Сегодня 19 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Обзор публикаций (01.03.2012)

PDFПечатьE-mail

«Российская бизнес-газета» 28.02.12г.

Крути педали!

Россия, Белоруссия и Казахстан демонстрируют рекордные темпы интеграционных процессов для современной истории. Судите сами. В начале 2010 года создан Таможенный союз (ТС). С января 2012-го заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП) наших трех стран. В 2015-м ожидается "конечный пункт" интеграции, когда состоится образование Евразийского экономического союза, своеобразного аналога Евросоюза.

Это, наверное, тот редкий шанс, который в истории развития наших государств больше не повторится, и поэтому использовать его нужно в максимальной степени. А скорость интеграции объясняется тем, что наши экономики и после распада СССР продолжают быть связанными тысячами нитей. И нам не нужно привыкать работать вместе, учиться понимать друг друга - в одном "доме" столько лет вместе прожили!

Естественно, на интеграционном пути будут трудности, споры, противоречия, с этим придется разбираться, и стороны к этому готовы. Но сейчас речь о другом, о том, что в итоге рассчитываем мы получить?

Начавший работать 1 января 2010 года Таможенный союз трех стран - это первый шаг к интеграции - быстро доказал, что он выгоден всем участникам. Появление общего рынка товаров привело к росту внешнеторгового оборота внутри ТС более чем на треть. В десятилетней перспективе эффект от создания Таможенного союза оценивается примерно в 700 миллиардов долларов дополнительной продукции.

Создание Единого экономического пространства стало следующим, более масштабным шагом, который позволит нам всем свободно действовать на территории всех стран, входящих в единый рынок. Положительные стороны при создании единого экономического пространства несомненны: создается общий рынок услуг, капитала и труда; выявляются те направления развития, которые дадут максимальный эффект. ЕЭП подразумевает создание общих правил игры в области инвестиций, субсидий, конкурентной политики, антимонопольного законодательства, государственных закупок. Такое широкое объединение дает преимущества для предпринимательства по всему спектру его интересов. По мнению экспертов, пуск ЕЭП будет серьезно способствовать росту экономик всех трех стран. Так, российская экономика за пять лет в ЕЭП должна прибавить 16,8 процента, ВВП Белоруссии вырастет на 16,1 процента, Казахстана - на 14,7. Понятно, что в выигрыше окажутся представители всех отраслей экономики практически в равной степени. Здесь невозможно выделить более или менее выигравших. Поэтому появление единого экономического пространства - это огромный шаг, который создает то, что сегодня называется синергией, то есть объединением усилий всех сторон с положительным результатом для всех вместе и каждого в отдельности. Но есть и другая сторона вопроса. Условия работы предпринимателей в наших трех странах пока что различны. Бизнес-климат, к примеру, в Казахстане более благоприятен, чем в России. В РФ НДС равен 18 процентам, в Казахстане - 12. Налог на прибыль организаций - 24 и 20 процентов соответственно. Страховые взносы бизнеса в России тоже заметно выше. Поэтому появилось уже немало российских компаний, которые переносят свой бизнес в Казахстан. Должна появиться конкуренция и между чиновниками, устанавливающими правила игры. Ведь правительства каждой из стран заинтересованы в том, чтобы в максимальной степени обеспечивать развитие бизнеса в своем государстве. Но ЕЭП - это тоже промежуточный этап, основа, на которой нам предстоит выстраивать Евразийский союз. А он принесет выгоды и преимущества не только для предпринимателей, но и для каждого гражданина. Безусловно, в условиях интеграции экономик, создания единого рынка серьезно возрастет конкуренция, но это как раз очень хорошо. У нас в стране ее пока не так много, рынки сильно монополизированы крупными компаниями. Усилится конкуренция - появится необходимость, стремление обновляться, использовать инновации, чтобы быть лучшим в своем сегменте. Это абсолютно здоровый процесс. В современном мире только предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, имеют шанс выжить и развиваться. Самое главное здесь - не останавливаться на достигнутом уровне. Это похоже на езду не велосипеде: перестал крутить педали - остановился или вовсе упал. Очень важный фактор - специализация производства. Это магистральный путь развития экономики. Появляется возможность легко выстраивать то, что называется производственной цепочкой, когда производитель делает то, что он делает лучше других. И не важно, где будет собираться конечный продукт, важно, что он сможет свободно реализовываться на всей территории Единого экономического пространства. Вот в этом и заключаются преимущества. Можно говорить о самых разных отраслях: например, о машиностроении, о тех приоритетных направлениях, которые мы реализуем сегодня в России. Не надо также забывать и о том, что не человек существует для экономики, а экономика для человека. Будут создаваться благоприятные условия для наших граждан. Сфера услуг, образование, медицинское обслуживание тоже выйдут на общий рынок. Выгоду должна получить и каждая семья. Есть позитивный опыт Евросоюза. Там за десять лет каждая семья получила прибавку в 5700 евро. Сейчас ЕС переживает не лучший период, но это расплата за то, что некоторые решения были половинчатыми. Вполовину объединяться нельзя. И если мы объединяемся, то должна быть единая и налоговая, и финансовая политика, плоды отсутствия которой сейчас и пожинает Евросоюз. Со временем, думаю, единое экономическое пространство будет жить и в условиях единой валюты - этот вопрос сейчас обсуждается главами трех стран. Переход на единую валюту стимулировал бы участников экономической деятельности и упростил взаимные расчеты, а также минимизировал бы расходы участников экономической деятельности, повысив их конкурентоспособность.

Георгий Петров,

вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ

«Российская газета - Экономика Поволжья»28.02.12г.

Готовиться к переменам

Последствия от вступления России в ВТО будут нелегкими для бизнеса.

Запланированное на лето этого года присоединение России к ВТО приведет к усилению конкурентного давления на российский бизнес со стороны иностранных компаний, однако далеко не все предприниматели готовы к грядущим переменам.

К такому выводу пришли участники конференции "Основные изменения для бизнеса в условиях присоединения России к ВТО и развития Таможенного союза", прошедшей в торгово-промышленной палате (ТПП) Нижегородской области.

Приехавший из Москвы вице-президент ТПП России Георгий Петров попытался вначале настроить нижегородцев на мажорный лад: членами ВТО стало подавляющее большинство стран, и никто еще на выход из этой организации не попросился. Упорно не желают вступать в нее лишь закрытые для внешнего мира государства, такие как Туркменистан и Северная Корея. Не стоит также рисовать апокалиптические картины последствий присоединения к данной организации. ВТО - это всего лишь инструмент защиты национальных интересов в торговле с другими странами. Если российский бизнес научится умело пользоваться этим инструментом, то это пойдет на благо не только экспортерам и импортерам, но и всей стране. Вырастет валовой национальный продукт, как следствие - увеличится наполняемость госбюджета и расходы на социальную сферу. Кроме того, даже став членом ВТО, Россия имеет право вводить ограничения на присутствие иностранного бизнеса в своем экономическом пространстве. В частности, можно ограничить доступ зарубежных кредитных организаций, чтобы их совокупный капитал составлял не более 50 процентов капитала российской банковской системы. Предложения о том, в каком размере установить данный лимит, должны поступать в правительство от российских банков и предприятий через общественные организации предпринимателей - ТПП, Союз промышленников и предпринимателей, Ассоциацию региональных банков и другие.

Директор одного из нижегородских предприятий пищевой промышленности Любовь Сироткина в связи с этим заявила, что предпринимателей надо научить торговать по стандартам ВТО. Пока же в этой сфере - информационный вакуум. Еще одна проблема касается судьбы сельхозпроизводителей.

- Наше предприятие с 2009 года реализует инновационный проект по производству современных продуктов глубокой переработки куриного яйца, - сообщила Любовь Сироткина. - Поскольку мы изначально ориентировались на производство продукции, соответствующей европейским требованиям, то для нас присоединение России к ВТО - существенный плюс: облегчится выход на рынки европейских стран. Однако европейцы требуют, чтобы и наши поставщики тоже соответствовали жестким стандартам Евросоюза, чего, увы, пока нет. Подавляющее большинство агропредприятий и не стремятся к этому.

Эту печальную тенденцию подтвердил и исполняющий обязанности начальника службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления Николай Харюшин. Таможенники провели анкетирование участников внешнеэкономической деятельности и выяснили, что 25 процентов из них не занимаются учетом понесенных при таможенном оформлении затрат (на некоторых таможнях данный показатель доходит до 40 процентов).

Это говорит о том, что на четверти предприятий, занимающихся экспортно-импортными операциями, отсутствует отвечающая современным требованиям учетная политика, в частности, управленческий учет, учет издержек, а всевозможные затраты просто включаются в стоимость конечной продукции без фактического анализа и принятия соответствующих управленческих решений.

- Вступление в ВТО приведет к закрытию многих предприятий металлообрабатывающих отраслей и агропрома, росту безработицы уже через полгода-год, - считает директор одной из нижегородских девелоперских компаний Павел Солодкий. - Российскому бизнесу придется стать более активным и гибким, чтобы выжить. Дискриминационные меры в отношении российских экспортеров после присоединения к ВТО никуда не исчезнут, и торговые войны между Китаем и США, Китаем и Евросоюзом - яркое тому подтверждение.

России тоже надо научиться использовать механизмы ВТО для защиты своего внутреннего рынка от дешевой продукции восточных, и в первую очередь китайских, производителей, которые активно субсидируются своим правительством.

- Честной международной торговли давно уже нет, и не надо обманывать себя этими мифами, - резюмировал предприниматель. С присоединением России к ВТО предприятия страны вступают в серьезную конкурентную борьбу, поэтому должны четко понимать происходящие в мировой экономике процессы, принципы и правила работы в новых условиях, считает губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Конкуренция подразумевает борьбу не только за более высокое качество продукции, но и лучшие условия труда. Иначе открывающиеся у нас "дочки" иностранных корпораций попросту переманят к себе всех квалифицированных специалистов и рабочих, занятых сегодня на отечественных предприятиях, что приведет к закрытию последних. В новых экономических условиях необходимо развивать бюджетообразующие отрасли, а предприятия должны проводить тщательный анализ того, на какого потребителя рассчитана их продукция и на каком рынке они будут работать. Возможности, открывающиеся при вступлении в ВТО, следует использовать для создания совместных с зарубежными партнерами предприятий, изучения опыта других стран.

- Не первый, да и не последний раз на нас надвигаются трудности, - обратился глава региона к предпринимателям. - Нам не надо их бояться: дорогу осилит идущий.

Предложения, высказанные в рамках конференции, ТПП Нижегородской области обобщит и направит в профильные федеральные министерства и ведомства. прямая речь

Евгений Морозов, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области:

- Применение принципов ВТО позволит повысить эффективность внешнеэкономической деятельности России и Нижегородской области. Будут сняты многие барьеры по доступу российского экспорта на зарубежные рынки, увеличится приток капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Все это положительным образом скажется на развитии нашей экономики. В то же время необходимо разрабатывать меры быстрого реагирования на проблемы, которые могут возникнуть у некоторых отечественных предприятий. Такие меры предусматривают введение дополнительных ограничений на импорт или оказание временной поддержки предприятиям.

Александр Трухин

«Российская бизнес-газета» 28.02.2012

Код доступа

Чтобы попасть на мировые рынки, российским товарам и услугам будет достаточно одного сертификата качества

Минэкономразвития может до конца февраля внести в правительство доработанный законопроект об аккредитации. Ускорить подготовку документа чиновников попросили предприниматели. Они хотят воспользоваться новыми рынками сбыта продукции, которые открывает перед Россией вступление в ВТО.

Присоединение России к Всемирной торговой организации открывает большие возможности для выхода отечественных производителей на новые рынки. Но воспользоваться ими бизнес сможет только при одном условии: если наши товары и услуги будут котироваться за рубежом. Для этого российские правила аккредитации нужно привести к международным стандартам. Профильный закон, который готовит минэкономразвития, - важное звено в этой работе. Как отметила на заседании совета по аккредитации при минэкономразвития глава ведомства Эльвира Набиуллина, он будет основой единой национальной системы аккредитации. Вот почему минэкономразвития так спешит с его разработкой.

Председатель совета по аккредитации при профильном комитете РСПП Александр Дейнеко уверен: если в России удастся правильно выстроить всю систему аккредитации, то одного испытания и одного сертификата, подтверждающего качество продукции, будет достаточно, чтобы наши товары свободно перемещались не только по пространству Таможенного союза, но и по всему миру. "Но за один шаг сложно будет создать систему, которая бы полностью соответствовала мировым стандартам, - замечает он. - Нужно обратить внимание на практику наших коллег по Таможенному союзу, еще больше сблизить наш законопроект с теми нормативными документами, которые существуют в Белоруссии и Казахстане. Национальные органы по аккредитации этих двух республик уже являются членами Международной организации по аккредитации испытательных лабораторий. Они уже получили признание, и нам идти каким-то своим путем будет не совсем правильно".

Раньше аккредитацией организаций, которые выдают сертификаты соответствия продукции, занимались больше десятка различных ведомств. Это привело к тому, что на рынке появилось огромное количество фирм, оказывающих такие услуги. "Сейчас, по нашим оценкам, их около 17 тысяч, - говорит руководитель комитета по аккредитации "ОПОРЫ России" Марина Блудян. - При этом в Германии - стране, чья продукция считается эталоном качества в Европе, - можно насчитать чуть больше сотни".

Но это еще не самая большая проблема. Среди фирм, выдающих сертификаты соответствия, множество недобросовестных. Они готовы быстро, недорого и без всяких исследований изготовить документ на любую продукцию. В итоге рынок заполняет контрафакт, от которого страдают не только потребители. Производители товаров и услуг становятся заложниками созданной "пиратами" репутации - качеству российской продукции и выданным на нее сертификатам на мировых рынках не очень-то доверяют. Многие компании из-за этого вынуждены сертифицировать свою продукцию за границей и нести дополнительные издержки.

В прошлом году в России появилась Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Теперь только она после положительного заключения экспертов будет выдавать разрешения на работу организациям, которые хотят работать в сфере аккредитации. Те, в свою очередь, будут оценивать работу сертификационных центров и испытательных лабораторий, которые выдают сертификаты соответствия поставщикам и производителям товаров и услуг. Правила работы всей этой системы установит закон об аккредитации.

Проект закона уже прошел межведомственное согласование, но минэкономразвития готово корректировать его с учетом мнений экспертов. Тем более что неотрегулированных моментов достаточно много. "Нам предстоит определиться, с кем в процессе своей работы будет взаимодействовать национальный орган по аккредитации - с экспертом или экспертной организацией. Мы считаем, что это должен быть конкретный эксперт, поскольку именно он оценивает компетентность сертифицирующих организаций и несет ответственность за результаты экспертизы", - подчеркнул замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Нет полной ясности в вопросах оплаты экспертизы. "Это сложная работа, и везде она оплачивается. У нас есть несколько вариантов закрепления в законе того, как эта оплата будет осуществляться, - пояснил Фомичев. - Один из вариантов - приравнять экспертизу, которая осуществляется в рамках работы по аккредитации, к необходимым обязательным услугам, по которым будет установлена методика расчета цены и предельный уровень стоимости в соответствии с постановлением правительства".

Но с этим, по словам Фомичева, есть сложности. Дело в том, что методика расчета цены и размер предельной стоимости могут утверждаться только в отношении подведомственных организаций теми органами власти, которые этой деятельностью руководят. "Получается, что мы не можем устанавливать расценки на деятельность экспертов и экспертных организаций, которые никому не подведомственны", - уточнил он.

Кроме того, если использовать эту схему, то получится, что эксперты будут напрямую работать с организациями, компетенцию которых они должны оценить. В этом случае соблюсти принцип независимости уже не получится. "Нам нужно выстроить "треугольник", который уже успешно действует в Европе. Там аккредитуемый оплачивает услуги по аккредитации в органе по аккредитации, а уже тот, в свою очередь, расплачивается с экспертом. Таким образом, достигается независимость того, кто проверяет, от тех, кого они проверяют", - заключил Фомичев.

Есть и другие спорные моменты. Например, в законопроекте прописано, что аннулировать аккредитацию можно будет только через суд. Но эксперты считают, что такие решения должны приниматься в административном порядке. Проще говоря, если сертификат выдала Росаккредитация, то она же и должна иметь право его забрать. Естественно, такие решения, по словам специалистов, должны приниматься не кулуарно.

Кроме того, участники рынка говорят, что в законопроект нужно добавить требования к экспертам с точки зрения подтверждения их квалификации и опыта работы и ужесточить контроль за теми, кто выдает сертификаты соответствия продукции.

Эльвира Набиуллина дала неделю на доработку законопроекта. После этого документ снова покажут экспертам и внесут в правительство. Тем временем Россия уже подала заявку в Европейское сообщество по аккредитации, чтобы войти в него. По словам Олега Фомичева, это даст автоматическое признание российских сертификатов в ЕС. Выстроить всю систему аккредитации в соответствии с международными стандартами в минэкономразвития рассчитывают в течение 2013 года.

Юлия Кривошапко

ИА «Интерфакс» 28.02.12

ФТС выделит от 3 до 5 групп участников ВЭД по уровням рисков

Москва. 28 февраля. ИНТЕРФАКС - Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ намерена выделить от 3до 5 групп компаний - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по устойчивости, законопослушности, рисковости перевозимых товаров, сообщил начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин на международном конгрессе "Россия: от единого экономического пространства к Евразийскому союзу" во вторник в Москве.

"В настоящий момент соответствующие методики пишутся", - сказал он.

Как сообщил журналистам В.Ивин в кулуарах форума, в область "совсем неконтролируемых" участников ВЭД (для них таможенные процедуры будут максимально упрощены - ИФ) попадут уполномоченные экономические операторы (соответствующий институт заработал в этом году - ИФ). "Здесь список будет, будет реестр. Это те организации, которые уже при включении в реестр доказали свою устойчивость, и подтвердили готовность при возникновении проблем гасить их сразу и в полном объеме", - сказал он.

В.Ивин уточнил, что реестр уполномоченных экономических операторов начнет вестись в ближайшее время.

Для других участников ВЭД упрощение таможенных процедур и выделение в соответствующие группы будет осуществляться согласно разрабатываемым критериям.

"По каждой декларации будет проводиться анализ поданной информации. Набор критериев будет применяться каждый раз. Не будет так, что один раз удовлетворил критериям, включился в список, и дальше работаешь, пока тебя из него не исключат", - заявил В.Ивин.

Он уточнил, что при соблюдении критериев ФТС при подаче декларации декларанты будут автоматически выводиться из зоны риска.

При соблюдении определенных критериев (своих для каждой из групп риска) будет проводиться проверка документов, досмотр товара либо другие формы контроля.

ИА «ИТАР-ТАСС» 28.02.12г.

Зубков поручил в течение двух недель разработать список требований к регистрации юрлиц

МОСКВА, 28 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Первый вице-премьер РФ Виктор Зубков поручил в течение двух недель разработать законопроект, уточняющий требования для регистрации юрлиц и полномочия налоговиков по приостановлению сомнительных операций. Такое решение было принято по итогам заседания межведомственной рабочей группы по выявлению и пресечению незаконных финансовых операций, сообщает пресс-служба правительства.

"По итогам заседания Зубковым дано поручение в двухнедельный срок подготовить для обсуждения на совещании в правительстве проект федерального закона в части уточнения законодательных требований, предъявляемых при регистрации юридических лиц, их принудительной ликвидации и полномочий налоговых органов по приостановлению сомнительных операций юридических лиц", - отмечается в сообщении.

На совещании первому вице-премьеру доложили о возбуждении ряда уголовных дел по фактам финансовых правонарушений, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и кредитно-финансовой сфере, о пресечении противоправной деятельности ряда банков по обналичиванию денежных средств с использованием расчётных счетов фирм-однодневок. Кроме того, на заседании были также рассмотрены предложения по формированию перечня первоочередных нормативно-правовых актов, принятие которых обеспечит повышение эффективности работы по выявлению и пресечению незаконных финансовых операций.

В состав сформированной Зубковым межведомственной рабочей группы включены руководители Росфинмониторинга, Банка России, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ, МВД, ФСКН, ФНС, ФТС, ФСФР.

«Московский Комсомолец» 29.02.12г.

Уважение или страх? Путин ориентируется на реальные национальные интересы

ФРАГМЕНТ

В новой статье Путина "Россия и меняющийся мир" многие увидели попытку оформить внешнеполитическую стратегию, однако совершенно ясно, что такой необходимости нет - Россия с 2005-2007-го годов, то есть под его руководством, развивает инициативы в рамках доктрины, ориентированной на собственные национальные интересы, а также на интересы ее настоящих партнеров и союзников.

В этом направлении созданы и действуют соответствующие межгосударственные институты - ШОС, ОДКБ, Таможенный союз и другие. Необходимость их создания была продиктована ущербностью ООН, которая оказалась неспособна ответить на ряд вызовов и угроз, возникших в Евразии в результате попыток организации государственных переворотов под видом развития демократии и строительства гражданского общества.

Не зря Владимир Путин заговорил об уважении к России, а также о его отсутствии в некоторых случаях как о причине многих проблем нынешнего мирового устройства. Этот старый мировой порядок оказался на грани разрушения из-за того, что его создатели оказались неспособны учитывать интересы целого ряда стран, составляющих серьезную долю мирового ВВП (речь идет прежде всего о странах БРИКС). Неспособность проявлять гибкость в изменяющемся мире сделала их агрессивными и, главное, неспособными уладить проблемы взаимоотношений без применения военной силы. Этим и объясняются участившиеся случаи военного вмешательства в дела суверенных государств без особенного внимания на гуманитарные последствия такого вмешательства.

Постепенно игра в демократию и обеспечение международной безопасности силами НАТО (а не ООН) в результате действий США и некоторых их союзников привела к тому, что эти понятия оказались серьезно девальвированы и уже не воспринимаются населением многих стран как безусловная ценность. Поэтому тот "морально-правой вакуум", о котором упомянул Путин, к сожалению, имеет свойство стремительно расширяться, причем довольно бесконтрольно, и в конце концов может распространиться и на страны, его породившие.(…)

Алексей Мухин

«Независимая газета» 29.02.2012

Киев качнулся в сторону таможенного союза

Украина по-прежнему заменяет внешнюю политику ситуативными маневрами.

Украина не исключает в будущем полноправного членства в Таможенном союзе. Такое заявление впервые сделал высокопоставленный украинский чиновник – секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрей Клюев. Он уточнил, что приоритетным вектором внешней политики Киева остается евроинтеграция, но призвал не противопоставлять этот процесс развитию сотрудничества в рамках СНГ.

Сенсационные заявления украинского чиновника прозвучали в Брюсселе, где в эти дни проходят политические консультации на тему «Украина–ЕС: продвижение вперед». Клюев пояснил европейским собеседникам: «Хочу еще раз подтвердить намерение развивать сотрудничество с Таможенным союзом в формате «3+1». Такой формат не исключает полноправного членства нашего государства в этом объединении».

Сославшись на европейских экспертов, он сказал, что это не будет противоречить евроинтеграционным процессам, которые остаются приоритетными для Киева. При этом секретарь СНБО дипломатично намекнул на чрезвычайно высокую планку требований, предъявляемых Брюсселем к украинской власти: «Любые интеграционные процессы не бывают простыми, особенно когда речь идет о полной трансформации общественно-политической и экономической системы государства, адаптации ее под новые стандарты и требования».

Как известно, на 19 декабря прошлого года планировалось парафирование принципиально важных в контексте украинской евроинтеграции документов – в частности, текстов соглашений о создании зоны свободной торговли и об ассоциированном членстве Украины в ЕС. Однако этот вопрос был отложен – на фоне претензий европейцев к украинской власти из-за уголовного преследования лидеров оппозиции. Политическое давление на Киев нарастало на фоне усложнения экономических проблем в отношениях с Россией. Причем российская сторона регулярно напоминает Киеву о давно предложенном простом способе решения проблем – путем вступления в Таможенный союз. Побывавший на прошлой неделе в украинской столице спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявил, что членство в ТС позволило бы покупать газ по внутренним российским ценам, и добавил: «Если говорить об интегральном эффекте для стран – членов Таможенного союза, то за 20 лет он для трех стран (России, Белоруссии и Казахстана. – «НГ») составит 900 миллиардов долларов США. А если Украина присоединится, то этот эффект составит 1 триллион 100 миллиардов долларов».

В Киеве, как и раньше, с недоверием относятся к подобным перспективам. Эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что радужные обещания – только наживка: «Украина выиграет в краткосрочной перспективе, но проиграет в будущем». Он объяснил опасения украинской стороны тем, что Россия имеет решающий голос в Таможенном союзе и будет защищать в первую очередь свои интересы. Эксперт центра «Номос» Михаил Гончар обратил внимание «НГ», что Белоруссия, являясь членом ТС, получила только временное послабление в ценовой политике «Газпрома», да и то в обмен на сдачу стратегических газотранспортных активов. Украине, по его мнению, предлагается подобный сценарий, но окружение Януковича не желает делиться ни привлекательной собственностью, ни властью. Поэтому в Киеве решили выждать, предложив свой вариант сотрудничества с ТС.

Хотя украинская сторона еще летом направила в руководящие органы ТС свои предложения относительно формата сотрудничества «3+1», однако никакого ответа до сих пор нет. В сентябре президент Янукович возмутился, что партнеры идут напролом, не предполагая никакой альтернативы полноправному членству в ТС: «Если нам будет выгодно, мы вступим в Таможенный союз. Но так не приглашают в гости, как это делает сегодня Россия! Так приглашать некорректно и унизительно для нас». Он уточнил, что Киев хочет вначале присмотреться.

Исходя из этих обстоятельств, в Киеве не считают брюссельское заявление Клюева декларацией намерений, которые могут быть воплощены в ближайшем будущем. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что Андрей Клюев в Брюсселе сделал заявление в русле президентской линии: «Наше законодательство предполагает, что программные внешнеполитические декларации, определяющие вектор украинской политики, имеют право делать три должностных лица – президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Секретарь СНБО – не самостоятельная фигура в этом смысле, он в рамках соответствующих полномочий реализует, а не формирует внешнюю политику страны», – пояснил эксперт «НГ». По мнению Балы, главный смысл заявления Клюева свелся к требованию не противопоставлять сотрудничество с ЕС и ТС: «Россия на сегодня является крупнейшим торговым и экономическим партнером Украины – это факт. И нам жизненно важно нормализовать отношения, чтобы прекратить практику торговых войн. В конце концов, в этом заинтересован и Евросоюз».

Одновременно Киев поставил европейцев перед выбором: если ЕС окончательно закроет дверь перед Украиной, найдутся другие, менее требовательные партнеры, предположил руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он отметил, что сразу же после заявления Клюева комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле сообщил: в течение месяца может состояться отложенное в декабре парафирование соглашений между Украиной и ЕС, а осенью возможно подписание этих документов. «Украинской стороне важно было знать сроки – они уже озвучены. Хотя это не отменяет других вариантов, ведь после подписания потребуется ратификация соглашений в парламентах всех стран – членов ЕС. Посмотрим, как будет развиваться ситуация – ничего исключить пока нельзя», – сказал Бондаренко.

Эксперт Института Горшенина Владимир Застава считает, что заявление Клюева только подтверждает: Украина по-прежнему заменяет внешнюю политику ситуативными маневрами. «Смысл в том, чтобы продержаться подольше, получая бонусы с обеих сторон – от ЕС и от РФ. Слова о возможном членстве в Таможенном союзе – это сигнал европейцам: да, мы такие, какие мы есть. Хотите – создавайте с Украиной зону свободной торговли (в которой Евросоюз крайне заинтересован), несмотря на судебные приговоры лидерам оппозиции. А на нет, как говорится, и суда нет. Ведь в противном случае Украине придется искать другой выход из ситуации: МВФ отказал Киеву в кредите, свободных денег на мировых рынках нет, конъюнктура для основных статей украинского экспорта ухудшается, газ дорожает… И на этом фоне Россия предлагает дешевые кредиты. Украина пока опасается, что политическая цена этих кредитов будет слишком высокой, а поэтому-то и продолжает маневрировать между партнерами», – сказал эксперт «НГ». Застава считает, что ситуация изменится к концу года: «Есть ряд объективных факторов, которые заставят официальный Киев определиться со стратегией внешней политики. Во-первых, ни у кого не вызывает сомнений жесткое отношение Владимира Путина к Украине – уступок ждать не стоит, давление будет только усиливаться. Во-вторых, у нас на октябрь запланированы парламентские выборы, исход которых зависит в том числе от экономической ситуации. В-третьих, Евросоюз, видимо, сделает свой ход – не может быть процесс евроинтеграции в вечно замороженном состоянии. Все эти и многие другие факторы позволят к концу года понять, в каком направлении будет двигаться Киев».

Татьяна Ивженко

АДИ «РБК – Южный регион» 29.02.12г.

В Ростове открылось отделение Посольства Беларуси

Сегодня в Ростове состоялось официальное открытие отделения Посольства Республики Беларусь. Об этом сообщает министерство внутренней и информационной политики Ростовской области.

Согласно сообщению, отделение, решение о переносе которого из Краснодара в Ростов в было принято руководством Белоруссии прошлом году, открыли министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в РФ Андрей Кобяков.

Владимир Бартеньев заявил на открытии: "По итогам 2011 года внешнеторговый оборот между Ростовской областью и Республикой Беларусь вырос на 17% и составил 274 миллиона долларов США. Это очень неплохой показатель, с началом полноценной работы дипломатического представительства нам удастся достигнуть еще больших результатов".

ИИ «161.ру» 29.02.12г.

В Ростове открылось посольство «вне политики»

Вчера в Ростове-на-Дону состоялось официальное открытие отделения белорусского посольства. Чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в России Андрей Кобяков отметил, что это учреждение вне политики и даже вне дипломатии.

«По большому счету, в области политики между Ростовской областью и Белоруссией что-то делить, обсуждать и спорить нет никакой необходимости. Главная задача представительства посольства – экономика, традиции, культура и духовные связи», – отметил Андрей Кобяков.

Министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев отметил высокую оценку правительства Белоруссии по отношению к донскому региону. «Для Ростовской области 2012 год – юбилейный год взаимоотношений с Белоруссией. Десять лет назад в Минске было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве. Я уверен, что у нашего взаимодействия будут огромные перспективы», – подчеркнул министр.

ИИ «Firstnews» 29.02.12г.

В чью пользу сработает Единое экономическое пространство

В Центре Международной Торговли прошел Ежегодный Конгресс «Открытая Россия: от Единого Экономического пространства к Евразийскому союзу». Организаторами мероприятия выступили ТПП РФ и Группа Компаний «Агентство Экономического Развития» при поддержке Торгово-промышленных палат Республики Беларусь и Республики Казахстан.

"Весь советский союз собрался и даже больше", - такими словами поприветствовал собравшихся экспертов и участников Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Он отметил важность интеграционных процессов в экономике. Важность, которую подтверждает в первую очередь сам бизнес – в 2011 году в рамках Таможенного Союза объем товарооборота увеличился на 40%. И в дальнейшем прогнозируется рост этого показателя.

Открытым и особо острым остается вопрос – в чью пользу сработает Единое Экономическое Пространство? Ведь в списке индексов легкости ведения бизнеса Россия более чем на 50 позиций отстает от Казахстана и Белоруссии. Опасения по возможному усилению конкуренции высказывают многие компании. Около 50% участников Конгресса при опросе отметили, что ожидают увеличения конкуренции для своей продукции.

Михаил Мятликов, Президент Белорусской Торгово-промышленной палаты, отметил стратегическую важность создания ЕЭП. По его мнению, сейчас нужно создавать транснациональные корпорации, как на базе уже существующего, так и на основе нового бизнеса. Господин Мятликов назвал это международное сотрудничество залогом устойчивого развития экономики, науки, общество в целом.

Татьяна Валовая, член Коллегии Евразийской экономической комиссии, в своем докладе рассказала об успехах и тех трудностях, которые уже успело пройти объединенное экономическое пространство.

«ЕЭП – это комплексный обед» - отметила Валовая, акцентируя внимание на то, что плюсы и минусы есть в абсолютно любой структуре, и участники либо принимают все условия оптом, либо просто в нее не вступают. Этот принцип будет работать как для нынешних участников союза, так и для тех, кто планирует свое вступление.

На пленарном заседании Конгресса также выступили представители профильных структур. Дмитрий Безделов, Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ и Владимир Ивин, Начальник Аналитического управления Федеральной Таможенной Службы РФ, единогласно призывают заблаговременно согласовывать и тщательно прорабатывать совместные наднациональные программы в различных сферах.

Это позволит не только синхронизировать нормативную и законодательную базы трех стран, но и выработать принципиально новый подход, внедрить системы кодировок.

На данном этапе становления ЕЭП у бизнеса возникает множество вопросов по его функционированию. Модератор заседания Георгий Петров, Вице-президент ТПП РФ, обратился к экспертам с вопросом «Кто должен давать ориентиры и решать проблемы?».

Директор департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Андрей Точин от лица министерства выразил готовность всех компетентных отделов оперативно решать возникающие проблемы и вопросы, а при необходимости сопровождать эти решения и в других инстанциях. Также всеми вопросами бизнес – сообщества будут заниматься Евразийская экономическая комиссия и Координационный совет.

Участниками Международного Конгресса 2012 года стали представители десятков государств, многие из которых презентовали возможности для ведения бизнеса в своих странах в презентационных зонах международной Биржи Деловых Контактов.

ИА «Port News» 28.02.12г.

ФТС включила в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности товарные знаки Nissan и Infinity

Федеральная таможенная служба пополнила таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности товарными знаками Nissan и Infinity, принадлежащими компании Nissan Motor. Об этом сообщает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.

Под таможенный контроль попали фирменные автомобили, запчасти и противоугонные приспособления. На предмет контрафактности будут также проверяться игрушки, содержащие эти товарные знаки, сумки, канцелярская продукция, игровые автоматы и другое.

Продукция компании Nissan на сегодняшний день является одной из самых распространенных импортируемых автомобильных товаров в дальневосточном регионе. В 2011 году на Сахалин было завезено 337 автомобилей этой марки. В таможенный реестр также входят товарные знаки производителей автотехники Yamaha и BMW.

«TKS.ru» 01.03.12г.

Союзный кодекс приблизят к бизнесу

Из-за создания Единого экономического пространства (ЕЭП) в 2012 году ФТС России намерена внести изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС): будут упрощены таможенные процедуры и созданы условия для ускорения движения товаров, как этого требуют бизнес и поручения руководства страны

Для доработки ТК ТС при Евразийской экономической комиссии создана трехсторонняя рабочая группа из представителей таможенных служб, министерств финансов, транспорта и промышленности государств - членов ТС. На ее рассмотрении находятся порядка 500 предложений по изменению ТК ТС. Основная их часть направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности бизнеса. Так, прорабатывается вопрос установления в ТС возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, как в России было раньше. Обсуждается вопрос использования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров.

Эта норма позволит обеспечение, внесенное для транзита, направлять на уплату платежей при выпуске для внутреннего потребления. Предлагается упростить таможенные операции, продлить срок обращения о возврате сумм, полученных от реализации товаров, с 3 месяцев до 3 лет.

Подспорьем для бизнеса станет технология, дающая право однократно представлять документы в таможню. Планируется исключить при прибытии товаров требование о представлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если они ранее уже представлялись. Достаточно будет подать в таможню письменное уведомление о помещении товаров на временное хранение с указанием реквизитов документов.

Уже исключена обязанность представлять паспорт сделки при декларировании экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины; регистрационных удостоверений на лекарства, сведения о которых содержатся в информационной системе госреестра; иных документов, данные о которых на момент регистрации декларации в таможне уже имеются. Если нет сведений, влияющих на размер таможенных платежей, можно осуществить неполное декларирование.

ФТС России хочет внести в ТК ТС ряд норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и информирования. Процедуры, связанные с декларированием, транзитом и предварительным информированием, предполагается проводить так, чтобы исключить дублирование информации: данные, поданные при предварительном декларировании, должны использоваться и при транзите. При этом транзитная декларация не потребуется. Вопрос об электронном обмене данными с иными ведомствами планируется решить в ближайшее время.

Намечено ввести единые сроки выпуска товаров и случаи, когда они могут быть продлены, единый порядок подачи неполной декларации и периодического таможенного декларирования. Поправки коснутся и научных образцов, что создаст благоприятные условия для научной деятельности и решения вопросов по интеллектуальной собственности. Предлагается установить единый для государств ТС порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр.

Источник: "Таможенные новости"

«TKS.ru» 29.02.12г.

«Нужно будет постоянно подстраивать, подкручивать или отвинчивать»

Подсчеты ущерба от вступления России в ВТО часто основаны на фантазиях, уверен глава российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максим Медведков. Об угрозах и плюсах интеграции он рассказал в интервью «Газете.Ru» за несколько дней до окончания срока, который Владимир Путин отвел Минэкономразвития для проведения консультаций с бизнесом о мерах поддержки в условиях ВТО

— Россия вступает в ВТО уже 18 лет, почему же именно сейчас, когда осталось менее полугода до ратификации соглашения Госдумой, стартовала работа по защите отраслей экономики, а по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, правительство до сих пор не определилось с мерами поддержки?

— Это не так. Работа по подготовке к членству в ВТО, включая инструменты, необходимые для минимизации или нейтрализации рисков, началась в 2001 году, когда переговоры в Женеве перешли в активную фазу. В частности, были введены в действие нормативные акты, определяющие условия и процедуры применения мер по защите рынка в случаях, когда импорт наносит ущерб российской экономике, подготовлены эксперты, приняты программы модернизации развития ключевых отраслей российской экономики, десятки других мер. Сейчас мы занимаемся их тонкой настройкой, ориентированной на тот анализ, который подготовил бизнес по итоговым документам присоединения. Подавляющее большинство договоренностей в ВТО были известны бизнесу пять лет назад, хотя переговоры по некоторым важным элементам пакета присоединения действительно были закончены лишь в начале ноября прошлого года. Идет обычная бюрократическая работа. Какие-то предложения бесспорны, какие-то требуют дополнительного анализа. Но мы в графике.

— Вы согласны с цифрой прямого ущерба от ВТО в 1,5 трлн рублей ежегодно — около 0,7 трлн рублей от снижения или отмены импортных или экспортных пошлин и еще 0,8 трлн рублей в сельском хозяйстве?

— Я не понимаю, откуда берутся такие цифры, и никто нам этого не может объяснить. Действительно, в результате присоединения у нас будут снижаться таможенные тарифы. Но это не обязательно приведет к падению доходов бюджета. Во-первых, снижение пошлин приводит к росту их собираемости. Чем ниже пошлины, тем охотнее бизнес их платит. Во-вторых, снижение пошлин, как правило, ведет к росту торговли, а значит, и к росту таможенных платежей. В 2002—2003 годах наш тариф был в среднем снижен примерно на три процентных пункта, а доходы от таможенных платежей возросли. Такое же трехпроцентное снижение нас ждет в течение семи лет после присоединения к ВТО, и мы рассчитываем, что оно даст такой же эффект для бюджета.

«0,8 трлн рублей ущерба в год для сельского хозяйства» — это еще более интересная фантазия.

По базовым сельхозтоварам защита рынка принципиально не снижается, а по некоторым — например по птице, — растет. Объем господдержки, который мы можем оказывать селу, не уменьшается, а в первые годы членства в ВТО даже может увеличиваться. Плюс возможность открытия внешних рынков для нашего экспорта. Откуда ущерб? Непонятно. Наверное, авторы этих цифр знают что-то, чего не знаем мы. Скрывать эти знания категорически неправильно, потому что если такая угроза действительно существует, ее надо детально выявить и подумать над «противоядием».

— Как Минэкономразвития оценивает готовность российских компаний к ВТО? По некоторым данным, лишь 6% разработали стратегию адаптации, и 11% планируют сделать это в ближайшее время.

— Не исключаю, что эти цифры правильные. Для большинства компаний ничего в худшую сторону не изменится. Например, мы практически не получаем никаких запросов от компаний, занятых в сфере услуг, а это примерно половина нашей экономики. В этом секторе реально озаботилось присоединением только наше адвокатское сообщество, и мы создаем специальную совместную группу для выработки мер, касающихся регулировании этого рынка. Стоит заметить, что речь пойдет не о либерализации, а об ужесточении условий доступа на рынок: наши компании хотят воспользоваться поводом и укрепить позиции.

Об отсутствии проблем в связи с присоединением к ВТО нам сообщили мебельщики.

Снижение тарифов на лекарства — большой плюс для всех российских граждан, но никак не влияет на конкурентоспособность компаний, поскольку на этом рынке ее определяют другие факторы. Мы договорились о беспрецедентно высоких пошлинах на самолеты, но нас никто не просит все эти пошлины применять. И такая ситуация во многих других секторах.

Те, у кого есть проблемы, к нам с ними приходит, и мы смотрим на возможные решения. Кстати, многие используют ВТО как повод обратить наше внимание на давно обсуждаемые внутренние проблемы, до которых по разным причинам не дошли руки. Например, на излишние административные барьеры при экспорте или на отсутствие нужной статистики, на неэффективность процедур защиты рынка.

— Больше всего беспокойства вызывает сельское хозяйство. Насколько обоснованы опасения, что снижение пошлин на мясо свинины и говядины приведет к закрытию ряда предприятий, увеличению сроков окупаемости, росту импорта до 35—45%?

— Для говядины ничего с тарифом не меняется. А по рынку свинины знаю, что рентабельность у ведущих отечественных производителей весьма высока, а по уровню цен в магазинах мы далеко не на последнем месте. Я не считаю, что ввозная пошлина на внеквотный ввоз свинины в 65%, которая будет действовать после присоединения, слишком низкая. Она вполне достаточна для защиты рынка. И мы должны понимать, что импортную пошлину платит не импортер, а платим мы с вами, потребители. Поэтому, когда мы повышаем пошлины, мы залезаем в кошельки наших граждан. Это аксиома. Чем выше пошлины, тем выше цены. Чем выше цены, тем большую зарплату надо платить. Чем больше зарплата, тем ниже конкурентоспособность компании, которая эту зарплату платит. Это очень простая арифметика. Пошлины нужны, защита отечественных производителей нужна, но все должно быть сбалансировано и в меру.

— В последние недели прозвучало много предложений по поддержке сельского хозяйства. Среди них — продлить ставку нулевого налога на прибыль для сельхозпроизводителей до 2020 года; продлить льготы по освобождению от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени и сельскохозяйственной техники до 2020 года; сохранить размер субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным после 1 января 2013 года, на уровне ставки рефинансирования ЦБ; продлить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым для развития животноводства, на срок до 20 лет; компенсировать часть долга, выданного на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, на приобретение для них племенного материала, техники и оборудования; компенсировать инвестиционные кредиты; списать пени и штрафы по лизинговым платежам; заменить скидку на топливо на более эффективный инструмент. Как Минэкономразвития относится к этим предложениям?

— Все эти меры внешне не противоречат ВТО. Нужны ли они — должны решать профильные специалисты. Интересно предложение об отмене НДС при ввозе сельскохозяйственной техники. Вообще-то, наши производители этой техники недовольны предстоящим снижением импортных тарифов и тем более вряд ли поддержат отмену НДС. Но оно, видимо, отражает характерную для ВТО дискуссию. Те, кто работает на земле, хотят работать на дешевой и эффективной технике, в том числе и импортной. Тот, кто эту технику производит в России, хочет ограничить конкуренцию. Такая же дискуссия у нас шла почти по всем обязательствам. Например, производители автомобилей хотели, чтобы мы полностью либерализовали доступ иностранцев на банковский рынок, потому что им нужны длинные и дешевые деньги, которых в России как не было, так и нет. Но о либерализации пошлин на ввоз автомобилей предпочитали не говорить. Банкиры защищали наш финансовый рынок от конкуренции, но не хотели переплачивать за «Мерседесы». Поэтому, нам необходимо всегда учитывать баланс интересов производителей и потребителей.

— Как Минэкономразвития относится к идее создания фонда поддержки АПК размером $4,5 млрд, о которой говорит Россельхозбанк?

— Для того чтобы оценить его соответствие нормам ВТО, нам нужно получить детали.

— Какие меры поддержки лизинга отечественной техники обсуждаются?

— Мы должны трансформировать существующую программу лизинга таким образом, который соответствовал бы нашим обязательствам. Форма субсидии поменяется, суть — нет.

— Как Минэкономразвития относится к введению утилизационного сбора на автомобили?

— Это делают многие страны, с ВТО проблем также нет.

— Российский режим промсборки автомобилей, не соответствующий необходимым нормам и правилам ВТО, будет сохранен в рамках членства России в ВТО до 2018 года. Какие будут механизмы после 2018 года?

— Пока об этом рано говорить. Ситуация меняется быстро, и конкретными мерами лучше заняться чуть ближе к 2018 году. Они будут адекватны по своему эффекту действующим, инвесторам беспокоиться не надо.

— Как Минэкономразвития относится к идее законодательно закрепить использование отечественного сырья и материалов при размещении госзаказа на изготовление формы для военных и для ведомств, в которых носят форменную одежду?

— Нашим обязательствам в ВТО это не противоречит. С моей точки зрения, вообще было бы весьма странно одевать армию, например, в китайские шинели, а ветврачей и налоговиков — во французские кители.

— Как вы относитесь к идее субсидировать 100% ставки рефинансирования по кредитам предприятий на смену оборудования, а также субсидировать кредиты до трех лет, взятые на производство и закупку сырья?

— Нам нужны детали, чтобы понять, будут ли соответствовать эти меры нашим международным обязательствам, причем не только в ВТО, но и в ЕЭП, в Таможенном союзе.

— Возможно ли сохранение ограничений на участие иностранного капитала в телекоммуникационных и медийных активах по истечении переходного периода?

— В телекоме их уже нет. В медийном бизнесе ничего принципиально не меняется.

— Сколько чиновников понадобится обучить нормам ВТО? В России пока нет специализированных юридических компаний, консультирующих по ВТО. С кем тогда консультироваться российскому бизнесу?

— Федеральные министерства предполагают обучить 400—450 чиновников. По два-три эксперта надо подготовить для регионов России. Надо ежегодно готовить по 40—50 человек в вузах — для Минэкономразвития, наших загранпредставительств, ведомств. Сколько нужно бизнесу — бизнес решит сам. У нас пока действительно мало профессиональных консультантов, но я уверен, что в ближайшие годы их число возрастет. Есть сотни иностранных компаний, специализирующихся на праве ВТО, на первом этапе можно воспользоваться и их услугами.

— Когда ждать завершения переговоров с бизнесом и согласованных решений?

— Первая порция, я думаю, будет готова через два месяца. Но процесс на этом не остановится. Нам нужно будет постоянно что-то подстраивать, подкручивать или отвинчивать. Мы продолжим эту работу и после присоединения, в рамках специально созданных на площадках РСПП и других структур механизмов.

— ВТО и Таможенный союз — как будут совмещаться различные обязательства, которые примут на себя три страны? Ведь у Казахстана по ряду товарных позиций больше либерализации, чем в России.

— В рамках Таможенного союза подписан договор, в соответствии с которым наши обязательства в ВТО будут инкорпорированы в договорно-правовую базу Таможенного союза. Когда вступит в ВТО Казахстан — произойдет вторая корректировка, Беларусь — третья. Нам понятно, как гармонизировать тарифные обязательства. В ближайшие месяцы начнем обсуждать походы с торговыми партнерами.

— Сейчас совместно с бизнесом готовится обновленный вариант стратегии участия России в ВТО: какие у нее приоритеты?

— Активная позиция: не рушить то, что уже сделано, продвигать наши интересы и интересы Таможенного союза, снимать ограничения для нашего экспорта и инвестиций, укреплять многосторонние правила торговли.

Источник: «Газета.Ru»

«TKS.ru» 29.02.12г.

Грядут большие перемены

Вопросы таможенного оформления перемещаемых через границу товаров и транспортных средств всегда вызывали повышенный интерес у бизнеса, занимающегося внешней торговлей, оказывающего околотаможенные услуги. О том, как обстоят дела на этом направлении, достаточно подробно в своих интервью различным изданиям, таким как «Российская газета» и «Гудок», рассказал начальник Главного управления организации таможенного оформления и контроля ФТС России Дмитрий Некрасов.

Так, он сообщил, что вскоре на всех российских железнодорожных переходах по периметру внешних границ Таможенного союза могут появиться «электронные таможни». Таможенники уже готовы полностью отказаться от бумажной формы деклараций. Однако, чтобы это произошло, необходимо внести поправки в налоговое и банковское законодательство.

В этом году будет реализована возможность заполнения так называемой многоразовой пассажирской таможенной декларации (ПТД) при первичном въезде на личном автотранспорте. Как пояснил начальник управления, это облегчит жизнь тем иностранцам, кому приходится неоднократно совершать поездки на личных автомобилях в Россию. Особенно это новшество должно порадовать граждан наших ближайших соседей: Финляндии, Швеции, стран Балтии, Польши, Украины, Китая, ряда других государств Европы и Азии.

Кроме того, зеленый свет в этом году получат авиаперевозчики. Они будут самостоятельно предъявлять багаж своих транзитных пассажиров на таможню, если товары не нужно письменно декларировать. Также упрощается временный ввоз инвентаря для спортивных соревнований в рамках предстоящего чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012.

Российская таможня намеревается активно развивать систему двойного коридора, которая сегодня уже действует в 49 пунктах пропуска. Она предполагает, что при наличии в багаже товаров, обязательных для декларирования, их владелец должен заполнять бланк ПТД и следовать по «красному коридору». Если ничего декларировать не требуется, то выбирается «зеленый коридор». При этом таможенник имеет право проверить обоснованность его выбора. Как показывает практика, нарушители там нередки.

Недавно данная система стала применяться в международных аэропортах Мурманска, Челябинска (Баландино), Тюмени (Рощино), на паромной переправе «Крым-Кубань», в морском порту Сочи, в автомобильных пунктах пропуска Мамоново (Гжехотки), Адлер, а также в железнодорожном пункте пропуска Адлер (Веселое). Перечень товаров, подлежащих декларированию, представлен на сайте ФТС России или на информационных стендах непосредственно в пунктах пропуска. Кстати, физические лица могут подготовить ПТД с помощью Интернета. Электронная форма документа с подробной инструкцией по заполнению и распечатке размещена на сайте ФТС России.

К тому же отныне заполнять декларацию в двух экземплярах требуется только в случае, когда товары следуют в несопровождаемом багаже или при временном ввозе транспортных средств.

Относительно электронного декларирования Дмитрий Некрасов уточнил, что сейчас его могут принимать все 570 таможенных постов по всей стране от Калининграда до Анадыря. Теперь только пятая часть деклараций подается на бумаге. Год назад их было три четверти. Однако, как уже отмечалось, чтобы окончательно отказаться от бумаги, необходимо внести изменения в налоговое, банковское и некоторые иные виды законодательства. Дело в том, что пока банки, налоговые инспекции и другие органы требуют представлять бумажный вариант документа с печатью, например для возмещения НДС при экспорте.

В таможенном законодательстве все препятствия для полного перехода на безбумажные технологии убрали в процессе работы над правовой базой Таможенного союза (ТС). Уже создано 13 центров электронного декларирования. Они есть во всех федеральных округах, что способствует дальнейшему развитию технологии удаленного выпуска. Чтобы электронное декларирование было простым и удобным, ФТС России ввела в действие Портал электронного представления сведений. Это самый простой и дешевый способ взаимодействия с таможней. Нужны только выход в Интернет и средства криптографии.

Уже сегодня портал позволяет подавать информацию о товарах и транспортных средствах до их пересечения таможенной границы. В 2011 году получено свыше 600 тыс. сообщений с предварительной информацией. Кроме того, служба договорилась с ОАО «РЖД», что в перспективе «электронные таможни» появятся на всех российских железнодорожных переходах по периметру внешних границ Таможенного союза.

Сегодня программное обеспечение, установленное в большинстве железнодорожных пунктов пропуска, позволяет получать и использовать предварительную информацию. Полная реализация договоренностей между ОАО «РЖД» и ФТС России позволит внедрить на этих пунктах и технологию электронного документооборота. Это должно произойти к концу 2013 года. План основных мероприятий по организации электронного взаимодействия между двумя ведомствами был утвержден в октябре 2011 года.

Уже создана постоянно действующая рабочая группа, в состав которой входят представители службы, ОАО «РЖД» и региональных таможенных управлений. В ближайшее время предполагается осуществить внедрение электронного документооборота при прибытии товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, а также при их убытии с таможенной территории ТС.

Прибытие и убытие также можно детализировать, исходя из существующих таможенных операций и процедур, таких как регистрация, помещение под таможенную процедуру таможенного транзита, а также ее завершение, помещение товаров на временное хранение, оформление временного ввоза/вывоза транспортных средств международной перевозки.

Первоначально планируется обеспечить представление документов и сведений в электронном виде при убытии товаров, вывозимых с таможенной территории ТС. Для этого уже сейчас структурные подразделениям ФТС России и РЖД готовят проекты законодательных и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Также намечено обсудить предложения региональных таможенных управлений по объектам пилотной зоны, на площадях которых апробируют технологию электронного документооборота.

После подготовки нормативных актов, их издания, дополнения альбома форматов электронных документов, модернизации программных средств, а также апробации технологии электронного документооборота на объектах данной зоны при убытии товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, планируется организовать электронный документооборот при прибытии товаров, ввозимых железнодорожным транспортом.

При этом начальник управления утверждает, что в автомобильных пунктах пропуска удалось сократить время на выполнение таможенных процедур в среднем до 18,3 минуты. В общем объеме доля таможенных деклараций на товары (ДТ), срок выпуска по которым составляет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации, превысила 99%. По сравнению с 2009 годом досматривают в три раза меньше товарных партий, эффективность досмотров существенно возросла, что говорит о большей обоснованности их назначения. Создана система дифференциации участников ВЭД по объективным критериям.

В целях облегчения таможенных формальностей для добропорядочных компаний выстраивается так называемый зеленый сектор. Одним из его элементов является анализ информации о фирмах-импортерах, ввозящих товары группы «риска», когда велика вероятность нарушений. Разработаны критерии, по которым видно, насколько добросовестно проводятся внешнеэкономические операции. Дмитрий Некрасов убежден, что фирмы-«однодневки» принципиально не могут попасть в «зеленый сектор», потому что у них нет позитивной таможенной истории, которая для честной компании становится капиталом, повышающим конкурентоспособность.

Представитель ФТС России особо отметил, что за рубежом хорошо себя зарекомендовал институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), который вскоре должен заработать и у нас. С января служба начала рассматривать заявления от компаний, которые хотят получить такой статус. Он поможет крупному внешнеэкономическому бизнесу значительно упростить работу. Особенно компаниям, которые модернизируют технологическое оборудование, занимаются производством и реализацией товаров на территории России.

Получив статус УЭО, предприятие сможет осуществлять временное хранение товаров не на складах временного хранения, а непосредственно на своих площадях. Ввозимые товары можно будет выпускать до подачи таможенной декларации, проводить связанные с этим таможенные операции прямо на складах предприятия. Тем самым будут существенно снижены временные и материальные затраты.

Говоря о работе в условиях ТС и создаваемого сейчас Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, Дмитрий Некрасов отметил, что сейчас необходимо обеспечить дальнейшую унификацию таможенных операций, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС. Пока для бизнеса во многом остаются различными правила, которые регулируются национальными законодательствами. Кроме унификации ставок пошлин и норм права нужно добиться, чтобы в трех странах Союза законодательство одинаково понималось и применялось.

Для достижения этой цели, утверждает собеседник, огромное значение имеет Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов ТС, которая начала работу несколько месяцев назад. Она должна играть ключевую роль при практическом переходе на единые принципы таможенного администрирования.

В ее задачи входит мониторинг применения таможенных процедур и правил, обсуждение общих решений, оперативное урегулирование проблем. Благодаря хорошему деловому взаимоотношению уже удается многое сделать на уровне компетенции таможенных служб, например при управлении рисками, обмене информацией, контроле транзита, но ряд вопросов следует урегулировать на более высоком уровне, путем заключения межгосударственных соглашений.

Говоря о техническом оснащении таможни, Дмитрий Некрасов отметил, что ФТС России направила в Росграницу предложения по оснащению инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) железнодорожных пунктов пропуска. Предполагается строительство четырех ИДК в железнодорожных пунктах пропуска в зоне деятельности Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений.

Источник: «Таможенные новости»

«TKS.ru» 29.02.12г.

В Южном таможенном управлении прошло совещание с представителями УФНС по Ростовской области

27 февраля в Южном таможенном управлении состоялось рабочее совещание с руководством Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области. В работе совещания также принял участие руководитель подразделения, координирующего функции взаимодействия с налоговыми органами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России

В ходе встречи обсуждались проблемные вопросы, касающиеся взаимодействия таможенных и налоговых органов при осуществлении контроля за целевым использованием товаров, оформленных в таможенном отношении с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также актуальные вопросы выявления и пресечения деятельности лиц, в отношении которых имеется информация об их участии в схемах ухода от налогообложения, в том числе с использованием «фирм-однодневок».

В ходе обсуждения достигнута договоренность о расширении обмена информацией по ряду вопросов, затрагивающих компетенцию таможенных и налоговых органов, рассмотрена возможность подключения Южного таможенного управления к информационным ресурсам Управления ФНС России по Ростовской области.

Кроме того, отмечена необходимость координации проверочной деятельности, проводимой таможенными и налоговыми органами в отношении участников ВЭД, предъявляющих к возмещению из бюджета значительные суммы НДС и достигнута договоренность по оказанию методологической помощи по выявлению сведений, которые могут указывать на нарушения налогового и таможенного законодательства.

В целях совершенствования организации совместной работы на совещании рассмотрен проект создания Координационного совета по взаимодействию таможенных и налоговых органов.

Основными задачами совета должны являться разработка предложений по совершенствованию существующего порядка обмена информацией, скоординированное планирование контрольно-ревизионной работы, в том числе с созданием совместных рабочих групп, разработка предложений о внесении изменений в правовые акты в сфере таможенного и налогового регулирования.

Результатом работы данного совета должно стать повышение эффективности контрольной деятельности таможенных и налоговых органов с целью увеличения поступлений средств в федеральный бюджет.

«Виртуальная таможня» 01.03.12г.

Таможенные ведомства РФ и Гонконга создадут рабочую группу по подготовке соглашения о сотрудничестве

Таможенные ведомства России и Гонконга создадут рабочую группу по подготовке двустороннего соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Такая договоренность достигнута в ходе визита в Гонконг руководителя Федеральной таможенной службы /ФТС/ РФ Андрея Бельянинова.

"Мы создаем рабочую группу по подготовке соответствующего соглашения", - заявил корр.ИТАР-ТАСС начальник управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Чтобы выйти на подписание такого межправительственного документа, сторонам необходимо согласовать вопросы правовой базы, с учетом особого статуса Гонконга. С одной стороны, он является самостоятельной таможенной территорией и наделен правами расширенной автономии, но вместе с тем находится под юрисдикцией КНР.

Первое заседание рабочей группы может пройти уже в мае. "Мы пригласили наших коллег в Россию, чтобы продолжить переговоры", - сообщил Коноваленко. ФТС в скором времени также направит своего постоянного представителя в этот Специальный административный район Китая. "Это первый визит нашей делегации в Гонконг. Он прошел продуктивно, результаты хорошие. Мы надеемся, что это даст серьезный импульс взаимодействию. Контакты продолжатся и будут достаточно активными", - подчеркнул собеседник агентства.

"Мы довольны итогами визита, это очень хороший обмен опытом, - добавил глава ФТС Андрей Бельянинов. - Достигнут ряд договоренностей, будем продолжать эту работу".

В Гонконге делегация ознакомилась с системой таможенного контроля, осмотрела оборудование на морском контейнерном терминале, на сухопутных погранпереходах на границе с материковым Китаем. Большой интерес вызвал опыт гонконгских таможенников, в частности, в области защиты прав интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактом.

Источник: «ИТАР-ТАСС»

Сайт Южной транспортной прокуратуры 29.02.12г.

Гражданин Республики Таджикистан с целью контрабанды наркотического средства спрятал героин в воротник куртки

Волгоградским транспортным прокурором признано законным и обоснованным решение начальника отделения дознания Волгоградской таможни о возбуждении уголовного дела по факту незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ).

Установлено, что 25.02.2012 сотрудниками Волгоградской таможни и УФСКН России по Волгоградской области в ходе проведения совместных оперативно – розыскных мероприятий в вагоне № 8 пассажирского поезда № 359 сообщением «Худжанд - Москва», следующем из Республики Таджикистан, на станции «Волгоград-1» был выявлен гражданин р. Таджикистан Аброр Носиров, на которого при проведении досмотра вагона с применением служебной собаки было указано как вероятно перемещающего в багаже наркотическое средство.

При личном досмотре Носирова в воротнике принадлежащей ему спортивной куртки обнаружены вшитыми два фольгированных свертка с порошкообразным веществом серо-белого цвета, являющегося, согласно исследованию, наркотическим средством – героин, общей массой 9,103 грамма.