Сегодня 17 февраля 2019 года
Для слабовидящих

Главное меню

Историческая справка

PDFПечатьE-mail

Таганрогская таможня.

2012-09-27_ZDANIE___19-20__320x200

Расположенный на основных морских торговых путях мыс Таган-Рог с давних времен служил «неминуемой пристанью для судов». Поэтому, когда по распоряжению русского самодержца Петра I в сентябре 1698 года на мысе началось строительство Троицкой крепости и гавани для Азовской флотилии, во вновь образованном городе появились российские таможенники. Уже в 1703 году появляется отчет о таможенных и питейных сборах «…в Троицке что на Таган-рогу». В 1704 году на территории фурштата была построена таможенная изба. После поражения в Прутском походе 1711 года Россия уступила Турции Азов и разрушила Троицкую крепость.

Однако, даже в ту пору, когда петровская крепость лежала в развалинах, на острове Черепаха действовал таможенный дозор. С декабря 1749 года, на реке Темерник, напротив урочища «Богатый колодец» (ныне Кировский район города Ростова на Дону), заработала «Главная портовая таможня на Азовском море». Учитывая важное торговое и географическое положение мыса Таган-Рог на нем, в 1740 - 1760-е годы, работала таможенная застава (10 человек во главе с унтер-офицером) от Темерницкой таможни.

В результате русско-турецкой войны (1768-1774 годов) Россия окончательно утвердилась на берегах Азовского моря. В 1776 г. Таганрог объявили главным портом на Азовском море, после чего Екатерина Великая приказала перевести сюда из Темерника и главную таможню. В этом статусе Таганрогская таможня начала действовать с конца мая того же года. В подчинении Таганрогской таможни находилисъ Темерницкая и Кагальницкая таможни и таможенная застава в устье реки Берды при Петровской крепости.

2012-09-27_UKAZ___320x200

21 мая 1776 года был утвержден штат Таганрогской таможни. В него входили: директор, цольнер, контролер, переводчик, кассир, гафсимейстр, экер, пакгаузные управители (инспектор, штемпельмейстер, канцелярист, подканцелярист; три кописта, двадцать два досмотрщика, двенадцать объездчиков, унтер-офицер, шесть солдат), восемнадцать гребцов и два квартейместера. Объемы торгового оборота морского порта постоянно увеличивались, что потребовало в дальнейшем увеличить штат таможни.

2012-09-27_SHTAT___18__320x200

Основным торговым партнером в то время была Турецкая империя с подконтрольными ей территориями: Грецией, Сирией, Египтом. Из России вывозились «коровье масло», паюсная икра, «полосовое железо», льняные изделия, меха. Ввозились виноградные вина, ювелирные изделия, цитрусовые и фрукты. В 1800 году, императором Павлом I Таганрогу были предоставлены исключительные права на хлебную торговлю.

2012-09-27_AMBARI_____19__320x200

Российское правительство, собираясь возродить транзитную торговлю по «Великому шелковому пути», видело в Таганроге естественную перевалочную базу. 30 марта 1806 года по «Высочайшему повелению» город получил разрешение на учреждение склада иностранных товаров, а таможня стала называться – главная складочная.

10 апреля (22 апреля по новому стилю) 1806 года появился сенатский Указ, подписанный Императором Александром I, по которому: «...для приведения купеческого порта в состояние достоинству тамошней торговли соответственные и для других работ, толико важной цели поспешствующих…из пошлинного сбора Таганрогской таможни, ежегодно отделять десятую часть…». До 70-х годов XIX века город получал внушительные суммы денег для строительства, ремонта и содержания различных объектов.

В 1806 году для таможни построили здание на верху мыса (на нынешней улице Шмидта). Такое ее расположе­ние оказалось очень неудобным, поэтому в 1824 году но­вую двухэтажную таможню выстроили прямо на берегу. Она стояла на Восточной (Пушкинской) набережной фасадом в сторону города (примерно между Итальянским и Лермон­товским переулками). Здание таможни и прилегающие к ней постройки сильно пострадали при обстреле города летом 1855 года (в период Крымской войны).

2012-09-27_TAMOJNIA_____19__320x200

В июне 1811 года был образован Таганрогский таможенный округ (под управлением Таганрогского градоначальника). В Таганрогский таможенный округ входили: Керченская и Бердянская таможни, Ростовская и Мариупольская таможенные заставы, а также береговая стража.

В 80-х годах XIX века, с ростом грузооборота других портов Приазовья, Таганрогский таможенный округ был упразднен, но и после этого Таганрогская таможня оставалась таможней I категории, являясь одной из крупнейших на юге России.

Интересные сведения о работе таможенников той да­лекой поры можно найти и в очерке П.Филевского "Таган­рогский порт". Так, выгрузка заграничных товаров в купе­ческие амбары производилась в присутствии пакгаузного надзирателя и таможенной стражи. Причем двери амбара запирались двумя разными ключами, чтобы купец мог взять отсюда только тот товар, за который уплатил таможенный тариф. На площади перед зданием таможни в теплое время года стояли горы ящиков с фруктами. Их охраняли конные казаки. Разбитый при выгрузке ящик тут же растаскивался вездесущими мальчишками. Они поедали фрукты либо продавали местным торговкам.

2012-09-27_PORT_____19__320x200

В 80-е годы XIX века в Таганрогской таможне служил старший брат Антона Павловича Чехова – Александр Чехов. Он служил переводчиком и начальником «привозного стола», и оставил интересные воспоминания о таможенной службе в Таганроге. В 1912 году Александр Чехов в своем очерке «Таганрог пятьдесят лет тому назад. (Записки случайного туриста)» дал красочную картину Таганрогского порта и таможни во второй половине XIX века: «Полстолетия тому назад собственно порта в том смысле, в каком его понимают теперь, не было и в помине. Была старая Воронцовская набережная, которая тянулась от каменной лестницы вплоть до того места, где теперь находятся пристани Русского общества и пароходства и торговли. У этих пристаней останавливались пароходы, казавшиеся тогда Голиафами, а от них, вдоль вертикальных и обглоданных волнами свай, устанавливались рядышком парусные суда, сравнительно небольшой вместимости. Но чего только не привозили в своих тесных трюмах эти невзрачные парусники? Тут были и бочки с винами и деревянным маслом, тут были и маслины, и орехи всех сортов и инжир и рожки насыпью и в кулях. «Привозный» стол в таможне ломился от коносаментов на греческом и итальянском языках. «Экспедиторы» с утра до ночи работали во всю. Таможенный чиновник, исполнявший должность переводчика изнемогал от словесной и письменной служебной работы. По всей территории гавани тянулись нескончаемые вереницы нагруженных и пустых дрог. Гавань начинала жить с пяти часов утра, а к закату солнца таможенные досмотрщики ходили уже, высунувши языки от переутомления. Ряды каменных магазинов или, как их звали «магазы» и «гамазы», прекрасно сохранившихся и до сих пор, стояли открытыми весь день и поглощали в себя и извергали из себя массы сантуринских и капрских вин, турецкого табаку в кипах, лимонов и апельсинов, громадные партии бочек с маслинами и деревянным маслом но не теперешней фальсификации, а такого, которое по вкусу не уступало прованскому и употреблялось в пищу. Иностранные парусники приходили из Турции, из Греческого архипелага и даже из Италии. Далекие расстояния и огромные морские переходы и штили ни сколько не пугали их. Отсюда они увозили с собой зерновой хлеб, сырые кожи и рыбью красную икру. Можно было пройти по берегу добрые четверть версты и все читать на кормах надписи: «Агиос Николаос», «Агиос Герасимос», «Софья», «Мевлуди-Багры», «Сан-Антонио», - и не одной русской. Густо была населена в те времена гавань и какое веселое стояло в ней разноязычье! Чего только не наслушаешься, каких языков и жаргонов».

2012-09-27_CHEHOV___320x200

Когда Таганрог начал терять свое былое значение круп­ного внешнеторгового порта, это сказалось и на положе­нии таможенной службы. Тем не менее таможня существовала в Таганро­ге еще долгие годы. И только в советское время, в конце 1920-х годов, ее деятельность была прекращена. В дальнейшем, в 30-х – 80-х годах XX века, таможенные функции в Таганрогском порту исполнялись представителями Мариупольской (Ждановской) таможни.

2012-09-27_PORT_2___21__320x200

Возрождение Таганрогской таможни совпало со временем решительных политико-экономических преобразований. В 1989 году появился Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни в составе всего трех человек – Майбородина Юрия Ивановича, Чернякова Льва Кузьмича и Вохмяниной Галины Михайловны. 12 июля 1993 года, Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни преобразовали в Таганрогскую таможню.

Первым начальником таможни с 1993 по 2003 годы был генерал-майор таможенной службы Савкин Юрий Петрович.

2012-09-27_SAVKIN__320x200

С 2003 по 2006 годы таможней руководил полковник таможенной службы Подгорнов Олег Петрович.

2012-09-27_PODGORNOV__320x200

Третьим начальником таможни, в 2007 – 2008 годы, был полковник таможенной службы Стасев Вячеслав Александрович.

2012-09-27_STASEV__320x200

С 2008 по 2011 годы во главе таможни стоял генерал-майор таможенной службы Коптенко Виктор Васильевич.

2012-09-27_KOPTENKO__320x200

С 2012 по 2016 годы таможней руководил генерал-майор таможенной службы Каплуновский Игорь Николаевич.

2018-04-06_tag_kapl

С 2016 по 2018 год руководил Таганрогской таможней генерал-майор таможенной службы Разгонов Сергей Анатольевич.

2018-04-06_tag_razg