Сегодня 17 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (02.12.2011)

PDFПечатьE-mail

«Новые Известия» 01.12.11г.

Скрестить Таможенный союз с ВТО будет непросто

Гибрид на постсоветском пространстве. Скрестить Таможенный союз с ВТО будет непросто

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила вчера на встрече с председателем Верховной рады Владимиром Литвиным, что надеется на вступление Украины в Таможенный союз (ТС) уже через год. Одновременно Россия объявила, что подпишет меморандум о помощи Белоруссии по вступлению во Всемирную торговую организацию не позднее 19 декабря, сразу же после своего собственного вхождения в международный торговый клуб. На финальной стадии вхождения в ВТО находится и Казахстан, наряду с Минском и Москвой входящий в ТС. О своей заинтересованности вступить в этот союз недавно заявили Киргизия и Таджикистан. Все это ставит перед Москвой непростую задачу по согласованию норм ВТО с разношерстными интересами стран - участниц расширяющегося ТС.

Задача предстоит не из легких, учитывая, что из государств, разбросанных на просторах собираемого Россией Единого экономического пространства, одни уже вступили в ВТО, другие только планируют туда войти, третьи состоят только в ТС, четвертые пока не состоят вовсе нигде. Чтобы не разорвать Таможенный союз новыми экономическими нормами ВТО, в которую Россия должна вступить в декабре, предстоит согласовать экономические интересы Белоруссии и Казахстана с правилами международного клуба. Альтернативы, кроме как "прогнуть" партнеров по ТС под ВТО, у Москвы нет. А тут еще на подходе новые участники Таможенного союза - Киргизия и Таджикистан. Выпускать их из сферы своего влияния Россия не намерена, но они сильно отстают в экономическом отношении от остальных, и вступление в ВТО сулит им немало хлопот.

Если Казахстан практически готов к вступлению в ВТО, которое может состояться уже в следующем году, то Белоруссия с ее огромными дотациями сельскому хозяйству в размере свыше 3 млрд. долларов ежегодно пока далека от того, чтобы удовлетворять требованиям международной организации. С другой стороны, проталкивание Минска в ВТО помогло бы подтолкнуть Москве Киев в направлении интеграции с Таможенным союзом. На что, в частности, и указала вчера г-жа Матвиенко. Украина заинтересована в том, чтобы Белоруссия снизила поддержку сельского хозяйства, и тем самым повысилась конкурентоспособность украинской сельхозпродукции по сравнению с белорусской. Еще одной приманкой, предлагаемой Москвой Киеву, является предоставление "интеграционной скидки" на газ, которую на днях получила Белоруссия, в виде платы отдавшая "Газпрому" свой "Белтрансгаз". Однако дешевое "голубое топливо" пойдет украинцам лишь при условии, если они отдадут "Газпрому" свой "Нафтогаз", а Украина пойти на это пока не готова. Сбивая в кучу постсоветское пространство, Россия по понятным причинам не хочет упустить и собственной выгоды. В этом смысле значительным прогрессом на пути интеграции стала выработка Единого таможенного кодекса ТС. Процесс согласования его практически завершен, однако теперь документ придется подгонять под нормы ВТО, следовать правилам которой придется в первую очередь самой России.

Между тем далеко не все игроки в расширяющемся ТС готовы открыть свои рынки дешевой мировой продукции в ущерб собственным производителям. Прежде всего это относится к Киргизии и Таджикистану. А эксперты указывают на то, что сопряжение экономических правил Таможенного союза с нормами ВТО и без них может затянуться. Нет ясности и относительно самих границ Таможенного союза. Как сказал "НИ" эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, "Киргизия и Таджикистан хотят в ТС, но их проблемные экономики могут стать нашей Грецией"". Тем более что в случае принятия в ВТО этих стран по их собственным слабым экономикам, не выдерживающим международной конкуренции, будет нанесен ощутимый удар.

Остается открытым и вопрос и о вступлении в ТС Украины, вопреки оптимистичным прогнозам г-жи Матвиенко. Киев ориентируется на создание зоны свободной зоны с ЕС, что противоречит интересам ТС. Главный экономист управляющей компании Александр Осин заметил "НИ" по этому поводу: "Сейчас Украина является основным коридором для перевалки дешевых товаров из ЕС в СНГ. Если она вступит в Таможенный союз, то ей придется играть по общим правилам, и страна лишится своих нынешних преимуществ".

ИА «Тренд» (новости Азербайджана и Южного Кавказа) 01.12.11г.

Правительство Казахстана намерено взяться за улучшение работы таможенной службы - премьер-министр

Улучшение работы таможенной службы - одна из главных задач на данный момент в рамках Таможенного Союза, считает премьер-министр РК Карим Масимов.

"Я думаю, что улучшение работы таможенной службы на всей территории пространства - это та следующая задача, на которую нам надо обратить особое внимание", - отметил Карим Масимов, открывая в четверг в Астане Экономический форум "Социально-экономическое развитие Казахстана: 20 лет независимости и новые задачи".

По его словам, качественная работа таможенной службы позволит повысить конкурентоспособность отечественного бизнеса.

В Астане начал работу экономический форум: "Социально-экономическое развитие Казахстана: 20 лет независимости и новые задачи". В рамках мероприятия будет проанализировано социально-экономическое развитие Казахстана за 20-летний период и определены дальнейшие перспективы.

Как сказано в раздаточном материале, планируется также затронуть вопросы инвестиционного климата страны и проблемы развития частного предпринимательства.

Основной целью форума является организация открытой площадки для взаимодействия представителей государственных органов, бизнес - ассоциаций, международных организаций, научно-исследовательских институтов и экспертов.

ИА «Югополис» 01.12.11г.

В Сочи начался "мандариновый сезон"

В среднем в этот период через таможенный пост МАПП Адлер перемещается до 20 тысяч человек и до 2 500 автомобилей в сутки.

Как сообщает пресс-служба Южной оперативной таможни, ввозная таможенная пошлина на мандарины составляет 0,03 евро за 1 кг.

Физическое лицо вправе ввезти в Россию из Абхазии без уплаты таможенных пошлин и налогов товары стоимостью в эквиваленте до 1500 евро и весом не более 50 килограммов.

Одной из застарелых проблем для пункта пограничного пропуска, который находится в сложном положении из-за реконструкции моста через реку Псоу, является использование несамоходных транспортных средств – тачек для транспортировки грузов. Многие люди для удобства перевозки, в том числе и цитрусовых, пользуются услугами тачечников. Эта ситуация, наблюдаемая уже на протяжении многих лет, оправдывается не самым удобным, но экономичным видом транспортировки различных видов товаров. При этом движение тачечников затрудняет возможность осуществления таможенного контроля, загромождая и без того узкие проходы в зоне пункта пропуска, а также тормозит движение автотранспорта.

Прибегают к услугам тачечников не только обычные граждане, но и участники внешнеэкономической деятельности и частные предприниматели, усугубляя ситуацию на и без того загруженном пункте пропуска.

В свою очередь на время пика «мандаринового сезона» за счет прикомандированных должностных лиц из других подразделений увеличивается штат таможенного поста.

ИИ «Растаможка.ру» 01.12.11г.

Мандарины стали причиной мобилизации таможенников

В Абхазии поспели мандарины, а у таможни начался «мандариновый сезон». Для сотрудников адлеровского автомобильного пункта пропуска это означает значительный суточный рост числа перемещений через границу людей и автомашин и напряженный график работы. Поэтому было принято решение о дополнительном увеличении числа сотрудников таможни за счет прикомандированных таможенников из других подразделений и регионов. Об этом сообщили представители пресс-службы Сочинской таможни.

Для всех граждан, пересекающих Российско-Абхазскую границу, проводится разъяснительная работа об их правах и обязанностей. Людям объясняют, что беспошлинно на территорию Российской Федерации можно ввозить не более пятидесяти килограмм товаров, а их денежная стоимость не должна превышать полторы тысячи евро. Все что превышает эту норму должно декларироваться в обязательном порядке с уплатой таможенных платежей.

Коммерческие партии нужно обязательно декларировать. Например, на мандарины таможенная пошлина составляет чуть больше одного рубля за килограмм. Таможенники стараются быстро пропускать скоропортящиеся товары, но при этом контролируют состояние и качество такого продукта.

ИА «РБК – Южный регион», «Виртуальная таможня» 01.12.11г.

В Ростовской области откроются 2 пункта пропуска на российско-украинской границе

В 2012 г. в Ростовской области откроются 2 пункта пропуска на российско-украинской границе. Об этом сегодня корреспонденту ug.rbc.ru рассказал начальник Южного таможенного управления Александр Гетман.

"В следующем году планируется ввести в эксплуатацию автомобильный пункт пропуска Матвеев Курган (территория деятельности Таганрогской таможни). Активно строится и в следующем году также будет введен в эксплуатацию новый пункт пропуска Куйбышево-Мариновка. Поэтому граница в следующем году уже приобретет достаточно цивилизованный вид", - сообщил Александр Гетман.

По его словам, "это очень хорошие темпы для российско-украинской границы, учитывая, что до этого были обустроены только два пункта пропуска - МАПП "Новошахтинск" и МАПП "Гуково".

Как сообщил руководитель Южного территориального управления Росграницы Владимир Кузнецов, в 2011 г. на границе России и Украины были открыты 2 автомобильных пункта пропуска — Весело-Вознесенка и Донецк. "Это позволит как людям пересекающим границу, так и сотрудникам контрольных органов чувствовать себя комфортно. Я надеюсь, что это еще и ускорит передвижение", - прокомментировал Кузнецов.

«Таможня.ру» 01.12.11г.

Предварительное информирование - услуга для участников ВЭД

Предварительное информирование долгое время относили к технологиям будущего. Вместе с тем российский бизнес уже с начала следующего года сможет на практике ощутить все положительные прогнозы, связанные с внедрением данных перспективных технологий, направленных, в первую очередь, на сокращение времени проведения таможенного контроля в пунктах пропуска, и как следствие, повышение скорости прохождения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Принцип предварительного информирования заключается в предварительной подаче таможенным органам сведений о ввозимом грузе, транспортном средстве, количестве и наименовании товара. Позже по прибытию товара в пункт пропуска лицо таможни сверяет имеющиеся данные и при отсутствии расхождений процесс таможенных операций займет не более 15 минут.

Европейский Союз с января 2011 года ввел обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств - членов ЕС. В настоящее время Федеральной таможенной службой с учетом рекомендаций ВТО подготовлен законопроект об обязательности предварительного информирования с 01.01.2012, который проходит межведомственные согласования. А пока участники внешнеэкономической деятельности могут опробовать предварительное информирование в режиме тестирования. Для этого вначале необходимо зайти на сайт ФТС России – портал электронного предоставления сведений и следуя рекомендациям пройти регистрацию.

Развитие предварительного информирования является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов.

На сегодняшний день представление предварительной информации не является обязательным условием для ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Вместе с тем в течение 2010 - 2011 годов Южным таможенным управлением предпринимались активные шаги по организации в регионе предварительного информирования. Несмотря на проводимую работу, фактически единственным источником предварительной информации долгое время являлась исключительно Комиссия европейского сообщества...

ИА «Новый регион» 01.12.11г.

Украинские и российские пограничники опробовали на переправе «Крым-Кубань» упрощенную процедуру пропуска через границу

Керчь, Декабрь 01 (Новый Регион – Крым, Андрей Дорофеев) – Пограничники России и Украины провели сегодня в пункте пропуска «Крым-Кубань» тренинг по применению упрощенной процедуры каонтроля за пересечением госграницы. За учениями наблюдали председатель Государственной пограничной службы Украины Николай Литвин и руководитель Пограничной службы ФСБ РФ Владимир Проничев, которые по итогам тренинга подписали протокол о дальнейшем сотрудничестве.

Как сообщает пресс-служба украинской Госпогранслужбы, одной из главных задач учений была подготовка к выполнению российско-украинских соглашений об организации совместного контроля на границе и упрощенном порядке пропуска жителей приграничных регионов, которые были подписаны 18 октября в Донецке. Сейчас эти документы находятся на ратификации в парламентах обоих государств и вскоре вступят в силу.

«Совместный контроль в пункте пропуска «Крым-Кубань» продемонстрировал, что если его осуществлять только в одном месте, то скорость пересечения границы значительно возрастает», – отмечает пресс-служба украинских пограничников.

В ходе тренинга была также продемонстрирована автоматизированная проверка документов с использованием электронных карт и обработана оперативная составляющая обеспечения безопасности.

«Упрощение приграничных процедур и внедрение единых подходов во всех пунктах пропуска независимо от их статуса является элементом современного украинского интегрированного подхода к управлению границами, что позволит улучшить комфорт граждан, но не приведет к снижению безопасности на границе», – отмечает пресс-служба.

«TKS.ru» 01.12.11г.

Не ВТО, так в другое

"Ростсельмаш" готовят к двум вариантам развития

Производство комбайнового завода "Ростсельмаш" (входит в холдинг "Новое Содружество") в этом году выросло на 25% по сравнению с прошлым годом. В 2012 году выпуск техники на заводе будет наращиваться, если в рамках вступления в Всемирную торговую организацию Россия не откроет границы для импортной сельхозтехники. В этом случае руководство предприятия пригрозило приостановить инвестиции и начать перенос производства комбайнов за границу. Закрытие "Ростсельмаша" в после вступления в ВТО выглядит сомнительным, однако исключать такую возможность не стоит, говорит эксперт.

Объемы производства "Ростсельмаша" пока не достигли докризисного уровня (порядка 6 тыс. машин ежегодно), но значительно выросли по сравнению с 2010 годом, сообщил вчера на пресс-конференции президент холдинга "Новое Содружество" Константин Бабкин. По его данным, в 2010 году предприятие произвело и реализовало порядка 3,3 тыс. сельхозмашин, в текущем году их уже выпущено и продано 4,1 тыс. "2009–2010 годы оказались сложными для АПК — действовало эмбарго на экспорт зерна. В этом году в стране получен неплохой урожай, и экспорт зерна снова разрешили, что позволило селянам более активно закупать технику", — отметил господин Бабкин.

В 2012 году на заводе планируется произвести 4,5 тыс. машин. Константин Бабкин говорит, что такой рост обусловлен общей благоприятной конъюнктурой рынка, которая позволит увеличить продажи на 30–35% и превысить долю 60% на рынке зерноуборочных комбайнов страны. По его словам, в ближайшие годы предприятие намерено инвестировать в модернизацию оборудования и подготовку к запуску новой линейки сельхозтехники. Годовые инвестиции "Ростсельмаша" в производство превышают $30 млн, отметил господин Бабкин.

Вместе с тем, в компании рассматривают и пессимистичный сценарий развития событий. По признанию президента "Нового Содружества", на планы "Ростсельмаша" может сильно повлиять вступление России в ВТО, и как следствие — снижение ввозных пошлин на импортную сельхозтехнику с 15% до 5%, как того требуют правила организации. При этом наибольшие опасения у него вызывает импорт дешевой подержанной сельхозтехники. По словам Константина Бабкина, государство пока не предложило адекватной схемы поддержки отечественных производителей сельхозтехники. Проект "Стратегии развития сельхозмашиностроения России до 2020 года", эту поддержку предусматривающий, он назвал оторванным от реальности. "Если пошлины будут снижены до 5% и в страну хлынет импорт, мы приостановим инвестиции, скорректируем планы и начнем переносить производство комбайнов за границу", — сказал Константин Бабкин, добавив, что сейчас в России производится 2/3 от общего объема техники "Ростсельмаша", остальное — на зарубежных площадках.

"Новое содружество" вряд ли пойдет дальше обещаний перенести свое производство за границу. Для того чтобы создать за пределами страны завод, подобный „Ростсельмашу“, понадобятся огромные инвестиции", — отметил руководитель одного из южнороссийских дилерских центров, попросивший не называть его имени. Он считает, что качество машин производства "Ростсельмаша" улучшилось, но его техника по-прежнему уступает американским и немецким аналогам.

"Для машиностроительного сектора предусмотрен постепенный переход к требованиям ВТО. Тем не менее, основной проблемой российских машиностроительных предприятий остается износ основных фондов. Для того чтобы успешно конкурировать с иностранными компаниями, им требуется глобальная модернизация. В наихудшем положении находятся производители сельхозтехники, имеющие самый высокий уровень износа фондов. Сейчас эти предприятия и так работают в условиях острой конкуренции с зарубежными производителями, ВТО обострит ее в несколько раз", — отмечает директор ростовского филиала "БрокеркКредитСервис" Андрей Смурыгин. Он добавил, что закрытие "Ростсельмаша" в случае вступления страны в ВТО выглядит сомнительным, однако исключать такую возможность не стоит. По оценке "Союзагромаша", доля российских сельхозпроизводителей на отечественном рынке составляет более 50%, но после вступления в ВТО она может снизиться до 15–20%.

Источник: «КоммерсантЪ»

«Российская газета» 02.12.11г.

Три в одном

Единый экономический орган России, Белоруссии, Казахстана готовится к работе

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) получила официальный статус наднационального правительства в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Президент Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации межгосударственного договора, который предусматривает создание этого нового органа интеграционного регулирования. Евразийская экономическая комиссия заменит ныне действующую Комиссию Таможенного союза.

1 января 2012 года Евразийская экономическая комиссия как высший орган исполнительной власти, в который будут переданы функции не только внешнеторговой, но и экономической политики, начнет свою работу. Вчера на ежегодной конференции "Таможня и бизнес" директор правового департамента секретариата Комиссии Таможенного союза Наталья Слюсарь рассказала о новом административно-политическом формате и полномочиях ЕЭК.

Комиссия будет регулировать в рамках ЕЭП таможенно-тарифную политику, зачисление и распределение по бюджетам трех государств ввозных пошлин, утверждать технические регламенты и санитарные, ветеринарные нормы. Отвечать за транспорт и перевозки, энергетику, промышленные и сельхозсубсидии, госзакупки, трудовую миграцию, валютную политику и финансовые рынки. А также решать многие другие "отраслевые" вопросы, которые постепенно будут переходить в ее ведение от национальных правительств. Состоять ЕЭК будет из совета и коллегии. В первый войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя от каждой стороны. Члены коллегии должны являться гражданами той страны, от которой представлены. И еще иметь стаж работы по профилю должностных обязанностей не менее 7 лет, в том числе не менее года трудиться в государственных органах. Работать в комиссии они будут на постоянной основе и при этом им запрещается совмещать эту работу с другой. Один из главных принципов деятельности - независимость при исполнении своих служебных обязанностей от государственных органов и должностных лиц своих национальных правительств. То есть запрашивать или получать какие-либо "индивидуальные" указания - значит, нарушать принципы. А это уже основание для досрочного прекращения полномочий.

Готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях станут специально созданные внутри комиссии департаменты. Их руководителей и заместителей будут принимать на работу сроком на 4 года на конкурсной основе при обязательном одобрении членов коллегии и ее председателя. Кандидатуры этих независимых международных чиновников, отвечающих за разные отрасли - промышленность, энергетику, сельское хозяйство, финансы, и также работающих на интеграцию, а не на свои страны, должны отвечать строгим требованиям. Кроме гражданства одной из стран им необходимо иметь квалификацию и стаж работы не менее 5 лет по профилю. В свою очередь департаменты также будут комплектоваться персоналом на конкурсной основе. И утверждаться коллегиально.

Комиссия получила право создавать и собственные представительства. Причем как непосредственно в государствах Таможенного союза, так и в третьих странах и международных организациях. Кроме того, от ее лица могут подписываться международные договоры. Но все это при условии, если даст добро Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), к которому с 2012 года переходят функции Межгосударственного Совета (Высшего органа Таможенного союза). ВЕЭС будет утверждать основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, одобрять или не одобрять проекты международных договоров, подписываемых комиссией, утверждать бюджет комиссии, определять штатное расписание и зарплаты международных служащих, а также утверждать персональный состав коллегии и назначать ее председателя.

Татьяна Зыкова