Сегодня 25 июня 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (03.04.2012)

PDFПечатьE-mail

ИА «УНН» 02.04.12г.

Товарооборот между Украиной и Россией вырос в 1,5 раза - И. Калетник

КИЕВ. 2 апреля. УНН. За 2011 год товарооборот между Украиной и Россией составил 52 млрд дол. США, т.е. вырос в 1,5 раза. За прошлый год через российско-украинскую границу пропущено 8,4 млн транспортных средств. А общие объемы пропущенных грузов за 2011 год составили 111 млн тонн (+10%). Об этом глава Государственной таможенной службы Игорь Калетник заявил во время встречи с руководителем Федеральной таможенной службы России Андреем Бельяниновим, сообщили УНН в пресс-службе ГТСУ.

"Бизнес очень активно реагирует на улучшение условий предпринимательства, инвестирования. Поэтому, увеличение товарооборота - это, с одной стороны, хороший знак для таможенных служб, что мы движемся в правильном направлении. А с другой - это по-хорошему новый вызов для нас - упростить таможенные правила для еще большего роста взаимной торговли", - сказал И.Калетник.

ИЦ «Украина-2012» 02.04.12г.

На границе с Россией очередей не будет

В связи с проведением в Украине Евро-2012 таможенные службы Украины и России отрабатывают механизм, который позволит максимально упростить процедуру пересечения границы болельщиками.

Целый ряд таких договоренностей уже существует между Украиной и Польшей. В частности, в пунктах пропуска будут выделены сплошные полосы движения для отдельных категорий граждан: представителей УЕФА, команд-участниц, организованных групп болельщиков. Осуществление гражданами пограничных и таможенных формальностей будет происходить по принципу «одной остановки» в пункте пропуска, т.е. один раз на территории одной из двух стран.

Аналогичные направления украинские таможенники планируют реализовать с российскими коллегами. В частности, будет проводится работа по внедрению процедуры совместного контроля на украинско-российской границе. Уже отработана экспериментальная технологическая схема совместного контроля в пункте пропуска «Куйбышево - Дьяково».

Речь идет об определении перечня пунктов пропуска, в которых возможно выделение полос движения для автобусов с организованными группами болельщиков и легковых автомобилей граждан. А также об организации в период проведения чемпионата выносных рабочих мест для сотрудников таможни в пунктах пропуска для проведения контроля и регистрации транспортных средств непосредственно на полосах их движения и увеличение в пунктах пропуска, в случае необходимости, количества сотрудников таможенных органов Украины и РФ.

Также разработан порядок информирования в сети Интернет о наличии очередей перед пунктами пропуска. Таким образом, граждане, которые планируют поездку, смогут выбрать оптимальный маршрут исходя из загрузки пункта пропуска.

«Мы предлагаем, чтобы во время чемпионата наши эксперты совместно проанализировали эффективность нововведений относительно процедур на границе. И если мы придем к выводу, что они могут обеспечить, с одной стороны, качественный контроль, а с другой - быстрый пропуск через границу, то такие процедуры будут введены на постоянной основе», - отметил председатель Гостаможслужбы Игорь Калетник.

ИИ «Customs on-line» 02.04.12г.

Институт уполномоченного экономического оператора начинает работать в полную силу

С введением Таможенного кодекса Таможенного союза институт субъектов таможенных правоотношений пополнился новым лицом - уполномоченным экономическим оператором. Ранее льготный режим предоставлялся в рамках Таможенного кодекса Российской Федерации как «специальная упрощённая процедура».

Уполномоченный экономический оператор (УЭО) в Таможенном союзе - это юридическое лицо, которое должно отвечать определённому перечню общих требований и соблюдать общие условия, а также отвечать дополнительным требованиям и соблюдать дополнительные условия, которые могут быть установлены в стране Таможенного союза, в соответствии с законодательством которой уполномоченный экономический оператор создан как юридическое лицо.

Статус УЭО признается только на территории того государства, которое присвоило данный статус. УЭО в России должен отвечать установленным в Таможенном кодексе Таможенного союза и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» критериям.

Статус УЭО даёт юридическому лицу:

1. Возможность осуществления временного хранения иностранных товаров на площадях (складах) уполномоченного экономического оператора без включения его в Реестр владельцев СВХ.

2. Отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров.

3. Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической декларации; периодическое таможенное декларирование.

4. При применении УЭО предварительного декларирования таможенный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров. Это позволит УЭО быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки оформления товаров;

5. Возможность заключения между УЭО и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи таможенных пломб и иные вопросы.

Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на переработку.

6. Относительно таможенного транзита УЭО предоставлено право доставки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, на территории УЭО, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения. Пределы такой зоны определяются в соглашении, о котором говорилось выше.

При всех обозначенных упрощениях необходимо обратить внимание на следующее.

Правительство Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза вправе определять перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

Правительство Российской Федерации вправе определять порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вывозимых из Российской Федерации, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров. Особенности завершения таможенного транзита иностранных товаров не применяются при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган.

В случае если в соответствии с системой управления рисками таможенный орган примет решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации, поданной уполномоченным экономическим оператором или таможенным представителем по его поручению, такой таможенный контроль проводится в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, где размещены такие товары, в приоритетном порядке.

Сейчас в России в списке лиц, пользующихся специальными упрощёнными процедурами таможенного оформления, состоят 153 организации.

С 5 января 2012 года действует Административный регламент ФТС России, устанавливающий порядок осуществления таможенными органами действий по включению в реестр уполномоченных экономических операторов заинтересованных лиц, а также форма свидетельства и порядок его заполнения (приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов»).

Институт УЭО в полной мере только заработал, но, несомненно, преимущества, которые предусмотрены для УЭО, являются существенными и способны значительно облегчить деятельность предпринимателей.

ИИ «Растаможка.ру» 02.04.12г.

Пассажир самолета авиарейса «Стамбул – Краснодар», в багаже которого находилось 233 пары обуви, предпринял попытку пройти таможенный контроль по «зеленому» коридору. По сообщению пресс-службы Краснодарской таможни, когда пассажир находился в информационной зоне зала прилета, сотрудник таможни спросил у пассажира, нет ли у него товаров, которые подлежат обязательному письменному декларированию.

В ответ на вопрос пассажир сказал ему, что в его коробках только подарки для родственников. Когда же багаж начали рассматривать на рентгено-телевизионной установке, то сразу установили, что в нем очень много обуви. После взвешивания стало понятным, что весит багаж 127 килограммов, а это явное превышение установленной законом нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

После того, как был произведен таможенный досмотр, стало очевидным, что это коммерческая партия женской и мужской обуви в количестве 233 пары. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по признакам статьи «Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию». Товар изъяли и направили на товароведческую экспертизу для определения того, сколько он стоит.

«Виртуальная таможня» 02.04.12г.

Таможенное соглашение с Грузией вступит в силу с присоединением РФ к ВТО

Российско-грузинское соглашение о таможенном администрировании и мониторинге торговли вступит в силу с присоединением РФ к ВТО. Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя директора департамента информации и печати МИД РФ Марию Захарову.

"Соглашение еще не вступило в силу. Это произойдет одновременно с присоединением России к ВТО", - сказала она. Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии - последнему камню преткновения на пути вступления РФ во Всемирную торговую организацию - в ноябре 2011 года.

Компромиссный вариант соглашения был разработан при посредничестве Швейцарии. В частности, документ предусматривает размещение на сухопутных участках границы международных наблюдателей, которые будут вести контроль за передвижением грузов. Сейчас стороны находятся на подготовительном этапе.

"В настоящее время Швейцария, выступающая в качестве независимой третьей стороны, подбирает на согласование с Россией и Грузией компетентную частную компанию, которой будет поручено независимый аудит региональной торговли и содействие таможенным службами двух стран", - добавила представитель российского МИД. "Представители компании будут наблюдать за выполнением грузинскими таможенными органами надлежащих таможенных процедур, в отношении товаров, перемещаемых через границы Грузии с республикой Абхазия, Российской Федерацией и республикой Южная Осетия". В Москве придают важное значение предстоящей работе новой компании на территории Грузии.

«TKS.ru» 03.04.12г.

Конструкторы больше не работают

Таможенный союз не считает автомобильный кузов только каркасом

Ввозимые в Россию автомобили-"конструкторы" приравнены к полнокомплектным иномаркам. С конца апреля таможенная пошлина на них составит 15% от задекларированной стоимости вместо прежних 5%. Таможенники ссылаются на решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), постановившей отнести "каркас кузова автомобиля" к той же номенклатурной позиции, что и ввозимый кузов. Приморские бизнесмены утверждают, что неформальные ограничения действуют с осени прошлого года. По мнению экспертов, эта мера призвана поддержать отечественный автопром, но ударит по местному автобизнесу и покупателям "бюджетных" машин

С конца апреля в России повысятся таможенные пошлины на ввозимые автомобили-"конструкторы" (разобранные кузова машин, которые собираются на территории РФ после таможенного оформления.— "Ъ"). Они будут приравнены к полноценным иномаркам. Ранее пошлина за ввоз "конструктора" составляла 5% от задекларированной стоимости автомобиля. Фактически импортеры пользовались законодательной "лазейкой". В единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза предусмотрена товарная позиция для частей кузовов транспортных средств (8708 ТН ВЭД ТС), по которой пошлина взимается в размере 5%. Именно под эту номенклатуру и попадали "конструкторы", в то время как полноценные иномарки оформлялись по товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС. Она предполагает взимание пошлины в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 5 тыс. евро за шт. Однако в конце марта Дальневосточное таможенное управление Федеральной таможенной службы (ДВТУ ФТС) разместило на официальном сайте сообщение о новом порядке ввоза иномарок. Российские таможенники ссылаются на решение коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 15 марта 2012 года № 8 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза каркаса кузова легкового автомобиля". В соответствии с документом "каркас кузова легкового автомобиля" классифицируется в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС, "как кузов в неукомплектованном виде", говорится в разъяснениях ЕЭК. Документ официально опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru) 21.03.2012 и вступает в силу по истечении 30 календарных дней, говорится в сообщении, которое на сайте ДВТУ датировано 28-м марта.

Как сообщил "Ъ" бизнесмен, занимающийся поставкой японских автомобилей и пожелавший остаться неназванным, данный документ лишь подтверждает сложившуюся ситуацию. Неформальные рекомендации, которые исключают провоз и декларирование "конструкторов", действуют в Приморье еще с ноября прошлого года. "До этого момента такая услуга была довольна популярна. С одной стороны, в случае внешних повреждений в ДТП автомобилист мог заказать только кузов, таким образом, избегнуть зачастую неоправданно дорогого ремонта. С другой стороны, кузова возили и "под документы", оформляя соответствующим образом и получая новые авто",— рассказал собеседник. Он признался, что это была едва ли не последняя возможность рядовому потребителю привезти себе "нормальный работающий автомобиль". Предприниматель назвал принятый документ "очередным закручиваем гаек". "Теперь, если вы захотите привезти себе новый кузов, то придется заплатить полноценную пошлину в 5 тыс. евро, что, конечно, очень дорого",— сказал он.

Доцент кафедры "Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей" Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) Сергей Павлишин считает, что ограничения ударят по большому сегменту экономически активного населения, как в Приморье так и в Хабаровском крае. Многие люди, которые ввозили японские автомобили, проводили обследование, предпродажную подготовку и тюнинг, уже лишились большой части доходов, а то и работы. "До того, как ввели жесткие пошлины на ввоз праворуких "японок", этот бизнес кормил немало технически грамотных и энергичных людей,— напоминает собеседник.— Потом большая их часть вынуждена была свернуть дело, и уехать на Запад, с европейским импортом проблем меньше". Нововведения ударят и по мелкому автосервису, ведь обслуживание подержанных "японок" — "хлеб" для многих дальневосточников.

Кирилл Маркин, аналитик Инвесткафе, утверждает, что таможенное нововведение направлено на защиту отечественного рынка новых легковых автомобилей и в первую очередь в ДФО — именно здесь наиболее распространены японские автомобили с пробегом. "Причем, естественно упор в законе делается на технику, в которой рулевое колесо расположено справа. Текущая ситуация такова, что при ввозе конструктора автолюбителю придется расстаться с гораздо более значительной суммой, нежели это было ранее. Налицо попытка убить двух зайцев. Во-первых, сократить число "праворульных" автомобилей; во-вторых — защитить отечественных автомобилестроителей",— говорит эксперт.

При этом в сегменте дорогих, эксклюзивных японских автомобилей серьезных изменений не произойдет. Японские спортивные автомобили всегда пользовались спросом у определенной категории автолюбителей и различные финансовые и организационные проблемы не останавливали их и ранее. "Сильнее всего новые правила ввоза "ударят" по автомобилям бюджетногои среднего ценового класса. В принципе, такова и была цель закона, так как производимые в России автомобили, в большинстве, ориентированы именно на этот сегмент рынка",— объясняет аналитик Инвесткафе.

«TKS.ru» 02.04.12г.

Соглашение о бесконечной торговле

Москва и Брюссель никак не могут договориться об основах взаимоотношений. Разработка нового базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое стороны должны были согласовать сразу после вступления России в ВТО в декабре прошлого года, неожиданно застопорилась из-за возникших разногласий. По данным "Ъ", ЕС настаивает на внесении в соглашение ряда пунктов, не охваченных договоренностями РФ с ВТО. Москва обвиняет Брюссель в том, что он "хочет все и сразу".

Без базового соглашения о сотрудничестве РФ и ЕС живут с 2008 года. Прежний договор 1994 года (вступивший в силу в 1997-м) действовал десять лет и к 2007 году, по общему мнению сторон, безнадежно устарел. РФ и ЕС рассчитывали быстро разработать новый документ взамен прежнего, однако процесс то и дело прерывался из-за непредвиденных обстоятельств — торговая война с Польшей, политические разногласия с Литвой и общее охлаждение отношений с ЕС из-за войны в Южной Осетии.

Последним препятствием на пути принятия соглашения стали затянувшиеся переговоры по вступлению России в ВТО. Переговорщики сочли, что нет смысла разрабатывать экономический раздел базового документа до прояснения условий, на которых РФ присоединится к организации (членами которой являются все страны ЕС),— постпред РФ при ЕС Владимир Чижов назвал это в свое время "затянувшейся технической паузой".

Между тем, вопреки ожиданиям Москвы, процесс согласования базового соглашения не активизировался и после 16 декабря 2011 года, когда РФ наконец приняли в ВТО. "Наши партнеры из Еврокомиссии почему-то решили попытаться получить от РФ сверх того, что стало предметами договоренностей в рамках ВТО, и проявили неготовность, по крайней мере на данном этапе, воспроизвести в торговом разделе нового базового соглашения РФ—ЕС условия, которые согласованы нами при вступлении во Всемирную торговую организацию,— заявил "Ъ" глава МИД РФ Сергей Лавров.— Они, по сути, хотят "ВТО плюс", но этого не получится".

По словам министра, если бы Москва пошла навстречу Брюсселю, ей пришлось бы "те же дополнительные льготы распространять не только на членов ЕС, но и на всех участников ВТО". "А это, по существу, приглашение к тому, чтобы пересмотреть итог 18-летних переговоров о вступлении России в ВТО, причем в пользу ЕС",— пояснил господин Лавров.

Глава МИД РФ не исключил, что могут быть и, "наверное, даже должны быть дополнительные договоренности между РФ и ЕС, которые пойдут дальше режимов, которые РФ согласовала в рамках ВТО". "Но сначала нужно ратифицировать договоренности по ВТО, дать им поработать, а уж потом заводить речь об их каком-то дополнении. Новое базовое соглашение с ЕС возможно только в контексте воспроизведения в его торговой части договоренностей в рамках вступления РФ в ВТО",— резюмировал министр.

В ЕС позицию господина Лаврова восприняли с недоумением. "Порой мне кажется, что мы говорим о разных соглашениях,— посетовал "Ъ" европейский дипломат, знакомый с ходом переговоров.— О тех вопросах, которые стали предметом споров сейчас, мы говорили нашим российским партнерам и раньше. Мы считаем, что нет смысла откладывать на потом важные договоренности в торгово-инвестиционной сфере, если обо всем можно условиться уже сейчас".

По словам собеседника "Ъ", суть разногласий Москвы и Брюсселя сводится к следующему. ЕС хотел бы, чтобы экономический раздел нового соглашения был максимально объемным. В РФ же считают, что в документе не стоит расписывать детали торгово-экономических отношений, оговорив лишь общие принципы сотрудничества, а специфические вопросы решить в рамках дополнительных договоров. В экономической части соглашения Москва хотела бы воспроизвести именно те условия, о которых она договорилась в рамках вступления в ВТО. В Брюсселе же считают, что этого мало: ЕС настаивает на внесении в соглашение ряда пунктов, не охваченных договоренностями РФ с ВТО. По словам европейского дипломатического источника "Ъ", речь идет о торгово-инвестиционном законодательстве, конкуренции и режиме госзакупок.

Это принципиальные вопросы. На днях Еврокомиссия объявила о намерении закрыть доступ к европейским госзакупкам компаниям из стран, где действуют преференции национальным поставщикам товаров и услуг для госорганов. При присоединении РФ к ВТО российские компании могли рассчитывать на практически неограниченный доступ к европейскому госзаказу объемом €500 млрд, в случае же утверждения предложения Еврокомиссии Европарламентом подобная перспектива станет призрачной, предвещая новые антидемпинговые меры, оспорить которые РФ не сможет до тех пор, пока не откроет собственный рынок госзакупок (подробнее см. "Ъ" от 26 марта).

"Все эти вопросы мы могли бы решить в рамках нового базового соглашения",— полагает европейский дипломат. Причем, по его словам, договоренности между РФ и ЕС не обязательно должны распространяться на всех членов ВТО. "ВТО — это универсальный договор. Соглашение РФ—ЕС — билатеральное",— пояснил дипломат.

"Европейцы хотят все и сразу. Так дела не делаются",— возражает источник "Ъ" в МИД РФ. По его словам, тема выхода из тупика на переговорах по новому базовому соглашению может стать одной из центральных на предстоящем саммите Россия—ЕС.

Однако оба дипломатических собеседника "Ъ" — и европейский, и российский — признают: прорыва на саммите ожидать не стоит. Впрочем, оба призывают не драматизировать ситуацию. "Пока получается обходиться и без этого соглашения,— говорит европейский дипломат.— Но наши отношения были бы более прочными и предсказуемыми, если бы оно было".

«TKS.ru» 02.04.12г.

Плюсы и минусы таможенной кооперации

Спустя два года после создания ТС (Таможенного союза) в Казахстане разгорается бурное общественное обсуждение перспектив, которые влекут за собой участие страны в Таможенном и Евразийском союзах. И оно носит критический характер. Уже сейчас очевидно, что результаты двухлетней работы ТС неоднозначны. По мнению многих политиков и экспертов, страна больше потеряла как в экономическом, так и в политическом плане, чем получила.

Хотели как лучше...

Прошло более двух лет с момента образования Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Таким образом была реализована идея евразийской интеграции, авторство которой приписывается президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву (он предложил создать на пространстве бывшего СССР Евразийский союз государств еще в 1994 году). По задумке президента Казахстана, благодаря этому союзу территория трех стран должна была стать связующим звеном в торговле между Европой и Азией, с одной стороны, и противовесом ЕС и мощной экономике Китая – с другой. Дополнительными аргументами в пользу создания ТС стали общность цивилизационных и культурных ценностей наших стран и необходимость совместного выживания в условиях глобализации. При этом были провозглашены такие принципы, как построение союза на условиях равенства, уважение суверенитета и неприкосновенности границ.

Другой вопрос – каковы реальные результаты вступления Казахстана в Таможенный союз? Если верить официальной статистике, то уже сейчас результаты функционирования ТС являются впечатляющими. Согласно данным агентства РК по статистике, за 11 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 33,7% с 16,1 млрд. долл. США до 21,4 млрд. долл. США и составил 18,9% от общего товарооборота Казахстана. Экспортные поставки в страны Таможенного союза выросли с 4,9 млрд. долл. США до 6,7 млрд. долл. США, то есть на 37%. В 2012 году рост товарооборота между странами – участниками ТС превысил 100 млрд. долл., а рост товарооборота Казахстана с Россией и Беларусью составил 21,7 млрд. долл.

Подскочили цены, возросла безработица

Ряд экспертов тем не менее считают, что участие Казахстана в ТС привело, наоборот, к ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Так, за последние два года в стране резко подорожали товары и продукты, которые экспортируются в Казахстан из других стран, не входящих в Таможенный союз. Наиболее ощутимым для населения страны оказалось увеличение стоимости на ГСМ, автомобили, бытовую технику, сельскохозяйственные продукты (мясо) и другие важные товары. Исторически сложилось, что большая часть товаров ввозилась в страну из Китая, Турции и Арабских Эмиратов. Торговлей, в том числе челночной, жил значительный процент населения страны. По словам известного казахстанского политолога, директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, «по статистике, в Казахстане 2,5 миллиона человек принадлежали к самозанятому населению. Из них более 500 тысяч – это люди, занимавшиеся торговлей. Как «челночники», так и владельцы автосалонов и магазинов. Все они либо остались без работы, либо серьезно пострадали из-за того, что ввозные пошлины из третьих государств значительно выросли и их бизнес оказался нерентабельным». По словам эксперта, в результате того, что они пополнили армию безработных, серьезную дополнительную нагрузку получил весь казахстанский рынок труда.

А как же ВТО?

Довольно спорным выглядит членство Казахстана в Таможенном союзе в связи со скорым вступлением республики в ВТО. Возникает вопрос: в чем экономическая целесообразность участия в региональном объединении, если в ближайшей перспективе – членство в глобальном образовании? Тем более что правила ТС и ВТО друг другу противоречат, а правительство страны, по словам Досыма Сатпаева, никак не может выработать технологию приведения этих норм в соответствие друг другу.

Но самое главное, по мнению казахстанского журналиста и политолога Тулкина Ташимова, состоит в том, что ни ВТО, ни ТС не решают главную проблему Казахстана – сырьевой характер экономики. В рамках единого экономического пространства (ЕЭП) произошло объединение источников сырья для остального мира, но не более. И Казахстан воспринимается как источник сырья, а не производитель.

Пошлины, техрегламенты и палки в колеса

Следующим шагом по пути постсоветской реинтеграции становится Евразийский союз, об образовании которого в декабре 2011 года договорились руководители трех государств. База для него уже создается в виде ЕЭП, при котором снимаются все преграды при перемещении товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Среди плюсов единого экономического пространства эксперты называют унификацию требований и стандартов к товарам и услугам, проведение согласованной промышленной политики для того, чтобы избежать технологических разрывов и несовместимости продукции.

Вместе с тем практика показывает, что между странами ТС еще достаточно противоречий. Несмотря на отмену внутренних пошлин, существует много способов затормозить поставки отдельных видов продукции на рынок соседних государств. И Россия активно пользуется ими, требуя, например, унификации техрегламентов. А пока казахстанские техрегламенты, например на молочные продукты, не соответствуют российским, это является поводом для отказа в их поставках на российскую территорию. И так во многом.

Кроме того, существует конфликт интересов, связанный с сохранением экспортных пошлин при вывозе товаров за пределы ТС. Политика в области экспортных цен особенно важна и для Казахстана в связи с тем, что наибольший удельный вес (58%) среди экспортных продуктов составляют минеральные продукты и углеводороды: уголь, руды, хромовые соединения, нефть, нефтепродукты. Причем, по мнению большинства экономистов, в ближайшее время скорее следует ожидать повышение экспортных пошлин, чем их отмену.

Националисты обещают народный взрыв

Говоря об оценках вступления Казахстана в ТС, нельзя не упомянуть об усиливающейся критике этой инициативы со стороны представителей националистического лагеря. Участие Казахстана в данном интеграционном образовании выступило в качестве своеобразных дрожжей, позволив националистам более четко сформулировать свою позицию и начать активную антиправительственную кампанию. Со стороны национал-патриотических сил идет откровенная попытка представить Таможенный союз в качестве реализации Россией своих имперских амбиций, где Казахстану отводится роль одной из колонии. То есть для национал-патриотов найден идеальный объект для разыгрывания карты образа врага. Не зацикливаясь на оценках экономического плана, националисты ставят вопросы утраты политического суверенитета и независимости. В качестве доводов приводятся создание наднационального органа – экономической комиссии – и возможное введение единой наднациональной валюты. Непропорциональное представительство в ней участников союза (Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Беларусь – по 21,5%), позволяющее России занимать доминирующие позиции, также рассматривается в рамках возрождения на новом этапе Российской империи, в которой другие страны могут находиться только на ролях младших партнеров, и не более. По словам политолога и зама вице-президента общественного фонда «Абай-аппарат» Айдоса Сарыма, «казахоязычное большинство, а это 67% населения страны, в особенности молодежь, в том числе очень образованные слои населения, получившие и получающие образование за рубежом, это начинание не поддерживают. Особенно в том виде, в каком объединение происходит сейчас. В неравноправном положении стран в ТС большая часть казахстанского общества видит имперскую позицию России, попытку восстановить подобие Советского Союза в новом прочтении».

Каждый десятый казахстанец ничего не знает о Таможенном союзе

Известно, что критика является полезной в рамках обсуждения тех или иных решений. Однако любая критика теряет свою ценность, когда она превращается в игру на эмоциях или в банальный способ заработать себе политические дивиденды. Как это ни печально, наблюдая за общественной дискуссией в Казахстане по поводу Таможенного союза, складывается именно такое впечатление. В дискуссию по поводу Таможенного союза подключаются все больше и больше экспертов, высказываются разные точки зрения, но профессионализма в обсуждениях больше не становится. Так, например, различные эксперты выступают от имени народа, который якобы находится на грани взрыва и готов выйти с протестом против ТС. В то же время данных, подтверждающих такого рода высказывания, никто не приводит.

Наоборот, как показывают опросы населения Казахстана, половина граждан страны поддерживают идею создания Таможенного союза (опрос проводился в ноябре 2011 года общественным фондом «ЦСПИ «Стратегия»). Против этого объединения высказались 17% опрошенных. Почти каждый пятый выражает безразличие по данному вопросу. А каждый 10-й житель вовсе ничего не знает про Таможенный союз. Конечно, если сравнить с началом 2010 года, когда ТС только вступил в законную силу, то лояльность населения в отношении союза заметно уменьшилась. Тогда более 70% граждан были за вступление Казахстана в ТС. Очевидно, за прошедшие два года оптимизма у людей поубавилось, и можно предположить, что именно из-за неоднозначных социально-экономических последствий работы действующего таможенного объединения. Кроме того, по мнению Досыма Сатпаева, «государственная информационная политика по этому вопросу откровенно слаба, населению не объясняются плюсы и минусы таможенного союза, поэтому возникает простор для толкований и сомнений».

Понятно, что население в своем большинстве испытывает опосредованные и во многом сформированные под воздействием СМИ чувства по отношению к ТС. Не зря 38% респондентов (относительное большинство) отвечают, что лично для них и их семей от Таможенного союза нет ни пользы, ни вреда. Соотношение тех, кто заявляет о выгодности или вредности ТС, составляет 28% и 18% соответственно. Как видим, сформированного мнения о Таможенном союзе среди населения Казахстана нет. Значит, ТС пока еще не сказался существенным образом на жизни большинства граждан, либо его влияние имеет неоднозначный характер.

«TKS.ru» 02.04.12г.

Таможенный союз обзаведется единой валютой не раньше 2020 года

Руководитель экономического сектора Института энергетики и финансов России Сергей Агибалов считает, что единая валюта в странах ЕЭП может появиться не раньше 2020 года.

"В перспективе в Таможенном союзе, который теперь расширился до Единого экономического пространства, обсуждается возможность введения единой валюты, но ни Беларусь, ни Россия, ни Казахстан пока к этому не готовы. Много противоречий, много вопросов и мнений", - сказал Агибалов на конференции "Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов в Республике Беларусь" в понедельник, 2 апреля, в Минске.

Он подчеркнул, что "эта перспектива - не ранее, чем 2020 год". "Единая валюта появится не раньше, чем в 2020 году", - сказал Агибалов.