Сегодня 25 мая 2017 года
Для слабовидящих

Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом

PDFПечатьE-mail

Любая организация, а тем более выполняющая контролирующие и правоохранительные функции, высоко ценит опыт сотрудников, прошедших школу мужества и получивших армейскую закалку, и гордится теми, кто побывал в «горячих точках» и на деле уже доказал, что и в бою готов отстаивать честь нашей Родины.

2012-03-02-bahtin_2_320x200Есть и среди сочинских таможенников те, кто исполнял обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и в вооруженных конфликтах, иначе говоря, участники боевых действий, воины – интернационалисты, прошедшие суровую жизненную школу в Афганистане и на территории Чеченской Республики. Это - Олег Кочемасов, Виталий Филимонов, Руслан Харисов, Илья Кобылкин, Рустами Гоцеридзе, Олег Бахтин. В подтверждение их верности долгу и присяге, смелости и отваги - заслуженные награды, среди которых ордена «Красной звезды», медали «За боевые заслуги», «За отвагу» и «За безупречную службу», нагрудные знаки «За дальний поход», «За отличную службу». Военный опыт и закаленный в бою характер теперь помогают им с честью нести службу по защите экономических интересов государства на его южных рубежах.2012-03-02-bahtin__85__320x200

Сегодня на таможенные органы возлагается множество разнообразных задач. Наряду с осуществлением правоохранительной функции и пополнением государственного бюджета, от таможни требуется разработка и использование наиболее эффективных методов таможенного регулирования. От этого напрямую зависит формирование благоприятного делового климата в России, а значит и совершенствование нашей экономики. Поэтому закономерно, что одним из актуальных направлений деятельности таможни становится проведение комплекса мероприятий, которые были бы направлены на ускорение и упрощение таможенных процедур и при этом способствовали пресечению и профилактике правонарушений в таможенной сфере.

2012-03-02-bahtin_4_320x200Для решения этих задач в Сочинскую таможню для размещения на новом пункте пропуска МАПП Адлер, что на границе с Республикой Абхазия, в конце 2011 года прибыл мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК).

Данное техническое средство таможенного контроля признано в качестве наиболее эффективного инструмента для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. Используя проникающее ионизирующее излучение, МИДК позволяет за минимальное время - не более 3-5 минут, получить изображение сканированного транспортного средства и изображение перевозимых в нем товаров. При этом идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров возможно без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства.

Для работы с этим удивительным техническим средством в Сочинской таможне создано новое подразделение – отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов, в который сейчас активным образом идет набор квалифицированных специалистов.2012-03-02-bahtin___320x200

Мой собеседник – начальник недавно созданного подразделения ОПИДК, подполковник таможенной службы Олег Михайлович Бахтин.

Олег Михайлович – потомственный кадровый офицер. Пример отца - офицера ВВС, инженера по ядерному вооружению и жизнь в военных городках предопределили выбор его профессии. «Из 22 мальчишек нашего класса, 18 - стали офицерами. А из четверых ребят, живших со мной на одной лестничной площадке, только я задержался в звании подполковника», - с некоторой грустью и самоиронией рассказывает мой собеседник. Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом.

За плечами Олега Михайловича 34 года службы под погонами. Закончив в 1982 году Ленинградское высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений, молодой инженер по эксплуатации воздушного транспорта был направлен в Туркестанский военный округ на военный аэродром Тузель.

Этот аэродром занимался снабжением советских войск, находящихся в Афганистане. Именно отсюда шла переброска личного состава, оружия, техники и продовольствия. Здесь же располагалась и таможня, с сотрудниками которой военная комендатура взаимодействовала вплотную. Совместные дежурства, а потом и дружба Олега Михайловича со старшим смены полевой группы таможни Всеволодом Васильевичем Новиковым в дальнейшем сыграет не последнюю роль в биографии Бахтина.

2012-03-02-bahtin_IMG_2046_320x200Год спустя руководство аэродрома предложило Олегу Михайловичу должность помощника военного коменданта по другую сторону воздушного сообщения - в аэропорту Кабул. В его новых обязанностях теперь была встреча грузов и их размещение на территории Афганистана, тем самым обеспечивая взаимодействие между войсковыми частями - мотострелками, десантниками и авиацией. Вся работа, которую на территории России осуществляли таможенные органы и служба пассажирских перевозок, в Афганистане возлагалась на службу военных сообщений. В ходе проведения административно-тыловой работы и проверки финансово-экономической деятельности воинских частей по перевозкам, помощнику военного коменданта по долгу службы приходилось много перемещаться по территории Афганистана.

«В командировки вылетали вертолетами, но чаще в составе колонн наших войск, - рассказывает Олег Михайлович, - соответственно, и в переделки попадали вместе. Однажды, возвращаясь в составе колонны с военной базы Баграм, что в 70 км от Кабула, попали в засаду. У нас было 56 КамАЗов, груженных бочками с топливом. «Душманы», притаившиеся в засаде, подожгли впереди идущие афганские машины с бензином, а затем начали обстрел нашей колонны. Боевики обстреливали бочки пулеметными очередями, а потом били трассерами, дабы поджечь. 9 машин с топливом сгорели, но к чести наших ребят, можно сказать, что совместными усилиями сумели спасти все 9 тягачей, отцепив их от горящих бочек».2012-03-02-bahtin_IMG_4507_320x200

Обстрел боевики вели с 40-50 метров, скрываясь за виноградниками. Спасая машину от поджога, пулевые отверстия затыкали виноградной лозой, тем самым не давая топливу выливаться. Всего в машине, в которой следовал Олег Михайлович, впоследствии насчитали 18 пробоин.

«Бой шел около 2 часов, - продолжает свой страшный рассказ мой собеседник, - вокруг горело 160 тонн топлива. Чтобы спасти колонну, было принято решение двигаться сквозь пламя, которое распространилось на пол километра. Закрывали окна, чтобы не сгорели волосы, а горящие колеса тушили на ходу».

А тот факт, что ни один человек не получил даже ранения, Олег Михайлович объясняет так: «Берегли ребят, под пули не подставляли».

Олег Михайлович впоследствии был награжден медалью «За боевые заслуги» и отправлен на месяц в госпиталь. Вспоминая тот эпизод, мой собеседник рассказывает о безграничном мужестве и отваге солдат срочной службы: «Единственным прикрытием колонны были двое «камикадзе», которые управляли 4-х ствольной зениткой, установленной нашими умельцами на одной из платформ КамАЗа. Ничем не прикрытые 18-летние ребята на тачанке в современном исполнении носились вдоль колонны и «стригли» по заборам, прикрывая нас ценой собственной жизни» - продолжает Олег Михайлович.

Но среди воспоминаний моего собеседника это - не самое страшное. «Действительно было страшно, - и взгляд моего героя становятся твердым и непроницаемыми, - когда с нашего аэродрома по три экипажа в сутки теряли. Утром вместе завтракали, снаряжали, а вечером узнавали, что их уже нет в живых…»

2012-03-02-bahtin_IMG_4530_320x200Вернувшись в 1985 году из Афганистана, Олег Михайлович был направлен в аэропорт города Минеральные Воды, где также занимался организацией военных перевозок. Но и в мирной жизни пришлось предотвращать факты насилия и жестокости. В феврале 1989 года он участвовал в операции по освобождению людей, взятых террористами в заложники. Этот случай помнит вся страна, когда во Владикавказе террористы захватили автобус со школьниками, и, выдвинув ряд требований, одним из которых было предоставление самолета для вылета в Израиль, двое суток держали детей в аэропорту Минеральных Вод. Благополучный финал этой истории также известен многим: требования террористов были выполнены, дети освобождены, а бандиты, вылетевшие с огромной суммой денег в Израиль, арестованы в Тель-Авиве и возвращены в Россию.

После была служба в Ростовском аэропорту, где Олегу Михайловичу также пришлось столкнуться с человеческим горем. Начало 90-х были ознаменованы трагическими событиями в Армении и Азербайджане. Межнациональный конфликт на территории бывших союзных республик потребовал вмешательства российской стороны. Олег Михайлович был свидетелем, как в связи с необходимостью срочного направления наших войск в Баку, военные подразделения формировались по принципу партизан. Из близлежащих городов собирали гражданских – шахтеров, рабочих с заводов, их со всей Ростовской области привозили в аэропорт, снаряжали обмундированием и оружием, и самолетами, всего было отправлено около 40 бортов, перебрасывали в Баку. Несколько дней спустя в Ростовском аэропорту встречали семьи военнослужащих.

«Люди были практически раздетые. Женщины и дети - чуть ли не в тапочках, они спасались от резни, - делится Олег Михайлович, - одним за другим прилетело порядка 20 воздушных судов, в каждом из которых находилось до 300 человек. Ночь, на улице 20- градусный мороз. Перед нами стояла задача: одеть, накормить и разместить беженцев».

После этих событий было принято решение о создании военной комендатуры и в Сочинском аэропорту, куда и направили опытного военного инженера Олега Михайловича Бахтина.

Здесь, в аэропорту города Сочи, прямо на взлетной площадке Олег Михайлович с удивлением и радостью встретил своего сослуживца Всеволода Васильевича Новикова - начальника Сочинской таможни, от которого буквально тут же получил приглашение на работу в таможню. Спустя 3 года, получив военную выслугу и имея желание попробовать себя в новом деле, 33-летний офицер воспользовался этим предложением и пришел на службу в Сочинскую таможню в недавно созданный отдел административных расследований. Переживания по поводу абсолютно нового для себя направления работы испарялись с каждым расследованным делом, тем более что дружный коллектив и сильные руководители всегда были готовы прийти на выручку.

«Быстро набрался опыта, - рассказывает Олег Михайлович, - ведь работы было очень много, тогда в нашем отделе трудилось 29 человек. Среди дел, которые расследовал, было особенное, знаменитое в Сочинской таможне, когда благодаря бдительности таможенников был предотвращена попытка вывоза из России огромной коллекции орденов и медалей. В аэропорту задержали мужчину, в чемодане которого за двойным дном были обнаружены раритеты: ордена, монеты, медали России, датированные начиная со 2 века н.э. и до наших дней, всевозможная иностранная валюта - всего 3,5 тысячи наименований изделий, весом более 16 килограммов».2012-03-02-bahtin_IMG_4544_320x200

Получив закалку в своем подразделении, Олег Михайлович был назначен начальником отделения административных расследований таможенного поста МАПП Адлер, а после - начальником отдела специальных таможенных процедур таможенного поста ЖДПП Адлер.

Теперь Олегу Михайловичу поручено новое ответственное дело. Зная его биографию и отличительные черты характера: ответственность, целеустремленность и трудолюбие, - можно не сомневаться в успехе работы нового подразделения. А Олегу Михайловичу хочется от всей души пожелать профессионального роста и новых звезд на его погонах