Сегодня 25 июня 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (18.04.2012)

PDFПечатьE-mail

ИИ «Альта – Софт» 18.04.12г.

Юбилей ЮТУ

20 апреля 1992 года приказом ГТК России № 131 образовано Северо-Кавказское (с 2000 года - Южное) таможенное управление, которое стало третьим региональным управлением в России после Северо-Западного и Дальневосточного.

Регион ответственности ЮТУ охватывает территорию Южного федерального округа, который граничит с Украиной на западе, с Республикой Казахстан на востоке и с Республикой Абхазия на юге. Общая протяженность сухопутной и морской границы составляет более трех тысяч километров.

В структуру ЮТУ входят 9 таможен, в том числе Южная оперативная, 51 таможенный пост, в регионе деятельности которых расположены 50 пунктов пропуска. Численность должностных лиц таможенных органов составляет более 6,5 тысяч человек.

Эффективно работает околотаможенная инфраструктура, включающая 6 таможенных складов, 54 склада временного хранения, 26 организаций - таможенных перевозчиков. Функционирует разветвленная сеть Федерального государственного унитарного предприятия «РОСТЭК», а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере таможенного дела. Вузовскую подготовку квалифицированных кадров ведет Ростовский филиал Российской таможенной академии.

По фактическому перечислению в государственный бюджет таможенных и иных платежей таможенные органы ЮТУ вышли на уровень 150 млрд. рублей в год. Внешнеторговый оборот в регионе ответственности ЮТУ достигает 35 млрд долларов США, а количество оформленных деклараций на товары – почти 210 тысяч. Оформление грузов в таможнях ЮТУ осуществляют около восьми тысяч участников ВЭД.

Интернет-декларирование стало основой для внедрения технологии удаленного выпуска, которая стала применяться с 1 февраля 2011 года в Центрах электронного декларирования Краснодарской и Ростовской таможен.

Также Интернет-технологии используются при предоставлении предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы.

Открыты и полноценно функционируют таможенно-логистические терминалы «Темрюкский», «Новошахтинский», «Донецкий», начинается строительство ТЛТ «Самбекский». Введение в эксплуатацию современных МАПП Весело-Вознесенка в регионе деятельности Таганрогской, МАПП Донецк Миллеровской, и МАПП Адлер Сочинской таможен. Завершено строительство МАПП Донецк в регионе деятельности Миллеровской таможни. На очереди введение в строй МАПП Матвеев Курган и Куйбышево-Мариновка в регионе деятельности Таганрогской таможни. Открыты три пункта пропуска в морских портах Тамань Туапсе, Сочи и один воздушный в Адлере.

Растут показатели правоохранительной деятельности южнороссийских таможенных органов. За 2011 год возбуждено более 200 уголовных дел и около 7 тысяч дел об административных правонарушениях.

«Виртуальная таможня» 18.04.12г.

Южному таможенному управлению исполняется 20 лет

20 апреля 1992 года приказом ГТК России № 131 образовано Северо-Кавказское (с 2000 года - Южное) таможенное управление, которое стало третьим региональным управлением в России после Северо-Западного и Дальневосточного.

Так начался новый этап в многовековой истории развития таможенного дела на Юге современной России.

Еще 2,5 тысячи лет назад в греческих факториях на Нижнем Дону, в Приазовье, на восточном побережье Черного моря стали утверждаться таможенные обычаи. Через эти места проходили древние торговые пути, на которых купцы платили пошлины.

На юге первая русская таможенная застава появилась в Астрахани 455 лет назад с завоеванием Астраханского ханства, чуть позже таможенный пост был построен в устье Терека. При Петре I таможенные заставы учреждаются на Нижнем Дону.

15 декабря 1749 года Указом императрицы Елизаветы Петровны «… на Дону, у устья Темерника, против урочища, названного Богатый колодец…» была основана Темерницкая таможня, положившая начало городу Ростову-на-Дону. К середине XVIII века таможня и порт, вскоре возникший возле нее, стали играть важную роль в экономической жизни юго-востока России. В то время это был единственный пункт, через который русские купцы могли вести торговлю с портами Азовского, Черного и Средиземного морей.

Значительная часть южных городов имеет таможенные корни, в том числе Ростов, Новороссийск, Ейск, Темрюк, Анапа, Царицын, Кизляр. На развитие многих из них шли значительные отчисления от таможенных сборов.

Южнороссийским таможенникам есть чьи традиции хранить и приумножать, чей богатый исторический опыт сохранять для потомков, воспитывать у них гордость за свою профессию. В таможнях региона созданы музеи, экспозиции, выставки, запечатлевшие в документах и экспонатах события давно минувших лет и сегодняшнего дня.

С этой целью десять лет назад был открыт Музей истории таможенной службы Юга России, олицетворяющий преемственность поколений таможенников. В его стенах принимают присягу, проводят вводные лекции для первокурсников таможенной академии и ознакомительные экскурсии для молодых таможенников. Еще одним значимым местом для таможенников Юга России стал сквер на набережной Дона, где в день 261-ой годовщины образования города Ростова-на-Дону был установлен памятник в честь основания Темерницкой таможни. Открытый 15 декабря 2010 года, он уже стал важным компонентом воспитательной работы, местом проведения различных торжественных и памятных мероприятий.

Юг России обладает уникальным сочетанием факторов - подготовленные кадры, сильная наука, значительный промышленный и ресурсный потенциал, мощная транспортная инфраструктура, крупный бизнес, развитая экономика, привлекательные инвестиционные программы, удачное географическое и геополитическое положение. Все это дает широкие возможности для укрепления экономических связей с зарубежьем и развития предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.

Все эти факторы представляют немалый интерес для иностранных партнеров – более 150 стран мира являются контрагентами участников ВЭД, оформляющих товары в регионе деятельности Южного таможенного управления.

Для динамичного развития внешней торговли необходима дееспособная таможенная система с развитой инфраструктурой и цивилизованное ведение бизнесом работы в сфере таможенного дела.

Регион ответственности ЮТУ охватывает территорию Южного федерального округа, который граничит с Украиной на западе, с Республикой Казахстан на востоке и с Республикой Абхазия на юге. Общая протяженность сухопутной и морской границы составляет более трех тысяч километров.

В структуру ЮТУ входят 9 таможен, в том числе Южная оперативная, 51 таможенный пост, в регионе деятельности которых расположены 50 пунктов пропуска. Численность должностных лиц таможенных органов составляет более 6,5 тысяч человек.

Эффективно работает околотаможенная инфраструктура, включающая 6 таможенных складов, 54 склада временного хранения, 26 организаций - таможенных перевозчиков. Функционирует разветвленная сеть Федерального государственного унитарного предприятия «РОСТЭК», а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере таможенного дела. Вузовскую подготовку квалифицированных кадров ведет Ростовский филиал Российской таможенной академии. Уже более 1300 выпускников ВУЗа пополнили ряды таможенников, и подавляющее большинство из них зарекомендовали себя отличными специалистами.

Таким образом, на Юге России сформирована эффективная система таможенных органов и структур околотаможенной сферы, способная успешно решать задачи обеспечения роста товарооборота, развития инвестиций, содействовать укреплению экономики региона.

В реализации этих функций уверенно прослеживаются положительные тенденции. По фактическому перечислению в государственный бюджет таможенных и иных платежей таможенные органы ЮТУ вышли на уровень 150 млрд. рублей в год. Внешнеторговый оборот в регионе ответственности ЮТУ достигает 35 млрд долларов США, а количество оформленных деклараций на товары – почти 210 тысяч. Оформление грузов в таможнях ЮТУ осуществляют около восьми тысяч участников ВЭД.

В целях ускорения и упрощения таможенных процедур, содействия развитию внешней торговли и создания благоприятного инвестиционного климата без снижения эффективности таможенного контроля таможенники считают важным налаживать конструктивный диалог со своими деловыми партнерами, для чего при ЮТУ функционирует Консультативный совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Тесное взаимодействие, правильное понимание позиций друг друга, готовность к открытому обсуждению проблем было важно всегда, но становится особенно актуальным в пору кардинального изменения таможенного законодательства, связанного с функционированием Таможенного союза. Расширению формата сотрудничества таможни и деловых кругов успешно служат и организуемые Южным таможенным управлением совместно с ФГУП «РОСТЭК» и ЗАО «РОСТЭК – Таможинформ» международные конференции и выставки. Они проводятся с 2009 года и играют важную роль для большего понимания роли таможенных органов в развитии транспортно-логистических связей субъектов региона, а также для налаживания конструктивного взаимодействия между партнерами. Выставки и конференции стали уже традиционной и эффективной формой обмена мнениями между таможенными органами и участниками ВЭД.

Неотъемлемой частью системы мер по развитию внешнеэкономической деятельности Южного федерального округа является расширение приграничного сотрудничества.

Наиболее тесные связи приграничные регионы Южного федерального округа имеют с Украиной, которые развиваются в рамках Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2016 годы. Только за прошедший год проведено 26 встреч представителей приграничных таможенных органов обеих стран. Целью таких встреч является выработка мер, реализация которых позволила бы достичь ускорения товаро- и пассажирооборота на российско-украинской границе.

Динамично развивается сотрудничество с Республикой Абхазия. Южное таможенное управление регулярно принимает участие в совместных мероприятиях, направленных на решение вопросов повышения качества трансграничных перевозок пассажиров и грузов. Данное направление сотрудничества особенно актуально в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 года.

Ускорение товарооборота через таможенную границу невозможно представить без повсеместного внедрения современных информационных технологий. В их освоении в последнее время произошел настоящий новационный прорыв. Первая декларация через Интернет была оформлена в октябре 2009 года, а сегодня все таможенные органы ЮТУ имеют техническую оснащенность для работы с Интернет-декларациями. Их доля в общем объеме декларирования уже превышает 80%.

Интернет-декларирование существенно влияет на соблюдение сроков выпуска товаров. В таможенных органах региона в настоящее время около 60% электронных таможенных деклараций оформляется в течение 3-х часов, около 30% - в течение 1 часа и только 15% - свыше 1 дня.

Интернет-декларирование стало основой для внедрения технологии удаленного выпуска, которая стала применяться с 1 февраля 2011 года в Центрах электронного декларирования Краснодарской и Ростовской таможен. В этих центрах уже оформлено около 5,5 тысяч Интернет-деклараций, из них более 3,5 тысяч – с применением технологии удаленного выпуска.

Также Интернет-технологии используются при предоставлении предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы. Принятые ЮТУ меры для развития этой технологии в настоящее время позволяют осуществлять выпуск по процедуре транзита с использованием предварительной информации в среднем более 80% партий товаров, перемещаемых автотранспортом. В 2011 году с использованием предварительной информации оформлено около 6 тысяч железнодорожных составов с товарами, прибывающими на территорию Таможенного союза.

Совместно с Ростовским филиалом Российской таможенной академии создана электронная база данных для информационных терминалов, рассчитанных на физических лиц, пересекающих границу. С помощью этих устройств, а их уже 19, можно получить подробные сведения о порядке прохождения таможенного контроля, узнать нормы и правила провоза товаров, а используя виртуальный аналог терминала, размещенный на сайте ЮТУ, – заранее заполнить и распечатать пассажирскую таможенную декларацию.

Сделаны реальные шаги в реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, в рамках которой принимаются меры по реорганизации таможенных органов и оптимизации процессов совершения таможенных операций и таможенного контроля. Открыты и полноценно функционируют таможенно-логистические терминалы «Темрюкский», «Новошахтинский», «Донецкий», начинается строительство ТЛТ «Самбекский». За пределы жилой застройки крупных городов вынесено 5 таможенных постов. В рамках реализации Концепции ликвидированы или преобразованы 17 «внутренних» таможенных постов, и эта работа продолжается.

Кроме этого, осуществляются инфраструктурные преобразования и орг-штатные мероприятия, обусловленные как Таможенным союзом, так и оптимизацией таможенных органов.

В регионе продолжается планомерное и целенаправленное обустройство границы в соответствии с международными стандартами. Еще одним шагом в реализации федеральной и ведомственной программ по созданию современной погранично-таможенной инфраструктуры стал введение в эксплуатацию современных МАПП Весело-Вознесенка в регионе деятельности Таганрогской, МАПП Донецк Миллеровской, и МАПП Адлер Сочинской таможен. Это позволило как минимум в два раза увеличить его пропускную способность на наиболее интенсивном крымском направлении и при этом обеспечивать проведение полноценного государственного контроля. Завершено строительство МАПП Донецк в регионе деятельности Миллеровской таможни. На очереди введение в строй МАПП Матвеев Курган и Куйбышево-Мариновка в регионе деятельности Таганрогской таможни. Открыты три пункта пропуска в морских портах Тамань Туапсе, Сочи и один воздушный в Адлере.

Результаты экономической составляющей деятельности таможенных органов ЮТУ подкрепляются усилением таможенного контроля, включающего борьбу с недостоверным декларированием товаров, занижением таможенной стоимости, нарушениями валютного законодательства, а также обеспечение соблюдения запретов и ограничений, развитие информационных технологий, оптимизацию применения системы управления рисками в сочетании с правоохранительной деятельностью.

Эффективным инструментом выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля, стали инспекционно-досмотровые комплексы. Всего за год с их применением таможенными органами ЮТУ проведено более 123 тысяч осмотров, по результатам которых возбуждено 248 дел об административных правонарушениях и 2 уголовных дела, в 8 случаях приняты решения о запретах ввоза или вывоза товаров.

Продолжается активная работа по защите прав обладателей интеллектуальной собственности. За год таможнями Юга России было выявлено почти 800 тысяч единиц контрафактной продукции. Сумма предотвращенного ущерба правообладателей оценивается в 109 млн рублей.

С начала года таможенными органами ЮТУ возбуждено 278 дел об административных правонарушениях в области защиты прав интеллектуальной собственности. Сумма начисленных штрафов по товарам, признанным в суде контрафактными, составила около 1 млн рублей.

Российская Федерация, признав Международный олимпийский комитет в качестве правообладателя, приняла на себя обязательство по охране и защите прав на олимпийскую символику. Для южнороссийских таможенников данное направление является приоритетным, ими ведется активная работа по выявлению товаров с незаконно нанесенной Олимпийской и Паралимпийской символикой, вследствие чего за год выявлено около 11 тыс. таких товаров.

Большое внимание уделяется осуществлению таможенного контроля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов. В настоящее время на пунктах пропуска в регионе деятельности ЮТУ эксплуатируется порядка 300 стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь» и более тысячи единиц различной переносной техники радиационного контроля. С их помощью за год выявлено свыше 13 тысяч фактов перемещения через границу товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений.

Растут показатели правоохранительной деятельности южнороссийских таможенных органов. За 2011 год возбуждено более 200 уголовных дел и около 7 тысяч дел об административных правонарушениях. В ходе оперативно-розыскных мероприятий и контроля на границе изъято из незаконного оборота около 300 единиц огнестрельного, газового, пневматического, травматического и холодного оружия; почти 2,5 тыс. единиц боеприпасов и патронов; около 40 кг наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и 13 тонн прекурсоров; валюты и российских денежных средств на сумму свыше 90 млн рублей; более 5 кг ювелирных изделий из золота и серебра.

Чтобы эффективно противостоять нарушителям таможенных правил и контрабандистам, необходима физическая закалка, обученность, тренированность личного состава. Поэтому регулярно проводятся учения по отработке взаимодействия с другими правоохранительными и силовыми ведомствами, тренировки по совершенствованию навыков применения спецсредств, учебные занятия по боевой и физической подготовке.

О том, что южнороссийские таможенники тренированы и крепки физически красноречиво свидетельствует большая коллекция спортивных наград, завоеванных в различных состязаниях. На протяжении последних лет ЮТУ занимает лидирующие позиции во Всероссийской Спартакиаде таможенных органов Российской Федерации.

Южным таможенным управлением постоянно ведется благотворительная работа. Музеям, учреждениям культуры, религиозным организациям, детским домам и военным госпиталям передается значительная часть обращенных в государственную собственность товаров, культурно-исторических ценностей и предметов религиозного культа. Только за последнее время таможенники передали товары первой необходимости - одежду, обувь, школьные принадлежности, медикаменты - на сумму более двух миллионов рублей. Многие таможни и посты шефствуют над детскими домами и помогают их воспитанникам не только купленными на личные средства игрушками, оргтехникой, предметами интерьера, но и принимая участие в уборке и облагораживании территорий детских учреждений.

В том, что Юг России получил мощный импульс в экономическом и социальном развитии, есть значительный вклад и таможенников региона. Их работа была и остается гарантией благополучия россиян, обеспечения экономической безопасности и национальных интересов страны.

К юбилею Южного таможенного управления приурочены:

20.04.2012г. – торжественный митинг в сквере на набережной Дона (между речным вокзалом и строящимся бизнес-центром «Riverside») у памятника, посвященного образованию Темерницкой таможни (начало в 13 час 30 мин).

24.04.2012г. – торжественное собрание в Ростовском государственном музыкальном театре (начало в 15.00 час).

25.04 – 26.04.2012г. – III Международная выставка «Таможня – Юг России: ВЭД, Транспорт, Логистика» (открытие 25.04.12г. в 10.00 час в КВЦ «Вертол-Экспо»).

Посетители выставки познакомятся с историей и нынешней деятельностью таможенных органов Юга России, познакомятся с современными информационными технологиями и техническими средствами таможенного контроля.

Специалисты Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления продемонстрируют новейшие разработки в области проведения экспертиз продуктов питания, винно-водочных изделий, золота, драгоценных камней и много другого.

Ростовчанам и гостям донской столицы будет интересно познакомиться с возможностями таможенных органов по выявлению контрабанды, контрафактных и фальсифицированных товаров, в том числе с использованием Олимпийской символики, для сравнения будут представлены как оригинальные, так и поддельные образцы.

Жители и гости донской столицы смогут получить ответы на интересующие их вопросы по новому таможенному законодательству Таможенного союза, предоставлению таможенных услуг, правилам перемещения товаров через таможенную границу, условиям прохождения службы в таможенных органах, учебы в Ростовском филиале Российской таможенной академии, а также увидеть показательные выступления СОБРа, кинологов, наиболее интересные номера победителей смотров-конкурсов художественной самодеятельности таможенных органов.

25.04.2012г. – IV Международная конференция «Внешнеторговый потенциал Юга России: таможенная и транспортно-логистическая составляющие» (открытие 25.04.2012г. в 11 час 30 мин в КВЦ «Вертол-Экспо»).

ИА «Украина» 17.04.12г.

Таможенники Украины, России и Беларуси вместе готовятся к Евро-2012

Болельщики из России и Беларуси приедут на Евро-2012 по отдельным полосам движения, а таможенные процедуры для них существенно сократятся. Таких договоренностей достигли руководители таможенных органов трех стран на недавних переговорах.

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР: ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ УЛУЧШАТ ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ

В Киеве прошла рабочая встреча председателя Гостаможслужбы Игоря Калетника, председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александра Шпилевского и руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова. Во время переговоров живо обсуждались вопросы подготовки таможенных служб трех государств к проведению Евро-2012. Эксперты ведомств также отрабатывают вопросы взаимодействия в сфере таможенной стоимости, стоимостных профилей риска и их критериев.

«Достигнуты принципиальные договоренности о выделении отдельных полос движения, определении перечня ответственных должностных лиц в каждой таможне, организации работы группы экспертов во время проведения Евро-2012 в Мониторинговом центре Гостаможслужбы. Оперативный обмен информацией между руководителями таможенных постов и подразделений таможенного оформления будет осуществляться с помощью специальных каналов связи. В период проведения Евро-2012 в случае необходимости будут организованы выносные рабочие места в пунктах пропуска для проведения контрольных процедур», - сказал во время брифинга Игорь Калетник.

«Аргументы и факты» 18.04.12г.

Таможня берёт добро

Гонорар в конверте

«Сам я мзду не беру, - гордо заявляет мне весёлый таможенник по имени Дмитрий. - В нашем ведомстве совсем уж корыстных личностей стараются не держать. Раз в месяц начальник разносит подчинённым гонорар в конверте.

Каждый получает по трудам своим. Существует даже компьютерная программа, позволяющая высчитать КПД любого сотрудника, - количество прошедших через него грузов, оформленных документов и т. д. Нам просто спускают команду - вот этого коммерсанта выпустить побыст­рее. Способов много: можно не разгружать товар, закрыть глаза на нестыковки в бумагах, провести все процедуры вне очереди и т. д. О подобных привилегиях руководитель договаривается лично с бизнесменами. Часть полученных денег идёт ему и исполнителям. Что-то отправляется наверх.

Часто перечисление средств происходит через посредников - коммерческие фирмы, работающие при каждом подразделении и берущие на себя организацию всего процесса. Есть крупные монополисты, имеющие филиалы по всей стране. Служат в них чаще всего мои бывшие коллеги».

По словам собеседника «АиФ», такая система заработка и поощрений принята на многих таможенных постах. Она позволяет обезопаситься от рейдов контрольных органов - как поймать за руку того, кто непосредственно не берёт наличных? Максимум, что грозит сотруднику в случае выявления его «проказ», - выговор за халатность. Но он же пошёл на нарушение не из корыстных соображений, а только пытаясь помочь деловому человеку, у которого горят сроки!

Кому выгодно?

«Попадаются единицы, - продолжает Дмитрий. - Полтора года назад на смешной взятке в 100 тыс. руб. задержали начальника Западнодвинского таможенного поста Игоря Еремина. Он пригрел на груди «крысу» - заместителя, который и сдал шефа следствию».

Слова нашего источника подтверждаются и официальными органами. Так, недавно суд признал бывшего главного таможенного инспектора Александра Климовича виновным в получении 4 взяток. Следст­вие установило, что Климович «...собирал у сотрудников смен все полученные в течение месяца взятки для дальнейшего распределения между работниками таможни, вовлечёнными в преступную схему».

Таможенник Дмитрий уверен - коррупция выгодна не только государевым людям с их мизерной зарплатой, но и поставщикам, получающим возможность с минимальными осложнениями доставить грузы, и даже миллионам граждан, покупающим более дешёвые товары. Ведь нередко ультрасовременная заграничная аппаратура, сложные приборы, роскошная одежда и прочие дорогостоящие продукты и товары проходят таможенную очистку под видом полуфабрикатов, копеечного сырья и других малоценных грузов.

Криминальные схемы приносят таможенникам фантастические доходы. В удачный месяц рядовой сотрудник может «заработать» сотни тысяч рублей. Недаром в некоторых региональных управлениях таможенной службы устраивают настоящие аукционы по продаже должностей. Цена в зависимости от ранга и места доходит до нескольких миллионов рублей.

Все в курсе, все в доле

В компетентных органах обеспокоены ростом коррупции на таможне. По данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом количест-во нарушений на таможне резко выросло: с 632 до 1100. Дела возбуждаются в связи со взяточничеством, вымогательством и превышением должностных полномочий. Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ недавно раскрыли очередное подобное преступление. «Установлено, что сотрудник таможни потребовал от коммерсанта, обвинявшегося в контрабанде, передать ему 30 тыс. долл. и 350 тыс. руб., - заявил «АиФ» оперативник ГУЭБиПК. - А потом за прекращение уголовного дела запросил у предпринимателя ещё 200 тыс. долл.».

«В конце 90-х одна смена таможенного терминала могла заработать до 3 млн долл. в сутки, - рассказал «АиФ» Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. - Играя на значительной разнице в тарифах на сходные продукты, сотрудники ведомства за мзду оформляли товары как проходящие по более низкой категории. Но коммерсантам стало выгодно работать «по-белому», и они поддержали антикоррупционную политику руководства Федеральной таможенной службы (ФТС). После того как криминальную практику пресекли, народ начал массово увольняться. Но несколько лет назад коррупционный бизнес в этой сфере возродился на новой, «межведомственной» основе и стал приобретать всё больший размах. Сотрудники МВД, спецслужб и прочих правоохранительных структур теперь часто сами склоняют таможенников к нечистоплотности. У профильных складов появились «крыши» в больших погонах, прикрывающие царящие там злоупотребления и получающие львиную долю преступной прибыли. Всё большие объёмы импортируемых товаров оформ­ляют под чужими наименованиями, фактически превращая их в контрабанду. По нашим данным, ущерб, наносимый государству, достигает 20 млрд долл. в год. Были случаи, когда арестовывался весь персонал таможенных постов. Но те, кто приходил им на смену, начинали заниматься тем же самым».

Похоже, многим сегодняшним таможенникам не хочется жить по примеру их знаменитого коллеги Верещагина из «Белого солнца пустыни». Этим людям не обидно за державу, зато они с удовольствием едят чёрную икру.

ИИ «ФК – Новости» 17.04.12г.

Счетная палата рассмотрела исполнение представлений и устранения нарушений в ФТС

МОСКВА, 17 апреля. /"ФК-Новости"/. Результаты проверки исполнения представлений и устранения нарушений, выявленных Счетной палатой Российской Федерации при проведении контрольных мероприятий в 2011 году, в Федеральной таможенной службе рассмотрела в минувшую пятницу коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина. С сообщением выступил аудитор Игорь Васильев.

Счетной палатой в 2011 году в Федеральной таможенной службе и подведомственных таможенных органах проведены контрольные мероприятия, направленные на выявление резервов доходов федерального бюджета при экспортно-импортных операциях в отношении технологического оборудования и электрических машин, электроэнергии, металлов и изделий из них, аудит эффективности расходования средств на обеспечение деятельности правоохранительных подразделений ФТС России и оценка эффективности системы распоряжения товарами, изъятыми таможенными органами ("таможенным конфискатом").

По итогам контрольных мероприятий Счетной палатой были подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования, а также направлены представления в ФТС России с конкретными предложениями по совершенствованию деятельности таможенных органов в сфере таможенного дела и устранению выявленных в ходе проверок отклонений.

На коллегии Счетной палаты было констатировано, что Федеральной таможенной службой приняты действенные меры по выполнению предложений Счетной палаты, сообщил Департамент информации СП РФ.

Как следует из материалов коллегии, ФТС России приняты меры по повышению качества и эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов, актуализирован применяемый таможенными органами профиль риска в отношении технологического оборудования, что позволит снизить возможность недостоверного декларирования товаров под видом оборудования, освобождаемого при ввозе в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость.

В результате предпринятых ФТС России мер с недобросовестных участников ВЭД довзысканы таможенные платежи на сумму более 240,0 млн рублей, возбуждены дела об административных правонарушениях и наложены штрафы за нарушение таможенного законодательства.

Результаты контрольных мероприятий, включая вопросы о принятых ФТС России мерах по исполнению представлений Счетной палаты, рассмотрены в 2011-2012 годах на заседаниях Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации и Подкомитета по финансовому контролю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в ФТС России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

ИИ «Альянс Медиа» 17.04.12г.

Проверка СП позволила взыскать с участников ВЭД 240 млн руб. таможенных платежей

Счетная палата одобрила меры, предпринятые Федеральной таможенной службой для устранения нарушений, выявленных контрольным ведомством в прошлом году.

Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, в 2011 году в Федеральной таможенной службе и подведомственных таможенных органах были проведены проверки, направленные на выявление резервов доходов федерального бюджета при экспортно-импортных операциях в отношении технологического оборудования и электрических машин, электроэнергии, металлов и изделий из них, а также проведены аудит эффективности расходования средств на обеспечение деятельности правоохранительных подразделений ФТС России и оценка эффективности системы распоряжения товарами, изъятыми таможенными органами («таможенным конфискатом»).

По итогам контрольных мероприятий Счетной палатой были представлены в правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, Счетная палата направила в ФТС России предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов.

Коллегия Счетной палаты констатировала, что Федеральной таможенной службой приняты меры по повышению качества и эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов, актуализирован применяемый таможенными органами профиль риска в отношении технологического оборудования, что позволит снизить возможность недостоверного декларирования товаров под видом оборудования, освобождаемого от уплаты налога на добавленную стоимость.

В результате принятых мер с недобросовестных участников ВЭД довзысканы таможенные платежи на сумму более 240 млн рублей, возбуждены дела об административных правонарушениях и наложены штрафы за нарушение таможенного законодательства.

ИИ «COMNEWS» 18.04.12г.

Опубликован список лучших российских электронных госуслуг, номинированных на звание лауреатов Всероссийского конкурса 2012 г.

Организаторы IV Всероссийского конкурса "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора" – ComNews и Центр ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ - опубликовали вчера предварительный список из четырех десятков лучших, по оценкам экспертов, электронных госуслуг федерального уровня для граждан и бизнеса, организованных с использованием системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ).

В шорт-лист ИТ-конкурса вошли электронные услуги Минкультуры, Минобрнауки, Минпромторга, Минрегиона, Минюста, МВД и МЧС России, Росавиации, Росавтодора, Росимущества, Роспечати, Росалкогольрегулирования, Росздравнадзора, Роскомнадзора, Роснедр, Рособрнадзора, Роспатента, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Росреестра, Россельхознадзора, Росстандарта, Ростехнадзора и Ространснадзора РФ, а также – Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, Федеральной службы судебных приставов, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной таможенной службы РФ.

Среди главных критериев отбора, которым следовали организаторы и привлеченные эксперты, помимо самого факта реального предоставления конкретной услуги в электронном виде, – количество межведомственных документов, реально передаваемых через СМЭВ в процессе ее оказания, и значимость сервиса для граждан и бизнеса.

"Составляя шорт-лист конкурса, мы стремились максимально широко представить лучшие практики предоставления госуслуг различными министерствами и ведомствами. Именно представление лучшего опыта и популяризация государственных сервисов в электронном виде – наша главная задача", - говорит директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев.

Как сообщалось ранее, ComNews и главный российский эксперт в области организации и анализа качества электронных госуслуг – Центр ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при президенте РФ – вместе начали тестирование и оценку около 350 заявленных российских электронных госуслуг федерального уровня на базе СМЭВ (см. новости ComNews от 19 марта 2012 г. и 4 апреля 2012 г.).

Десять услуг-победителей будут выбраны по результатам подробного изучения реальной практики предоставления на местах услуг из "списка сорока". Общая методика исследования опубликована на официальном сайте конкурса.

Кроме того, организаторы намерены вручить специальные награды "За вклад в развитие СМЭВ", дипломы за достижения в развитии российского электронного правительства, отметить успехи в подключении к СМЭВ российских регионов.

Торжественное награждение лауреатов пройдет в рамках III Международного форума "Электронное правительство в России 2012" 16 мая в Синем зале Экспоцентра на Красной Пресне. Участие представителей ведомств в форуме бесплатно. Желающим принять участие в качестве слушателя следует лишь направить заявку в ComNews.

Ведомства, чьи услуги не вошли в шорт-лист, имеют возможность самозаявления на конкурс. Для этого им нужно до 20 апреля 2012 г. направить заявку координатору конкурса Александре Жирновской: Zhirnovskaya@comnews.ru, тел.: +7 495 933-5483, доб. 134; +7 926 206-1130.

Конкурс ComNews "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора" проводится по инициативе и при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Традиционно форум ComNews поддерживают ведущие компании, занимающиеся разработкой и внедрением решений в области электронного правительства. Форум и конкурс 2012 г. в статусе "Стратегический партнер" поддержал единый исполнитель ФЦП "Информационное общество" национальный оператор ОАО "Ростелеком". Генеральным спонсором конкурса 2012 г. выступила корпорация Microsoft.

В форуме "Электронное правительство в России 2012" и церемонии награждения лауреатов ИТ-конкурса ComNews 2012 г. примут участие представители Правительственной комиссии РФ по информатизации органов власти, Минкомсвязи и Минэкономразвития, более 200 делегатов от федеральных и региональных органов власти и ИТ-компаний. ComNews рассчитывает на участие десятков партнеров "Ростелекома", которые вместе с ним создают в стране электронное правительство и внедряют электронные госуслуги.

РИА «Fish News» 17.04.12г.

Личное мнение

Предлагаю мораторий

В 2004 году Федеральным законом № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью социально-экономического развития прибрежных территорий было введено понятие «прибрежного рыболовства». В результате квоты были поделены на «прибрежные» и «промышленные».

Это привело к значительному сокращению долей, закрепленных за предприятиями Приморского края, поскольку они традиционно ориентированы на промышленное рыболовство. В результате рыбаки Приморья потеряли значимый объем квот, который должен был лечь в основу динамичного развития отрасли края при историческом принципе распределения биоресурсов. Несмотря на то что данное решение приводило к значимым потерям главного для любого рыбохозяйственного предприятия ресурса и, следовательно, к сокращению эффективности работы организаций, оно было принято рыбаками Приморья по причине его социальной ориентации. Однако изначально поставленные цели по развитию прибрежных территорий путем введения прибрежного рыболовства достигнуты не были. Более того, возникла проблема неосвоения прибрежных квот, что естественно при введении любых ограничений, а тем более столь специфичных и многочисленных, которые появились вместе с прибрежным рыболовством. Это не могло не вызвать озабоченность приморской рыбацкой общественности.

Приморские рыбаки обеспокоены тем, что неоправдавший себя метод стимулирования социально-экономического развития прибрежных территорий может быть использован для обоснования очередного изменения принципов распределения прав на вылов ВБР между предприятиями регионов. Выразиться это может в виде изменения согласованного между регионами процента распределения общедопустимого улова (ОДУ) между прибрежным и промышленным рыболовством, которое сейчас закреплено в юридически неустойчивой форме соглашения между дальневосточными регионами. В связи с тем что приморцы исторически заняты промышленным рыболовством, все изменения в регулировании прибрежного рыболовства они рассматривают крайне болезненно. Они понимают, что любые изменения по либерализации прибрежного рыболовства могут вновь привести к ущемлению интересов промышленных рыбаков за счет перераспределения прав на вылов ВБР. Биоресурс один, а разделение рыболовства на промышленное и прибрежное – это повод для введения ограничений и изменений в регулировании.

По моему мнению, администрации Дальневосточных субъектов РФ, заинтересованные в социально-экономическом развитии своих территорий, должны четко заявить, что прибрежное рыболовство в этом плане себя исчерпало и требует отмены. Аргументы о налоговых отчислениях в местные бюджеты от предприятий прибрежного промысла считаю несостоятельными, поскольку объем таковых при промышленном рыболовстве из расчета на тонну квот ВБР значительно выше. Кроме того, промышленное рыболовство развивается более эффективно, а прибрежные квоты из года в год не осваиваются.

Как показывает практика, дальнейшее «усовершенствование» законодательства о прибрежном рыболовстве дает обратный эффект. Изменения в отдельно взятые статьи законодательных актов неизбежно приведут к неоднозначному толкованию, как в ведомственном регулировании Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором, так и другими контролирующими и правоохранительными органами. Если менять законодательство столь значительным образом, то нужно учитывать, что в российском регулировании рыболовства нет единого понимания используемых терминов и понятий, а есть отдельные правовые акты с уникальной системой терминов, зачастую противоречащих друг другу. Дошло до того, что существующее законодательство в области рыболовства стало настолько неоднозначным, что даже правоприменитель в различных регионах и ведомствах имеет разные позиции на одни и те же вопросы регулирования, что подтверждают противоречивые решения судов различных регионов по однотипным вопросам.

Субъекты правоприменения – рыбаки – и вовсе перестали понимать законы в сфере рыболовства. Большая часть капитанов рыболовецких судов не в состоянии разобраться в их положениях – для них это некое «сакральное знание», носителем которого является отдельный «жрец» – правоприменитель. А место и время открытия этого «сакрального знания» – удаленный район промысла в открытом море, зачастую без всякой возможности аргументировать свою позицию, давать пояснения на месте при составлении протокола без риска нанесения колоссального ущерба своему предприятию, себе как ответственному должностному лицу перед своей компанией и своим экипажем. Для капитана нанесение ущерба в таких объемах равносильно увольнению и потере заработка для себя и членов своего экипажа, что не оставляет для него иного выбора, как согласится с любым решением представителя власти либо пойти на более серьезное преступление – подкуп.

На практике вся система правоотношений построена на анализе прецедентов вынесенных наказаний, на которые ориентируются рыбаки: как нельзя действовать. Как можно – никто точно не знает. Рыбак каждый раз находится в ожидании штрафов и наказаний в результате «нового прочтения» действующего нормативного документа очередным правоприменителем в новом сезоне, районе, или других условиях. Полностью не работает юридический принцип «разрешено все, что не запрещено». В рыболовстве он приобрел другое звучание: «разрешено то, за что еще не наказали, а наказать могут за все». А настрой наказать, безусловно, есть. «Палочная система» оценки качества работы правоохранительных органов действует даже в море. Яркая иллюстрация этого утверждения – личное наблюдение: у каждого правоохранителя, вовлеченного в процесс контроля рыбаков, даже в служебных каютах в море на рабочем месте висит высказывание Петра I о торговле рыбой: «… дело это воровское и вешать их нужно по одному в год, что бы другим наука была». Эти слова петровских времен отражают истинное их отношение к рыбакам.

По нашим оценкам, на сегодняшний момент система контроля и надзора действует по принципу «чем хуже тем, лучше». Применяется практика «совершенствования рыболовного законодательства» через нагнетание социальной напряженности рыбаков наказаниями за нарушение отдельных, вырванных из контекста всей системы законодательного регулирования правовых норм, которые имеют разную трактовку. Основой этого является несовершенство законодательства, затянутая система обжалования неправомочных решений, огромный экономический ущерб для хозяйствующих субъектов, которые «имели неосторожность» аргументировать, защищать либо обосновывать свою позицию (чаще не прямой ущерб в виде штрафа, а косвенный – в виде потери промыслового времени, неосвоения ВБР, потери репутации компании как работодателя для членов экипажей).

Впервые проблемы с несовершенством законодательного регулирования прибрежного рыболовства возникли у рыбаков Хабаровского края при промысле сельди в 2009 году. Ситуация была острая и разрешить ее удалось во многом благодаря мудрой позиции руководства ФСБ России и погрануправления. Рыбаки и пограничники сели тогда за стол переговоров и договорились, что сельдь, которая вылавливалась в прибрежке и потом замораживалась на плавбазах (а больше ее морозить на не освоенном даже в советский период Охотском побережье негде), является не продукцией, а замороженным уловом. Благодаря этому рыбаки смогли освоить более 10 тысяч тонн в прибрежке Хабаровского края и обеспечить существование себе и своим семьям до путины следующего года. Далее были приняты уточнения в терминологии, которые исключили подобную «лазейку», но прецедент остался и именно он многие годы позволял рыбакам Дальнего Востока избегать наказания.

В 2011 году аналогичная ситуация повторилась в Мурманской и Калининградской областях. Рыбаки морозили треску, добываемую по прибрежным квотам, где-то частично обрабатывали (дорабатывали и т.д.), где-то перегружали ее на транспортные рефрижераторы для доставки на территорию России. Пограничники сочли это нарушением и стали выписывать огромные штрафы, как будто речь шла не о полностью прозрачном и контролируемом промысле, а о пойманных с поличным браконьерах. Начались суды, многие предприятия остановили промысел, выловы упали в два раза, рыбаки остались без работы.

К решению проблемы активно подключилось Федеральное агентство по рыболовству, которое подготовило необходимые законодательные поправки, и Первый заместитель председателя Правительства Виктор Зубков дал поручение в кратчайшие сроки найти решение через разработку новой концепции развития прибрежного рыболовства.

Очевидно, что законодательство, регулирующее такую сложную отрасль, должно состоять из системы законов, учитывающих цели и задачи социально-экономической политики государства в области рыболовства и развития прибрежных территорий, а не из отдельных правовых актов, противоречащих друг другу. Но на сегодняшний момент этого нет, поэтому необходимо временно, до принятия концепции развития прибрежного рыболовства, приостановить карательные меры Пограничной службы ФСБ России, вытекающие из «нового прочтения» существующих законодательных актов.

Считаю, что налицо избыточное регулирование прибрежного рыболовства. В частности речь идет о требованиях к степени и виду технологической обработки доставляемой в порты России рыбы, выловленной по законодательству о прибрежном рыболовстве. Как может чиновник делать выводы о степени переработки, обработки, разделки, когда отсутствует технических регламент – единственный документ, способный ответить на все поставленные в многочисленных терминологических спорах вопросы?

Можно, конечно, пойти по предложенному сейчас пути перечисления в законе всех видов переработки различных объектов ВБР, учитывая виды их промысла во всем их многообразии, но очевидно, что это невозможно без ссылки на разрабатываемый в настоящее время технический регламент.

В сложившихся условиях выходом могут быть следующие меры:

- односторонний отказ на уровне правоохранительных и контролирующих органов власти от репрессивно-запретительного метода воздействия (вынесение максимально возможных штрафных санкций, арестов и других мер воздействия, которые наносят огромный финансовый урон хозяйствующим субъектам) в тех случаях, когда речь идет о правонарушениях, которые вытекают из «новых прочтений», трактовок спорных и неоднозначных законодательных актов в области прибрежного рыболовства. Напомним, что речь идет, по сути, не о браконьерстве как форме нанесения ущерба общественному достоянию – биоресурсам, а о нарушении в сфере специфического социально-экономического регулирования;

- обязательная публичная должностная ответственность руководителей контрольно-надзорных правоохранительных органов за случаи «новых прочтений» действующего более года законодательства в виде административных взысканий в случае вынесения оправдательных для хозяйствующего субъекта судебных решений, вступивших в законную силу. На наш взгляд, это достаточно простое решение, которое может принять на уровне ведомственных приказов любой из надзорных органов в сфере контроля за осуществлением рыболовства (Росрыболовство, Пограничная служба ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Федеральная таможенная служба РФ);

- до принятия программы развития прибрежного рыболовства использовать уже наработанные правовые формы регулирования и административного воздействия с минимальным их изменением. Временно не допускать «новых прочтений и трактовок» в правоприменительной практике уже существующих правовых актов. В данном случае речь идет о применении для прибрежного рыболовства уже давно зарекомендовавшего себя режима правового регулирования промышленного рыболовства, что можно обозначить, как временный переход к «единому промысловому пространству».

Эти меры позволят снять ненужное социальное напряжение и значительно повысить эффективность прибрежного рыболовства на фоне тенденции к либерализации его регулирования, обозначенной постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 162 в части расширения зоны прибрежного рыболовства. Этот документ Правительства Российской Федерации задал вектор на упрощение регулирования прибрежки, и этот вектор менять не стоит.

Александр Ефремов,

президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья

«Московское бюро по правам человека» 17.04.12г.

Заявление в связи с давлением на бизнес в России

В российском обществе все – от коммунистов до монетаристов – согласны с тем, что важным двигателем экономики является частный, в особенности средний и мелкий, бизнес. Поэтому и конкурирующие на выборах партии, их кандидаты, а также кандидаты в президенты неизменно уделяют в своих программах много места тому, какие благоприятные условия они создадут для развития бизнеса.

Мало того, и депутаты, и нынешний и будущий президенты, многократно поднимая вопрос о создании нормальных условий для развития бизнеса, инициировали принятие десятков соответствующих законов и поправок к ним. Однако фактически положение дел стало еще хуже, чем было. И, в первую очередь, это связано с коррупцией, пронизавшей сверху донизу всю нашу государственно-управленческую систему. Десятки тысяч чиновников, судей, правоохранителей буквально перекрыли все пути бизнесу с тем, чтобы иметь свой куш. Им не уступает и государство, оказывающее мощнейшее давление на бизнес драконовской налоговой системой, неоправданными фискальными мерами. Совокупность этих двух факторов, плюс рейдерство, заказные уголовные дела приводят к тому, что наш бизнес развивается через пень-колоду, предпринимателям приходится придумывать массу нелегальных схем ухода от налогов. Крупный бизнес уводит капиталы за рубеж, регистрирует предприятия в оффшорах. Относительно невысок и приток иностранного капитала в Россию, где предприниматели сталкиваются с прямыми поборами, требованиями давать взятки и с постоянной неуверенностью в завтрашнем дне. Кроме того, административное давление, необходимость давать взятки значительно повышают расходы на ведение и развитие бизнеса. В итоге снижение рентабельности бизнеса увеличивает стратегические риски, что представляет угрозу для стабильности всей экономики. Да и потребители вынуждены гораздо больше платить за товары и услуги.

Вышесказанное прекрасно иллюстрируется обзором РСПП о состоянии предпринимательского климата в 2006–2011 годах.

Согласно данным опроса предпринимателей, число тех, кто испытывает давление власти регулярно, за 6 лет выросло с 5% до 19%, процент единичных случаев увеличился с 22% до 36%. Доля тех, кто не сталкивался с административным давлением, снизилась с 61% до 48%.

Труднее всего оказалось отстаивать интересы в спорах с региональными властями. Доля тех, кто считает, что шансов защититься практически нет, выросла почти в два раза – с 11% до 21%.

Отсутствие шансов на успех в спорах с налоговиками признают 20% компаний (рост на 2% за год).

Респонденты РСПП, в своем большинстве, самыми коррумпированными считают правоохранительные органы, на что указали более 50% респондентов (на 10% больше, чем в 2007 году). Небольшой позитивный сдвиг отмечен только за период 2010-2011 г., когда число предпринимателей, признавших, что МВД не мешает работе, выросло с 43% до 50%. Зато при этом доля бизнесменов, которым МВД «сильно мешает», выросла почти в два раза, до 7%.

Еще выше оказались темпы влияния налоговой службы на бизнес. Налоговую службу, в качестве активного препятствия, в 2011 г. указали 29% бизнесменов по сравнению с 20% в 2010 г. В 2007 г. их доля не превышала 7%.

Точно также сильно увеличилось давление на бизнес Роспотребнадзора, Ростехнадзора.

Доля тех, кто отметил значительное вмешательство пожарной службы, в 2010-2011 г. выросла с 15% до 23%.

Доля бизнесменов, которым не мешают лицензирующие органы, за 6 лет снизилась с 60% до 43%. Количество тех, кому ведомство очень мешает работать, за этот же период выросло почти в два раза.

Кроме того, часть представителей бизнеса заявляют, что им сильно мешает Росприроднадзор (5%), Федеральная таможенная служба (7%). За 2010–2011 г. в два раза больше бизнесменов отметили интенсивное влияние на бизнес Росздравнадзора, хотя абсолютные цифры здесь небольшие (1-2%).

В целом снизилось влияние на бизнес только двух ведомств – миграционной службы и Роструда, хотя и раньше оно было невысоким – в 2009 г. его отметили 3% опрошенных. Кроме того, и это отрадно, число фирм, отметивших случаи противоправных действий в отношении своего бизнеса со стороны правоохранительных органов, сократилось с 15% до 10%. Впрочем, по словам главы "Всероссийского движения за честный рынок" Ильи Хандрикова: «За время так называемой реформы МВД такого беспредела, как раньше, не было. Но после того, как реформа закончилась, я и мои коллеги отмечаем новый всплеск появления незаконных мелкорозничных объектов, которые «опекает» полиция. То есть, прошла инвентаризация, и пошла новая волна «крышевания» и кормления».

Таким образом, тенденция складывается крайне неутешительная: все больше предпринимателей жалуются, что их бизнесу мешают многочисленные ведомства, хотя, казалось бы, хуже быть уже не может. Разумеется, подходить к этим данным следует осторожно. Формальной целью ведомств является заставить бизнесменов действовать в правовом поле, и, несомненно, некоторые из бизнесменов нарушают все возможные правила и соцобеспечения своих работников, и пожарной безопасности, и скрывают доходы, и пользуются незаконными схемами оборота капиталов. Все это прекрасно известно. Тем не менее, вряд ли столь очевидную тенденцию можно объяснить только раздражением недобросовестных предпринимателей: зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров отметил, что за последние 10 лет по экономическим статьям Уголовного кодекса РФ было осуждено порядка 3 млн. человек., что составляет 30-40% от 7 млн. предпринимателей! И это не считая того, что, по оценкам главы организации малого и среднего бизнеса "Деловая Россия" Бориса Титова, лишь 60% дел, возбужденных по экономическим преступлениям, доходят до суда. По остальным правонарушениям этот показатель не ниже 90%, откуда Б.Титов делает вывод, что бизнесмены под давлением идут на уступки коррупционерам, т.е. попросту дают взятки. Фабрикуется и множество заказных дел, позволяющих нечистоплотным правоохранителям и судебным органам делить барыши.

На первый взгляд, положительным моментом является общее сокращение числа арестов: по словам председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева, в 2011 г. общее число арестов значительно сократилось, а предпринимателей, заключенных под стражу до решения суда, оказалось всего несколько десятков. Однако эксперты объясняют этот факт тем, что многих предпринимателей арестовывают просто по другой статье, например, за "мошенничество", и "суды упорно пишут в своих постановлениях о заключении таких лиц под стражу, что обвинение не связано с предпринимательской деятельностью".

Немало проблем предпринимателям приносит и несовершенство законодательства: крайняя размытость понятия "конкурентной цены", механизм двойного контроля со стороны ФАС и Роспотребнадзора, а именно легально закрепленный механизм наложения двух санкций за одно правонарушение, другие многочисленные противоречия в статьях законов.

Конечно, подобная ситуация не может продолжаться, если российские власти хоть сколько-то заинтересованы в обещанной модернизации экономики. В июле 2010 г. Президент России Д.Медведев утвердил поправки в уголовное законодательство, ужесточившие наказание за рейдерство. В феврале 2011 г. премьер-министр В.Путин потребовал провести экспертизу статей УК в части возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей, чтобы убрать все возможности давления на бизнес и прекратить самоуправство и произвол. Организация малого и среднего бизнеса "Деловая Россия" обратилась к предпринимателям с просьбой сообщать о попытках вымогательства и захвата фирм со стороны коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных органов.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Премьер-министр в целом ряде статей и выступлений обрисовал будущие пути развития социально-экономической сферы, в т.ч. уделив внимание мерам, которые защитили бы предпринимателей, обеспечили бы свободную, конкурентную и стимулирующую среду для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, минимизировали бы вмешательство государства. Действительно ли следует ждать перемен, или опасные тенденции по-прежнему будут нарастать, покажет уже ближайшее будущее».

«Виртуальная таможня» 13.04.12г.

Противодействие коррупции, как одна из задач Астраханской таможни

В Астраханской таможне завершается прием справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц, их супругов и несовершеннолетних детей, говорит Пресс-служба ЮТУ. Данное мероприятие проводится во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иных нормативных актов действующего законодательства Российской Федерации.

Для обеспечения соблюдения установленных к заполнению справок требований и рекомендаций, должностными лицами отдела кадров таможни была проведена разъяснительная работа среди начальников структурных подразделений таможни и таможенных постов по порядку заполнения справок и предоставления необходимых сведений.

Проверке достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в текущем году будет уделено особое внимание.

Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», в котором, в частности, определено, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В установленный законодательством срок сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц таможни и таможенных постов в необходимом объеме будут размещены на официальном сайте таможенных органов Российской Федерации.

«Краснодарские известия» 14.04.12г.

Сдулись мячики

В Краснодаре таможенники задержали партию контрафактных футбольных мячей.

Как рассказывает Татьяна Бурмистрова, пресс-секретарь Краснодарской таможни, на Прикубанском таможенном посту при досмотре были выявлены 1200 спортивных надувных мячей с нанесенной символикой «UEFА».

Выпуск этого товара был приостановлен, так как данный товарный знак зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Партия футбольных мячей арестована, она подлежит конфискации. Их владелец оштрафован по решению суда на 30 тыс. рублей.

ИА «Regnum» 18.04.12г.

Изменен порядок пересечения российско-украинской границы жителями приграничных регионов

Вступило в силу соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Украины и Российской Федерации, подписанное 18 октября 2011 в г. Донецк в присутствии президентов Украины и Российской Федерации, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы украинского правительства.

Согласно предоставленной информации, теперь жители приграничных регионов обеих стран могут пересекать общую границу в международных, межгосударственных и местных пунктах пропуска того региона, жителями которого они являются, и находиться на территории сопредельного государства в пределах региона, в который они въехали через местный пункт пропуска, без регистрации и заполнения миграционных карт сроком до 90 дней. Жители приграничных регионов могут пересекать границу пешком, на велосипедах, мотоциклах, гужевом и легковом транспорте, лодках, принадлежащих им, а также на автомобильном и паромном транспорте общего пользования межгосударственного сообщения в пределах приграничных регионов, а также перемещать через границу товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в количестве, не превышающем предусмотренные законодательством сторон нормы ввоза (вывоза) товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов.

В пресс-службе подчеркивают, что действие настоящего соглашения на Украине распространяется на граждан Украины, постоянно проживающих на территориях Автономной Республики Крым, Донецкой, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской областей.

«Российская газета» 17.04.12г.

Штрафы начнут кусаться

Усилена ответcтвенность за нарушение правил международных перевозок

В самое ближайшее время административная ответственность за нарушение правил международных автоперевозок будет усилена. Федеральный закон от 02.04.2012 N 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" вступает в силу 4 мая.

Так, штраф, налагаемый на водителя автотранспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, в случае использования авто для перевозок грузов или пассажиров внутри России, увеличен и будет составлять от 4 до 5 тыс. руб. (ранее - 1-1,5 тыс. руб.). Штраф, налагаемый на должностных лиц, вырастет до 40-50 тыс. руб. вместо ныне действующих 2-3 тысяч. Юрлица будут подвергнуты наказанию в 400-500 тыс. руб.

Кроме того, штраф, налагаемый на водителя транспортного средства за осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, также увеличен: его размер будет составлять от 3 до 4 тыс. руб. (ранее - от 1 до 1,5 тыс.). Для должностных лиц санкции составят 30-40 тыс. руб., для юридических - 300-400 тысяч.

"Ответственность должностных и юридических лиц установлена также за осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов или пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ, - пояснил "РБГ" юрист по таможенному праву компании "Национальный таможенный брокер" Алексей Нагорнюк, - следует отметить, что транспортное средство может быть задержано".

Среди других новелл таможенно-транспортного законодательства интересным представляется также письмо ФТС России от 15.03.2012 N 01-11/11906 "О проведении транспортного контроля". В нем ФТС дает ответы на ряд вопросов, поступивших от приграничных таможенных органов относительно определения предельной массы автомобилей при проведении транспортного контроля (который сейчас возложен на сотрудников таможни) в пунктах пропуска через госграницу.

В этом письме, в частности, сообщается, что в соответствии с правилами перевозок грузов автомобильным транспортом общая масса транспортного средства с грузом для автомобиля с пятью и более осями не должна превышать 40 тонн. Предельно допустимая осевая нагрузка транспортных средств не должна превышать 10 тонн. Но есть и исключения: с перечнем автодорог, для которых определена предельная осевая нагрузка 11,5 тонны, можно ознакомиться на сайте Федерального дорожного агентства.

Отмечается также, что перевозка по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов допускается только при наличии специального разрешения. При этом предельно допустимые масса, осевая нагрузка и габариты транспортных средств не должны превышать величин, указанных в таком разрешении.

"Если транспортное средство въехало в Россию по разрешению на транзитную поездку по территории РФ (например, для доставки товара из Турции в Казахстан), то его загрузка в России по данному разрешению невозможна как при движении в страну назначения, так и при возвращении в страну регистрации автомобиля, - сообщил Алексей Нагорнюк. - Если на территории РФ все-таки произошла загрузка ТС, необходимо наличие двустороннего или многостороннего разрешения, предоставляющего право на перевозку груза ТС, принадлежащим иностранному перевозчику, по территории нашей страны".

А ФНС письмом от 02.04.2012 N АС-4-2/5467@ "О заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" разъяснила участникам ВЭД порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в случае ввоза товаров в РФ с территории другого участника ТС на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом ТС.

Согласно положениям соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС и протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС, взимание НДС по упомянутым товарам осуществляется налоговыми органами члена ТС, на территорию которого они ввезены, то есть по месту постановки на учет налогоплательщиков.

Ирина Фурсова

«TKS.ru» 18.04.12г.

Принцип ВТО

Вступление России в ВТО стало важнейшим фактором, который будет оказывать определяющее влияние на структуру рынка коммерческого транспорта. А также на рынок лизинга коммерческих автомобилей.

Обязательства России в рамках ВТО предполагают значительное снижение таможенных пошлин на автотранспорт. По предварительным данным, пошлина на новые самосвалы массой от 20 тонн составит 10% вместо нынешних 25%, а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы возрастом от трех до пяти лет пошлина в размере 30% понизится до 15%, а через три года — до 10%, при этом дополнительная ставка €2,2 за 1 куб. см двигателя будет отменена. Пошлина €4,4 за 1 куб. см для самосвалов возрастом от пяти до семи лет тоже будет заменена ставкой в размере 15%, которая через три года упадет до 10%. Также планируется падение пошлин на самые старые самосвалы — старше семи лет — с €4,5 до €1.

Возможно падение пошлины на седельные тягачи, продажи которых после кризиса растут быстрее всего (на 168% за полгода). Пошлины на новые тягачи снижаются до 15% против нынешних 25%, а через три года — до 10%. На технику возрастом от трех до пяти лет пошлины снизятся с 30% до 15%, а через четыре года — до 10%. Пошлина на седельные тягачи старше семи лет, которая сейчас составляет €2,2 за 1 куб. см двигателя, опустится до €1.

Крупнейшие российские автопроизводители уже корректируют свои планы роста и доли рынка на 2012 год с учетом этих факторов. Анализируя прогнозы роста доли продаж подержанных грузовиков в связи с вступлением в ВТО трудно поверить в то, что новые коммерческие автомобили отечественного производства столь заметно уступают подержанному импорту по соотношению "цена-качество". Возможно, проблема заключается не столько в недостаточном качестве отечественных автомобилей, сколько в сложившейся структуре спроса на коммерческий транспорт, которую крайне трудно назвать "цивилизованной".

В секторе грузовых перевозок действует около 0,5 млн хозяйствующих субъектов—физических и юридических лиц, являющихся владельцами 5,3 млн транспортных средств. При этом 44% грузовых автомобилей (2,9 млн) находится в индивидуальной собственности физических лиц, примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики и лишь немногим более 60 тыс. (всего 12%) грузовых автомобилей — в отраслевых автотранспортных предприятиях. Следствием такой ситуации стали ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитость инфраструктуры, а также технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок из-за недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

Те же проблемы и в сфере автобусных перевозок. Но здесь ситуация еще более плачевная, оттого что из-за низкого качества автобусов, низкого уровня безопасности у малых перевозчиков страдают люди. По существу, именно большой долей черных перевозчиков обусловлены высокие показатели износа парка коммерческого транспорта.

Подводя итог, можно сказать, что трудности как российских автопроизводителей, так и российских перевозчиков имеют общие причины, и ВТО не самая большая проблема автопроизводителей. Низкую эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большую долю черных частных перевозчиков на рынке можно назвать основными его проблемами. Понимание наличия этих проблем и необходимости их решения отражено в документах Министерства транспорта РФ и в текущей работе министерства. В частности, этим вопросам посвящен раздел "Грузовой автомобильный транспорт" Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

В числе целевых задач стратегии — переход от стихийного рынка автотранспортных услуг к регулированию в соответствии с социальными и экономическими интересами, введение механизма допуска на рынок автотранспортных услуг, включая квотирование использования автотранспортных средств на территории РФ. Предусмотрены развитие системы надзора, сбалансированный допуск к профессиональной деятельности на контрактной заявительной основе, создание механизмов контроля за соблюдением установленных требований и правил, в том числе в рамках передачи части полномочий саморегулируемым организациям, включение требований к квалификации персонала в обязательные условия допуска к профессиональной деятельности.

Большое внимание в стратегии уделено развитию системы транспортно-логистической инфраструктуры, в частности посредством создания интегрированной системы логистических парков как основы формирования современной товаропроводящей сети, а также с помощью формирования "взаимоувязанной интегрированной системы технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, обеспечивающей необходимые объем и качество транспортных услуг".

Говорится в документе и о необходимости внедрения информационных технологий, направленных на обеспечение прозрачности рынка и правовой защищенности пользователей автотранспортных услуг. Достигнуто это должно быть с помощью разработки и внедрения механизмов государственного мониторинга и регулирования совокупных удельных транспортных издержек в цене конечной продукции, создания равных условий конкуренции на рынке транспортных услуг, обеспечения тарифного регулирования, препятствующего демпинговым конкурентным преимуществам.

Необходимо отметить, что в этом направлении уже проделана большая работа по повышению эффективности логистики коммерческого транспорта. В частности, уже в 2008 году начат процесс переноса таможенного оформления грузов на приграничные пункты. Это избавляет грузоперевозчиков от необходимости совершать дополнительный путь к месту растаможивания и затем обратно, к месту назначения груза. Эти меры позволили, в частности, активизировать экономическую жизнь приграничных районов, а также избавить от лишнего транспорта крупные города и магистрали. Помимо повышения эффективности организации грузоперевозок фактором развития коммерческого транспорта станет и расширение транспортных коридоров, развитие новых транзитных коммуникаций. Вступление в 2011 году в силу соглашений Таможенного союза и Единого экономического пространства послужит долгосрочным стимулом для активизации грузооборота на территории стран-участниц.

Эти тенденции позволяют прогнозировать повышение эффективности грузоперевозок и работы коммерческого транспорта в России, что дает участникам отрасли уверенность в будущем, позволяет планировать свою деятельность на более длительный срок, способствует развитию конкуренции за счет качества перевозок и технических возможностей транспорта. В результате можно ожидать дальнейшего роста спроса на техническое перевооружение — приобретение более дорогих, более функциональных и безопасных средств транспорта. Безусловно, значительный вклад в техническое перевооружение отрасли обеспечат государственные программы субсидирования приобретения грузовиков и автобусов, а также программа государственного лизинга.

«TKS.ru» 18.04.12г.

Путин предлагает выровнять налоги со странами Таможенного союза

Премьер-министр, избранный президент РФ Владимир Путин требует от Минфина сопоставлять налоговую нагрузку в РФ с налогообложением в странах Таможенного союза, чтобы избежать ухода бизнеса из страны.

«Я прошу Минфин иметь это в виду и сопоставлять все, что происходит в соседних странах и у нас, имея в виду, что мы должны быть по всем направлениям жизнеспособны и конкурентоспособны. Вы понимаете, о чем я говорю, чтобы у нас некоторые производства и виды услуг не утекали куда-то в ближнее зарубежье, в страны Таможенного союза, а такое по некоторым направлениям уже происходит», — сказал Путин во вторник, выступая на расширенной коллегии Минфина.

Путин напомнил, что в рамках Таможенного союза и ЕЭП у России есть определенные обязательства перед своими партнерами, в том числе в налоговой сфере, передает «РИА Новости».

По оценке экспертов «Либерального клуба» общая налоговая ставка в процентах от прибыли в Беларуси составляет 62,8%, в России — 46,9%, в Казахстане — 28,6%. Это приводит к тому, что российский бизнес все чаще в качестве места своей регистрации выбирает Казахстан для снижения налоговой нагрузки. В случае если РФ значительно снизит налоговую нагрузку на местный бизнес, то перед белорусскими бизнесменами возникнет аналогичный соблазн. Только на месте российских бизнесменов окажутся белорусские, а на месте Казахстана — Россия.

Определенный отток услуг с российской территории в республику Казахстан действительно наблюдается. В частости это можно сказать о внешнеэкономической деятельности. Некоторые российские участники рынка таможенных услуг не только теоретизируют о выгодности перенесения мест таможенного оформления в Казахстан, где этот процесс намного проше и дешевле, чем в России, но и реализуют такие идеи на практике. Вряд ли можно говорит пока о переносе места таможенного оформленив Казахстан, как о массовом явлении, но преценденты такого рода уже есть. Парадоксально с точки зрения логистики напралять свои фуры с грузом в Казахстан, а потом возврашать растоможенные товары в центр России. Однако предсказуемость времени и стоимости таможенного оформления дает преимущества, сравнимые с потерей семи дней, потраченных на дорогу туда - обратно и дополнительных расходов на горючее.