Сегодня 23 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (21.09.2012)

PDFПечатьE-mail

ИИ «Утро.ру» 19.09.12г.

Дмитрий Рогозин возглавил Государственную пограничную комиссию

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин назначен председателем Государственной пограничной комиссии. Об этом сообщили в пресс-службе правительства. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Заместителями Рогозина назначены главы Росграницы и Погранслужбы ФСБ России Дмитрий Безделов и Владимир Проничев. В состав комиссии также входят главы Федеральной таможенной службы, Россельхознадзора, Минприроды, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Росрыболовства, Минкомсвязи, Роспотребнадзора, Минтранса, Минсельхоза.

«TKS.ru» 21.09.12г.

Снижение таможенно-тарифной защиты в результате вступлением РФ в ВТО затронет 200 позиций товаров

Снижение таможенно-тарифной защиты в результате вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) затронет 200 позиций товаров, сообщил директор департамента внешнеэкономической деятельности министерства иностранных дел Белоруссии Александр Аверьянов в ходе международной научно-практической конференции, посвященной вопросам функционирования Таможенного союза.

"Предварительный анализ показал, что по аналогии с российским опытом видятся последствия от вступления РФ в ВТО в снижении таможенно-тарифной защиты на территории ЕЭП. Это касается 200 позиций товаров, которые составляют не более 2% всей товарной номенклатуры ТН ВЭД. Наиболее знаковыми позициями будут грузовики, комбайны, продукты питания и сельхозпродукция. Один из ключевых выводов о последствиях снижения таможенной защиты - рост конкуренции с зарубежными производителями на рынке тройки, но особенно в РФ", - сказал Аверьянов.

Вместе с тем он отметил, что Белоруссия, делая свой выбор в пользу Таможенного союза, сделала выбор в пользу открытости экономики, а многие подходы ВТО учитывались при формировании законодательства Таможенного союза.

"Сегодня нам необходимо понять суть всех трансформаций, которые начались с вступлением РФ в ВТО, чтобы на основе оценки постараться модернизировать свой внешнеторговый режим, приспособив к росту конкуренции. Россия заявила, что продолжит снижение уровня тарифных и нетарифных барьеров в торговле, что будет способствовать развитию интеграции со странами региона. В результате рынок стран ЕЭП станет еще более открытым внешнему рынку - соответственно, более открытым станет режим внешней торговли Белоруссии",- сказал Аверьянов.

Он отметил, что по показателю Всемирного банка относительно открытости экономики в части внешней торговли Белоруссия занимает 37 место, опережая Казахстан (64 место) и РФ (115 место).

По словам Аверьянова, в связи с присоединением России к ВТО ожидается постепенное снижение - в течение переходного периода от одного года до семи лет - тарифной защиты с действующих ставок Единого таможенного тарифа на уровне 10,7% до 7,5-8%. "Если в 2017 году мы будем иметь средневзвешенную ставку таможенной пошлины на уровне 8%, то в ЕС сейчас 5,1%, в Китае 9,6%. То есть, уровень тарифной защиты сопоставим со странами-партнерами", - сказал директор департамента МИД.

Вместе с тем он подчеркнул, что снижение уровня тарифной защиты на рынке Таможенного союза должно рассматриваться в увязке с реальными конкурентными преимуществами белорусской продукции, чтобы национальные производители не утратили свою конкурентоспособность.

Затрагивая нетарифное регулирование отдельных отраслей, Аверьянов отметил, что государства-члены ТС имеют несколько разные точки зрения на вопросы торговли табачными и алкогольными изделиями.

"В развитие соглашения о свободном движении товаров на общем рынке создана рабочая группа, и я думаю, что эти вопросы будут унифицированы, и соглашение будет приведено в соответствие с правилами Таможенного союза, Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и ВТО", - сказал Аверьянов.

"С началом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства улучшаются условия взаимного доступа товаров на рынки. Это оказывает влияние на возможности расширения нашего присутствия на рынках других стран. Динамика 2011 года показала, что рост экспорта стран ТС опережал мировой показатель: при среднемировых темпах роста 19,4% экспорт государств ТС вырос на 34,3%, в частности, Белоруссии - в 1,6 раза, Казахстана - на 54%, РФ - почти на 30%. Страны ТС вышли на докризисный уровень экспорта, занимая долю в мировом экспорте на уровне 3,8%", - сказал Аверьянов.

ИА «Росбалт» 21.09.12г.

Авто и ВТО

Эффекта от снижения пошлин на автомобили, которое произошло после вступления России во Всемирную торговую организацию, петербуржцы в ближайшие годы не почувствуют. Правительство стремится удержать в стране иностранных производителей. Поэтому, считают эксперты, все затраты чиновники постараются переложить на конечного потребителя.

Российские власти активно зазывали в страну иностранных автопроизводителей с начала нулевых, предполагая, что те станут одним из локомотивов развития экономики. Петербург вступил в борьбу за автокластер во времена губернаторства Валентины Матвиенко и за последние годы превратился в один из крупнейших центров российского автопрома. Городские власти напрямую на условия игры не влияли, но обещали иностранным автоконцернам помощь с инженерной инфраструктурой, прокладкой дорог и прочими сложнорешаемыми в России вопросами.

В 2007 году в городской черте заработал первый автозавод, сейчас на 4-х предприятиях города выпускается 10 моделей автомобилей, 6 из которых входят в топ-25 наиболее продаваемых машин в России. Сегодня каждая четвертая "российская иномарка" собирается в Петербурге (а если в региональный автокластер включать всеволожский завод Ford — то и каждая третья). В прошлом году на 5-ти автозаводах региона было выпущено 358 тысяч автомобилей, за это же время всего в России сошли с конвейера немногим более миллиона "русских иностранцев".

В январе-июле 2012-го в Петербурге было продано 115 тысяч автомобилей. Это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года (хотя региональный рост все же меньше общероссийского). Исследователи потребительских предпочтений указывают, что россияне склонны чаще менять машины, чем жители других стран. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, средний срок владения автомобилем в нашей стране составляет 3-4 года, в США — 5 лет, в Германии — 7 лет.

Как отразится вступление России в ВТО на петербургском автокластере и, в итоге, на местных автолюбителях? Ведь значительная часть иномарок, собранных под Петербургом, находит своих покупателей именно в городских автосалонах.

Скорее всего, в ближайшие 6 лет ощутимых перемен ожидать не стоит, поскольку ВТО позволила России сохранить в автомобильной сфере (как, кстати, и во многих других) существующие правила игры.

Американцы и европейцы в ходе переговоров были весьма недовольны практикой работы зарубежных автозаводов в России, и в первую очередь, тем, что они ввозят комплектующие для своих будущих машин на льготных условиях — в обмен, в том числе, на определенный уровень локализации, то есть долю отечественных комплектующих в конечном продукте (с 2011 года она должна составлять 60%). Наши контрагенты утверждали, что эта практика противоречит духу свободной торговли: делает невыгодным импорт в Россию как комплектующих, так и автомобилей иных марок. Но российским переговорщикам удалось "отбиться": льготы сохраняются до 1 июля 2018 года. Правда, у некоторых автозаводов (в том числе — у General Motors и Toyota) соглашения об условиях промсборки действуют до 2020-го, но государство их в беде не оставит: в оставшиеся полтора года дополнительные расходы будут оплачены за счет федерального бюджета.

К слову, о результативности применяемой в России практики локализации ведутся дискуссии. Лоббисты отечественных товаропроизводителей жалуются, что зарубежные автозаводы слишком придирчиво отбирают местных поставщиков. Кто-то вообще предпочитает, чтобы по соседству работали их традиционные национальные партнеры (например, по этому пути пошел петербургский Hyundai). А кто-то (как Ford) доверяет местным производителям самые простые компоненты — мелкие детали кузова, стекла, резиновые коврики и брызговики.

Между тем, исследователи рынка уверяют: начиная с 2010 года в России приобретается примерно равное число импортированных иномарок и машин местной сборки. То есть россияне проявляют своеобразный патриотизм, голосуя рублем за иномарки, произведенные в России (предпочитая при этом бюджетные модели). Логика обычного покупателя проста: и цена не так высока по сравнению с импортными аналогами, и качество (наверное) не подведет.

Перед вступлением России в ВТО некоторые эксперты с тревогой смотрели на перспективы именно сегмента бюджетных иномарок. По данным Автостата, сейчас на автомобили ценой $10-15 тысяч приходится треть продаж в натуральном выражении и шестая часть по выручке. Гендиректор Renault в России Бруно Анселен высказывал предположение о том, что продажи могут упасть, так как будут снижены ввозные таможенные пошлины. А раз так, потребители, мол, могут предпочесть недорогому новому автомобилю подержанную иномарку более высокого класса — именно так после открытия европейских торговых границ поступили жители Восточной Европы.

Однако в России ввозные пошлины на иномарки старше семи лет (которые презрительно именуются "иностранным автохламом") останутся неизменными. Ставка для подержанных машин не старше 7 лет опустится до 20% лишь через 6 лет. Сегодня в страну ввозится порядка 100 тысяч б/у авто, всего 10% от импорта, что объясняется именно высокими пошлинами. И, как оказалось, даже вступление в ВТО не даст пробить этот барьер.

Впрочем, и новые легковые иномарки вряд ли подешевеют. В августе пошлины снизились всего на 5% (с 30 до 25%). Процесс этот продолжится, но весьма "поступательно": в течение трех лет ставка останется неизменной, следующее снижение намечено на 2015 год. А потом, к 2019-му, пошлину обещают довести до 15%.

В общем, для российского автопрома вступление в ВТО вряд ли станет механизмом, способствующим свободному перемещению товаров и, следовательно, конкуренции. Которая — по крайней мере, в теории — должна приводить к снижению (или хотя бы стабилизации) цен. Российское правительство стремится сделать все возможное, чтобы эти цены удержать.

Тем более, что с 1 сентября введен еще один заградительный механизм: с импортных автомобилей (как новых, так и подержанных) взимается утилизационный сбор. Его главная задача — компенсировать снижение ввозных пошлин на автомобили из-за вступления России в ВТО и не допустить на рынок подержанные иномарки. Затраты, связанные со сбором, дилеры скорее всего переложат на конечного потребителя. А с иностранных производителей, работающих в России, взяли обязательство представить гарантии о безопасной утилизации произведенных автомобилей.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что через несколько лет отечественные потребители все-таки почувствуют "эффект ВТО". По словам исполнительного директора агентства "Автостат" Сергея Удалова, оговорен период, за который инвестиции существующих иностранных автозаводов в России должны окупиться — он составит 7 лет. А потом конкурентное преимущество в виде высоких пошлин на импорт и льготные условия ввоза комплектующих могут остаться в прошлом. Поэтому, чтобы сборка иномарок в России оставалась выгодной и после переходного периода, необходимо разрабатывать в том числе и способы снижения себестоимости. В российских условиях, правда, это почти всегда — синоним резкого снижения качества.

"Петербургский Детройт" в цифрах

Открывшийся ровно два года назад (в сентябре 2010-го) завод Hyundai стал лидером по количеству выпускаемых в регионе машин — 39% местного производства в 2011 году (139 тыс. автомобилей). По словам экспертов, большие объемы производства объясняются попаданием в целевую аудиторию и доступной ценой.

Петербургский завод Toyota (открылся в 2007-м) в 2009 году подписал соглашение о продлении режима промсборки до 2020-го при условии наращивания производства до 150 тысяч автомобилей в год "со штамповкой и окраской кузовов".

Концерну General Motors, который тоже недавно подписал новое соглашение о промсборке, придется увеличивать выпуск автомобилей. Заявленные планы для петербургского завода — 320 тысяч автомобилей в год (против нынешних 98 тысяч).

Автозавод Nissan к 2015 году планирует увеличить объемы производства до 125 тысяч машин, вложения в расширение завода оцениваются примерно в 167 млн евро.

Первопроходец российской сборки иномарок Ford решил развивать свои производственные возможности вдали от Северо-Запада. Под Петербургом останется лишь сборка двух моделей, объемы производства которых к 2020 году практически не изменятся.

ИИ «Бизнес.ру» 20.09.12г.

ВТО: режим наибольшего благоприятствования или ненужное бремя?

Помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что процесс вступления России во Всемирную торговую организацию может завершиться на министерской встрече ВТО 15 декабря. Таким образом, в 2012 году членство нашей страны в этой организации, скорее всего, станет свершившимся фактом. Попробуем понять, как данное событие повлияет на различные секторы российского фондового рынка.

Говоря о вступлении России в ВТО, следует оговориться, что до середины декабря, когда должно будет принято окончательное решение по данному вопросу, все еще возможны любые неожиданности. Недаром переговоры тянутся с 1990 года, когда СССР получил статус наблюдателя в организации. В текущей ситуации Россия полностью готова к вступлению в ВТО, более того, можно сказать, что несколько последних лет наша страна ведет внешнеторговую деятельность по правилам, очень близким к тем, что существуют в этой организации. Сближены различные техрегламенты, гармонизирован таможенный тариф, приведены в соответствие со стандартами таможенные пошлины. Остаются лишь различные политические препятствия, но и они кажутся окончательно преодоленными после достижения согласия с Грузией.

Основная цель ВТО – обеспечить одинаковые соревновательные условия для товаров, услуг и инвестиций на экономическом пространстве всех ее стран-членов. Организация ратует за тарифное регулирование внешней торговли (т.е. посредством таможенных пошлин) и за отход от нетарифного регулирования (т.е. посредством квотирования, мер лицензирования, стандартизации и т.п.). Кроме того, в рамках ВТО происходит унификация и упрощение таможенного законодательства и процедур. Все эти факторы, разумеется, выгодны для российских экспортеров, которым станет проще действовать в условиях, когда законодательство разных стран основано на общих правилах. Кроме того, вступление в ВТО исключает возможность введения заградительных пошлин на экспортируемую российскую продукцию, тогда как в текущем положении РФ не имеет действенных инструментов защиты национальных производителей. Помимо этого, соглашения ВТО не исключают возможности введения антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Таков общий фон, однако попробуем проанализировать, как вступление России в данную организацию скажется на различных отраслях национальной экономики и фондового рынка.

Нефтегазовый сектор. Для нефтянки вступление в ВТО носит нейтрально-положительный характер: компании сектора получат дополнительную защиту от таможенной дискриминации тарифного и нетарифного характера. Вместе с тем не стоит ждать отмены экспортных пошлин, так как основополагающее Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) предусматривает их сохранения для устранения критического недостатка какого-либо вида продукции на внутреннем рынке. Я полагаю, что правительство в полной мере воспользуется данным пунктом и продолжит ограничивать экспорт нефтепродуктов. Ранее пунктом противоречий были внутрироссийские цены на газ, которые ЕС требовал выровнять с мировыми. Однако РФ удалось снять это требование, и сейчас подобные инициативы исходят главным образом от нефтегазовых компаний.

Металлургия и угольная промышленность. Продукция российской металлургической отрасли – одна из самых дискриминируемых в мире, поэтому снятие данных ограничений должно положительно сказаться на ориентированных на экспорт металлургах и угледобывающих компаниях. Следует отметить, что дискриминируют российскую продукцию такие потенциально крупные ее потребители, как США, Китай, Япония, а также другие страны АТР. При этом продукция более низких переделов (руда, слябы) дискриминируется в большей степени. Соответственно, в выигрыше от членства в ВТО будут компании, которые немалую часть своей продукции отправляют на экспорт. Это прежде всего СУЭК, Мечел, Северсталь, Евраз.

Химическая промышленность (производство удобрений). Вступление в ВТО нейтрально для данного сектора, так как основной пункт, который мог оказать какое-либо влияние, – цены на природный газ – был снят с обсуждения. Российские удобрения не являются сильно дискриминируемой продукцией, однако вступление в ВТО позволит исключить всякую возможность дискриминации со стороны основных торговых партнеров.

Финансовый сектор. Здесь ситуация сильно измениться не должна. На рынке финансовых услуг доминируют российские банки и уже существуют весьма высокие барьеры для входа новых игроков. В сегменте розничного кредитования соотношение долей российских и иностранных банков составляет примерно 60%, в остальных сегментах более 80% доли рынка контролируется российскими банками. Кроме того, значительную долю рынка занимают госбанки, которые имеют доступ к дешевому фондированию, а постепенное снижение темпов инфляции позволяет им предлагать приемлемые для населения ставки по кредитам. На руку госбанкам и их широкая филиальная сеть. Поэтому я не вижу большой угрозы бизнесу Сбербанка и ВТБ при вступлении России в ВТО.

Потребительский сектор. Со вступлением России в ВТО положение здесь существенно не изменится. Фактически данный сектор уже поделен российскими игроками, и даже гигант Wal-Mart после нескольких попыток закрепиться на российском рынке был вынужден с него уйти. Снижение пошлин на импортируемые продукты питания и одежду должно положительно сказаться на бизнесе ритейлеров, так как сократятся соответствующие статьи затрат. Однако то, что хорошо для ритейлеров, не так хорошо для сельхозпроизводителей.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность. Это один из самых проблемных секторов, который рискует пострадать от вступления страны в ВТО. Резко сокращается пошлина на мясные продукты, что может отрицательно повлиять на такие компании, как Черкизово или ОМПК. Но все же они обладают достаточно высокими уровнями рентабельности и имеют собственную производственную базу, поэтому эффект от упрощения процедуры импорта мяса будет минимизирован. Что касается злаковых культур, то российское производство полностью удовлетворяет внутренние нужды, а часть продукции идет на экспорт, поэтому здесь эффект также будет минимальным. Проблемы могут ждать сегмент производства овощей и фруктов, где российская продукция имеет низкую конкурентоспособность по сравнению с иностранной. Однако в рамках ВТО предусмотрено специальное соглашение по сельскому хозяйству, которое позволяет вводить дополнительные пошлины, если цена импортной продукции намного ниже цены отечественной. Данное соглашение также не запрещает меры государственной поддержки отрасли.

Фармацевтика. Вступление в ВТО не должно оказать значительного влияния, ни на производителей лекарственных средств, ни на аптечные сети. Простые лекарственные средства, которые выпускаются в России, в любом случае будут дешевле зарубежных аналогов, а более сложная продукция либо в России не производится, либо вообще не облагается пошлинами, либо существующие пошлины очень низки. Уровень пошлин на ввоз фармацевтической продукции в Россию составляет лишь 5-10% (в редких случаях 15%) от их стоимости, что считается низким уровнем.

Машиностроение. Многие считают, что данный сектор российской промышленности при вступлении в ВТО умрет, однако это не так. Действительно, иностранная продукция данной отрасли облагается весьма высокими пошлинами, но российским потребителям не стоит ждать их значительного снижения. К примеру, пошлина на автомобили иностранного производства, бывшие в употреблении 3-7 лет, сейчас составляет 25%, но не меньше определенной фиксированной суммы с кв. см объема двигателя. После вступления в ВТО в течение 7 лет ее опустят до 20%, а фиксированная сумма снизится на 20%. Ставки пошлин на автомобили, бывшие в эксплуатации более 7 лет, скорее всего, не изменятся. Значительное снижение пошлин может произойти лишь по новым автомобилям, но иномарки наиболее популярной в России бюджетной ценовой категории уже производятся внутри страны, поэтому это не окажет заметного влияния на главных представителей отрасли – АВТОВАЗ, Соллерс и КАМАЗ. России также удалось отстоять высокий уровень таможенного тарифа на импортные самолеты и крупные суда. Снижение тарифа произошло лишь по товарным позициям, которые в России почти не производятся (малые самолеты и суда), а также по запчастям. Пошлины же по остальным товарным позициям сектора значительно уменьшены не будут.

Транспорт. Существенного изменения ситуации ждать не стоит, так как России удалось отстоять сохранение текущего уровня таможенного тарифа, произошло лишь небольшое его сокращение на транспортные средства иностранного производства. Исключение составляют малые самолеты и суда, а также запчасти.

Электроэнергетика. Сектор ориентирован в основном на внутреннее потребление, которое замкнуто и огорожено Единой энергетической системой, поэтому вступление в ВТО, занимающуюся внешнеторговым регулированием, его затронет слабо. Интер РАО ЕЭС является практически монополистом в сегменте экспортных поставок электроэнергии, в тарифах компании для иностранных потребителей нет признаков субсидий или демпинга, поэтому компания лишь выиграет, будучи защищена от возможности введения заградительных пошлин на ее электроэнергию. Следует отметить, что к факту вхождения РФ в ВТО неверно привязывается намерение энергетических компаний повышать тарифы. Соглашения данной организации не предусматривают требований по повышению внутренних цен, и это скорее частная инициатива.

Телекоммуникации. Влияние вступления в ВТО на данный сектор будет минимальным: конкуренции со стороны иностранных операторов ждать не стоит, так как тарифы внутри России привлекательнее предложений крупнейших иностранных компаний, а рынок уже поделен существующими игроками. Небольшое положительное влияние будет происходить от снижения пошлин на ввозимое телекоммуникационное оборудование.

Высокотехнологичный сектор. В теории он должен пострадать более остальных, так как пошлины на ввозимую продукцию этой отрасли будут снижены максимально. Но здесь есть ряд ограничивающих возможное отрицательное влияние факторов. Во-первых, российские высокотехнологичные компании используют иностранную компьютерную технику и производственное оборудование, следовательно, снижение пошлин должно уменьшить издержки. Во-вторых, наши производители зачастую производят лицензионные копии иностранных моделей, что сводит на нет отрицательное влияние снижения пошлин. В-третьих, отечественные предприятия данной отрасли производят продукцию со средней добавленной стоимостью, выпуск которой выгоднее осуществлять внутри страны. В-четвертых, значительная часть российских высоких технологий связана с госсектором и госзакупками, на которые соглашения ВТО не распространяются. Наконец, российские информационные технологии лишь выиграют от членства в данной организации, так как это должно повысить уровень защиты интеллектуальной собственности.

Подводя итог, можно сказать, что за исключением отдельных сегментов российского рынка вступление ВТО либо не изменит ситуации, либо улучшит ее. В тех же сегментах, где есть риск ухудшения положения отечественных производителей, у государства остается возможность их поддержать путем введения специальных пошлин или госзакупок. Что же касается потребителей, то вступление в ВТО практически однозначно скажется на них положительно: компонент ввозных пошлин в ценах сократится, что, конечно, вряд ли приведет к их снижению, но позволит замедлить их рост.

«TKS.ru» 19.09.12г.

Пропускная способность таможенного российско-абхазского поста увеличилась

Новые технологии позволили ускорить досмотр туристов и машин, пропуская через границу в три раза больше авто.

В период сезона отпусков поток граждан и транспорта, пересекающих границу России и Абхазии, в несколько раз превысил пропускную способность многостороннего автомобильного пункта пропуска "Адлер".

Несмотря на существующую возможность пересечения границы России и Абхазии морским и железнодорожным транспортом, большая часть направляющихся в соседнюю страну россиян по-прежнему выбирает автомобильное сообщение.

При проектировке и строительстве новой территории пункта пропуска, введенной в эксплуатацию в середине марта, планировалось увеличение пропускной способности в три раза – с 650 до двух тысяч машин в сутки. Однако возросший интерес российских туристов к недорогому, по сравнению с черноморским побережьем России, отдыху в Абхазии, привел к резкому увеличению числа проезжающих через границу авто. В сезон летних пиковых нагрузок (с конца июля до начала сентября), через пост проезжало до 5400 машин с 42 тыс.пассажиров ежедневно.

"Со своей стороны руководство Сочинской таможни и таможенного поста МАПП Адлер совместно с пограничной службой продолжают поиск и использование дополнительных рычагов для обеспечения комфортного и быстрого пересечения границы физическими лицами и транспортными средствами, – прокомментировала "ФедералПресс.Юг" главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Сочинской таможни Татьяна Пономаренко. – В качестве дополнительного инструмента, который позволяет еще более ускорить пересечение границы транспортными средствами – внедрение реверсивного движения". Для распределения нагрузки в утреннее время, когда в Абхазию направляется поток туристических автобусов и легковых машин, дополнительно задействуется полоса на выезд.

И, наоборот, в вечернее время, когда основной поток транспорта направляется в Россию, дополнительно используется полоса на въезд.