Сегодня 27 июня 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (29.11.2011)

PDFПечатьE-mail

«Торгово-промышленные ведомости» 25.11.11г.

Евразийский союз может привести к единым восточным деньгам

(ФРАГМЕНТ)

Два года после создания единого Таможенного союза президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании единого экономического пространства, одной из отдаленных целей которого являются и совместные деньги.

Таможенный союз установил для трех государств единые таможенные пошлины и отменил таможенные границы внутри союза. Согласно заключенному в минувшую пятницу соглашению, единое экономическое пространство видится, начиная с 2015 года, чем-то наподобие Европейского союза, ходя и в более жидком виде: свободное передвижение капитала, упрощенные правила передвижения рабочей силы, единая политика субсидий для промышленности, дотации сельскому хозяйству и т.п. (…)

Поросенка в мешке не будет

«Мы видим в едином экономическом пространстве только позитивные возможности,» сказал председатель правления нефтегазового монополиста «КазМунайГаз» Болат Акчулаков. Первые комментарии российских экономических экспертов указывают на ожидания, что настоящая польза от единого экономического пространства появится, только когда оно приведет к либерализации законодательства. По примеру Европейского союза Россия, Казахстан и Белоруссия создают для руководства единым экономическим пространством отдельную структуру, двухуровневую Евразийскую комиссию, которая приступит к работе уже с будущего года.

Самый высокий уровень комиссии составит Совет, в который будут входить вице-премьеры всех трех государств. Представителем России является Игорь Шувалов, который отвечает в правительстве за весь экономический блок. Совет будет собираться лишь несколько раз в год. Руководить и регулировать повседневную деятельность экономического пространства будет коллегия, в которую от каждого государства входят по три человека. Несмотря на широковещательные обещания глав государств России, Казахстана и Белоруссии о быстром продвижении к созданию Евразийского союза, Боготаз Ракишева отмечает, что, глядя на опыт Европейского союза, создание единого экономического пространства все же не будет очень простым. Так же как не было простым включение таможенного союза Россия, Казахстана и Белоруссии.

По оценке Рикишевой, в Казахстане отношение к таможенному союзу двойственное. С одной стороны, по словам Ракишевой, вырос трехсторонний товарооборот, но таможенный союз привел и к появлению множества проблем с платежами и таможенными правилами для малых и средний предприятий. Малые предприниматели устраивали в Казахстане ряд публичных протестов против таможенного союза. (…)

Яанус Пиирсалу (Jaanus Piirsalu)

«Экономика и Жизнь» 25.11.11г.

Рецепты единой системы техрегулирования СНГ

Что должно входить в состав единой системы технического регулирования стран Содружества и этапы ее формирования, обсудили участники Международной конференции "Единое экономическое пространство - 2020: техническое регулирование - инструмент интеграции".

Суховатую тематику технического регулирования участники конференции постарались скрасить образными сравнениями. Иногда им это удавалось. В XIX в., по словам замминистра промышленности и торговли, д.э.н. Владимира Саламатова, в Москве в ресторане "Эрмитаж" на Трубной площади появилось новое блюдо, которое сразу привлекло внимание гурманов, - салат, рецепт которого держался в строжайшей тайне. За рубежом его сегодня называют русским салатом. Но россияне именуют его иначе - салат "Оливье". Чтобы салат удался, все его ингредиенты должны быть очень качественными, в необходимом и достаточном количестве. В противном случае, по выражению Владимира Гиляровского, получится "то, да не то".

Так же и с техническим регулированием: если его инструменты не будут представлять взаимосвязанную систему с отлаженной работой всех ее составляющих, то эффективность подобного регулирования может быть поставлена под сомнение.

Ингредиенты рецепта...

Первым ингредиентом (или инструментом) технического регулирования в странах СНГ сегодня является технический регламент. По мнению главы РОСНАНО Анатолия Чубайса, он представляет собой "выжимку" из стандартов, отражающую требования к продукции, обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. При этом технические регламенты не содержат способов достижения установленных обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструкции.

Технические регламенты, считает В. Саламатов, не должны создавать препятствий на пути модернизации продукции и инноваций. Кроме того, в технических регламентах устанавливаются формы и схемы оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным требованиям, прописываются правила маркирования продукции знаком обращения и т.д.

Стандарты представляют собой второй инструмент технического регулирования, закрепляющий на основе консенсуса членов технического комитета достигнутый уровень технологий. Они применяются добровольно, однако часть этих нормативных документов содержит методы и правила проведения исследований, испытаний, отбора образцов для целей подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.

Третий инструмент техрегулирования - система подтверждения соответствия продукции установленным в технических регламентах требованиям. Механизмом подобной деятельности является государственная аккредитация участников оценки (подтверждения) соответствия. Непосредственно работы по оценке (подтверждению) соответствия выполняют аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры).

Для формирования эффективной системы технического регулирования, уверены участники конференции, усилий только государства недостаточно. Необходима активность бизнеса: особенно при обсуждении и подготовке к принятию технических регламентов, разработке стандартов, проведению работ по подтверждению соответствия.

"Наработанные механизмы сотрудничества мы успешно используем не только в работе над техническими регламентами, но и для подготовки их доказательной базы - стандартов и сводов правил, - подчеркнул президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. - Очень важно, что сегодня в Межгосударственном совете уже создан механизм ускоренного перевода новых национальных стандартов в разряд межгосударственных и отмены старых стандартов, сдерживающих развитие промышленности".

...и порядок перемешивания

Основы единой системы технического регулирования Таможенного союза заложило подписанное в ноябре прошлого года Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Национальные правительства в рамках Соглашения передали функции по принятию технических регламентов на уровень межгосударственного, а в ближайшей перспективе наднационального органа - Комиссии Таможенного союза. В июле нынешнего года Комиссия ТС впервые реализовала право принятия ряда технических регламентов: "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". Тогда же был утвержден знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

На сегодняшний день, по оценке министра промышленности и торговли Бориса Христенко, принято 14 технических регламентов Таможенного союза, а до конца года их общее число превысит 25. Они будут устанавливать требования более чем к 60% продукции потребительского рынка. В течение 2012-2015 гг. вступят единые требования ко всем значимым группам продукции.

Минпромторг, по словам В. Саламатова, организовал дискуссию с представителями бизнеса о том, как сделать технические регламенты новыми нормами, которые с определенного момента должны начинать жестко действовать. "Мы договорились и ввели достаточно продолжительный переходный период", - отметил заместитель министра. Документы о подтверждении соответствия, оформленные до опубликования решения Комиссии Таможенного союза о принятии технического регламента (точка А), применяются до окончания срока их действия. Те документы, которые выданы по национальному законодательству после даты А до вступления в силу технического регламента (точка В), применяются до даты С. Последняя определяется решением Комиссии Таможенного союза при утверждении технического регламента и, как правило, будет установлена через 18 месяцев после вступления технического регламента в силу.

Был учтен и вопрос, связанный с маркировкой продукции. Достаточно длительный переходный период позволяет производителям перейти на новые виды упаковки и не создает проблем для бизнеса.

Одновременно эксперты министерства проанализировали структуру потребительского рынка. На основании этих данных была сформирована стратегия разработки технических регламентов на ближайший период и составлен календарный план по их принятию до конца 2011 г. Наиболее важным среди них считается техрегламент "О безопасности пищевой продукции", под действие которого попадает примерно половина всего продуктового ряда.

Для государств СНГ, применяющих систему технического регулирования и регламенты Таможенного союза, рынок обращения и сбыта продукции, полагают участники конференции, значительно расширится.

Многие страны Содружества могут, в частности, заинтересоваться железнодорожными регламентами как возможностью присоединиться к системе железных дорог с шириной колеи 1520 мм. Азербайджан, например, может заинтересоваться устранением технических барьеров в торговле с Таможенным союзом при поставках пищевых продуктов.

В дальнейшем общая картина интеграции могла бы выглядеть так. Если в центре пазла технического регулирования СНГ поставить систему техрегулирования Таможенного союза, то часть государств Содружества могла бы заинтересоваться и принять систему ТС полностью, для других же достаточным было бы частичное принятие в зависимости от групп экспортных товаров.

Дмитрий Титов

«Международное агентство информационных расследований» 28.11.11г.

Главы таможенных служб Украины, России и Беларуси подписали в Киеве ряд соглашений о сотрудничестве

Председатель Государственной таможенной служба Украины Игорь Калетник 28 октября встретился с руководителем Федеральной таможенной службы Российской Федерации Андреем Бельяниновым и председателем государственного Таможенного комитета Республики Беларусь Александром Шпилевским, которые находятся в Киеве с официальным визитом по приглашению Государственной таможенной службы Украины.

В ходе переговоров стороны обсудили пути последующего упрощения таможенных процедур, сотрудничества в правоохранительной сфере, а также перспективы расширения направлений сотрудничества, в том числе в сфере информационного обмена между таможенными службами.

Руководители таможенных ведомств трех стран отметили особую важность такого сотрудничества, поскольку страны остаются друг для друга ведущими торговыми партнерами. В частности, внешняя торговля между Украиной, Российской Федерацией и Беларусью на протяжении 2011 года имела тенденцию к росту. Так, в январе-октябре 2011 года произошло увеличение объемов товарооборота между Украиной и Россией на 63% (товарооборот за 10 месяцев составил 43,1 млрд. долл. США), между Украиной и Беларусью - на 39% (товарооборот за январь-октябрь 2011 г. - 4,9 млрд. долл. США).

В январе-октябре 2011 года объем товарооборота Украины с Российской Федерацией занимает 1 место, а с Беларусью - 5 место среди 218 стран - торговых партнеров.

Среди подписанных соглашений о сотрудничестве - Протокол между таможенными службами Украины и Беларуси об обмене информацией в рамках системы управления рисками. Документ разработан с целью сокращения сроков проведения и создания условий для упрощения таможенного контроля товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенные границы Украины и Республики Беларусь. Утвержден план практических мероприятий таможенных органов Республики Беларусь и Украины в правоохранительной сфере на 2012 год.

Подписан также План своместных действий по борьбе с таможенными правонарушениями между таможенными службами Украины и России на 2012-2013 годы, а также Протокол между правоохранительными подразделами ГТС Украины и ФТС России относительно обмена информацией о нарушениях, совершенных на украинско-российском участке границы.

«Таможня.ру» 28.11.11г.

Семинар на тему: «Выявление нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в условиях изменения таможенного законодательства» прошел в Краснодарской таможне

На базе Краснодарской таможни прошел семинар для руководителей подразделений валютного контроля по теме: «Выявление нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в условиях изменения таможенного законодательства».

В работе семинара приняли участие должностные лица Южного таможенного управления, Северо-Кавказского таможенного управления, территориального управления Росфиннадзора в Краснодарском крае, Южной оперативной таможни, представители Краснодарской, Ростовской, Новороссийской, Астраханской, Волгоградской, Миллеровской, Таганрогской и Сочинской таможен, а также сотрудники отдела дознания Краснодарской таможни.

В рамках совместной работы обсуждалась правоприменительная практика при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ в Краснодарском крае, актуальные вопросы осуществления валютного контроля и выявления правонарушений в регионах деятельности таможен ЮТУ и СКТУ, вопросы оформления статистических данных результатов проверок с помощью программных средств и их практического применения при осуществлении информационного обмена в целях валютного контроля.

Совместно с представителями отдела дознания Краснодарской таможни рассматривались вопросы организации порядка приема сообщений, оформления протоколов, принятия устных заявлений о преступлениях и составления рапортов об обнаружении признаков преступления, отдельные вопросы взаимодействия подразделений валютного контроля и правоохранительных отделов таможен, выявления правонарушений и производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.

Также в ходе семинара были подведены итоги деятельности таможен СКТУ и ЮТУ в 1-3 кварталах 2011года и проработаны проблемные вопросы в области деятельности подразделений валютного контроля.

Справка:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании...

В целях соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования Магаданской таможней проводятся проверки участников внешнеэкономической деятельности. За 3 квартал 2011 года было проведено 14 проверок соблюдения валютного законодательства. В результате проверок выявлено 12 случаев нарушений валютного законодательства на сумму 6,86 миллионов рублей. По выявленным фактам нарушений возбуждено 7 дел об административных правонарушениях...

«Таможня.ру» 28.11.11г.

Волгоградская таможня проведет акцию "На что жалуетесь?"

29 ноября 2011 года с 11.00 до 16.00 в здании Волгоградской таможни (адрес: г. Волгоград, ул. Историческая, 124) будет проводиться акция «На что жалуетесь?».

В рамках мероприятия должностные лица таможни будут осуществлять прием жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решения, действия (бездействие) Волгоградской таможни и ее должностных лиц, а также давать разъяснения о порядке обжалования.

В ходе проведения данного мероприятия его участники смогут подать жалобу, получить консультацию по вопросу возможности обжалования решений, действий (бездействия) Волгоградской таможни и ее должностных лиц, порядка рассмотрения жалоб, а также получить практическую помощь в составлении текста жалобы.

Омская таможня в период с 14 по 18 ноября 2011 года проводит акцию «На что жалуетесь?».

Все желающие могут в рабочее время (с 09.00 до 17.00 часов) обратиться в Омскую таможню со своей жалобой по телефонам «горячей линии» (8-3812) 51-48-16, 51-48-85 и сообщить о нарушении законности, а также некорректном поведении должностных лиц Омской таможни и ее таможенных постов...

31 октября 2011 года с 10-00 до 16-00 в Краснодарской таможне прошла акция «На что жалуетесь?», сообщает пресс-служба ФТС РФ.

По информации Пресс-служба ФТС РФ, акция будет проводиться по адресу: г. Краснодар, ул. Суворова 2/5, каб. 302, 304, 310, 314 (здание Краснодарской таможни). Телефон для справок (861)- 21-99-132, 21-99-300, 21-99-269, т/факс (861)-21-99-131.

Если Вы считаете, что решения или действия должностных лиц таможенного органа в отношении Вас или Ваших товаров являются неправомерными, если Ваши права, свободы, законные интересы были нарушены, если Вам созданы препятствия к их реализации или незаконно возложены обязанности, - эти действия Вы можете обжаловать...

«Первая газета в Волгограде» 28.11.11г.

Таможня дает добро на жалобы

Завтра в Волгограде руководство региональной таможенной службы будет готово выслушать претензии по поводу своей работы.

До Волгограда дошла федеральная акция российской таможни под названием «На что жалуетесь?» Завтра в рамках мероприятия должностные лица таможни будут принимать жалобы от участников внешнеэкономической деятельности на решения, действия или бездействие Волгоградской таможни, а также давать разъяснения о порядке обжалования. Для того чтобы воспользоваться представившейся возможностью и выяснить отношения с таможней, необходимо обратиться завтра с 11 до 16 часов дня в здание Волгоградской таможни, расположенное по адресу: Волгоград, улица Историческая, 124.

«TKS.ru» 28.11.11г.

По примеру Евросоюза, но на свой лад

Евразийский экономический союз, который активно обсуждают главы государств Таможенного союза (ТС), будет иметь постоянный наднациональный орган — Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), аналог Еврокомиссии. Из проекта документа о ЕЭК, одобренного на уровне премьер-министров стран ТС в Санкт-Петербурге 19 октября, следует: действующая Комиссия Таможенного союза (КТС) прекратит свое существование 1 июля 2012 года.

На смену ей должна прийти новая властная структура, полномочия которой будут существенно расширены, численность и затраты на ее обеспечение вырастут в десять раз, большая их часть ляжет на бюджет РФ, а вес России при принятии наднациональным органом решений снизится как минимум вдвое. Как стало известно, в ЕЭК уже засобирались многие чиновники правительства Владимира Путина.

Проект договора о ЕЭК был одобрен премьер-министрами РФ, Казахстана и Беларуси 19 октября «в рабочем порядке» — профильные вице-премьеры трех стран вносили правку в документ буквально в последние минуты — и не публиковался. В КТС пока не комментируют документ, отметив лишь, что в нынешней конфигурации комиссия «сработала неплохо, а Таможенный союз теперь уходит в правовое поле ЕЭП».

Согласно документу, ЕЭК получит расширенные в сравнении с КТС полномочия — помимо таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования, техрегулирования комиссия будет заниматься установлением торговых режимов с третьими странами, валютной, макроэкономической, энергетической и конкурентной политикой, регулированием госмонополий, вопросами промышленных и сельхозсубсидий, госзакупок, транспорта, миграции, финансовых рынков и иных сфер.

Предполагается, что ЕЭК будет принимать решения «на основании голосования членов совета или членов коллегии» в порядке «один член коллегии — один голос» или «один член совета — один голос», в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. При этом принятые решения «входят в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП» и подлежат непосредственному применению на их территории. Значительные полномочия коллегии затронут и интересы хозяйствующих субъектов. Так, наднациональный орган будет обладать правом запрашивать информацию «у юридических и физических лиц». Характер запросов не конкретизирован, а необходимость для граждан подчиняться наднациональному органу, как считают эксперты, может вызвать конфликт с конституцией, разрешаемый лишь референдумом.

По оценкам аналитиков, совокупная численность нового органа превысит 1,2 тыс. человек. Напомним, в ныне действующий секретариат КТС, выполняющий те же функции в рамках Таможенного союза, входят 150 человек. При этом КТС никогда не жаловалась на нехватку сотрудников. На долю ЕЭК придется лишь завершение формирования законодательной базы ЕЭП. Имплементацией этой базы в законодательства стран ЕЭП будут заниматься уже национальные правительства, число же новых функций ЕЭК по вопросам расширения координации ЕЭП в макроэкономике, антимонопольной, миграционной политике, регулировании финрынков, госмонополий и госзакупок не превышает 30.

Для раздувания штатов ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Оплачивать их работу, как и деятельность всей комиссии, в основном будет бюджет РФ: «Финансирование... осуществляется на основании бюджета комиссии... формируемого за счет долевых взносов сторон, определяемых пропорционально нормативам распределения сумм ввозных таможенных пошлин». Напомним, что в Таможенном союзе на РФ приходится 87,97% всех пошлин. Хотя в договоре на месте пребывания ЕЭК стоит прочерк, для нее уже подобрано здание в Москве на Мосфильмовской улице — из числа активов банка ВТБ, не нашедших покупателей на рынке.

Это, впрочем, не единственная цена, которую РФ придется заплатить за подписание договора о ЕЭК. Правку документа до последней минуты перед рассмотрением его премьер-министрами стран Союза эксперты объясняют тем, что еще в сентябре 2011 года Беларусь и Казахстан отрицательно отзывались о тексте проекта договора о ЕЭК, выдвигая в качестве условий присоединения к договору принцип «одна страна — один голос».

Одна из версий объяснения происходящего заключается в том, что новая европейско-азиатская бюрократия ЕЭК будет формироваться из членов уходящего правительства Владимира Путина, которое в Белом доме должно сменить некое «расширенное» правительство Дмитрия Медведева. Напомним, помимо входящего в КТС первого вице-премьера Игоря Шувалова в комиссию в качестве спецпредставителя Президента РФ уже де-факто вошел глава Минпромторга Виктор Христенко. На подбор кандидатов для новой структуры отведено чуть более полугода.

Проект документа по ЕЭК описывает и подробно регламентирует положение, права и привилегии новых международных чиновников. Так, члены ЕЭК (коллегии и совета) получат иммунитет (снимать его будет уполномочена лишь сама комиссия), статус федерального министра, ежегодный отпуск 45 дней, социально-бытовое, медицинское и санаторное обслуживание за счет бюджета на министерском уровне и министерские же доплаты к пенсии. При этом договором не урегулирован конфликт с национальными законодательствами: так, члены коллегии будут несменяемыми в течение четырех лет и формально независимыми от национальных органов исполнительной власти — это при том, что состав их будет формироваться из правительственных чиновников.

«TKS.ru» 28.11.11г.

Гуманизацией против контрабанды

Вскоре у российских бизнесменов появится возможность практически на законном основании откупаться от грозящего им наказания по большинству видов экономических проступков. Это произойдет после реализации озвученного минувшим летом Дмитрием Медведевым проекта по гуманизации уголовного законодательства

Эксперты предсказывают, что уже до конца текущего года перестанут быть уголовными преступлениями такие деяния, как контрабанда, клевета, оскорбление и т. д. В то же время судимость перестанет грозить тем, кто решил незаконно провезти через границу товары на несколько миллионов рублей, нелегально использовал чужое программное обеспечение и совершил прочие неблаговидные деяния.

Отметим, что представленный Президентом России в июне законопроект, предусматривающий вывод экономических преступлений из-под действия Уголовного кодекса РФ, 1 ноября прошел второе чтение, а его окончательное утверждение ожидается на ближайших заседаниях федерального парламента. При этом специалисты отмечают отмечающуюся в последнее время практически полную стагнацию в рассмотрении в судах так называемых экономических дел. Их фигуранты вместе с адвокатами проявляют чудеса изобретательности и изворотливости, чтобы если не полностью парализовать процесс, то хотя бы перевести его в русло вялотекущего.

Этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что под президентскую гуманизацию в обязательном порядке подпадут все те, против кого уже возбуждены уголовные дела. В нашей стране, согласно Конституции России, закон, который улучшает положение обвиняемых, имеет обратную силу. Этим положением, как утверждают правоведы, только в Санкт-Петербурге смогут воспользоваться сотни бизнесменов, которые являются основными действующими лицами уголовных дел, связанных с неуплатой налогов, контрабандой, незаконной предпринимательской или банковской деятельностью, намеренным банкротством и иными экономическими преступлениями. Каждый из них надеется, что уже вскоре получит возможность искупить свою вину не ударным трудом в местах не столь отдаленных, а кошельком.

Весьма забавно, наверное, будет посмотреть, как люди, еще вчера клявшиеся и божившиеся в суде, что они чуть ли не нищие и не могут покрыть нанесенный государству, конкретному предприятию или частному лицу материальный урон, начнут извлекать на свет десятки, а то и сотни тысяч рублей, долларов и евро, чтобы откупиться от правосудия. Наверное, окажется, что внесенные в виде компенсации средства были взяты в долг у ближайших родственников или друзей под залог оформленного на них же движимого и недвижимого имущества.

Применительно к околотаможенной сфере некоторые эксперты прогнозируют определенный рост в ближайшее время объемов контрабанды. Все будет зависеть лишь от оговоренных участниками процесса размеров компенсации за нее. Провозглашенный президентом тезис о необходимости провести декриминализацию так называемой товарной контрабанды уже вызвал определенный оптимизм и возбуждение в среде любителей «серых» схем на таможне. Отметим, что в пояснительной записке к законопроекту по гуманизации отмечается: «в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением. Анализ практики применения первой части статьи 188 Уголовного кодекса РФ («Контрабанда») позволяет говорить о коррупциогенности этой нормы».

Как известно, в рассматриваемом парламентариями законопроекте данная статья полностью исключена. Однако, как поясняют правоведы, это не означает, что теперь бизнесмены смогут без угрозы уголовного преследования нелегально провозить партии грузов и совершать прочие сомнительные действия. После вступления нового закона в силу все, что до сих пор квалифицировалось как контрабанда, будет расследоваться как уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, то есть по статье 194 УК РФ.

Для несведущих в уголовном праве уточним, что подпадающие под ее действия правонарушения, связанные с «уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 120 до 500 тыс. рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового».

В примечании к данной статье уточняется, что «уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 3 млн рублей, а в особо крупном размере – 36 млн рублей». На первый взгляд звучит вполне гуманно. Если следовать сегодняшней букве закона, вырисовывается достаточно четкая и понятная схема: попались – получили, в следующий раз будем осторожнее. В этой ситуации вполне можно предположить, что со временем у нас появится своего рода прейскурант на контрабанду.

По оценке некоторых экспертов, с принятием рассматриваемых поправок вольготнее станет жить и мелким нарушителям авторских прав. Дело в том, что в перспективе преследовать их за поставку на рынок подделок можно будет только в том случае, если сумма нанесенного правообладателю ущерба превысит 100 тыс. рублей. Интересно, много ли у нас сегодня найдется специалистов, которые способны не только правильно рассчитать, но и доказать в суде реальные размеры понесенных автором потерь? Даже если таковые имеются, они, скорее всего, будут выступать на стороне пиратов, ведь те за победу в тяжбе и уход от наказания готовы будут заплатить существенно больший гонорар, чем это по карману обманутому творцу.

У соседей не развернешься

На мой взгляд, представляет интерес сопоставление предлагаемых российским президентом новаций с законодательными нормами, действующими на данный момент у наших партнеров по Таможенному союзу. Поскольку пока не было никакой официальной информации, что Беларусь и Казахстан также намереваются внести коррективы в указанную сферу, будем оперировать положениями действующих уголовных кодексов этих стран. Так, в Республике Казахстан экономической контрабанде в законе отведена статья 209. Предусмотренные ей деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость незаконно перемещенных через границу товаров превышает 1000 принятых в стране месячных расчетных показателей (МРП) - величина одного МРП сейчас составляет 1512 тенге. В пересчете на российские рубли под этот показатель подпадает контрабанда общей стоимостью немногим выше 73 тыс. рублей. К особо крупному размеру отнесена сумма в пять раз больше.

Согласно статье 209 УК РК незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРП (14 468 и 36 172 российских рублей соответственно), или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев с конфискацией имущества, либо без таковой, либо арестом на срок от 4 до 6 лет, либо исправительными работами на срок от года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 100 МРП, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

В УК РК за контрабанду предусмотрено наказание и для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц, если они сопряжены с использованием ими своего служебного положения, то есть фактически для таможенников. Санкции для них идентичны тем, что применяются к организованной группе и сопряжены с лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, а в ряде случаев срок заключения может доходить до 7 лет с конфискацией имущества.

В Республике Беларусь за контрабанду к ответственности привлекают по статье 228 УК РБ. Действия, предусмотренные частями 1, 2 и 3 данной статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой. Контрабанда в части 1 признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей в 2 тыс. раз превышает размер базовой величины (РБВ), установленный на день совершения преступления. Сейчас РБВ составляет 35 тыс. белорусских рублей, или по официальному курсу 123,55 российских рубля. Значит, в Беларуси крупной считается контрабанда на сумму всего в 247,1 тыс. российских рублей.

Как видим из приведенных выше данных, ни казахским, ни белорусским нарушителям таможенных правил даже и не снятся российские величины. У нас же иной размах, достойный широты русской души! Учитывая, что со 2012 года наши страны объединятся в единое экономическое пространство, может быть, их контрабандистам стоит задуматься о переходе на российский рынок? Интересная получится ситуация. Из-за более привлекательных экономических условий ведения бизнеса российские предприниматели сейчас предпочитают регистрировать свои предприятия у соседей, а нечистые на руку участники ВЭД из Беларуси и Казахстана, видимо, уже в ближайшее время могут попробовать обосноваться у нас. Согласитесь, не совсем равнозначный получится обмен.

Кое-что ужесточат

Наряду с уже упоминавшейся гуманизацией в УК РФ вскоре появятся новые статьи, которыми будут введены и наказания, например, за незаконную перевозку через границу оружия, наркотиков, ядерных материалов, культурных ценностей и т. д., а также некоторых стратегически важных товаров. Их перечень предстоит определить Правительству России.

Напомним, что в середине 1990-х годов при регулировании внешнеэкономической деятельности применялся такого рода список. Он включал в себя почти все традиционные объекты российского экспорта, такие как нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, лес, пиломатериалы, картон, металлолом, зерно. Значились в нем и десятки других товаров.

Если предложения президента примут, нечистые на руку участники ВЭД смогут зажить более спокойной жизнью, поскольку в новых условиях руководителей организаций, которые осуществили незаконный ввоз различного рода импортного товара (компьютеров, товаров народного потребления и другого), будет сложнее привлекать к ответственности. Как известно, сейчас для этого достаточно, чтобы таможенники доказали, что стоимость незадекларированного товара превышает 1 млн рублей. После вступления в силу поправок в статью 194 УК РФ такого рода санкции получится применить лишь в случаях, когда для организации сумма неуплаченных таможенных платежей составит не менее 2 млн рублей, для гражданина этот будет 1 млн. Причем реальную сумму экономического ущерба государству еще нужно будет доказать.

Исходя из сказанного выше, получается, что заниматься контрабандой вскоре будет и сподручнее, и экономически целесообразнее юридическим лицам, а не предпринимателям–одиночкам. Все-таки разница в миллион что-то да значит. Кроме того, участие в незаконном ввозе дорогостоящих товаров таит для простых граждан еще одну неприятность. Так, в отличие от предусмотренного действующим Уголовным кодексом РФ наказания за контрабанду, которое будет смягчено, административная ответственность в данном случае предполагает и двух-, трехкратный штраф, и конфискацию незаконно перемещенного через границу товара.

Например, сегодня у горе-импортера, предпринявшего неудачную попытку пронести через «Зеленый коридор» таможни незадекларированный товар премиум-класса стоимостью в несколько миллионов рублей, есть возможность отделаться в суде штрафом, но сохранить милые сердцу безделушки. После предстоящей отмены статьи 188 УК РФ этот случай станет предметом административного дела. Результатом его рассмотрения, скорее всего, станет конфискация объектов контрабанды и штраф, размер которого в несколько раз превысит реальную стоимость товара.

Молчание – золото

Возможно, некоторые из высказанных выше суждений вызовут у специалистов в области права неоднозначную оценку. При желании с их стороны редакция готова предоставить им возможность изложить свою позицию на страницах журнала. Пока же, судя по результатам проведенного мониторинга публикаций в СМИ по данному вопросу, мало кто из специалистов согласился дать оценку предполагаемым изменениям, а тем более спрогнозировать их последствия. Воздерживаются от комментариев и в таможенных органах, и в прокуратуре. При этом свою позицию они объясняют тем, что будут исполнять закон и контролировать его соблюдение после того, как документ будет принят и вступит в силу.

Тем временем юристы отмечают еще одну новеллу. В поправках предлагается установить, что лицу, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств. Альтернативой же колонии должны стать принудительные работы (до 5 лет) в специально созданных исправительных центрах, с отчислением в бюджет от 5% до 20% заработка. При этом от уголовной ответственности освободят и предпринимателей, также впервые совершивших преступления экономической направленности. Им лишь придется полностью возместить причиненный гражданам или организациям ущерб, а также уплатить в федеральный бюджет пятикратную сумму от похищенного, неуплаченного или прочего.

Данная новация вызывает у практикующих юристов неоднозначную оценку. Они предполагают, что в этом случае появляется еще одна возможность для коррупции, поскольку сумму нанесенного государству вреда станут определять сами сотрудники налоговых, таможенных или иных органов. Как известно, человек слаб, обязательно найдутся такие чиновники, кто «случайно» перепутает свой карман с государственным. Сомнительно, что их остановит страх перед угрозой заплатить многотысячный штраф и потерять свое насиженное и хлебное местечко. Брать будут осторожнее и побольше, так сказать, с наценкой на риск.

«Российская газета» 29.11.11г.

Будем играть по правилам

Вступление России в ВТО снизит административную и коррупционную составляющую бизнеса

После долгого договорного марафона Россия, наконец, получила "зеленый свет" на вступление в ВТО. Но, к сожалению, вопрос присоединения России к ВТО по-прежнему окутан множеством домыслов и мифов, которые заслоняют реальную картину, вызывая неоправданные опасения и страхи. "РБГ" попросила рассказать о том, что нас теперь ожидает, профессора факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, директора информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексея Портанского.

- Называются разные сроки вступления России в ВТО. Когда же мы все-таки вступим в эту организацию и что еще нужно для этого сделать?

- На 15-17 декабря 2011 г. намечена очередная Министерская конференция стран - членов ВТО в Женеве. Конференция является высшей инстанцией ВТО и правомочна решать любые вопросы, в том числе и прием новых членов. На этой конференции должно состояться принятие России в члены ВТО. Однако Россия обретет свое полноправное членство позднее, когда будут соблюдены все формальности.

- Какова процедура вступления? Насколько она может затянуться?

- Процедура присоединения к ВТО начинается с подачи соответствующей заявки страной-кандидатом. Россия подала заявку в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) в 1993 г., а в 1994 г. она была вновь подана, уже в ВТО. После принятия заявки образуется Рабочая группа (РГ) по присоединению данного кандидата к ВТО, в которую может войти любая страна - член ВТО, желающая принять участие в переговорах по условиям будущего членства данного кандидата. Далее начинаются собственно переговоры в рамках РГ на двустороннем и многостороннем уровнях, продолжительность которых не лимитирована. Когда переговоры закончены, Рабочая группа на своем формальном заседании утверждает Доклад РГ о присоединении страны - кандидата к ВТО, являющийся основным документом финального пакета, подготавливаемого секретариатом. В Докладе РГ изложены основные условия членства страны - кандидата в ВТО. После утверждения Доклада РГ и других документов на заседании РГ принимается рекомендация Генеральному совету ВТО о приеме нового члена. Утверждение Доклада РГ и рекомендации по кандидатуре России состоялось на формальном заседании РГ 10-11 ноября 2011 г. К этой дате были завершены все переговоры по присоединению России к ВТО.

После вынесения решения методом консенсуса на Министерской конференции в середине декабря 2011 г. о принятии России в ВТО весь пакет документов направляется в национальный парламент - в нашем случае в Госдуму РФ - на ратификацию. На процедуру ратификации отпускается 220 дней. После ратификации соответствующее уведомление направляется в штаб-квартиру ВТО в Женеве, и страна официально объявляется членом ВТО.

- После формального вступления будет какой-то переходный период. Для чего он нужен? Как долго он продлится?

- Либерализация доступа на рынок товаров будет происходить постепенно в течение переходных периодов, которые необходимы для лучшей адаптации национальных производителей к новым условиям. Как правило, переходные периоды составляют 2-3 года. Для наиболее чувствительных товаров, как, например, легковые автомобили и гражданская авиатехника, переходные периоды растянутся на срок до 7 лет. По оценкам, по истечении всех переходных периодов около половины всех ставок импортных пошлин останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

- Финансовые институты и страховые компании очень опасаются, что более мощные западные конкуренты хлынут в Россию и вытеснят их с рынка... Так ли это?

- Подобные страхи не обоснованы. После присоединения к ВТО главное условие деятельности иностранных банков и страховых компаний в РФ не изменится - они по-прежнему смогут действовать у нас лишь в форме дочерних предприятий, будучи российскими юридическими лицами. Допуск филиалов иностранных страховых компаний на российский рынок будет разрешен только по прошествии 9 лет после присоединения, однако ограничения, предусмотренные нашими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, практически идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями. В отношении филиалов иностранных банков какие-либо конкретные сроки доступа на российский рынок в виде филиалов не оговорены.

Россия стала одной из немногих стран, не допустивших доступ филиалов иностранных банков и страховых компаний в виде филиалов при присоединении к ВТО.

- Многие российские производители живы только благодаря высоким заградительным пошлинам. Если пошлины отменят, они разорятся. Стоит ли им этого опасаться?

- Снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит около 3 процентных пунктов. Это значит, что ни одна отрасль не столкнется с явлением, подобным "отмене высоких заградительных пошлин".

- Выиграет ли от вступления в ВТО рядовой потребитель товаров? И вообще, кто от этого выиграет?

- От присоединения к ВТО выигрывает потребитель в широком смысле слова, то есть и предприятие - потребитель иностранного оборудования и комплектующих, и рядовой потребитель. Выигрыш последнего обусловлен постепенной либерализацией рынка потребительских товаров, повышением конкуренции на рынке и, как следствие этого, - улучшением качества товаров и снижением цен.

От присоединения выигрывает бизнес, и прежде всего тот, который стремится играть по правилам, а не получать выгоды от использования административного рычага и коррупционных связей с чиновниками. Несомненно, выигрывают производители, работающие на экспорт, т.к. они получают свободный и недискриминационный доступ на внешние рынки. В результате прогнозируется рост нашего несырьевого экспорта. Будут инициированы процедуры по пересмотру ряда антидемпинговых мер, действующих в настоящее время в отношении российских производителей. Наконец, Россия получит возможность участвовать в выработке правил мировой торговли, т.е. реализовать свои национальные интересы в данной сфере.