Сегодня 01 мая 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (15.05 - 16.05.2012)

PDFПечатьE-mail

«Российская газета» 14.05.12г.

Развели грузы с декларацией

Дифференциация документального и физического контроля товаров сокращает сроки их таможенного оформления

Вступление России в ВТО, формирование Единого экономического пространства потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009-2011 годы, по словам заместителя начальника отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Павла Трухина, ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и стран Таможенного союза. В настоящее время реалии требуют существенного сокращения времени на проведение таможенных операций, которое невозможно без применения новых информационных технологий.

За последнее время таможня здорово продвинулась вперед в этом плане, и особое внимание уделяется взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД ) с использованием сетей Интернет.

Развитие электронного декларирования через Интернет - сейчас одно из главных направлений деятельности таможенной службы. Благодаря реализации комплекса технических и технологических мероприятий, еще в конце позапрошлого года все таможенные органы были готовы принимать ГТД через глобальную сеть. И сейчас около 90% всего массива деклараций подается в электронной форме по Интернету. Электронной форме декларирования (ЭД) отдали предпочтение более 80% участников ВЭД. Если взять региональный разрез, то во всех таможенных управлениях страны дела в этом плане обстоят примерно одинаково, то есть в районе 90%. С одной стороны, уверяет Павел Трухин, мы имеем вроде бы неплохие показатели. Тем не менее предстоит проделать еще достаточно большой путь, и технология постоянно совершенствуется. Например, таможня планомерно сокращает количество представляемых при декларировании документов, вырабатывает подходы по автоматизированному решению выпуска товаров, расширяет практику применения удаленного выпуска.

Сейчас налаживаются контакты с Федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) в области предоставления разрешительных документов, которые по законодательству необходимо представить при декларировании товаров. Эта работа ведется в рамках реализации ФЗ-210 о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Для этого в России создана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она позволяет исключить получение необходимых при декларировании документов от участника ВЭД (они поступают сразу от причастных ведомств), проводить автоматическую проверку сведений, заявленных в электронной ГТД, со сведениями, находящимися в базах данных соответствующих ФОИВ. Все это, безусловно, позволяет избавить участника ВЭД от лишних бумаг.

Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, ее сопоставление и анализ на основе системы управления рисками позволяют таможенникам четко определить, какие сведения требуют дополнительной проверки в процессе обработки электронной ГТД, и необходимость применения конкретных форм таможенного контроля, включая запрос дополнительных документов и сведений и проведение "физического" контроля товара, то есть его досмотра.

Решение этих проблем позволяет постепенно перейти к автоматическому выпуску товаров. Таким образом, предоставление декларантом дополнительных документов становится необходимым только для подтверждения сведений, которые вызывают сомнения таможни или противоречат ее сведениям о товарной партии, полученным из других источников.

Все эти положения сейчас проходят законодательное закрепление. Так, в рамках ТС уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс ТС, решения Комиссии Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров для экспортеров-импортеров при декларировании товаров.

Развитие ЭД стало фундаментом для более широкого применения технологии удаленного выпуска. Она подразумевает разделение документального и физического контроля товаров, которые проходят в различных таможенных органах (контроль товаров - на границе, а документов - на специализированном таможенном посту, расположенном как угодно далеко от границы). Технология позволяет снизить количество большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, сократить документооборот, перераспределить нагрузку на таможенные органы в зависимости от их специализации, уменьшить общее время таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.

Сейчас технология работает в штатном режиме, рассказывает Павел Трухин. Постепено расширяется круг таможенных органов и участников ВЭД, ее применяющих. Вместе с этим совершенствуется и нормативная база. В России уже создано 13 специализированных таможенных постов - Центров электронного декларирования (ЦЭД) во всех региональных таможенных управлениях (РТУ) России. Их компетенция ограничена проведением таможенных операций исключительно в электронном виде.

Для дальнейшего развития этих технологий таможенникам предстоит еще решить ряд задач в самые короткие сроки. Упомянем лишь самые важные. Это дальнейший перенос таможенного оформления в ЦЭД, которые создаются в местах максимальной концентрации людских ресурсов. Развитие пунктов пропуска через границу ТС и совершенствование механизмов таможенного администрирования и операций, проводящихся в пунктах пропуска. Совершенствование новой модели декларирования с применением автоматического контроля на основе информационных технологий с использованием предварительной информации и распределения контроля на декларирование товаров и части контроля на этап после выпуска. Формирование единого сквозного массива сведений о товарной партии, начиная с ее прибытия в ТС и заканчивая контролем после выпуска. Создание новых интегрированных технологий совершения операций, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием Интернета.

Ирина Фурсова

«Известия» 13.05.12г.

Экспортная пошлина на моторные масла не вырастет

Минэкономразвития готово поддержать нефтяников

Министерство экономического развития склоняется к тому, чтобы поддержать предложения нефтяных компаний и не увеличивать вывозную пошлину на масла с 2015 года. Предполагается, что эта мера должна стимулировать производство масел и способствовать росту экспорта готовой нефтехимической продукции.

Сейчас пошлина на экспорт всех видов нефтяных масел составляет 66% от пошлины на нефть, но уже с января 2015 года в рамках налоговой системы «60–66» она должна увеличиться до 100%, так же как на мазут и отработанные нефтепродукты.

По информации «Известий», в начале марта «Лукойл», «Газпром нефть» и ТНК-ВР обратились к вице-премьеру Игорю Сечину с просьбой снизить пошлины на масла до уровня пошлин на светлые нефтепродукты.

Свою позицию нефтяники аргументируют тем, что технология производства масел заметно отличается от выпуска других темных нефтепродуктов, которые служат для них сырьем. В частности, используется несколько высокозатратных технологических процессов. В результате увеличивается глубина переработки нефти, а на выходе получается продукт с высокой добавленной стоимостью.

До недавнего времени на российском рынке в премиальном сегменте продавались только масла зарубежных производителей, в частности Shell, BP. Сейчас же российские компании начали постепенно вытеснять импортную продукцию в этом сегменте и рассчитывают в будущем сами выйти на зарубежные рынки. Однако если производство масел будет невыгодным, то нефтяники могут сосредоточиться на альтернативе, то есть выпуске других, гораздо более дешевых темных нефтепродуктов.

Представитель «Лукойла» не смог прокомментировать это обращение. В ТНК-BP и «Газпром нефти» ситуацию также не комментируют.

Инициативу нефтяников решило поддержать Минэкономразвития. По словам источника в ведомстве, в конце апреля министерство отправило в правительство свои предложения. Минэкономразвития поддерживает инициативу нефтяников и предлагает снизить с 2015 года пошлины на масла до уровня пошлин на светлые нефтепродукты.

По мнению управляющего активами ИК «Грандис Капитал» Андрея Толстоусова, поскольку доля нефтяных масел в экспорте нефтепродуктов невелика, снижение экспортной пошлины для компаний существенно ничего не изменит.

Для сохранения пошлин на прежнем уровне Минэкономразвития предлагает поручить Федеральной таможенной службе совместно с Минэнерго провести анализ экспортных поставок масел и определить коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), по которым осуществляется декларирование готовых масел.

Правда, у ФТС имеется своя точка зрения по данному вопросу. Служба считает, что снижать экспортные пошлины нецелесообразно до полного насыщения внутреннего рынка масел. В этой ситуации снижение вывозных пошлин может увеличить зависимость внутреннего рынка масел от зарубежных поставок, опасаются чиновники. Получить официальный комментарий в ФТС в субботу не удалось.

В 2011 году производство масел в России составило 4,913 млн т — на 0,2% меньше, чем в 2010 году. На экспорт ушло 1,461 млн т, что на 9,8% меньше показателя предыдущего года, а импорт вырос на 8,8% и составил 346 тыс. т. В 2010–2011 годах наблюдается тенденция к стагнации российского производства, отмечает Минэкономразвития. А в I квартале 2012 года отмечены снижение производства на 13,5% в сравнении с предыдущим годом и увеличение импорта.

РИА «Новости» 12.05.12г.

Правительство РФ одобрило проект соглашения о размещении ЕЭК

МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Российское правительство одобрило проект соглашения с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) об условиях ее пребывания на территории РФ, соответствующее распоряжение опубликовано на сайте кабмина в субботу.

Согласно тексту проекта соглашения, который поручено подписать от имени правительства МИДу, ЕЭК в России получит права своеобразного юридического лица, кроме права на коммерческую деятельность. Вместе с тем как наднациональному органу комиссии предоставляется неприкосновенность и освобождение от налогов и таможенных пошлин.

В частности, согласно статье 2 соглашения, ЕЭК на территории РФ вправе заключать договоры, приобретать имущество, вести банковские счета, иметь свою печать и бланки, представлять свои интересы в суде.

РФ предоставит комиссии помещения, необходимые для осуществления ее функций, а, кроме того, окажет содействие в обеспечении служебных жильем персонала - правда, за счет средств самой ЕЭК.

При этом помещениям комиссии на территории РФ будет гарантирована неприкосновенность. "Представители органов власти не могут вступать в помещения комиссии иначе как с согласия совета комиссии или председателя коллегии комиссии", - говорится в документе. Имущество и архивы ЕЭК также будут неприкосновенны и не будут подлежать обыску, реквизиции и конфискации. Члены коллегии комиссии и ее персонал получат привилегии и иммунитет.

Согласно статье 5 соглашения, ЕЭК и ее имущество освобождаются от налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в РФ. В отношении открытия, ведения и закрытия банковских счетов на ЕЭК распространятся правила, действующие в отношении иностранных диппредставительств в РФ.

Евразийская экономическая комиссия - новый постоянный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана - начала работу с 1 января 2012 года. Документы о создании этого наднационального органа управления президенты трех стран подписали 18 ноября 2011 года. ЕЭК приходит на смену комиссии Таможенного союза, которая прекратит свое существование 1 июля 2012 года.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые занимаются подготовкой решений и мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 человек до 1,2 тысячи.

ИА «Интерфакс» 12.05.12г.

Соглашение об информационной системе торговли Таможсоюза внесено на ратификацию в Госдуму

Москва. 12 мая. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ одобрило и внесло в Госдуму на ратификацию соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, подписанное 21 сентября 2010 года.

Соответствующее постановление подписал 5 мая занимавший в то время должность премьер-министра Владимир Путин.

Официальным представителем правительства при рассмотрении вопроса о ратификации соглашения палатами Федерального Собрания РФ назначен статс-секретарь - замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Маслов.

Ранее сообщалось, что по результатам проведенного анализа эффективности регулирующих механизмов Таможенного союза Счетная палата РФ пришла к выводу, что практические работы по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли задерживаются.

"В целях обеспечения контроля за подконтрольным товаром действуют разрозненные системы информационного обмена между таможенными, налоговыми, санитарными, ветеринарными, карантинными и другими контролирующими органами, реализованные различными технологическими способами и зачастую несовместимые друг с другом, что не позволяет обеспечить полный эффективный контроль за движением товаров через таможенную границу и по территории ТС. Не создана единая электронная база данных лицензий и других разрешительных документов", - говорилось в пресс-релизе ведомства.

ИА «ПРАЙМ» 12.05.12г.

Минсельхоз утвердил дорожную карту регулирования сельхозимпорта при вступлении РФ в ВТО

МОСКВА, 12 мая - ПРАЙМ. И.о. главы Минсельхоза РФ Елена Скрынник утвердила дорожную карту по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельхозпродукции в рамках присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО), говорится в сообщении ведомства.

Документ, подготовленный ведомством с участием отраслевых союзов, интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО, на период адаптации к новым условиям.

"Особое внимание уделено наиболее чувствительным категориям товаров, по которым уровень тарифной защиты повышался в 2007-2011 годах в рамках мер по поддержке отечественного АПК и должен быть снижен с учетом обязательств, принятых Россией в ходе переговоров о присоединении к ВТО", - отмечается в сообщении.

Дорожная карта, в частности, предусматривает постоянный мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта на единую территорию стран Таможенного союза молочной продукции, риса, живых свиней, тропических масел, и так далее.

Одновременно в рамках работы по совершенствованию мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в условиях членства России в ВТО будет проводиться анализ программ субсидирования основными торговыми партнерами России при поставках на единую таможенную территорию живых свиней, свинины, молочных продуктов, риса, сахара-сырца тростникового, а также сахарного сиропа. По итогам анализа будет определяться необходимость применения защитных мер.

Подготовка к имплементации обязательств в условиях присоединения России к ВТО продолжится в тесном взаимодействии с профильными союзами и ассоциациями, отметила Скрынник.

Дорожной картой также запланировано проведение семинаров в субъектах РФ по вопросам ВТО.

«Эксперт» 14.05.12

Реквием по «Ростэку»

Подошла к концу история одной из самых скандальных государственных компаний: Владимир Путин потребовал ликвидировать ФГУП «Ростэк» — главную коммерческую структуру Федеральной таможенной службы.

Последним крупным мероприятием, которое Владимир Путин посетил в качестве премьер-министра, стало заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), на котором обсуждались планы улучшения инвестклимата в стране. Согласно официальному отчету о мероприятии, размещенному на сайте правительства, Путин затронул вопрос о деятельности государственных унитарных предприятий. «К сожалению, часто эти структуры обслуживают либо собственные интересы чисто коммерческого характера, либо интересы своих материнских компаний или административных структур», — подчеркнул он, особо выделив аффилированные структуры при Федеральной таможенной службе: «Я знаю, дискуссия там еще не закончена по поводу того, как нам выстраивать деятельность аффилированных структур, как к ним относиться, как выпускать товары с таможни, на каких условиях, что должно гарантировать собираемость в бюджет».

Однако, по свидетельству участников заседания, на самом деле все было гораздо серьезнее. «“Ростэк”, конечно, необходимо ликвидировать», — заявил Владимир Путин. А когда представители ФТС попытались возразить, жестко добавил: «Не надо сопротивляться, а то будет еще хуже». Таким образом, объявлен смертный приговор компании, деятельность которой вызывала постоянные жалобы предпринимателей, а руководители оказались замешаны во всех крупнейших контрабандных делах — от «Трех китов» до «Черкизона».

Рождение монстра

История «Ростэка» начиналась вполне невинно. Компания была создана в 1992 году в качестве строительно-эксплуатационного предприятия при Государственном таможенном комитете: либерализация внешней торговли вызвала необходимость в срочном строительстве большого количества таможенных постов и пограничных переходов, чем «Ростэк» и занимался в первые годы своего существования. Однако в конце 1990-х, когда благосостояние россиян стабилизировалось и они принялись массово закупать импортные товары, началась новая глава в истории компании. В числе ее функций появилось управление таможенными складами, оказание услуг таможенного брокера через дочерние компании, строительство и эксплуатация «околотаможенной инфраструктуры», в которую руководство «Ростэка» включило гостиницы, магазины беспошлинной торговли, автозаправочные и ремонтные станции, объекты общественного питания и «другие услуги для участников внешнеэкономической деятельности». То есть из ведомственной строительной структуры «Ростэк» превратился в многопрофильную коммерческую компанию.

Это превращение связано с именем весьма незаурядного человека — Амбарцума Сафаряна. До поры до времени Сафарян был предпринимателем средней руки, возглавлявшим малоизвестную страховую компанию «Евросоюз». Но однажды судьба свела его с руководителем таможни Анатолием Кругловым, которого Сафарян, по его словам, «сумел заинтересовать некоторыми новыми страховыми механизмами», которые предложил запустить на базе «Ростэка». 13 апреля 1998 года Круглов назначил Сафаряна гендиректором этой компании, и началось преобразование «Ростэка» в холдинг околотаможенных услуг полного цикла. Самым большим личным достижением Сафаряна специалисты называют установление контроля над компаниями «Таможсервис» (главный продавец товаров, конфискованных таможней) и «Ростэк-комплекс» (главная структура по вывозу товара с арестованных складов). Таким образом, «Ростэк» стал центральным элементом системы контроля над теневым таможенным оборотом.

Затем Сафарян подмял под себя сам таможенный бизнес: «Ростэк» поглотил крупнейших таможенных брокеров при Центральной акцизной таможне — фирмы «Райд» и «Гранд-сервис». После чего Сафарян попытался инициировать приватизацию «Ростэка» (конечно же, в свою пользу), а для начала переименовал свою страховую фирму «Евросоюз» в Таможенную страховую компанию (ТСК) и издал приказ по «Ростэку», которым ТСК предоставлялась исключительная монополия на все виды страхования в таможенной сфере, включая недвижимость ГТК, всех его сотрудников, все грузы, проходящие через «Ростэк», и многое другое. Это было открытым покушением на интересы других страховщиков, и тут господин Сафарян зарвался. В правоохранительные органы поступили два депутатских запроса о нарушениях Сафаряном закона практически по всем видам таможенной деятельности, в результате чего он был из «Ростэка» уволен.

Но новоявленный спрут «Ростэк» остался и продолжил функционировать в духе Сафаряна — зарабатывая деньги на всем, что давало прибыль, и невзирая ни на что, включая закон. И осенью 2000 года грянуло дело «Трех китов». Начиналось оно с полученной таможенниками информации о том, что в Москву через Одинцовскую таможню из Европы поступают контейнеры с мебелью, вес которых в таможенных декларациях неоправданно занижен: в двадцатитонном контейнере, согласно декларации, находилось лишь три-четыре тонны мебели. Между тем перевозчик контейнеров — всемирно известная фирма Maersk — сообщил российским таможенникам, что на самом деле их загрузка была полной. Получалось, что в каждом из контейнеров контрабандой ввозится по 16–17 тонн мебели.

Ввозила мебель на территорию России некая фирма «Лига Марс», оформленная, как выяснилось, по утерянному паспорту. Контрабандная мебель свозилась на склад, оборудованный в одном из бомбоубежищ в Митино. Склад принадлежал таможенной брокерской фирме «Сэфтранс», один из владельцев которой, Андрей Саенко, занимал должность советника в «Ростэке». Мало того, чуть позже заместителем гендиректора «Ростэка» по логистике был назначен Павел Стрепков, второй совладелец «Сэфтранса». Поэтому многие специалисты, как таможенники, так и экспедиторы, до сих пор твердо уверены, что «Ростэк» имел самое непосредственное отношение к контрабанде мебели для ТК «Гранд» и «Три кита».

Похоже, в этом уверен и Владимир Путин. По слухам, это по его личному распоряжению дело «Трех китов» было возобновлено, после того как в марте 2002 года Генпрокуратура его закрыла. Мало того, на совещании с силовиками осенью 2002 года Путин сообщил, что это расследование находится под его личным контролем, и с тех пор об околотаможенном бизнесе отзывался исключительно нелицеприятно. 14 июня 2006 года Генпрокуратура заявила об аресте пяти фигурантов контрабандного дела «Трех китов», включая Андрея Саенко.

Дальневосточное дело

Между тем «Ростэк» продолжал процветать и развиваться. На месте организованной Сафаряном Таможенной страховой компании возникла новая, «Ростэк-гарант», уже полностью принадлежащая ГУПу. Но способы ведения бизнеса не изменились, и в мае 2004 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении Государственного таможенного комитета, поскольку выяснилось, что он приказал дочерним предприятиям ГУП «Ростэк» заключить договоры об оказании агентских услуг только со страховщиками, с которыми в качестве страхового брокера работает «Ростэк-гарант». В итоге таможня перестала признавать полисы ОСАГО страховщиков, не являющихся партнерами «Ростэк-гаранта», а от иностранцев, пересекающих границу на автомобиле, таможенники стали требовать заключения дополнительного договора ОСАГО с «Ростэк-гарантом». В широкомасштабный скандал эта история не превратилась лишь потому, что ее заглушил другой, еще более громкий скандал, опять-таки с участием «Ростэка».

В начале 2005 года правоохранительные органы получили оперативную информацию: в московский регион из Находки поступило более 150 вагонов с товарами народного потребления, контрабандой ввезенных из Китая. Вагоны были задержаны на подмосковных станциях Бекасово и Люберцы-1. 1 апреля 2005 года в один день на свет появилось сразу два уголовных дела по поводу контрабанды китайского ширпотреба: одно возбудил Следственный комитет, второе — Центральная оперативная таможня. В ходе следствия был вскрыт механизм легализации контрабанды посредством установления с участниками внешнеэкономической деятельности «договорных отношений», суть которых заключалась в следующем. Федеральная таможенная служба из Москвы ежегодно спускает в свои подразделения планы по сбору таможенных платежей. Плановые показатели дальневосточные таможенники сообщали участникам внешнеэкономической деятельности, а те, в свою очередь, обязывались их обеспечить. Как только план оказывался выполненным, импортерам предоставлялась возможность ввозить товары в любых количествах без уплаты пошлины. «Зеленый коридор» участникам конвенции обеспечивали ГУП «Ростэк-Приморье» и частная компания депутата краевой думы Геннадия Лысака «Ростэк-ДВ-Сервис». В результате, по данным следствия, только в 2004–2006 годах через таможенную границу РФ они контрабандным путем переместили 9118 тонн товаров на 1,41 млрд рублей.

Это дело имело большой резонанс на самом высоком уровне. Опираясь на его результаты, в апреле 2006 года президент Владимир Путин потребовал от правительства «навести порядок на таможне и прекратить практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе». «Таможенные органы используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу, — заявил Путин. — Бизнес-структуры, соответственно, начинают пользоваться услугами таможни, причем часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны».

Следствием президентского гнева стала волна уголовных дел против коррумпированных таможенников, около двух десятков отставок в руководстве ФСБ, переподчинение таможни непосредственно премьер-министру и назначение руководителем Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова (который сменил и руководство «Ростэка», назначив генеральным директором Александра Повстяного). Была проведена широкомасштабная проверка таможни Генеральной прокуратурой, и в результате, выяснилось, в частности, что в таможенной службе существовала не предусмотренная законами комиссия по социальным вопросам. Эта комиссия распределяла среди таможенников материальные блага, главным источником которых была деятельность «Ростэка». Перечень решаемых соцвопросов был весьма широким — от денежных вознаграждений сотрудникам до организации льготного питания. Причем комиссия регулярно требовала от «Ростэка» увеличения финансирования социальных программ, а тот, соответственно, наращивал коммерческую составляющую в своей работе. Это касалось как разного рода «сотрудничества» с частными перевозчиками, так и расширения собственного бизнеса. Так в структуре «Ростэка» появились туристические фирмы, компании по управлению недвижимостью, бизнес-центры и т. д.

По требованию Генпрокуратуры в ноябре 2006 года комиссия по социальным вопросам ФТС была ликвидирована. А чуть позже пошли слухи, что будет ликвидирован и сам «Ростэк»: в начале 2007 года появилось правительственное поручение Минтрансу создать новое госучреждение для управления таможенной инфраструктурой. Однако ту атаку «Ростэку» удалось отразить. Что конкретно произошло, неизвестно, но появление Федерального агентства по обустройству государственной границы означало для «Ростэка» лишь потерю одного из заработков — бюджетных средств по ФЦП «Государственная граница 2003–2010» (ее общий бюджет — более 55 млрд рублей).

Тем временем в СМИ вновь замелькало имя Амбарцума Сафаряна, бывшего гендиректора «Ростэка». Владелец компании «Фининвест» сенатор (теперь уже бывший) Владимир Слуцкер обратился в правоохранительные органы с заявлением, что Сафарян, являясь его партнером, присвоил активы дочернего предприятия «Фининвеста» ЗАО «Внешпром» на 83 млн рублей. 17 мая 2008 года суд признал Сафаряна виновным, и он получил шесть с половиной лет колонии общего режима. Примечательно, что точно по такому же делу получил срок известный бизнесмен Алексей Козлов. Похоже, у несчастного Слуцкера воровали активы все кому не лень.

Дело «Черкизона»

Между тем, несмотря на перетряску таможенных структур после «дальневосточного дела», ситуация с контрабандным ввозом ширпотреба не улучшилась. Правоохранительные органы выяснили, что контрабандный товар, завозимый по дальневосточным каналам, предназначался для московского Черкизовского рынка, а теперь этот рынок стал снабжаться поставками через таможни Санкт-Петербурга и Ленинградской области — китайский ширпотреб начал поступать в Россию через Финляндию. В марте 2009 года Федеральная таможенная служба провела крупнейшую проверку нескольких таможен Северо-Западного таможенного управления.

Выяснилось, что рынок таможенных услуг в регионе полностью контролируют несколько крупных фирм, принадлежащих таможенным начальникам. За единственным исключением: владелец компании «Трансфера» Сергей Шидловский к таможенной службе отношения не имел. При этом, по словам местных перевозчиков, именно «Трансфера» оказалась самой мощной компанией на рынке таможенных услуг в регионе — разгрузочно-погрузочные, брокерские услуги, склады временного хранения на Выборгской, Кингисеппской и Балтийской таможнях в той или иной степени контролируются структурами «Трансферы». Эта аномалия — независимая частная компания оказалась сильнее «карманных» фирм таможенных боссов — объяснялась очень просто: брат Сергея Шидловского Михаил Шидловский был главой дирекции ГУП «Ростэк — Северо-Запад», дочерней структуры «Ростэка».

Результатом проверки в Питере стала серия отставок местных таможенных руководителей и пять уголовных дел в отношении таможенников (братьев Шидловских репрессии не коснулись). А 1 июня 2009 года Владимир Путин, теперь уже в качестве премьер-министра, констатировал, что разгон таможни после «дальневосточного дела» результатов не принес: «Каналы как работали, так работают до сих пор».

Что было дальше, многие еще помнят: силовики бросились проверять Черкизовский рынок и нашли там сотни контейнеров с контрабандными товарами, ввезенными через таможни Северо-Западного региона. В результате «Черкизон» был закрыт и ликвидирован. 2 апреля 2010 года официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщил об уничтожении 2500 тонн товаров, конфискованных на Черкизовском рынке и признанных опасными для жизни и здоровья потребителей.

Меньше запомнилось другое событие — после «Черкизона», в июле 2009 года, департамент по экономической безопасности (ДЭБ) МВД провел проверку рынка в гостинице «Севастопольская». В результате проверки было обнаружено 84 контейнера с контрафактной продукцией на общую сумму свыше 900 млн рублей. Самой опасной из находок стали китайские игрушки, дающие фенольные испарения. Руководство ДЭБ тогда сообщило, что эта операция проводилась в рамках уголовного дела в отношении преступной группы, промышлявшей контрабандой и возглавляемой директором компании «Ростэк-Серпухов».

Просто бизнес

После перетряски дальневосточных и северо-западных таможен, «Ростэк», похоже, сосредоточился на легальном бизнесе. Тем более что здесь для него открылись новые горизонты, связанные с реализацией концепции переноса таможенного оформления на границу, которая подразумевает строительство новых таможенных терминалов в приграничных районах. «Эта концепция, хоть и не связана напрямую с деятельностью “Ростэка”, по факту значительно улучшает его возможности и приносит убытки его конкурентам, — говорит вице-президент “Деловой России” Виталий Сурвилло. — Например, существует таможенное оформление на складе временного хранения, принадлежащем некоему участнику таможенного рынка. Потом вдруг этот пост закрывается и переносится на склад, принадлежащий уже “Ростэку”».

Сказать, что при этом страдают владельцы частных складов временного хранения, — значит не сказать ничего. «При поддержке администрации Псковской области мы построили новый таможенно-логистический терминал “Убылинский” в рамках концепции переноса таможенного оформления на границу, — рассказывает гендиректор псковской компании “Теко-Терминал” Олег Брячак. — А недавно свой терминал открыл “Ростэк-Псков”. Мы оформили с начала года порядка 2600 таможенных деклараций, а “Ростэк” — менее тысячи. Но таможенный пост все равно перенесли с нашего терминала на ростэковский. Невзирая даже на то, что его площадь в три раза меньше нашего, машинам не въехать, люди стоят в очередях. В результате “Ростэк” стал монополистом по таможенным услугам в Псковской области — все три таможенных поста размещаются на ростэковских терминалах. А у нас, конечно, поток сократился. Но самое страшное, что большинство перевозчиков переходит не к “Ростэку”, а в Белоруссию — она у нас рядом, и там нет никаких проблем».

В рамках концепции переноса таможенного оформления на границу «Ростэк» не только строит новые терминалы, но и по традиции, заложенной АмбарцумомСафаряном, подминает под себя частные терминалы. «Ростэковцы заявляют, что теперь будет действовать одна схема: 51 процент терминала должен принадлежать “Ростэку”, 49 процентов — “терпилам”, бывшим владельцам терминалов, — горячится владелец одной из логистических компаний. — Кто из старых владельцев не подчинится — отзовем таможенные посты. Кто хочет работать — делай так, как говорят. Начальники таможенных постов уже по нашим клиентам пошли и в открытую говорят, что те неправильного брокера выбрали, поэтому у них проблемы будут, задержки: “Переходите под “Ростэк”, тогда вообще проблем не будет”. У нас один клиент провозил часть оборудования, так против него таможенники административное дело возбудили и три недели не выпускали. Тогда вторую часть оборудования он у “Ростэка” оформил, так выпустили за один день — то же самое оборудование, по тому же коду, в той же комплектации. Вот только у нас этот код признали неправильным, а у “Ростэка” этот же код приняли». Аналогичные примеры приводит и Олег Брячак: «Когда компания оформляется на “Убылинском”, у нее постоянно требуют какие-то дополнительные бумаги, справки, и срок оформления затягивается до девяти дней. А на “Ростэке” ту же компанию с тем же грузом выпускают за один день».

Сами ростэковцы обвинения в недобросовестной конкуренции, конечно же, отвергают. «Конкуренция абсолютно добросовестная, никаких сговоров и тому подобного нет, — говорит помощник гендиректора “Ростэка” по связям с общественностью Ольга Колесникова. — По ценовой политике мы ориентируемся на среднерыночный уровень, и зачастую наши цены ниже, чем на частных терминалах. Выигрываем мы у конкурентов за счет того, что наша компания хорошо оснащена, имеет мощную инфраструктуру. Зачастую это вызывает ревность у конкурентов, и поэтому каждый пытается очернить другого».

Однако есть вполне объективные свидетельства злоупотреблений «Ростэка». Так, в декабре прошлого года Арбитражный суд Ярославской области оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы о признании ЗАО «Ростэк — Верхняя Волга» злоупотребившим доминирующим положением на рынке оказания услуг по размещению, учету, хранению и обслуживанию товаров и транспортных средств на складе временного хранения. ФАС выяснила, что, вытеснив с рынка частные компании, дочерняя структура «Ростэка» установила монопольно высокие цены на свои услуги, в том числе на услуги по изготовлению документов по приемке товара на хранение. Рост цен составил от 10 до 50%. «При этом расходы, необходимые для реализации услуг, остались прежними, состав продавцов и покупателей на этом рынке практически не изменился», — констатировали антимонопольщики. «Жалобы участников рынка на “Ростэк” были всегда, но по мере укрепления позиций компании их количество увеличивалось, — отмечает Виталий Сурвилло. — В ФАС скопилось множество жалоб на то, что конкуренция идет недобросовестно и компании, аффилированные с “Ростэком”, в каких-то сферах постепенно занимают лидирующие монопольные позиции».

Против уверения ростэковцев в высочайшем уровне услуг тоже есть веские свидетельства. Например, совсем недавно, 12 апреля, ФТС издала приказ об исключении из реестра таможенных представителей дочерней структуры «Ростэка» — ЗАО «Ростэк — Нижний Новгород» «в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела». Если уж сама таможня отказывается от услуг своей структуры, то о чем еще говорить.

Сейчас в правительстве и ФТС пытаются решить, как же избавить экономику от «Ростэка». С одной стороны, совсем уничтожать такую структуры жалко, хорошо бы ее просто приватизировать. «Приватизация “Ростэка” была бы, конечно, более привлекательным решением по сравнению с его реорганизацией: это все-таки огромная компания, где работают тысячи людей, и они не виноваты, что сейчас поднимается тема ликвидации государственного влияния в таможенной сфере», — рассуждает Виталий Сурвилло. С другой — приватизированный монополист не перестает быть монополистом. Так что приватизация этого монстра без его расчленения имеет смысл только с точки зрения максимизации бюджетных доходов. Но это уже совсем другая история.

«Российская бизнес-газета» 15.05.12г.

Пошлины двинули вниз

За таможенную поблажку бизнесу стоит благодарить ВТО

Правительство РФ рассмотрело проект основных направлений таможенно-тарифной политики страны на следующий год и плановый период 2014-2015 годов. Этот документ был подготовлен специалистами минэкономразвития, минфина и Федеральной таможенной службы и отражает, по словам замеcтителя главы минэкономразвития Алексея Лихачева, итоги проводимой в последние годы экономической и таможенно-тарифной политики страны, направленной на модернизацию, техническое перевооружение, инновации, импортозамещение, поддержку экспортно-ориентированных отраслей промышленности и т.д.

Проект таможенно-тарифной политики строится, исходя из свежих приоритетов внешнеторговой политики в условиях будущего вступления России в ВТО, движения от Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана к Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС), переформатирования мирового экономического порядка, изменения конфигурации мировых центров экономической силы и усиления инновационной составляющей в глобальной конкуренции.

Первое практическое последствие для России от вступления в ВТО – это фиксация верхнего уровня ставок ввозных таможенных пошлин, то есть снижение тарифной защиты отечественных товаропроизводителей и дополнительные возможности стран-импортеров поставлять свои товары на наш рынок. В проекте «основных направлений...» приводятся разные цифры снижения пошлин (поскольку они по-разному считаются). Предполагается, что средневзвешенная ставка импортной пошлины может упасть на 1 процентный пункт. Сегодня она составляет около 10% от стоимости товаров. К моменту вступления в ВТО РФ должна опустить ставки импортных пошлин до уровня 2008 года, то есть снизить только те пошлины, которые были повышены в период кризиса для экстренной защиты рынка. Затем в течение 7 лет средневзвешенная ставка импортной пошлины снизится на промышленные товары от 4 до 7% (в зависимости от метода расчета), на сельскохозяйственные товары от 14 до 16%. Здесь, считает куратор практики таможенного права и внешнеторгового регулирования компании «Пепеляев Групп» Галина Баландина, не надо искать никаких уловок - структура импорта периодически меняется, и в зависимости от того, каких товаров больше ввозится - с высоким налогообложением или с низким, меняется средневзвешенная пошлина. Возьмем, к примеру, самый высокооблагаемый товар - легковые автомобили со ставкой импортной пошлины 25%. По мере наращивания их производства на территории РФ импорт будет падать. Соответственно, произойдет резкое падение средневзвешенной пошлины - именно из-за того, что сократится импорт этой группы товаров.

Членство в ВТО дает преимущество торговать со всеми странами-участницами в условиях режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Это означает, что страна берет обязательства предоставлять одинаковые права каждому торговому партнеру, имеющему РНБ. Исключение составляют только государства, которые входят в зону свободной торговли или имеют другие преференциальные режимы, а также развивающиеся и наименее развитые страны. Например, с Китаем у России есть РНБ, а с Гонконгом нет (несмотря на то, что Гонконг входит в состав Китая, он считается отдельной таможенной территорией и отдельным торговым партнером). Из-за этого парадокса у российского бизнеса возникают проблемы: если сделки заключаются через гонконгскую компанию, это дает основание таможне заподозрить, что товар произведен не в Китае, а в Гонконге, и, соответственно, ввозная пошлина должна быть увеличена вдвое. После вступления России в ВТО эта проблема будет решена автоматически, поскольку Гонконг является членом ВТО и Россия обязана будет торговать с ним на условиях РНБ.

Что касается влияния ВТО на применение определенных методов внешнеторгового регулирования, то самое значимое здесь, отмечает Галина Баландина, Соглашение по инвестициям в торговле, которое запрещает предоставлять любые льготы, в том числе таможенные, в обмен на обязательства по локализации. Скажем, у нас применяется промышленная автосборка. Из Калининградской особой экономической зоны товары ввозятся на остальную территорию России беспошлинно, если выдерживается критерий достаточной переработки. Но это запрещенный прием регулирования внешней торговли, который мы обязались не применять, вступив в ВТО. Правда, в отношении Калининградской ОЭЗ предусмотрена специальная оговорка, что эта льгота может действовать до 1 апреля 2016 г.

Однако в связи с этим возникает еще одна проблема. В Соглашении об ОЭЗ, принятом в рамках ТС, есть аналогичная норма, предусматривающая, что если товары достигают критерия достаточной переработки, их можно считать товарами ТС и беспошлинно перемещать по всей территории «тройственного союза». Россия в рамках ВТО обязалась не применять такую льготу, но Казахстан и Белоруссия подобных обязательств не брали. И получается, что у наших ближайших соседей более благоприятные условия для развития производства, поскольку там можно достичь определенного уровня локализации.

Особенно если учесть, что все производство там ориентировано в основном на российский рынок, то последствия этого неравенства могут быть серьезными. Одновременно с этим Галина Баландина оценивает нынешнюю ситуацию в РФ гораздо лучше, чем на Украине, которая «так спешила вступить в ВТО быстрее нас, что существенно снизила ставки ввозных пошлин. И сейчас мы видим, что на Украине таможню стали использовать как дополнительный ограничитель торговли - через корректировку таможенной стоимости, поскольку она в разы превышает цены, по которым товары потом продаются в розницу, усложненные процедуры декларирования и выпуска товаров. А таможня борется с импортом там, где не могут бороться инструменты защиты внутреннего рынка».

Отрадно, что российское правительство намерено обходиться без подобных мер и решать вопросы цивилизованно, в рамках правового поля, не прибегая к искусственным ограничениям импорта, поскольку такой скрытый протекционизм под видом действия таможни - это тоже инструмент, запрещенный ВТО.

И Федеральная таможенная служба сегодня демонстрирует, что она готова делать шаги навстречу бизнесу. Об этом свидетельствует снижение размеров таможенных сборов за совершение таможенных операций. В двадцатых числах мая вступает в силу постановление правительства о снижении таможенного сбора до 1000 рублей при экспорте необлагаемых вывозными пошлинами товаров.

Ожидается также, что максимальный размер ставки таможенных сборов и при экспорте, и при импорте с момента вступления РФ в ВТО будет снижен со 100 до 30 тыс. рублей. В Госдуме одобрили инициативу о налогообложении земель армии и таможни

Ирина Фурсова

ИА «Зеркало недели» 15.05.12г.

Украина присматривается к Таможенному союзу и ЕврАзЭС

Украина будет искать модель сотрудничества с Таможенным союзом и изучает деятельность Евразийского єкономического союза.

Украина ведет постоянный мониторинг деятельности новых интеграционных объединений на пространстве СНГ и настроена налаживать с ними эффективное взаимодействие.

Об этом сказал президент Украины Виктор Янукович в интервью журналистам в Москве после переговоров с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

«Мы будем искать сегодня модель сотрудничества с Таможенным союзом", — цитирует Януковича пресс-служба.

Также глава государства добавил, что украинская сторона сейчас также внимательно наблюдает за деятельностью ЕврАзЭС, изучает экономическую ситуацию в странах, которые являются участниками этого объединения.

Как известно, Москва давно приглашает Киев в Таможенный союз и Евразийский союз, обещая после вступления большие выгоды, в том числе, и внутрироссийские цены на энергоносители, то есть, российский газ. Однако Киев предлагает сотрудничество с ТС в формате "3+1». Ранее президент Украины Виктор Янукович заявлял, что возможность вступления Киева в Таможенный союз будет зависеть от результатов работы этого союза.

ИА «Голос UA» 15.05.12г.

Украина может пойти на сближение с Таможенным Союзом - Суслов

Украина сможет укрепить курс гривны за счет сближения с Таможенным Союзом.

Такое мнение выразил финансовый эксперт Виктор Суслов в комментарии корреспонденту ГолосUA.

Надеюсь, кое-что может проясниться с внешним курсом Украины сегодня (в Москве проходит неформальный саммит СНГ, куда приглашен Президент В. Янукович —- ред.)», - отметил он.

Эксперт также считает, что вчерашнее достаточно резкое заявления Президента В. Януковича о том, что он не допустит унижения со стороны лидеров Евросоюза, многое может означать в плане внешней ориентации страны.

«Думаю, мы вправе ожидать начала быстрого движения Украины в сторону участия, сначала, в зоне свободной торговли СНГ. Вероятно, и в Таможенном Союзе. А в перспективе, возможно, и в Евразийском Союзе», - отметил он.

В. Суслов уверен, что это может привести к получению скидок в ценах на российский газ и открытию рынков Таможенного Союза для украинских товаров.

«Тогда у нас появится возможность стабилизации торгового и платежного баланса. Все это также может сработать для укрепления гривны», - добавил В. Суслов.

Ольга Черненко

«Муниципальная новостная лента Новороссийска» 16.05.12г.

СПРАШИВАЛИ-ОТВЕЧАЕМ

Вниманию отпускников

В преддверии сезона отпусков, необходимо помнить о возможности возникновения проблем на таможне, в которых зачастую люди бывают, виноваты сами из-за халатного отношения к элементарным правилам и порядку перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (напомним, что в Таможенный союз входят Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан).

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза под словосочетанием «товары для личного пользования» подразумеваются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

При перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза необходимо:

1) заполнить пассажирскую таможенную декларацию в случае, если имеются товары, подлежащие декларированию;

2) предоставить таможенному органу необходимые документы и сведения (подтверждающие заявленные в декларации сведения);

3) предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;

4) уплатить причитающиеся таможенные платежи;

5) выполнить иные требования, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

При следовании через таможенную границу Таможенного союза таможенному декларированию подлежат:

1) ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 1500 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых превышает 50 кг ( воздушным транспортом- таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых превышает 50 кг) ;

2) неделимые товары для личного пользования (весом более 35 кг);

3) ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;

4) ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги) за исключением дорожных чеков;

5) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения (оружие, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества, органы и ткани человека, дикорастущее лекарственное сырье, растения и дикие животные (ограниченные к перемещению), минеральное сырье (природные, необработанные камни), ограниченные к перемещению, необработанные драгоценные металлы и др.);

6) культурные ценности;

7) вывозимые государственные награды Российской Федерации;

8) ввозимые алкогольные напитки и пиво (в количестве, превышающем 3 л);

9) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств- членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

10) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

11) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Обращаем Ваше внимание! Недекларирование товаров, сообщение в пассажирской таможенной декларации недостоверных сведений о товарах является нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. За нарушение таможенных правил физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.

Следует иметь ввиду, что при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в отношении некоторых категорий товаров применяются запреты и ограничения.

Запрещены к перемещению товары:

Оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе, культурные ценности, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикой фауны и флоры и др.

Возвращаясь с отдыха, необходимо помнить, что без уплаты таможенных пошлин, налогов на территорию Таможенного союза ввозятся товары, если их стоимость не превышает 1500 евро (авиатранспортом 10 000 евро) и вес товаров не превышает 50 кг. В случае превышения применяется единая ставка таможенных пошлин (к товарам в части их превышения) в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Если количество алкогольных напитков и пива более 3 литров, но не превышает 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, уплачиваются таможенные платежи в размере 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра. В отношении этилового спирта (товарная позиция 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ТС) в количестве до 5 литров уплачиваются таможенные платежи в размере 22 евро за 1 литр. Более 5 литров вышеуказанной продукции ввозить запрещено.

Разрешены к ввозу табак и табачные изделия, но не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Сильнодействующие лекарственные препараты не возбраняется ввозить тем, у кого на руках справка от лечащего врача о необходимости их приема в количестве, необходимом на срок пребывания за границей.

Пресс-секретарь Новороссийской таможни

ИА «ИТАР-ТАСС – Кубань» 15.05.12г.

В Сочинской таможне напомнили о правилах декларирования товаров и валюты

С начала 2012 года в Сочинской таможне возбуждено 265 дел об административных правонарушениях, из них 59 дел - в отношении авиапассажиров и 31 - в отношении граждан, перемещающихся морским транспортом.

В пресс-службе сочинской таможни рассказали, что сегодня среди самых «популярных» нарушений - недекларирование товаров, несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров, а также недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.

«Об ограничениях на перемещение наркотических средств и сильнодействующих веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей знает подавляющее большинство даже тех, кто никогда не выезжал из страны. А вот о том, что ограничения распространяются на ввоз табачных изделий, алкогольной продукции, также как и об ограничениях на вывоз валюты, драгоценных металлов и камней, рыбы и морепродуктов, к сожалению, многие не знают», - рассказывает пресс-секретарь таможни Татьяна Пономаренко. Она рассказала как в автомобиле, который гражданка Греции, ввезла в Россию на теплоходе «Эрке» рейсом Трабзон-Сочи, в ходе таможенного контроля было обнаружено более 10 литров алкогольной продукции. Таможенному инспектору женщина пояснила, что упаковка греческого вина предназначена для личного использования, а о том, что алкогольная продукция подлежит декларированию, и тем более о количественных ограничениях на данную продукцию ничего не знает. По данному факту возбуждены дела об АП по ст. 16.2 и ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ, а женщину ждет штраф. Подобные санкции ожидают и другого пассажира этого же теплохода, в автомобиле которого, так же ввезенного из Турецкой Республики в Россию, была обнаружена незадекларированная водка греческого производства, общим объемом 10 литров.

Как пояснил в таможне, количество правонарушений, связанных с недекларированием валюты в регионе деятельности Сочинской таможни по сравнению с прошлым годом несколько снизилось с 46 до 35, тем не менее, в мае уже возбуждено 4 дела по ст. 16.4 КоАП РФ.

Сотрудники таможни напомнили о чем не стоит забывать, собираясь в отпуск.

При выезде из России обязательному письменному декларированию подлежат наличные денежные средства на общую сумму более 10 000 долларов США в эквиваленте, как и драгоценные металлы, предназначенные для личных нужд общей стоимостью менее 25 000 долларов США. Драгоценные камни и металлы большей стоимостью вывозить запрещено.

Запрещено вывозить рыбу, морепродукты в количестве, превышающем 5 килограммов, икру осетровых рыб весом более 250 граммов.

Возвращаясь в Россию, можем беспошлинно ввезти не более 5 литров алкогольных напитков и пива, при этом, если количество алкогольных напитков более 3 литров, за каждый литр в части превышения необходимо уплатить таможенные платежи в размере 10 евро.

Ввоз табачных изделий разрешен в количестве 200 сигарет или 50 сигарилл, или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одного человека.

Кроме того ограничительные меры применяются при перемещении лекарственных средств, определенных видов дикой фауны и флоры, оружия, культурных ценностей, предметов коллекционирования по минералогии и палеонтологии.

С полным перечнем запрещенных, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза товаров можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной таможенной службы РФ (www.cuctoms.ru), на официальном сайте Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru) или получить бесплатную консультацию в правовом отделе Сочинской таможни по телефону: 269-32-40.

РИА «Новости» 15.05.12г.

Гурба: юг наращивает инвестактивность в преддверии Олимпиады в Сочи

Юг России наращивает темпы инвестиционной активности в преддверии Олимпийских игр в Сочи и, как и вся страна, готовится к переменам в связи с предстоящим вступлением в ВТО. О том, как сохранить инвестиционную привлекательность округа после Олимпиады и чем грозит аграрным предприятиям получение пресловутой "морковки", в интервью РИА Новости рассказал заместитель полномочного представителя президента РФ в ЮФО, инвестиционный уполномоченный по ЮФО Владимир Гурба.

- Владимир Николаевич, как вы оцениваете инвестиционную активность в округе с учетом предстоящей Олимпиады в Сочи?

В целом, по итогам прошлого года на Юг России было привлечено более триллиона рублей. Это примерно на 6% больше, чем в 2010 году. Самые большие объемы инвестиций сегодня, конечно, идут в Краснодарский край в связи с Олимпиадой 2014 года, но не стоит забывать, что это целевая программа, связанная с развитием спортивных сооружений, а мы говорим об инвестиционной привлекательности нашей площадки в целом, и она гораздо шире. Например, очень хороший рост инвестиционной активности сложился в Калмыкии и Волгоградской области (от 20% до 25%).

- Какие наиболее перспективные проекты реализуются в этих регионах?

Во всех регионах такие есть. В Астрахани - это сфера переработки, создание нефтегазохимических кластеров, в Адыгее крупные инвестиции пошли в аграрный сектор. Считается, что система парниковых хозяйств малоэффективна, а Адыгея доказала, что 130% рентабельности - это реально, при том, что только технологии там голландские, а все оборудование наше. В Калмыкии идет строительство крупного животноводческого комплекса и пилотный для России проект по строительству ветряных электростанций.

Вообще потенциал возобновляемой энергетики в Калмыкии достаточно высокий. Специалисты посчитали, что технически там доступно получать 751 МВт в год только за счет ветровой энергии. И сейчас в республике реализуют проект по строительству таких станций начальной мощностью 150 МВт. Перспективно использовать в регионе еще и солнечные батареи, чтобы создать комплексную энергетическую систему, которая актуальна для всех субъектов ЮФО, поскольку потери электроэнергии колоссальные, а потребление только растет: с 2005 по 2010 год рост в 2,5 раза. Для этого, конечно, нужно привлекать в регион новых заинтересованных инвесторов.

- Чем регионы могут "завлечь" инвесторов?

- Во-первых, нужно создать условия и максимально снять обременения в сфере инвестиционных программ. Что это такое? Это когда заходит инвестор в регион и говорит: "Хочу построить завод". А мы ему: "Отлично, никаких проблем: газ, свет, вода, дороги мы подводим". А само предприятие организовывает работу. У нас такие инвестиционные парки работают и разрабатываются во всех субъектах округа, только где-то больше, а где-то меньше. Хотя всегда нужно помнить о принципе разумной достаточности.

Во-вторых, как раз для повышения инвестиционной активности был создан институт инвестиционного уполномоченного, который наибольшей популярностью пользуется в Ростовской области и Краснодарском крае, прежде всего, из-за активного информационного сопровождения. По тематике обращений наиболее актуальны земельные вопросы, сфера АПК, судебные споры, особенно, когда в связи с олимпийской стройкой в Сочи пересматривалась система градостроения. Вообще, важно чувствовать грань между лоббированием экономических интересов и вмешательством в хозяйственную деятельность субъекта. Мы обязаны исходить из законодательной базы. Например, недавно мне предлагали создать в восточных районах экологический хаб с инвестициями в 2 миллиарда долларов, но они просили создать условия, чтобы власть вошла в систему управления: хотели под выделенную землю района, как гарантированный залог, получить средства за рубежом, а на что они пойдут конкретно так и не сказали. Так не положено, потому что при такой схеме создается институт, способствующий хищению средств, в том числе, из-за рубежа.

- А многим предприятиям удалось помочь, и есть ли среди них наши "локомотивы"?

Если говорить о прямой помощи, когда принимается конкретное решение - выделение участка, получение разрешения на вид деятельности, обращение к федеральному центру по этому вопросу, то это порядка 60% от всех обратившихся, 2-3% - это те вопросы, которые с правовой точки зрения зашли в тупик, остальные - прорабатываются. В целом обращений очень много поступает: только в прошлом месяце около 30, в основном, от предпринимателей малого бизнеса.

Что касается крупных предприятий, "Мечел", который занимается портовым хозяйством, обращался по выделению земли на Темрюке, "Роствертол" просил решить вопрос по контролю за качеством производимых деталей на предприятиях, оставшихся за пределами РФ, поскольку существует масса ГОСТов, которые надо соблюдать. Интересное обращение недавно рассматривали от "Ростсельмаша", который просил снизить обременение, связанное с уплатой заводом порядка 100 миллионов в качестве налога, взимаемого таможенными органами при ввозе комплектующих для производства. Мы создали совет при Южном таможенном управлении, в апреле провели заседание по этому вопросу и отправили инициативу на согласительную комиссию в Москву. При этом мы рекомендовали центру провести такое налоговое послабление не для всех предприятий, а только для промышленных.

- Руководство "Ростсельмаша" в последнее время также активно высказывает опасения за судьбу завода в связи со вступлением России в ВТО. Действительно ли риски так велики и есть ли механизмы их снижения?

Есть много административно-хозяйственных рычагов, которые необходимо изучить и ввести их в систему управления предприятием для того, чтобы позволить "Ростсельмашу" быть более конкурентоспособным. Я абсолютно уверен, что вступление в ВТО даст возможность нашим предприятиям относиться уважительно к производимой ими продукции, ценить ее. Принцип того, что ничего другого нет, а есть только один вид продукции, и его все равно купят, породил производство, которое не соответствует мировым техническим требованиям. К сожалению, это надо признать и с этим бороться, в том числе, и радикальным методом, который сейчас уже реализуется на ряде предприятий.

Но в любом случае государство, естественно, заинтересовано в системе сохранения экономообразующих предприятий, и при объективной угрозе, предприятие не останется без поддержки. Тем более, что потенциал ресурсный и технологический сегодня на заводе есть - помимо комбайнов он выпускает ряд важных для сельского хозяйства технических средств, которые востребованы не меньше чем американские и немецкие. А в последнее время как раз был разработан ряд нормативных документов, которые дают поддержку сельскохозяйственному сектору с использованием именно технических средств, которые производятся на территории РФ.

- К вопросу о крупных предприятиях региона: в начале апреля "ТагАЗ" подал иск о собственном банкротстве. Как вы оцениваете этот шаг и с чем он, по-вашему, связан?

С точки зрения организации производственной деятельности, я уверен, что предприятие дало толчок для развития транспортной инфраструктуры. Насколько оно эффективно? Наверное, время показало, что не до конца; что сегодня есть более технологичные вещи, на которые необходимо ориентироваться. Такое впечатление, что предприятие пока не нашло своего места в рыночных отношениях и пытается не выстроить свою логистику и основное направление, а лавирует между проблемами, в которых постоянно оказывается в силу изъянов в организационно-управленческой деятельности.

- То есть, по-вашему, от банкротства предприятия округ сильно не потеряет?

Сегодня достаточно заинтересованных структур, в том числе и зарубежных, которые хотели бы организовать совместную деятельность с тем, чтобы она была бы более эффективной. Мы не должны пугаться банкротств предприятий в силу их слабой управленческой деятельности, плохого менеджмента или использования старых технологических процессов. Ведь посмотрите, транспортные средства, которые выпускаются, например, автобусный парк, не является конкурентоспособным, потому что изначально неправильно были рассчитаны социально-экономические последствия развития этого направления. Пример: использование малогабаритных автобусов ухудшает пропускную способность транспорта, повышает экологическую загрязненность города, не говоря уже о неудобствах при перевозке граждан.

В целом, если "ТагАЗ" сегодня будет оставаться в том ряду, в котором он находится с точки зрения менеджмента и самой концепции организации работы, то это вчерашний день. Вопрос, который требует особого контроля и внимания - это люди, работающие на этом предприятии. Для более 4 тысяч жителей города Таганрога работа на этом предприятии - это фактор стабильности их жизни.

- Поскольку затронули актуальную для округа сферу транспорта, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития соответствующей инфраструктуры в округе и прокомментируйте предложения кубанских властей по субсидированию авиаперелетов на юг для увеличения турпотока.

Уверен, что как временная схема субсидирование перевозок возможно, особенно для северных субъектов России, но я считаю, что это промежуточная форма, которая должна создавать условия для развития транспортной инфраструктуры. Нужна хорошая логистика транспортных развязок, например, если сделать трассу до Сочи через Лаго-Наки, даже 500-километровую, но скоростную - это уже создаст альтернативу. Для развития железнодорожного транспорта есть примеры как "Невский экспресс". В авиационной сфере планируется строительство хаба в Ростовской области, чтобы люди летели со всего юга не через Москву, а через Ростов. Нужна хорошая альтернативная инфраструктура и логистика с глубоким анализом по всему округу, которые создадут конкуренцию и предпосылки для снижения стоимости перемещения.

В целом, в ближайшей перспективе транспортно-логистический комплекс Южного федерального округа призван сыграть особую роль в связи с подготовкой и проведением Олимпийских игр.

ИА «RuFox» 14.05.12г.

Украинец пытался провезти в Россию 9,5 граммов героина

Сотрудники таможни «Морского порта Кавказ» задержали на днях 28-летнего жителя Украины, пытавшегося провезти на территорию России героин.

Как сегодня сообщил порталу RuFox помощник Краснодарского транспортного прокурора К. Каппушев, прокуратурой признано законным и обоснованным постановление дознавателя Краснодарской таможни о возбуждении в отношении украинца Юрия Шалыгина уголовного дела по п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, находящихся под специальным контролем, в особо крупном размере).

Уже установлено, что 7 мая таможенники обнаружили под аккумулятором сотового телефона Шалыгина бумажный сверток с «порошкообразным сыпучим веществом с вкраплениями в виде крупинок бежевого цвета». Помимо этого, при гражданине Украины была обнаружена пластиковая бутылка с жидкостью.

Экспертиза показала, что сыпучее вещество является героином массой 0,420 грамма, а жидкость – это раствор героина массой 1007 грамм, что в расчете на сухой остаток составляет 9,06 грамма.

«Город N» 14.05.12г.

Импортера китайских товаров чуть было не подвел знак «THE OLYMPIC», который был на картонной упаковке ввозимых трехколесных велосипедов

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области рассмотрело заявление Таганрогской таможни о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Скай Вин». Компания импортировала китайские велосипеды, на картонной упаковке которых был товарный знак «THE OLYMPIC». При этом у неё нет прав на использование олимпийской символики в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр…» (далее – Закон № 310-ФЗ).

Согласно закону под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympiad», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные от них слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих олимпийских игр.

Впрочем, как выяснилось, «Скай Вин» все же не нарушало закон, так как на самих велосипедах их китайский производитель «HANGZHOU JOY SHINE IM.& EXP.CO., LTD» (Китай) нанес товарный знак «LUCKI TRIKE». Импортер уведомил УФАС об уничтожении картонной упаковки и конфликт был исчерпан без санкций для компании.

УФАС отмечает, что в соответствии со ст.8 Закона № 310-ФЗ признается недобросовестной конкуренцией и влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовалась олимпийская и (или) паралимпийская символика;

- введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Алексей Тимошенко