник ЮТУ Александр Гетман поблагодарил участников Совета за активную позицию, желание взаимодействовать и решать возникающие вопросы в рабочем порядке. Он отметил, что мероприятие прошло в деловой и конструктивной обстановке, и предложил представителям деловых кругов и в дальнейшем задавать вопросы, обращаться с проблемами и высказывать свои пожелания по темам, которые будут обсуждаться на заседаниях Консультативного Совета.