Сегодня 20 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Обзор публикаций (26.05 - 28.05.2012)

PDFПечатьE-mail

ИА «Дело.ру» 28.05.12г.

Таможенная служба предлагает грузоперевозчикам пропустить болельщиков

Перед проведением матчей чемпионата Европы по футболу на территории Украины грузоперевозчикам предложено выбрать альтернативные маршруты, минуя пункт пропуска «Матвеев-Курган», — сообщает министерство транспорта Роствоской области.

Ожидается, что в преддверии матчей поток желающих пересечь российско-украинскую границу по донецкому направлению значительно возрастет. Для организации пропуска болельщиков на чемпионат Европы по футболу 11, 15, 19,23 и 27 июня 2012 года федеральная таможенная служба предлагает грузоперевозчикам выбрать альтернативные маршруты для перевозок.

ИА «Четвертая власть» 25.05.12г.

Предлагается расширить перечень обязательной информации о товаре

Возможно, что в скором будущем объем прав потребителей на информацию о товаре будет расширен.

Члены Совета Федерации внесли в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Основной целью внесенного на рассмотрение законопроекта является реализация права потребителя на информацию о товаре (работе, услуге). Оно является одним из существенных в законодательстве Российской Федерации, тесно связанным с другим важным понятием — правом на качество и безопасность товаров, работ, услуг. Ведь выбор качественного товара полностью зависит от полноты и достоверности информации о нем. Новая поправка вносит изменения в части обязательного предоставления потребителю информации об отпускной цене.

Как отметил специалист Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ» Екатерина Кирина, законопроект направлен на расширение объема информации о товаре (работе, услуге), обязании изготовителей и импортеров указывать отпускную цену на дату изготовления и отгрузки, а также дату формирования товарной партии и ее номер.

Для потребителей, которые, покупая товар, в первую очередь обращают внимание на этикетку, новая поправка в законе будет предоставлять дополнительную информацию о товаре, тем самым поможет сделать более верный выбор в совершении покупки.

Предполагается, что нововведение будет способствовать прозрачности ценовой политики, а также установлению естественной конкуренции между организациями.

Как утверждают инициаторы законопроекта принятие данной поправки в закон «О защите прав потребителей» не потребует дополнительных расходов из бюджета государства. Более того, с точки зрения налогообложения оптовой и розничной торговли, она исключительно выгодна подразделениям Федеральной налоговой службы РФ в целях налогового контроля, а в части взимания таможенных платежей при импорте иностранных товаров – Федеральной таможенной службе РФ.

ИА «Юга.ру» 25.05.12г.

Груз на таможне в Сочи можно оформить за 15 минут

Таможня России вводит обязательное предварительное информирование о ввозимых товарах с 17 июня.

Требование касается товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта. Уполномоченные экономические операторы и перевозчики должны представить информацию о товарах не менее чем за два часа до их ввоза.

При прибытии груза в пункт пропуска таможенники сопоставляют предварительную информацию со сведениями в транспортных документах. При отсутствии расхождений процесс оформления будет занимать не более 15 минут.

Предоставить информацию можно в электронном виде с помощью информационной системы или web-порталов таможенных органов. Данная технология запущена с 2010 года, но обязательного характера не имела.

В Сочи нововведение затронет таможенный пост МАПП Адлер – единственный автомобильный пункта пропуска на границе России и Абхазии.

"Основные участники ВЭД, зная преимущества предварительного информирования, активно используют данную технологию с середины прошлого года, значительно экономя время, затрачиваемое на пересечение таможенной границы", – отметили в пресс-службе Сочинской таможни.

С начала года на таможенном посту Адлер зарегистрировано около 2000 сообщений о прибытии при ввозе товаров автотранспортом, из них более 94% – с использованием этой технологии.

Данный механизм с 1 января в обязательном порядке введен и в Евросоюзе, что позволило значительно упростить и ускорить таможенные процедуры, связанные с пересечением границы грузовым автотранспортом.

«Таможня.ру» 28.05.12г.

Введение системы предварительного информирования

11 мая в пресс-центре "РИА Новости" прошла пресс-конференция, посвященная внедрению системы обязательного предварительного информирования товаров, поступающих на таможню. С 17 июня 2012 года эта система будет носить обязательный характер для товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Существуют разные способы подачи информации о товарах. Более подробно о различиях между ними рассказал в специальном интервью начальник отдела планирования оснащения средствами информатизации Главного управления информационных технологий ФТС России Дмитрий Валерьевич Данилин.

Также будущих пользователей системы волнует вопрос, справится ли информационное обеспечение с большим объемом поступающей информации. Дмитрий Валерьевич Данилин заверил нас в том, что перегруженности системы не возникнет.

В настоящий момент идет активная работа по оборудованию всех пропускных пунктов на границе данной системой. Дмитрий Данилин пояснил, когда все пункты пропуска будут готовы ее установить.

Таким образом, уже летом процедура прохождения таможенного контроля должна существенно упроститься.

ИА «Украинский Бизнес Ресурс» 26.05.12г.

Россия увеличит количество КПП на границе с Украиной

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ намерена расширить число снабженных ей автомобильных пунктов пропуска на российско-украинской границе. Проект соответствующего приказа ведомства размещен на его официальном сайте.

На границе России с Украиной "зеленые коридоры" работают только в регионе действия Воронежской ("Бугаевка" и "Новобелая") и Брянской ("Троебортное") таможен. Ранее ФТС предлагала ввести упрощенную систему "зеленого коридора" также в пунктах пропуска "Весело-Вознесенка" Таганрогской таможни и "Новошахтинск" Ростовской. В новый проект приказа ведомства также включены "Донецк (Изварино)" Миллеровской, а также "Куйбышево (Мариновка)" и "Матвеев Курган" Таганрогской таможен.

При применении системы "зеленого коридора" предусматривается упрощенный порядок декларирования ввозимых или вывозимых товаров - без заполнения таможенной декларации. При этом проход через такой коридор рассматривается таможенниками как заявление, что перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза товары не подлежат обязательному декларированию в письменной форме.

Как сообщалось, таможенные службы России и Украины, а также их белорусские коллеги намерены выделить специальные коридоры для болельщиков в пунктах пропуска на госграницах во время проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года.

ИИ «Растаможка.ру» 25.05.12г.

Таможня на юге России готова к летнему сезону отпусков и Евро-2012

В Южном таможенном управлении провели расширенное совещание. На нем руководители таможен региона обсудили вопрос готовности к выполнению таможенных операций с наступлением лета.

Начальник службы организации таможенного контроля Олег Долгополов отметил в своем выступлении, что в последнее время просматривается положительная тенденция, когда развивается международное пассажирское и грузовое сообщения между Российской Федерацией, Украиной и Абхазией. Основной проблемой с наступлением лета следует признать организацию комфортного и быстрого прохождения таможенных процедур. Необходимы новые эффективные решения, чтобы преодолеть растущий поток. Вот почему Южное таможенное управление организовало проведение множество двусторонних рабочих встреч с представителями таможенной службы Украины и Абхазии.

В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» в регионе деятельности ЮТУ возведены семь автомобильных пунктов пропуска. Они обустроены и технически оснащены. Проектная пропускная способность пунктов существенно превышает первоначальные значения. Пять из семи пунктов введены в эксплуатацию и открыты для пропуска. В ближайшее время планируется запустить также МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни.

Особое внимание уделяется срокам выполнения таможенных операций в пунктах пропуска. Сайт управления в разделе «Ситуация на границе» ежедневно выдает информацию о количестве транспортных средств, которые прошли через автомобильные пункты пропуска. С июня нынешнего года эту информацию будут обновлять трижды в день.

«Виртуальная таможня» 25.05.12г.

Южнороссийские таможенники готовы к сезону летних отпусков и ЕВРО-2012

Как сообщает Пресс-служба ЮТУ, 22 мая 2012 года в Южном таможенном управлении состоялось расширенное совещание, в ходе которого руководители аппарата управления и начальники таможен региона обсудили готовность таможенных органов ЮТУ, расположенных в пунктах пропуска, к совершению таможенных операций в летний период.

Выступивший с докладом по данному направлению начальник службы организации таможенного контроля Олег Долгополов обратил внимание собравшихся на то, что в последнее время прослеживается положительная тенденция развития международного пассажирского и грузового сообщения между Российской Федерацией, Украиной и Абхазией. С учетом проведения в 2012 году в Украине Чемпионата Европы по футболу, а также в 2014 году Олимпийских игр в России данная тенденция будет сохраняться и в будущем.

В то же время из года в год основной проблемой в летний период для таможенных органов становится организация комфортного и быстрого прохождения таможенных процедур гражданами, осуществляющими поездки в сезон отпусков, и чтобы справиться с растущим потоком, необходимы новые эффективные решения. В этой связи Южным таможенным управлением как до начала, так и во время курортного сезона в 2011 году и при подготовке к такому сезону в 2012 году было организовано проведение ряда двусторонних рабочих встреч с представителями таможенной службы Украины и Абхазии. Кроме того, Федеральная таможенная служба на постоянной и планомерной основе уделяет особое внимание решению вопросов создания, оснащения и развития объектов таможенной инфраструктуры, расположенных на территории Южного федерального округа.

Так, по состоянию на май 2012 года в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» в регионе деятельности ЮТУ завершено строительство, обустройство и техническое оснащение семи автомобильных пунктов пропуска, проектная пропускная способность которых значительно превышает первоначальные значения. Пять из этих АПП введены в эксплуатацию и открыты для пропуска через государственную границу РФ физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а в ближайшее время планируется запустить МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни. Как отметил Олег Борисович, инфраструктура и техническая оснащенность пунктов пропуска после ввода их в эксплуатацию отвечает всем требованиям для полноценного и качественного проведения установленных видов государственного контроля и, что особенно важно, способствует комфортному пересечению гражданами таможенной границы Таможенного союза.

Олег Долгополов также обратил внимание участников совещания на то, что особое внимание уделяется срокам совершения таможенных операций в пунктах пропуска. Так, на сайте управления в разделе «Ситуация на границе» ежедневно публикуется информация о количестве транспортных средств, проследовавших через автомобильные пункты пропуска, а также об очередях на въезд на территорию России и на выезд. Начиная с июня текущего года, данная информация будет обновляться три раза в день. Кроме того, в целях возможного выбора туристами оптимального маршрута на сайте размещаются изображения с web-камер, транслирующих в режиме реального времени ситуацию перед пунктами пропуска со стороны Российской Федерации.

С 2011 года применяется Порядок действий руководителей и должностных лиц таможенных органов региона деятельности ЮТУ при образовании очереди автотранспортных средств перед въездом в пункты пропуска через государственную границу РФ. Целью Порядка является принятие синхронных действий таможенными органами Украины и России по разрешению проблем очередей в кратчайшие сроки. На практике такая процедура применялась в прошлом году на МАПП Новошахтинск Ростовской и МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможен.

Важным фактором, оказывающим существенное влияние на дальнейшее развитие и эффективное использование АПП, является состояние дорожной инфраструктуры, непосредственно примыкающей к пунктам пропуска. В связи с этим разделение транспортных потоков перед въездом в пункт пропуска по видам транспорта позволит регулировать движение именно того вида транспорта, полоса контроля которого в настоящий момент в пункте пропуска свободна. Таким образом, будет увеличена пропускная способность АПП. Кроме того, установка на транспортных коммуникациях, примыкающих к пунктам пропуска, соответствующих дорожных знаков и стендов с указанием оптимальных маршрутов к другим близлежащим пунктам пропуска, информационных табло о текущей ситуации в пунктах пропуска (в том числе выведение информации со специально установленных перед пунктами пропуска камер видеонаблюдения для открытого доступа в Интернет) во многом будет способствовать более равномерному и эффективному распределению нагрузки между ними, а также повысит качество обслуживания участников внешнеэкономической деятельности и граждан. По указанной проблематике Южное таможенное управление на постоянной основе взаимодействует с Правительством Ростовской области, ЮТУ Росграницы, территориальными управлениями государственных контрольных органов.

Во всех пунктах пропуска проведены мероприятия по обустройству и оборудованию системы «зеленого» и «красного» каналов в соответствии с требованиями, применяемыми к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия из нее. С декабря 2011 года эта система начала функционировать в МПП Кубань, МПП Сочи, ЖДПП Адлер и МАПП Адлер.

Следует отметить, что в преддверии ЕВРО-2012 в МАПП Новошахтинск Ростовской и Матвеев Курган Таганрогской таможни прошли учения по отработке действий должностных лиц таможенных органов в условиях нештатных ситуаций. Помимо таможенных и пограничных органов, осуществляющих государственный контроль в пунктах пропуска, в мероприятии приняли участие органы правопорядка (полиция) – для принятия законных мер к лицам, в случае нарушения ими правопорядка, представители районных (муниципальных) администраций – для возможного принятия дополнительных административных мер по благоустройству прилегающих к пунктам пропуска территорий, подразделения МЧС – для возможной оперативной ликвидации различных чрезвычайных ситуаций в пунктах пропуска и на подходах к ним, и их последствий, медицинские работники. Результаты учений получили положительную оценку как ФТС России, так и всех задействованных государственных органов.

В заключение своего выступления Олег Борисович отметил, что практический опыт южнороссийских таможенников, полученный при подготовке к проведению чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012, поможет таможенным органам при подготовке и проведении в 2014 году зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

ИА «Альта – Софт» 28.05.12г.

Борьба с коррупцией

В мае 2012 года в Астраханской таможне произошло не совсем рядовое событие. В рамках исполнения мероприятий по профилактики коррупционных правонарушений отделом инспектирования и профилактики правонарушений было организовано посещение Следственного изолятора № 1 г. Астрахани.

Среди посетителей данного учреждения были руководители различного уровня Астраханской таможни и таможенных постов. Подобные мероприятия были введены в практику начальником таможни А.Н. Ястребовым в 2010 году как вынужденная мера после серии «громких» задержаний правоохранительными органами должностных лиц Астраханской таможни.

Целью указанных посещений СИЗО №1 является осознание должностными лицами всей тяжести последствий совершенных коррупционных и иных должностных преступлений. Полученными впечатлениями руководители наверняка поделились со своими подчиненными, которых подобные «экскурсии» в соответствии с планом таможни ожидают в ближайшем будущем.

ИИ «Волгасиб.ру» 28.05.12г.

Общественный совет по экономике пока обходится без предпринимателей

Общественный совет создан при Минэкономики, внешнеэкономических связей и инвестиций правительства Волгоградской области, сообщили в пресс-службе облправительства. В частности, в ведомстве отметили, что члены нового образования будут иметь право участвовать в подготовке проектов нормативных правовых документов. В состав совета вошли, в основном, руководители общественных деловых организаций, представители вузов. Пресс-служба облправительства не сообщает о том, чтобы в совет вошли предприниматели, руководители предприятий, работающих в регионе.

В частности, сообщила пресс-служба, в совет вошла большая группа представителей ВолГУ: председатель Общественной палаты области, ректор ВолГУ Олег Иншаков и его подчиненные - докторант кафедры государственного и муниципального управления ВолГУ Яков Кайль, проректор по научной работе и информатизации ВолГУ Алла Калинина. Также совет представлен учеными Волгоградской архитектурно-строительной академии и Волгоградского государственного технического университета.

Членом совета стали начальник Волгоградской таможни Юрий Карамдин, руководитель страховой компании "Царица" Людмила Бондаренко.

Вошли в общественный орган и представители региональных общественных организаций бизнеса: руководитель регорганизации «Деловой России» Андрей Куприков, президент Волгоградской торгово-промышленной палаты Вадим Ткаченко, первый заместитель председателя регионального совета организации «ОПОРА РОССИИ» Андрей Удахин, исполнительный директор Волгоградского отделения РСПП Виктор Фокин. Само министерство представлено, в частности, начальником сводного отдела стратегического планирования, кандидатом экономических наук Марией Поповой.

Еще ранее аналогичный совет был создан при министерстве здравоохранения облправительства.

«TKS.ru» 28.05.12г.

Членство РФ в ВТО несет риски притока некачественных товаров

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и создание Таможенного союза (ТС) с Белоруссией и Казахстаном несет в себе ряд рисков, связанных с расширением возможностей поступления на российский рынок потребительских товаров низкого качества, заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко на VIII Национальном форуме "Деловой России".

"Что меня лично больше волнует, наше вступление в ВТО, наш Таможенный союз. Я могу четко сказать, что мы отмечает резкое ухудшение качества потребительских товаров, прежде всего, на сегменте потребительской корзины для среднего населения нашей страны", - сказал Онищенко.

Он обратил внимание на то, что, в частности, отсутствует надлежащий контроль за качеством поставляемых в Россию товаров через границу с Казахстаном, передает РИА Новости.

"Мы сегодня не владеем ситуацией на казахско-российской границе. А отсюда идет трафик, трафик не только товаров низкопробных, но и откровенный контрабанды наркотиков. Наша граница российско-казахская ушла, и, слава богу, что она ушла, но почему мы на этом не акцентируем внимание?", - отметил он.

Онищенко также остановился на проблеме гармонизации требований с Евросоюзом по качеству продовольственных товаров.

"За последние два года мы с Евросоюзом гармонизировали все. Единственное, с чем я не соглашаюсь и упираюсь рогом, я никогда не соглашусь с теми нормативами антибиотиков, которые допускаются в пищевой продукции", - сказал глава Роспотребнадзора.

По его словам, нельзя слепо следовать западным стандартам по отношению к продуктам питания. Он обратил внимание на то, что США в концепции развития пищевой индустрии ставят задачу убрать применение антибиотиков и ядохимикатов, запретив их немедицинское применение, передает ИА "Казах-Зерно".

"Хотя нам выкручивают руки: уберите свои нормативы, которые их не устраивают сегодня", - сказал Онищенко.

«TKS.ru» 25.05.12г.

Пошлине нашли альтернативу

В России может вскоре быть введена система утилизационных пошлин для подержанных автомобилей. Причем такими сборами предполагается обложить не только подержанные машины, которые ввозятся в Россию из-за границы, но и автомобили, собираемые иностранными производителями внутри страны

Предложение об утилизационной пошлине подготовил Минпромторг. Эксперты объясняют нововведение скорым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое, как известно, обернется снижением пошлин на подержанные иномарки. Соответственно, возникла необходимость поиска новых эффективных методов защиты отечественного автопрома. При этом эксперты утверждают, что без введения подобного сбора в наименее выигрышном положении окажутся как раз производители бюджетных автомобилей. Дело в том, что сегодня за цену новой отечественной машины можно будет купить подержанную иномарку более высокого класса.

Однако за последние годы отечественный авторынок сильно изменился. Автолюбители еще помнят, что несколько лет назад к нам действительно ввозили много подержанных иномарок, потому что цены на них были очень близки к стоимости новых отечественных машин, но сейчас ситуация меняется. На рынок начинают выходить подержанные автомобили, произведенные и проданные уже внутри России. Поэтому импорт иномарок с пробегом может быть уже не так выгоден. Правда, это станет явным не сейчас, а через несколько лет.

По мнению экспертов, в случае введения утилизационного сбора цены на автомобили у нас в стране если и повысятся, то не сильно. Так, за рубежом утилизационная пошлина уже давно включена в стоимость машины. В наших условиях автовладельцев волнует главный вопрос – в чей карман пойдут эти сборы. Многие надеются, что действительно на утилизацию. Отметим, что сейчас при ввозе в Россию иномарки возрастом до 3 лет нужно заплатить 30% от ее стоимости, если ей от 3 до 5 лет - уже 35%. Всего же, по данным статистики, ежегодно в страну в среднем импортируется около 100-150 тыс. подержанных автомобилей.

Пошлину заменят налогом

Учитывая складывающуюся на авторынке ситуацию, прежде всего в связи с вступлением в ВТО, Минпромторг и подготовил поправки в законодательство, которые после их принятия позволят ввести дополнительный сбор для иномарок, поступающих в Россию из-за границы. Однако эксперты разошлись в прогнозах, как эта защитная мера повлияет на цену автомобилей. Одни считают, что она не изменится, по расчетам других, стоимость авто увеличится.

Речь идет об упоминавшемся ранее утилизационном сборе. Предполагается, что он может начать действовать уже в конце лета, если будет создана вся нормативная база. Новая специальная пошлина, по мнению ее авторов, необходима для компенсации экологического вреда и затрат на уничтожение отработавших свой век авто. Она будет рассчитываться отдельно для подержанных иномарок и для новых машин.

Размер утилизационного сбора, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, не позволит подержанным авто вновь попасть на нашу территорию после вступления России во ВТО. Сейчас, как известно, на них распространяется заградительная ввозная таможенная пошлина. Став членом ВТО, в ближайшие семь лет мы будем обязаны сократить ее в 2 раза. Будучи еще премьер-министром, Владимир Путин поручил к 25 апреля проработать введение нового сбора. Эту инициативу поддержали наши партнеры по Таможенному союзу из Казахстана, предложив ввести единый сбор для всех трех стран.

Как сообщил первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности Владимир Гутенев, запретительный размер утилизационного сбора может коснуться только бэушных иномарок старше 7-10 лет. Для новых авто, особенно в самом популярном ценовом диапазоне - от 15 до 18 тыс. долларов, утилизационный сбор должен быть незначительным. Это значит, что новшество особо не повлияет на отпускную стоимость автомобилей и не приведет к изменению прайс-листов ведущих дилерских центров.

При этом оно пойдет только на пользу нашему рынку, поскольку ограничит ввоз автохлама. Ставка утилизационного сбора, считают эксперты, будет привязана к таможенным пошлинам на подержанные авто. При этом в соответствии с динамикой их снижения сбор будет повышаться, в целом оставаясь запретительным. Это будет компенсация постепенного сокращения пошлин на подержанные иномарки. Если такую концепцию примут, то на цене авто новшество вообще отразиться не должно.

Что касается новых иномарок, то, по мнению экспертов, с появлением утилизационного "налога" надеяться на снижение цен после нашего вступления в ВТО не приходится. Хотя многие надеялись на снижение таможенных пошлин на иномарки после вступления в ВТО. Впрочем, введение нового сбора - абсолютно логичная мера по защите собственного автопрома. Сегодня большинство стран именно таким способом защищают свой рынок от подержанных автомобилей, способствуя не только развитию отечественной отрасли, но и целого ряда смежных секторов промышленности.

В то же время первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что это, по сути, дополнительный налог, который в полном объеме ляжет на плечи покупателей иномарок. У многих он вообще отобьет охоту покупать автомобили секонд-хенд. Кроме того, по его словам, «произойдет своего рода "зачистка" конкурентного поля, что пагубно отразится на развитии отечественного автопрома. Общеизвестно, что сдерживание конкуренции в какой бы то ни было форме - тупиковый путь.

В то же время депутат не отрицает остроту проблемы автохлама. При этом он убежден: чтобы под него не попали вполне благополучные иномарки, необходимо законодательно определиться с понятием "автохлам". Сегодня многие иномарки возраста 5-10 лет обладают техническими характеристиками, которые обеспечивают не только активную и пассивную безопасность на дорогах, но и дают фору по экологическим свойствам выхлопов многим новым отечественным моделям автомобилей. Поэтому устанавливать размер утилизационного сбора, исходя из возраста подержанной иномарки, нецелесообразно. Критерием, например, может стать экологический класс двигателей.

Эксперты ожидают, что нормативная база для введения утилизационно-экологического сбора в России, в том числе и по импортным автомобилям, будет подготовлена уже к концу лета. Однако для этого, как сообщил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов, придется в кратчайшие сроки внести поправки в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Вероятно, на данном этапе они будут касаться только утилизации автотранспорта. Только после этого можно будет обсуждать размеры ставок, готовить постановление правительства, которое также определит порядок взимания самих сборов.

Поэтому, как заметил заместитель министра, "на данный момент всякие разговоры о размере утилизационных сборов не более чем спекуляции". В то же время он уточнил, что размер нового сбора обязательно будет дифференцированным и предусматривать такие компоненты, как трудоемкость утилизации и экологический вред, который наносит автомобиль. Это значит, что его "привяжут" к объему выбросов двигателями углекислого газа и прочих вредных веществ. Чем больше и мощнее двигатель, тем больше он выбрасывает вредных веществ. При этом будут введены поправочные коэффициенты в зависимости от возраста автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше коэффициенты.

Алексей Рахманов также подчеркнул, что процедура взимания утилизационно-экологических сборов никак не будет привязана к таможенной очистке. Автомобили будут выпускаться в свободное обращение по мере уплаты соответствующих пошлин и сборов, а утилизационно-экологический сбор будет уплачиваться в бюджет при выдаче паспорта транспортного средства. Вместе с постановлением о порядке взимания утилизационных сборов намечено подготовить еще один аналогичный документ - о порядке расходования поступивших в бюджет денежных средств для поддержки создания полноценных пунктов утилизации и переработчиков вторичных материалов. При этом от идеи создания специального фонда решено отказаться.

Верим в справедливость

Утилизация иномарок будет настолько дорогой, что подержанные авто станет невыгодно ввозить. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он напомнил, что Россия при вступлении в ВТО вынуждена снижать ввозные пошлины, но государство должно сделать все, чтобы «хлам не заполонил рынки». В результате размер сбора за утилизацию может быть сопоставим с существовавшей ранее ввозной пошлиной.

Председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский признался, что пока точно не определено, какой механизм будет в конечном итоге разработан, но в принципе предлагаются достаточно хорошие заградительные меры для того, чтобы наш авторынок защитить. При этом эксперты напоминают, что озвученная идея сбора на утилизацию еще при ввозе автомобиля в страну противоречит закону. Они считают, что таким образом владельца товара обязывают оплатить ту услугу, в которой он не нуждается, а самое главное – неизвестно, когда он будет в ней нуждаться.

Сейчас в данной сфере нет устоявшихся расценок, и можно говорить только, наверное, о каких-то ценах на утилизацию тех элементов, которые представляют опасность для окружающей среды, например для аккумулятора, который содержит свинцовые элементы. Если иметь в виду уничтожение самого кузова, то его переработка, наверное, по цене сопоставима со стоимостью металлолома, поэтому, считают эксперты, по большому счету брать за это деньги как-то странновато.

Напомним, что сейчас утилизация автомобилей в России стоит недорого, ей занимаются всего несколько десятков компаний. Значит, для создания новой инфраструктуры потребуются значительные средства. Еще в 2010 году премьер Владимир Путин объявил о начале эксперимента по утилизации автомобилей. Тогда компании просили за нее 3000 рублей, точнее, просить эту сумму им предписало правительство. Предприниматели назвали ее ничтожно малой и утверждали, что нулевая точка находится на уровне 5-6 тыс. рублей, поэтому предлагали сойтись на 7,5 тыс. рублей. В этом случае, по их утверждению, утилизационные компании смогут как-то развивать, докупать специальное оборудование.

Поскольку вопросов больше, чем ответов, чтобы внедрить утилизационный сбор, в первую очередь необходимо внести изменения в Закон «Об отходах производства и потребления». Как пояснил Алексей Рахманов, предполагается, что утилизационный сбор будет включать в себя три составляющие. Во-первых, это непосредственно затраты на утилизацию, которые привязаны как к сложности самого процесса, так и к его подведению под единые нормы. Причем если по нашим производителям точно известно, из чего делаются автомобили, и есть понимание, как они будут утилизироваться, то в отношении импортных машин такой четкой картины нет, неизвестно, какие материалы, в каком объеме использованы в той или иной иномарке.

При этом в связи с отсутствием соответствующего регламента по утилизации такие требования не являются обязательными при выдаче одобрений типа транспортного средства. Для преодоления проблемы, пояснил заместитель главы Минпромторга, решено брать нормы и правила, которые существуют в других странах, и готовить на их основе наш регламент «О безопасной утилизации транспортных средств», который с 2015 года будет общим для всего Таможенного союза.

Второй элемент — стоимость денег, которые потребуются для построения системы утилизации. Сегодня никто точно не знает, какая будет инфляция и какие будут дополнительные факторы затрат, поэтому ориентировочную стоимость денег утилизационный сбор тоже будет учитывать. Третий блок проблемы самый главный - утилизационный сбор будет включать в себя компенсацию будущего и текущего экологического вреда, который наносит автомобиль. Включат принцип: чем старше авто, тем больше сбор. При этом сегодня нет однозначных методов оценки экологичности выбросов, поскольку для сертификации необходимо проверять двигатели по определенному циклу или устанавливать их на стенды, а на это нужно тратить значительные суммы.

Алексей Рахманов пояснил, что пока не нашли приемлемого технического решения, но над этим работают, чтобы иметь возможность оценить экологичность автомобиля относительно простыми методами, похожими на то, что есть в рамках технического осмотра. При этом чиновник не склонен позиционировать эту меру исключительно с точки зрения поддержки отечественного автопрома после вступления России в ВТО. Он утверждает, что министерство работает над улучшением экологии, но при этом помогает тем автопроизводителям, которые уже вложили деньги в производство современных экологичных двигателей и автомобилей.

Заместитель главы Минпромторга отметил, что внеочередная проверка органов по сертификации показала, что в 2011 году почти 30 тыс. автомобилей было ввезено в Россию с нарушением правил экологической сертификации. Поэтому кроме технического регулирования необходим еще один инструмент, который мог бы поставить заслон неэкологичным, в первую очередь подержанным автомобилям.

Пока договорились о принципах самого сбора, пришли к выводу, что оценка должна производиться исключительно исходя из экологического вреда, наносимого автомобилем. Сейчас прорабатывается механизм его оценки, который будет максимально прозрачным и недискриминирующим. Принципы функционирования и взимания сбора должны появиться уже в ближайшее время. При этом министерство не возражает, если администратором этого процесса станет ФТС России. Как известно, с такой инициативой недавно выступил ее руководитель Андрей Бельянинов. Хотя никакого отношения к процессу таможенного оформления такое администрирование иметь не будет.

Помним обо всех

В стороне от новшества не останутся грузовики и автобусы. В отношении их, чтобы ограничить импорт, Минпромторг предлагает тот же набор мероприятий. Это опять ограничения по экологическим стандартам, обеспечение доступа на российские улицы современных автомобилей, в том числе и грузовиков, и автобусов. По информации Минтранса, с пассажирскими перевозками у нас ситуация просто критичная, более 50% парка устарело, возраст автобусов в среднем 15 лет и выше. В этой связи необходимо принимать структурные меры. Уже намечено выделить 3,5 млрд рублей на программу обновления парка пассажирского транспорта с софинансированием из регионального бюджета. Кроме того, планируется ограничить срок эксплуатации автобусов 15 годами.
В то же время введение запрета на эксплуатацию старой техники должно быть синхронизировано с программой обновления парка. Если его ввести резко, то будут ограничены права предпринимателей, занимающихся перевозками. Возросший импорт тяжелых грузовиков, отметил Алексей Рахманов, также нуждается в серьезном антидемпинговом расследовании, которое должно быть проведено по аналогии того расследования, которое инициировано в сегменте легких коммерческих автомобилей. Это признанный инструмент ВТО, если будет доказан ущерб экономике, то примут определенные меры компенсационного характера, введут антидемпинговые пошлины.

Представитель Минпромторга уточнил, что в планах есть идеи по ограничению срока эксплуатации грузовиков. Начать предполагается с коммерческих перевозок, и в первую очередь опасных и специализированных грузов. Здесь высок риск того, что если автомобиль попадает в ДТП, то в результате может быть нанесен существенный ущерб безопасности других участников дорожного движения. В качестве стартовой позиции в министерстве говорят про коммерсантов, которые работают на тех видах перевозок, которые лицензируются Минтрансом и подведомственными ему агентствами. Здесь речь также идет о 15 годах, но идти к ней будут сбалансированно и постепенно. При этом Алексей Рахманов уточнил, что вопросы оказания прямой финансовой поддержки российских производителей после вступления в ВТО не сняты с повестки дня.

Артем Белоусов