Сегодня 27 мая 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (08-13.08.12)

PDFПечатьE-mail

Наша Абхазия04.08.2012

Сочинские врачи отказались помочь 5-летнему мальчику в Абхазии

30 июля сотрудники скорой помощи отказались направлять по вызову карету скорой помощи из-за пробок. Происшествие случилось на российской стороне абхазского участка российско-грузинской границы, сообщает sochi-24.ru.

Бабушка, отдыхающая в Гагре с двумя маленькими внуками, заметила, что 5-летнему Матвею стало плохо. На местной карете скорой помощи ребенок был доставлен в больницу, где врачи Гагры посоветовали срочно доставить ребенка в сочинское отделение. У мальчика поднялась высокая температура и медики предполагали диагноз "аппендицит".

"Моя мама с двумя детьми срочно направилась на российско-абхазскую границу - рассказала мать детей. - Около 19 часов старший смены сочинской таможни вызвал скорую помощь для ребенка. Спустя три часа, в 21.15 мск сотрудник таможни перезвонил в скорую, чтобы уточнить где находится машина, потому что ребенок даже не мог стоять, а температура поднялась до 39 градусов. На это оператор скорой помощи ответила, что машину на границу даже не посылали, поскольку у врачей много вызовов и они могут застрять в пробке, хотя вызов был принят", - сообщила женщина.

Измученной бабушке пришлось в 22 часа везти детей обратно в Гагру, где утром мальчику оказали медицинскую помощь. По данному факту мать детей обратилась с жалобой на действия сочинского медперсонала.

Ньюс.ру 1 августа 2012

Скончался подросток из Пензы, отдыхавший в Гаграх. Заподозрили, что из-за пробок на границе с Абхазией

Общественность и СМИ всколыхнуло известие о гибели 13-летнего мальчика из Пензенской области, которому стало плохо на отдыхе в Гаграх. Очевидцы сообщали, что ребенок умер в скорой на абхазско-российской границе - якобы карета скорой помощи, на которой его везли в сочинскую больницу, долгое время простояла в пограничной пробке на жаре. Родственники россиян, отдыхающих в Абхазии, жаловались на гигантские очереди у погранпункта, где приходится часами ждать под палящим солнцем.

Делом занялся детский омбудсмен РФ Павел Астахов. Он выяснил у коллеги в Краснодарском крае Галины Дорошенко, что задержки скорой на границе не было - мальчик скончался во вторник уже в сочинской больнице. Как сообщает сайт VPenze.ru, он умер в результате развившейся на фоне гастроэнтерита сердечной недостаточности.

Скорая довезла ребенка до границы, где передала российским врачам. Медики доставили мальчика в сочинскую больницу в тяжелом состоянии, где он скончался через полчаса. На границе медиков никто не задерживал, говорится в сообщении пресс-службы уполономоченного.

Об очередях на российско-абхазской границе сообщали уполномоченный по правам ребенка в Московской области Валерия Андреева и Ассоциация туроператоров России со ссылкой на председателя Госкомитета по курортам и туризму Республики Абхазия, отмечает телеканал "Вести". Однако сейчас ситуация нормализовалась, и смерть ребенка не может быть связана с ожиданиями на границе, заверил РИА "Новости" начальник погранотряда Службы госбезопасности Абхазии Зураб Маргания.

На прошлой неделе о затруднениях на границе с Абхазией сообщало агентство ИТАР-ТАСС: поток граждан на тот момент вдвое превышал пропускную способность погранпункта в Адлере. В тот момент прогнозировали, что число пересекающих границу только увеличится.

Председатель Госкомитета по курортам и туризму Республики Абхазия Тенгиз Лакербай подтвердила "Интерфаксу", что в начале прошлой недели на границе образовались многокилометровые очереди. В низкой пропускной способности абхазская сторона обвинила российских пограничников, у которых не хватает персонала для работы во всех кабинках паспортного контроля.

Риа новости01/08/2012

Астахов: ребенок умер на границе с Абхазией не из-за задержки скорой

МОСКВА, 1 авг - РИА Новости. Две машины скорой помощи, которые перевозили ребенка из РФ, отдыхавшего в Абхазии, по данным пограничников, не задерживались из-за очередей на границе с Россией; мальчик умер в больнице от острой сердечной недостаточности, сообщила в среду пресс-служба уполномоченного при президенте РФ по права ребенка Павла Астахова.

Ранее сообщалось, что уполномоченному по правам ребенка в Московской области Валерии Андреевой поступило несколько звонков от родственников российских граждан, которые якобы часами стоят на палящей жаре для того, чтобы перейти границу с Абхазией. По их словам, из-за очереди продолжительное время якобы не могла проехать карета скорой помощи, в результате чего погиб ребенок.

"Тринадцатилетний мальчик из Пензенской области умер в результате развившейся на фоне гастроэнтерита сердечной недостаточности. Ребенку стало плохо в городе Гагры (Абхазия). Родители вызвали скорую помощь, которая довезла ребенка до границы с Россией, на границе ребенка передали скорой помощи города Сочи. По сообщению пограничников, задержек не было. Скорая помощь привезла мальчика в сочинскую больницу в 7:05 в тяжелом состоянии, в 7:35 ребенок умер", - говорится в сообщении пресс-службы уполномоченного.

Начальник погранотряда Службы госбезопасности Абхазии Зураб Маргания во вторник заявил РИА Новости, что сообщения об очередях на российско-абхазской границе не соответствует действительности, а также опроверг информацию о якобы погибшем от жары в многочасовой очереди ребенке.

ИА «БИЗНЕС-ТАСС» 08.08.12

Минфин РФ может снизить в сентябре планируемый объем доходов, перечисляемых ФТС в бюджет-2012

МОСКВА, 8 августа. /БИЗНЕС-ТАСС/. Минфин РФ может пересмотреть в сентябре 2012 года в сторону снижения планируемый объем доходов, перечисляемых Федеральной таможенной службой в бюджет текущего года. Об этом сообщил сегодня журналистам глава ФТС Андрей Бельянинов.

Корректировка задания по сбору доходов в бюджет для ФТС связана с падением цен на экспортируемые нефтепродукты и нефть ниже уровня, который планировался при принятии бюджета.

По словам Бельянинова, в настоящее время ФТС должна обеспечить поступление в бюджет в 2012 году 6,580 трлн рублей. На 7 августа в бюджет от таможенников перечислено 3,802 трлн рублей - такой показатель был зафиксирован в прошлом году на 10 сентября.

ИА «ПРАЙМ» 09.08.12

Кабмин РФ рассмотрит законопроект о запрете организациям ФТС заниматься коммерцией

МОСКВА, 9 авг - ПРАЙМ. Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрит законопроект, запрещающий организациям, подведомственным или зависимым от Федеральной таможенной службы (ФТС) России, заниматься предпринимательской деятельностью в области таможенного дела, сообщается на официальном сайте правительства.

Соответствующие изменения предлагается внести в закон "О таможенном регулировании в РФ".

"Принятие законопроекта создаст более благоприятные условия для добросовестной конкуренции юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, что в перспективе приведет к повышению качества и доступности таких услуг и росту данного рынка", - говорится в материалах.

Ранее замглавы МЭР Алексей Лихачев сообщал, что Минэкономразвития к августу представит в правительство РФ предложения по оптимизации работы министерств и ведомств в связи с присоединением России к ВТО.

ИИ biGness.ru 09.08.2012

На роскошных авто таможня "отдыхает"

Вступление России в ВТО преподнесет подарок автопроизводителям и покупателям дорогих автомобилей. Согласно подписанным соглашениям, существенно подешевеет ввоз внедорожников и кроссоверов. Таможенные пошлины на дорогие SUV с объемом двигателя выше 4,2 литра могут составить 10%, а недорогая ввозимая в страну машина будет облагаться пошлиной в 15%.

Об этом сообщает газета "Ведомости", которая изучила протокол вступления РФ в ВТО. Примечательно, что в таможенной номенклатуре пока не определен такой класс автомобилей как SUV. Отсутствует этот специальный код и в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. По словам представителя Евразийской экономической комиссии, эксперты найдут решение до конца текущего года.

Сверхмощные авто в России традиционно считаются одним из атрибутов состоятельности. Наряду со снижением пошлин на авто такого класса, ранее несколько раз торпедировались попытки ввести в стране различные виды налогов на роскошь. Интересно, что, по данным ВЦИОМ, 70% российских граждан выступают за введение отдельного налога на роскошь, но 61% опрошенных убеждены, что богатые все равно найдут способ избежать нового налога.

Россия официально вступит в ВТО с 23 августа 2012 года, после чего страна будет снижать импортные таможенные пошлины на автомобили. Первоначально российские власти должны опустить сборы с ввезенных автомобилей на 5% от ныне действующих. В течение ближайших семи лет, до 2019 года, пошлины должны быть снижены до 15%.

Пошлина на легковые автомобили с двигателем объемом до 2,8 литра, возраст которых не превышает трех лет, к 2019 году снизится до 12,5%. Для внедорожников и кроссоверов, которые в протоколе о присоединении к ВТО обозначаются как Sport Utility Vehicles (SUV), с двигателями объемом от 3,5 литра до 4,2 литра пошлина составит 12,5%, а вот для более мощных моделей снизится до 10%.

При этом уточняется, что в 2015 году ставки автопошлин могут быть пересмотрены, если импорт будет негативно влиять на сбыт продукции разместившихся в нашей стране автомобильных производств.

По данным Федеральной таможенной службы, в первом квартале 2012 года импорт вырос на 19,5 процента и составил 228,5 тысяч единиц общей стоимостью 4,73 миллиарда долларов. Однако дорогие авто составляют среди них совсем небольшую часть, так как импортные автомобили такой мощности из-за своей дороговизны в России не пользуются большим спросом.

Как сообщила изданию "Ведомости" профессор РЭШ Наталья Волчкова, в первом полугодии авто марки Cadillac (все с двигателем более 2,8 литра) было продано в России 1 183 штуки, Mercedes S-класса - 843 штуки, Porsche продано 1 693 единиц. В России такие машины также не производятся, а незначительный объем поступающих в страну автомобилей этого типа не позволяет рассматривать их как значительный источник пополнения бюджета. Тем не менее, ситуация, когда более дорогие и мощные автомобили облагаются более низкой пошлиной, в общественном сознании слишком явно противоречит логике социальной справедливости.

Тем более, когда для более старых иномарок ставится дополнительный барьер в виде утилизационного сбора. С 1 сентября в стране вводится утилизационный экологический сбор. Минимальная цена сбора для новых автомобилей с объемом двигателя не более 2 литров и подержанных электромобилей составит 26,8 тысячи рублей. А вот максимальный тариф для новых машин той же мощности составит только 110 тысяч рублей, против 165,2 тысячи рублей для подержанных.

Утилизационный сбор не должен взиматься с автомобилей вынужденных переселенцев, беженцев, участников национальных программ по добровольному переселению, лиц, проживающих за рубежом, а также машины консулов и дипломатов, членов их семей, сотрудников дипломатических представительств или консульских учреждений и международных организаций.

Ввоз грузовика обойдется существенно дороже - в 150-400 тысяч рублей. При этом Минпромторг предлагает избавить от утилизационного сбора производителей грузовиков-иномарок, локализовавших производство кабин в России на 45%. На кабину приходится от 20% себестоимости производства грузовика, отмечает представитель "Камаза". Производство в режиме промышленной сборки в России осуществляют Merсedes-Benz, Renault, Volvo, Scania.

Транс-порт 08.08.12

Ситуация в пунктах пропуска на российско-украинской границе

Как сообщили порталу Trans-Port в Федеральной таможенной службы России, в регионе деятельности Южного таможенного управления на российско-украинском участке государственной границы в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной от 08.02.95 открыто 12 пунктов пропуска, в том числе:

8 автомобильных

3 железнодорожных

1 паромный.

По состоянию на август 2012 года в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 гг.)" завершено строительство, обустройство и техническое оснащение 6 автомобильных пунктов пропуска (далее - АПП): Куйбышево-2, Новошахтинск, Гуково, Весело-Вознесенка, Матвеев Курган и Донецк. Из них 4 уже введены в эксплуатацию и открыты для пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а в текущем году планируется открыть МАПП Матвеев Курган и МАПП Куйбышево-2. В обустроенных по постоянной схеме АПП обеспечены все необходимые условия для комфортного, цивилизованного порядка пересечения физическими лицами государственной границы между Российской Федерацией и Украиной в минимальные временные сроки, также созданы современные рабочие места для должностных лиц пограничных, таможенных и иных государственных контрольных органов, что позволяет значительно увеличить пропускную способность по сравнению с предыдущими годами, когда эти АПП работали по временной схеме.

При этом в соответствии с достигнутыми договоренностями между Российской Федерацией и Украиной в 2012 году на территории пункта пропуска Куйбышево-2 начнется практическая реализация пилотного проекта по осуществлению совместного (с государственными контрольными органами Украины) контроля физических лиц, легковых и пассажирских транспортных средств малой вместимости.

Проектная пропускная способность МАПП Весело-Вознесенка составляет 1500 автотранспортных средств в сутки, в том числе: грузовых - 300, пассажирских - 50, легковых - 1150. С 11.10.2011 новая инфраструктура МАПП Весело-Вознесенка задействована для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

С наступлением летнего (туристического) сезона в МАПП Весело-Вознесенка (ежегодно) наблюдается существенный рост количества легковых автотранспортных средств и физических лиц, следующих к месту проведения отпусков в Крым (Украина), а также страны дальнего зарубежья и обратно. Ситуация значительно усложняется в конце недели (пятница, суббота, воскресенье), поскольку в этот период возрастает поток лиц, проживающих в приграничных регионах Российской Федерации, стремятся отдохнуть на азово-черноморском побережье Украины.

Так, только за период с 09.07.2012 по 12.07.2012 (понедельник-четверг) в МАПП Весело-Вознесенка государственную границу Российской Федерации пересекло 4665 легковых автотранспортных средств и 25 300 физических лиц (в обоих направлениях), а 13.07.2012 по 15.07.2012 (пятница-воскресенье) через пункт пропуска проследовало уже более 6 860 легковых автотранспортных средств и 30 211 физических лиц. В настоящее время, в разгар летних отпусков (конец июля - начало августа), государственную границу Российской Федерации в этом АПП ежесуточно пересекают только легковых автотранспортных средств более 1 500 единиц, что значительно превышает установленные проектные значения.

Как следствие, увеличение пиковых нагрузок на инфраструктуру МАПП Весело-Вознесенка (на протяжении нескольких суток подряд) неизбежно приводит к образованию перед пунктом пропуска очередей автотранспортных средств и физических лиц, следующих из Российской Федерации в Украину и обратно (в отдельные периоды достигает до 160 единиц) и в совокупности с недостаточной степенью развитости примыкающей дорожной и сервисной инфраструктуры, создает реальные предпосылки к возникновению разного рода конфликтных ситуаций. По имеющимся сведениям, аналогичная картина характерна и для сопредельного украинского пункта пропуска Новоазовск.

При этом находящиеся в непосредственной близости пункты пропуска Матвеев Курган и Куйбышево практически остаются без внимания со стороны отдыхающих. Например, 4 августа МАПП Весело-Вознесенка пересекло 1113 транспортных средств, МАПП Матвеев Курган - 432, а МАПП Куйбышево- 245. Причиной тому несколько причин, одни из них, разница в расстоянии до места назначения и качество дорожного покрытия на территории Украины. Так, расстояние до г. Севастополь от АПП Куйбышево составляет 740 км (10 часов пути), Матвеев Курган - 690 км (9,3 часов), Весело-Вознесенка - 590 км (8 часов) (информация дана без учета времени нахождения перед АПП и прохождения обязательных контрольных процедур).

В целях выбора оптимального маршрута движения и места пересечения государственной границы рекомендуем пользоваться информацией о наличии/отсутствии очередей автотранспортных средств и физических лиц перед автомобильными пунктами пропуска, выводимой в режиме реального времени со специально установленных камер видеонаблюдения, и доступной для всех заинтересованных лиц на официальном сайте Южного таможенного управления ФТС России (yutu.customs.ru).

Необходимо констатировать, что ежегодно повторяющаяся ситуация с возникновением многочисленных очередей на подходах к МАПП Весело-Вознесенка является "горячей" темой для критики государственных контрольных органов Российской Федерации в местных, региональных и федеральных средствах массовой информации, негативно отражаются на их имидже и в значительной степени нивелирует усилия, направляемые на придание современного, цивилизованного облика государственной границе Российской Федерации.

Росграницей, таможенными и пограничными органами предпринимаются определенные меры, направленные на ускорение пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц и автотранспортных средств.

Кроме того, в целях сокращения времени на прохождение физическими лицами таможенного контроля на территории автомобильных пунктов пропуска Донецк, Новошахтинск и Весело-Вознесенка таможенными органами применяется система двойного коридора. Даная система позволяет физическим лицам, не перемещающим через границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, проходить таможенный контроль по "зеленому коридору" в считанные секунды. При этом технические средства таможенного контроля должностными лицами таможенных органов применяются лишь при необходимости - в случае возникновения подозрения в отношении отдельных лиц.

В целях нормализации ситуации с пропуском легковых и пассажирских автотранспортных средств руководителями подразделений всех государственных контрольных органов, работающих в пункте пропуска, приняты соответствующие решения об использовании встречных полос движения транспорта (в реверсивном порядке) и временных схем движения и контроля физических лиц, следующих в автобусах и легковых автомобилях.

Таможенными органами предпринимаются все необходимые меры, направленные на усиление личного состава дежурных смен, а также повышению профессионального уровня должностных лиц, задействованных в организации пропуска через государственную границу Российской Федерации (в том числе на пассажирском направлении МАПП Весело-Вознесенка) физических лиц и автотранспортных средств, а также увеличению штатной численности (за счет прикомандирования должностных лиц других таможенных органов с наименее загруженных направлений).

Все для вас 09-08-12

Мужчина пытался подкупить начальника отдела таможни

За десять тысяч рублей он хотел провезти наркотики через границу.

В Волгограде в ходе оперативно-розыскных мероприятий удалось задержать 26-летнего взяткодателя. Он пытался передать десять тысяч рублей исполняющему обязанности начальника отделения по борьбе с контрабандой наркотиков Волгоградской таможни. За эти деньги он надеялся провезти запрещенные сильнодействующие наркотические вещества через границу, а также решить вопрос с прекращением проведения проверки в отношении него.

- В момент передачи денег злоумышленник был задержан, - рассказали ИД «Все для Вас» в пресс-службе ГУ МВД России по региону.

Следственным отделом по Дзержинскому району СУ СКР по Волгоградской области возбуждено уголовное дело. Ведется расследование преступления.

Источник: "Все для Вас"

Аргументы и факты 09 августа 12

Волгоградец попался на взятке и.о. начальнику таможни

За 10 тысяч рублей мужчина хотел провезти сильнодействующий наркотик

Волгоград, 9 августа – АиФ-Волгоград. Накануне в Дзержинском районе на улице Исторической при даче взятки задержан 26-летний мужчина.

Как рассказали корреспонденту «АиФ-Волгоград» в ГУ МВД по региону, молодой человек предложил вознаграждение в размере 10000 рублей исполняющему обязанности начальника отделения по борьбе с контрабандой наркотиков Волгоградской таможни. За эту сумму он надеялся провезти сильнодействующие наркотики.

В настоящее время следственным отделом Дзержинского района в отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье «Дача взятки», предусматривающей до 8 лет лишения свободы. Решается вопрос об избрании меры пресечения.

ИА «ИТАР-ТАСС» 07.08.12

Униформа участников конного похода, выступающих 12 августа на Париж, идентична обмундированию казаков 1812 года

МОСКВА, 7 августа. /ИТАР-ТАСС/. Обмундирование казаков, выступающих 12 августа на Париж, является точной репликой униформы их донских предков, дошедших до французской столицы в 1814 году. В этом убедился корр. ИТАР-ТАСС, побывав на базе, где проходят тренировки участники уникального конного перехода Москва-Париж.

Современные казаки будут одеты так же, как воины атамана Платова: рубашка /сегодня её назвали бы гимнастёрка/ и мундир синего цвета, штаны с красными лампасами, удобные лёгкие, но крепкие сапоги. Как и у казаков 1812 года, строевым головным убором является шапка - кивер высотой 22,25 см из чёрного бараньего меха с красным суконным верхом и белыми султаном и этишкетом – специальным шнуром, который одним концом прикрепляется к донышку шапки, а другим надевается на шею и таким образом удерживает кивер, если он слетает с головы всадника во время скачки. Впрочем, при наличии подбородочного ремешка этот шнур уже в 1812 году играл больше роль украшения.

Не только внешне, но и качеством исполнения форма современных казаков соответствует той, которая использовалась их предками в военных походах. Корр. ИТАР-ТАСС лично ощупал: сукно мундира толстое, тёплое, кожа сапогов мягкая, крепкая. А в меховом кивере по нынешнему летнему времени настолько жарко, что надевать их казаки будут только на торжественные мероприятия и при въезде в крупные населённые пункты, чтобы, как пошутил один из участников будущего похода, "соответствовать степени восторга местных дам". В ходе же обычных дневных переходов на кавалеристах будут обычные фуражные шапки – также полностью идентичные тем, какие существовали в 1812 году.

"Одним словом, мы уверены, что униформа, созданная замечательными и старательными работницами фабрики "Волжанка" в городе Калязин, не только выдержит сложные условия более чем двухмесячного перехода от Москвы до Фонтенбло, но и сохранит свою красоту для торжественного въезда казаков в эту бывшую резиденцию Наполеона", - констатировал Павел Мощалков - заместитель главы оргкомитета мероприятия, руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова. Инициатор похода и шеф кавалерийского отряда, сам будучи представителем старинного казачьего рода, он, по собственному признанию, специально следил за полной аутентичностью облика нынешних участников похода тому, который нам известен из истории.

Предпринимаемый под эгидой Фонда "Достояние России" конный переход Москва-Париж призван, по замыслу организаторов, поддержать патриотическое воспитание молодёжи, усилить культурные связи между Россией и Европой, укрепить дружественные отношения между конными сообществами России и Франции, а также между россиянами и их соотечественниками, постоянно проживающими в Европе.

200 лет назад /6 августа 1812 года/ казаки Донского войска атамана Матвея Платова образовали передовые разъезды авангарда двух соединившихся русских армий. Те готовились выступить в первое в войне 1812 года настоящее наступательное движение против армии Наполеона.

После соединения сил в Смоленске командующий армией генерал от инфантерии Барклай-де-Толли под давлением собственного генералитета неохотно, но отдал приказ двинуться к местечку Рудня близ Смоленска. Была надежда там встретить кавалерийский корпус французского маршала Мюрата и разбить его, пока на помощь не подоспеют другие наполеоновские войска. Именно с целью обнаружения французов и были выдвинуты казачьи отряды: полковника Быхалова 1-го, которому поручалось "разведать о неприятеле около реки Днепра", и полковника Иловайского 10-го в сторону деревни Дубровки - также "к открытию неприятеля".

ИИ «Life News» 07.08.12

Таможня не пропустила помощь для Крымска из Европы

За ввоз гуманитарного груза из Нидерландов на территорию России таможенники потребовали оплатить около 5 тысяч евро налогов и пошлин.

Груз с гуманитарной помощью, которую пострадавшим жителям Крымска собрали проживающие в Европе россияне, пять дней держали на российской и белорусской границах.

Не равнодушные к беде соотечественников жители Голландии на всю страну объявили о сборе помощи пострадавшим при наводнении в Крымске. На протяжении июля в православном храме Святого Николая в Амстердаме и русском магазине «Царский» в Гааге принимали любые виды пожертвований. Откликнулись даже из Франции - за несколько дней парижане переправили организаторам сбора вещей в Нидерланды 10 коробок с гуманитарной помощью.

В России собранные вещи должны были встретить представители православной службы «Милосердие».

28 июля организаторы решили отправить груз через белорусско-польскую границу - сначала пробовали перевезти его через пункт Варшавский мост, а получив отказ, направились в Козловичи.

Продежурив там два дня и так же не сумев отправить помощь в РФ, добровольцы попытались провезти ее через латвийско-российскую таможню - тоже безрезультатно.

В качестве причин отказа принять гуманитарную помощь весом 850 кг пограничники назвали недостаточное количество пропускных документов, как рассказали организаторы.

- Проблемы начались с первого же поста - Варшавский мост - там нас попросили растаможить груз. Мы отказались и подключили к ситуации консула Белоруссии, чтобы понять, какие документы необходимы для перевозки груза. Выяснилось, что нужны специальные товарные коды (ТНВЭД-коды) и стоимость товара для получения нами транзитной декларации, необходимой для пересечения границы. Мы все это сделали. Кроме того, у нас было письмо от посольства РФ, которое было гарантом того, что наш груз гуманитарный, и просило посодействовать со скорейшей отправкой груза в РФ, но нас опять не пустили. Теперь попросили сертификаты и инвойсы для растаможки. Потом отправили на другой пограничный пункт - Козловичи. Там разговаривали с Николаем Викторовичем Гурьевым. Однако вновь ничего не вышло - нас остановили, сославшись на то, что опять не хватает документов для растаможки и что письмо от посольства их мало интересует. Сказали, что груз нужно растаможить и сертифицировать.

Если мы этого делать не хотим (а мы не хотели, так как это гуманитарная помощь), то нам посоветовали обратиться в ФТС России, чтобы там приняли решение о характере груза - гуманитарная помощь это или нет - и выслали на таможню бумагу с заключением. Но решения этого нужно ждать полтора-два месяца, - делится Мария Абрамович, одна из организаторов сбора груза пострадавшим.

- Поэтому мы поехали в Латвию. Там было все то же самое - только погрубее. Разговаривали с заместителем начальника Александром Анатольевичем Ершовым. Нам предложили оплатить сборы и пошлины в размере около 5 тысяч евро. Мы собирали этот груз месяц и потратили несколько тысяч евро из собственных денег на сборы, упаковку и доставку этих вещей в Россию, а таможенники открыто сказали: «Нам плевать на вашу помощь Крымску»! - продолжает Мария.

По словам добровольцев-организаторов, сотрудники таможни были некомпетентны и регулярно делали звонки в Москву, уточняя ту или иную информацию о необходимых документах и правилах провоза.

Это просто возмутительно! Нас изначально дезинформировали сотрудники таможни - выяснилось, что они и сами абсолютно не знают, какие документы необходимы для провоза гуманитарной помощи. Как оказалось, вся проблема заключалась в том, что наш груз по непонятным причинам не проходил как гуманитарный. Мы не были к этому готовы - ранее нам сказали, что гарантом гуманитарного характера груза является посольство. Вот мы и оформили документы за подписью сотрудников дипмисии, - сокрушается Павел Грибанов, продежуривший на таможне с грузом пять дней.

При этом, по словам добровольцев, проверив каждую вещь из груза весом в 850 кг, сотрудники таможни не нашли ничего запретного к ввозу в РФ: в Крымск отправляли одежду, постельное белье, детские игрушки, консервы, бытовую технику и предметы гигиены.

- По данному факту нами была проведена проверка, в результате которой мы установили, что у гражданина Грибанова при себе не было достаточного количества документов. В частности, он не смог предоставить бумаги, удостоверяющие принадлежность груза, страну происхождения товаров и сведения о получателе. Без этих документов груз не может считаться гуманитарной помощью. Единственной альтернативой, которую мы могли предложить отправителю, было отослать собранные вещи в качестве обычного груза. Но в таком случае, соответственно, за отправку пришлось бы платить пошлины и сборы. Отправитель это делать отказался, - прокомментировал Life News пресс-секретарь ФТС России Александр Смеляков.

На официальные запросы и просьбы посольства РФ посодействовать в скорейшей доставке груза в Крымск работники таможни, по словам организаторов отправки, не реагировали.

В Москву груз должен был прибыть 31 июля: сотрудники православной службы «Милосердие» уже его не ждут.

- У нас нет возможности помочь им с растаможкой. Мы посодействовали с контактами социальной службы Латвии - там их гуманитарную помощь примут, а везти ее в России как правило проблематично. Так что мы ее не ожидаем, - комментирует руководитель направления по организации помощи в ЧС службы Полина Юферева.

В итоге 2 августа организаторы отогнали автобус с посылками к одному из латвийских храмов: собранные соотечественникам вещи теперь придется раздать неимущим жителям Латвии.

- Мы потратили свои деньги, Павел Грибанов за свой счет арендовал автобус, чтобы отвезти эти вещи. А в итоге - ни помочь не получилось, да еще и сами финансов лишились, - признается Абрамович.

- Что делать с грузом дальше и как доставить в Крымск хотя бы его часть, граждане РФ, проживающие в Нидерландах, не знают.

- Почему к искренней помощи из-за рубежа так относятся?! Это откровенное неуважение! Мы уже написали письмо президенту страны Владимиру Путину с просьбой разобраться в данной ситуации, - резюмирует Мария Абрамович.

Алиса Муравьева

ИА «Интерфакс» 09.08.12г.

ФТС взыскала более 1 млрд руб. в I полугодии в рамках контроля после выпуска товаров

Москва. 9 августа. ИНТЕРФАКС - Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ подвела итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров в I полугодии 2012 года, говорится в сообщении ведомства.

"В I полугодии 2012 года подразделения таможенного контроля после выпуска товаров провели 3011 проверочных мероприятий. Они проведены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В форме камеральной таможенной проверки проведено 2003 мероприятия; в форме выездной таможенной проверки - 235", - уточняется в пресс-релизе.

По результатам проверок взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму свыше 1,048 млрд рублей (в I полугодии 2011 года - 0,845 млрд рублей). Эффективность одной таможенной проверки по взысканным таможенным платежам, пеням, штрафам за I полугодие 2012 года составила 468,4 тыс. рублей, что на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (312,2 тыс. рублей).

"Анализ показывает, что выросла экономическая эффективность проверочных мероприятий и качество выбора объектов контроля", - отмечается в сообщении ФТС. На каждого таможенника, осуществлявшего таможенный контроль после выпуска товаров, приходится около 1 млн рублей взысканных средств.

За I полугодие 2012 года по результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров возбуждено 2671 дело об административных правонарушениях. Наиболее распространенные выявленные нарушения: непредставление в таможенный орган отчетности - 957 дел или 35,8%; несоблюдение требований валютного законодательства - 648 дел или 24,3%; недостоверное декларирование товаров - 319 дел или 11,9%.

В I полугодии 2012 года возбуждено 18 уголовных дел, из них 14 - по статье 194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей).

В I полугодии 2012 года подразделения таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами провели 242 проверочных мероприятия, сообщила пресс-служба ФТС.

ИИ «Loglink.ru», 10.08.12г.

Транзитные товары в России будут перемещаться с использованием электронных пломб

С 16 июля по 14 октября 2012 года ФТС России совместно с таможенными органами Северо-Западного таможенного управления проводит эксперимент по использованию электронных пломб и системы спутникового позиционирования при перевозке автотранспортом транзитных товаров в регионе деятельности Себежской таможни (таможенный пост МАПП Бурачки, Овинковский таможенный пост, Себежский таможенный пост).

Эксперимент позволит на практике отработать технологии, создающие благоприятные условия для перемещения товаров на склады временного хранения, находящиеся на территории Таможенного союза в непосредственной близости от пунктов пропуска.

Для успешной реализации эксперимента была создана нормативная правовая база, соответствующая таможенному законодательству Таможенного союза и Российской Федерации, разработаны методические рекомендации по использованию электронной пломбы и системы спутникового позиционирования при перевозке товаров. Все таможенники, участвующие в эксперименте, прошли обучение и инструктаж. Отдельное внимание было уделено подготовке материально-технической базы.

По итогам эксперимента очевиден растущий спрос перевозчиков на применение электронной пломбы при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В том числе это обусловлено тем, что при их применении не требуется предоставлять книжки МДП.

Устойчивый интерес к использованию электронной пломбы со стороны участников внешнеэкономической деятельности указывает на перспективы применения данной технологии при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита автомобильным транспортом от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации до складов временного хранения, находящихся в непосредственной близости к государственной границе.

«Комсомольская правда в Украине» (Киев) 10.08.12г.

Виктор Медведчук: "Украина - ключ ко всему"

Без нашей страны любой интеграционный проект не будет иметь успеха

Идея экономической интеграции на постсоветском пространстве в ЕС воспринималась скептически. По крайней мере до тех пор, пока несколько стран СНГ не смогли восстановить технологические и интеллектуальные связи между предприятиями, прерванные после распада Союза. Об этом юрист, глава общественного движения "Украинский выбор" поделился в авторской колонке.

"Зная украинские реалии, в это трудно поверить, однако все страны - участницы Таможенного союза уже давно перешагнули уровень экономического развития 1990 года, чего не скажешь про нашу страну. Мы уже практически десять лет балансируем на отметке около 70% от того ВВП, что был зафиксирован в конце советской эпохи", - считает Медведчук.

Именно интенсивное развитие национальных экономик России, Беларуси и Казахстана, по его мнению, заставило ЕС всерьез забеспокоиться - и даже рассматривать Таможенный союз как потенциального конкурента. Но главная деталь, которую подметил Виктор Медведчук, касается Украины: без нашей страны не будет полным ни один интеграционный проект на европейском пространстве.

"Я так говорю не потому, что это моя родина. Украина действительно является ключом ко всему. Без Украины Таможенный союз выглядит как проект Москвы, объективно вращается вокруг России - ведь на РФ приходится 5/6 экономического потенциала Союза. С достаточно крупной Украиной интеграция приобретает черты равноправного сотрудничества", - поделился глава "Украинского выбора".

Сергей Медведь

«Экономика и жизнь» 09.08.12г.

Таможенникам запретят заниматься бизнесом

Правительство рассмотрит законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Документом предлагается исключить возможность осуществления предпринимательской деятельности в области таможенного дела подведомственными и зависимыми от ФТС России организациями и предприятиями.

Принятие законопроекта создаст более благоприятные условия для добросовестной конкуренции юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, что в перспективе приведёт к повышению качества и доступности таких услуг и росту данного рынка, говорится в материалах кабинета министров.

«Торгово-промышленные ведомости» 10.08.12г.

Карнеты АТА заработают в Таможенном союзе

15 августа вступит в силу решение коллегия Евразийской экономической комиссии, о внесении в Инструкцию о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары дополнительного пункта, касающегося карнетов АТА. Это значит, что для предпринимательского сообщества, театральных и музыкальных коллективов, спортивных организаций, журналистов и многих других отпадает необходимость при вывозе товаров и оборудования оформлять таможенную декларацию на перемещаемые товары. Им достаточно будет обратиться в соответствующую торгово-промышленную палату и получить карнет АТА, который и будет играть роль международного таможенного документа.

Карнеты АТА, широко использующиеся в развитых странах вместо таможенных документов, становятся реальностью и в нашем Таможенном союзе. О том, какое значение имеют эти документы для развития экономических отношений, рассказывает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Карнет АТА - это международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза и вывоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.

Год рождения - 1961

Впервые этот институт был закреплен в Конвенции о временном ввозе, подписанной в Брюсселе 6 декабря 1961 года, и получил свое развитие в Стамбульской конвенции о временном ввозе товаров от 26 июня 1990 года.

Для предпринимателей, стремящихся найти новые возможности на внешних рынках, система АТА дает ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, использование карнетов - это ускоренное и более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что сотрудник таможни делает специальные отметки на корешке соответствующего листа карнета, оставляя себе отрывной ваучер. Другие таможенные документы, предусмотренные в этом случае национальным законодательством соответствующей страны, например таможенные декларации, как правило, не оформляются.

Во-вторых, это отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей представлять различные залоги, депозиты, банковские гарантии и т. п., поскольку сам карнет является такой международной гарантией.

В-третьих, осуществление деловых поездок по нескольким странам с многократным выездом из своей страны и возвращением в нее в течение срока действия документа. Таким образом, применение карнета АТА позволяет его держателю экономить не только время, но и финансовые средства, которые могут достигать существенных сумм.

Палата гарантирует

В большинстве стран торгово-промышленные палаты являются ассоциациями, выдающими и гарантирующими карнеты АТА. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1084 от 2 ноября 1995 г. «О присоединении Российской Федерации к таможенной Конвенции о карнете АТА от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений» Торгово-промышленная палата РФ является гарантирующей ассоциацией и осуществляет оформление и выдачу карнетов АТА на территории Российской Федерации.

В случае нарушения таможенного режима временного ввоза ТПП России должна будет уплатить таможенной службе все импортные пошлины и сборы, установленные для данных товаров.

Категории товаров, а также цели беспошлинного ввоза и вывоза товаров с применением карнетов АТА указаны в приложениях к Конвенции от 26 июня 1990 года. Это товары для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях; профессиональное оборудование; контейнеры, поддоны, упаковки, образцы и другие товары, ввезенные в связи с коммерческой операцией или ввозимые для образовательных, научных, культурных целей.

Товары не для продажи

Необходимость временного ввоза и вывоза товаров и оборудования возникает, естественно, не только в международной коммерческой практике. Карнеты АТА часто используются, например, при организации гастролей российских музыкальных и цирковых коллективов за рубежом, культурных мероприятий, промышленных и художественных выставок, съемок кинофильмов и телепрограмм в других странах.

Так, постоянными клиентами ТПП РФ являются Большой театр, телекомпании «Первый канал», РТР, НТВ, РЕН ТВ, многочисленные продюсерские центры, театры, коммерческие и другие организации.

Система АТА предлагает преимущества не только предпринимателям, спортивным организациям, артистам, журналистам и другим лицам, получающим карнеты АТА, но и упрощает работу таможенных органов.

Система финансовых гарантий карнетов АТА устроена таким образом, что для таможенных органов риски, связанные с неуплатой причитающихся таможенных платежей в случае нарушения режима временного ввоза, сведены к нулю. Кроме того, применение карнетов АТА значительно снижает объем административной работы таможенных органов.

Международная система карнетов АТА, успешно функционирующая более 40 лет, включает в себя на данный момент 74 страны. Руководство системой карнетов АТА осуществляет Всемирная федерация торговых палат через Всемирный совет по карнетам АТА. Как показывает опыт проведения олимпиад и других спортивных мероприятий, система карнетов АТА зарекомендовала себя с самой положительной стороны и стала основным инструментом временного ввоза спортивного инвентаря и оборудования. Например, на Олимпийских играх в Пекине более 50 процентов всего спортивного оборудования и инвентаря было временно ввезено по карнетам АТА.

Карнеты АТА в России

Всемирный совет по карнетам АТА проявляет большой интерес к развитию системы АТА в России. В прошлом году в Москве и Казани находилась делегация этой организации во главе с председателем Совета г-ом Питером Бишопом (Великобритания).

На встрече с делегацией в ТПП России при участии представителей таможенной службы России и Комиссии таможенного союза состоялся обмен мнениями по вопросам функционирования и развития системы карнетов АТА, взаимодействия торгово-промышленных палат с таможенными органами по упрощению процедур оформления карнетов, применения их при проведении крупных спортивных мероприятий.

Близка к завершению работа по присоединению России к Приложению В6 Стамбульской конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года. Оно предусматривает упрощенный временный ввоз спортивного оборудования и инвентаря. Это направление приобретает особое значение в преддверии Универсиады в Казани и сочинской Олимпиады.

Сегодня в РФ действует специальная таможенная процедура, утвержденная постановлением Правительства № 911 от 3 ноября 2011 года и решением Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2012 года № 110, в отношении ввозимых в страну иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. Эта процедура не затрагивает положения Конвенции АТА о временном ввозе товаров и не препятствует временному ввозу товаров, предназначенных для проведения упомянутых спортивных мероприятий, с использованием карнетов АТА.

Карнеты АТА не работают в ТС

Торгово-промышленная палата активно взаимодействует с ФТС России в рамках Общественно-консультативного совета по таможенной политике и совместной рабочей группы. Такое сотрудничество особенно важно в условиях Таможенного союза.

Эксперты торгово-промышленных палат и таможенных органов Беларуси, Казахстана и России работают над соглашением о применении карнетов АТА на территории Таможенного союза, проект которого был подготовлен и одобрен Консультативным советом торгово-промышленных палат государств - членов Таможенного союза. Одним из серьезных вопросов является вопрос разграничения ответственности торгово-промышленных палат перед таможенными органами в случае нарушения держателем карнета АТА режима временного ввоза товаров.

Пока функционирование системы АТА на всей территории Таможенного союза невозможно, поскольку Казахстан, ратифицировав в конце 2010 года Конвенцию АТА о временном ввозе, только проходит процедуру вступления в эту систему. Важно, чтобы в Казахстане была определена гарантирующая и выдающая карнеты АТА ассоциация. В соответствии с мировой практикой желательно, чтобы ею была признана ТПП Казахстана.

Преодоление препятствий

Поскольку заключение соглашения о применении карнета АТА на территории Таможенного союза отодвигается, представляется целесообразным урегулировать вопрос, использовав транзитные процедуры в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. О необходимости решения этой проблемы мы договорились на встрече в начале июля с премьер-министром Республики Беларусь М. Мясниковичем.

Дело, в частности, в том, что при вступлении в международную систему АТА в 2000 году Россия заявила: карнеты АТА не применяются при транзите через ее территорию, а Беларусь в 2004 году сделала оговорку, что через ее территорию не применяется транзит как из России, так и в Россию.

Это обстоятельство создает определенные трудности для применения карнета АТА нашими партнерами из других государств в рамках международной системы АТА.

Вопросы устранения некоторых барьеров обсуждались на заседании правления ТПП РФ 28 октября прошлого года с участием Владимира Путина. На вопрос предпринимателей о целесообразности при вывозе товаров из России одновременного оформления и карнетов АТА, и грузовой таможенной декларации он ответил, что не считает это правильным. Усилия ТПП России, направленные на то, чтобы режим вывоза товаров из России не расходился с мировой практикой и максимально способствовал созданию удобного режима вывоза для российского бизнеса, были наконец поддержаны и в рамках Таможенного союза.

Анна Соколова

ИИ «TKS.RU» 08.08.12г.

Постный закон

Федеральная таможенная служба пытается сохранить за собой право на перенос и ликвидацию таможенных постов, отобранное у нее вступившим в конце 2010 года законом "О таможенном регулировании". В соответствии с распоряжением Правительства, поручившего российской таможенной службе работу по совершенствованию части 2 статьи 10 этого закона, ФТС создала проект постановления правительства «О порядке создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов»

Вопрос о создании прозрачного для бизнеса механизма принятия властных решений о переносе таможенных постов уже давно считается одним из самых обоюдоострых тем, обсуждаемых и в коридорах власти и на встречах представителей деловых структур. Внимание к этому вопросу вполне понятно. Желание представителей бизнеса уберечь свой бизнес от внезапных решений ФТС о закрытии мест таможенного оформления и следующими за этими мероприятиями многомиллионными убытками неоднократно озвучивалось его представителя на самых высоких уровнях. Неоднократно этот вопрос обсуждался и на совещаниях в правительстве. Определенный результат был достигнут. При поддержке нынешнего президента Владимира Путина, озабоченного проблемами в перемещении грузов через границы, было создано Агентство Стратегических Инициатив, одной из задач которого как раз и была разработка мероприятий по увеличению прозрачности действующего в России порядка таможенного оформления. Однако принятие конкретных решений и соответствующих законопроектов в области совершенствования таможенного дела увязло в бесконечных согласованиях, исходящих от Минэкономики, во многом поддерживающем позицию бизнеса, и ФТС, пытающейся сохранить монопольное право на принятие решений в области таможенного администрирования. Статья 10 закона "О таможенном регулировании", о необходимости внесений изменений в которую настойчиво требовали оппоненты существующего ныне текста, не стала исключением из этого правила. Сроки создания проекта постановления Правительства несколько раз переносились ФТС, соответственно этому переносилась и возможность его обсуждения представителями деловых структур и общественных организаций.

Однако, сейчас можно сказать, что работа ФТС по созданию постановления Правительства "О порядке создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов" практически завершена. Об основных пунктах этого документа TKS.RU рассказал источник, знакомый с его содержанием. Он же предоставил проект постановления в наше распоряжение и согласился прокомментировать его основные пункты.

- Если рассматривать проект с точки зрения закона, призванного стать эффективным инструментом, способствующим развитию ВЭД в России и снижению административного давления на бизнес, то существующие в нем недоработки очевидны. Думается, что профильные министерства и ведомства, на согласование с которыми направлен данный проект, обратят на них внимание и дадут свою оценку документу, перед тем как предоставить его на подпись правительству. Сейчас сложно сказать, что-либо о том, как будет выглядеть итоговый документ. Предварительная оценка данного законопроекта с точки зрения его влияния на развитие инвестиционного климата в стране и развитие режима благоприятности для бизнеса позволяет делать выводы следующие выводы.

- Существенным недостатком документа, оставляющим для ФТС возможность влиять на работу ТЛТ, на территориях которых расположены таможенные посты, видится в том, что в пунктах 2 и 3 проекта отсутствует такое понятие как «реорганизация таможенного поста» (ТП). В то же время, проведение по инициативе ФТС реорганизации ТП может выразиться на практике в фактическом переносе ТП, проведенном без изменения его кода. Подобную процедуру проект приказа не запрещает, следовательно, разрешает. Под понятие реорганизация попадает также возможное уменьшение численности работающих на ТП должностных лиц или увеличение их количества в зависимости от имеющейся цели. Понятно, что сокращение до минимума числа инспекторов поста фактически приведет к остановке его работы. Наконец в приказе нет такого понятия как «компетенция таможенного поста», определяющее категории товаров, оформление которых можно производить на посту. Это дает возможность ФТС манипулировать товаропотоками и создавать на ряде таможенных постов монопольные преимущества. Кстати можно сказать и о том, что в проекте отсутствуют пункты о контроле возможности регулирования численности отделов ТО и ТК, играющих основную роль в процессе таможенного оформления. Следовательно, у ФТС остается возможность, увеличив численность этих отделов на одних постах и уменьшив на других, влиять на скорость и качество работы, что впрямую связано с привлекательностью данного поста для участников ВЭД и объемами оформляемых грузов.

Для наглядности я приведу несколько примеров из недавней истории, демонстрирующих как мерами таможенного администрирования можно заблокировать работу таможенного поста не нарушая существующих законов.

1. Исключение поста из перечня мест завершения доставки товаров.

Так было сделано, например, в отношении Красносельского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни в конце 2010 года. (Мы не будем сейчас говорить о конфликте между таможней и владельцем терминала, на котором располагался данный таможенный пост.) В результате пост «умер» сам собой, а личный состав данного поста был переведён в промзону Парнас на территории, предоставленные ЗАО «Союзинтеркнига», где ранее, до 2008 года, располагался Северный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни.

2. Из приведённого выше примера тут же напрашивается другой.

Исключение терминала, на территории которого расположен таможенный пост из Реестра владельцев СВХ, также автоматически ведёт к прекращению активной работы таможенного поста.

3. О Северном таможенном посте.

Его можно привести в качестве примера применения СУР в качестве меры по блокированию работы таможенного поста как таможенного органа, занимающегося оформлением товаров.

В своё время, в 2006 году, указанный таможенный пост был указан в качестве индикатора риска при завершении процедуры доставки. Так, все партии товаров, подлежащие доставке на данный таможенный пост, подпадали под 100% таможенный досмотр. Разумеется, указанное обстоятельство сильно повлияло на снижение объёмов таможенного оформления на указанном таможенном посту, а также на перераспределение товаропотоков между другими таможенными постами. Об издержках, возникших у участников ВЭД и владельцев данного терминала, и говорить не приходится.

4. Изменение региона деятельности таможенного поста.

Уже сейчас, на примере Янинского таможенного поста, переданного из региона деятельности Санкт-Петербургской таможни в Балтийскую таможню, хорошо видно, как реагируют на это участники ВЭД. Работа данного таможенного поста, если и не встала в полном объёме, то уж точно сократилась в несколько раз. Участники ВЭД, оформлявшие ранее товары на этом таможенном посту, предпочли перейти на другие таможенные посты Санкт-Петербургской таможни (Северный и Южный, например) только бы не работать с Балтийской таможней.

Ну, а про простаивающий, заново открытый, огромный терминал Парголовского таможенного поста Балтийской таможни (бывшего Выборгского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни) и говорить нечего. Изначально создававшийся исключительно для оформления товаров, ввозимых автомобильным транспортом, и пропускавший через себя в 2009-2010 гг. порядка 300 и более транспортных средств в сутки, сейчас этот так называемый «сухой порт» пустует. И пустует по очень простой причине. Участники ВЭД не горят желанием там оформляться. Уж слишком свежи воспоминания событий 2010 года.

5. Изменение компетенции либо ограничение номенклатуры товаров подлежащих таможенному оформлению на конкретном таможенном посту.

Это тоже вполне легальный способ выбить таможенный пост из нормального ритма работы и вынудить участников ВЭД изменить свою логистику. Так, например, ограничение компетенции Василеостровского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни в 2008 только товарами, ввозимыми с применением карнет АТА, в адрес дипломатических представительств, временно ввозимых/вывозимых для организации выставок, концертов и т.п. целей, привело к тому, что в настоящий момент указанный таможенный пост находится в состоянии «анабиоза» по сравнению с другими таможенными постами Санкт-Петербургской таможни.

- Возвращаясь к проекту закона, можно добавить следующее. На определенные размышления наводят пункты 3 и 5 проекта, определяющие процедуру принятия решения о закрытии ТП в контексте заявленной обязательности консультаций с некоммерческими организациями. Наименования конкретных организаций в проекте отсутствуют, поэтому сразу же возникает вопрос о том, кто будет формировать их перечень, внесение и исключение из списка. В то же время формулировка этого пункта «…общероссийских организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ» дает возможность формировать их список достаточно широко, вплоть до создания таких организаций, мнение которых заведомо подконтрольно. Отметим также, что из пункта 5 следует, что порядок консультаций будет устанавливаться таможенными органами. Такая редакция пункта дает возможность серьезного влияния ФТС на принятие решений таких консультаций, проводимых по ее регламенту и правилам. Непонятной также остается процедура принятия окончательного решения о закрытии поста после проведения консультации в том случае, если мнения сторон не совпадут. Существующий сейчас вариант не обязывает ФТС после консультации менять свое решение.

Еще раз к пункту 2 проекта, регламентирующего порядок создания постов. Очевидно, что формулировка этого пункта оставляет за ФТС монопольное право на самостоятельное решение о целесообразности открытия ТП. При этом процедура принятия решения о месте размещения ТП в пункте 2 не прописана, следовательно, и этот вопрос предполагается оставить за таможенной службой. Отсутствие в этом пункте необходимости проведения предварительных обсуждений с другими государственными структурами, такими как ФАС и МЭР, местными администрациями и общественными общероссийскими организациями о целесообразности размещения ТП, с точки зрения оценки объемов существующего в регионе грузопотока. Это дает возможность ФТС возможность выбрать место для открытия поста, с точки зрения узковедомственной целесообразности.

Есть вопросы и к пункту 4. В нем прописывается участие Правительственной комиссии в рассмотрении решения вопроса о ликвидации таможенных постов. Критерием участия комиссии выбрано два условия - расположение таможенного поста в регионе, где расположены градообразующие предприятия и количество поданных на данный пост деклараций (не менее 150 деклараций в год). Думается, что было бы более правильно с точки зрения развития экономики страны внести в этот пункт таможенные посты, обслуживающие крупные грузопотоки, расположенные в товарораспределительных центрах около Москвы и Санкт Петербурга, где в год оформляются десятки тысяч деклараций. Значимость гарантии размещения таможенных постов в таких ключевых для бизнеса распределительных центрах гораздо выше.

- Есть ещё один момент, про который следует помнить. А именно – президентская программа по 30% сокращению штатной численности госструктур, в перечень которых входит и таможенная система. И если в 2011 году таможенным органам удавалось ограничиваться сокращением, как правило, вакантных должностей, а сокращение невакантных должностей проводить по минимуму, то теперь уже речь идёт о более серьёзной реорганизации вплоть до сокращения ряда таможен региона (речь идёт о СЗФО и, соответственно, о сокращении Вологодской, Сыктывкарской и Новгородской таможен с переподчинением их Санкт-Петербургской таможне). Что будет при этом с подчинёнными им таможенными постами можно только догадываться.

- Подводя черту, можно сказать о том, что проект фактически не предусматривает возможности контроля за открытием и ликвидацией таможенных постов ни со стороны иных, кроме ФТС, государственных структур, ни со стороны бизнеса. Существующие в проекте оговорки дают лишь формальную видимость возможности такого контроля. На практике их можно будет с легкостью обойти. -

Завершая сказанное, добавим, что, что в настоящий момент уже изучен Общественной организацией «Деловая Россия», которая послала в правительство свои замечания по его тексту. Дальнейшую судьбу проекта мы будем отслеживать, вплоть до момента его принятия.

«TKS.RU», 09.08.12г.

Мнение эксперта о российском таможенном администрировании: надежда преобладает над разумом

Статья «Постный закон», опубликованная вчера на сайте TKS.RU, уже вызвала резонанс среди экспертов рынка и юристов, специализирующихся в области ВЭД и таможенного законодательства. Своим мнением о проекте постановления Правительства, разработанного ФТС, с нами поделилась эксперт «Гильдии профессиональных участников ВЭД» Анастасия Чурсина, принимавшая по просьбе Общественной организации «Деловая Россия» участие в работе по составлению заключения по данному законопроекту

Норма, заключенная в пункте 2 статьи 10 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", о необходимости создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов только в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принималась бизнес-сообществом не только как торжество разума над произволом, но и как одна из немногих побед демократии в таможенном регулировании. В отношении Постановления Правительства по этому вопросу были определенные ожидания существенного ограничения компетенции ФТС РФ. Представленный на общественную экспертизу Проект Порядка полностью нивелирует это достижение, оставляя ограничение произвола таможенных органов только в отношении таможенных органов, обслуживающих градообразующие предприятия.

Например, положение пункта 3 представленного ФТС РФ Проекта Порядка о принятии решения после проведения консультаций с общероссийскими некоммерческими организациями не содержит обязательной мотивации отклонения предлагаемых в ходе таких консультаций общественными организациями поправок и замечаний к представленным проектам, а также не содержит порядка учета или отклонения таких поправок и/или замечаний.

Направляя общественной организации «Деловая Россия» свои предложение по проекту, мы предложили любые вопросы по созданию, реорганизации и ликвидации таможенных органов сделать максимально публичными и прозрачными, в связи с чем предписать ФТС России принимать любые решения по этому вопросу только после рассмотрения вопроса Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции (Комиссия) с учетом заключений всех заинтересованных сторон.

Вовлечение в извечный спор между таможней и бизнесом третьего незаинтересованного лица, арбитра со стороны государства, на наш взгляд, могло бы помочь сделать диалог открытым и непредвзятым. Любое заинтересованное министерство или ведомство, не говоря уже про администрации субъектов федерации и/или муниципальных образований, должно иметь возможность направить в Комиссию свое заключение по рассматриваемому вопросу установленным порядком.

Было бы разумно, на наш взгляд, при рассмотрении вопросов о создании, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов установить для Комиссии обязанность руководствоваться объемами пассажиро- и товаро-потоков, степени интенсивности развития субъектов Российской Федерации, обязательств принятых на себя государством в рамках государственно-частных партнерств при строительстве и обустройстве таможенно-логистических терминалов и/или иных инфраструктурных объектов в непосредственной близости к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры и потребностей участников внешнеэкономической деятельности.

Скорее всего, именно такой подход мог бы убрать основания для обвинений ФТС РФ при создании, реорганизации или ликвидации таможенных органов в аганжированности той или иной стороной, участии в переделе рынка, создании преимуществ для аффилированных компаний.

Однако, как уже здесь говорили и неоднократно писали, никто не застрахован от исключения владельца склада временного хранения из реестра, изменения места нахождения таможенного поста, ограничения его компетенции. Конечно, никакое одиночное Постановление пускай даже Правительства Российской Федерации не сделает деятельность в сфере таможенного дела стабильной пока общие подходы администрирования со стороны таможенных органов останутся непрозрачными, непредсказуемыми и нестабильными.

Но мы предложения свои направили. Как и в случае с повторными браками – надежда все еще побеждает разум…

Анастасия Чурсина,

эксперт Гильдии профессиональных участников ВЭД