Сегодня 25 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (12.04.2012)

PDFПечатьE-mail

ИА «ПРАЙМ» 11.04.12г.

ЕЭК против восстановления контроля за товарами на границе РФ с Казахстаном

МОСКВА, 11 апр - ПРАЙМ. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выступает против восстановления отдельных видов контроля за товарами на российско-казахстанской границе, заявил на пресс-конференции в среду министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин.

Таможенный контроль на границах внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана был снят 1 июля 2011 года, таможенные посты были ликвидированы.

"Я надеюсь, что он (контроль) там восстановлен не будет", - ответил Гошин на соответствующий вопрос.

Замглавы аналитического управления Федеральной таможенной службы России Леонид Савицкий в конце марта говорил, что ФТС рассматривает предложения, поступившие от губернаторов пограничных с Казахстаном регионов, о передаче пограничной службе функции по контролю за наличием ветеринарных сертификатов на российско-казахстанской границе. По его словам, речь не идет о восстановлении таможенного контроля, а лишь об обеспечении безопасности ввозимых товаров. Савицкий также напоминал, что в последнее время ряд ведомств, например, Роспотребнадзор и сам его руководитель Геннадий Онищенко, высказывали претензии к безопасности тех или иных поставляемых в Россию товаров.

"Вы посмотрите, что как только был отменен таможенный контроль, наша взаимная торговля - между Белоруссией, РФ и Казахстаном - выросла на 40%", - отметил Гошин. "Видите, что значит просто убрать контрольные органы с границ и отменить все дополнительные документы, которые влечет за собой прохождение таможни", - продолжил он.

Гошин также напомнил, что аналогичный эффект проявился в 1995 году, когда была открыта граница между РФ и Белоруссией. Тогда, по его словам, товарооборот вырос на 30%, "то есть цифры сопоставимы". Поэтому, надеется чиновник, "в этот раз таможенники ушли оттуда (с границы) навсегда".

НИА «Кубань» 11.04.12г.

Сроки пограничного контроля жд составов предлагают сократить до 30 минут

Сроки прохождения пограничного контроля железнодорожных составов в РФ к 2015 году необходимо сократить до 30 минут, считает Агентство стратегических инициатив по итогам рабочей встречи по совершенствованию таможенного администрирования, состоявшейся в Правительстве РФ. Однако такие сроки могут быть выполнены только при условии, что все необходимые документы на товары будут вовремя предоставлены, и они не будут требовать досмотра. Для товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю, предлагается тратить не более 2 часов на состав.

Президент компании ОАО “РЖД” Владимир Якунин уже неоднократно критиковал таможенников и пограничников. В свое время РЖД разработали проект “Транссиб за 7 суток”, но грузы по этому маршруту идут 21 день. Есть у РЖД и договор с Федеральной таможенной службой о переводе документов в электронную форму, новая система должна поэтапно войти до 2013 года. В целом для оптимизации пограничного контроля следует сократить сроки таможенного декларирования, механизм контроля таможенной стоимости должен стать понятным. Чтобы уменьшить сроки таможенного декларирования нужно отменить лишние требования по предоставлению информации и документов.

«Виртуальная таможня» 12.04.12г.

В мае ЕЭК представит проект измененного Единого таможенного тарифа в связи со вступлением РФ в ВТО

Проекты корректировки Единого таможенного тарифа в связи со вступлением России в ВТО планируется выработать в мае 2012 года

Об этом сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в ходе пресс-конференции в Москве.

Он отметил, что согласно соглашениям, которые приняли три страны Таможенного союза, обязательства, принимаемые первой страной, присоединяющейся к ВТО, становятся частью нормативно-правовой базы ТС.

«Сейчас мы начали работы по корректировке таможенного тарифа в связи с вступлением РФ в ВТО, - отметил А.Слепнев. - Первый шаг - это конвертация обязательств по таможенному тарифу. В мае появятся проекты корректировки Единого таможенного тарифа, которые, как мы рассчитываем, будут рассмотрены на уровне Коллегии и Совета ЕЭК в июне-июле текущего года».

Он также сообщил, что сейчас идет подготовка плана согласованных действий трех стран по адаптации рынка ТС в условиях присоединения к ВТО. «Это, прежде всего, касается изменений таможенной защиты. После вступления в ВТО уровень средневзвешенной ставки таможенного тарифа падает на два процента. Поэтому необходимо проводить политику адаптации отраслей к этим изменениям», - сказал А.Слепнев.

В числе первоочередных защитных мер он назвал более активные закупки со стороны государства, а также предоставление субсидий на ряд направлений экономики. Министр ЕЭК также подчеркнул, что сейчас предстоит существенно сконцентрироваться на использовании механизмов антидемпинговых мер.

«Вопросы тарифной защиты рынка актуальны всегда, - сказал министр ЕЭК. - Если до вступления в ВТО часто проблемы решались за счет корректировки ставки пошлин, то сегодня, когда нет возможности в ряде случаев поднять ставку и защитить промышленность, необходимо использовать разрешенный инструмент, то есть доказывать антидемпинг, ущерб отрасли, наличие искажающих торговлю субсидий».

Источник: ИИ «Казинформ»

«TKS.ru» 11.04.12г.

ЕЭК сократит время прохождения грузов через таможню до 20-30 минут

Время прохождения грузов через таможню в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана в ближайшее время может быть сокращено более чем в шесть раз - до 20-30 минут, заявил министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин.

"На сегодняшний день грузовая фура проводит три часа на границе, а наша задача свести это до европейского уровня - 20-30 минут", - сказал Гошин на пресс-конференции в среду.

По его словам, положительные изменения могут начаться уже в ближайшее время, так как с 1 июля вводится система предварительного информирования о грузах. "Хозяйствующие субъекты с 1 июля должны будут обеспечить заблаговременную информацию о грузах, поступающих на территорию Таможенного союза", - пояснил министр ЕЭК.

"При наличии этой информации и других инструментов, которые мы разрабатываем, мы сможем обеспечить сокращение времени прохождения таможенного контроля", - считает чиновник.

Он добавил, что с этой целью разрабатывается система "одного окна". "Чтобы на границе были объединены все программные комплексы, которые на сегодняшний день существуют у таможенников, пограничников, органов фитосанитарного контроля и других контролирующих служб на границе", - пояснил Гошин. По его словам, тогда будет формироваться единая база данных, и не придется забивать одну и ту же информацию многократно в каждой службе, что позволит сэкономить драгоценное время.

«TKS.ru» 12.04.12г.

Новые пошлины в связи со вступлением РФ в ВТО станут известны в мае

Перечень товарных позиций, по которым будут снижены ставки таможенных пошлин в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), появится в мае текущего года, сообщил в среду журналистам министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев

"Проект будет где-нибудь в мае, там будут тысячи позиций", - ответил он на вопрос о разработке документа. Министр ЕЭК отметил, что новые ставки таможенных пошлин должны вступить в действие по истечении 30 дней с момента ратификации Россией соглашения о вступлении в ВТО. По его словам, в результате в текущем году уровень тарифной защиты в среднем снизится до 7,5-7,8% по сравнению с 10% по итогам прошлого года.

«TKS.ru» 12.04.12г.

В мае ЕЭК представит проект измененного Единого таможенного тарифа в связи со вступлением РФ в ВТО

Проекты корректировки Единого таможенного тарифа в связи со вступлением России в ВТО планируется выработать в мае 2012 года.

Об этом сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в ходе пресс-конференции в Москве.

Он отметил, что согласно соглашениям, которые приняли три страны Таможенного союза, обязательства, принимаемые первой страной, присоединяющейся к ВТО, становятся частью нормативно-правовой базы ТС.

«Сейчас мы начали работы по корректировке таможенного тарифа в связи с вступлением РФ в ВТО, - отметил А.Слепнев. - Первый шаг - это конвертация обязательств по таможенному тарифу. В мае появятся проекты корректировки Единого таможенного тарифа, которые, как мы рассчитываем, будут рассмотрены на уровне Коллегии и Совета ЕЭК в июне-июле текущего года».

Он также сообщил, что сейчас идет подготовка плана согласованных действий трех стран по адаптации рынка ТС в условиях присоединения к ВТО. «Это, прежде всего, касается изменений таможенной защиты. После вступления в ВТО уровень средневзвешенной ставки таможенного тарифа падает на два процента. Поэтому необходимо проводить политику адаптации отраслей к этим изменениям», - сказал А.Слепнев.

В числе первоочередных защитных мер он назвал более активные закупки со стороны государства, а также предоставление субсидий на ряд направлений экономики. Министр ЕЭК также подчеркнул, что сейчас предстоит существенно сконцентрироваться на использовании механизмов антидемпинговых мер.

«Вопросы тарифной защиты рынка актуальны всегда, - сказал министр ЕЭК. - Если до вступления в ВТО часто проблемы решались за счет корректировки ставки пошлин, то сегодня, когда нет возможности в ряде случаев поднять ставку и защитить промышленность, необходимо использовать разрешенный инструмент, то есть доказывать антидемпинг, ущерб отрасли, наличие искажающих торговлю субсидий».

Источник: ИИ «Казинформ»

«TKS.ru» 12.04.12г.

Развитие систем управления рисками в таможнях развивающихся стран

Киотская конвенция, описывающая основные направления развития таможенных администраций рекомендует ограничивать «назойливые» таможенные проверки. Аналогичное предложение, способствующее упрощению процедур международной торговли, также регулярно обсуждается и в рамках Всемирной торговой организации.

По мнению мировых экспертов, ограничение физического вмешательства в процедуры таможенного оформления товаров, возможно достичь только с использованием электронного обмена данными на всех этапах таможенного оформления и концентрации усилий таможенных органов на постконтроле (posterioricontrols). Однако, по мнению руководства и специалистов Всемирной таможенной организации, таможенные органы развивающихся стран пока не очень активно двигаются в этом направлении. Таким образом, модернизация системы управления рисками представляется одной из приоритетных задач совершенствования таможенной системы развивающихся стран, в число которых, как известно, входит и Россия.

Наиболее эффективные системы управления рисками используют принципы математической статистики. В данной статье приведено несколько простых статистических методов, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, которые используются таможенными администрациями разных стран и которые дают хорошие возможности для выявления деклараций на товары, содержащих нарушения. Данные методы легки в реализации и могут заменить существующие неэффективные способы, использующие высокий уровень контроля и выявляющие небольшое количество таможенных нарушений.

Приведенные методы используются во многих областях финансово-хозяйственной деятельности, где высок уровень потенциального мошенничества, например в страховании, кредитно-банковской области и так далее. Необходимо отметить, что использование этих методов, являющихся мощным инструментом для повышения эффективности таможенной системы, требует особенно тесного сотрудничества между ведомствами, отвечающими за управлением информационными ресурсами. Зарубежные эксперты считают, что модернизация системы управления рисками должна сопровождаться реформой в использовании и управлении человеческими ресурсами, предусматривающей набор персонала, обладающего специальными навыками.

По сведениям Всемирной торговой организации большинство развивающихся стран передают управление системами управления рисками на аутсорсинг. Однако эффективность такой формы организации деятельности снижается вследствие ограничений, накладываемых на обмен информацией между частными компаниями и таможенными органами.

Как правило, таможенные администрации развивающихся стран строят свои системы управления рисками при таможенном оформлении на достаточно простых критериях отбора, чаще всего на так называемых «черных списках», создаваемых с упором на номенклатуру товаров, их происхождение и характеристику импортеров. Также в системе присутствуют случайные выборки. Однако такая система управления рисками показала свою неэффективность. Технические отчеты развивающихся стран, таких как Бенина, Кот-д’Ивуара, Мали и Сенегала, показал, что при помощи существующей системы управления рисками выявлялось не более 3 процентов преступлений.

Поняв неэффективность существующей системы многие страны стали переходить на использование интегрированной системы таможенного управления ASYCUDA (Automated SYstem for CUstoms DAta). В настоящее время данную систему использует около 80 государств. До своей последней версии ASYCUDA являлась закрытой системой и не позволяла таможенным органам разрабатывать собственные эффективные приложения для управления рисками. Новая версия системы позволяет создавать собственные приложения, учитывающие особенности конкретных стран.

От описательной статистики к статистике принятия решений.

В любом секторе деятельности статистические методы таргетинга используют уже имеющиеся массивы данных. В таможенных органах данные поступают, как правило, из таможенных деклараций на товары, а также от других органов, как государственных (например, ветеринарных инспекций), так и частных (например, аккредитованных сертификационных центров). К сожалению, таможенные органы используют лишь небольшую часть из того огромного массива информации, которые проходит через таможню в ходе всего процесса таможенного оформления и таможенного контроля.

На самом деле, обработка всей информации по существу является более качественной, чем выборка по каким-то конкретным критериям. Критерии отбора, используемые в настоящее время обычно немногочисленны. В лучшем случае при срабатывании риска используются два критерия. При этом риск может сработать даже если декларирование производится известным и серьезным импортером. Таким образом, срабатывание риска четко детерминировано и не существует градаций в оценке опасности каждого критерия. Несомненно, это снижает адресность в применении СУР. Результат – высокий уровень интрузивных инспекций и низкие темпы передачи информации о возможном нарушении, что показывает относительную неэффективность системы управления рисками. Низкая эффективность таргетинга определяется изначально дефективными статистическими методами анализа рисков и не оптимальным использованием всей информации, имеющейся в информационных массивах таможни.

Описательная статистика: извлечение данных

Чтобы точно выявить таможенную декларацию, поставка по которой имеет существенный риск нарушения таможенного законодательства необходимо провести большую подготовительную работу по описательному статистическому анализу данных, ранее поступавших в таможенные органы. Как правило, при такой работе используются данные за достаточно большой предыдущий период, например за двенадцать месяцев. Особый интерес представляют уже выявленные нарушения. Из полученных данных выбираются статистические закономерности.

Для примера можно взять импортеров. Можно измерить их «рейтинг», вычислив его как отношение количества всех деклараций поданных организацией и деклараций, по которым выявлены нарушения. Рейтинг можно представить как число по шкале от 0 до 1 (или от 0 до 100), где рейтинг «0» будет у импортеров, не совершивших нарушения и рейтинг «1» будет у импортера, у которого во всех декларациях выявлены нарушения. Такой расчет рейтинга может быть произведен для всех потенциальных критериев риска: происхождение товаров, код ТНВЭД, условия поставки, перевозчик и так далее. Это позволит создать профиль риска для каждого критерия.

Статистика принятия решений: определение степени риска для каждой декларации.

На следующем этапе необходимо объединить рассчитанные профили риска для облегчения принятия правильного решения. Комбинации критериев могут быть как простыми (среднестатистическими) так и более сложными (эконометрический анализ). В обоих случаях цель расчета состоит в определении степени риска для каждой вновь подаваемой таможенной декларации, определяемого путем объединения частоты нарушений для различных критериев (рисков). В идеале созданная оценка должна отражать вероятность совершения нарушения по каждой конкретной декларации. На основании рассчитанной оценки декларация может направляться в один из каналов таможенного оформления.

От теории к практике: опыт использования

В 2011 году таможенная служба Сенегала включила модуль системы управления рисками в ранее действовавшую систему управления. Как и говорилось ранее суть системы исключает конкретные, четко определенные критерии срабатывания риска. Профили риска были рассчитаны в зависимости от частоты нарушений по шести различным критериям: импортер, перевозчик, код гармонизированной системы (ТН ВЭД), происхождение товара, производители и таможенный режим. Из этих шести критериев три были определены как особо важные. Для облегчения анализа результатов подаваемые декларации сгруппировали по диапазонам присваиваемых баллов. Для удобства принятия решений было принято решение ограничиться 10 диапазонами. Из 104697 деклараций в диапазон со степенью риска от 0,5 до 1 (очень высокий) не попало ни одной декларации, в следующий диапазон со степенью риска от 0,1 до 0,5 попало 825 деклараций, затем количество деклараций в каждом диапазоне возрастает, и в последнем, 10 диапазоне с очень низкой степенью риска от 0 до 0,01 находилось 74053 декларации, то есть около 70% от всех поданных.

Анализ был проведен по результатам предыдущих периодов и сравнен с практическими результатами проведенных таможенных проверок за последние 12 месяцев.

При практической проверке полученных результатов анализа было установлено, что при проверке деклараций и поставляемых по ним товаров, риск нарушений по которым был определен выше 0,02 - нарушения были выявлены в 89% процентах случаев. Между тем в это число попало только 9,9% от общего числа поданных деклараций. При снижении порога риска до 0,01 в число проверяемых попадало 29,3% деклараций, а доля выявленных нарушений составляла 96,3% от всех выявленных.

Соответственно порог проведения интрузивных досмотров может быть определен в зависимости от имеющихся в распоряжении таможни сил и средств.

Для оценки эффективности применяемой системы подсчета баллов можно использовать разные методики подсчета. В любом случае сопоставление накопленных результатов досмотров с новой математической моделью может значительно повысить эффективность работы системы управления рисками и собственно таможенного администрирования.

Кроме этой, чисто математической модели, можно использовать и метод экспертных оценок, для чего среди и сотрудников таможни и среди участников ВЭД можно провести социологический опрос, позволяющий выяснить, какие критерии и в какой степени в наибольшей мере способствуют совершаемым таможенным правонарушениям.

Некоторые уроки для таможенных органов развивающихся стран

Упорядочение таможенного контроля является одним из ключей к модернизации таможенной администрации в развивающихся странах. Использование статистических методов может существенно повысить эффективность таргетинга деклараций, в отношении которых будет проводиться проверка.

Используемые методы являются доступными для многих сотрудников таможни, прошедших необходимую подготовку.

Всемирная таможенная организация предлагает внедрять данную методику расчета критериев для системы управления рисками поэтапно. По мнению экспертов для полного перехода достаточно срока от двух до трех лет. Эта система может заменить существующие неэффективные системы без риска снижения налоговых преступлений или снижения экономической безопасности страны.

Уменьшение числа проверок на первой линии позволит ускорить скорость прохождения товаров через таможенную границу и может развивать таможенный постконтроль. Однако представляется, что модернизация таможенного контроля (включая СУР) непосредственно на этапе оформления и выпуска товаров невозможна без качественной реорганизации системы таможенного контроля после выпуска товаров.

Работа таможенных органов, проводящих таможенный контроль после выпуска товаров должна осуществляться в тесном взаимодействии с налоговыми органами, способствую повышению эффективности формирования государственного бюджета. Таким образом, будет решена двойная задача: содействие торговле и улучшение сбора налогов и пошлин.