Сегодня 20 августа 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (14.02 - 16.02.2012)

PDFПечатьE-mail

«Коммерсант» 15.02.12г.

Таможня взяла постконтроль в управление

Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала приказ о создании главного управления таможенного контроля после выпуска товаров. Подразделение сформировано за счет штатов трех управлений центрального аппарата таможни. В структуру главного управления постконтроля входят отделы таможенных проверок после выпуска товаров, методологии и практики применения таможенного законодательства РФ при постконтроле, взаимодействия с налоговыми органами, регионального курирования, контроля, мониторинга и анализа. Начальником управления стал генерал-майор таможенной службы Валерий Селезнев, ранее занимавший должность первого заместителя начальника Центрального таможенного управления. Объясняя необходимость создания нового главного управления, ФТС ссылается на то, что Таможенный кодекс Таможенного союза значительно расширил задачи таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Ст. 99 ТК ТС установлен трехлетний срок постконтроля (ранее — один год), также кодекс расширил перечень лиц, в отношении которых проводится контроль, и перечень оснований проведения выездной таможенной проверки.

Олег Сапожков

ИИ «Чемпионат.com» 15.02.12г.

По дороге на Евро-2012

Федеральная таможенная служба России подготовила памятку для граждан, собирающихся летом этого года посетить матчи чемпионата Европы на Украине.

Близится Евро-2012 — долгожданное событие для всех любителей футбола. Что с собой брать, что не брать, лучше спланировать заранее. В связи с этим Федеральная таможенная служба России подготовила памятку для граждан, которые готовятся к поездке на Украину. Несмотря на долгую историю экономического сотрудничества, правила ввоза и вывоза товаров в соседних странах во многом отличаются. "Информационные материалы о правилах и условиях перемещения личных вещей, товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины" были размещены на сайте ФТС России.

Собираясь на чемпионат, следует помнить, что на территорию Украины можно свободно ввозить товары на сумму не более 200 евро. Тогда как в России такая предельная сумма составляет 10 000 евро (если товар перемещается самолётом) и 1500 евро (при перемещении другим транспортом).

При въезде на территорию Украины лицам старше 18 лет разрешается провозить максимум 1л крепкого алкоголя, 2 л вина и 5л пива. А, например, в Россию можно ввозить не более 3л алкогольных напитков. Что касается табака, то, как и во многих других странах, на Украину беспрепятственно можно ввезти 200 сигарет или 250г табачных изделий. Стоимость ввозимых продуктов питания не должна превышать 50 евро на человека.

Не допускается провоз товаров, которые могут причинить вред здоровью и угрожать жизни людей и животных или нанести урон окружающей среде, товары и личные вещи без соответствующего разрешения, если такое разрешение необходимо, а также произведения и материалы, пропагандирующие войну, жестокость, порнографию, расовую, этническую или религиозную вражду, призывающие к насильственному свержению конституционного порядка на Украине.

Кстати, если вы решите взять с собой домашних животных, то перед поездкой необходимо будет оформить международные ветеринарные сертификаты.

Что и в каких случаях следует декларировать?

Если у гражданина имеются предметы, которые подлежат письменному декларированию, то нужно заполнить и подать в таможенный орган пассажирскую таможенную декларацию.

Письменно декларировать придётся ввозимые на территорию Украины товары, суммарная стоимость которых превышает 200 евро, а вес — 50кг. Если разрешённый порог превышен, то уплачивается ввозная пошлина, НДС, акцизный сбор. Стоимость вывозимых товаров также не должна превышать 200 евро (правда, здесь весовые нормы не указываются).

Кроме того, письменно декларировать необходимо наличную валюту в сумме, превышающей 10 000 евро на человека, платёжные документы, иные ценные бумаги и банковские металлы. При этом потребуется документ, подтверждающий снятие наличных с банковских счетов. Для сравнения, в России к свободному перемещению разрешена сумма до 10 000 долларов США.

Личные вещи налогом не облагаются. Они могут декларироваться по желанию собственника или по требованию должностного лица таможенного органа. В качестве личных вещей можно свободно провезти фотоаппарат, видеокамеру, переносной персональный компьютер, мобильный телефон и т.д.

Если вы пересекаете границу Украины на личном автомобиле, то необходимо оформить временный ввоз транспортного средства. Максимальный срок ввоза для граждан для нерезидентов составляет 1 год. При этом не нужно уплачивать ввозную пошлину и иные налоги.

Так же как и при прибытии на территорию России, на Украине в пунктах пропуска (воздушных, автомобильных) гражданин имеет право выбрать, по какому коридору ("зеленому" или "красному") ему следовать. Если гражданин следует по "зеленому коридору", значит, у него нет товаров и денежных средств, подлежащих декларированию.

Ответственность за нарушения таможенных правил Украины

За нарушения порядка таможенного контроля предусмотрена ответственность в виде штрафа от 850 до 1 700 гривен или конфискация товаров, транспортных средств. Под нарушением понимается наличие товаров, запрещенных либо ограниченных к перемещению через таможенную границу Украины, либо товаров в количестве, превышающим необлагаемую норму. За недекларирование товаров, транспортных средств предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1 700 до 17 000 гривен или конфискация этих товаров, транспортных средств.

Кроме того, нарушителю может грозить уголовная ответственность за контрабанду в виде лишения свободы с конфискацией. Под контрабандой понимается перемещение товаров через границу Украины вне таможенного контроля, совершенное в крупных размерах. По состоянию на 2011 год крупный размер составлял 470 500 гривен.

Также, естественно, могут привлечь к уголовной ответственности за перемещение товаров, запрещённых к свободному обороту (например, взрывчатых веществ, наркотических средств, исторических и культурных ценностей).

Станислав Тимошин

«Коммерсант» 15.02.12г.

Таможню тащат в «зеленый коридор»

ФАС открыла дело об ограничении ФТС способов оплаты таможенных платежей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера сообщила о возбуждении дела в отношении Федеральной таможенной службы (ФТС) по признакам ограничения конкуренции среди платежных систем. Антимонопольное ведомство считает, что таможня намеренно затягивает восстановление онлайн-оплаты таможенных платежей с помощью карт межбанковской системы "Зеленый коридор". Ранее за участников внешней торговли вступались Генпрокуратура и первый вице-премьер Игорь Шувалов — пока без видимого результата.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО "Таможенная платежная система" (ТПС) о необоснованном прекращении ФТС приема таможенных карт для оплаты платежей. Как сообщал "Ъ", с 8 ноября 2011 года таможня приостановила прием карт платежной системы "Зеленый коридор", выпускаемых банками под контролем ТПС. Позже был приостановлен прием карт, выпущенных под контролем и второго координатора эмиссии — конкурирующего с ТПС ООО "Таможенная карта". ФТС объясняла отключение переносом серверов, обеспечивающих взаимодействие с платежными системами, в свой новый центр обработки данных. Импортеры заявили, что отсутствие онлайн-режима затягивает растаможку груза и увеличивает издержки на его хранение и фрахт транспорта.

Система "Зеленый коридор" насчитывает 130 банков-участников. Выпущенными ими картами пользуется 2,5 тыс. компаний, которые осуществляют 20% всех собираемых ФТС импортных платежей. С помощью карт платежи можно проводить непосредственно в ходе растаможки на 400 таможенных постах. Объем проводимых через "Зеленый коридор" платежей достигает 50 млрд руб. в месяц (второй после Visa показатель). Среди импортеров, пользующихся картами системы,— российские заводы Toyota, Kia, Hyundai, Mars, Coca-Cola и Pepsi. В числе эмитентов — Ситибанк, Райффайзенбанк, HSBC и ВТБ.

В начале декабря в ситуацию вмешалась Генпрокуратура: глава службы Андрей Бельянинов получил представление о необходимости устранить нарушения законодательства, препятствующие оплате таможенных платежей с использованием электронных терминалов. Речь шла о нарушении положений приказов самой ФТС, не предусматривающих прекращение операций из-за модернизации оборудования. Затем было вызванное обращением Консультативного совета по иностранным инвестициям поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова в адрес ФТС скорее решить карточный вопрос.

16 января таможня сообщила о завершении переноса серверов, однако предупредила, что сроки возобновления приема таможенных карт в режиме онлайн будут зависеть от согласования координаторами эмиссии "документов технического характера". С "Таможенной картой", на которую приходится 1% онлайн-платежей, эти документы уже согласованы, система "включена". С ТПС, как сообщил вчера "Ъ" замгендиректора "Зеленого коридора" Андрей Макогон, все еще нет. "Таможня до сих пор не дает нам онлайн-режима, хотя карточки к оплате принимаются",— уточнил господин Макогон. По его словам, ФТС так и не предоставила данные о своем новом оборудовании, необходимые для технической интеграции с ТПС: "Мы получили их по неформальным каналам и теперь хотим заверить проведенные работы актом, но руководство ФТС не хочет его подписывать".

Объявленное вчера решение ФАС о возбуждении дела в отношении ФТС Андрей Макогон назвал еще одним шансом на решение проблемы: "Заявление в ФАС было подано еще в ноябре, заседание по делу назначено на 22 марта, так что нас ждет долгая процедура". В антимонопольном ведомстве считают, что ФТС могла заблаговременно проинформировать ТПС о планируемых работах, для того чтобы последняя имела возможность обеспечить непрерывность приема карт, а также делают вывод о намеренном затягивании таможней сроков возобновления работы системы и представлении преимуществ ее конкуренту — "Таможенной карте".

Вадим Вислогузов

ИИ «Казах Зерно» 16.02.12г.

ФТС обнародовала статистику экспорта и импорта российского сахара за январь-декабрь 2011 года

По данным Федеральной таможенной службы России, за декабрь 2011 года импорт сахара-сырца код ТН ВЭД ТС 170111 на территорию Российской Федерации составил 764,8 тонн (970,5 тыс. долл США), а с начала года более 2,3 млн. тонн (1 710 835,3 тыс. долл США).

Импорт свекловичного и прочего сахара код ТН ВЭД ТС 170191 и 170199 за декабрь составил 4 030,5 тонн (3 272 тыс. долл США), а с начала года 56 405,8 тонн ( 52 309 тыс. долл США), информирует ИА "Казах-Зерно".

Экспорт сахара-сырца код ТН ВЭД ТС 170111 в декабре составил 0,4 тонны (0,9 тыс. долл США), а за январь - декабрь 27,5 тонн (60,2 тыс.долл США).

Экспорт свекловичного и прочего сахара в декабре составил около 19 051,2 тыс. тонн (13 481 тыс. долл США), а за январь - декабрь 74 112,1 тонн (57 142,6 тыс. долл США).

Экспорт побочной продукции свеклосахарного производства, таких как меласса Код ТН ВЭД ТС 1703 в декабре составил 93 129,5 тонн (6 077,8 тыс. долл США), с начала года - 305 223,9 тонн (20 555,3 тыс. долл США) и свекловичного жома Код ТН ВЭД ТС 230320 за отчетный месяц - 92 438,5 тонн (15 838,4 тыс. долл США), с начала года - 450 359,4 тонн (81 589,1 тыс. долл США)).

Справка: 1 доллар = 148,29 тенге.

«Российская газета» 16.02.12г.

Таможня рвет бумагу

Сегодня на границе досматривают в три раза меньше товаров

"Электронные таможни" могут появиться на всех российских железнодорожных переходах по периметру внешних границ Таможенного союза. Наши таможенники уже готовы полностью отказаться от бумажной формы деклараций.

Но еще необходимо внести поправки в законодательство - налоговое и банковское. О том, как изменится работа таможенных постов, что ждет бизнес и граждан в связи с тем, что с этого года начало действовать Единое экономическое пространство между Россией, Белоруссией и Казахстаном, "РГ" рассказал начальник Главного управления организации таможенного оформления и контроля Федеральной таможенной службы Дмитрий Некрасов.

Дмитрий Викторович, что нового ждет нас в ближайшее время на таможне?

Некрасов: В этом году будет реализована возможность заполнения так называемой "многоразовой" пассажирской таможенной декларации при первичном въезде на личном автотранспорте. Это облегчит жизнь тем иностранным гражданам, кому приходится неоднократно совершать поездки на личных автомобилях в Россию. И, думаю, послужит развитию наших связей с Финляндией, Германией, Украиной, другими странами Европы и Азии.

Кроме того, "зеленый" свет в этом году получат авиаперевозчики. Они будут самостоятельно предъявлять багаж своих транзитных пассажиров на таможню, если товары не нужно письменно декларировать. Также упрощается временный ввоз инвентаря для спортивных соревнований в рамках предстоящего ЕВРО-2012.

Система двойного коридора будет развиваться?

Некрасов: Уже в 49 пунктах пропуска действует система двойного коридора. Если в багаже есть товары, которые надо декларировать, то вы заполняете бланк пассажирской таможенной декларации и следуете по красному коридору. Если декларировать товары не требуется, то вы следуете по зеленому коридору. Недавно эта система стала применяться в международных аэропортах Мурманска, Челябинска (Баландино), Тюмени (Рощино), на паромной переправе "Крым-Кубань", в морском порту Сочи, в автомобильных пунктах пропуска Мамоново (Гжехотки), Адлер, а также в железнодорожном пункте пропуска Адлер (Веселое).

И как узнать, надо ли заполнять декларацию?

Некрасов: Это можно сделать, например, на сайте ФТС России или на информационном стенде непосредственно в пункте пропуска. Но таможенники вправе проверить, обоснованно ли гражданин избрал зеленый коридор. К сожалению, нарушители там нередки.

Кстати, физические лица могут заполнять пассажирские таможенные декларации с помощью интернета. Электронная форма декларации размещена на сайте ФТС России с подробной инструкцией по заполнению и распечатке. К тому же отныне не во всех случаях требуется заполнять декларацию в двух экземплярах. Только - если ваши товары следуют в несопровождаемом багаже или если речь касается временно ввозимых транспортных средств.

Сегодня все таможенные посты, уполномоченные принимать таможенные декларации от бизнеса, могут делать это по интернету. То есть с бумажной формой покончено навсегда?

Некрасов: Уточню. Электронные декларации могут принимать все 570 таможенных постов по всей стране от Калининграда до Анадыря. В прошлом году их было оформлено почти 3 миллиона. Практически, только пятая часть деклараций подается в традиционном виде, на бумаге. Еще год назад их было три четверти. На наших глазах состоялось событие: в таможенной сфере отношения бизнеса и государства перешли на информационные технологии.

Но окончательно бумага "отправится на пенсию", когда будут внесены изменения в налоговое, банковское и некоторые иные виды законодательства. Именно там еще сохраняются требования, что в банк, налоговую инспекцию и другим органам предприятие должно предоставить некую "бумагу с печатью", например - для возмещения НДС при экспорте. Что касается таможенного законодательства, то все препятствия для полного перехода на безбумажные технологии мы окончательно убрали в процессе работы над правовой базой Таможенного союза.

Бизнес доволен, как организовано электронное декларирование? Есть претензии?

Некрасов: Отдельные вопросы иногда возникают, но, в целом, все идет штатно. Мы создали 13 центров электронного декларирования во всех федеральных округах.

При удаленном выпуске товаров процесс таможенного контроля разделен на документальный и фактический. Электронную декларацию обрабатывает один таможенный орган, а операции фактического контроля, если они необходимы, осуществляет таможенный пост по месту физического нахождения товара. Это сокращает поток большегрузного автотранспорта в крупные города, уменьшает расходы участников внешнеэкономической деятельности, сокращает время проведения контрольных операций в отношении перемещаемых товаров.

Чтобы электронное декларирование было простым и удобным, мы ввели в действие Портал электронного представления сведений. Это самый простой и дешевый способ взаимодействия с таможней. Нужны только выход в интернет и средства криптографии. Портал ФТС России позволяет уже сегодня подавать информацию о товарах и транспортных средствах до их пересечения таможенной границы. Теперь они быстрее получают документы, необходимые для оформления товара. В 2011 году получено свыше 600 тысяч сообщений с предварительной информацией. Кроме того, мы договорились с ОАО "РЖД", что в перспективе "электронные таможни" появятся на всех российских железнодорожных переходах по периметру внешних границ Таможенного союза.

Сколько времени занимают теперь таможенные процедуры?

Некрасов: Нам удалось сократить время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска в среднем до 18,3 минуты. Доля таможенных деклараций на товары, срок выпуска по которым составляет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации, в общем объеме деклараций превысила 99 процентов. Сейчас таможенные органы досматривают в три раза меньше товарных партий, чем в 2009 году, при этом существенно возросла эффективность досмотров, что говорит о большей обоснованности их назначения.

Была создана система дифференциации участников внешнеэкономической деятельности по объективным критериям. Для облегчения таможенных формальностей выстраивается так называемый "зеленый сектор" для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Одним из его элементов является анализ информации о компаниях-импортерах, ввозящих товары группы "риска", когда велика вероятность нарушений.

Разработаны критерии, по которым видно, насколько добросовестно компания проводит внешнеэкономические операции. Не нарушать таможенное законодательство, не задерживать уплату налогов, штрафов, не иметь задолженности по таможенным платежам, не занижать таможенную стоимость и достоверно классифицировать товар - некоторые из них. Однодневки принципиально не могут попасть в зеленый сектор, потому что у них нет позитивной таможенной истории. Напротив, для честной компании таможенная история становится капиталом, повышающим конкурентоспособность.

С января Вы начали рассматривать заявления от компаний, которые хотят получить статус уполномоченного экономического оператора. Что это им даст?

Некрасов: Институт уполномоченного экономического оператора хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Его введение в России значительно упростит работу крупных российских предприятий, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Например - тех, которые модернизируют технологическое оборудование, занимается производством и реализацией товаров на территории Российской Федерации.

Получив статус уполномоченного экономического оператора, в отличие от других участников внешнеэкономической деятельности, предприятие сможет осуществлять временное хранение товаров не на складах временного хранения, а непосредственно на своих складах - открытых площадках, иных территориях. Можно будет выпускать ввозимые товары до подачи таможенной декларации, проводить связанные с этим таможенные операции прямо на складах предприятия. Это должно существенно снизить как временные, так и материальные затраты для предприятий, получивших этот статус.

Какие таможенные вопросы еще предстоит решить, чтобы Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана заработало в полную силу?

Некрасов: Вопросы интеграции по таможенной линии, в основном, уже решены. У нас общий Таможенный кодекс, единая таможенная территория, отменен таможенный контроль на внутренних границах между государствами - членами Таможенного союза. Сейчас необходимо обеспечить дальнейшую унификацию таможенных операций, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Пока для участников внешнеэкономической деятельности во многом остаются различными те из них, которые регулируются на уровне национального законодательства. Мало унифицировать ставки пошлин и нормы права, нужно добиться, чтобы законодательство одинаково понималось и применялось во всех трех странах.

Для достижения этой цели огромное значение имеет Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза, которая начала свою работу несколько месяцев назад. Она будет играть ключевую роль при практическом переходе на единые принципы таможенного администрирования. Мониторинг применения таможенных процедур и правил, обсуждение общих решений, оперативное урегулирование проблем - все это входит в задачи этого совместного органа.

Благодаря хорошему деловому взаимоотношению с коллегами из Беларуси и Казахстана, нам удается многое сделать непосредственно на уровне компетенции таможенных служб, например - при управлении рисками, обмене информацией, контроле транзита. Однако некоторые вопросы следует урегулировать на более высоком уровне, путем заключения межгосударственных соглашений.

Кстати

Система двойного коридора уже действует в 49 пунктах пропуска.

Если в вашем багаже есть товары, которые надо декларировать, то вы заполняете бланк пассажирской таможенной декларации и следуете по красному коридору. Если декларировать товары не требуется - по зеленому. Недавно система заработала в международных аэропортах Мурманска, Челябинска (Баландино), Тюмени (Рощино), на паромной переправе "Крым-Кубань", в морском порту Сочи, в автомобильных пунктах пропуска Мамоново (Гжехотки), Адлер, а также в железнодорожном пункте пропуска Адлер (Веселое).

Татьяна Зыкова

ИИ «Customs on-line», «Виртуальная таможня» 14.02.12г.

Интервью начальника Краснодарской таможни подполковника таможенной службы Владимира Ильича Данченкова

Реализация положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, а также активное развитие и внедрение перспективных таможенных технологий, повышение эффективности таможенного администрирования, применение законодательства в рамках Таможенного союза, совершенствование применения системы управления рисками являются приоритетными задачами, стоящими перед Краснодарской таможней.

Владимир Ильич, расскажите о задачах, стоящих перед таможней, а также об итогах работы в прошедшем году?

- Я считаю, что любая задача, поставленная перед таможней, важна. Конечно же, главные задачи - это фискальная и правоохранительная. За 2011 год таможня перечислила в федеральный бюджет более 22 млрд. 990 млн. рублей, оформлено свыше 41 тыс. деклараций на товары, 9,9 млн. тонн внешнеэкономических грузов. Внешнеторговый оборот превысил 6,7 млрд. долларов США. Правоохранительная деятельность характеризуется следующими показателями: - возбуждено 1262 дела об АП и 38 уголовных дел.

Что сделано сегодня Краснодарской таможней в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации?

- В соответствии с планом по реализации Концепции произошли существенные изменения в структуре таможни – ликвидация внутренних таможенных постов- Адыгейского, Армавирского, Кущевского, Кропоткинского, Автотранспортного, Тимашевского и Белореченского с перераспределением штатной численности и регионов их деятельности. За счет слияния двух внутренних постов Карасунского и Краснодарского создан Прикубанский таможенный пост.

Начал работу таможенно-логистический терминал «Терминал-Темрюк–Транзит», расположенный в непосредственной близости от пунктов пропуска в морских портах Темрюк, Кавказ и Тамань.

Концепцией определены основные направления развития и совершенствования таможенного администрирования. Как эти задачи решаются в Краснодарской таможне?

- Думаю, что эффективность совершения таможенных операций сегодня напрямую связана с интенсивностью применения современных перспективных таможенных технологий.

Внедрение передовых технологий таможенного оформления, в частности, системы электронного декларирования, является одним из приоритетов деятельности Краснодарской таможни и еще одним шагом к переходу таможни на работу по международным стандартам.

Итоги 2011 года подтвердили полную состоятельность технологии электронного декларирования. Ее эффективность оценили и участники внешнеэкономической деятельности – в регионе деятельности Краснодарской таможни более 96% деклараций на товары подаются в электронном виде.

С января 2011 года в Краснодарской таможне начал свою работу Центр электронного декларирования. Каковы конкретные результаты его работы?

- Показатели работы более чем обнадеживающие. Всего за первый год работы Краснодарского ЦЭДа в Федеральный бюджет перечислено таможенных платежей более 850 млн. рублей. Если говорить об объемах декларирования товаров, то в течение года они выросли с 10 деклараций на товары в первом квартале до 734 в 4 квартале.

Развитие электронного декларирования является основой для внедрения технологии удаленного выпуска, существенный рост которой произошел за счет подключения к ней таможенных органов. Увеличение привлекательности удаленного выпуска и повышение объемов декларирования через ЦЭД видится и в дальнейшем расширении практики использования данной процедуры за счет возможности осуществления взаимодействия Краснодарского ЦЭДа со всеми таможенными органами внутри таможни, а также за счет объемов товаров, перемещаемых морским транспортом через морские порты Юга и Северо-Запада страны.

Таким образом, очевидно, что в целях развития технологий интернет-декларирования и удаленного выпуска требуется дальнейшая целенаправленная работа как по привлечению участников ВЭД к использованию новых электронных технологий, так и в нормативно-правовом обеспечении данной деятельности.

От успешной работы южных морских ворот России зависит экономическая динамика целого ряда отраслей, ориентированных на экспорт. За последние пять лет Кубань сделала серьезный качественный шаг вперед в развитии морского и речного транспорта. Какая проводится работа Краснодарской таможней в этом направлении?

- За последний год существенно вырос грузооборот морских портов Юга России. Реализовать транзитный потенциал и обеспечить перевозки внешнеторговых грузов на Чер­номорском побережье России позволит и строящийся в районе мыса Железный Рог морской порт Тамань, который станет одним из главных объектов для реализации задач развития внешнеэкономической деятельности на территории Южного федерального округа. С мая 2010 года в пределах перегрузочного комплекса ООО «Пищевые ингредиенты» создан и функционирует морской пункт пропуска в порту Тамань, через который только за 2011 год было перевалено более 1 миллиона тонн пищевых масел и зерновых. На текущий год оператор терминала ставит своей задачей увеличение объемов перевалки до 3 млн. тонн.

Морской порт Кавказ в Керченском проливе так­же имеет хорошие перспективы стать ключевой «точкой» в составе морского железнодорожно-паромного кольца на Черном море. В последний год получили развитие и грузопассажирские паромные перевозки, в том числе и за счет открытия новых линий. В конце прошедшего года встал на линию паром Кавказ-Стамбул, обеспечивающий автомобильные перевозки товаров народного потребления не только в страны таможенного союза, но и в республики Закавказья и Средней Азии.

Во взаимодействии с таможней в течение двух последних лет открыты новые терминалы по перевалке насыпных и пакетированных грузов и в порту Туапсе.

Какая работа проводится таможней для обеспечения бесперебойного и эффективного таможенного контроля в пунктах пропуска?

- Руководством таможни активно ведется работа по внедрению перспективных таможенных технологий, направленных на упрощение процесса прохождения таможенных формальностей и сокращение времени совершения таможенных операций. В течение 2011 года для перевозчиков и операторов перегрузочных комплексов в морских портах стало привычным предварительное уведомление о перемещении товаров и международных транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, процент электронного декларирования с 61 % вначале 2011 года вырос до 94 % на конец его. Стала доступной для декларантов товаров процедура удаленного выпуска, посредством которой в течение прошлого года было оформлено 1106 импортных поставок.

Постоянно в поле зрения руководства таможни, в тесном взаимодействии с подразделениями пограничной службы, находятся и вопросы увеличения пропускной способности пассажирских пунктов пропуска. В условиях постоянно увеличивающегося пассажиропотока в морском порту Кавказ решен вопрос с администрацией и оператором пассажирских перевозок по обустройству и оборудованию в его пределах упрощенной системы пересечения таможенной границы – «красного» и «зеленого» каналов, внесено предложение по расширению полос движения автомобилей и пассажирских автобусов в данном пункте пропуска.

Применение системы управления рисками на протяжении последних лет является одной из приоритетных задач, выполняемых таможенными органами. Какова эффективность их применения в Краснодарской таможне?

- В условиях повсеместного применения электронного декларирования все более важную роль принимает использование системы управления рисками для определения поставок, подлежащих таможенному контролю, а так же при выборе форм таможенного контроля. Именно система управления рисками позволяет сосредоточить внимание на областях повышенного риска и обеспечение выявление и предотвращение нарушений таможенного законодательства.

Одним из наиболее успешных инструментов СУР является применение срочных профилей риска, поскольку данный вид профилей риска позволяет определить область риска на уровне товарной партии. Эффективность применения срочных профилей риска в Краснодарской таможне уже на протяжении многих кварталов держится на высоком уровне и превышает 50 %.

Одним из последних результатов применения срочного профиля риска стало пресечение попытки ввоза контрафактной продукции, маркированной товарным знаком компании «GIANNI VERSACE S.P.A.». В результате таможенного досмотра было выявлено 1186 шкатулок для хранения столовых приборов незаконно маркированных данным товарным знаком.

Темпы изменений в таможенном законодательстве требуют непрерывного образовательного процесса, и овладение новыми знаниями является первоочередной необходимостью для выполнения должностных обязанностей. Соответствуют ли знания краснодарских таможенников сегодняшним реалиям?

- Изменения в нормативной базе требуют непрерывного образовательного процесса. Знания должностных лиц должны соответствовать сегодняшним реалиям при решении широкого круга задач и обеспечивать высокий уровень эффективности в работе, постоянного роста уровня профессионализма. Система профессиональной подготовки таможенных кадров претерпела существенные изменения, как в структурном, количественном, так и в качественном плане. Перемены в экономике и социальной сфере требуют непрерывного повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки таможенных кадров.

В соответствии с перспективным планом Дополнительного профессионального образования обучение прошли 360 должностных лиц и работников таможенных органов не только в Российской таможенной академии и ее филиалах, но и в других образовательных учреждениях, расширив тем самым тематику программ. С этой целью используется одна из наиболее современных форм обучения – дистанционная.

То есть, на сегодняшний день, мы выходим за пределы внутриведомственной системы обучения, существовавшей ранее, и активно включаемся в единую систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих РФ?

- Само собой разумеется, система непрерывного образования должностных лиц таможни и уровень подготовки кадров способствует практической реализации эффективной таможенной политики, которая способствует выполнению плановых заданий, укреплению экономического потенциала и безопасности нашей страны. В связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр в рамках государственного заказа было обучено 20 человек по программе: «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации (английский)».

В завершение нашей беседы, скажите, пошло уже полгода, как Вы возглавили Краснодарскую таможню. Что Вы можете сказать о работе коллектива?

- Могу сказать, что коллектив таможни работает слаженно, уверенно решает стоящие перед ним задачи. Нам всем есть к чему стремиться, достигать более высоких результатов в своей работе, используя все лучшее, что мы имеем и, устраняя те недостатки, которые пока что еще есть.

Только работая во взаимодействии, таможня сможет решить поставленные перед нами задачи по выполнению контрольного задания по формированию доходов федерального бюджета и повышению собираемости таможенных платежей, а также максимально использовать имеющиеся резервы на всех направлениях деятельности.

Справка

Благодаря мощному сельскохозяйственному, производственному, научно-техническому и рекреационному потенциалу Краснодарский край приобрёл особое значение для экономики страны. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, Кубань занимает ведущее место по объёму внешнеторгового оборота среди субъектов Южного Федерального округа России.

На сегодняшний день в структуру таможни входят 8 таможенных постов (расположены в г. Краснодаре, Славянске, Ейске, Темрюке, Туапсе), в т.ч. из них 5 являются пунктами пропуска через границу РФ (4 морских, один – воздушный).

По итогам работы в 2011 году Краснодарская таможня заняла третье место в номинации «Лучший коллектив пограничной таможни» среди таможен Южного таможенного управления. А таможенный пост Аэропорт Краснодар занял второе место в номинации «Лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильного пункта пропуска (воздушного)».

«Виртуальная таможня» 15.02.12г.

В Астраханской таможне прошла пресс-конференция начальника таможни

13 февраля 2012 года прошла пресс-конференция начальника Астраханской таможни, полковника таможенной службы А.Н. Ястребова по подведению итогов в 2011 году, дальнейшим планам и перспективам в 2012 году, сообщила Пресс-служба ЮТУ. Представители астраханских средств массовой информации приняли в ней активное участие.

Открывая мероприятие, Александр Николаевич отметил важность взаимодействия и тесного сотрудничества таможни со средствами массовой информации и поблагодарил гостей пресс-конференции за профессиональный подход при подготовке статей и телесюжетов о деятельности таможенников.

Подводя итоги работы в 2011 году начальник Астраханской таможни остановился на таких основных моментах в деятельности таможни, как: работа в условиях формирования таможенного союза, организационно-штатные мероприятия, ликвидация трех таможенных постов, внедрение электронного декларирования, борьба с контрабандой, борьба с коррупцией и т. д. По словам А.Н. Ястребова, все мероприятия были направлены на то, чтобы безболезненно и без проблем начать работу в новых условиях и Астраханская таможня успешно справилась с поставленными задачами. Особое внимание в своем докладе начальник таможни уделил планам, перспективам и предстоящим значимым событиям в жизни Астраханской таможни в 2012 году.

Многочисленные вопросы, заданные журналистами коснулись как основных направлений деятельности Астраханской таможни, так и многого другого: спорт в жизни таможенников, их социальная обеспеченность, мероприятия, посвященные празднованию исторической даты образования таможни и т. д.

Подводя итоги пресс-конференции руководитель еще раз поблагодарил собравшихся журналистов и выразил надежду на продолжение конструктивного сотрудничества со средствами массовой информации.

ИИ «БизнесНьюс.ру» 14.02.12г.

Внешнеторговый оборот Астраханской области вырос на 68% / 14.02.2012

В 2011 году внешнеторговый оборот Астраханской области (в зоне действия Астраханской таможни) составил $904 млн долларов, что на 68% выше, чем за 2010 год.

Стартовавший с начала года 2-й этап реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области включает 450 проектов общей инвестиционной ёмкостью 1 трлн руб. Такой объём денежных ресурсов будет привлечён в развитие региона за ближайшие 5 лет.

Об этом рассказал губернатор региона Александр Жилкин на совещании по развитию международных связей Астраханской области.

Как уточняется в сообщении пресс-службы губернатора, столь внушительный объём инвестиций связан не только с большой программой «ЛУКОЙЛа», но и с активизацией внешнеэкономической деятельности. «Важнейшей составляющей второго этапа являются интеграционные связи с соседями по Каспию и с теми странами, которым интересен транзит на каспийском направлении», — сказал Александр Жилкин.

По данным министерства международных и внешнеэкономических связей региона, в 2011 году внешнеторговый оборот области (в зоне действия Астраханской таможни) составил $904 млн долларов, что на 68% выше, чем за 2010 год. «Наиболее важный для региона показатель — экспорт продукции — вырос в 2,7 раза», — сообщил министр международных и внешнеэкономических связей региона Денис Афанасьев.

Также в сообщении отмечается, что впервые за последние годы выросли все без исключения показатели внешней торговли Астраханской области с каждой из прикаспийских стран. Так, внешнеторговый оборот с Ираном вырос на 32%, с Туркменистаном на 56, а с Азербайджаном на 85%. Доля прикаспийских стран во всём внешнеторговом обороте составила около 40%. И это без учёта грузов, перемещаемых через российско-казахстанскую границу (после начала действия Таможенного союза таможенная статистика на этом направлении не ведётся).

ИИ «Югополис» 15.02.12г.

Краснодарские бизнесмены расскажут, что мешает их бизнесу

21 февраля в Краснодаре состоится заседание круглого стола «Что мешает вашему бизнесу?».

На вопросы краснодарских предпринимателей о действующих на Кубани мерах господдержки малого бизнеса ответят представители департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края.

Обсудить с предпринимателями актуальные проблемы развития бизнеса и ответить на интересующие их вопросы придут представители администрации Краснодарского края и Краснодара, кубанского парламента, МЧС, Роспотребнадзора, управления по налогам и сборам, УВД, прокуратуры, Краснодарской таможни и управления ФАС по Краснодарскому краю.

ИИ «НИА-Кубань» 15.02.12г.

В Краснодаре выяснят, что мешает бизнесу

Департамент инвестиций и проектного сопровождения соберет за круглым столом предпринимателей.

21 февраля в Краснодаре работники департамента и представители администрации Краснодарского края и Краснодара, кубанского парламента, МЧС, Роспотребнадзора, управления по налогам и сборам, УВД, Прокуратуры, Краснодарской таможни и управления Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю обсудят с бизнесменами актуальные проблемы развития бизнеса и ответят на интересующие их вопросы.

Мероприятие организовано Торгово-промышленной палатой Краснодарского края.

«Комсомольская правда» 15.02.12г.

В ростовском аэропорту таможенники поймали обувщика, который привез из Вены детали для станка и образцы подошвы для обуви

А в Новошахтинске в машине водителя из Украины нашли 45 бутылок с алкоголем

В ростовском аэропорту таможенники поймали обувщика из Чалтыря, который привез из Вены детали для станка и образцы подошвы для обуви. Сотрудникам таможенной службы пришлось объяснять правила перевозок пассажиру, который, не заполнив таможенную декларацию, проследовал по «зеленому коридору» зоны таможенного контроля. По словам туриста, он не знал, что товар для производственной деятельности, даже если он приобретен в личных целях, нужно декларировать.

Также, как сообщает пресс-служба ростовской таможни, на автомобильном пункте пропуска «Новошахтинск» при досмотре одного из автомобилей, следовавшего из Украины, таможенники нашли 45 бутылок с разными спиртными напитками. Водитель спрятал бутылки с виски, коньяком и марочным вином в кабине автомобиля. Он объяснил, что спиртное вез для себя. Обоим нарушителям грозит административный штраф.

«Виртуальная таможня» 16.02.12г.

Конструктивный диалог таможни и бизнеса

В Новороссийской таможне состоялось первое в 2012 году заседание рабочей группы Консультативного Совета по реализации таможенной политики, решение о создании которой, было принято в декабре 2011 года. В ее состав вошли представители Новороссийской таможни, представители деловых кругов, контейнерных линий, терминалов, морских агентств, таможенные брокеры. Деятельность рабочей группы запланирована на период первого полугодия 2012 года.

Главная цель и задача прошедшего заседания- ускорение процессов таможенного оформления грузов, а именно пересмотр приложения А3 «Технологической схемы работы пунктов пропуска Новороссийск» и внесение предложений об изменении действующей техсхемы.

Представителям деловых кругов было предложено заслушать и обсудить проблемные вопросы, касающиеся работы по действующему приложению А3 «Технологической схемы пунктов пропуска Новороссийск», а также оптимизации работы в данном направлении.

Руководителем рабочей группы Михаилом Чумаченко - заместитель начальника Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни были даны подробные разъяснения по вопросам, волнующим участников ВЭД, с учетом положений действующего законодательства в сфере таможенного дела.

Одним из важных вопросов обсуждения стало эффективное применение электронного декларирования, предварительное информирование.

В рамках заседания руководителем рабочей группы было предложено представителям бизнеса самостоятельно подготовить и передать в Консультативный Совет проект предложений о внесении изменений в действующее приложение А3 «ТС работы пунктов пропуска Новороссийск».

Следующее заседание намечено на март текущего года.

Конструктивный диалог, обмен мнениями, разъяснение таможенного законодательства – все это идет только на пользу и таможенникам и бизнесменам.

«TKS.ru» 14.02.12г.

Чиновники не оценили идеи «Деловой России»

Минфин и Минэкономразвития не увидели дельных предложений по упрощению таможенных процедур.Чиновники не готовы к радикальным переменам в работе таможенной службы. Минфин и Федеральная таможенная служба отвергли практически все предложения «Деловой России» по «либерализации» таможенных процедур. Минэкономразвития готово согласиться лишь на некоторые перемены.

Свои предложения по упрощению процедур таможенного оформления «Деловая Россия» направила чиновникам в декабре прошлого года. Предприниматели, в частности, предложили уже в 2012 году полностью перейти на электронный документооборот (запретив его дублирование на бумаге) между всеми участниками внешне-экономической деятельности – таможенными службами, собственниками товара, перевозчиками, налоговой и ЦБ.

Бизнес также предложил, чтобы участники ВЭД могли мониторить прохождение всех этапов таможенного оформления. Еще среди идей предпринимателей – предложение пропускать 90% грузов на основании только электронной документации, без таможенного досмотра и уплаты пошлин авансом.

Кроме того «Деловая Россия» попросила наказывать таможенников, которые срывают сроки оформления, и снизить размер регистрационного обеспечения для лиц, которые занимаются таможенной деятельностью. По мнению бизнесменов, это расширит доступ на рынок для малого и среднего бизнеса и приведет к появлению здоровой конкуренции.

- На этом рынке есть понятие нормы для таможенных представителей, равной 1 млн. евро, - объясняет таможенный брокер Андрей Луков. - На эту сумму таможенный представитель должен предоставить обеспечение в ФТС в виде гарантии банка или депозита. Конкуренции это, правда, мешает — вы выводите из оборота крупные суммы денег. Можно снизить норму и до 500 тыс. евро.

При этом, по мнению «Деловой России», из таких компаний государство должно уйти или снизить свою долю хотя бы до 25%. Впрочем, по словам Лукова, за исключением ФГУП РОСТЭК (занимается среди прочего оказанием услуг в качестве таможенных представителей), на рынке госструктур и нет.

В Минэкономразвития не считают необходимым избавляться от таможенных «активов». Как пояснил источник в ведомстве, неясно, какие проблемы таможенного администрирования предприниматели пытаются решить за счет такого ограничения. Непонятно министерству и почему бизнес просит внедрить специальное оборудование с возможностью дистанционного доступа для таможенных представителей, брокеров.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной также против снижения суммы регистрационного обеспечения (чиновники считают, что бизнесмены не обосновали целесообразность такого шага), равно как и против того, чтобы оценивать работу таможенников по скорости проведения оформления.

В целом, по словам источника в министерстве, предложения «Деловой России» весьма радикальны и ограничивают полномочия работников ФТС в такой степени, что это может создать риски для эффективной работы таможенных органов. Условно ведомство «поддержало» предложения по переходу на электронный документооборот и «неполное декларирование». При этом чиновники уточнили, что большая часть из них уже реализуется принятыми постановлениями и законопроектами. Поэтому ничего сверх плановой работы предпринимать не планируется. Подобной позиции придерживается и ФТС.

- Нас это вполне устраивает, - говорит вице-президент «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Эспро» Виталий Сурвилло.

Однако, подчеркивает он, самый главный вопрос, связанный с тем, чтобы таможня была не фискальным органом, а органом по борьбе с контрабандой, пока не поддерживается. «Будем дальше вести переговоры», - говорит Сурвилло.

Минфин отреагировал на обращение бизнесменов достаточно жестко. Позицию «Деловой России» в ведомстве считают абстрактными идеями, которые не содержат четких предложений, говорит источник в ведомстве.

- Мы получили официальный ответ от Минэкономразвития, - отмечает Сурвилло. – Во вторник состоится второй раунд переговоров по тому, что можно сделать и что нельзя. Какая-то часть наших решений поддержана, более радикальные — нет. Будем объясняться.

В Минэкономразвития уточнили, что о вторник состоится очередная рабочая встреча "Деловой России" и представителей департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Свои предложения по упрощению процедур таможенного оформления «Деловая Россия» направила чиновникам в декабре прошлого года. Предприниматели, в частности, предложили уже в 2012 году полностью перейти на электронный документооборот (запретив его дублирование на бумаге) между всеми участниками внешне-экономической деятельности – таможенными службами, собственниками товара, перевозчиками, налоговой и ЦБ.

Бизнес также предложил, чтобы участники ВЭД могли мониторить прохождение всех этапов таможенного оформления. Еще среди идей предпринимателей – предложение пропускать 90% грузов на основании только электронной документации, без таможенного досмотра и уплаты пошлин авансом.

Кроме того «Деловая Россия» попросила наказывать таможенников, которые срывают сроки оформления, и снизить размер регистрационного обеспечения для лиц, которые занимаются таможенной деятельностью. По мнению бизнесменов, это расширит доступ на рынок для малого и среднего бизнеса и приведет к появлению здоровой конкуренции.

- На этом рынке есть понятие нормы для таможенных представителей, равной 1 млн. евро, - объясняет таможенный брокер Андрей Луков. - На эту сумму таможенный представитель должен предоставить обеспечение в ФТС в виде гарантии банка или депозита. Конкуренции это, правда, мешает — вы выводите из оборота крупные суммы денег. Можно снизить норму и до 500 тыс. евро.

При этом, по мнению «Деловой России», из таких компаний государство должно уйти или снизить свою долю хотя бы до 25%. Впрочем, по словам Лукова, за исключением ФГУП РОСТЭК (занимается среди прочего оказанием услуг в качестве таможенных представителей), на рынке госструктур и нет.

В Минэкономразвития не считают необходимым избавляться от таможенных «активов». Как пояснил источник в ведомстве, неясно, какие проблемы таможенного администрирования предприниматели пытаются решить за счет такого ограничения. Непонятно министерству и почему бизнес просит внедрить специальное оборудование с возможностью дистанционного доступа для таможенных представителей, брокеров.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной также против снижения суммы регистрационного обеспечения (чиновники считают, что бизнесмены не обосновали целесообразность такого шага), равно как и против того, чтобы оценивать работу таможенников по скорости проведения оформления.

В целом, по словам источника в министерстве, предложения «Деловой России» весьма радикальны и ограничивают полномочия работников ФТС в такой степени, что это может создать риски для эффективной работы таможенных органов. Условно ведомство «поддержало» предложения по переходу на электронный документооборот и «неполное декларирование». При этом чиновники уточнили, что большая часть из них уже реализуется принятыми постановлениями и законопроектами. Поэтому ничего сверх плановой работы предпринимать не планируется. Подобной позиции придерживается и ФТС.

- Нас это вполне устраивает, - говорит вице-президент «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Эспро» Виталий Сурвилло.

Однако, подчеркивает он, самый главный вопрос, связанный с тем, чтобы таможня была не фискальным органом, а органом по борьбе с контрабандой, пока не поддерживается. «Будем дальше вести переговоры», - говорит Сурвилло.

Минфин отреагировал на обращение бизнесменов достаточно жестко. Позицию «Деловой России» в ведомстве считают абстрактными идеями, которые не содержат четких предложений, говорит источник в ведомстве.

- Мы получили официальный ответ от Минэкономразвития, - отмечает Сурвилло. – Во вторник состоится второй раунд переговоров по тому, что можно сделать и что нельзя. Какая-то часть наших решений поддержана, более радикальные — нет. Будем объясняться.

В Минэкономразвития уточнили, что о вторник состоится очередная рабочая встреча "Деловой России" и представителей департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Источник: «Известия.ру»

«TKS.ru» 14.02.12г.

«Это хуже, чем преступление, - это ошибка»

Принятие Федерального закона № 409 по мнению авторов статьи значительно осложнит жизнь российским автоперевозчикам и участникам внешнеэкономической деятельности. Целый ряд положений ФЗ № 409 опять вернул к жизни проблемы,c которыми перевозчики боролись на протяжении многих лет. Остается только сожалеть о том, что авторы российских законодательных новелл, внедрение которых приведет к очевидным потерям для бюджета страны, традиционно не несут персональной ответственности за допущенные законодательные ошибки и просчеты

Страна должна знать по именам тех, кто, не задумываясь, берет в руки перо (или стучит по клавиатуре) и творит то, что, по его мнению, может называться законом. Сегодня российский безымянный законотворец ни за что не отвечает.

И нам остается только сожалеть о том, что мировая, широко известная практика, когда законам присваиваются личные имена, не прижилась на российских законодательных просторах.

Представляете себе такое в России? Можно смело предположит, что при таких условиях количество этих творцов, испытывающих тягу к законотворчеству, значительно уменьшится. Они будут знать, что в профессиональном сообществе за профессиональную ошибку им не подадут руки. Может быть тогда, эти творцы поймут, что личное профессиональное имя, проставленное под законодательным актом - это ответственность за все последствия его введения.

О том, как законы проходят правовую экспертизу, лоббируются и принимаются мы рассказывать не будем, это отдельная тема. Сегодня мы расскажем о том, к чему приводят на практике ошибки и несуразицы в законодательных актах.

Итак, сюжет первый.

Известно, что наша автомобильная промышленность пока не выпускает автопоезда для международных автомобильных перевозок товаров. Поэтому, для международной перевозки товаров российскими перевозчиками закупается иностранная автомобильная техника, которая выполняет международные перевозки, находясь в таможенном режиме временного ввоза.

Вникнув в эту проблему, Правительство России приняло Постановление № 147 от 11.03.2003 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок» (далее - Постановление № 147).

Согласно этого постановления, перевозчик может закупать иностранную автомобильную технику, возить товар для России и укреплять российскую экономику уплаченными налогами от доходов, полученных за выполненные международные автомобильные перевозки.

Пунктом 2 этого Постановления предусмотрено, что в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров. Обратите внимание на термин «режим временного ввоза» дальше, надеюсь, будет понятно почему

Правда в этом письме есть несуразица, а может быть ошибка. Надо было с самого начала понимать, что если машина привезла товар из-за рубежа, то обратно, за рубеж, например из Москвы, экономически целесообразно было бы везти товар или контейнер, но не воздух. Однако Постановление, такие внутренние перевозки транспортным средствам, находящимся в таможенном режиме временного ввоза, недвусмысленно запрещает. И в результате этой несуразицы, закрепленной в законе, перевозчики вынуждены были гонять свои тягачи назад к границе порожняком, что отнюдь не приносило доходов ни им самим, ни российскому бюджету. Сейчас за давностью лет мало кто помнит, как всем миром перевозчики с челобитной обращались в разные чиновничьи присутствия, призывая отменить явную законодательную нелепость и разрешить их обратную загрузку.

Но, оказалось, что Правительство изменять свои постановления не может ….

Но перевозчикам тогда повезло. Через полгода опять вышло письмо, но уже в виде приказа. Совместный приказ Министерства транспорта РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 08.09.2003 № 187/970 разрешает то, что запрещает Правительство. Неважно, что Правительство указало, что «…при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров …». Важно то, что, услышав перевозчиков, нашлись смелые люди, исправили ошибку и разрешили машинам, предназначенным для перевозки товара не возить воздух по территории России, а загружаться попутным к границе грузом.

Но, как известно, всему хорошему всегда приходит конец. Совсем недавно мы создали Таможенный союз. Понятно, что Таможенный союз не может состояться без Таможенного Кодекса. Открываем статью 343 Таможенного Кодекса, вчитываемся, и пытаемся понять - опять ошибка или все-таки не ошибка.

«Временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства международной перевозки должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки…». Понятно, что транспортные средства закупаются для операций перевозки. Значит, если операции перевозки завершены, сроки временного ввоза закончились, транспортные средства должны быть безусловно вывезены. Возникает вопрос: касается ли это всех транспортных средств, находящихся в режиме временно ввезенных? Конечно, касается. Ведь в пункте 2 Постановления № 147 конкретно указано «… помещаемых под таможенный режим временного ввоза …». Значит, все транспортные средства, приобретенные в рамках Постановления 147, помещаемые под режим временного ввоза, должны быть вывезены, и никак иначе.

Реально в жизни перевозчики, конечно, в нарушение этих положений загоняют транспортные средства в зоны таможенного контроля, никуда их не вывозят и производят так называемую «растаможку». То есть фактически и юридически норма закона не работает. А если норма закона не работает, то ошибка это или не ошибка будут решать судьи по инициативе таможенных органов.

Вот к чему приводит небрежность в написании правового акта под действие которого подпадает деятельность тысяч работников, как автомобильного транспорта, так и таможенных органов.

Теперь обратимся к названию и содержанию статьи 344 Таможенного кодекса «Операции с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки». Следовательно, положения данной статьи формально в полной мере относятся ко всем временно ввезенным транспортным средствам, в том числе и ввезенным в рамках Постановления № 147. Ведь ввезенные по этому Постановлению транспортные средства оформляются и находятся в режиме временного ввоза. Обратившись к пункту 2 статьи 344, мы уже без удивления обнаруживаем, что «безымянные творцы» и здесь успели приложить свою руку.

«… 2. На таможенной территории Таможенного союза не допускается: использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (далее для целей использования в настоящей главе – внутренняя перевозка по таможенной территории Таможенного союза) …». То есть запрещено всем без изъятия.

Таким образом, можно констатировать спустя почти десять лет мы наступили на те же самые грабли. Закрепили в международном правовом акте обязанность российских перевозчиков возить воздух. Из-за рубежа с грузом, пожалуйста. А вот по территории России везите воздух. Понятно, что с так называемым каботажем надо бороться. Но не такими же методами, когда установленные Правительством России меры поддержки российского автотранспортного рынка фактически уничтожаются.

Но, на этом наш «безымянный законотворец» не успокоился, ему надо дальше проявлять себя. И тут подоспела блестящая возможность совершить ошибку не в интересах государства. Для того, чтобы российские перевозчики, использующие транспортные средства, ввезенные в рамках Постановления № 147 и оформленные в режиме временного ввоза, не пытались ходить с челобитной, возражая против перевозки воздуха, надо внести ошибку в еще один закон, чтобы неповадно было использовать транспортные средства с наиболее высокой степенью экономической эффективности. Формируем невинный закон.

Сообщаем всем заинтересованным, что этот закон носит характер юридико-технических правок. И стремительно вводим его в правовой оборот. Да, это именно он, 409-ФЗ от 6 декабря 2011г., к которому участники внешнеэкономической деятельности с трудом подбирают приличные уху эпитеты.

Естественно этот закон и содержащаяся в нем новая редакция статьи 16.24. КоАП РФ (в просторечии Административного кодекса) не просто задел, а прямо ударил по экономическим интересам государства и, конечно, международным автомобильным перевозчикам, использующим транспортные средства, ввезенные по Постановлению № 147.

Цитируем:

«Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей».

Во сколько обошлась эта ошибка интересам Российского государства и гражданам России можно только догадываться. Но примерно увидеть можно. Российский перевозчик привозит товар на место грузополучателя и возвращается незагруженным. Заказчик перевозки оплачивает холостой пробег машины без товара, следовательно, в конечном итоге холостой пробег и перевозку воздуха оплачивает гражданин в магазине. Объем перевозок этим транспортом, вероятно, уменьшается не менее чем на половину. Экономическая эффективность использования транспорта, человеческих ресурсов, а также топлива стремится к нулю.

Более того, здесь прямо нарушен фундаментальный юридический принцип соразмерности содеянного и наказания. Штраф на юридическое лицо имеет 6-ти кратную вилку. Напрочь забыт принцип однократности и систематичности. По мнению авторов редакции этой статьи, нет такого принципа в российском праве. Что это как не взрыхленное удобренное поле для лихоимства .

По поводу этой статьи ФЗ 409 еще много чего следовало бы сказать, но мы это оставим для другого случая.

Сюжет второй.

Рассмотрим ситуацию, связанную с поломкой тягача при выполнении международной автомобильной перевозки, и как эту ситуацию решает «безымянный законотворец».

Как известно, транспортное средство это сложное техническое устройство. И оно, как любое техническое устройство, «имеет право» сломаться и не ехать. Сразу следует оговориться, что рассматриваться будет очень узкий сегмент этой ситуации. Кто-то воскликнет: «Да нет ничего проще!». Подогнали другой тягач, перецепились и поехали дальше в таможню назначения. Какая разница таможенным органам, если в таможню назначения приедет транспортное средство с ненарушенными пломбами буксируемое при этом другим тягачом, а не тем, который пересекал границу?

Оказывается, не проще. Нужно убедиться, что пломбы целы, груз в транспортном отсеке не требует вызова представителя таможенных органов. Так как только в их присутствии можно производить грузовые операции с товаром, находящимся под таможенными пломбами. Но если повезло, и такой необходимости нет. С грузом все нормально. Пломбы целые. Тогда перецепляй тягач и следуй дальше. А вот это уже нарушение таможенных правил.

Обратимся к части 2 п.1. статьи 222 Таможенного кодекса.

«Если операции, указанные в части первой настоящей статьи, в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не наложены, осуществление таких операций допускается после уведомления таможенного органа в письменной и (или) электронной форме».

Возникает вопрос, а зачем уведомлять! Тратить драгоценное время жизни на никому не нужное действие. Тратить бумагу, время и деньги. Обязательно возникает вопрос, каким способом уведомлять: факсимильным сообщением, телеграммой или сопроводительным письмом? Или, отдавая дань современным технологиям, в электронной форме. Но тогда какой таможенный орган? Таможню отправления? Таможню назначения? Ближайший таможенный орган? Почему перецепку можно производить только после уведомления?

Ответ может быть только один. Помните, государево око все должно знать и видеть, даже если ему это без надобности, более того, оно должно иметь законную основу наказать перевозчика. А чтобы таможенные органы не сидели без работы и отчитывались о выявленных нарушениях, «безымянный законотворец» в упомянутом законе 409-фз пишет новую редакцию статьи 16.6. КоАП РФ, и устанавливает штраф в размере от тридцати до сорока тысяч рублей. За что? А за то, что перевозчик не направил уведомления. Вникнем, что такое уведомление? Как нам кажется, это одностороннее действие, не требующее согласия или каких-либо действий другой стороны. Было бы понятно, если перевозчик должен был бы в ответ на уведомление получить какую-нибудь реакцию в виде согласия. Но, ведь этого не требуется. Тогда за что должен отвечать перевозчик. Охарактеризовать это можно так – беспощадная бессмысленность.

В чем здесь можно увидеть покушение на интересы государства? Какое посягательство на интересы таможенных органов? Вопросов много, а ответ «безымянных законотворцев» и таможенных органов один. А вот если ….?

Здесь охраняются интересы «безымянного законотворца», который демонстрирует свое непрофессиональное видение ситуации или все-таки «по заказу» охраняет интересы таможенного органа?

Именно так перестает существовать и применяться принцип презумпции невиновности. Дьявол, как известно, кроется в мелочах ...

Вот так наш «безымянный законотворец» охраняет интересы государства. Не нарушены интересы государства, не подорваны его организационные и экономические устои. Но мы все равно что-нибудь придумаем, чтобы установить штрафы, собрать штрафы и пополнить бюджет государства.

Много лет юридическое сообщество, работающее в сфере внешнеэкономической деятельности, деликатно предлагает свою профессиональную помощь в подготовке нормативных актов, справедливо полагая, что уровень квалификации «безымянных законотворцев» не позволяет решать сложнейшие задачи правового регулирования, причем не только в сфере внешнеэкономической деятельности. Увы, это мнение еще раз нашло свое подтверждение в описанных выше сюжетах.

Сюжет третий, но об этом в следующий раз ….

Константин Исаков, Александр Смирнов