Сегодня 30 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (05.04 - 06.04.2012)

PDFПечатьE-mail

ИИ "Loglink.ru" - новости" 03.04.12г.

Предварительное информирование при автомобильных перевозках станет обязательным в ТС с 17 июня 2012 года

С 17 июня 2012 года информация в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров должна будет предоставляться в обязательном порядке не менее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, и анализироваться таможенным органом, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств. Об этом говорится в сообщении Федеральной таможенной службы России.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения будут учитываться при принятии решения о применении дополнительного контроля в отношении представленных товаров.

При представлении предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации, она будет использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации.

В случае непредставления предварительной информации в место прибытия, заинтересованное лицо должно будет представить ее в информационную систему таможенных органов, в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций, в объеме, необходимом для помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита, в течение ближайших 2 часов.

«Российская бизнес-газета» 03.04.12г.

Не взяли препятствия

Административные барьеры для бизнеса по-прежнему высоки

Более 100 законодательных инициатив, призванных снизить административные барьеры и упростить получение государственных услуг, не выполнены по причине нерасторопности ведомств, которые отвечают за исполнение этих мероприятий. Такие данные представило минэкономразвития по итогам мониторинга выполнения исполнительной властью планов мероприятий по снижению административных барьеров и оптимизации предоставления госуслуг по состоянию на март 2012 года.

Из сводного отчета по 18 сферам видно, что выполнены в среднем на 43% планы по проценту выполнения от общего утвержденного в планах количества мероприятий по сферам. Общие планы выполнены в среднем на 50%.Более-менее удачно удается снижать административные барьеры в таких сферах, как образование, таможенное администрирование экспорта высокотехнологичной продукции, промышленная безопасность - результат выполнения планов составляет около 70%. Хуже исполняются планы по приему квалификационных экзаменов на получение водительских прав, в сфере связи, транспорта - менее 30%.

В министерстве считают, что такая ситуация абсолютно неприемлема. Все отраслевые планы в свое время разрабатывались и утверждались на уровне правительства РФ именно по самым проблемным сферам, чтобы быстрее менять режимы регулирования в самых болезненных точках экономики. По ним нужны самые срочные системные меры. Из сводного отчета ведомств также видно, что все запланированные мероприятия из 23 ведомств выполнили только 5. Среди лидеров Банк России, минобороны, ФАС, ФТС и Роскомнадзор. В отстающих - МЧС, минюст, минфин, минкомсвязь, минтранс, МВД и Росрыболовство (см. диаграмму на стр. 1).

В ФАС причиной сложившейся ситуации считают низкую исполнительскую дисциплину органов власти. В ведомстве отмечают, что задача снятия административных барьеров в экономике, устанавливаемых чиновниками, сравнима по важности с задачей по борьбе с коррупцией и должна стать одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства.

Представители бизнес-сообщества и эксперты единодушны: административные барьеры для бизнеса по-прежнему высоки. "Делать и развивать бизнес в России могут только чиновники и их партнеры, - заявил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru. - К сожалению, позитивной динамики мы в этом отношении не видим, какие бы отчеты ни представлялись. И это не вина минэкономразвития, которое, кстати, делает довольно много для изменения ситуации. Это вина каждого конкретного министра и губернатора, который может ознакомиться с требованиями и просто поручить их выполнить своему аппарату. В итоге мы видим ситуацию: инициативы не реализованы или реализованы компромиссно".

По мнению эксперта, при оценке работы всех министров и губернаторов самыми весомыми должны быть факты снятия административных барьеров и создания условий для развития конкуренции. И пока их работа не будет оцениваться по таким показателям эффективности, ситуация не изменится.

"Чиновники крайне неохотно занимаются реализацией мероприятий, направленных на снижение административных барьеров, что, собственно, и подтверждают результаты мониторинга, - добавляет Юлия Кузнецова, ведущий юрист налоговой практики компании Sameta. - Обращение к чиновникам по-прежнему остается для предпринимателей проблемным. Так, например, большое количество споров относительно нарушения сроков возврата излишне уплаченных или взысканных налогов показывает, что, несмотря на все проводимые мероприятия, административные барьеры не снимаются. Мало того, бюджет несет дополнительные расходы - ведь за просрочку возврата налогоплательщику причитаются проценты".

Как отметил Александр Бойко, председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center, административные барьеры для бизнеса практически не сократились. "Например, в строительной отрасли объемы инвестиций за последние годы не увеличились, - пояснил эксперт. - Строительные компании по-прежнему вынуждены проходить бесконечные круги согласований. Достаточно вспомнить ситуацию с отбором электронных торговых площадок для проведения госзакупок. Действующим электронным площадкам не дали возможность конкурировать между собой по уровню функциональных возможностей, обслуживания, опыта работы на рынке и прочих количественных и качественных показателей. Регулирующие органы отобрали пять площадок, основываясь скорее на собственных представлениях относительно работы в отрасли электронных торгов".

Для снижения административных барьеров минэкономразвития намерено в первую очередь продолжить развивать институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), который, по мнению ведомства, позволит не допустить создания новых административных барьеров и избежать серьезных ошибок госрегулирования. В частности, министерство предложило поэтапно внедрять практику ОРВ на ранней стадии, когда федеральные органы исполнительной власти - разработчики обязаны самостоятельно проводить такую оценку, а минэкономразвития в свою очередь будет заниматься методической поддержкой разработчиков и проводить аудит заключений на предмет полноты и объективности. Помимо этого минэкономразвития предложило обязать федеральные органы исполнительной власти представлять необходимые пояснительные записки при направлении проектов нормативных правовых актов на оценку регулирующего воздействия, а также направлять полученные заключения в Минюст России при регистрации нормативных правовых актов. Кроме того, министерство предложило закрепить процедуру оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти субъектов РФ.

Справка "РБГ"

С начала деятельности департамента оценки регулирующего воздействия (более 1,5 года работы) Минэкономразвития России подготовило более 900 заключений об оценке регулирующего воздействия. При этом динамика за этот период отражает значительное увеличение количества поступающих на оценку регулирующего воздействия проектов актов. Пик пришелся на 4-й квартал 2011 года - на оценку поступило 340 проектов актов.

Доля подготовленных отрицательных заключений, составлявшая в первые полгода деятельности департамента около 50%, в 2011 году заметно снизилась и составила 31% к концу 2011 года, что свидетельствует о том, что практически треть направленных на оценку проектов актов содержит избыточные требования к бизнесу. Но также указывает и на то, что ведомства стали ответственнее относиться к законотворческому процессу.

Авторство более половины проектов актов, получивших отрицательное заключение, принадлежит минрегиону, минпромторгу и минприроды. Около половины актов МЧС и Росалкогольрегулирования также получили отрицательные оценки. Положительно оценены более половины проектов актов минобрнауки, ФТС, минкомсвязи и минздравсоцразвития.

Юлия Васильева

«Комсомольская правда» 03.04.2012

Гаджеты с пиратскими фильмами и музыкой отнимут на таможне?!

Соглашение об этом готовят сразу несколько стран.

В скором будущем на границе смогут изымать любую технику (включая смартфоны и ноутбуки), если в них обнаружат нелицензионные программы, фильмы или песни

Речь пока не о России, а о ЕС и нескольких других странах - лидерах в борьбе с интеллектуальным пиратством. Причина в так называемом договоре АСТА (Anti-Counterfeiting Trade Agreement), или Торговом соглашении по борьбе с контрафактной продукцией. Еще в 2005 году Япония выдвинула идею о необходимости защиты интеллектуальной собственности от нелицензионного использования в международных масштабах. Подготовка договора заняла целых 6 лет. К Японии на разных этапах подключились США, Швейцария и ЕС. Но что интересно, все переговоры были засекречены, к ним принципиально не допускались ни международные организации, ни представители третьих стран. А многих участников заставляли подписать бумагу о неразглашении, прежде чем те могли увидеть любые документы.

Соглашение вступит в силу, когда Япония получит документы о его ратификации как минимум в 6 странах. Некоторые страны (в том числе 22 члена ЕС, США, Канада, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария) уже подписали этот договор, но вот с ратификацией пока не все так гладко.

Выяснилось, что многие пункты балансируют на грани нарушения свобод граждан. В том числе свободы слова и свободы в Интернете. Предполагается, что борьба с пиратством будет вестись повсеместно. Интернет-провайдеры обязаны будут предоставлять всю личную информацию о пользователях. А также следить за тем, что они скачивают, защищена ли эта продукция авторскими правами. В противном случае им (провайдерам) будет разрешено просто удалять контент, сообщить куда следует о нарушителях и отключить их от Интернета. Про файлообменники можно уже и не упоминать. Понятно, что им планируют существенно осложнить жизнь.

Таможенникам будет предоставлено право досматривать любые электронные устройства с целью обнаружения пиратской продукции. Нашли нелицензионную песню? Попрощайтесь со своим плеером. А то, что вы ее, скажем, у друга скачали, никого не интересует. Более того, они запросто смогут потребовать доступ к данным, защищенным паролем. Причем для всего этого не потребуется ни постановлений, ни доказательств.

Конечно, такая перспектива обескуражила многих обычных интернет-пользователей. И некоторые страны уже прислушались к мнению граждан. Договор однозначно отказались принимать в Чехии и Болгарии. Латвия, Словакия и Германия назвали соглашение скандальным. Пока воздерживаются от его ратификации Голландия, Эстония и Кипр. А премьер-министр Польши Дональд Туск пообещал народу не подписывать АСТА, пока не пройдет общественная дискуссия.

Сложно себе представить, что будет твориться на границах, если гаджет каждого путешественника будет досматриваться пограничниками. Да и по каким именно принципам они будут определять степень лицензионности продукта? Ожидается, что больше подробностей о соглашении АСТА появится в июне, когда пройдет запланированное заседание Европарламента, посвященное этой теме.

Газета «КоммерсантЪ» 05.04.12г.

Возавтолюби ближнего своего

Владимир Путин, как и Борис Немцов 15 лет назад, запретил чиновникам ездить на казенных иномарках

Вчера действующий премьер Владимир Путин в Тольятти провел совещание по развитию автомобильной промышленности в России в условиях вступления в ВТО. Иностранные производители, работающие в нашей стране, жаловались премьеру на руководителей зарубежных стран, которые давят на Россию и вынуждают ее идти на уступки ради вступления в ВТО. О том, как господин Путин вчера решал их проблемы, а также о том, как он решил создать проблемы российским чиновникам и прежде всего себе,- специальный корреспондент «Ъ» АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ из Тольятти.

На АвтоВАЗе ввели новую линию по производству Lada Largus. На этой же линии будут производиться Nissan Almera и новый Renault, названия которому еще нет: он сойдет с конвейера в 2014 году.

Руководитель группы подготовки производства завода Дмитрий Зверев после увлекательного получасового рассказа о достоинствах проекта наконец расслабился и на мой вопрос, какие части нового автомобиля производят не во Франции, а в России, рассказал:

- Решетка радиатора... Рулевое колесо... Еще некоторые детали экстерьера...

На вопрос, давно ли работает конвейер, Дмитрий Зверев ответил, что все только начинается. Впрочем, сотрудница завода Ольга Макеева, которая на линии конвейера заправляет готовую машину бензином, считает, что конвейер работает уже почти полгода.

Кроме того, я понял, почему Дмитрий Зверев, когда его спросили, какая зарплата у рабочих, попросил уточнить это у Владимира Путина: Ольга Макеева, как и остальные, получает, наверное, 15 тыс. руб. в месяц, хотя и надеется на лучшее.

После этого понятно, отчего так эмоциональна «Доска сообщений» на входе в цех: «Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенника. Жан-Жак Руссо».

Тем не менее срывы случаются. Так, здесь же содержится информация про одно из последних происшествий: «Рабочий С. Финкель тайно похитил рампы третьей вставки главного корпуса СКП части медного провода массой 19 килограммов 400 граммов, перенес его в туалет и, примотав к туловищу изолентой, не смог довести свой преступный умысел до конца по не зависящим от него обстоятельствам: был задержан охранником».

Господин Финкель получил наказание в виде штрафа 5 тыс. руб. При этом стоимость кабеля в пункте приема металла оценивается в 4539 руб. То есть в общей сложности С. Финкель пострадал почти на 10 тыс. руб.

Но как только я представил себе, как скованный тугим проводом С. Финкель бредет обреченно к проходной, неся на себе 19,4 кг чистой меди и понимая, что дело его обречено, но не в силах сбросить с себя 4539 руб., сердце мое сжалось, словно его перекрутило этим же проводом. Нет, нельзя судить С. Финкеля за то, что он сделал, ибо сделал он это не от хорошей жизни, но в надежде на нее.

Владимир Путин между тем открыл конвейер, принял машину, которую все называли первой, и коротко рассказал рабочим о том, как правительство спасало АвтоВАЗ. Сергей Чемезов, глава «Ростехнологий» , тем временем в стороне отвечал на вопрос, за чей, собственно, счет это происходило.

Известно, что господдержка стала не единственной мерой в деле поднятия АвтоВАЗа с колен. Акции завода купил альянс Renault-Nissan, но для контроля над заводом альянс намерен купить еще 25% акций и уже не первый год обещает это сделать.

- Они (Nissan и Renault.- «Ъ» ) должны между собой договориться, кто будет покупать,- сказал господин Чемезов.- Насколько я знаю, договоренности такой до сих пор нет. В мае поеду в Париж говорить с Карлосом Гоном (главой Renault-Nissan.- «Ъ» ), надо, наконец, что-то же решить. И по цене тоже.

На совещании, посвященном развитию автомобильной промышленности в условиях вступления в ВТО, Владимир Путин говорил о том, что снижение импортных пошлин растянется на несколько лет, и что интересы российских производителей радикально не пострадают, и что риски вообще не такие уж большие.

Владимир Путин выступил и с революционным предложением:

- Все органы государственной и муниципальной власти, заказчики, предприятия, финансируемые из госбюджета, должны уже в ближайшее время покупать технику, производимую на территории Единого экономического пространства (то есть России, Белоруссии и Казахстана.- «Ъ» ).

Последний раз с таким же революционным почином - пересажать всех чиновников на «Волги» - выступил однажды (в 1997 году.- «Ъ» ) в прошлом вице-премьер РФ, а теперь представитель внесистемной оппозиции Борис Немцов.

Тогда господину Немцову всех пересажать не удалось. Владимир Путин предпринимает новую попытку. Очевидно, что начать придется с себя.

А внесистемная оппозиция может чувствовать себя в полной безопасности: с них взятки гладки. Как ездили на Mercedes, так и будут.

Кроме того, премьер заявил, что надо «защитить российский рынок от автомобильного хлама» , о дополнительных субсидиях для обновления тех автобусных парков, которые готовы перейти на газовое топливо.

Тут его перебили. Это было очень неожиданно: господин Путин еще не отвлекся от текста вступительной речи, и я не помню случая, чтобы кто-то оборвал его, пока он не договорил и не предоставил слово кому-то еще.

Но вот это произошло. Сделал это не искушенный в протоколе представитель «Гринпис России» Иван Боков:

- Вы не рассмотрели вопрос об утилизации автомобильной техники! - воскликнул он.

Премьер с интересом посмотрел на господина Бокова.

- Надо ввести утилизационный залог на утилизацию отработавшей техники и возложить его плату на производителей,- взволнованно закончил господин Боков.- Они должны платить!

- Как вас зовут? - медленно переспросил господин Путин.- Иван? А отчество? Павлович?!

Некоторые в зале засмеялись, предвкушая расправу над, казалось, беззащитным в этой компании менеджером российского «Гринписа».

- Это вполне цивилизованное предложение,- пожал плечами действующий премьер.- Не вижу никаких препятствий.

До конца месяца ведомства должны теперь согласовать условия утилизационного сбора, а глава Таможенной службы России Андрей Бельянинов предположил, что его ведомство может этот залог собирать.

Глава «Фольксваген Груп Рус» Маркус Озегович с болью рассказал, как в связи с тем, что новые условия ввоза автомобилей из-за границы недавно сместились с 2020 года на середину 2018-го, теперь он, как и остальные российские производители, к которым он себя относит, видит в этом большую проблему.

- Именно правительства европейских стран, в том числе Германии, настаивали на изменении сроков в пользу 2018 года, и мы пошли им навстречу ради скорейшего вступления в ВТО,- прокомментировал премьер.

Господин Озегович горько кивнул.

- Но мы,- продолжил господин Путин,- приняли решение компенсировать российским производителям выпадающие доходы до 2020 года за счет бюджета РФ.

- Хочу поздравить вас, господин Путин, в связи с избранием на пост президента России вновь! - взволнованно закончил господин Озегович.- Это дает нам гарантии, что исторические события в России будут продолжаться и впредь!

Вот уж в чем можно не сомневаться.

«Финансовая газета» (международный еженедельник) 05.04.12г.

«Первый по коррупциогенности»

Фрагмент (…)

«Финансовая газета» начинает обсуждение замены НДС налогом с продаж Сегодня свое мнение высказывает Владислав Игнатов, депутат Государственной Думы в 1999-2001 годах, аудитор Счетной палаты в 2001-2005 годах. В интервью Татьяне Рыбаковой он рассказывает, чем налог с продаж лучше НДС.

Почему Вы считаете необходимым заменить НДС на налог с продаж? Если обратиться к истории современной России, то можно увидеть, что НДС был предложен во времена гиперинфляции Егором Гайдаром для того, чтобы с помощью этого налога абсорбировать денежную массу. На сегодняшний день, на мой взгляд, у нас главный вопрос - борьба с коррупцией. Можно, конечно, долго говорить о том, как надо лечить эту болезнь. А можно разом вылечить ее, устранив причину. И если оценивать различные налоги в РФ с точки зрения коррупциогенности, то НДС здесь пойдет первым номером.

Возьмем, к примеру, импорт. Как бы мы ни боролись с контрабандой, как бы мы ни драпировали ее, называя «серым» импортом –занижение таможенной стоимости остается одним из основных источников коррупции в таможенных органах.

В конце января первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков заявил, что объем финансовых средств, выведенных из России в 2011 году с признаками отмывания, оценивается в 1 трлн рублей. Это и безадресный вывод таможенной стоимости.

Простой пример. Импортированный телевизор стоит, условно, 1000 долларов. А оформляют его, опять условно, за 500. Соответственно пошлина берется с 500 долларов. НДС берется из расчета – таможенная стоимость плюс пошлина плюс 18%. А продать-то его надо по реальной стоимости, плюс деньги за таможенное оформление - таможенная пошлина плюс... ну, чтобы не употреблять слова «коррупция» , назовем так: «сервисные» услуги таможни, закрывшей глаза на занижение таможенной стоимости. Скажем, телевизор, условно, продается за 1000 + Х долларов.

При этом никто НДС за разницу в таможенной и продажной стоимости не доплачивает, налог на прибыль тоже никто не платит, потому что все сделки проводятся через цепочку компаний. В продажу телевизор попадает с показанной налоговикам доходностью 50-70 долларов - вот с этой суммы и платится НДС и мизерный налог на прибыль. А вся остальная сумма уходит в цепочку тех самых компаний.

Итак, что мы имеем? На первом этапе - таможня. На втором - цепочка компаний для «убиения» налогов и соответственная налоговая служба, правоохранительные органы, которые контролируют налоговиков. А результат - в бюджете у нас таможенная пошлина с 500 долларов и налоги с 50-70 долларов показанной торговой наценки.

Но утаенные от налогов 500 долларов как-то должны быть отправлены за рубеж? Они и уходят по каким-нибудь бесконечным контрактам, где нет отсечки по неснижаемому остатку. И получается, что неуплаченный НДС все время уходит за границу. Вот он, отток капитала.

Но таможенная пошлина имеет ведь не только фискальную функцию, но и функцию развивающую или ограничивающую. С точки зрения фискальной, если пошлина берется с 500 долларов, а не с 1000, она неэффективна. С точки зрения развивающей функции, у нас нет конкурентоспособного производства тех же телевизоров. Но тогда надо либо это производство развивать в рамках международной диверсификации производственных отношений, либо смириться с этим положением вещей и ввести единую таможенную ставку на весь импорт, скажем, в 5% - кроме тех областей, где есть смысл вводить протекционистские меры.

«Заменить НДС»

А если при этом заменить НДС налогом с продаж, уйти от налога будет просто некуда. Таможенная пошлина одинакова для любого телевизора, даже для запчастей - 5-8%. Сэкономить на НДС невозможно - его нет. Товар поступает в розничную торговлю и там платится налог на прибыль. Импортеру просто нет смысла в такой схеме занижать таможенную стоимость. А значит, нет смысла платить за «сервис» таможне, налоговикам, правоохранителям...

Посмотрите, у нас мировая экономика N1 - это США: НДС нет, есть налог с продаж, в каждом штате свой. Япония: НДС символический, 3%, как раз годный как демпфер инфляции.

Но противники НДС отмечают, что НДС прекрасно администрируется.

НДС платят крупные компании, их легче проконтролировать. А налог с продаж будет платить малый бизнес, из которого в основном и состоит розничная торговля. А он и так сейчас в тени, а завтра – такая компания поработала отчетный период и закрылась. И налог с продаж никто платить не будет.

Администрировать налог с продаж даже проще - прямо на кассовом аппарате. Вот пробили стоимость товара - 1200 долларов, а вот еще 10%, условно, налога с продаж. И администрируется он ежедневно наличными или электронным платежом в бюджет соответствующего уровня. Можно даже расщеплять налог с продаж на три части, одна пойдет в бюджет местного уровня, вторая - в региональный, а третья - в федеральный бюджет. Да, существует проблема более сложного администрирования налога с продаж на рынках, в системе мелкорозничной торговли. Но крупные торговые центры - они же никуда не деваются.

К тому же, если создать единую систему, отслеживающую все кассовые аппараты в режиме он-лайн, проблема разрешима. Это лишь вопрос «железа» и ПО.

Я вас разочарую - подобную систему пытались создать на алкогольном рынке, для контроля спирта. Называлась ЕГАИС. Ни к чему, кроме кризиса на алкогольном рынке, это не привело.

ЕГАИС - это отдельная тема. Мы живем в 21 веке, с современными технологиями, и клеить бумажку с информационным носителем на бутылку - это все равно, что на паровозе ездить. Я до смерти ругался с «Атласом» (разработчик системы ЕГАИС, входила в структуру ФСБ - ред.), в бытность свою аудитором Счетной палаты, когда разработка всей этой системы только начиналась. Я предлагал это делать в совершенно другом режиме. По моему мнению, ЕГАИС изначально неправильно спроектирована.

Более того, задачи изначально неправильно поставлены в рамках технического задания. И это признали, в конце концов. ФСБ не должна была заниматься продуктом, она должна была заниматься охраной каналов информации.

У нас существуют сегодня голограммы с электронным носителем, с лазерным носителем. Я предлагал идею, чтобы бутылка не могла быть вынесена из магазина до тех пор, пока не будет считана специальным устройством. И такая система, с переносом уплаты акциза на спиртное на розничную торговлю, сразу приобретала, помимо фискальной, еще морально-нравственную функцию: если ты покупаешь спиртное, то будь добр, заплати определенную сумму государству. Побольше, если покупаешь водку, поменьше, если покупаешь вино. И когда мы эту идею обсуждали, то уже тогда было понятно, что никакого труда в том, чтобы связать все контрольно-кассовые аппараты России в единую сеть, не существует.

Есть, конечно, проблемы с часовыми поясами, но она решается установкой серверов в каждом субъекте Федерации, которые будут считывать в режиме он-лайн данные с кассовых аппаратов. И все что нужно - обеспечить неприкосновенность связи сервера с кассовыми аппаратами, что и должна обеспечивать ФСБ.

Мало того - это позволило бы вести статистику, где выручка больше, где неестественно маленькая. И в связке с системой достаточно серьезных штрафов, лишения лицензий, это просто решило бы проблему уклонения от уплаты налога.

«НДС у нас платят, в основном, крупные компании. А они экспортеры, которым НДС возвращают»

Какого размера, по Вашему мнению, должен быть налог с продаж, чтобы, с одной стороны, компенсировать выпадающие доходы из бюджета при отказе от НДС, а с другой - чтобы бизнесу было выгоднее его платить, а не искать возможности уклониться?

Здесь, видимо, надо исходить из ситуации в регионах. В богатых регионах он должен быть больше, в менее богатых, где объем розничного потребления ниже, и налог должен быть ниже.

Что касается доходов бюджета от уплаты НДС... Знаете, когда я работал аудитором Счетной палаты, я взял как-то закон об исполнении бюджета. Не мое направление было, я занимался администрированием неналоговых доходов, но так случилось. Смотрю - доход со знаком минус. Смотрю сальдо - оно у меня получается отрицательное. Знаете, что это было? НДС.

Подождите, то есть получается, что хотя бы один раз в истории бюджетного процесса современной России затраты на администрирование НДС превысили поступления этого налога?

Не буду утверждать, может быть, я тогда обсчитался, но если подсчет был верен, то да.

Нужно же еще вот что учитывать. НДС у нас платят, в основном, крупные компании. А большинство крупных компаний - это экспортеры.

Которым НДС возвращают. Если взять, например, соотношение нефтепродуктов, потребляемых в России и нефти с нефтепродуктами, уходящими на экспорт, то доля последних больше. Но с них НДС возвращается компаниям. Правда, перед этим он уплачивается, а затем уже возвращается после экспорта товара.

По суду чаще всего. Да, в том числе и через суд. Но в отношении экспортных операций НДС оказывается фактически беспроцентной ссудой экспортеров федеральному бюджету. А значит, это минус бизнесу. А потом мы удивляемся низким поступлениям от налога на прибыль.

Есть и другой аспект. Я пытался в план работы Счетной палаты в 2005 году заложить проверку эффективности собираемости НДС, сальдо НДС и администрирование НДС в организациях-плательщиках, налоговых органах и прочих государственных организациях. Вы правильно заметили, что у нас есть огромное количество судебных разбирательств о возврате НДС. Кроме того, есть огромное количество уголовных дел по уплате того же НДС, о таможенных нарушениях, о незаконном вывозе капиталов за рубеж. Это не считая арбитражных разбирательств. Притом, что в бухгалтерии любой компании - плательщице НДС на его администрирование приходится примерно треть общего объема работы. Соответственно как минимум 25% налоговых органов по работе с крупными плательщиками занимаются тем же - администрированием НДС. Плюс каждый налоговый орган на своем уровне еще занимается принятием решений о зачете или возврате НДС. Представляете, сколько чиновников занято этой работой? Вот она, причина болезни.

Владислав Игнатов

ИИ «Cargo.ru» 04.04.12г.

Управление по противодействию коррупции ФТС РФ: анализ эффективности работы за семь месяцев существования

Больше семи месяцев назад в структуре ФТС России появилось новое подразделение - Управление по противодействию коррупции, хотя, судя по его компетенции, нового в работе особо ничего не прибавилось, разве что по понятным причинам увеличился штат антикоррупционных сотрудников, да объемнее стал документооборот.

Стоит заметить, что большая часть полномочий, которыми сейчас наделено Управление, ранее было возложено на Службу собственной безопасности. Даже, если посмотреть на отчетность за последние три года, основные показатели Управления практически аналогичны основным показателям Службы собственной безопасности.

Конечно, судить о конкретных достижения структуры на фронте борьбы с коррупцией и дальнейших перспективах ее развития еще может быть и рано, однако, как свидетельствует реальное положение дел, взятки и служебные злоупотребления в таможне никуда не исчезли, да и вряд ли в ближайшее время исчезнут. Вот и получается, что от всех этих метаморфоз со структурными изменениями в таможне обычным гражданам, вынужденным иной раз обращаться в таможенные структуры, а также участникам внешнеэкономической деятельности, толку мало.

О коррупции в таможне говорится и пишется много, так много, что уже вроде как и надоело, тем более, что и бесполезно. Представители таможни раз за разом говорят о количестве тех, кого своими силами удалось “выгнать поганой метлой” из собственных рядов за коррупцию, во властных структурах рождаются различные программы антикоррупционной деятельности, проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, пачками отсеиваются по результатам проверки кандидаты на должности в таможенных структурах, вроде бы и показатели статистики свидетельствуют о крупномасштабной борьбе с коррупцией, только вот, насколько все это действительно снижает уровень коррупции в таможне?

Посмотрим на статистику. На протяжении четырех последних лет процент уголовных дел, возбуждаемых в отношении сотрудников таможни, исключительно по материалам собственных проверок ФТС РФ (проверок службы собственной безопасности) неуклонно держится в районе 90 процентов.

С одной стороны, вроде как и есть, чем гордится - “вот мы как мы отлично работаем, сами искореняем среди своих рядов преступников и нарушителей дисциплины”. С другой - явный показатель того, что иные структуры правоохранительной системы (Следственный комитет, ФСБ), которые в масштабах общей борьбы с коррупцией, вроде как тоже должны работать в данном направлении, получается бездействуют или недорабатывают.

Далее, количество возбуждаемых по материалам проверок службы собственной безопасности уголовных дел коррупционной направленности, из года в год падает:

Данный показатель, вообще особый. Дело в том, что с одной стороны он может свидетельствовать о действительно огромной профилактической работе по противодействию коррупции со стороны самой таможенной службы и реальном снижении числа преступлений, с другой, - всем хорошо известно, что коррупционная преступность - преступность латентная, а значит снижение показателя возбужденных дел может также свидетельствовать о неэффективной работе в плане выявления преступлений. Реальное же положение дел, думается, известно всем - даже та информация о взятках и задержаниях, которая поступает в СМИ порой напоминает сводку о военных действиях, а те случаи, которые остались не выявленными, и вовсе никто не считает. Стоит учитывать и тот факт, что в общей картине коррупционной преступности преобладает количество “бытового” взяточничества, которое и выявлять проще, и доказывать не особо сложно, при этом очень даже легко показывать при необходимости как повышение статистики выявляемых фактов преступной деятельности.

Еще одним показателем, которым любят аппелировать представители всех без исключений ведомственных служб собственной безопасности, показывая эффективность своей работы, - процент отвода кандидатов на должности в правоохранительных органах. Процент-то, собственно говоря, у таможенников не такой уж и большой (данные в тыс.человек):

В среднем, в ходе проверки, осуществляемой по линии собственной безопасности, отводится порядка 3-4 процентов кандидатов. Как правило, в данный процент включены лица, имеющие судимость, а также все те, у которых не очень хорошая характеристика по месту жительства или “пятно” в биографии. В общем, если судить по тому же уровню преступности среди таможенников, получается либо при проверке кандидатуры что-то не досмотрели, либо в ходе работы сотрудника сама же работы его и испортила.

А теперь стоит рассмотреть некоторые моменты, которые ФТС России ставит себе в заслугу в качестве самых эффективных мер противодействия коррупции в плане перспективы и профилактики.

Во-первых, это антикоррупционная проверка ведомственных нормативно-правовых актов. За последние четыре года она проводилась ежегодно. В среднем каждый год проверяется порядка 30-40 тысяч актов, из которых примерно 300-400 отклоняется по различным основаниям. Насколько такая работа действительно эффективна, можно только догадываться, поскольку как таковой статистики причинно-следственной связи между изданием акта, в той или иной степени создающего условия для совершения коррупционных преступлений, и совершением преступления, исходя из тех условий, которые он создал, попросту нет. Да и потом, с этой точки зрения любое наличие властных полномочий в таможенной сфере - есть условие для того, чтобы спровоцировать факт взяточничества.

Нет, конечно, каждый нормативно-правовой акт следует тщательно проверять на соответствие законности, в том числе на соответствие антикоррупционному законодательству, но вот стоит ли такую проверку ставить в заслугу как эффективное средство противодействия коррупции - еще вопрос. Не пропускать же сквозь сито проверки явно противоречащий закону ведомственный акт - сам Бог велел.

Еще одна “фишка” профилактической работы - использование полиграфа. Метод, конечно, эффективный, но не дает никакой гарантии, что “белый и пушистый” сотрудник, прошедший проверку на полиграфе, в дальнейшем не совершит преступление, да и потом поголовно и с периодическим постоянством никого на полиграфе не проверяют: проверяются претенденты на должность в руководстве и в правоохранительном блоке.

В отчетах об итогах работы ФТС РФ за 2010-2011 годы прозвучало еще одно интересное новшество - в должностные инструкции и регламенты сотрудников таможенных органов внесено обязательное требование уведомлять свое непосредственное руководство о фактах склонения к подкупу. По информации ФТС РФ, в указанный период времени было получено 178 таких уведомлений, из которых 80 фактов подтвердилось. Если рассуждать логически, то данная мера направлена на выявления попыток дать взятку. Вместе с тем, не понятно, какие отрицательные последствия последуют для должностного лица, если оно не сообщит о фактах подкупа, и каким образом это поможет бороться со взяточничеством самих таможенников, поскольку вряд ли “добропорядочный взяточник” пойдет сообщать о попытках себя подкупить. Между прочем такая статистика тоже позволяет задуматься.

Вряд ли кто сможет поверить, что за два года имело место только 178 случаев склонения к подкупу при подтвержденных 80-ти. Получается, что либо сотрудники не воспринимают положение должностных инструкций всерьез, либо попросту его игнорируют.

Честно говоря, на сегодняшний момент каких-то серьезных тенденций в направлении борьбы с коррупцией в таможенной среде, не наблюдается. Да, служба собственной безопасности (Управление по противодействию коррупции) работает, причем, судя по показателям, работает не плохо, по крайней мере, хлеб свой ест не зря. Но как-то вся эта работа, все показатели больше напоминают выполнение очередного статистического плана, чем реальные меры, причем это касается не только таможни, но и всей правоохранительной системы.

С одной стороны, создание внутриведомственных структур, которые занимаются выявлением правонарушений в рядах собственных ведомств и профилактикой правонарушений - мера вынужденная и вполне оправданная, с другой, как показывает многолетний опыт работы таких структур, - к кардинальному изменению ситуации с коррупцией это не приводит, и уж тем более ничего не меняет изменение названий этих структур и постоянные “перетряски” в них личного состава.

ИА «Интерфакс» 04.04.12г.

Россия поднялась на 56-ю с 77-й ступени в мировом IT-рейтинге - ВЭФ

Москва. 4 апреля. ИНТЕРФАКС-ТЕЛЕКОМ - Россия улучшила позицию в ежегодном рейтинге развития информационных технологий, который рассчитывают эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ).

В рейтинге за 2011-2012 годы Россия поднялась на 21 ступень - на 56-ю с 77-й в 2010-2012 годах, и занимает место между Казахстаном (55) и Панамой (57). В 2009-2010 годах РФ была 80-й.

"Индекс сетевой готовности" РФ, определяющий уровень развития ИКТ в стране, вырос до 4 с 3,7.

Лидерство в рейтинге сохранила Швеция (индекс сетевой готовности - 5,94), на втором месте по-прежнему Сингапур, на третьем - Финляндия. Четвертое место заняла Дания, опередив Швейцарию. На 6-м и 7-м местах - Нидерланды и Норвегия, а США опустились на 8-е место с 5-го. При отлично развитой инфраструктуре ИКТ на итоговое положение США в рейтинге повлияли отдельные слабые места в политической и административной сферах, отмается в отчете.

Китай занимает 51-е место (36-е в предыдущем рейтинге), Индия - 69-е (48-е), Бразилия - 65-е, ЮАР - 72-е.

К сильным сторонам РФ, по мнению экспертов ВЭФ, относится уровень проникновения сотовой связи (7-е место в рейтинге), грамотность взрослого населения (9-е), уровень цен на фиксированный интернет-доступ (17-е).

В то же время, ряд проблем препятствуют распространению ИКТ, в том числе, низкая защита интеллектуальной собственности (126-е место), неэффективность юридической системы (123-е), и малая восприимчивость компаний к внедрению новых технологий (130-е).

Потенциал информационных технологий в России недостаточно используется как компаниями, так и государственными организациями, заявил Алексей Праздничных, партнер StrategyPartnersGroup и координатор программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности ИКТ в России.

"За счет широкого и последовательного внедрения таких технологий, как "электронное правительство", можно за короткое время достичь улучшений во многих сферах, в том числе снизить барьеры для бизнеса при лицензировании, подключении к электроэнергии, таможенном обслуживании", - заявил А.Праздничных.

Индекс развития ИКТ основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. В отчете приводятся подробные профили 142 стран и значения уровня проникновения и использования ИКТ в каждой национальной экономике.

В 2008 году в РФ была утверждена стратегия развития информационного общества. Она предусматривает, что к 2015 году Россия по уровню развития информационного общества должна войти в число 20 ведущих стран мира, а по уровню доступности национальной ИКТ-инфраструктуры для субъектов информационной сферы должна занимать позицию в международных рейтингах не ниже 10-й.

ИИ «Cargo.ru» 05.04.12г.

Федерализация таможни

Российская таможня имеет сравнительно небольшую современную историю. За 70 лет советской власти в ее функции в основном входило пресечение общеуголовной контрабанды, перемещения предметов искусства, изредка наркотиков и предотвращение ввоза на территорию Советского Союза продукции, не отвечающим высоким требованиям морального кодекса строителя коммунизма.

Времена изменились, и с начала 1990-х годов в стране стала бурно развиваться частная торговля. Естественно она начала выходить и на международный рынок. Таможенное регулирование внешней торговли первое время осуществлялось исключительно наобум. Раз за разом совершенствовались методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и в результате это регулирование полностью соответствует сложившейся по факту модели государственного капитализма.

Сейчас таможня приносит в государственный бюджет более половины всех доходов. Значительная часть из них приходится на обложение вывозными пошлинами экспорта энергоносителей. Стоить отметить, что за последние десять лет в этой сфере был наведен относительный порядок. За границу уже практически невозможно поставить некую «скважинную жидкость» и величина пошлин на экспорт нефти уже не зависит от произвольно выдумываемых цен. Пошлины на экспорт нефти жестко привязаны к цене на биржах. Очередным шагом по взятию под контроль сырьевого экспорта стала привязка уровня пошлин к биржевым ценам при вывозе металлов, котирующихся на Лондонской бирже. Теперь, в частности для владельцев «Норильского никеля» практически не оставлено лазейки для произвольного изменения экспортных цен.

Ранее все обложение экспорта энергоносителей было изъято из ведения региональных таможенных управлений и сконцентрировано в Центральной энергетической таможни, напрямую подчиняющейся руководству ФТС России. Нет разницы, где добывается нефть: на Северном Кавказе, в Татарстане, в Западной или Восточной Сибири – все финансовые потоки оказались замкнуты на Москву, а уж оттуда распределялись на регионы, в том числе, и на нефтедобывающие. Такой же шаг, централизации, был предпринят и в отношении импорта подакцизных товаров.

С формированием единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана, у предприимчивых людей стали возникать лазейки по уходу от такого обложения пошлинами. Российско-белорусская и российско-казахстанская границы сейчас практически никак не контролируются, и возникает реальная возможность вывоза и ввоза товаров через сопредельные территории, куда не распространяется недреманное око российской таможни.

Российские власти решили сделать следующий шаг. Он кажется достаточно кардинальным. На прошедших в марте 2012 года консультациях рассматривалось решение полностью избавиться от экспортных пошлин на энергоносители и перенести всю тяжесть фискального бремени непосредственно на этап добычи энергоресурсов. Поскольку налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) все равно существует и налоговая служба России показала неплохие результаты в его администрировании, то почему бы и не объединить НДПИ и экспортные пошлины в том самом налоге на полезные ископаемые?

Львиная доля дохода Федеральной таможенной службы как раз заключается в сборе экспортных пошлин на энергоносители. В случае их отмены на долю российской таможни останется в основном обложение импорта товаров. Тогда ФТС по своим функциям максимально приблизиться к таможенным администрациям западных стран. Вероятно, придется пересматривать и весь процесс организации работы.

Обложение сырьевого экспорта сейчас представляет собой четко отлаженную систему. Энергетической таможне приходится иметь дело с довольно ограниченным числом экспортеров, большинство из которых к тому же являются очень крупными и зачастую государственными компаниями. Импорт же товаров не так жестко монополизирован и им занимается значительное число компаний. Каждой таможне придется бороться за каждого участника ВЭД. Дело будет осложняться еще и прямой конкуренцией со стороны казахстанской и белорусской таможенных служб. Уже сейчас российские таможенники высказывают серьезную озабоченность растущей конкуренцией со стороны коллег по Таможенному союзу. А ведь на носу и создание единого экономического пространства, которое сметет последние границы между нашими странами и сделает возможным свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы.

В связи с этим остро встает вопрос полномочий региональных таможенных управлений России и таможен субъектов федерации. Уже сейчас зарплата таможенников частично зависит от сбора таможенных платежей и в связи с заявлениями руководства страны об оплате труда чиновников «по рынку» конкуренция между таможнями будет только усиливаться. Конечно, нет никакой речи о введении «тверского», «сахалинского» или «красноярского» вариантов таможенного законодательства. Речь идет именно о практике применения уже действующих законов.

Конечно, большинство жителей России проживает именно в ее европейской части. В Сибирском федеральном округе, занимающем 30% от территории нашей станы живет чуть более 12% россиян, а в Дальневосточном округе, площадь которого составляет более 36% от российской живет всего лишь 6,2 миллиона человек, 4,3% от российского населения. Но, тем не менее, снабжение этих регионов в основном контролируется компаниями, расположенными в столице. Вот и получается, что, например электроника, производимая в странах Юго-Восточной Азии, сначала привозится крупнейшими российскими ритейлерами в центральную часть страны, там проходит таможенное оформление, а уж потом транспортируется в Омск, Новосибирск или Хабаровск. Даже международные посылки, доставляемые из Китая в Сибирь, проходят таможенное оформление в Москве, Петербурге или Самаре.

Проводимая Федеральной таможенной службой реформа, основной идеей которой является перенос таможенного оформления к границам России, на наш взгляд не совсем отвечает сложившимся и даже желаемым транспортно-логистическим потокам. Дело в том, что именно в приграничных территориях России, как правило, не хватает достаточно квалифицированного персонала. Если на европейских границах еще можно организовать работу или вахтовым способом или привлекая местное население, то на китайской границе такой подход представляется не очень рациональным. Возможно, что более перспективным было бы развивать логистические площадки и соответствующую им таможенную инфраструктуру в российских провинциальных городах-миллионниках. Они имеют значительный потенциал развития, который в настоящее время не может развиваться из-за концентрации всех транспортных и финансовых потоков в столице страны.

Ключом к такому развитию могут стать усилия региональных властей, которые совместно с местными таможенными органами могли бы предложить крупным игрокам на рынке более выгодные условия в области логистики и таможенного оформления.

Примером такого развития может стать строительство под Новосибирском промышленно-логистического парка. Расположенный вблизи международного аэропорта Толмачево, Транссиба, Турксиба и федеральных автотрасс, связывающих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и Средней Азией он может взять на себя значительную часть европейских транспортных потоков. Пока из крупных проектов в этом парке запланировано строительство сортировочного центра российской почты. Уже этот шаг позволит значительно сократить транспортное плечо при доставке и оформлении посылок из азиатских стран, прибывающих в западносибирские регионы.

Еще одним образцом такого взаимодействия между региональными, федеральными властями и инвесторами является строительство «Русского Детройта» на территории Калужской области. В том случае калужские чиновники смогли предложить более выгодный вариант для иностранных автопроизводителей. В результате строительство производственных площадок развернулось не в Подмосковье (хотя первоначально планировалось именно там), а в провинциальной Калуге.

Такой положительный пример вполне может быть использован и при организации взаимодействия с крупными торговыми сетями. Но для такого маневра региональные власти должны иметь соответствующее желание, а региональные таможни должны иметь возможность предложить качественные и быстрые услуги по таможенному оформлению.

Если уж переносить таможенное оформление из столицы, то делать это вероятно следует не посредством строительства таможенно-логистических центров в чистом поле возле пограничной полосы, а изменением транспортных потоков крупных торгово-распределительных сетей. Наверное, и «Эльдорадо» и «М-Видео» и другие крупные игроки на рынке продаж импортной бытовой электроники заинтересовались бы предложением по созданию логистических центров в крупных городах России. А вслед за основными игроками, как за якорными арендаторами потянулись бы компании среднего эшелона, планирующие осваивать региональные рынки.

Для облегчения таможенного оформления можно было бы предложить облегченное придание таким крупным игрокам статуса уполномоченных экономических операторов в обмен на обязательство строительства и развития логистической инфраструктуры. Возможно и распространение экспериментов на придание особого таможенного статуса производственным площадкам, создание которого планируется в регионах России.

Отметим, что кроме решения центрального руководства для более широкого применения перспективных таможенных технологий на местах должна иметься и ярко выраженная воля руководства региональных таможен, которые должны совместно с бизнесом предлагать центру перспективные варианты логистики и таможенного оформления.

Развитие регионов, постепенное возвращение им полномочий может стать ключом к развитию всей страны. Может уже пора отходить от жесткой централизованной модели? На данный момент ее потенциал уже практически себя исчерпал. Первым звонком к такой смене вектора развития стала начинающаяся политическая реформа. Возвращение губернаторских выборов (пусть и несколько скорректированное по сравнению с предыдущей версией) является ярким знаком того, что центр намерен отдавать часть полномочий регионам. Одним из элементов такой децентрализации может стать и расширение полномочий региональных таможенных управлений и таможен в субъектах страны.

ИИ «9tv.ru» 04.05.12г.

В аэропорту Краснодара задержали узбеков с грузом насвая

В аэропорту Краснодара задержали двоих граждан Узбекистана. Они пытались провезти больше шести килограммов некурительного табака. По «зеленому» коридору они проносили сумки, в которых таможенники обнаружили зеленые гранулы со специфическим запахом.

Груз пассажиры распределили по три килограмма на каждого. В России на такую крупную партию табака нужно подавать декларацию, иначе ее конфискуют.

Товар изъяли и отправили на экспертизу. В лаборатории подтвердили: вещество является некурительным табачным изделием, более известным как насвай. Мужчины объяснили, что привезли его для себя и своих земляков.

Теперь узбекская диаспора в Краснодаре останется без табачных гостинцев. В настоящее время дело направлено в суд, который решит, что дальше делать с незаконным товаром.

Сайт прокуратуры Краснодарского края 05.04.12г.

Заместитель прокурора Краснодарского края утвердил обвинительное заключение по уголовному делу по факту пособничества в уклонении от уплаты таможенных платежей

Заместителем прокурора Краснодарского края утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении менеджера ростовской фирмы М., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 194 УК РФ (пособничество, в виде предоставления информации, в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере, взимаемых с организации).

Предварительным расследованием установлено, что не позднее февраля 2011 года генеральный директор коммерческой фирмы Д. договорился с руководством ростовской фирмы о проведении им таможенного оформления продукции, поступающей из Китайской Народной Республики. С этой целью фирмой, возглавляемой Д., был заключен договор комиссии со сторонней фирмой, по условиям которого Д. должен был получать и декларировать вышеуказанный товар, фактически поступавший для ростовской фирмы.

После этого Д. вступил в сговор с менеджером ростовской фирмы М. Преступная деятельность указанных лиц выглядела следующим образом.

М., получив от китайских поставщиков товаросопроводительные документы на груз, пересылала их по электронной почте в адрес Д., на основании которых последний через неустановленных лиц изготовил заведомо подложные документы о якобы имевшейся поставке упомянутых товаров подконтрольной ему оффшорной компанией в адрес возглавляемой им фирмы. При этом стоимость товаров была умышленно занижена. Данные подложные документы предоставлялись в Новороссийскую таможню.

В период с мая по июль 2011 года имели место 13 случаев предоставления в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения и повлиявшие на размер таможенных платежей.

Таким образом, в результате преступных действий фирма, возглавляемая Д., уклонилась от уплаты таможенных платежей на сумму свыше 3 миллионов рублей.

В рамках проводимого предварительного расследования с обвиняемой М. было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. На основании сведений, сообщенных М., была раскрыта схема совершения Д. преступления и установлены все обстоятельства, способствовавшие его совершению.

Предварительное расследование по данному уголовному делу проводилось следственным отделом Управления ФСБ России по краю.

Уголовное дело в отношении М. направлено в Октябрьский районный суд города Новороссийска для рассмотрения по существу.

По уголовному делу, возбужденному в отношении Д., ведется следствие.

ИИ «Юга.ру» 04.04.12г.

В Ростовской области задержана преступная группа, перевозившая товар через границу

3 апреля сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области совместно с коллегами из УФСБ, Южной оперативной таможни и полиции на территории базы в городе Каменск-Шахтинском было задержано 12 граждан России и двое граждан Украины.

По информации пресс-службы ПУ ФСБ России по региону, преступная группа осуществляла перегрузку товаров народного потребления, перемещенных через таможенную границу России в нарушении установленного порядка (без уплаты таможенных платежей и сборов).

В ходе осмотра было обнаружено 2 автомобиля "Газель" и 2 грузовых автомобиля "Мерседес Бенц", заполненных товарами народного потребления (свитера, спортивные костюмы в ассортименте).

В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица).

ИИ «161.ру» 04.04.12г.

4 апреля 2012 12:42 На Дону задержали 14 человек, нелегально перевозивших в Россию одежду

В Каменске-Шахтинском донские пограничники совместно с таможенниками и полицейскими задержали 14 человек. По данным пограничного управления ФСБ России по Ростовской области, задержанные входили в преступную группу, которая незаконно перемещала товары через российско-украинскую границу.

На территории базы в Каменск-Шахтинском было задержано 12 граждан России и двое граждан Украины, осуществлявших перегрузку товаров народного потребления, которые перевезли через таможенную границу Российской Федерации без уплаты таможенных платежей и сборов, – рассказал руководитель пресс-службы ПУ ФСБ России по Ростовской области Сергей Гречин. – В ходе осмотра места задержания обнаружено два автомобиля «Газель» и два грузовых автомобиля «Мерседес», заполненные свитерами и спортивными костюмами в ассортименте».

В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Статья предусматривает до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

«TKS.ru» 05.04.12г.

Подмена резидента

В экспортно-импортных операциях между Российской Федерацией и Китаем действует целая система фиктивных контрактов. Китайские торговцы постоянно изобретают незаконные (лукаво называемые "серыми") способы, расширяющие и упрощающие им торговлю с Россией. А российский предприниматель, ведущий малый либо средний бизнес, часто сознательно и охотно идет на поводу у своего "смекалистого" китайского партнера.

О фальшивках и призраках

Например, в нашей стране плохо известен тот факт, что гонконгские компании не являются резидентами континентального Китая. Российские бизнесмены не задумываются над смыслом лозунга: "Одна страна - две системы", под которым Гонконг был возвращен в состав КНР в 1997 году. Поэтому многие наши предприниматели не знают, что гонконгские компании в торговых отношениях с КНР выступают (и еще долго будут выступать) в качестве иностранных. Следовательно, во внешнеторговых контрактах они не могут называть себя китайскими экспортерами. Но гонконгские экспортно-импортные фирмы, как и все иностранные покупатели, могут приобретать китайский товар и перепродавать его в Россию или работать посредниками. Подобное "незнание" российских импортеров - дело выгодное! Поэтому в последнее время появилось большое количество российско-гонконгских контрактов, в которых гонконгские компании незаконно выступают в качестве китайских экспортеров.

На первый взгляд, такая подмена несущественна. Особенно если в силу своей неграмотности или коррупционности ее не замечают ни российский импортер, ни российские контролирующие органы (таможня, финконтроль, банки и другие).

Действительно, если китайский товар реально прибыл в Россию и законно выпущен на таможенную территорию РФ, то какая разница, кто его поставил - китайская компания или маскирующаяся под нее гонконгская?

Однако подобная подмена резидентов нерезидентами грубо нарушает законодательство КНР и специального административного района Сянган (Гонконга), поэтому гонконгские и китайские компании не совершают подобных правонарушений открыто. Внешнеторговый контракт, в котором заложена подобная подмена, является незаконным, и он изготавливается исключительно для иностранного партнера и его контролирующих органов (в первую очередь таможни). При заключении такого контракта, как правило, используются незарегистрированные печати (или просто штампы), подписи (а еще лучше - клише) неуполномоченных лиц, неофициальные названия компаний. Это делается для того, чтобы при разоблачении данное правонарушение можно было бы выдать за некую "шутку" (типа изготовления сувенирных денежных банкнот). Такой контракт не предназначен для глаз китайской таможни и других государственных органов КНР, но товар, указанный в нем, приходит в Россию.

Дело в том, что реальную поставку и оформление товаросопроводительных документов осуществляет настоящий китайский экспортер-резидент, который в гонконгском контракте может указываться только как производитель товара. Но данная (реальная и законная) поставка не может быть оформлена по вышеуказанному незаконному гонконгскому договору. Она оформляется по так называемому параллельному контракту между китайским экспортером и российским покупателем, который о нем и не знает. Сами китайцы называют такой контракт "призраком в таможне". "Параллельный экспортный контракт" тоже является фальшивым, но уже в том, что касается печати и подписи иностранного покупателя.

К такому документу, если он не наносит ущерба экономической безопасности КНР и не вызывает международного скандала, отношение китайских госчиновников достаточно снисходительно. К тому же электронная регистрация внешнеторговых сделок и электронный документооборот в Китае позволяют обойтись без предоставления госорганам подлинника на бумажном носителе. Но риски обнаружения подмены всегда остаются.

Бумаги на продажу

Возникает вопрос: "А зачем эти хлопоты нужны китайским фирмам?". Смысл - в выгоде.

Гонконгская компания, выдавая себя за законного китайского экспортера, пропускает через свои счета валютные поступления из России, тем самым под­держивая экономику Гонконга. Китайская же, поставляя товар по фиктивным контрактам, может, не боясь ответственности, сбывать производственный брак, контрафакт, продукцию подпольных предприятий.

В КНР уже давно сформировался и процветает нелегальный рынок внешнеторговых документов, на котором можно купить сверочную ведомость, внешнеторговый контракт, доверенность на таможенное декларирование, грузовую таможенную декларацию (ГТД), сертификат качества, сертификат происхождения, сертификат о фумигации, счет-фактуру, упаковочный лист, доверенность на товарную инспекцию, доверенность на складское хранение… К услугам этого рынка прибегают как легальные китайские компании, не имеющие права экспорта, так и нелегальные, или же предприятия, производящие контрафактную продукцию. Все они заинтересованы в возможности продать неразборчивым или недобросовестным иностранным покупателям некачественный или незаконный товар за реальные деньги. Но и легальные китайские внешнеторговые компании не брезгуют заключать фиктивные контракты и использовать фальшивые грузосопроводительные документы. Это делается для ухода экспортера от ответственности за качество поставляемого товара, вывода валютных поступлений за рубеж, получения дополнительной прибыли.

Читайте иероглифы

При обращении в таможню КНР основным (и достаточным для таможни) документом, удостоверяющим право заявителя на экспорт, является сверочная ведомость - документ строгой отчетности с персональным номером, выдаваемый конкретному китайскому экспортеру Управлением валютного регулирования КНР. Если куплен подлинный лист сверочной ведомости, то все остальные документы на конкретную партию товара просто подделываются. Российская таможня не видит эту сверочную ведомость, так как она не присутствует в нашем таможенном документообороте. Она видит только фальшивые "последыши". Более того, российский импортер в контрактах уже не включает китайскую ГТД в список товаросопроводительных документов. И если раньше китайцы изготавливали грузовую таможенную декларацию на китайском и английском языках, а то и на китайском и русском, то сейчас только на китайском. Такая китаеязычная ГТД вообще стала "неинтересной" для работников таможни РФ, отрезав тем самым последние крупицы правдивой информации о товаре и экспортере.

Похожий нелегальный рынок внешнеторговых документов уже давно "прорастает" и в России. Не им ли является производство поддельных российских сертификатов качества (сертификатов соответствия) на китайские товары, которые легко может приобрести российский участник ВЭД даже по Интернету?

У нас только ленивый не критикует таможенные органы за фискальный акцент в работе. Однако со вступлением России в ВТО многие таможенные сборы будут снижаться, но новые возможности международно-правовой защиты автоматически не заработают. И если российские импортеры и контролирующие органы (в первую очередь таможня) не научатся разоблачать фальшивки, несущие недостоверную информацию, то в потоке дешевых, но недоброкачественных иностранных товаров потонут многие сегменты российского рынка и оставшиеся российские производители.

Источник: "Российская газета"