Сегодня 25 ноября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Обзор публикаций (19.09 - 20.09.2012)

PDFПечатьE-mail

ИА «ПРАЙМ» 20.09.12г.

До конца сентября плана по доходам ФТС должны скорректировать - правительство РФ

Правительство РФ до конца месяца скорректирует план по доходам Федеральной таможенной службы в 2012 году, сообщил глава ведомства Андрей Бельянинов.

"Буквально до конца месяца должна произойти корректировка", - сказал он.

В августе глава ФТС сообщал, что план по доходам составляет 6,580 триллиона рублей, но не исключал корректировки, связанной с мировой конъюнктурой, возможно, в сторону уменьшения.

«Таможня.ру» 17.09.12г.

Утилизационный сбор

1 сентября 2012 года вводится утилизационный сбор на транспортные средства ввозимые на территорию Российской Федерации.

Правилам исчисления и уплаты утилизационного сбора была посвящена пресс-конференция, организованная ФТС России 29 августа 2012 года.

На пресс-конференции выступил Хакимов Рустам Фиккиевич, заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России.

Рустам Хакимов: «У нас с 1 сентября 2012 года вступает в силу положение Федерального закона от 28 июля 2012 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В целях обеспечения экологической безопасности вводиться система утилизационных сборов за каждое колесное транспортное средство.

Законом определены лица, которые признаются плательщиками утилизационных сборов. Это лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, которые осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, и лица, которые приобрели транспортные средства у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор в рамках этого закона.

Также законом определены категории транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. Это те транспортные средства, которые ввозятся переселенцами, участниками государственных программ по переселению, ввозятся и принадлежат дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, транспортные средства, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, не предназначенные для коммерческих перевозок, также транспортные средства, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя обязательства по их безопасной утилизации. Еще транспортные средства, которые ввозятся с территорий государств-членов Таможенного союза и являются товарами Таможенного союза на условиях, определяемых правительством Российской Федерации. Последняя категория, по которой не уплачивается утилизационный сбор, это транспортные средства, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области до 1 апреля 2016 года, и используются как средства международной перевозки.

Законом будет определено, что паспорт транспортного средства будет выдаваться только на транспортные средства в отношении, которых утилизационный сбор уплачен или не подлежит уплате. Также законом определено, что не допускается взимание утилизационного сбора с собственников транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор уплачен, или принято предусмотренное обязательство по его дальнейшей утилизации, то есть второй раз за одно и тоже транспортное средство утилизационный сбор не может быть уплачен.

В целях реализации положений Федерального закона в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации об утилизационном сборе.

Проектом постановления предусмотрены порядок взимания утилизационного сбора и его размеры, федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на взимание утилизационного сбора (постановлением Правительства этим органом является Федеральная таможенная служба). Также определены виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, виды и категории транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, в отношении которых утилизационные сборы не уплачиваются. Установлены порядок и условия принятия организациями на себя обязательств в отношении обеспечения безопасной утилизации изготовленных ими транспортных средств и условия, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза и имеют статус товаров Таможенного союза.

Так как проектом постановления предусмотрено, что Федеральная таможенная служба уполномочена на взимание утилизационных сборов, поэтому я хотел бы подробнее остановиться на порядке взимания утилизационного сбора.

Необходимо отметить, что при взимании утилизационного сбора будут два случая, в которых Федеральная таможенная службы будет взимать утилизационный сбор. Когда сбор будет уплачиваться за транспортное средство, произведенное на территории Российской Федерации организациями-изготовителями, принявшими на себя обязательства по безопасной утилизации произведенных ими транспортных средств. Второй случай, это когда сбор будет уплачиваться за транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию физическими, юридическими лицами, за исключением транспортных средств освобожденных от его уплаты.

Первый случай, когда транспортное средство будет произведено в Российской Федерации. Если производитель принял на себя обязательство по последующей утилизации транспортного средства, то в этом случае утилизационный сбор не будет уплачиваться. То есть организация-производитель не будет обращаться в Федеральную таможенную службу и в паспорте транспортного средства предполагается, что они будут проставлять отметку о том, что организация приняла на себя обязательства по дальнейшей утилизации.

Если производитель будет обязан выплачивать утилизационный сбор, то производитель будет обращаться в Федеральную таможенную службу, будет оплачивать утилизационный сбор на счет Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации, который будет размещен на сайте Федеральной таможенной службы. Также этот счет и код бюджетной классификации уже доведен до таможенных органов Российской Федерации, которые уже на своих информационных стендах должны его разместить в самое ближайшее время, где можно узнать по какому счету и какому коду бюджетной классификации платить эти деньги. После уплаты организация заполняет формуляр, где будут указаны VIN, номер машины, модель, марка и, в зависимости от того по каким техническим характеристикам необходимо будет уплачивать утилизационный сбор, будет заполнен либо объем двигателя, либо полная масса. И предоставляется расчет по каждому транспортному средству на сумму утилизационного сбора.

После того, как предоставлен формуляр вместе с документами, подтверждающими сведения в формуляре (одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности либо иные документы, которые предусмотренные проектом постановления), таможенные органы будут обязаны заполнить таможенный приходный ордер на каждое транспортное средство и проставить отметку в паспорте транспортного средства. Если будет уплачен утилизационный сбор, то, соответственно, будет проставлена отметка в паспорте транспортного средства, что утилизационный сбор уплачен, и номер таможенного приходного ордена. Так как паспорт транспортного средства в данной ситуации не выдается таможенным органом, а производитель будет предоставлять этот паспорт транспортного средства в таможенный орган, то будет внесена отметка в паспорт транспортного средства и поставлена личная номерная печать инспектора, который будет в данной ситуации контролировать правильность расчета утилизационного сбора и оформлять таможенный приходный орден.

Если транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию, то импортер, который ввозит транспортное средство с территории государств не третьих стран, не государств-членов Таможенного союза, также будет обязан уплатить утилизационный сбор на тот же самый счет и по тому же самому коду бюджетной классификации. В этой ситуации инспектор также проверит правильность данных, которые поданы в формуляре, и выпишет таможенный приходный ордер. Так как функция по выдачи ПТС, ввозимых в Российскую Федерацию, возложена на Федеральную таможенную службу, после того как будет выписан таможенный приходный орден, инспектор заполняет паспорт транспортного средства, в котором уже будет стоять отметка, что утилизационный сбор уплачен и номер таможенного приходного ордера.

По транспортным средствам, которые попадают в льготу и утилизационный сбор не будет уплачиваться, таможенный приходный ордер не будет заполняться и в паспорте транспортного средства будет стоять отметка, что утилизационный сбор не уплачивается в соответствии со п.6 ст. 24 Федерального закона № 128. Также будет указан номер абзаца – либо это переселенец, либо дипломатическая машина, либо другие условия, которые перечислены в Федеральном законе.

Если транспортное средство будет ввозиться в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, то таможня будет смотреть, все ли соответствует условиям, предусмотренным проектом постановления. Если условия соответствуют, и уплата утилизационного сбора не предусмотрена, то в этой ситуации также будет заполняться паспорт транспортного средства без таможенного приходного ордера. Будет написано, что утилизационный сбор не уплачен, и проставлена отметка в соответствии с какой статьей. Если условия не будет соответствовать условиям, которые предусмотрены проектом постановления, то на ряд транспортных средств, которые завозятся с территорий государств-членов Таможенного союза, возможно, будет уплачиваться утилизационный сбор.

Хотелось бы отметить, что механизм взимания утилизационного сбора является новым этапом не только для участников внешней экономической деятельности, но также и для таможенных органов, поэтому Федеральная таможенная служба со своей стороны провела комплекс мероприятий (и до сих пор еще реализует этот комплекс мероприятий), направленный на минимизацию возможных сложностей связанных с этим».

«TKS.ru» 20.09.12г.

Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службой

«Волгоградская таможня информирует участников внешнеэкономической деятельности и всех заинтересованных лиц о вступлении в силу с 10.09.2012 приказа ФТС России от 18.04.2012 № 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службой и определяемых ею таможенных органах по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза»

В целях ускорения получения предварительного решения при подготовке заявления на его принятие, следует учитывать имеющиеся полномочия у таможенных органов по группам товаров, установленных приказом ФТС России от 20.06.2012 № 1219 «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами».

Сайт радиостанции «Вести FM» 20.09.12г.

ФТС озаботилась юридической чистотой почтовых посылок

Федеральная таможенная служба готовит предложения для изменения законодательства в целях предотвращения перемещения контрафактной продукции посредством международных почтовых отправлений, сообщил начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Петр Баклаков. В чем суть проблемы, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: "Одна из главных проблем, которую необходимо решить, - это перемещение контрафактной продукции посредством сети Интернет", - сказал Петр Баклаков. Эти товары поступают в основном через международные почтовые отправления. Первый и самый простой способ борьбы - разрешить вскрывать почтовые отправления, если появляются какие-то подозрения. Но это тупиковый путь и в процедурном отношении, и в юридическом, полагает партнер Юридической компании "Пепеляев групп", куратор практики таможенного права Галина Баландина.

Баландина: Процедурный тупик, потом что скорость оформления почтовых отправлений будет снижена. И так мы не чемпионы в этом плане. И второе, чисто юридически: если я заказываю что-то для себя лично в интернет-магазине, это вовсе не означает, что я рассчитываю получить именно контрафакт. И очень сложно будет доказать, что физлицо имело намерение совершить именно такое нарушение.

Гололобов: Напомню, речь, судя по заявлению чиновника, идет о контрафакте. Не путать с контрабандой. Контрафакт - это любой товар, на котором незаконно размещен товарный знак. Также в ряде случаев контрафактом можно считать товар, который ввезен против воли правообладателя. Т.е. количественные показатели не важны. Посылка больше тридцати килограммов либо стоимостью более двухсот долларов так и так подлежит таможенному налогообложению. Здесь же важна именно юридическая чистота товара. Если Adidas, то настоящий. Так вот, ответственность за недопущение рассылки контрафакта должны нести торговые сети, убеждена Галина Баландина.

С другой стороны, как заграничный интернет-магазин, в котором российские граждане закупают товары, заставить не продавать контрафакт? Руки российского законодательства до него могут не дотянуться. В-общем, это большая проблема, наличие которой подтвердил Петр Баклаков. Тем не менее, первые успехи в борьбе с почтовым контрафактом у российской таможни уже есть. Так, Северо-Западное и Центральное таможенные управления в ряде случаев смогли доказать, что партии товаров перемещаются не для личного пользования, а в коммерческих целях.

ИА «ИТАР-ТАСС – Кубань», «Единый информационный центр», «Деловая газета – Юг», «Альта – Софт», «TKS.ru», «Виртуальная таможня» 20.09.12г.

Основные итоги деятельности Южного таможенного управления по защите прав интеллектуальной собственности за 8 месяцев 2012 года

Защита прав интеллектуальной собственности продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности как государства в целом, так и таможенных органов в частности. Таможенные органы Южного таможенного управления (далее – ЮТУ) активно и, как показывает практика, эффективно ведет борьбу с распространением контрафакта.

Так, за 8 месяцев текущего года таможенными органами ЮТУ выявлено около 2 млн. 800 тыс. контрафактных товаров. Уже сейчас это в 3,5 раза больше, чем было выявлено за весь 2011 год. По фактам нарушений исключительных прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности таможнями региона возбуждено 114 дел об административных правонарушениях (далее – АП) по статье 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака», 5 дел об АП по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских прав».

Расширяется номенклатура контрафактных товаров. Если в прошлом году наибольший удельный вес приходился на канцелярские товары, то по результатам 8 месяцев текущего года среди контрафактных товаров преобладают зажигалки.

В частности, в регионе деятельности Таганрогской таможни в рамках рассмотрения дела об АП по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ были изъяты товары: зажигалки, маркированные товарными знаками «CRICKET», «FEUDOR», а также парфюмерия различных известных торговых марок. Связавшись с правообладателями, сотрудники таможни выяснили, что изъятый товар не соответствует качеству, установленному производителем. Решением Таганрогского городского суда 1 миллион 320 тысяч единиц изъятого товара были признаны контрафактной продукцией, которая подлежит конфискации с последующим уничтожением.

Значительную долю контрафактных товаров, как и в прошлом году, составляют канцелярские товары, детские игрушки и кондитерские изделия.

Например, в регионе деятельности Ростовской таможни предотвращен ввоз контрафактных шариковых ручек, точилок, содержащих товарный знак ANGRY BIRDS в количестве 29 863 штук.

Основным инструментом таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности остается таможенный реестр.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ведется ФТС России. Так, если при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенные в реестр, таможенным органом будут выявлены признаки нарушения прав правообладателя, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Таким образом, включая объекты своей интеллектуальной собственности в таможенный реестр, правообладатель способствует наиболее эффективной работе таможенных органов по защите своих прав.

До недавнего времени большинство выявленных в ЮТУ контрафактных товаров содержали объекты интеллектуальной собственности, внесенные в реестр. Однако за последние полтора года наметилась устойчивая тенденция увеличения объема выявления контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в реестр не внесенные. Прежде всего это связано с введением в действие нормы «ex-officio» (в переводе с латинского «по долгу», «по службе»). На сегодняшний день таможенными органами ЮТУ наработана достаточно обширная практика реализации дополнительных полномочий по защите прав интеллектуальной собственности. За 8 месяцев 2012 года таможенными органами ЮТУ принято 21 решение о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр. По фактам незаконного использования 12 объектов интеллектуальной собственности возбуждены дела об АП. Таким образом, норма «ex-officio» применяется таможенными органами ЮТУ с эффективностью около 57%. Высокая эффективность работы достигнута благодаря активному взаимодействию с правообладателями и их представителями.

Отдельно необходимо отметить такой важный аспект деятельности ЮТУ, как защита Олимпийской символики. От того, насколько эффективной будет работа в этом направлении, во многом зависит успех нашего государства, его авторитет на международной арене.

За прошедший период текущего года таможнями региона было выявлено 364 товара с незаконно нанесенной Олимпийской символикой, еще около 10 000 товаров в этом году признаны судами контрафактными. По фактам незаконного использования Олимпийской символики возбуждено 4 дела об АП. Кроме того, в рамках взаимодействия должностных лиц таможен и сотрудников органов внутренних дел было возбуждено еще 2 дела об АП.

Расширяется номенклатура контрафактных товаров с Олимпийской символикой. Например, в регионе деятельности Новороссийской таможни из Германии была ввезена партия товара – «половое покрытие», на упаковке которого содержалась надпись «Olympic games 2014/Sochi». Данная партия по согласованию с представителем Оргкомитета «Сочи 2014» была выпущена только после удаления маркировки. На эту тему в СМИ Краснодарского края был снят телерепортаж.

В Ростовской таможне было возбуждено дело об АП по факту незаконного использования изобразительного товарного знака «SOCHI 2014», принадлежащего Оргкомитету «Сочи 2014», на стеклянных бутылках для алкогольных напитков. В настоящее время по данному делу вынесено решение суда в пользу Ростовской таможни.

В регионе деятельности Сочинской таможни в ходе таможенного контроля пассажиров международного авиарейса был выявлен товар – футболки мужские. Футболки были упакованы в 4 полиэтиленовых пакета по 5 штук, причем в каждом пакете имелся вкладыш с Олимпийской символикой. От правообладателя АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» в ответ на заявление таможни поступило письмо о нарушении его прав, на основании чего возбуждено дело об АП по статье 14.10 КоАП «Незаконное использование товарного знака». В настоящее время ведется административное расследование.

РИА «Аверс» 19.09.12г.

Операция «Звезда Каспия-2012». Завершающий этап

В рамках проходящих стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2012» и второго этапа оперативно-профилактической операции «Звезда Каспия-2012», в ближайшее время на территории Астраханской области будет осуществлён ряд мероприятий, целью которых является отработка совместных практических действий силовых и правоохранительных структур по пресечению каналов поставок наркотиков афганского происхождения через акваторию Каспийского моря (выявление фактов контрабанды и задержание контрабандистов).

В учениях примут участие сотрудники Регионального управления ФСКН России по Астраханской области, Астраханской таможни, Пограничной службы ФСБ России и военнослужащие Каспийской флотилии.

«TKS.ru» 20.09.12г.

О нарушениях таможенных правил пассажирами международных авиарейсов таможенного поста Аэропорт Волгоград

К сожалению, обычно, нарушения таможенных правил совершаются гражданами из-за нежелания внимательно ознакомиться с информацией, расположенной в информационных зонах таможенного поста на стендах и в специальных электронных терминалах.

Большинство дел возбуждено в связи с ввозом и недекларированием гражданами запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, таких как табачные изделия, алкогольные напитки, а также предметов, относящихся к холодному оружию: кастетов, металлических телескопических дубинок. В июне-августе 2012 года должностными лицами таможенного поста Аэропорт Волгоград возбуждено 4 административных дела в отношении физических лиц, перемещающих телескопические дубинки и кастеты.

Также зафиксированы случаи ввоза алкогольной продукции несовершеннолетними вместе с лицами их сопровождающими, сверх установленных норм. В данном случае должностными лицами таможенного поста Аэропорт Волгоград было заведено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 и ч. 1 ст. 16.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ на лицо, сопровождающее несовершеннолетнего.

По завершению административного расследования дело по ч. 1 ст. 16.2 было передано в Дзержинский районный суд города Волгограда. Судья вынес решение о том, что должностные лица поста неправомерно завели дело об административном правонарушении. Тем самым напрашивался вывод, что несовершеннолетние лица могут провозить через таможенную границу алкогольные напитки в любом количестве без ограничений.

Решение суда было обжаловано таможней в Волгоградском областном суде. Судьей Волгоградского областного суда вынесено решение об отмене решения Дзержинского районного суда и о возвращении дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела лицо, сопровождающее несовершеннолетнего, перевозящего алкогольные напитки, было привлечено к административной ответственности.

«Комсомольская правда в Краснодаре», «Деловая газета – Юг», «Югополис», «TKS.ru», «Федерал Пресс» 20.09.12г.

Российско-абхазская таможня всех утроила

Новые технологии позволили ускорить досмотр туристов и машин, пропуская через границу в три раза больше авто

В период сезона отпусков поток граждан и транспорта, пересекающих границу России и Абхазии, в несколько раз превысил пропускную способность многостороннего автомобильного пункта пропуска «Адлер», сообщили «ФедералПресс.Юг» в среду, 19 сентября, в пресс-службе сочинской таможни.

Несмотря на существующую возможность пересечения границы России и Абхазии морским и железнодорожным транспортом, большая часть направляющихся в соседнюю страну россиян по-прежнему выбирает автомобильное сообщение.

При проектировке и строительстве новой территории пункта пропуска, введенной в эксплуатацию в середине марта, планировалось увеличение пропускной способности в три раза – с 650 до двух тысяч машин в сутки. Однако возросший интерес российских туристов к недорогому, по сравнению с черноморским побережьем России, отдыху в Абхазии, привел к резкому увеличению числа проезжающих через границу авто. В сезон летних пиковых нагрузок (с конца июля до начала сентября), через пост проезжало до 5400 машин с 42 тысячами пассажиров ежедневно.

«Со своей стороны руководство Сочинской таможни и таможенного поста МАПП Адлер совместно с пограничной службой продолжают поиск и использование дополнительных рычагов для обеспечения комфортного и быстрого пересечения границы физическими лицами и транспортными средствами, – прокомментировала «ФедералПресс.Юг» главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Сочинской таможни Татьяна Пономаренко. – В качестве дополнительного инструмента, который позволяет еще более ускорить пересечение границы транспортными средствами – внедрение реверсивного движения». Для распределения нагрузки в утреннее время, когда в Абхазию направляется поток туристических автобусов и легковых машин, дополнительно задействуется полоса на выезд. И, наоборот, в вечернее время, когда основной поток транспорта направляется в Россию, дополнительно используется полоса на въезд.

Благодаря новшествам на посту нет очередей даже при многократном увеличении потока машин

Для максимально быстрого документального оформления легкового и грузового транспорта, двигающегося через МАПП «Адлер» на время курортного сезона дополнительно прикомандированы сотрудники с других таможенных постов.

Для ускорения и упрощения таможенного оформления товарных партий, перемещаемых грузовым транспортом, с 1 июля этого года сочинскими таможенниками успешно применяется мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. МИДК, используя проникающее ионизирующее излучение, позволяет за 3–5 минут получить изображение сканированного транспортного средства и перевозимых в нем товаров. Таким образом таможенный контроль осуществляется без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства.

«Я уже 6 лет каждый год посещаю Абхазию через пост в Адлере. Но обычно я бываю там не в сезон, поэтому не сталкиваюсь с огромным числом туристов, которые проходят границу. В этом году, несмотря на большое количество отдыхающих, границу прошла даже быстрее обычного, – рассказывает ставропольский корреспондент «ФедералПресс.Юг» Лариса Бахмацкая, недавно вернувшаяся из отпуска в Абхазии. – Машин было много, но они проезжали очень быстро, буквально через каждые три-пять минут. То есть и досмотр при мне длился 3–5 минут». Однако у журналистки остаются вопросы к организации работы поста: «Хотелось бы больше табличек, которые объясняли бы впервые попавшим на приграничный пункт, куда идти. Туалеты и электронные табло тоже были бы нелишними. Бросается в глаза, что на посту стало чище, а пропускная способность выросла в несколько раз».

Как сообщал «ФедералПресс.Юг», 4 мая специальный представитель президента России в Республике Абхазия губернатор Краснодарского края Александр Ткачев совершил рабочую поездку на границу с сопредельным государством, где в рамках торжественной передачи пограничникам автомашин встретился с президентом Абхазии Александром Анквабом.

Ситуация на российско-абхазской границе в Сочи улучшилась после введения в эксплуатацию нового многостороннего автомобильного пункта пропуска «Адлер». «Новый пункт гораздо лучше, чем то, что было прежде, – отметил в своем микроблоге кубанский губернатор. – Но у меня все равно много претензий. Из 12 окон открыты только два. О людях никто не подумал: нет туалета, питьевой воды. Пограничников и таможенников не хватает. Численность работников пропускного пункта должна быть даже больше, чем нужно! Иначе в пик курортного сезона тут сейчас все загнутся. Осмотр одного автобуса с туристами – 40 минут. Все это непозволительно! Я как представитель президента потребовал немедленно исправить ситуацию. Буду лично контролировать эти перемены. А то меня тут люди попросили приезжать почаще – мол, при мне таможня и пограничники работают быстрее». Судя по оценкам и туристов, и самих работников поста, за несколько месяцев там навели порядок, устранив недочеты.