Сегодня 19 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Обзор публикаций (21-23.01.2012)

PDFПечатьE-mail

Виртуальная таможня 23.01.12

Руководитель ФТС России встретился с главой таможенной службы Молдавии

18-20 января в г. Кишинёв (Республика Молдова) состоялась рабочая встреча делегации ФТС России во главе с руководителем таможенной службы России Андреем Бельяниновым и делегации Таможенной службы при Министерстве финансов Республики Молдова. Молдавскую делегацию возглавил генеральный директор таможенной службы Республики Молдова Тудор Балицки.

На встрече обсуждались вопросы российско-молдавского таможенного сотрудничества. Были приняты решения по подготовке к подписанию проекта соглашения о перемещении плодоовощной продукции, по дальнейшему обмену данными таможенной статистики взаимной торговли и проведению рабочей встречи экспертов таможенных служб двух стран для проведения сопоставительного анализа таможенной статистики взаимной торговли за 2011 год. Также коллеги условились с 1 марта 2012 года начать эксперимент по обмену предварительной информацией о товарах и транспорте, перемещаемых через границы Российской Федерации и Республики Молдовы.

В завершение встречи руководители таможенных служб подписали совместное заявление о сотрудничестве в таможенной сфере и план совместных действий в правоохранительной сфере на 2012-2014 годы.

Пресс-служба ФТС

Виртуальная таможня 23.01.12

Таможенный союз ввел обязательное информирование о ввозе товаров автотранспортом

В целях оптимизации и ускорения процесса таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля Комиссия Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Беларуси ввела обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным транспортом, говорится в субботу в сообщении министерства экономического развития Азербайджана.

Согласно информации, теперь уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица обязаны представлять информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию стран ТС.

В случае, когда в отношении ввозимых товаров предусматривается таможенная процедура таможенного транзита в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет предварительную информацию в информационную систему таможенных органов государства-члена ТС, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств.

Таможенные органы государств-членов ТС, на территории которых расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение двух часов с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками.

Решение вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней с даты его официального опубликования (девятое декабря 2011 года).

Trend

Виртуальная таможня 19.01.12

Назначен новый начальник Таганрогской таможни

Приказом ФТС России от 11 января 2012 года № 38-к с 18 января 2012 года полковник таможенной службы Игорь Николаевич Каплуновский назначен на должность начальника Таганрогской таможни, сообщила Пресс-служба ЮТУ.

Игорь Николаевич Каплуновский родился 27 января 1970 года в с. Фомино-Свечниково Кашарского района Ростовской области.

Имеет высшее образование: в 1993 году окончил Ворошиловградский Восточно-украинский государственный университет им В.Даля.

Службу в таможенных органах начал в 1993 году и прошел путь по карьерной лестнице от рядового инспектора до начальника Миллеровской таможни.

Награжден медалями «За усердие» и «За службу в таможенных органах» III и II степеней, знаком «Отличник таможенной службы».

Женат, воспитывает двоих сыновей.

18 января 2012 года начальник Южного таможенного управления генерал-лейтенант таможенной службы Александр Гетман в конференц-зале Таганрогской таможни представил нового начальника Таганрогской таможни полковника таможенной службы Игоря Каплуновского. Александр Николаевич дал высокую оценку профессиональным качествам Игоря Николаевича, пожелав ему дальнейших успехов на новом месте службы. В 2012 году перед Таганрогской таможней, как и перед всеми таможнями управления, стоят задачи по наполнению Федерального бюджета и совершенствованию таможенного контроля. В регионе деятельности Таганрогской таможни планируется ввод в строй новых автомобильных пунктов пропуска по постоянной схеме МАПП Матвеев Курган и Куйбышево-Мариновка. Одним из приоритетных направлений деятельности ЮТУ остается международное сотрудничество. Рассматривается вопрос о «пилотном» проекте совместного таможенного и пограничного контроля соответствующих структур России и Украины на автомобильном пункте пропуска Куйбышево – 2 Таганрогской таможни. Лето 2012 года потребует от таганрогских таможенников усиленной работы в связи туристическим сезоном и играми Чемпионата Европы по футболу в г. Донецке. Поставив перед руководством Таганрогской таможни задачи на текущий год, Александр Николаевич отметил, что назначение нового начальника таможни в начале года позволит объективно оценить результаты его работы по завершению 2012 года

Таможня.ру 19.01.2012

Волгоградская таможня поздравила детей из детского дома с новогодними праздниками

В преддверии новогодних праздников по старой доброй традиции волгоградские таможенники провели благотворительные мероприятия, посетив Детский дом № 2 города Волгограда, сообщает пресс-служба ЮТУ.

Замечательным сюрпризом – стал концерт. Дети вместе с дедушкой Морозом и Снегурочкой водили хороводы, отгадывали новогодние загадки и рассказывали стихи, за каждый из которых Дедушка Мороз вручал отдельный приз. Даже самые стеснительные малыши участвовали в веселье. И конечно каждому из ребятишек был вручен красочный подарок с играми и сладостями.

Волгоградские таможенники и в дальнейшем намеренны оказывать посильную помощь детям, особенно нуждающимся в заботе и поддержке окружающих, чтобы они с хорошим настроением могли встречать праздники.

Есть в Хакасской таможне добрая традиция дарить в канун самого любимого и долгожданного всеми праздника подарки детям из детских домов Хакасии.

Вот и в этом году более 50 ребят, живущих в детском доме «Малышок», получили от хакасских таможенников новогодние подарки. Кроме сладостей и игрушек, это санки-ледянки и настенный часы в каждую детскую комнату...

Ежегодно, на протяжении пяти последних лет, в преддверии Нового года коллектив Якутской таможни участвует в сборе средств и принимает участие в новогоднем празднике для детей больных онкологическими заболеваниями, проходящих лечение в Педиатрическом центре Национального центра медицины РС(Я)...

Виртуальная таможня 20.01.12

Расширенное заседание Совета экспортеров Астраханской области

25 января 2012 года в конференц-зале Агентства по занятости населения Астраханской области, расположенном по адресу: г.Астрахань, ул. Тредиаковского, 13/Красного знамени, 2 состоится расширенное заседание Совета экспортеров Астраханской области при министерстве международных и внешнеэкономических связей Астраханской области, сообщила Пресс-служба ЮТУ.

Заседание планируется провести в расширенном составе, с привлечением широкого круга предприятий-участников внешнеэкономической деятельности, таможенных представителей (брокеров) и транспортно-экспедиционных компаний. Всего в заседании примут участие около пятидесяти участников внешнеэкономической деятельности нашего региона.

Откроют мероприятие министр международных и внешнеэкономических связей Астраханской области Денис Александрович Афанасьев и начальник Астраханской таможни Александр Николаевич Ястребов.

В рамках заседания планируется заслушать информацию руководителей подразделений Астраханской таможни по актуальным вопросам деятельности в сфере оказания услуг участникам ВЭД и изменениям в таможенном законодательстве, вступающим в силу в 2012 году, а также планируется обсудить ряд проблемных вопросов, связанных с работой таможенных представителей.

Приглашаем представителей СМИ к участию в мероприятии.

Таможня.ру 19.01.2012

Краснодарской таможней задержана контрабанда наркотиков

27.12.2011 года в результате реализации оперативной информации сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Краснодарской таможни на таможенном посту Морской порт Кавказ при попытке контрабанды наркотических средств с территории России на территорию Украины у гражданина РФ в ходе проведения таможенного досмотра обнаружены 309,6 гр. «марихуаны» и 0,26 гр. «гашишного масла». По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 228.1 УК РФ, сообщает пресс-служба ЮТУ.

Так же в январе текущего года в результате реализации оперативной информации сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Краснодарской таможни совместно с УТ МВД России по ЮФО на таможенном посту Морской порт Кавказ при попытке контрабанды наркотических средств с территории России на Украину задержан гражданин РФ у которого было обнаружено 6,92 гр. наркотического средства «марихуана». По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 228.1 УК РФ.

Справка:

Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, - (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)...

В Казани 11 января сотрудники 2 отдела СКЛОН УФСКН РФ по РТ при содействии Федеральной таможенной службы республики задержали с поличным гражданина при получении посылки из Венгрии, в которой находилось около полкилограмма синтетических наркотиков...

Апсныпресс 20.01.2012 14:50

На Сочинской таможне ввели систему двойного коридора

На Сочинской таможне ввели систему двойного коридора. По «красному» коридору проходят граждане, имеющие при себе предметы, подлежащие декларированию, «зеленый» - свободно преодолевают те, у кого таких вещей с собой нет.

Система двойного коридора значительно облегчит жизнь физическим лицам, пересекающим пункты контроля. Теперь по «красному» коридору проходят граждане, которые везут с собой предметы, подлежащие декларированию. А «зеленый» быстро преодолевают те, у кого таких вещей с собой нет. Раньше всем приходилось стоять в одной очереди, что было весьма неудобно.

Система двойного коридора уже больше 10 лет работает в международном аэропорту Сочи. А вот теперь ее внедрили во всех пунктах пропуска сочинской таможни — на пешеходном и автомобильном постах в сторону Абхазии, а также в пассажирском павильоне железнодорожной станции «Веселое» и морском порту курорта. Рядом с пунктами пропуска появились информационные стенды и места для заполнения деклараций, пояснили в пресс-службе Сочинской таможни.

cargo.ru20.01.2012

СУР – «система умножения рисков». Базисные понятия и элементы.

В условиях огромных товаропотоков качественное таможенное администрирование возможно только при наличии эффективного риск-менеджмента. Однако даже при рассмотрении основных элементов российской таможенной СУР находится повод усомниться в изначальном качестве системы.

«Стой, кто идет»

За последние двадцать лет, с момента разрушения Советского Союза, товарные потоки, пересекающие таможенную границу России, увеличивались в геометрической прогрессии. Если раньше житель одной шестой части суши мог только в передаче «Международная панорама» увидеть супермаркеты с «сорока сортами колбасы», то теперь такие супермаркеты есть в любом спальном районе и в любом провинциальном городке. Ассортимент таких магазинов и в целом российского национального рынка во многом формируется из импортной продукции. Принцип «Нефть в обмен на товары народного потребления» на долгие годы стал основой существования российской экономики. Во многих городах нишу градообразующих предприятий вместо промышленных гигантов заняли оптовые рынки. Однако широкая номенклатура импортной продукции, во многом позволившая насытить первичные потребности наших граждан поставила перед российским государством другую, не менее важную проблему: как проконтролировать весь вал импортной продукции, льющийся на российский рынок.

Вопрос регулирования импорта имеет две стороны: тарифную и нетарифную.

Тарифное регулирование предусматривает изменение уровня ввозных таможенных пошлин в основном в зависимости от степени обработки продукции и факта существования ее аналогов отечественного производства.

Нетарифное регулирование может использовать количественного ограничение ввозимой продукции (например, квоты на ввоз мяса) и предъявление к ввозимой продукции соответствующих требований к ее качеству и соответствию национальным техническим требованиям.

В любом случае и тарифное и нетарифное регулирование импорта в идеале требует практически 100% досмотра товаров, чтобы нерадивые участники внешнеэкономической деятельности не завозили под видом дешевых резиновых тапочек дорогие норковые шубы и не ввозили товаров, которые потенциально опасны для жителей страны.

В советское время сотрудники таможни еще имели потенциальную возможность осмотреть каждый ввозимый в страну товар и оценить как его стоимость, так и потенциальную опасность для общества. Поговаривают, что в пунктах пропуска в советских аэропортах существовали даже специальные подразделения, которые занимались исключительно просмотром ввозимой видеопродукции.

Сейчас возможностей тотального досмотра ввозимых товаров просто не существует. Достаточно взглянуть на фотографию любого порта, занимающегося обработкой контейнерных грузов, чтобы понять абсолютную бесперспективность таких намерений.

Даже в 80-х годах XX века таможенные службы европейских государств выборочно досматривали только 10-15% от всех перемещаемых грузов. Естественно, на повестку дня стал вопрос об адресности и эффективности таких досмотров.

В 1999 году Киотской конвенцией в рамках упрощения процедур таможенного контроля было принято решение рекомендовать таможенным органам в своей деятельности руководствоваться принципами оценки рисков. Основы для перехода на такую систему выборочного контроля были разработаны специалистами WCO (Всемирной таможенной организации).

Основой построения системы контроля в развитых странах с большим внешнеторговым оборотом стала система управления рисками или риск-менеджмент. Название умное, попробуем разобраться, в чем же заключается эта инновация.

Чистая теория.

Собственно в правовом поле Таможенного союза сам процесс управления рисками описан достаточно общими словами и напоминает незамысловатый лозунг: «За все хорошее, против всего плохого». Казалось бы, после претворения в жизнь постулатов, описанных в 18 главе ТК ТС, уровень выявления действительно серьезных нарушений таможенного законодательства резко пойдет вверх, а потенциальные нарушители таможенного законодательства поймут полную бесперспективность своих противозаконных начинаний и переквалифицируются в управдомы.

Однако, несмотря на в целом верное описание в целом верной системы, в целом же она и не работает. Получается как в известном анекдоте: «Собираем по чертежам истребитель, а получается паровоз».

Почему же изначально достаточно хорошая идея в российской практике дает сбой? Обратимся к самой теории риск-менеджмента (системы управления рисками).

Истоки возникновения

Прежде всего, стоит отметить, что по мировым стандартам риск-менеджмент является системой принятия управленческих решений, целью которых является снижение вероятности возникновения неблагоприятных последствий и уменьшение возможных потерь от наступления негативных явлений.

Собственно же вероятность наступления тех или иных событий может, конечно же, рассчитываться и старинными методами. Самое простое – это орлянка – то есть вероятность выпадения орла или решки при подбрасывании монетки. Тут можно ограничиться одним листком бумаги и галочками. Однако, в случае с таможенным оформлением товаров на конечный результат влияет как минимум несколько монеток, к тому же не всегда имеющих только две стороны. Рассмотрим основные элементы системы управления рисками в российской таможенной практике, попробуем оценить эффективность этих элементов и подумать над путями их усовершенствования.

Любая система риск-менеджмента должна основываться на определенных информационных источниках, сведения из которых в своей совокупности и должны приводить к принятию тех или иных управленческих решений.

Информация о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Базисным элементом таможенной СУР являются статистические сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу, формируемые на основании данных, содержащихся в таможенных декларациях на товары. Однако, стоит помнить, что таможенная статистика должна быть взаимосвязана как минимум с аналогичной информацией, поступающей от стран-контрагентов и с информацией об обращении товаров на внутреннем национальном рынке.

В реальности мы видим, что российская таможенная статистика является этакой «вещью в себе». На самом деле сведения о внешнеторговом обороте, например европейских стран уже давно имеются в свободном доступе. Не составляет особого труда зайти на соответствующий официальный сайт Европейского союза и получить информацию, допустим о том, на какую сумму и какого суммарного веса было в июле 2011 году поставлено товаров подгруппы 8429 Гармонизированной системы из Италии в Россию. Такую информацию может получить абсолютно любой пользователь, не прибегая при этом к каким-либо хакерским ухищрениям. В то же время, получить информацию о тех же товарах подгруппы 8429, но уже приехавших в июле 2011 года из Италии в Россию обычному человеку практически невозможно. Сведения такой степени детализации у нас в стране в открытом доступе просто отсутствуют. Так что сторонний наблюдатель вряд сможет оценить совпадение статистических данных при прямой международной торговли.

Косвенным же признаком отсутствия такой информации и в российской таможенной системе риск-менеджмента служит тот факт, что до сих пор при взаимной сверке при прямой торговле обнаруживаются огромные дыры, когда товары вроде как уходят из страны «А» в страну «Б», но вот в страну «Б» почему-то не приходят, или приходят, но по другой стоимости и из страны «В».

Это что касается информации от стран-контрагентов. Не менее уныло выглядит и ситуация с обращением ввозимого и вывозимого товара на внутреннем рынке. Любой товар, перемещаемый через таможенную границу должен быть отражен в бухгалтерской документации не только непосредственно российского импортера или экспортера, но и у их непосредственных российских контрагентов. Сведения о величине активов и суммарной величине оборотных операций любой компании тоже не являются особо секретными и любая сторонняя коммерческая компания может за определенную плату получить доступ к такой информации, через коммерческие же системы, например СКРИН или СПАРК. Что же касается государственных организаций (в том числе и ФТС) оно имеет полное право получить доступ к таким сведениям в принципе безвозмездно.

Однако на практике не информация из статистических баз данных стран-контрагентов, ни информация о финансово-хозяйственной деятельности российских импортеров никак не связывается со статистическими сведениями о перемещении товаров через таможенную границу. Товары возникают из ниоткуда и пропадают в никуда, по пути изменяя свою стоимость и наименование. Ввезенные по таможенным документам резиновые тапочки уже в следующем российском контрагенте становятся превосходными кожаными сапогами, а ввезенный по смешной цене в 10 миллионов рублей электрогенератор через одного посредника оказывается в собственности уважаемой транснациональной компании с балансовой стоимостью в 80 миллионов рублей.

И уж совсем парадоксальным выглядит тот факт, что российская таможня до сих пор не имеет полной и исчерпывающей информации о таможенном оформлении товаров в ближайшем соседе и союзнике, члене Таможенного союза – Республике Казахстан. Что там происходит нам известно только по косвенным статистическим данным.

Информация сторонних контролирующих органов.

Качественное применение СУР невозможно без сведений, имеющихся в других российских контролирующих органах. По роду своей деятельности российская компания, занимающаяся внешнеторговой деятельности сталкивается со множеством российских контролирующих организаций: от Федеральной таможенной службы до местных подразделений Роспотребнадзора. Любая хозяйственная операция оставляет свой след во многих банках данных. Сопровождая жизненный цикл, например ввезенного на территорию России станка сотрудники фирмы-импортера и ее руководство заполняют массу разнообразных справок, отчетов и деклараций, собираемых как в государственных, так и в частных компаниях. Этот станок нужно перевезти, растаможить, возможно, получить под него кредит, зарегистрировать его и получить разрешение на его эксплуатацию на территории страны и так далее.

Объединить все базы государственных контролирующих органов по принципу «единого окна» призвана Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ), которая в общем-то должна была заработать еще с 1 октября 2011 года. Однако неожиданно оказалось, что ФТС России никак не подготовилось к внедрению этой системы и не согласовало схему обмена информацией. В результате, например, после получения в качестве дополняющего документа в таможенной декларации свидетельства о регистрации, выдаваемого подразделениями Роспотребнадзора менее грамотный таможенный чиновник для подтверждения подлинности запросит у импортера заверенную копию свидетельства, а более грамотный - зайдет на официальный сайт и проверит факт выдачи свидетельства. И это происходит в 21 веке, когда с помощью компьютеров рассчитываются даже последствия ядерных взрывов.

Казалось бы, чего проще – создать небольшое такое дополнение к программному обеспечению, которое бы в автоматическом режиме проверяло подтверждающие документы через официальные информационные ресурсы органов их выдавших?

Информация о нарушениях законодательства компаниями и гражданами.

Почти у каждой организации при осуществлении внешнеэкономической деятельности формируется определенный «background» - шлейф совершенных правонарушений. Набор определенных правонарушений может привести, например, к лишению статуса «уполномоченного экономического оператора» или к потере лицензии таможенного представителя. Несомненно, наличие отрицательной истории является одним из важных факторов при принятии решений в системе управления рисками. Однако получается вот какая примечательная штука. Риск рассчитывается в основном в отношении юридического лица. Конечно, сотрудники и топ-менеджмент предприятия тоже может при определенных обстоятельствах быть привлечен к ответственности, но на характеристике компании-работодателя это практически не сказывается. И уж никак не оценивается связь предприятия со «штрафными очками» с его учредителями. При достижении критической массы нарушений учредители просто регистрируют новое юридическое лицо, которое по оценке существующей системы управления рисками будет выглядеть «белым и пушистым».

Другим фактором, абсолютно не оцениваемым при формировании рисков является привлечении к ответственности компании или лица по экономическим правонарушениям другими контролирующими органами. Например, уклонение от уплаты налогов может являться лишь одной из сторон медали при проведении сложных и зачастую «серых» операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Что в итоге?

В результате только при рассмотрении базовых основ формирования системы управления рисками в российских таможенных органах мы приходим к неутешительному выводу, что в ее фундаменте лежат не сцепленные между собой шестеренки, вращающиеся в отрыве от других частей государственных механизмов России и зарубежных стран.

Существующая система скорее не управляет рисками, а умножает их. Отсутствие четко разработанного базиса делает сомнительным эффективность самого анализа и выявления рисков.

Но о самой методике выявления – в следующей статье.

Газета «Экономика и Жизнь» 20.01.2012

Юрий Волков: "Судебная практика складывается сегодня в пользу импортеров"

Статьи

Как импортеру отстоять заявленную таможенную стоимость? Какой путь обжалования предпочесть, если таможня настаивает на корректировке? На эти и другие вопросы отвечает Юрий Волков, партнер, руководитель практики по предоставлению услуг в области таможенного законодательства компании "Делойт", СНГ.

"ЭЖ": Насколько отличаются требования Таможенного кодекса Таможенного союза и принятых в соответствии с ним подзаконных актов в части определения таможенной стоимости товаров от тех правил, которые применялись до введения в действие союзного законодательства?

Ю.В.: Глобальных отличий нет. В деталях, безусловно, различия есть. Например, в Соглашении об определении таможенной стоимости товаров1 уточнено понятие "взаимосвязанные лица". При определении таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными2 или однородными3 товарами установлен временной период сравнения - 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Появилось положение о том, что платежи за право распределения или перепродажу ввозимых товаров4, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров, не должны добавляться к цене и соответственно не включаются в таможенную стоимость. Но принципы, а речь идет о международных принципах, основанных на положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), не изменились.

"ЭЖ": Всегда ли требования таможни о корректировке таможенной стоимости аргументированны?

Ю.В.: Не всегда. У таможенных органов есть порочная практика: они применяют профили риска, которые мы называем референсными ценами. Прозрачности в их формировании нет. Если наша стоимость ниже профиля риска, таможня обычно не принимает нашу стоимость и делает все, чтобы была задекларирована ее референсная цена в качестве базы для определения таможенной стоимости.

Кто-то из участников ВЭД идет на это, но большинство не соглашается. Согласившись с подходом таможенных органов, вы станете заложником референсной цены. Если завтра она повысится, вам придется декларировать уже эту сумму. И чтобы потом вернуться к своей цене, нужно будет объяснить, почему вы все время применяли референсную цену. Мы в своей практике столкнулись с ситуацией, когда клиент четыре года применял референсную цену, а потом одумался и решил ее не применять. Оказалось, что это не так-то просто сделать.

Ответственная рекомендация: не соглашаться на неправомерные действия таможни и делать все, чтобы отстоять свою контрактную договорную цену. Но ее нужно тоже отстаивать по правилам, установленным в законе.

Если участник ВЭД сделал попытку отстоять свою цену, а таможня ее не приняла, есть два пути - обжаловать действия таможни в вышестоящий таможенный орган либо сразу в суд.

"ЭЖ": Какой путь выгоднее?

Ю.В.: Сразу оговорюсь, что обжалование в вышестоящий таможенный орган не исключает последующего обжалования в суд.

Есть несколько моментов, которые нужно учитывать, выбирая способ обжалования. Что касается ведомственного обжалования, таможне отводится на решение 30 дней. Это гораздо более короткий срок, чем тот, который потребуется на судебное разбирательство. И ведомственное решение для таможенных органов, скажем так, более обязательное, чем судебное.

У нас нет прецедентного права, участник ВЭД обжалует конкретные факты, например конкретные декларации, по которым таможня не согласилась с нашей ценой. Допустим, дело по этим декларациям выиграно. Но ко всем другим декларациям таможня продолжает применять свой подход, не обращая внимания на судебные решения, потому что они приняты в отношении конкретных деклараций. Но когда таможенники получают решение из вышестоящего органа, если оно положительное для импортера, они скорее всего будут его применять и к последующим поставкам.

С этой точки зрения ведомственное обжалование может быть выгоднее. Но надо учитывать, что у вышестоящих таможенных органов может быть та или иная сложившаяся практика на определенный момент по корректировке таможенной стоимости. И если она, например, негативная, участник ВЭД ничего не сможет сделать, решение все равно будет принято не в его пользу.

Судебная практика складывается сегодня в пользу импортеров. И эту тенденцию таможня пока не может переломить в свою пользу.

Основная причина того, что судьи занимают сторону участников ВЭД, заключается в том, что таможня нередко нарушает процессуальные моменты корректировки, а кроме того, не может доказать, почему к конкретным товарам должны быть применены референсные цены.

"ЭЖ": Что-то изменится, на ваш взгляд, с вступлением России в ВТО?

Ю.В.: Не думаю, что произойдут кардинальные изменения в практике российской таможни после вступления в ВТО. Хотя из краткого обзора наших обязательств по вступлению в ВТО следует, что таможенники должны будут очень аккуратно применять референсные цены. Вопрос в том, не останутся ли эти обязательства только на бумаге.

Как я понимаю, после переходного периода таможенные пошлины станут несколько ниже, чем сейчас. Но так называемые бюджетные задания никто не отменит. Я не могу сказать, что обязательно станет хуже, но и не вижу пока особых поводов для оптимизма.

"ЭЖ": Ваши рекомендации участникам ВЭД, которые не согласны с корректировкой, предлагаемой таможенными органами.

Ю.В.: К возможным спорам с таможней лучше готовиться на этапе планирования контракта. Обязательно нужно привлечь таможенных специалистов, потому что есть определенные практические требования таможни к контрактам, которые не мешает учесть. Например, каковы условия поставки - это важно, чтобы понять, какие расходы уже вошли в цену сделки.

На этапе подготовки документов нужно проверять их на предмет возможных нестыковок, чтобы у таможни не было формальных поводов не принять вашу таможенную стоимость. Приведу несколько утрированный пример: артикулы товаров, указанные в контракте, должны соответствовать артикулам товаров в инвойсе, номер контракта, фигурирующий в нем, должен соответствовать номеру того же контракта в инвойсе.

Следующий этап - таможенное оформление. У вас есть комплект документов, которые нужно представить. Но, имея некоторый опыт работы с таможней, вы можете предположить, какие еще документы она потенциально может запросить, и подготовить их. Это позволит не затягивать процедуру таможенного оформления, чтобы собрать дополнительные бумаги. При оформлении нужно внимательно заполнять декларации - грузовую таможенную, декларацию таможенной стоимости, чтобы в них не было несоответствий, которые могут дать таможне формальные зацепки для корректировки.

Если таможня не соглашается с вашей ценой, надо отвечать на все запросы, представлять все документы и отстаивать свою стоимость всеми законными способами. Но если и это не помогает, не делайте корректировку добровольно, пусть таможня сделает ее сама. Только после этого можно начинать обжалование.

1 Соглашение Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства РФ от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 № 258-ФЗ.

2 Статья 6 Соглашения.

3 Статья 7 Соглашения.

4 Абзац "б" подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения.

Татьяна Пономарева

ИА Regnum 20.01.2012

Шувалов: Евразийский союз может быть создан раньше 2015 года

Евразийский союз может быть создан раньше 1 января 2015 года. Об этом 20 января на заседании президиума правительства России заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

По словам Шувалова, в настоящее время в ускоренном режиме прорабатывается предложение о преобразовании ЕврАзЭС в базовый документ о формировании Евразийского экономического союза. "Ранее мы планировали это сделать к 1 января 2015 года, но президенты хотят сейчас эту работу ускорить", - сказал первый заместитель председателя правительства Российской Федерации.

Как сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2012 года начало действовать Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. По мнению президентов объединившихся в Таможенный союз стран, ЕврАзЭС выполнило свою функцию и ему на смену пришло ЕЭП, а дальнейшей перспективой интеграции станет создание Евразийского союза.

Также напомним, что в ноябре 2011 года Александр Лукашенко заявил о том, что Евразийский союз может быть создан не в 2015-м, а к концу 2013 года.

ИА «ПРАЙМ» 20.01.2012 17:26

Заглавие: Импортеры оборудования незаконно получили свыше 800 млн руб льгот по НДС - Счетная палата

Счетная палата РФ выявила факты неправомерного получения льгот по НДС на общую сумму свыше 802,2 миллиона рублей за ввоз в страну оборудования бывшего в употреблении, а также оборудования для торговли, общепита, производства пива и табачной продукции под видом оборудования, не производящегося в России.

Об этом свидетельствуют результаты проверки эффективности льгот по таможенным платежам, применяемым в отношении ввоза технологического оборудования в 2009-2010 годах и истекшем периоде 2011 года (первый квартал), опубликованные в пятницу на сайте контрольно-счетного ведомства.

"С освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость согласно перечню, утвержденному правительством РФ, в отдельных случаях импортируется устаревшее и/или бывшее в употреблении оборудование, характеризующееся значительной степенью износа. Нередко износ импортированного с применением данной льготы бывшего в употреблении оборудования достигает 90% и более, а само технологическое оборудование произведено в 80-90-х годах прошлого века", - указывают аудиторы.

Всего было завезено бывшее в употреблении оборудование стоимостью 42,770 миллиона долларов с суммой предоставленных льгот по налогу на добавленную стоимость в размере 230,505 миллиона рублей или 1,3% от всего объема льгот в отношении технологического оборудования.

Кроме того, отмечают в Счетной палате, в РФ с освобождением от уплаты НДС ввозилось оборудование, связанное с деятельностью, не требующей дополнительной государственной поддержки, - торговое оборудование, оборудование для предприятий общественного питания, производства пива и табачной продукции. Объем предоставленных льгот по НДС при импорте такого оборудования составил 571,688 миллиона рублей (3,2% общего объема льгот за период).

Аудиторы выявили также, что с 12 декабря 2009 года по 13 марта 2010 года отдельные участники ВЭД получили льготы по НДС при ввозе товаров, в отношении которых такая льгота первоначально не предусматривалась, в сумме 67,938 миллиона рублей из-за одновременного применения льготы как в соответствии с кодом товарной номенклатуры, так и с наименованием оборудования (в соответствии с правительственным перечнем).

По данным Счетной палаты, в отдельных случаях таможенные органы не обеспечили достаточный контроль за достоверным декларированием ввозимых на территорию РФ товаров и, как следствие, за правомерным применением льгот импортерами при ввозе технологического оборудования.

"В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены факты недостоверного декларирования товаров, повлекшие неуплату таможенных платежей (налог на добавленную стоимость) в федеральный бюджет в сумме 90,486 миллиона рублей", - констатируют аудиторы.

С 1 июля 2009 года в РФ в отношении технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, предоставляется льгота по уплате налога на добавленную стоимость по перечню, утвержденному постановлением правительства. Перечень охватывает в настоящий момент 206 товарных позиций, его дополнение осуществляется исходя из реализации инвестиционных проектов, позволяющих за счет освоения передовых зарубежных технологий расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции.

Всего за период применения льгот из перечня технологического оборудования исключена 41 товарная позиция, добавлено 10 товарных позиций. В 2009-2010 годах и I квартале 2011 года, по данным Счетной палаты, этими льготами воспользовались более 1,8 тысячи организации и индивидуальных предпринимателей, объем льгот по налогу на добавленную стоимость составил более 17,9 миллиарда рублей. Всего за указанный период с применением данной налоговой преференции было ввезено технологическое оборудование на общую сумму свыше 3,276 миллиарда долларов.

Счетная палата намерена направить представление в ФТС России с предложением об устранении фактов нарушений, связанных с недостоверным декларированием и неправомерным предоставлением льгот, принятии действенных мер по взысканию недопоступивших в федеральный бюджет таможенных платежей и обеспечении должного контроля за правомерностью предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

Информационные письма будут направлены в правительство РФ, копии отчета - в Федеральную службу безопасности, в Совет Федерации и Госдуму.

Газета «Комсомольская правда» 21.01.2012

Все чиновничьи глупости - в «РоссииБезДураков»

Во многом, авторство нового сайта можно приписать Дмитрию Медведеву

Заработал интернет-портал, где можно рассказать о чиновничьих глупостях и бессмысленных бюрократических процедурах

Конкуренцию новому сайту, адрес которого так и звучит «Россиябездураков.рф», мог бы составить разве что интернет ресурс под названием «Россиябездорог.рф». Или просто их объединение. (Вот, кстати идея для создателя портала «бездураков» журналиста Рафа Шакирова). Популярности меньше не будет.

Впрочем, авторство нового сайта можно приписать Дмитрию Медведеву, которую он озвучил в декабре прошлого года во время своего обращения к Федеральному Собранию. Президент тогда назвал этот проект «публичным конкурсом на выявление самых бесмысленных, удушающих жизнь бюрократических процедур.

Медведев тогда же пообещал, что после обращения граждан будут приниматься решения об отмене или о корректировке каких-то процедур, а в необходимых случаях и кадроровых решений.И вот сайт, который для простоты можно назвать «Антидурак», заработал — вечером 20 января. Пока еще в тестовом режиме, но вскоре обещан вывод его на полную функциональность — с возможностью голосования и добавления своих фактов чиновничьей глупости.

Впрочем, уже сейчас на нем есть немало сообщений и нелепых цитат. Наибольшей популярностью пользуются именно высказывания политиков, которые можно оценить популярной интернетовской фразой: «Ржунимагу»!

В лидерах пока глава ЦИК Владимир Чуров: "Я смотрю на жизнь оптимистично - когда спрашивают, как живёшь, надо ответить: выбираю кладбище".

Депутат Госдумы Николай Харитонов: «Мы не лица, мы — это четко прописано — депутаты».

Депутат Алексей Митрофанов: "...Разберемся, поделим, всё поделим".

Главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой свое высказывание надо сохранить до той поры, когда она будет читать лекции студентам: «Мы должны повысить выявляемость заболеваний и научиться их лечить, не доводя до смертности».

На сайте «Антидурак» все сообщения о нарушениях и нелепых чиновничьих высказываниях и решениях разделены на разделы: "Законы и документы", "Транспорт и дороги", "Жилье и среда обитания", "Цитаты чиновников" и "Разное".

Также на карте сайта можно следить за тем, из каких регионов приходят сообщения.Приколы из ляпов чиновников — не главное достижение сайта. Туда пишут живые люди со своими замечаниями.

Вот пишет Юрий Коровин из Твери: «Кто-то из «умных» чиновников сообразил разместить отдел пенсионного фонда Калининского района на 4 этаже здания без лифта». Аноним: «В Ульяновске сажают деревья в снег. Глупость уже свершилась!»

Еще один аноним из Краснодара предлагает ввести реверсивное движение по Ростовскому шоссе, чтобы избавиться от пробок.

Подобных сообщений немало — по таможне, ГИБДД, налоговому законодательству. Есть опасение, что вскоре сайт будет переполнен посланиями самого любого рода — кому ж не хочется рассказать власти о проблемах своего региона? Да и желающих поругаться найдется немало.

- Будет действовать система премодерации, говорит Раф Шакиров. - На сайте не появятся сообщения с ненормативной лексикой и с экстремистскими призывами. А вот конструктивные «сигналы» граждан мы донесем до властных структур.

После публикации глупости на сайте она становится предметом пристального рассмотрения депутатами законодательных органов власти и органов исполнительной власти, говорят в Большом правительстве, которое запустило этот проект. Также на местах будет задействован кадровый резерв из инициативных граждан для сопровождения кампании по борьбе с чиновничьими глупостями.

Правила сайта «Россия без дураков»

Вы можете не только присылать на сайт обнаруженные вами глупости, но и голосовать за другие (на втором этапе проекта). ТОП-10 глупостей станут предметом работы Большого Правительства, которое добьется их искоренения.

Чтобы мы могли не просто посмеяться (или расстроиться), но и исправить чиновничьи глупости, присылайте:

* достоверные примеры глупостей российских чиновников;

* решения, документы, нормативные акты, которые являются действующими.

Цитаты

При публикации заявлений, цитат в письменном, фото, видео-форматах, указывайте источник, время и место присылаемых вами высказываний

Сообщения будут удаляться в случае, если они содержат:

* недостоверные цитаты;* заявления, сделанные более одного года назад.

На видео, а также в названии видеороликов не должно быть нецензурных высказываний.

Указывайте место и дату съемки!

Сообщения и комментарии на сайте проходят премодерацию.Сообщение или комментарий не будет опубликован, если:

* содержит нецензурную лексику и её производные, оскорбления, вульгарные высказывания;

* преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию;

* являются частью акции, при которой в блог поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);

* текст написан по-русски с использованием латиницы;

* содержит жалобы, просьбы, сообщения, прошения личного характера. Обращения такого рода можно направлять в службу «Обращения» на сайте Кремля и службу «Правительство на связи»

* пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других участников обсуждения, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;

* распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;* нарушает любые применимые нормы права;

* сообщение может быть отредактировано без нарушения общего смысла и логики комментария.

Виктор СОКИРКО

Газета «Экономика и Жизнь» 20.01.2012

Виноделов притормозит бумажная волокита

(ФРАГМЕНТ…)

Из-за принятых поправок в законодательство большинству российских винодельческих предприятий до 1 июля 2012 г. необходимо получить новую лицензию. По мнению экспертов, пока отечественные предприятия будут заниматься переоформлением бумаг, могут вырасти поставки вина из-за рубежа. Увеличение импорта будет подстегивать и сокращение таможенных барьеров, вызванное вступлением России во Всемирную торговую организацию.

С 1 июля 2012 г. вступят в силу положения закона, в которых дано новое определение вина. "Продукция, в которую добавляется упаренное виноградное сусло, иными словами концентрированный виноградный сок, будет называться не вином, а винным напитком", - рассказал "Интерфаксу" руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Он пояснил, что на продукцию, содержащую виноградное концентрированное сусло, добавляемое для подслащения напитка, в настоящее время приходится до 80% российского рынка вина. К этой категории в том числе относится любимое россиянами полусладкое и полусухое шампанское.

"Сложность еще и в том, что производителям такой продукции придется вновь получать лицензию, марки, выполнять другие процедуры, связанные с организацией производства новой, а по сути, старой продукции, и не факт, что до 1 июля 2012 г. это удастся сделать", - считает П. Шапкин.

Пока российские виноделы будут заниматься переоформлением бумаг, могут вырасти поставки вина из-за рубежа. Увеличение импорта будет подстегивать и исчезновение таможенных барьеров, вызванное вступлением России во Всемирную торговую организацию. В частности, в течение 3-4 лет страна снизит пошлины на импорт вина с 20 до 12,5%. Так, согласно обязательствам импортная пошлина в 2013 г. уменьшится до 18,1%, в 2014 г. - до 16,3%, в 2015-м - до 14,4 и в 2016 -м - до 12,5%. Пошлина на игристые вина упадет до 12,5% раньше - в 2015 г.

(…)

Евгения Скопинцева

ИИ kommersant.ru 21.01.2012

Хозяин «Тамги»

Росимущество продает акции бывшего таможенного брокера

По мнению экспертов, доля «Тамги», не имеющей лицензии на брокерскую деятельность, будет стоить копейки

Росимущество включило в план приватизации до 2013 года 21,23% в уставном капитале бывшего ростовского таможенного брокера ЗАО «Тамга». В компании говорят, что акции могут быть интересны только учредителям ЗАО, но собираются их приобрести лишь по адекватной цене. Сейчас «Тамга», ранее занимавшая до 30% южного рынка таможенно-брокерских услуг, специализируется в основном на информационном обслуживании. По мнению экспертов, актив вряд ли заинтересует профессиональных участников рынка.

Федеральное агентство по управлению госимуществом планирует реализовать 21,23% ростовского ЗАО «Тамга». Доля в уставном капитале компании внесена в план приватизации до 2013 года. В «Тамге» знают о намерении ведомства. По словам генерального директора «Тамги» Валерия Болюченко, Росимущество уведомило об этом руководство компании в конце прошлого года. Господин Болюченко также сказал, что акционеры готовы поучаствовать в аукционе, но лишь в том случае, если государство установит приемлемую цену. Сколько конкретно компания готова заплатить за свои акции, он не уточнил.

«Когда формировалось наше ЗАО, 21,23% отошли государству, поскольку изначально это была госкомпания. У учредителей, прежде всего у меня, более 25% акций, соответственно покупатель госдоли, не обладая блокирующим пакетом, не сможет каким-либо образом влиять на принятие решений в компании. Со стороны Росимущества было бы лучшим вариантом обратиться к акционером с предложением о выкупе его доли. В этом случае государство получило бы хоть какие-то деньги»,— говорит Валерий Болюченко. Он добавил, что в случае продажи акций стороннему покупателю, акционеры могут перевести бизнес на другое юрлицо. Что конкретно числится на балансе предприятия, в компании не говорят.

Ответ из Росимущества на запрос „Ъ“ с просьбой прокомментировать ситуацию вчера до конца дня в редакцию не поступил.

ЗАО «Тамга» было образовано на базе государственной компании «Дон-терминал» (северо-кавказское бюро ВВО «Внештерминалкомплекс»). В 1992 году «Дон-терминал» реорганизовали в ЗАО ФКК «ЮРТД-„Тамга“» с государственно-частным капиталом, а в 1998 году из ЗАО было выделено два новых юрлица — ЗАО «Тамга-лизинг» и ЗАО «Тамга». Сейчас «Тамга» — это группа компаний, в которую входят ЗАО «Тамга» и его дочерние структуры — ЗАО «Тамга - Таможенный дом», ЗАО «Торговый дом - Тамга+» и аффилированное с ними ЗАО «Центр информационных технологий и инноваций». Основными учредителями ЗАО «Тамга» являются гендиректор компании Валерий Болюченко, заместитель генерального директора по информационным технологиям Светлана Близнюк и главный бухгалтер Людмила Кашпарева (данные ЕГРЮЛ). Уставный капитал предприятия составляет 1,9 млн руб.

По оценке участников рынка, «Тамга» ранее занимала до 30% южного рынка таможенно-брокерских услуг. Компания первой на юге России стала использовать процедуру электронного декларирования, открыла зону таможенного контроля и СВХ, имеет в своем активе пока не реализованный проект таможенно-логистического комплекса. «Сейчас мы закрыли лизинговое и брокерское направление своей деятельности, а также перестали предоставлять услуги хранения товаров»,— говорят в компании. С чем связано закрытие основных направлений, в «Тамге» не пояснили. По информации, размещенной на сайте ЗАО, группа предоставляет услуги разработки программного обеспечения в сфере таможенного дела, консалтинга, предоставления таможне сведений в электронном виде.

«Раньше „Тамга“» действительно была крупным таможенным брокером, но из-за финансовых сложностей она потеряла свою долю»,— считает топ-менеджер ростовской логистической компании, попросивший не называть его имя. Директор ростовского филиала компании «Континент» (таможенный агент) Рамин Азимов говорит, что «Тамга» в настоящий момент не является таможенным брокером, поскольку не имеет соответствующей лицензии. «Они могут работать с экспортом и импортом, но это может делать каждый участник рынка», — отметил он „Ъ“.

По мнению главы аналитического агентства InfraNews Алексея Безбородова, доля в уставном капитале компании, не имеющей лицензии на брокерскую деятельность, скорее всего, будет стоить копейки, и вряд ли найдет своего покупателя.

Татьяна Сербина