Сегодня 26 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (06.09.2012)

PDFПечатьE-mail

«Коммерсант» 06.09.12г.

На внешнюю торговлю потратятся по полной программе

Минэкономики сформулировало экспортно-импортные задачи

Минэкономики разработало проект государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД)" на 2013-2018 годы. Среди главных задач, на решение которых ведомство предлагает потратить 1,24 трлн руб. за шесть лет,— рост несырьевого экспорта и выведение российской практики растаможки на уровень лучших мировых стандартов.

Госпрограмма по внешней торговле разработана в рамках идеологии программно-целевого бюджета, на который правительство намерено перейти с 2014 года. Это одна из 40 госпрограмм, находящихся сейчас в разной степени готовности. В отличие от других подобных документов, она не заменяет действующие отраслевые федерально-целевые программы по этой тематике — их просто не существовало. Цель госпрограммы — собрать вместе все бюджетные деньги, выделяемые на развитие ВЭД, и увязать их с задачами государства в этой сфере.

Находившийся вчера на саммите АТЭС во Владивостоке глава Минэкономики Андрей Белоусов назвал главную "политическую" цель программы — вывод России к 2018 году в первую двадцатку стран мира по качеству таможенного администрирования. Речь идет о рейтинге Всемирного банка (Doing Business) по разделу "Условия для трансграничной торговли". По итогам 2011 года, к огорчению российских властей, Россия в этом рейтинге занимает 162-е место из 183-х возможных.

Главная экономическая цель — рост экспорта. В 2014 году относительно 2011-го его стоимость должна вырасти на 35%, в 2018-м — на 63%. Минэкономики надеется, что расти будет вывоз не только сырья, одна из целей — перелом тенденции к снижению доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте и выход на ежегодный рост поставок этих товаров. Помочь этому должны недавно созданное Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (100-процентная "дочка" ВЭБа) и торгпредства России. Для увеличения разнообразия экспорта ведомство планирует удвоение числа компаний-экспортеров к 2016 году. Задача для Таможенного союза (ТС) — рост в 1,5-1,6 раза в 2014 году стоимостных объемов взаимной торговли РФ, Казахстана и Белоруссии.

Общая рассчитанная Минэкономики цена госпрограммы для федерального бюджета на шесть лет — 1,24 трлн руб. Как пояснил "Ъ" начальник отдела развития ВЭД профильного департамента Минэкономики Евгений Денисов, расходы на 2013 год (193,4 млрд руб.) соответствуют суммам, заложенным в проект федерального бюджета-2013, который сейчас готовит Минфин. Траты на госпрограмму в последующие годы (предусмотрен их рост до ежегодных 218 млрд руб. в 2016-2018 годах) еще нуждаются в согласовании с Минфином.

По словам Евгения Денисова, проект госпрограммы согласован с ее участником — Минпромторгом и с соисполнителем — Росграницей. С Федеральной таможенной службой (ФТС) проект согласован частично — таможенники предлагают свои показатели подпрограммы, характеризующие успешность их деятельности. Наконец, с Минфином документ согласован с разногласиями — они, в частности, касаются обоснованности включения в программу некоторых мероприятий финансовой поддержки экспорта. Все противоречия между ведомствами должны быть сняты к 1 декабря, после чего правительство одобрит программу либо отправит ее на доработку. Напомним, согласно майскому указу президента о долгосрочной государственной политике, все основные госпрограммы должны быть готовы до конца 2012 года.

Как утверждается в госпрограмме, она будет увязана с пока не утвержденными правительством дорожными картами Агентства стратегических инициатив — "Поддержка экспорта" и "Совершенствование таможенного администрирования". Последняя вчера проходила экспертное обсуждение в Минэкономики. Как рассказали "Ъ" в ведомстве, пока дорожная карта не предполагает мероприятий, требующих незамедлительного внесения изменений в таможенное законодательство Таможенного союза. Такие изменения, однако, предполагает с 2013 года уже готовый проект правки Таможенного кодекса (ТК) ТС авторства рабочей группы, которую возглавляет глава ФТС Андрей Бельянинов. Документ скорее нацелен на удобство таможенников (см. "Ъ" от 17 июля) и вызывает нарекания со стороны бизнеса — но в Минэкономики вчера сообщили, что ведомство его пока не согласовало, хотя и "не сообщило ФТС России об отказе в согласовании проекта". Работу же над совершенствованием ТК ТС Минэкономики продолжит "в интенсивном режиме и после направления проекта в Евразийскую экономическую комиссию" — напомним, новую редакцию Таможенного кодекса сама ЕЭК намерена написать для ТС после 2015 года.

Вадим Вислогузов, Олег Сапожков

ИА «Прайм» 05.09.12г.

Таможня готова к декларированию 50% грузов стран таможенного союза

Таможенная инфраструктура стран Таможенного союза готова к переходу на электронное декларирование минимум 50% грузопотоков через границу, сообщил министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин.

"Мы ставим во главу угла электронный документооборот, электронную подпись. По максимуму будем уходить от всех бумажных технологий. То есть для нас электронный документ (декларация) будет ключевым документом. Решение о выпуске товара будет приниматься компьютером на основании тех критериев, которые будут заложены в компьютерную программу, - сказал Гошин в ходе заседаний таможенных служб Таможенного союза и СНГ в Петропавловске-Камчатском.

"Решение о выпуске товара будет приниматься автоматически без участия таможенного инспектора. То есть, мы по максимуму постараемся сократить влияние человеческого фактора на принятие таких решений. Минимум 50% товарооборота можно переводить на такую технологию", - добавил он.

По мнению Гошина, введение электронного декларирования товаров позволит резко сократить сроки пребывания грузов на границе. "В первую очередь имеется в виду сухопутная граница. Но с учетом российских реалий, где большая морская граница, технология будет распространяться и на морские воды. Мы предполагаем, что на сухопутной границе грузовой автомобиль будет проводить не более получаса, а может быть и 15 минут. Иначе это абсолютно не производственные затраты", - добавил министр.

Гошин заметил, что будет меняться не только таможенная служба. "Должны меняться и участники внешнеэкономической деятельности. Мы будем смотреть на таможенную, налоговую репутацию этих участников и показывать, что с таможней выгодно работать честно", - подчеркнул он.

Министр считает, что все намеченные планы можно реализовать только при межведомственном взаимодействии таможенной службы, налоговых органов, органов, которые выдают различные разрешения, лицензии и сертификаты, Минсельхозом, ветеринарной службой и другими. "Все это должно быть в электронном виде. Мы понимаем, что это довольно сложный процесс. Поэтому мы будем вносить этот документ на уровень глав государств, чтобы были соответствующие поручения всем ведомствам. В ближайшее время этот документ появится на сайте Евразийской экономической комиссии для изучения", - сказал Гошин.

По словам руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова, в ходе совещаний были обсуждалось взаимодействие таможенных служб в вопросах обмена информацией между таможенными органами разных стран в области контроля за перемещением объектов интеллектуальной собственности, определения таможенной стоимости товара, осуществления пост-таможенного контроля, а также модернизации программных средств межгосударственных информационных систем таможенных служб.

"Мы планируем продолжать работу по реформированию таможенной службы. В частности, ввести в действие центры электронного декларирования", - сказал Бельянинов.

В заседаниях приняли участие главы таможенных служб России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

По результатам прошедших на Камчатке совещаний утвержден порядок обмена информацией между таможенными органами о нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза, выявленных при таможенном контроле после выпуска товаров, единые подходы при отнесении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС, к товарам для личного пользования, технические условия обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов. Также подписан протокол о взаимодействии таможенных органов стран-участников СНГ при осуществлении таможенного контроля, передает РИА Новости.

«Виртуальная таможня» 05.09.12г.

Руководители таможенных служб стран Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ обсудили вопросы сотрудничества

Госдума РФ готова всемерно способствовать тому, чтобы в рамках Таможенного союза были предприняты комплексные меры, позволяющие таможенным службам успешно работать.

Руководители таможенных служб стран Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ обсудили в среду, 5 сентября, вопросы сотрудничества на Камчатке. В заседании, которое состоялось на Камчатке, приняла участие председатель комитета Госдума по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

В своем выступлении парламентарий отметила, что во многом от собравшихся на этой встрече зависит, насколько граждане смогут позитивно ощутить на себе преимущество нового экономического сотрудничества и создания таможенного союза.

Кроме того, Яровая предложила сделать предметом рассмотрения будущих встреч вопросы противодействия коррупции. «Эта тема очень деликатная, но чрезвычайно важная, - заметила глава думского комитета. - Потому что она предполагает, прежде всего, комплексные меры, направленные на формирование высокого профессионализма и высокого уровня ответственности».

По словам депутата, сегодня законодательство стран в сфере таможенного регулирования гармонизируется. «Полагаю, что в рамках таможенного сотрудничества, вопросы гармонизации могут коснуться и противодействия противоправному поведению и противоправным проявлениям в самой таможенной службе, - подчеркнула Яровая. - Со своей стороны хочу сказать, что парламент Российской Федерации, это неоднократно подчеркивал и председатель Госдумы Сергей Нарышкин, готов всемерно способствовать тому, чтобы в рамках Таможенного союза со стороны парламентов России и других государств были предприняты комплексные меры, позволяющие таможенным службам успешно работать».

Председатель думского комитета пожелала форуму успешной работы и решений на благо жителей стран СНГ.

Официальный сайт партии «Единая Россия»

«TKS.ru» 05.09.12г.

С 2013 года в странах Таможенного союза буден введен ПТС единого образца

С 1 января 2013 года в странах Таможенного союза (ТС) – России, Белоруссии и Казахстане – возможно, будет введен единый образец паспорта транспортного средства (ПТС).

По словам директора Агентства деловых связей Валентина Лопана, этот шаг связан, в целом, с необходимостью унификации документов в рамках ТС и, в частности,с проставлением в ПТС отметки об уплате утилизационного сбора.

Паспорт транспортного средства был и раньше. При поставке автомобилей из Белоруссии и Казахстана в Россию ПТС выдавала таможенная служба при предъявлении определенных документов. Затем на основании этого ПТС российский потребитель ставил технику на учет. Сейчас в рамках Единого Экономического пространства решили унифицировать форму этого документа, чтобы он был одинаковым для всех.

В новом ПТС должна появиться графа, в которой будет проставлена отметка об уплате утилизационного сбора. Согласно постановлению российского правительства, с 1 сентября 2012 года без этой отметки ПТС не выдают, и машину нельзя поставить на учет.

В соответствии решением Совета ЕЭК от 20 июля 2012 года Россия, Белоруссия и Казахстан до 1 октября 2012 года должны провести переговоры по проекту соглашения о введении единых форм ПТС (паспорта шасси транспортного средства), паспорта самоходной машины и других видов техники с тем, чтобы соответствующее соглашение могло вступить в силу с 1 января 2013 года.

«Гудок», 05.09.12г.

Защита инициативой

Дума поможет договориться с таможней

Комитет Государственной думы по транспорту инициирует создание новой межотраслевой структуры по регулированию внешнеэкономической деятельности.

Заместитель председателя комитета по транспорту Михаил Бричак рассказал «Гудку», что новая структура должна появиться на учредительном съезде. Он запланирован на первую половину сентября. Полное её название – Координационный совет по нормативному регулированию и практике таможенного оформления грузов. Предполагается поставить перед советом несколько первоочередных задач: выявление несоответствий внутриведомственных документов, регламентирующих работу таможенных органов, федеральному законодательству, приведение таможенного права в соответствие с международными нормами, ликвидация в нормативной базе таможни элементов, потенциально способных порождать коррупцию и сращивание интересов государственных и коммерческих структур.

«Существующая практика работы таможни создаёт колоссальные проблемы для транспортников и грузовладельцев, – говорит Михаил Бричак. – Они в виде себестоимости транспортной составляющей потом ложатся на плечи конечных потребителей. Мы наблюдаем отсутствие координации действий таможни как с другими государственными структурами, так и с непосредственными участниками экономической деятельности».

Комитет Госдумы, проведя консультации с участниками внешнеэкономической деятельности, пришёл к выводу, что необходимо появление нового объединения, которое бы консолидировало интересы различных структур. Но важно также наделить его реальными возможностями оказывать влияние на ситуацию.

«Можно сказать, что формирующийся совет имеет ключевое отличие от уже существующих объединений схожего профиля, – уверен депутат. – Он формируется непосредственно по инициативе высшего органа законодательной власти. Мы, консолидируя инициативы и пожелания хозяйствующих субъектов, можем в кратчайшие сроки формировать законопроекты либо парламентские обращения в органы власти. Это даёт основания надеяться на положительный результат».

В самом совете, помимо депутатов, на начальном этапе будут состоять представители Минэкономразвития, ФАС России, Евразийского экономического сообщества, Торгово-промышленной палаты РФ, Гильдии экспедиторов России, АСМАП, ряда крупных непосредственных участников экономической деятельности. Таких, в частности, как ОАО «РЖД» и ОАО «ОХК «Уралхим».

Заместитель начальника Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Юрий Сиротич отметил, что новый совет за счёт прямого патронажа над ним законодательного органа может более эффективно решать задачи улучшения работы таможни.

«Для нашего холдинга было бы актуально, если создаваемый совет внесёт в свою повестку изучение возможности таможенного администрирования груза при пересечении границы на базе стандартных документов перевозчика, – сказал он. – Это могло бы сделать параметры таможенного контроля менее объёмными, что ускорило бы пересечение грузами границ при выполнении межгосударственных перевозок».

По словам президента Гильдии экспедиторов Семёна Резера, у создаваемой организации будут два принципиальных отличия от уже существующих схожих структур – нацеленность не на поддержку отдельных проектов, а на организацию системного взаимодействия хозяйствующих субъектов с таможней. «Решения совета можно будет без задержек преобразовывать в проекты нормативных документов и официальные парламентские обращения в органы исполнительной власти. Такой подход в России будет применяться впервые», – добавил глава организации.

Леонид Григорьев