Сегодня 18 августа 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (03.07 - 04.07.2012)

PDFПечатьE-mail

РИА «Новости» 03.07.12г.

ФТС за 6 месяцев увеличила перечисления в федеральный бюджет на 19,5%

Федеральная таможенная служба России в январе-июне 2012 года увеличила перечисления в федеральный бюджет на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 3,119 триллиона рублей, следует из сообщения ФТС.

Ранее ФТС сообщала, что за шесть месяцев 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2,609 триллиона рублей.

За июнь текущего года сумма бюджетных доходов по линии таможни составляет 567,93 миллиарда рублей.

Как ранее сообщал глава ФТС Андрей Бельянинов, таможня планирует в 2012 году обеспечить поступления в бюджет в объеме 6,5 триллиона рублей.

ИА «РБК» 03.07.12г.

КС разрешил коммунисту быть свидетелем по делу о ВТО

По решению Конституционного суда РФ ряд министров и руководителей ведомств не смогут присутствовать в качестве свидетелей на заседании по вступлению России в ВТО. Соответствующее ходатайство было подано накануне депутатами Госдумы. Об этом стало известно на сегодняшнем заседании КС.

Суд отклонил все прошения, кроме одного - участвовать в процессе разрешено депутату от КПРФ Николаю Коломейцеву. Среди отвергнутых кандидатур - министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, министр финансов РФ Антон Силуанов, помощник президента Эльвира Набиуллина и руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов.

Рассмотрение дела по протоколу о вступлении России в ВТО продолжается. Результаты заседания станут известны позднее.

Напомним, депутаты обратились в КС в связи с тем, что, по их мнению, ратификация договора была нарушена: ни правительством, ни Госдумой не было соблюдено "конституционное требование о согласовании проекта договора с субъектами РФ". Кроме того, после внесения 7 июня документа на ратификацию в Думу до предполагаемой даты его принятия (4 июля) не прошел 30-дневный срок на принятие отзывов из регионов.

В тексте заявления отмечается, что на ратификацию был вынесен только протокол о присоединении РФ к соглашению об учреждении ВТО от 1994г. При этом само соглашение со всеми приложениями в Госдуму представлено не было.

Еще одно нарушение авторы обращения связывают с тем, что протокол не подписывался на русском языке, который является обязательным для делопроизводства в РФ, а в Думе есть только его неофициальный перевод.

ИА «Росбалт» 03.07.12г.

В Петербурге началось заседание Конституционного суда по протоколу ВТО

В Петербурге началось открытое заседание Конституционного суда РФ о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора — протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, передает корреспондент "Росбалта".

Слушания проводятся на основании запроса депутатов Государственной думы РФ. Сторону депутатов в процессе представляют адвокат Александр Муранов и кандидат юридических наук Александр Чуев. От стороны, которая подписала и внесла на ратификацию не вступивший в силу международный договор и который предстоит ратифицировать, присутствуют полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский и полномочный представитель Государственной Думы в КС Дмитрий Вяткин.

В начале заседания "депутатская сторона" подала два ходатайства: первое — о приглашении на процесс министра экономического развития Андрея Белоусова, главу Минфина Антона Силуанова, помощника президента РФ Эльвиру Набиуллину, главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, второе — о предоставлении слова о депутату от КПРФ Николаю Коломейцеву.

Судьи удалились в совещательную комнату, после чего вынесли постановление: по первому ходатайству — отказ, второе согласились удовлетворить. В настоящее время в суде приступили к рассмотрению дела по существу.

ИА «Интерфакс», «Сочи-24» 03.07.12г.

Грузы на таможенном посту "Адлер" подвергнут рентген-сканированию

Со 2 июля на таможенном посту Международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Адлер" веден в эксплуатацию мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК).

Используя рентген-излучение, МИДК позволяет за 3-5 минут получить изображение сканированного транспортного средства и перевозимых в нем товаров. При этом прибор способен идентифицировать товары, обнаруживать запрещенные к перевозке предметы, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров без их вскрытия и разгрузки.

Проникающая способность устройства позволяет видеть предметы за преградой в 280 мм стали. При этом, как отметили в Южном таможенном управлении, МИДК соответствует санитарным правилам и нормативам СанПиНа, является безопасным с точки радиационного контроля, при условии, что во время проведения сканирования в транспортном средстве отсутствуют люди и животные. Для оператора, управляющего работой системы, и водителей транспортных средств, ожидающих за пределами рабочей зоны комплекса, рентгеновская проверка безвредна.

Как отметили на таможне, при необходимости, комплекс может быть перемещен в грузовой район Адлерского морпорта для проведения там таможенного контроля.

За период подготовки МИДК к работе в Сочинской таможне было создано новое подразделения, куда привлечены специалисты из Астраханской, Волгоградской, Белгородской и Оренбургской таможен.

«TKS.ru», «Виртуальная таможня» 29.06.12г.

Валютные операции под контролем таможенных органов

В 1 полугодии 2012 года должностными лицами отделения валютного контроля Новороссийской таможни проведено 49 проверок соблюдения 38 участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В результате проведенных проверок возбуждено 33 дела об административном правонарушении по статье 15.25 КоАП РФ, в том числе 19 дел – по ч.6 статьи 15.25 КоАП РФ – несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям; 13 дел – по ч. 5 статьи 15.25 КоАП РФ – невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары, невыполненные работы и 1 дело – по ч. 4 статьи 15.25 КоАП РФ - неполучение денежных средств за переданные нерезиденту товары. По статье 19.7 КоАП РФ – не предоставление документов и сведений возбуждено 1 дело об административном правонарушении.

В Росфиннадзор передано 33 дела об административном правонарушении по статье 15.25 КоАП РФ. Рассмотрено 18 дел и наложено штрафов на сумму 3,7 млн. рублей.

Контрольный показатель по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении за 1 полугодие 2012 года выполнен. Сумма выявленных нарушений составила 26,3 млн. рублей

«Муниципальная новостная лента Новороссийска» 29.06.12г.

Новороссийской таможне - 167 лет.

В жизни каждого из нас время от времени наступают особые даты. Такие, например – как день рождения или юбилей. Вот такое событие празднует в этом году Новороссийская таможня – 167 лет с момента основания.

История таможенной службы в Российской империи началась еще в 17 веке. Первый таможенный устав был издан в 1653 году указом Государя Алексея Михайловича. Вслед за ним спустя 14 лет вышел новоторговый устав. В нем говорилось:»Иностранные товары, поступающие на рынки, должны иметь клейма, печать и всякие разумные признаки., свидетельствующие о том, где произведены». Государственным таможенным чинам ставилась задача предотвратить ввоз низкосортной продукции, «чтобы впредь худых товаров в отпуске в Московское государство заказ учили под жестокою заповедью и посылать перестали б, а худые товары, изобличив, и во весь свет огласив, отослать с бесчестием, ярмарки чтоб впредь таких худых не ввозили и добрым товарам цены не портили». Тогда же начали брать пошлину с оценки товара, утаенные предметы торговли – изымали в пользу казны, а приказчиков «за утайку хозяйских товаров били кнутом нещадно».

Новороссийская таможня ведет свою историю, практически с момента основания города. Ну а торговля различными товарами велась на этих землях задолго до этого. Еще в древности местные племена обменивались с пришлыми народами оружием, предметами быта и украшениями. Такой меновой характер торговля сохраняла вплоть до 19 века. В то время Черноморское побережье населяли адыги, шапсуги, нагайцы и прочие воинственные горские народы. Товары привозили сюда со всего мира. Подтверждение тому – археологические находки. Итальянская порча, китайская посуда и зеркала… и многое, многое другое. Особенным образом строились торговые отношения с Турцией. Самым ценным и желанным товаром для турков были невольники. Сколько молодых девушек за долгие годы насильно увезли с этих берегов, разлучили с родными и любимыми? Каково было вольным красавицам, рожденным на берегах Калолимены – «Прекрасной гавани», в гаремах у султанов? Теперь об этом можно только догадываться. Кстати, одно из доказательств процветавшей тогда работорговли сохранилось до сих пор. Название города Геленджик переводится, как «белая невеста»…

Торговля на этих землях приняла другой вид с того момента, как здесь появились русские. В 1829 году, после окончания русско – турецкой войны, по Адриановскому мирному соглашению к России отошла узкая полоса восточного побережья Кавказа от устья реки Кубань до границы Грузии. Для более прочного утверждения на новых завоеванных территориях здесь была построена Черноморская береговая линия, состоявшая из ряда укреплений.

Горцы не прекращали бороться за свои земли, со временем нашли, как извлечь выгоду из такого не очень радостного для них соседства. Русские военные охотно выменивали у коренных жителей продукты и прочие товары. Торговля при этом строго контролировалась. Одни товары пропускали через заставы под оплату пошлины, другие и вовсе не разрешалось ввозить. Для ограждения края от заноса заразных заболеваний через границу учреждались карантины.

Большую роль в установлении дружеских отношений с горцами сыграл генерал Николай Раевский – один из основателей Новороссийска. Он первым предложил создать при укреплениях таможни, проводить базары, продавать горцам нужные им товары, по ценам ниже турецких – соль, изделия из железа, в общем все, кроме оружия. Его дело продолжил адмирал Серебряков. Благодаря Лазарю Марковичу при укреплении Новороссийск появилось гражданское поселение, что положило начало возникновению здесь города.

30 июня 1845 года Государь Император Николай I Высочайше повелеть соизволили: до окончательного разрешения общих предположений по устройству торговли, таможен и карантинов на Восточном берегу Черного моря сделать в виде временной меры следующие распоряжения.

1. Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов Российских и иностранных, учредив в Новороссийске таможенную заставу, с отнесением по оному 2325 рублей за счет Государственного Казначейства.

2. Дозволить привозить в Новороссийский порт те же самые товары, как дозволены к привозу в Сухум – Кале пои статье свода Устава таможенного и по Высочайше утвержденной росписи товаров.

3. Срок для очистки пошлиною иностранных товаров в Новороссийске назначить месячный.

Карантинно – таможенная застава открыла свои действия с января 1846 года. Первым в ее истории управляющим был надворный советник Игнатий Анатольевич Лонткевич. Новороссийская таможни принимала суда, взимала пошлину и боролась с контрабандой, основным предметом которой по-прежнему оставались невольники. Взамен рабов горцы получали турецкое оружие, порох и снаряды.

Кстати, спасенные русскими воинами черкешенки, избежав участи быть невольницами в турецких гаремах, имели возможность самостоятельно устроить свою судьбу. Высочайшим указом им дозволено было вступить в брак с нижними чинами русской армии.

В то время здесь еще не было пристаней. Корабли заходили в бухту и причаливали у мертвых якорей с бочками. Заморские ткани, лаки, нитки, турецкий табак в тюках, дыни, арбузы, грузинское вино и спирт – перевозить на баркасах и фелюгах на берег. На торговой площади (теперь на этом месте площадь Героев) шла бойкая купля – продажа. Но, прежде чем попасть на рынок, грузы подвергались таможенному досмотру и очистке пошлиной. Здание карантинно – таможенной заставы располагалось здесь же на набережной, примерно в том месте, где теперь находится дом под шпилем. Кстати, в этом же районе была построена самая первая в городе деревянная пристань. Домик таможни был одноэтажным и ничем не примечательным. Один из фотографов, живший здесь 100 лет назад, обратил внимание на него, лишь во время сильнейшего норд-оста. В деревянном домике таможни размещались канцелярия, весовая, кладовая временного хранения товаров и кабинет управляющего. Был у таможенников и собственный пароход для ведения патрульной службы на море. Пространство вод в три морские мили от русского берега считалось таможенной полосой. В ее пределах все суда и русские и иностранные подлежали контролю.

В случае сопротивления при досмотре или задержании, таможенники имели право применить оружие. Все служащие имели винтовки, пистолеты и шашки драгунского образца.

Помимо традиционных обязанностей, таможня занималась измерением судов, выдавала соответствующие свидетельства, патенты на поднятие флага и паспорта на право совершения рейсов. Об этом рассказывают архивные документы. Вот, например, прошение турецко – подданного Мемиша Али Оглу:

«Прибыв из города Ризе в Турции на принадлежащей мне фелюге с полным оснащением таковой, покорнейше прошу распоряжения Новороссийской таможни об измерении таковой фелюги, каковую желаю оплатить пошлиною».

Кстати, подданные Турции находились у местных властей под особым наблюдением. Турецкие торговые суда стали допускать в порт только, начиная с 1878 года, после издания Высочайшего распоряжения. А до этого путь в город им был закрыт. От иноверцев ждали всяческих неприятностей. Конфликт между Россией и Турцией все еще не был исчерпан.

Прошение, направленное г. Полицмейстеру: «Новороссийская таможня имеет честь покорнейше просить распоряжения Вашего Высокоблагородия произвести дознание, не имеется ли у назвавшего Ахмедом Османом Эфенди-оглы, задержанного в бухте при тайном переходе границы, какое-либо имущество, подлежащее казенному взысканию за попытку тайного ввоза».

Карантино – таможенная застава была влиятельным учреждением с огромными денежными доходами. Ежегодно она отчисляла 1/5 часть сборов в пользу города на содержание местного управления и благоустройство.

Таможня имела большие права и никакое начальство, ни гражданское, ни военное не имело права вмешиваться в ее деятельность. Напротив, должно было помогать и всячески содействовать под страхом наказания.

В газете «Кавказ» Секретарь Новороссийского Карантинно-таможенного правления Пушкарев писал:

«Выгодный сбыт и значительное требование туземцами мануфактурных товаров привлекли сюда промышленное сословие. Дальнейшие торговые успехи были причиною открытия портового города. С 1846 года открылась здесь правильная, вносимая в официальные документы, торговля. Несмотря на младенчество, она достигла уже такого развития, которым едва ли могут похвалиться другие портовые города России. Вместе с увеличением привоза необходимых для туземцев мануфактурных товаров ежегодно увеличивается привоз турецкого табака. В 1848 году его привезено прямо из-за границы 2500 пудов и из Сухум – Кале 1500 пудов. Из российских портов привозят российскую соль для торговли с горцами, табак, кожи, хлебное и виноградное крымское вино, разные продукты и изделия для горцев и жителей Новороссийска, а также строительные материалы для возводимых здесь частных и казенных построек. Отпуск товаров за границу составляют исключительно сырые произведения, в том числе воск, меха, масло, сало, зерно. Они добываются торговцами у окрестных жителей – горцев, на мену и отпуск их далеко не равняется привозу».

Порой среди товаров значились довольно странные на сегодняшний день наименования, такие, например, как сушеная кровь. А в 1848 году в Новороссийске открылась новая отрасль заграничной торговли – вывоз пиявиц. Поставляли пиявок горцы, добывая их в протоках реки Кубань.

В 1846 году в Новороссийске побывало 17 судов из заграничных портов и 102 из российских. Товаров ввезено было на сумму более 10 тысяч рублей, вывезено почти на 14 тысяч. Спустя 2 года эти цифры выросли вдвое. А с момента открытия железной дороги и того больше. Торговля с другими странами набирала обороты. В 1889 году в Новороссийский порт пришло 153 парохода. Более всего из них – британского флота.

Тем временем город рос. Морские суда теперь доставляли в Новороссийск не только товары, но и пассажиров, которые могли следовать отсюда в любую страну мира.

Из архивного документа: «По случаю ограничения вывоза из пределов Империи золотых и серебряных монет высочайшим повелением 27 апреля 1848 года Новороссийское карантинно – таможенное правление имеет честь покорнейше просить Новороссийское комендантское управление объявить всем торгующим в городе лицам и предупредить всех пассажиров, желающих отправиться из здешнего порта за границу, чтобы они при отправлении или вывозе с собой золотой или серебряной монеты, предварительно объявляли об оной правлению и предъявляли монету для таможенного досмотра, в противном случае, если открыта будет на судах, отправляющихся за границу, при пассажирах не явленных во правление, монета будет подвержена конфискации, как утаенный предмет вывоза».

Новороссийский пор быстро рос. Строились причалы, увеличивался грузооборот, внешняя торговля стала важнейшей отраслью. Ввоз грузов из других стран давал неплохие таможенные доходы. В 1910 году они составили более 2 миллионов рублей от всей торговли. Сумма по тем временам довольно значительная. Для сравнения – тогда килограмм пшеничной муки стоил чуть больше 6 копеек.

До первой мировой войны из-за границы в Новороссийск привозились из Америки – земледельческие орудия и машины, железные трубы. Из Германии – краски, машины и запчасти к ним. Из Англии – кирпич, стальные канаты, швейные машины, локомобили, молотилки, скобяной товар, медный купорос и карболовая кислота. Франция поставляла вина, шампанское и ликеры, различные химические товары, стекло, черепицу, канифоль. Италия – лимоны и апельсины.

С ростом грузооборота порта прибавилось работы и таможенникам. Все развивалось настолько стремительно, что в конце 1911 года более чем 100 досмотрщиков были не в силах справиться с учетом грузов. К тому же приходилось принимать из-за границы и досматривать одновременно несколько судов.

Штаты таможенных чиновников в основном комплектовались из дворянского сословия по рекомендации высокопоставленных персон с обязательной санкцией градоначальника. Досмотрщиками же принимали бывших военных, имевших положительные характеристики.

Каждый поступающий на службу в таможню, давал клятвенное обещание: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству верно и нелицемерно служить, во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови…». Теперь подобную клятву заменила присяга. И каждый вновь поступающий на работу клянется теперь «неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, защищать ее экономический суверенитет и безопасность, добросовестно выполнять свои служебные обязанности».

Сегодня штат сотрудников Новороссийской таможни насчитывает 534 человека. Все они – подготовленные и грамотные специалисты. Особым почетом и уважением пользуются здесь ветераны службы. Именно они годами накапливали бесценный опыт и теперь передают его молодым.

В истории Новороссийской таможни немало известных имен. Например, в 85 году позапрошлого столетия служил здесь Секретарем Александр Чехов, старший брат Антона Павловича. В Новороссийске он приобрел участок земли, чтобы строить дом. Не раз писал брату, что очарован местной природой и растущим городом. «Пишу теперь сознательно большую вещь – «Город будущего» и копирую Новороссийск, излагая свои наблюдения и впечатления, почерпнутые на Кавказе. Многое мне кажется дико, но оно схвачено с натуры». Спустя год из-за слабого здоровья Александр Чехов вынужден был оставить должность и покинуть Новороссийск.

В это время управляющим Новороссийской карантинно – таможенной конторой был надворный Советник Навроцкий.

Письмо о его награждении гласит: «Милостивый государь Ефимий Данилович! Государь император, по представлению господина Министра Финансов, об отлично – усердно службе и особых трудах Ваших, Всемилостивейше соизволил, в 24 день марта сего года, пожаловать Вас Кавалером Ордена Св. Станислава 3-й степени».

На рубеже 19 и 20 столетий возросший штат Новороссийской таможни привел к необходимости постройки нового здания, такого, чтоб разместились и службы и квартиры. В 1900 году Александр Щенснович – заведующий строительными работами на ст. Новороссийск ВКЖД направил управляющему таможни Глонти чертежи 4-х этажного здания коммерческого агентства для занятия его таможенниками и их семьями. Глонти отклонил предложение, сославшись на то, что здание агентства непрочно, а переделка его слишком затратна. Он настаивал на возведении новой постройки для таможни около эстакадной пристани. К слову сказать, здание Коммерческого агентства сохранилось и по сей день. Теперь в нем разместилось управление Новороссийского морского торгового порта.

Было ли построено новое здание для таможни – не известно, но согласно документам 1913 года, учреждение занимало 2-х этажный дом на Береговой улице. Теперь она носит название Портовой. На 1-м этаже дома располагалось управление, на 2-м видимо, квартиры служащих. Некоторые комнаты в этом здании таможня занимала вплоть до 1960 года. Потом «Союзвнештранс».

По договору с коммерческим агентством она арендовала еще складские помещения в отделении каменного и деревянного пакгаузов. Также таможня пользовалась двором площадью в 1500 саженей, обнесенным забором. На этой территории и проходила линия железной дороги для удобства подвода грузов на склады.

С победой революции 1917 года таможенная служба России была преобразована и стала действовать по законам, а точнее – декретам молодого советского государства. В мая 1918 года Ленин издает декрет о таможенных сборах и учреждениях. В нем говорится: «Никакие гражданские и военные власти не имеют права вмешиваться в черте действий таможни в распоряжения, вытекающие из хода таможенного дела. Напротив того, все власти должны оказывать полную поддержку законным требованиям таможенных учреждений».

Для вновь созданной страны Советов таможенные сборы были одним из немногих источников пополнения казны. Согласно декрету, местные совдепы назначали комиссаров при таможне с правом политического наблюдения.

В 1918 году управляющий таможни пишет комиссару внутренних дел: «Для надлежащего хранения таможенных касс и пакгаузов досмотрщики должны быть вооружены холодным и огнестрельным оружием. В таможне имелось 15 казенных револьверов и 92 шашки драгунского образца. По надобности военного времени, согласно Мандату Совета солдатских депутатов, у нас были изъяты 4 револьвера. Управление таможни просит сохранить право по хранению оружия, т.к. в кассу идут большие поступления денег, что может привлечь за собой ограбление».

В 1918 году в Новороссийске царил хаос. Власть захватывали то красные, то белые, причем каждый требовал абсолютного подчинения. Все это сильно осложняло работу таможни. В 20-м году к власти в Новороссийске окончательно пришли большевики. Был создан Южный таможенный округ, куда вошла Новороссийская таможня. Новые штаты службы утверждались с учетом отношения к советской власти.

Наступил 21-й год. Страна перешла к новой экономической политике. Но процветать стала не только свободная торговля. За дело активно взялись контрабандисты. Началось выкачивание ценностей из страны. В 22-м году сотрудники Новороссийской таможни завели 300 дел, в основном – о конфискации. Товаров было изъято на сумму – более 21 миллиона рублей. Главными предметами конфискации были платиновая, золотая и серебряная российская и иностранная валюта, бриллианты, алмазы и другие драгоценные камни. Экспроприированные ценности передавали в запечатанном виде в местные кассовые учреждения Народного банка. Довольно часто их изымали у эмигрантов. В тот од за границу из Новороссийска отправилось 14 тысяч пассажиров.

Итальянский пароход «Никомидия». В каюте капитана и старшего механика при досмотре обнаружены слитки золота. Началась полная проверка парохода, затянувшаяся на целую неделю. Осматривали все – каюты, панели, потолки. В результате было найдено – 150 пудов серебра, более пуда золота, около 300 каратов бриллиантов, платина, жемчуг и другие ценности. Изобретательности контрабандистов можно поразиться. Жемчуг был спрятан в куске мыла, бриллианты, кольца и серьги в сливочном масле, золото в коробке, заваленной кучей хлама.

В 1924 году в Новороссийской таможне служило уже 150 человек. В распоряжении начальника был один легковой автомобиль – «Форд» и моторный катер «Красный таможенник».

В 1928 году постановлением Центрального исполнительного комитета СССР был утвержден новый Таможенный кодекс. Действовал он в течение 36 лет. Кодекс устанавливал, что таможенные учреждения СССР осуществляют фактический контроль над выполнением постановлений государственной монополии внешней торговли, взимают таможенные пошлинные сборы и совершают другие операции.

Со временем система таможенного дела упрощалась. Сложившаяся к 30-м годам структура таможенных органов просуществовала практически без изменений до самой войны.

В первые дни Великой Отечественной большая часть сотрудников таможни ушла на фронт. В это время прекратилось торговое мореплавание на Черном море, работа таможни сократилась, а затем и вовсе остановилась. Последним ушел начальник таможни Алексей Матвейкин. Он сражался в партизанском отряде и погиб на Малой Земле.

16 сентября 1943 года войска Северо – Кавказского фронта во взаимодействии с кораблями Черноморского флота и партизанскими отрядами штурмом овладели Новороссийском. Наш город был первым портом, освобожденным от немецких захватчиков.

В мае 1944 года Новороссийская таможня уже начала работать. Ее оперативная деятельность возобновилась спустя год. Тогда в штабе было всего 7 человек. Все ютились в одной комнатке. Порт в то время принимал суда с так называемым «живым» грузом – военнопленными или соотечественниками, возвращавшимися из Болгарии, Румынии и других стран. Приезжали домой из эвакуации и жители Новороссийска, возвращались целыми семьями со сем скрабом. А после Великой Победы пришло судно с оборудованием для ткацкой фабрики. Это был подарок королевы Англии.

Сразу после освобождения Новороссийска все силы были брошены на его восстановление. Сначала принимали промышленные предприятия, затем строили дома, разбивали парки и скверы. Город постепенно оживал, преображался и рос.

История таможни в 70-е годы полна громкими задержаниями. В 1969 году на танкере «Будапешт» разоблачили организованную группу контрабандистов, вывозившую крупные суммы советских денег, фотоаппараты и часы. Все это скрывалось в специально оборудованных тайниках. За 3 года из СССР они вывезли товаров на сумму 10 тысяч рублей. В 70-м году на танкере «Азербайджан» обнаружена и задержана партия контрабанды стоимостью 22 тысячи рублей. Шелковые покрывала, нейлоновые плащи, платки с люрексом, платья и прочее были скрыты в пустом баке для пресной воды. В 1982 году работники Новороссийской таможни раскрыли особый способ перемещения контрабанды. Преступная группа использовала пакеты пиломатериалов, внутри которых, в пустотах, прятали импортные джинсы. Сумма задержанной контрабанды составила более 28 тысяч рублей.

Вот так в 80-е годы в отличие от 20-х, предметами контрабанды вместо золота и драгоценных камней стала одежда, солнцезащитные очки и предметы парфюмерии. Теперь же это цветные металлы, машины и прочее.

Сегодня Новороссийская таможня – одна из крупнейших в стране. В ее составе 6 таможенных постов от Анапы до Геленджика. Таможня контролирует грузы и товары морском, автомобильном, железнодорожном и авиатранспорте. Штатная численность таможни – более 800 человек.

ИА «Альта Софт» 04.07.12г.

"Зеленый коридор"

2 июля 2012 года на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Весело-Вознесенка при прибытии на территорию ТС и при убытии с данной территории стала применяться система двойного коридора. Данная система применяется с 2010 года на ряде пунктов пропуска, перечень которых определен правительственным соглашением стран-участниц Таможенного союза. Не так давно МАПП Весело-Вознесенка, находящийся на 118-ом километре автодороги федерального значения № 23 «Ростов-Таганрог-граница с Украиной», был включен в этот перечень и с первых дней июля граждане, пересекающие таможенную границу Таможенного союза, смогли испытать на себе все выгоды системы двойного коридора.

В преддверии вступления в действие системы двойного коридора руководством Таганрогской таможни и таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка были проведены различные подготовительные мероприятия.

Первый день действия «зеленого» и «красного» коридоров позволил всем пассажирам, пересекающим таможенную границу, убедиться в удобстве системы двойного коридора. По словам одного из водителей рейсового автобуса время нахождения на территории пункта пропуска реально сократилось в полтора – два раза.

«TKS.ru» 03.07.12г.

Расширение Таможенного союза принесет России не только выгоды, но и проблемы

На днях в Россию приезжает киргизский премьер-министр Омурбек Бабанов. Именно с переговоров, которые пройдут в Москве, как ожидается, начнется процесс реального вступления Киргизии в Таможенный союз (ТС). Сейчас в организацию входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Это значит, что в интеграционном процессе на бывшем советском пространстве наступит принципиально новый этап. Впервые будут убраны барьеры между Россией и страной, которой, по существу, нечего предложить российской экономике, кроме собственной рабочей силы.

Еще совсем недавно казалось, что интеграционные процессы на бывшем советском пространстве обречены на неудачу. Создать сколько-нибудь жизнеспособное межгосударственное объединение не удавалось с момента распада СССР. Содружество независимых государств медленно, но верно превращается всего лишь в формальную организацию, чуть ли не единственным смыслом существования которой являются встречи лидеров бывших советских республик (да и то не всех) на очередных саммитах. Зачах проект Союзного государства России и Белоруссии. Казалось, и другие начинания на ниве постсоветской интеграции ждет та же судьба. Но стоило только замаячить перспективе мирового кризиса, как неожиданно «выстрелил» так же выглядевший мертворожденным проект ЕврАзЭс. На его основе был создан ТС. Он начал функционировать ровно год назад, в июле 2011 года.

«В условиях кризиса будут усиливаться протекционистские меры. Государства будут стремиться «оградить» свою экономическую территорию. А государства со слабой экономикой (такие, как Россия, Белоруссия и Казахстан) будут стремиться расширить ее, чтобы увеличить рынки сбыта своих товаров», – объяснил в беседе с «НИ» этот феномен президент консалтинговой группы «Неокон» Михаил Хазин. Между тем главной проблемой, которая будет препятствовать углублению интеграционного процесса, может стать отнюдь не сбыт товаров. С 1 января 2012 года вступили в силу самые спорные и, пожалуй, самые существенные для обычных граждан договоренности, заключенные в рамках ТС, – о трудовой миграции. Теперь с точки зрения рынка труда Россия, Белоруссия и Казахстан превращаются в единое целое. Россияне, белорусы и казахстанцы могут работать в любой из стран – членов ЕС на тех же условиях, что и граждане этой страны. И первые результаты этого нововведения вызывают противоречивые эмоции.

Белорусский исход

Белорусы значительно раньше казахов получили свободный допуск на российский рынок труда. Еще в 1998 году между Россией и Белоруссией было заключено соглашение, уравнивающее россиян и белорусов в правах на трудоустройство на территории обоих государств. Однако ряд ограничений для белорусов все же сохранялся. Самое существенное из них – это то, что граждане Белоруссии, работающие на российской территории, лишались возможности делать отчисления в российский Пенсионный фонд. Это очень сдерживало трудовую миграцию белорусских граждан в Россию, прежде всего среднего возраста: ведь они рисковали вообще остаться без пенсий. Однако с 1 января это препятствие было устранено. Результат не замедлил сказаться.

По данным Министерства труда Белоруссии, только за первый квартал 2012 года из страны выехало 1177 человек. Для сравнения: за весь 2011 год, который оказался для белорусской экономики крайне тяжелым, страну покинуло примерно 5,5 тыс. человек. Разумеется, речь идет об официальных данных, которые учитывают только тех, кто покинул страну, предварительно заключив контракт с работодателем. «Найти работу таким образом в Белоруссии вполне возможно, но это путь скорее для квалифицированной рабочей силы, а она составляет отнюдь не большинство трудовых мигрантов из страны», – сказал «НИ» эксперт Минского центра занятости Олег Беловол. Действительно, очень многие белорусы сначала уезжают в Россию, а потом уже ищут там работу. Косвенно о масштабах выезда из Белоруссии можно судить по недавно опубликованным данным Национального статистического комитета страны. При подсчете количества занятых белорусов он «недосчитался» 100 тыс. человек по сравнению с первым кварталом прошлого года. 100 тыс. – примерно столько же выехало из Латвии в момент кризиса 2008–2009 годов. Это обстоятельство дало демографам право говорить о том, что этой стране в перспективе угрожает невиданная в XX веке проблема – стать государством без населения. В Белоруссии, конечно, живет больше народу, чем в Латвии. Но и для этой страны убыль в 100 тыс. человек существенна.

Причина, заставляющая белорусов уезжать, очевидна: разница зарплат. Если в Белоруссии можно заработать существенно меньше, чем в России, отток населения не остановим. Показателен в этой связи пример Казахстана. «У нас уровень зарплат сопоставим с российскими, поэтому говорить о какой-то широкой трудовой миграции в Россию не приходится, равно как и об обратной трудовой миграции», – сказала «НИ» министр труда Казахстана Гульшара Абдыкаликова.

Но что будет, если в правах с россиянами будут уравнены граждане Киргизии, где зарплаты от российских отличаются на несколько порядков? И это не говоря уже о безработице в этой стране: по этому показателю Киргизию не сравнишь ни с Белоруссией, ни с Казахстаном. Готово ли и киргизское, и российское общество к возможному гигантскому оттоку рабочей силы? «В России отношение к мигрантам из Средней Азии двойственное. С одной стороны, все видят, что они полезны, без них экономике не обойтись, с другой – их чаще, чем тех же белорусов, воспринимают как чужих», – говорит руководитель центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева.

Сближение: взгляд из Киргизии

По разным оценкам, в России находятся от 700 тыс. до 1 млн. граждан Киргизии. Большинство из них имеют российское гражданство. Массово приобретать российские паспорта они начали несколько лет назад, когда российские власти ужесточили правила регистрации и трудоустройства иностранцев. Можно сказать, что именно необходимость идти на различные ухищрения, чтобы устроиться на работу в России, сдерживает трудовую миграцию из страны.

Тем не менее к идее Таможенного союза в Киргизии отнеслись неоднозначно даже в экспертном сообществе. Прежде всего смущает цена, которую страна должна заплатить за либерализацию российского рынка рабочей силы. «Почему-то при обсуждении вопроса о ТС вообще не упоминается, что Киргизия входит во Всемирную торговую организацию, – отмечает киргизский независимый эксперт Татьяна Выговская. – Никто не говорит, как вступление в ТС отразится на населении в виде инфляции, о том, что, может быть, лишимся ряда привычных товаров». По ее мнению, пока все эти вопросы не разрешены, говорить о вступлении страны в ТС преждевременно.

Неверие в перспективы скорого вступления Киргизии в ТС выражают и некоторые российские коллеги киргизских экспертов. Так, гендиректор информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов в беседе с «НИ» предположил, что сама идея вступления в ТС может быть для киргизских властей лишь маневром для того, чтобы получить от России экономическую помощь. «В любом случае для того, чтобы подготовить свою экономику к вступлению в ТС Киргизии, нужно время. Поэтому процесс, начавшийся сейчас, может растянуться на годы», – полагает он.

ОЛЕГ САЦУНКЕВИЧ, Минск,

ТАЛАНТ КУБАТОВ, Бишкек,

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВ

«TKS.ru» 03.07.12г.

Битва за custom

Стоит только начать разговор об этой категории должностных лиц, люди сразу машут рукой: все с ними ясно. Народ привык думать о таможне как об одной из самых коррумпированных государственных структур. Тому, конечно же, были причины. И теперь, чтобы "обелиться", Верещагиным потребуется немало времени. Корреспондент "МК в Казахстане" попытался понять, на самом ли деле так сладок хлеб таможенника, для чего отправился в знаменитый Хоргос и несколько дней проработал инспектором таможни

Потерянное поколение

Прежде чем начать излагать свои впечатления, следует сказать, что главная проблема казахстанской таможни – несуны. Это люди, которые ничего, кроме как таскать сумки, не умеют и не хотят уметь. "Профессия" уже передается из поколения в поколение. И сегодня на границе работают потомственные несуны, предшественники которых появились в начале девяностых.

Это уже второе поколение, которое зарабатывает переносом с той стороны баулов и не платит никаких налогов. Однако тот факт, что пользы государству от них никакой, их самих нисколько не волнует, как не волнует и то, на что они будут жить в пенсионном возрасте.

Сегодня в Панфиловском районе, куда относится Хоргос, катастрофически не хватает рабочих рук. Некому трудиться в сельском хозяйстве, социальной и коммунальной сфере. К примеру, территорию города Жаркента (районный центр) убирают всего… семь дворников. Работать дворником неинтересно. Гораздо интереснее сбегать "на ту сторону", перенести пару сумок и заколотить в день столько, сколько дворник добывает в месяц.

Это их личное дело, скажете вы. Как бы не так. Каждый из них, помимо своей бесполезности, еще и потенциальный вредитель, т.е. контрабандист. И буквально с каждым приходится бороться сотрудникам таможни, в чем я убедился на личном опыте.

Обмотанные скотчем

Итак, первый день моей работы таможенником прошел в пассажирском терминале. В смене 13 человек, включая меня. Двое на наружных воротах, двое на металлодетекторе, двое на оформлении документов. В зале, куда все прибывают, вместе со мной семеро.

– Декларант несет ответственность за предоставленные таможенным органам сведения, – инструктирует меня перед выходом на службу заместитель начальника таможни "Хоргос" Александр Балаклеец. – Вначале мы должны осмотреть багаж с помощью рентгена. Если выявляем что-то подозрительное, проводим таможенный досмотр.

– То есть вскрываем сумку и смотрим, что в ней находится?

– Совершенно верно. При этом не забудьте спросить, везет ли декларант что-либо запрещенное и все ли он указал в декларации. Если он отвечает утвердительно, с этого момента несет ответственность. Административную или уголовную – зависит от количества найденного незадекларированного груза.

– Они будут идти отсюда? – спросил я, указывая на арку металлодетектора.

– Вначале они должны выбрать коридор. Их здесь два: красный и зеленый. Если у прибывающего нечего оформлять, он проходит по зеленому коридору. Но будьте внимательны: через зеленый коридор здесь пытаются пройти все.

– Даже те, кто с огромными сумками?

– Так точно.

– Но ведь они должны пройти процесс таможенного оформления?

– Это мы с вами так думаем. Они же убеждены, что должны пройти свободно, без уплаты таможенной пошлины. Как у вас с физической подготовкой?

– Не жалуюсь. А какое это имеет отношение к делу?

– Самое прямое. Ближе к вечеру здесь начнется такое, что без определенных физических кондиций выдержать будет крайне сложно. Как-никак полторы тысячи человек в сутки на весьма ограниченном пространстве против вас семерых.

"Подумаешь, создадут здесь очередь. Потолкаются пару часов, попотеют и разойдутся", – сказал я про себя, но, как вскоре выяснилось, сильно ошибся.

– Несуна вы распознаете легко, – продолжал инструктировать Александр Балаклеец. – У них на руку либо на пояс надет рулон скотча.

– А зачем?

– Им они полностью обматывают сумки, чтобы было тяжело вскрыть. Но мы при досмотре пользуемся перочинными ножами и не разматываем, а разрезаем скотч. После этого они заматывают их вновь.

Стоять насмерть!

В первой половине дня люди шли в основном в сторону заграницы. Чинно и спокойно, безо всякой суеты и толкотни садились в автобусы. Наша задача – контролировать, чтобы у всех имелись билеты, купленные на автовокзалах, а число пассажиров не превышало количества посадочных мест. Пока туристы проходили через специальный коридор, водители открывали багажные отсеки, и мы убеждались, что они пусты.

В течение пары часов после обеда обстановка была относительно спокойной. Тучи стали сгущаться, когда солнце склонилось к закату. С той стороны к воротам подъехал первый автобус. С виду стандартный, с сорока посадочными местами. Но народу вывалило из него почти в два раза больше. Не успел водитель открыть багажный отсек, как неорганизованная толпа бросилась за своими баулами, словно боясь, что их унесет кто-то другой. Забитые донельзя сумки расползались, как дряблая кожа от излишков ботокса на лице молодящейся "девушки" предпенсионного возраста. Перед зданием таможни возникла толкотня, периодически слышалась фольклорная ругань, и в помещение все заходили заведенными.

Вскоре подъехал второй автобус, и история повторилась. В считанные минуты зал заполнился баулами и мешками вперемешку с потными и злыми людьми. В таких условиях о качестве обслуживания граждан говорить не приходится, даже если сюда поставить 20 таможенников.

Толпа напирала. Как я понял, все это столпотворение на руку несунам. Пользуясь суматохой, кто-то попытался перекинуть сумку ожидающему товарищу. Но один из сотрудников заметил это, и ноша отправилась обратно. Семеро парней, включая меня, сдерживали практически обезумевшую людскую массу, не желающую платить таможенную пошлину. В создавшемся противостоянии я потерял пуговицу и едва не лишился мобильного телефона, прикрепленного на поясном ремне.

– Почему автобусы с той стороны приходят переполненными? – спросил я одного из своих новоиспеченных коллег, стараясь перекричать стоявший здесь шум.

– Поговорите с водителями! Они лучше расскажут! – так же громко, перекрикивая толпу, ответил он, не упуская из виду тех, кто, по его мнению, мог предпринять попытку проскочить "на шару".

Давление: звуковое и локтевое

Ближе к семи вечера стало еще жарче и на помощь пришли четверо сотрудников из других отделов.

– Будьте внимательны! – кричал мне мой коллега, слова которого я едва различал в стоявшем вокруг шуме. – Они специально орут, ругаются, тем самым создают на нас давление! Их цель – пройти без уплаты таможенной пошлины! Но среди них есть и добропорядочные туристы, которые не могут пройти из-за столпотворения! Несуны их специально зажимают, чтобы те тоже стали возмущаться и усилили давление на нас! Это отработанная тактика!

Такое безобразие продолжалось более трех часов. Уже подошел к концу рабочий день и закрылась касса. А народ продолжал безумствовать. За все это время, насколько я успел заметить, в сторону кассы направилось всего несколько человек. Как ни странно, но людей становилось все больше. Толпа напирала все сильнее и буквально прижала нас к пластиковой перегородке, в которой была заветная для несунов дверь. Под видом того, что мне нужно сфотографировать происходящее, я трусливо ретировался. Забравшись на второй этаж, перевел дух и стал снимать весь этот кошмар на свой фотоаппарат. Люди продолжали галдеть и размахивать руками. Кто-то даже упал в обморок.

– Не обращайте внимания, – подойдя ко мне, сказал заместитель начальника таможни Марат Еслямов. – Такие комедии они разыгрывают ежедневно.

– Начальник! – обратилась к нему женщина в слезах. – Вон тот отобрал у меня сумку с личными вещами!

– Что в сумке? – спросил я.

– Шортики.

– Сколько штук?

– Восемьдесят.

Комментарии, как говорится, излишни.

Весь неоформленный груз закрыли на временном складе, а людей впустили в страну. Свои все-таки. Наступило затишье. До завтра.

Продолжение следует.

Айдар Ермеков, "МК в Казахстане"

«Виртуальная таможня» 04.07.12г.

Заработал «Зеленый коридор»

2 июля 2012 года на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Весело-Вознесенка при прибытии на территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и при убытии с данной территории стала применяться система двойного коридора, говорит Пресс-служба ЮТУ. Данная система применяется с 2010 года на ряде пунктов пропуска, перечень которых определен правительственным соглашением стран-участниц Таможенного союза. Не так давно МАПП Весело-Вознесенка, находящийся на 118-ом километре автодороги федерального значения № 23 «Ростов-Таганрог-граница с Украиной», был включен в этот перечень и с первых дней июля граждане, пересекающие таможенную границу Таможенного союза, смогли испытать на себе все выгоды системы двойного коридора.

Эта система предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций. Иными словами если Вы не имеете товаров, подлежащих таможенному декларированию, Вы проходите таможенный контроль по «зеленому» коридору, а если имеете - то по «красному». Система двойного коридора дает больше самостоятельности, но и требует более высокую ответственность. Если у Вас при прохождении «зеленого» коридора будут обнаружены товары подлежащие декларированию, это будет расценено как нарушение таможенного законодательства.

В преддверии вступления в действие системы двойного коридора руководством Таганрогской таможни и таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка были проведены различные подготовительные мероприятия. Информационную зону оборудовали стендами с информационными материалами и местами для заполнения бланков пассажирской таможенной декларации с запасом чистых бланков и образцами ее заполнения. В здании автовокзала (в залах ожидания на въезд и на выезд) вывесили таблички со специальными графическими знаками, четко разделив «зеленый» и «красный» коридоры. С личным составом поста были проведены практические занятия по действиям в штатной и в нештатной ситуациям.

Первый день действия «зеленого» и «красного» коридоров позволил всем пассажирам, пересекающим таможенную границу, убедиться в удобстве системы двойного коридора. По словам одного из водителей рейсового автобуса время нахождения на территории пункта пропуска реально сократилось в полтора – два раза. С помощью качественного обустройства МАПП Весело-Вознесенка (в октябре 2011 года на смену пункту пропуска, оборудованному по временной схеме, пришел пункту пропуска, работающий по постоянной схеме) и внедрения современных форм таможенного контроля таганрогские таможенники стремятся к тому, чтобы пересечение границы Таможенного союза законопослушными гражданами стало незначительной процедурой на их туристическом маршруте.