Сегодня 29 мая 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (17.05 - 24.05.2012)

PDFПечатьE-mail

«РБК daily» 23.05.12г.

Таможенников заставят уважать деловую репутацию компаний

Если после действий таможенников, отмененных судом, компания не смогла нормально продолжить вести свой бизнес, предприниматели могут взыскать с Федеральной таможенной службы (ФТС) не только сумму убытков, но и компенсацию морального вреда. С таким подходом может выступить Высший арбитражный суд (ВАС), который летом рассмотрит спор с участием компании, потерявшей клиентов из-за отсутствия на своем складе рентгеновского аппарата.

Нынешнее лето может ознаменоваться революцией в практике взыскания убытков с государ­ства. Высшему арбитражу предстоит решить, могут ли незаконные решения госор­ганов нанести моральный вред компании. Для этого суду придется рассмотреть спор ЗАО «Лес» с государством в лице ФТС.

В конце января 2008 года таможенники наложили арест на склад временного хранения (СВХ), принадлежавший компании. Через месяц после этого вступили в силу требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ, утвержденные приказом ФТС. Согласно требованиям СВХ должны оборудоваться досмотровой рентгеновской техникой.

Однако компания не смогла установить такое оборудование, так как ее СВХ был арестован. Из-за этого в конце мая 2008 года таможенники вычеркнули «Лес» из реестра владельцев СВХ. При этом в ФТС не ограничились просто отзывом разрешения у «Леса»: информация об исключении компании из реестра СВХ была опубликована на официальном сайте таможенного органа.

Компания обратилась в суды, признавшие решение фискалов об исключении «Леса» из реест­ра СВХ незаконным. Однако к ответственности таможенников не привлекли. Основываясь на судебных решениях, компания начала новый судебный спор, по которому просила взыскать с ФТС более 152,8 млн руб. убытков, упущенной выгоды и «морального вреда, причиненного умалением деловой репутации».

По мнению компании, таможенники нанесли ущерб ее репутации, разместив объявление в Интернете. Предприятие, работающее на рынке с 1996 года, якобы потеряло клиентуру и не смогло найти новых контрагентов. Суды нижних станций отказали предприятию, но их решения может пересмотреть ВАС. «Правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица», — говорится в предварительной позиции ВАС по этому делу.

Президиум ВАС направит дело на новое рассмотрение и скажет, что требования юрлица о защите деловой репутации подлежат удовлетворению в соразмерном объеме, прогнозирует глава таможенной практики Goltsblat BLP Владимир Чикин. Юрист надеется, что суд установит критерии определения размера репутационного вреда. «Тогда бы случилась настоящая революция», — эмоционален он.

Такие дела редки, так как бизнес считает бесперспективным взыскивать сумму причиненного государством вреда, комментирует партнер юркомпании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Все мы знаем, что под лежачий камень вода не течет, и ВАС планирует этот камень сдвинуть», — предполагает юрист. По его словам, если результат спора будет положителен для «Леса», то количество подобных исков к государству увеличится.

Рассматриваемое дело уникально, так как подобный иск таможенным органам еще никто не предъявлял, отмечает генерал-майор таможенной службы в отставке, партнер «Пепеляев Групп» Галина Баландина. «Отрадно, что реализуются заложенные в Гражданском кодексе механизмы, предусматривающие ответственность государства перед бизнесом. Это должно иметь положительное воздействие на чиновников в плане обоснованности и компетентности принимаемых ими решений», — считает она.

В ФТС отказались комментировать спор до его рассмотрения в президиуме ВАС, сославшись на то, что позиция таможенного органа представлена в судебных документах.

«Российская бизнес-газета» 22.05.12г.

Одними тропами

Пути таможенников и бизнеса на "дорожной карте" пересеклись

Разрабатываемая Агентством стратегических инициатив (АСИ) "дорожная карта", касающаяся непосредственно работы Федеральной таможенной службы, оценивается экспертами по-разному. Свое мнение об этой работе "РБГ" поведал и.о. начальника аналитического управления ФТС России Леонид Савицкий.

- Леонид Владимирович, как вы оцениваете инициативу "дорожной карты" АСИ?

- Рабочая группа, созданная в АСИ, стала еще одной площадкой для нас, где мы общаемся с бизнесом. Уникальность этой работы в том, что в первую очередь бизнес был инициатором включения в "дорожную карту" тех или иных мероприятий, а представители ФТС России выступали в качестве экспертов. Диалог получился взаимно полезный и конструктивный. Не все мероприятия, которые вносились в "дорожную карту", стали для нас новостью. В рамках рабочей группы обсуждалось много предложений, которые уже заложены в планы ФТС России. Мы даже выступали против включения в "дорожную карту" ряда инициатив, потому что они дублировали бы уже реализуемые задачи. Например, расширение перечня упрощений для уполномоченных экономических операторов. У нас уже есть поручение президента, которое было дано по результатам заседания Комиссии по модернизации, и мы уже работаем по его выполнению. Помимо того, многие мероприятия, которые были озвучены в рамках подготовки "дорожной карты", уже предусмотрены проектом стратегии развития ФТС России до 2020 года. Согласно решению Комиссии Таможенного союза (ТС), под эгидой ФТС России ведется работа по формированию пакета изменений в Таможенный кодекс ТС. В рамках этой работы подготовлено около 300 изменений и дополнений. Во-первых, это упрощение процедур, создание более благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере внешней торговли. Во-вторых, это унификация законодательства и упрощение его структуры. Уменьшится количество отсылочных норм к иным правовым актам, например, к национальному законодательству. Мы проводим эту работу совместно с нашими белорусскими и казахскими коллегами, чтобы закон был максимально простым, понятным для бизнеса и отвечал задачам экономического развития наших стран.

- Бизнес "подсмотрел" ваши планы...

- Наши планы строятся с учетом постоянного диалога с бизнесом, и эти совпадения говорят о том, что мы идем в ногу со временем. Некоторые предложения бизнеса, кстати, уже реализуются. В частности, перенос акцента в таможенном контроле на этап после выпуска товара. Еще до создания рабочей группы в ФТС России было создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. Мы уже сделали практические шаги для организации и проведения контроля после выпуска товаров, которые позволят максимально упростить процедуры контроля товаров при их декларировании и выпуске в свободное обращение добросовестными участниками ВЭД.

- Какие предложения внесла ФТС России в рамках рабочей группы?

- Наши предложения касались как содержательной части перечня мероприятий, так и организационной. К сожалению, не все из них были учтены. Например, мы предложили включить в рабочую группу представителей федеральных органов исполнительной власти, чей функционал затрагивается при реализации "дорожной карты". Не секрет, что полномочия многих госорганов в той или иной степени связаны с таможенной сферой. Они осуществляют регулирующие функции в части компетенции, выдают разрешительные документы. Таможня - важное звено этого государственного механизма, которое непосредственно контролирует соблюдение установленных правил участниками внешней торговли при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Однако в состав рабочей группы вошли только представители минэкономразвития. Не были включены, например, представители минфина. А зря. Одна из задач таможенной системы - обеспечение своевременного пополнения бюджета. Мы также предлагали включить в работу представителей Росграницы, ФСБ, минтранса, минпром торга, Россельхознадзора. От деятельности этих ведомств и нашего взаимодействия с ними во многом зависит скорость прохождения товаров через границу. Это все равно что выбросить из алфавита половину букв и попытаться переписать закон при помощи оставшихся. Большая часть мероприятий, которая вошла в "дорожную карту", направлена на вопросы совершенствования таможенного администрирования и тех процессов, которые находятся в сфере влияния именно ФТС. К решению этой задачи надо подходить комплексно и системно.

- Одна из задач, поставленных "дорожной картой",- попадание России в топ-20 рейтинга Doing-business. Это реально?

- Согласно рейтингу, сейчас участник ВЭД затрачивает 36 дней на совершение внешнеторговой сделки по импорту товара в Россию. При этом непосредственно таможенные операции и "технический контроль" занимает четыре дня при импорте и три дня при экспорте. Остальное время, по данным Всемирного банка, занимает подготовка документов, аккредитива, а также транспортировка товара и операции в порту. Как видите, таможенные операции занимают лишь одну десятую времени. Девять десятых - это то, что зависит не от таможенных органов, от самих участников ВЭД, других ведомств. Поэтому мероприятия, заложенные в "дорожную карту", не могут оказать необходимого влияния на повышение рейтинга РФ, если не будет мероприятий, направленных на сокращение остальных 90% затрат времени.

- На что нужно обратить внимание при доработке "дорожной карты"?

- На согласование включенных мероприятий с ведомствами и органами госвласти. Сейчас начинается один из самых сложных процессов. Если бы представители ведомств принимали непосредственное участие в работе по формированию "дорожной карты", наверное, подход был бы более системный и комплексный. И те замечания, которые будут возникать у федеральных органов исполнительной власти, можно было бы уже учесть в процессе разработки предложений. Есть еще одна сложность - так и не случилось привлечь к совместной работе представителей отраслевых объединений, отечественных промышленных предприятий. Согласитесь, не только голоса представителей сферы внешней торговли надо учесть при совершенствовании таможенного администрирования. Еще очень важно сотрудничать с представителями государств ТС. У нас общая граница. Реализация ряда мероприятий потребует внесения изменений в ТК ТС, другие международные нормативные документы. В противном случае эти задумки останутся простой декларацией.

- Остались ли разногласия?

- На сегодняшний день есть ряд моментов, по которым мы не нашли общего понимания. Нужен комплексный анализ предлагаемых мероприятий, чтобы понять, насколько они будут эффективны. Пример - предложения по разделению процессов декларирования, выпуска товаров и оплаты таможенных платежей. Предлагается сначала осуществлять выпуск товара, а в течение 14 дней после выпуска осуществлять оплату. Эта идея содержит риски для бюджета.

Существующая практика уплаты таможенных платежей до выпуска товара - это общемировая практика. Согласно стандарту 4.2 главы 4 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.) начисление таможенных пошлин, налогов производится в возможно короткие сроки после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по уплате пошлин и налогов. Таким образом, базовый принцип функционирования таможенных систем всех государств в том, что одним из неотъемлемых условий нахождения товаров иностранного происхождения в легальном обороте на таможенной территории государства (ТС) является полная и своевременная уплата таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров. Соответствующие положения нашли отражение в ТК ТС (ст. 80, 81, 82) и иных законодательных актах РФ. Сейчас таможенные пошлины представляют собой меру регулирования ввоза и вывоза товаров, применяемую в том числе в целях защиты внутреннего рынка, а также наполнения доходной части бюджета. Предложение об "осуществлении расчета и уплаты таможенных платежей в течение 14 дней после выпуска товаров" нарушает данный принцип и в случае его принятия повлечет необоснованное предоставление иностранным товарам дополнительных экономических преимуществ по сравнению с товарами российского производства в виде произвольной беспроцентной отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, а также косвенно приведет к "кредитованию" государством бизнеса за счет бюджетных средств. В международном и нашем законодательстве заложены нормы, позволяющие осуществлять и отсрочку платежа, и его рассрочку. Предусмотрены механизмы, которые по выбору участников ВЭД могут минимизировать их временные и финансовые затраты. Мы активно развиваем механизм удаленной уплаты таможенных платежей с использованием банковских карт, где не нужно заранее вносить авансовые платежи. Кстати, в "дорожную карту" мы предложили включить мероприятия по дальнейшему развитию этой технологии.

Другое предложение бизнеса - наделить таможенные органы в пунктах пропуска полномочиями по выпуску товаров - противоречит заявленным целям "дорожной карты": ускорению прохождения транспорта и грузов через таможенную границу. Сегодня в условиях роста товарооборота технологические схемы на пунктах пропуска ориентированы именно на решение этой задачи. А чтобы выпустить товар в свободное обращение, нужно осуществить дополнительные меры контроля. Если этим будут заниматься таможенные посты на границе, это приведет к увеличению сроков прохождения транспорта через пункты пропуска и росту очередей.

Елена Шмелева

«Независимая газета» 23.05.12г.

В Одессе проходит встреча глав таможенных ведомств Белоруссии, России, Украины и Молдавии

УКРАИНА В Одессе проходит четырехдневная встреча глав таможенных ведомств Белоруссии, России, Украины и Молдавии. По сообщению пресс-службы Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии, стороны обсуждают вопросы совершенствования таможенных процедур при выполнении международных перевозок грузов через морские порты, осуществления совместного контроля на общих границах, развития инфраструктуры пунктов пропуска. Планируется также обсудить приоритетные направления укрепления взаимодействия таможенных органов четырех стран.

ИИ «GPS Club» 22.05.12г.

«Электронная таможня – Инвестиции в бизнес»

Под таким лозунгом 26-27 апреля 2012 г. в г. Ростове-на-Дону прошла IV Международная конференция, организатором которой в этом году выступила Федеральная таможенная служба России.

В мероприятии приняли участие представители ФТС России, региональных таможенных управлений, Российской таможенной академии, делегаций таможенных служб Азербайджана, Армении, Белоруссии, Китая, Латвии, Евразийской экономической комиссии, а также представители фирм-разработчиков программных продуктов для таможенных органов и участников ВЭД. С приветственным словом к участникам конференции выступили: начальник Главного управления информационных технологий ФТС России А.Е. Шашаев, начальник Главного управления статистики и информационных технологий ГТК Азербайджанской Республики И.А.Бабаев, а также начальник Южного таможенного управления А.Н.Гетман.

В ходе конференции были рассмотрены вопросы развития ЕАИС таможенных органов, практики осуществления таможенного контроля с применением информационных технологий на таможенных постах, развитии технологии удалённого выпуска товаров и многие другие. Участники данного мероприятия смогли не только рассмотреть теоретическую и практическую составляющие внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов, но и ознакомится с опытом иностранных государств: становление системы «одного окна» в таможенных органах Китайской Народной Республики, электронные таможенные услуги ГТК Азербайджанской Республики, основные направления развития Латвийской таможни при дифференцированном подходе к разработке и внедрению информационных систем, приоритетные направления развития электронной таможни Республики Беларусь.

Работа второго дня конференции была разбита на секции, где участники смогли обсудить практические стороны обсуждаемых тем на конкретных примерах, а также заслушать такие доклады, как: «Анализ схематических решений применения навигационных систем, в том числе с использованием электронных пломб, при осуществлении таможенного контроля за транспортными средствами, выполняющими международные перевозки» (ЗАО «Центр ИТиИ»), «построение системы контроля прохождения таможенных грузов и документов с использованием системы ГЛОНАСС/GPS», (ЗАО «КБ НАВИС», ООО «НВС Телематические Системы», ЗАО «Центр ИТиИ»), «Автоматизированная система контроля прохождения транспортных средств через автомобильный пункт пропуска» (СЗТУ), «Облачные технологии - новый путь развития в сфере ИТ-решений в таможенном деле» (ООО «Майкрософт Рус» и ЗАО «Центр ИТиИ»), «Обработка неструктурированных данных, содержащихся в таможенных документах» (ООО «САЙТЭК») и др.

ИИ «Накануне.ру» 21.05.12г.

Волжский трубный завод признан победителем регионального конкурса "Таможенный Олимп – Юг России"

Волжский трубный завод признан победителем ежегодного конкурса "Таможенный Олимп – ЮГ России" в номинации "Лидер внешнеэкономической деятельности".

При отборе предприятий, претендовавших на звание победителя, специальная комиссия Южного таможенного управления учитывала целый ряд критериев: активная внешнеэкономическая деятельность, разнообразие номенклатуры товаров, применение новейших информационных технологий, отсутствие нарушений таможенного законодательства, сообщили Накануне.RU в пресс-службе ТМК.

В нынешнем году круг номинантов регионального конкурса был расширен, и наряду с крупнейшими участниками внешнеэкономической деятельности в нем приняли участие представители малого и среднего бизнеса.

Волжский трубный завод уже восходил на вершину "Таможенного Олимпа". Предприятие дважды, в 2007 и 2009 годах, становилось победителем как регионального, так и всероссийского уровня.

ИА «Юга.ру» 23.05.12г.

В Адыгее проходит чемпионат таможенных органов России среди специалистов-кинологов

В Адыгее впервые проводится чемпионат российских таможенных органов по многоборью среди команд специалистов-кинологов, посвященный памяти генерал-майора таможенной службы Е.Н. Чухарева.

Соревнования стартовали 21 мая в Майкопе на базе Южной оперативной таможни. В них участвуют 8 команд, представляющих региональные таможенные управления, а также команды Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России), Шереметьевской, Домодедовской и Внуковской таможен. Каждую команду представляют капитан и два кинолога со служебными собаками.

"Чемпионат проводится в номинациях: "Поиск наркотических средств в багаже", "Поиск наркотических средств на легковом автотранспорте", "Поиск наркотических средств в грузовом автотранспорте", "Поиск наркотических средств в помещении", "Послушание", – сообщает пресс-служба ФТС.

Подведение итогов и награждение победителей чемпионата состоится 25 мая 2012 года. Победитель получит право представлять страну на международных соревнованиях, которые пройдут в Азербайджане в сентябре.

ИА «ИТАР-ТАСС – Кубань» 23.05.12г.

В Адыгее проходит чемпионат таможенных органов России среди кинологов

2012-05-23 09:30:24

МАЙКОП, 22 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Людмила Баркина/. В Адыгее сегодня стартовал седьмой чемпионат таможенных органов России среди специалистов-кинологов на Кубок памяти генерал-майора таможенной службы Евгения Чухарева – первого начальника Центральной таможни и организатора соревнований.

Чухарева называли «собачий папа». И этим званием он гордился больше, чем генеральским чином.

Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе Южного таможенного управления России, соревнования такого уровня впервые проходят за пределами московского региона – на юге России. И это неслучайно. Именно кинологам Южного таможенного управления, подчеркнули в пресс-службе ведомства, приходится нести основное бремя противодействия незаконному обороту наркотиков, оружия и боеприпасов, представляющих особую опасность для национальной безопасности, экономики, окружающей среды и здоровья граждан.

Сегодня организаторы соревнований провели семинар-совещание с участниками чемпионата и жеребьевку. В среду кинологи будут бороться за звание лучшего в соревнованиях на послушание. В следующие дни недели четвероногие воспитанники таможенников России будут вести поиск

наркотических средств на местности, в грузовом автотранспорте и в багаже.

Итоги чемпионата и награждение победителей пройдёт в пятницу на площади Ленина в Майкопе.

Обладатель Кубка будет представлять Россию на международных соревнованиях, которые пройдут в Азербайджане в сентябре.

Сайт ГТРК «Адыгея» 22.05.12г.

В Адыгее проводится чемпионат таможенных органов России среди кинологов

Республика соревнования такого уровня принимает впервые, до этого российский этап проводили исключительно в Москве...

В соревнованиях принимают участие 12 команд и 24 участника, которые приехали со всей России. Торжественное открытие 7–го российского чемпионата кинологов, безусловно, событие в таможенных органах. Во второй раз его посвятили Евгению Чухареву - первому начальнику центральной таможни и организатору соревнований. Его называли «собачий папа». И этим званием он гордился больше, чем генеральским чином.

Участникам предстоит пройти ряд испытанный - поиск наркотиков в багаже, грузовом и легковом транспорте плюс номинация «послушание».

Итоги чемпионата таможенных органов России среди специалистов – кинологов подведут в пятницу. Тогда же состоится торжественное закрытие с призами и кубками. Победитель, кроме почетного звания лидера получит право представлять страну на международных соревнованиях, которые пройдут в Азербайджане в сентябре.

«Деловой квартал» 17.05.12г.

«Ростсельмаш» выступает за снижение налога за ввоз комплектующих

Завод обратился к инвестиционному уполномоченному президента РФ в ЮФО с просьбой решить вопрос по снижению на ввоз комплектующих для производства, пишет РИА Новости.

По словам заместителя полпреда РФ в ЮФО Владимира Гурбы, к инвестиционному уполномоченному обратился «Ростсельмаш» с вопросом о снижении налогового обременения, связанного с уплатой заводом порядка 100 миллионов в качестве налога, взимаемого таможенными органами при ввозе комплектующих.

На заседании совета при Южном таможенном управлении было решено отправить предложения по этому поводу на согласительную комиссию в Москву.

Сайт «Вести – Кубань», ИА, «ИТАР-ТАСС – Кубань» «Деловая газета.Юг», «Живая Кубань», «Югополис», Муниципальная новостная лента Новороссийска» 22.05.12г.

Жители Новороссийска продавали краденые авто

В Новороссийске задержаны скупщики краденых автомобилей.

На автотранспортном таможенном посту был задержан автомобиль БМВ – Х6, под управлением ранее неоднократно судимого 37-летнего жителя Новороссийска. Установлено, что таможенное оформление иномарки проведено по поддельным регистрационным документам Республики Беларусь.

Задержанный автомобиль изъят. Сейчас проводится дальнейшая проверка, устанавливаются другие члены преступной группы, которые занимаются криминальным автобизнесом.

«Муниципальная новостная лента Новороссийска» 18.05.12г.

Новороссийская таможня информирует автомобильных перевозчиков о новеллах в таможенном законодательстве

17 июня 2012 года на территории Таможенного союза вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта, что предусмотрено Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Как и в странах Евросоюза, обязательное предварительное информирование вводится в целях повышения пропускной способности пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможенных операций в местах прибытия, и оптимизации таможенного контроля за счет выбора объектов контроля до прибытия товаров и транспорта в пункт пропуска. В конечном итоге повысится уровень экономической безопасности государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением от 21 мая 2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» предварительная информация подается не позднее, чем за 2 часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза, за исключением:

- товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

- товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

- товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса таможенного союза;

- товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- воинских грузов.

Предварительная информация представляется уполномоченными экономическими операторами, перевозчиками, в том числе таможенными перевозчиками, таможенными представителями или другими заинтересованными лицами вне зависимости от того, расположены эти лица в России или в другом государстве.

В месте прибытия, представленная предварительная информация в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

Принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее двух часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза.

В случае непредставления заинтересованным лицом предварительной информации в место прибытия на таможенную территорию Таможенного союза оно должно представить в информационную систему таможенных органов государства - члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, информацию, в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций, в установленном объеме, в течение ближайших двух часов.

В настоящее время предварительная информация может быть подана с использованием:

- Портала «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/). Данный портал является бесплатным и самым доступным способом представления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации, - требуется лишь подключение к Интернету.

- информационных систем лиц, подключенных к ЕАИС (Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов РФ) в порядке, определенным приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

ИИ «События Ноябрьска» 18.05.12г.

Житель Ноябрьска пытался провезти ружье через границу

Сотрудники Таганрогской таможни поблагодарили ноябрьских полицейских за содействие в расследовании дела о незаконном перемещение оружия. В марте этого года один из жителей города пытался нелегально провезти оружие и боеприпасы через границу с Украиной. Во время осмотра на таможне в его машине обнаружили охотничье ружье и патроны, которые мужчина не задекларировал. Теперь в отношении него возбуждено уголовное дело.

«TKS.ru» 24.05.12г.

Сложности с упрощениями

В последнее время технология предварительного информирования, переход на принцип «одно окно» и другие процедуры декларируются ФТС России как разработки, созданные специально для ускорения и упрощения процесса таможенного оформления. Возникает вопрос: так ли это на самом деле? Ниже попытаемся ответить на него.

Отмечу, что в статье использованы материалы доклада эксперта Гильдии по информационным технологиям Алексея Чупланова.

Для начала напомню, что предварительное информирование для грузов, прибывающих из-за рубежа автомобильным транспортом, с 17 июня текущего года будет применяться в обязательном порядке. Однако эффективность его использования до сих пор вызывает у экспертов больше вопросов, чем ответов.

Так, согласно решению Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899, целью данного нововведения является: «оптимизация и ускорение таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля». С точки зрения рядового перевозчика, это – уменьшение, а в идеале – отсутствие очередей на границе и быстрое таможенное оформление. Однако практика показывает, что достичь желаемого эффекта непросто.

Пока непонятно, каким образом нужно передать предварительную информацию (ПИ), чтобы во исполнение решения КТС № 899 она оказалась на пункте пропуска не позднее чем за 2 часа до прибытия транспортного средства на границу? Безусловно, с технической точки зрения это возможно. ФТС России уже провела большую работу по обеспечению возможности подачи ПИ. Создан портал для внесения сведений о перевозимых автомобильным транспортом товарах и транспортных средствах, разработаны спецификации интерфейсов и протоколы обмена для возможности подключения к информационной системе таможенной службы информационных операторов, через которых заинтересованные лица могут передавать сведения в информационную систему ведомства.

При этом портал имеет некоторые условности: через него можно внести лишь сведения на партии с ограниченным количеством товарных позиций, есть определенные неудобства при вводе данных, пока он медленно работает, у пользователя, на наш взгляд, должна быть квалификация минимум экспедитора. К тому же сейчас сервис предлагается только на русском языке.

Созданы и успешно действуют аутсорсинговые компании, которые предлагают всем желающим услугу ввода необходимых данных для предварительного информирования. Также Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) предлагает использовать систему TIR-EDP, широко применяемую за рубежом. Правда, объем данных, который в нее вводится, и сведения, необходимые для ПИ таможенной службы, несколько отличаются друг от друга.

На практике это означает, что транспортные средства, на которые была подана ПИ через систему TIR-EDP, при включении системы управления рисками автоматически попадут под повышенное внимание таможенных органов. Но тем не менее необходимо признать, что техническая возможность обеспечить предварительное информирование таможенных органов на автомобильных пунктах пропуска все-таки существует. Вот только готова ли сама таможенная служба ускорить оформление транспортных средств при введении 100-процентного предварительного информирования?

Сегодня основное время, затрачиваемое таможенником на границе, уходит на сверку сведений, представленных в электронном виде, с бумажными документами. Существующая гибридная электронно-бумажная технология, которую на 100 % предполагается ввести с 17 июня, только увеличивает трудозатраты, не убирая бумажного контроля и предполагая необходимость проверки электронных копий. На наш взгляд, только сокращение этого технологического процесса может привести к достижению заявленной цели - «ускорению таможенных операций». В конечном счете лишь переход на безбумажные технологии приведет к положительному эффекту.

При этом нынешний уровень автоматизации таможенной службы дает такую возможность, но для этого система управления рисками должна заработать по понятным для всех, разумным и прозрачным критериям. Это позволит отмечать исключительно «рискованные» поставки, а весь остальной товар при прохождении границы отметят в режиме регистрации. В этом случае мы сможем достигнуть зафиксированной в «дорожной карте» цели – обеспечить таможенное оформление груза за 10 минут.

Кое-что об окнах

Похожая ситуация складывается и с технологией «одного окна». Как известно, вступивший в силу с 1 августа 2011 года Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 394-ФЗ внес изменения в ряд законодательных актов. Данным документом должностным лицам таможенных органов переданы функции документарного контроля и принятия решений о пропуске товаров, немедленном вывозе либо об их направлении в специализированные оборудованные и оснащенные места для физического и/или лабораторного контроля в отношении подконтрольных ветеринарному надзору, санитарно-карантинному контролю, государственному карантинному фитосанитарному контролю.

Недавно один из таможенников в ответ на просьбу пояснить, в чем заключается смысл «одного окна», четко все объяснил: «Если раньше мы (таможенники) сидели с ветеринарами каждый в своем окне, то теперь все оказались в одном, тесновато, конечно, но по-другому никак». При этом действующие нормативно-правовые документы говорят о другом.

Так, в принятом в развитие Закона РФ «О государственной границе» от 01.04.1993 № 4730-1 постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» говорится, что «согласно принципу «одного окна» перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию ТС, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля». Считаю, что целью введения данного принципа, как и в случае с ПИ, была минимизация времени проведения государственного контроля в пункте пропуска за счет исключения дублирующих функций и действий государственных органов.

Кроме того, 23 ноября 2011 года вступил в силу приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996, который установил упрощение операций по государственному контролю (в том числе санитарно-карантинному и ветеринарному) в морских и воздушных пунктах пропуска. Если не нарушены средства идентификации и грузовой отсек транспортного средства не поврежден, а указанные товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, то таможенные органы не направляют подконтрольные товары на фактический контроль.

Казалось бы, зачем всем контролирующим органам тесниться в одном окне, если можно перенести фактический контроль в место доставки.

Однако если должностное лицо таможенного органа сомневается в достоверности и/или легитимности представленных для иных видов государственного контроля документах, у него есть право направить товары для фактического контроля в соответствующий контролирующий орган. Надо ли говорить, что в отсутствие соответствующего опыта и специальных знаний малейшее сомнение в документах служит для таможенного инспектора основанием для фактического контроля.

Если раньше на границе каждый занимался своим делом (в смысле своими документами), то теперь работа стала действительно двойной и влечет за собой дополнительную волокиту по проверке таможенными органами, принятию решения о фактическом контроле и направлении товаров для его прохождения. Если прежде контролирующий орган мог ограничиться документальным контролем, то теперь ему формально приходится контролировать фактически.

Правда, для облегчения участи таможенных органов вышеназванным постановлением Правительства РФ предусмотрен обмен данными между ними и другими государственными контрольными органами в пунктах пропуска путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

Более того, совместным письмом Россельхознадзора и ФТС России от 28.06.2011 № 01-11/304494 были утверждены «Временные рекомендации по информационному взаимодействию Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю и Федеральной таможенной службой в пункте пропуска». Они определяют порядок информационного взаимодействия по фитосанитарному контролю при помощи программного средства Fitonadzor. Кроме того, Россельхознадзор обязался обеспечить ФТС России образцами разрешений на ввоз, круглосуточное функционирование программы, консультации и техническую помощь.

Однако заявленное программное средство пока не работает. Такая же ситуация с Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системой (МИАИС), которой по приказу Минкомсвязи от 11.02.2008 № 23 должны были в 2011 году оснастить пункты пропуска.

При этом она проектировалась и создавалась, чтобы «организовать работу контрольных органов по принципам «одного окна» (однократное представление информации о пассажирах и товарах), «одной остановки» (интегрированный государственный контроль) и перевести в электронную форму межведомственный документооборот».

На последнем съезде информационных операторов в Ростове была продекларирована новая модульная система электронного взаимодействия и межведомственного информационного обмена. Однако, как пояснил представитель ФТС России, пока не все ведомства готовы присоединиться к ней и служба вынуждена ждать отстающих.

Возможно, при введении принципа «одного окна» российский законодатель руководствовался принципом «единого окна», основанным на рекомендациях Европейской экономической комиссии? Он подразумевает применение систем электронного обмена данных, управления рисками и предварительного (до прибытия товаров) уведомления, ориентированных на сокращение сроков очистки и выпуска товаров.

Такой подход упрощения таможенного оформления поддерживается положениями Конвенции Киото (Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года), которая для России вступила в силу с 4 июля 2011 года. Однако, как говорится в старом анекдоте: «абонементы в спортивный зал сами по себе здоровья не поправят». Упрощение и ускорение и Конвенция и ЕЭК напрямую связывают с налаженным информационным обменом, что в нашем случае остается лишь в перспективных планах, несмотря на то что уже скоро год, как все контрольные органы тесновато сидят в «одном окне».

Анастасия Чурсина,

эксперт Гильдии профессиональных участников ВЭД

«TKS.ru» 22.05.12г.

Правильность выбора покажет время

Электронное взаимодействие ФТС России с другими ведомствами, которое позволит значительно упростить процессы таможенного оформления, может быть налажено до конца текущего года. Об этом недавно заявил заместитель руководителя таможенного ведомства Руслан Давыдов.

Он также уточнил, что «на сегодняшний день у нас уже 92% деклараций по экспорту и по импорту подается и выпускается в электронном виде, но электронное декларирование пока далеко от идеала, и в ряде случаев требуется одновременное представление документов на бумаге. Вот это, на наш взгляд, и есть та сфера, где таможня могла бы показать быстрый результат».

По словам Руслана Давыдова, когда в полном объеме заработает система межведомственного электронного взаимодействия, ФТС России сможет реально сократить количество документов, которые при декларировании запрашиваются у участников внешнеэкономической деятельности.

«Если мы сведения о том или ином сертификате получаем, скажем, из Минпромторга, то нам уже нет необходимости запрашивать у участника ВЭД тот же самый сертификат, - уточнил представитель ФТС России. – Для нас иметь ответ на межведомственный запрос даже более надежно, поскольку сведения, полученные из федерального органа, - для нас имеют большую значимость и достоверность, чем тот же самый сертификат на бумаге, который в принципе при большом желании можно подделать. Единственные вопросы, которые у нас здесь остались, касаются сроков, а также согласительной работы с другими федеральными ведомствами.

На сегодня уже есть технологические карты межведомственного взаимодействия. Там, собственно говоря, в некой формальной логике описано то, какими не только документами, но и сведениями, и в каком порядке, и в какие сроки обмениваются федеральные органы исполнительной власти. ФТС России эти технологические карты либо согласовала, либо направила на согласование. Как уже отмечал, поставлена задача эту работу завершить до конца года.

При этом Минкомсвязи должно создать централизованный ресурс, который позволит ведомству, являющемуся реципиентом документа, обращаться к базам данных другого ведомства, которое является эмитентом документа. Всего у нас 14 ведомств, выдающих различного рода разрешительные документы, плюс Центральный банк. Думаю, что по сертификатам соответствия, за что ответственен Минпромторг, работа будет завершена в первую очередь и в ближайшее время».

Отвечая на вопросы «Российской газеты», Руслан Давыдов отметил, что одним из основных направлений деятельности ФТС России является развитие перспективных информационных таможенных технологий, которое позволяет создавать более комфортные условия для бизнеса, обеспечивать ускорение и упрощение таможенных процедур. В первую очередь здесь речь идет об электронном декларировании через Интернет.

Для таможни это сравнительно новая технология, которую начали активно развивать лишь с сентября-октября 2009 года. До этого передача сведений осуществлялась по выделенному каналу связи, когда каждый декларант - как правило, это было крупное предприятие, осуществлявшее внешнеэкономическую деятельность, - и таможня должны были проложить между собой свой волоконно-оптический кабель. Удовольствие было не из дешевых, поскольку выделенный канал приходилось не только создать и поддерживать, так декларант еще и оказывался привязанным к определенной «точке входа». Такой вид декларирования был впервые опробован в 2002 году, но так и не был по-настоящему востребован бизнес-сообществом. По оценке экспертов, на пике использования его применяли не более 9-10% участников ВЭД.

По-иному дела обстоят с интернет-декларированием, если первоначально его доля составляла лишь 2%, к концу 2010 года этот процент составил 24-25, через год вышли на показатель в 77%, а сейчас в электронном виде подается и выпускается более 90% деклараций на товары. При этом данную технологию применяют более 85% участников ВЭД. Уже можно говорить о том, что она полностью вытеснила декларирование по выделенному каналу.

Чтобы это стало возможным, отметил Руслан Давыдов, надо было обеспечить выполнение ряда условий. Так, уже к октябрю 2010 года все таможенные органы, наделенные правом принимать декларации, были технически к этому готовы и аттестованы. То есть посты обеспечены необходимой связью, сотрудники обучены, аттестованы, и им выдали необходимые в данном случае электронно-цифровые подписи (ЭЦП). Их также получили декларанты, таможенные представители, для которых были созданы возможности подключения к системе таможенных органов через Интернет. Однако, к сожалению, на сегодня в определенных случаях часть документов, на основании которых заполнена декларация на товары (ДТ), приходится дополнительно представлять в таможню на бумаге.

Говоря о достигнутом, представитель ФТС России отметил, «что службе за 2,5 года удалось с нуля обеспечить повсеместную возможность подачи, приема и выпуска ДТ в электронном виде, достичь значительных успехов. При этом подавляющее большинство участников ВЭД признает, что электронное декларирование сегодня реально востребовано бизнес-сообществом. Оно стало привычной и удобной формой работы на всей территории России - от Камчатки до Калининграда. Теперь перед нами стоит задача улучшения качества интернет-декларирования, повышения уровня его комфортности для бизнеса.

В соответствии с законодательством ТС подача деклараций должна сопровождаться представлением документов и сведений, на основании которых она заполнена. Более 200 таких документов - инвойсы, контракты, лицензии – уже формализованы и могут подаваться по Интернету в электронном виде за ЭЦП.

Однако в ряде случаев существующая нормативная база, в том числе и международная, требует только бумажные оригиналы документов. В первую очередь это определенные различными международными конвенциями товарно-транспортная накладная, книжка МДП, карнет АТА, документы, которыми регламентируется предоставление льгот и преференций, в частности при уплате таможенных пошлин на товары, происходящие из стран СНГ. Российское законодательство не может выходить за рамки международного, поэтому мы пока вынуждены продолжать принимать эти документы на бумаге».

В ответ на замечание, что участники ВЭД нередко жалуются на обилие документов, которые необходимо приложить к ДТ, заместитель руководителя ФТС России отметил, что «перечень документов, подлежащих представлению при декларировании товаров, определен Таможенным кодексом ТС (ТК ТС). Вместе с тем законом «О таможенном регулировании в РФ» таможенные органы наделены правом сокращать указанный перечень. Такая работа службой сейчас активно ведется».

Однако многие из требуемых документов выдаются на территории РФ иными федеральными органами исполнительной власти. Поэтому для участников ВЭД важно иметь возможность, чтобы, однажды получив любой из этих документов от соответствующего ведомства, им уже не нужно было представлять его в другой госорган, включая таможню.

Как уточнил Руслан Давыдов, «сейчас эта работа ведется на правительственном уровне путем создания системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг». СМЭВ позволит в электронном виде взаимодействовать всем федеральным органам исполнительной власти, реализующим те или иные государственные функции или услуги».

Со временем участнику ВЭД, получившему в Минпромторге сертификат соответствия, который подлежит представлению при декларировании, нужно будет лишь указать номер этого документа в ДТ. Таможня сама, используя свои информационные ресурсы и СМЭВ, получит нужные ей сведения из этого сертификата в электронном виде напрямую из министерства. При этом участника ВЭД освободят от необходимости представлять сертификат в таможню. Кроме сокращения сроков получения документа в этом случае решится вопрос достоверности, так как будет исключена возможности каких-либо подтасовок, подделок, которые все-таки еще иногда встречаются при проверке декларации в ходе таможенного контроля.

Руслан Давыдов также сообщил, что в рамках работы по созданию СМЭВ таможенная служба заканчивает согласование так называемых технологических карт межведомственного взаимодействия. В них будут не только указаны документы, которые необходимо представить бизнесу и собственно таможне, но и детально прописано, какие сведения, как и когда передаются. По данному направлению уже разработано 26 карт, большая часть из них на сегодня согласована и подписана. В ФТС России надеются, что до конца текущего года участники ВЭД смогут почувствовать на себе реальные положительные результаты этой работы.

В то же время, как отметил заместитель главы службы, при согласовании технологических карт и технологических возможностей они столкнулись с тем, что действующие федеральные органы исполнительной власти имеют различный уровень автоматизации своих процессов. Так, у одних активно применяется внутренний технологический электронный документооборот, для связи с региональными центрами разработаны и широко используются локальные сети. В других федеральных органах эта составляющая налажена хуже. Например, у ФТС России есть ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС), она связывает все таможенные органы страны с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (ЦИТТУ). Благодаря ей любой таможенный пост в режиме онлайн имеет связь и с центром, и с другим постом.

«Это довольно дорогое удовольствие, - подчеркнул Руслан Давыдов. - Сегодня у некоторых других ведомств таких возможностей нет, что существенно сдерживает темпы перехода на электронное взаимодействие. Например, подразделения Минсельхоза, которые выдают фитосанитарные сертификаты, большинство журналов до сих пор ведут «от руки». Соответственно, там необходимо будет пройти более длительный путь, чтобы перейти на полностью электронное взаимодействие».

В то же время сама по себе СМЭВ не сможет решить всех вопросов организации электронного взаимодействия с участниками ВЭД. Необходимо, чтобы они имели техническую возможность для представления при декларировании товаров необходимых таможне документов в электронном виде. Если декларант до сих пор оформляет документы на бумаге, то для участия в электронном декларировании ему придется их формализовать, то есть изготовить электронный аналог в определенном формате и подписать ЭЦП. Это требует дополнительных трудозатрат.

Если же в бизнес-структуре внутренний документооборот и взаимодействие с контрагентами уже осуществляется в электронном виде, то простейшие программы-конверторы позволяют использовать исходные файлы для формирования электронных документов, которые можно представлять в таможню. Из сказанного следует, что наличие электронного документооборота внутри бизнеса является важным условием для обеспечения полноценного электронного взаимодействия в дополнение к информационному обмену с различными федеральными органами исполнительной власти, включая ФТС России.

Оценивая нынешнее состояние дел, представитель службы убежден, что «развитие электронного декларирования создало возможности дальнейшей автоматизации процессов проверки деклараций, позволило существенно сократить время этой проверки и, соответственно, срок нахождения товаров под таможенным контролем.

Дело в том, что у нас участники ВЭД разбросаны по всей территории страны, и к каждому из них таможенного инспектора не приставишь. Как правило, таможенные органы создаются в крупных населенных пунктах, в местах концентрации товарных потоков. Старые технологии подразумевали, что декларацию и прочие документы необходимо собрать, привезти и подать на таможенный пост самому или через посредника – таможенного представителя.

До недавних пор, представляя документы на бумажном носителе, участники ВЭД теряли время и, соответственно, деньги. Развитие интернет-технологий в перспективе позволит вообще отказаться от необходимости личного визита на таможенный пост, за исключением случаев досмотра или другого ограниченного круга ситуаций, когда требуется присутствие декларанта или его представителя. К слову, доля досмотров, проводимых ФТС России, в последние годы неуклонно падает и за 2011 год составила всего лишь около 6,8% от общего числа товарных партий. Это в два раза меньше, чем в 2009 году, и полностью находится в тренде лучшей международной статистики. Немаловажно и существенное сокращение коррупционных рисков: необходимость личного контакта таможенного инспектора с участником ВЭД теперь также резко сокращается».

При этом Руслан Давыдов отметил, что сейчас в России созданы и успешно функционируют 15 центров электронного декларирования (ЦЭД). Это таможенные органы, в которых сконцентрированы возможности для максимально быстрой проверки деклараций, подаваемых исключительно в электронном виде. Они ориентированы на применение технологии удаленного выпуска, которая была опробована два года назад, и многие участники ВЭД уже дали ей положительную оценку.

При ее применении товар фактически размещается на удаленных СВХ, в том числе на приграничных терминалах, а декларация подается по Интернету в удобный для участника ВЭД центр электронного декларирования. Контрольная информация пересылается на терминал, после ее сверки декларация выпускается, и товар уезжает к потребителю уже не в статусе находящегося под таможенным контролем, а разрешенного к выпуску. Таким образом, говоря бытовым языком, термин «удаленный выпуск» относится к проведению и завершению таможенного контроля в отношении товара, который выпускающий инспектор не только лично не видел, но и физически находился в это время на далеком расстоянии от него.

В настоящее время ФТС России реализовала данную технологию, подразумевающую раздельный контроль документов и товаров не только в отношении ввозимых товаров, но и в отношении экспорта. Ближайшее будущее, считает Руслан Давыдов, покажет, «насколько служба была права, предполагая, что технология «удаленного выпуска» будет активно востребована нашим бизнесом ввиду ее удобства, экономичности и возможности совершения таможенных операций на расстоянии».

Иннокентий Грязев