Сегодня 28 июля 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (23.11.2011)

PDFПечатьE-mail

«TKS.ru» 23.11.11г.

Неочевидное, но вероятное: что даст России вступление в ВТО

Спустя 18 лет изматывающих и нудных переговоров Россия наконец получила окончательный "зеленый свет" на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Принимающей стороне осталось сделать последнее телодвижение на министерском заседании 15 декабря, после чего России будет достаточно завершить пару формальностей и стать полноправным членом организации.

Однако, несмотря на неизбежность российского вступления в ВТО, у населения, экспертов, да, похоже, и у самих властей нет четкого понимания того, зачем оно нам надо. Будучи преимущественно сырьевой державой, Россия особо не выиграет по экспорту, а вот для защиты отечественного производителя в ряде отраслей придется прикладывать куда больше усилий. Вдобавок переходные периоды установлены так, что оценить выигрыш или проигрыш от вступления удастся лишь лет через 5-7.

Неочевидные выгоды

Среди самых очевидных плюсов вступления в ВТО - момент политический, поскольку быть членом этого клуба как минимум почетно. Это добавит очков престижу страны в глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств, и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне.

Другой немаловажный момент - Россия вместе с членством в организации получает рычаги и механизмы воздействия ВТО на своих партнеров за рубежом. В частности, теперь Россия сможет защищать российских металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях, или и вовсе ограничивая их деятельность (например, в тех же самых США).

Собственно, металлургическая отрасль и является главным бенефициаром вступления России в ВТО. Именно ей откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным (нежели сейчас) условиям. Тем не менее эксперты банка HSBC в своей аналитической записке указывают, что "эффект ВТО" для российской металлургии окажется, скорее всего, меньше ожидаемого. Так, если экспортная выручка российских металлургов и объемы производства в отрасли и будут расти, то не сразу и не сильно.

По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера. Предполагается, что в сфере услуг с открытием рынка заколосится могучая конкуренция, разовьется инфраструктура, и из традиционного "дешево и сердито" мы получим сервис на мировом уровне.

В дополнение ко всему рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной перспективе "добавка" от ВТО составит 3%, а с годами - целых 11%.

Впрочем, весь этот позитив возможен лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и устранении административных барьеров. Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки, а дальше придется потрудиться самим. И учитывая текущие "успехи" российских властей на этом поприще, есть риск и не почувствовать разницы в обозримой перспективе.

Приятным бонусом может стать и отмена злополучной поправки Джексона-Вэника, введенной США еще во времена СССР и ограничивающей торговлю с российскими компаниями. Президент США Барак Обама в связи со вступлением России в торговую организацию лично пообещал приложить все усилия для отмены этого досадного атавизма, который хоть и не используется с 1994г., но служит определенным отравляющим моментом в отношениях двух стран. Однако если раньше США использовали ее как пряник, которым обещали поощрить Россию за хорошее поведение, то теперь отмена поправки в интересах самих Штатов: в рамках ВТО она будет прямым нарушением с их стороны.

Автоминусы

Минусов, на взгляд того же непредвзятого Всемирного банка, вроде бы меньше, чем плюсов. От вступления в ВТО пострадают в первую очередь машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Все вместе они вносят всего 4% в ВВП, отмечают специалисты ВБ.

Однако дьявол, как водится, кроется в деталях, и целые виды промышленности оказываются под угрозой. Начнем с машиностроения: вступление России в ВТО грозит если не похоронить совсем, то заметно усложнить жизнь производителей грузовиков, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Отечественные предприятия этой отрасли и так не сильно-то шикуют и выживают в основном за счет защитных пошлин да госзаказа (в случае с АВТОВАЗом - госстимулирования). Давайте смотреть правде в глаза: наша техника неконкурентоспособна в большинстве случаев, и при прочих равных участь ей уготована незавидная.

Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем.

В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть кусачими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде.

Чуть получше обстоит дело с новыми легковыми автомобилями. Снижение пошлин там будет более плавным - с 25% до 15%, причем растянутое на 7 лет, из которых основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на подержанные авто сократятся до 20% после переходного периода. В конечном итоге иномарки станут доступнее, разве что у АВТОВАЗа и иже с ним есть весомый временной задел на модернизацию и подготовку к новым, более трудным условиям.

В плюс российским властям в этом смысле можно занести их усилия по заманиванию иностранных автопроизводителей: многие из них не только построили тут заводы, но и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создает новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше - импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле.

Сельский вопрос

Сельское хозяйство, пожалуй, один из самых больных вопросов при вступлении в ВТО. Средняя "температура по больнице" выглядит опять же приемлемо: по документам, импортная пошлина в среднем по сельскохозяйственным продуктам не будет превышать 10,8% (сейчас - 13,2%), однако на деле отдельным видам деятельности придется туговато.

К примеру, Россия в целях защиты отечественного рынка мяса сохранила тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы. Однако для свинины, например, внутри установленной квоты пошлина будет обнулена (сейчас - 15%). При этом с 25% до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. Пошлина же на ввоз живых свиней разово упадет с 40% до 5%, что грозит массовым импортом иностранных животных в Россию с целью дальнейшего убоя уже здесь и продажи мяса.

Заметно снизятся ставки на молочную продукцию (с 19,8% до 14,9%), злаки (с 15,1% до 10%), масличные культуры и растительные масла (с 9% до 7,1%).

Иными словами, импортных продуктов в магазинах станет заметно больше, причем уже в ближайшее время. При этом дотации сельскому хозяйству (которые ВТО воспринимает как искажающие условия торговли) придется сократить с 9 млрд долл. в 2012г. до 4,4 млрд долл. в году 2018-м.

Неоднозначные решения

Открытие рынка также несет в себе неоднозначные последствия, с которыми пока сложно определиться, насколько они полезны или вредны. Так, с вступлением в ВТО достанется российскому производству лекарств: импорт подешевеет (пошлины планируется опустить с 15% до 5%), и по цене с отечественными препаратами начнут конкурировать индусы, чья продукция может порой даже быть дешевле нашей. При этом в сегменте дорогих лекарств импортные лекарства также станут доступнее. Здесь, даже если цена будет сопоставима с отечественным аналогом, на стороне иностранцев окажется отлаженный маркетинг, практически отсутствующий как класс в России.

Выиграет ли тут потребитель? С одной стороны, да - выбор станет шире, цены ниже. Однако несложно предположить, что произойдет, если отечественная фармпромышленность усохнет, не выдержав возросшей конкуренции. И вот здесь потребитель может со временем оказаться в проигрыше, не говоря уже об экономике страны в целом.

Другой нюанс - импорт самолетов. С одной стороны, пошлины снизятся: на дальнемагистральные широкофюзеляжные - с 20% до 7,5%, на остальные - до 12%. Однако сейчас действует льготный режим, на большинство самолетов пошлины вообще обнулены. Если он не будет продлен, российским авиакомпаниям придется заметно раскошелиться начиная уже с 2015г.

Вроде бы, очевидный плюс для потребителя - обнуление пошлин на компьютеры, комплектующие и другую продукцию сектора информационных технологий - несет в себе угрозу захирения отечественного IT-сектора, который в таких условиях окончательно потеряет стимул и возможность развиваться на фоне заполонивших рынок могучих иностранцев.

Поддержи отечественного производителя

Так что же принесет нам в итоге ВТО? С точки зрения поставок на внешние рынки выгода минимальна. Ее ощутят лишь металлурги, а главные экспортеры (нефтяники и газовики) продолжат качать энергоресурсы по прежним условиям, ведь их ВТО никак не регулирует.

Зато более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше помощи отечественной промышленности, которая без поддержки рискует просто не устоять перед наплывом импорта. А это значит, что миллиарды рублей налогоплательщиков будут изъяты из бюджета и направлены в помощь тому же автопрому, тем же фармацевтам и уже упомянутым свиноводам для решения их проблем и поддержания конкурентоспособности в новых, жестких условиях.

Правда, в отличие от прочих случаев таких изъятий, российские налогоплательщики все-таки сумеют извлечь выгоду из нововведений: вступление в ВТО должно со временем сбить потребительские цены, если не везде, то во многих сферах. В остальном же - польза от ВТО пока не доказана, а вред от нее - возможен.

Источник: "РБК"

«TKS.ru» 22.11.11г.

От вступления в ВТО выиграет не Россия

Факт вступления России в ВТО, который вызывает у политиков такую радость, на самом деле довольно спорен.

Как уверяют эксперты, именно польза от вступления во всемирную торговую организацию для российских потребителей сильно преувеличена. Если люди ждут реального снижения цен на импортные товары, то их можно разочаровать: падение будет не сильным, да и не на все группы товаров, пишет Finam.ru. А вот сокращение ставок таможенных пошлин, на которое пошла Россия, станет поэтапным – так что резко положительного эффекта, к сожалению, граждане не увидят.

Как ожидается, вопрос участия России в ВТО будет окончательно решен уже в этом декабре. Полноправным членом этой организации наша страна станет в будущем году. Политики уже объявили, что это позволит снизить ставки пошлин на импортные лекарственные препараты, строительное, технологическое и научное оборудование. Кроме того, на протяжении трех лет после вступления в ВТО снизятся в два раза пошлины на бытовую электротехнику и электронику, а на компьютеры будут вовсе отменены. Об этом заявил Минэкономразвития. «В отношении транспортных средств уровень тарифов должен вернуться к «докризисному» состоянию, т.е. на период до 2009 года. На новые автомобили пошлины снизятся с 25% до 15% в течение семи лет, на поддержанные - с 25 до 20%», - пишет Finam.ru.

Что касается снижения ставок на продовольственные товары, то оно, очевидно, станет не таким значительным. Кроме того, на некоторые виды продукции по-старому будут действовать квоты. Так, к примеру, условия поступления на наш рынок говядины останутся прежними, а по ввозу мясу птицы и свинины – даже будут ужесточены. Видимо, в этом пункте речь идет о контроле качества продукции, говорит Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Но если говорить о том, как эти нововведения отразятся на ценах на продукцию, то Поляков полагает, что обычные покупатели больших изменений в рознице не ощутят. Правда, есть и плюс: большее наполнение рынка импортным продовольствием должно оказать благотворное влияние на сдерживание стоимости товаров.

Finam.ru пишет, что временный антиинфляционный эффект, конечно, будет присутствовать, но потребитель все же его почти не ощутит. «Надо учитывать, что поэтапное сокращение ставок компенсируется ежегодным повышением цен от производителей», - отмечает Валерий Миронов, главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ. Например, иностранные автомобили не станут более доступными, уверен Сергей Вятченков, директор по развитию группы компаний «Автомир». «Шкала падения пошлин плавная, для нас она будет опускаться в течение семи лет. А так как все производители дважды в год традиционно поднимают цены до 5% на свои автомобили, то покупатель вряд ли увидит свою пользу», - объясняет свою позицию эксперт. Кроме того, не нужно обольщаться и ожидать большого снижения цен на импортные лекарственные препараты, считают участники этой отрасли. Хуже того, после вступления России в ВТО даже некоторые отечественные препараты подорожают. «Стоимость на самые дешевые средства (анальгин, цитрамон, активированный уголь и пр.) увеличится в разы», - говорит директор исследовательской компании «Cegedim Strategic Data» Давид Мелик-Гусейнов. Все дело в том, что российские компании будут вынуждены производить лекарства по мировым стандартам GMP - good manufactured practice. К сожалению, на настоящий момент этому стандарту у нас соответствует только 10% площадок. В результате после вступления в ВТО компании будут «играть» по мировым правилам, и, соответственно, это повлечет за собой инвестиции в переоборудование и создание новых производств. «Понятно, что деньги на это производитель достанет из кармана потребителя. С одной стороны, мы получим более качественные медикаменты, с другой - мы же за это и заплатим», - считает Мелик-Гусейнов. А если говорить о компьютерах, мобильных телефонах и других электронных устройствах, то здесь вступление России во Всемирную торговую организацию поможет ускорить появление новинок на наших прилавках. Правда, и здесь участники «технологической» отрасли не ждут какого-то снижения цен.

При этом эксперты однозначно сходятся во мнении, что от нашего вступления в ВТО по большей части выиграем не мы, а наши иностранные партнеры, так как экспортировать России практически нечего. Но при этом давление импорта будет в любом случае диктовать новые условия для работы отечественных производителей – заставит их «затянуть пояса и работать уже в других условиях». Кроме того, в жесткой товарной конкуренции им будет тяжело придерживаться прежних правил. Кстати, помимо фармацевтической, как считает Валерий Миронов, в первую очередь могут пострадать парфюмерная и автомобильная промышленность. Но есть и маленькие плюсы: в некоторых отраслях российская продукция действительно должна стать более доступной для потребителя, говорит эксперт. Такое «улучшение» может коснуться рынка цветов, игрушек, удобрений, косметики.

К сожалению, эти небольшие положительные сдвиги не смогут «перекрыть» будущие проблемы, которые возникнут у российского потребителя и производителя после вступления нашей страны в ВТО. Как уверяют некоторые эксперты, это присоединение нанесет только урон. Так, получив возможность приобретать импортные товары дешевле, они значительно потеряют в доходах из-за разорения отечественных производителей. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). «Наша страна получит не инвестиции, а широкий ввоз товаров, рост безработицы и падение реальных доходов населения, считает Василий Колташов, руководитель центра ИГСО», - пишет Finam.ru. Правда, остальные экономисты не верят в такие мрачные выводы и больше обращают внимание на поэтапное снижение пошлин. «Никто стразу не обанкротится, - прогнозирует Валерий Миронов, главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ. - Предусмотрен переходный период от трех до семи лет, за это время можно приспособиться к усилению конкуренции». Так что ухудшение, видимо, будет происходить медленно и печально.

Если подытожить, то, что говорят эксперты, участие России в ВТО не даст обещанных прекрасных перспектив для наших граждан – ни для потребителей, ни для производителей. Кроме того, есть опасение, что «открывая двери на наш рынок иностранным производителям, государство может закрыть их для отечественных компаний». Как показал текущий год, только за первые десять месяцев ввоз товаров из дальнего зарубежья вырос на 36,2%. Соответственно, после вступления во Всемирную торговую организацию он увеличится в разы. Так что «по сути, не желая оставаться на «задворках мировой торговли», страна ставит большой вопрос о качестве продуктов, которые вскоре могут заполонить прилавки российских магазинов».

Источник: "km.ru"

«Ведомости» 21.11.11г.

Тарифы под градусом

После вступления в ВТО Россия практически обнулит импортные пошлины на пиво и в два раза снизит их на вино. Потребители пива ничего не почувствуют, а вот недорогие вина должны подешеветь, считают эксперты.

К 2018 г. импортные пошлины на пиво будут снижены с нынешних 0,6 евро до 0,018 евро за 1 л в 2018 г., а импортные пошлины на вино за четыре года будут снижены с 20 до 12,5%, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на документ об обязательствах России по доступу на рынки в рамках присоединения к ВТО. Сотрудник одного из министерств, знакомый с документом, эту информацию подтвердил.

Для российского пивного рынка обнуление пошлин потрясением не станет, заявили «Ведомостям» представители крупнейших пивоваренных компаний, работающих в стране: по их оценкам, здесь на импортное пиво приходится менее 1% рынка. На рынок гораздо больше, чем снижение пошлин, повлияют другие решения властей, объясняют пивовары.

«Ежегодно растут акцизы, вскоре будет запрещена реклама пива, и к тому времени заработает техрегламент по странам Таможенного союза», — напоминает представитель компании «Балтика» Алексей Кедрин. Техрегламент запрещает оборот алкогольной продукции в упаковке из «полиэтилена, полистирола или иных полимерных материалов», на которую в России приходится почти половина рынка.

С вином ситуация другая. В 2010 г. в России было произведено 540 млн л тихих вин и 230 млн л игристых вин, а импортировано 250-260 млн л тихих вин и 25 млн л игристых, подсчитал директор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. При этом полностью российскими можно назвать не более 40% вин, произведенных в стране, или в общей сложности 250 млн л тихих и игристых вин, добавляет он. Большинство вин в России разливаются из импортных виноматериалов, объясняет председатель «Деловой России» и гендиректор «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Эта категория игроков от снижения импортных пошлин выиграет, себестоимость их продукции снизится, продолжает Титов.

Снижение пошлин может заметно отразиться на винах, которые стоят сейчас в рознице по 150-300 руб. за бутылку, так как таможенные пошлины составляют более заметную долю в их цене, чем в дорогих винах, говорит вице-президент компании-импортера Simple Анатолий Корнеев. Сейчас минимальная таможенная стоимость вина составляет 3 евро за бутылку. Корнеев полагает, что на такие вина цены могут снизиться на 30-50%. Однако в Федеральной антимонопольной службе выяснили, что, например, в розничной цене вин Франции, Италии, Испании во всех ценовых сегментах доля таможенных платежей составляет 4-5%, тогда как розничная наценка превышает 40%, а оптовая — 16%.

Елизавета Никитина

ИА «Финмаркет» 21.11.11г.

Россия к 2015 году снизит пошлины на ввоз кофе и чая

21 ноября. FINMARKET.RU - Россия после вступления в ВТО снизит к 2015 году пошлины на ввоз жареного кофе и чая.

Как свидетельствует документ об обязательствах РФ при вступлении во Всемирную торговую организацию (имеется в распоряжении "Интерфакса"), пошлина на ввоз жареного кофе, которая в настоящее время составляет 10%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, с 2015 года должна снизиться до 8%, но не менее 0,16 евро. Причем в 2013 году ставка пошлины составит 9,3%, но не менее 0,19 евро, в 2014 году - 8,7%, но не менее 0,17 евро.

Импорт нежареного кофе в РФ облагается нулевой пошлиной. Но в ходе переговоров РФ оставила за собой право повысить эту пошлину до 5%. Если такое решение будет принято на момент вступления РФ в ВТО, то к 2013 году ставка пошлины должна снизиться до 3%.

Импорт чая при вступлении в ВТО будет облагаться пошлиной в размере 20%, но не менее 0,5 евро за 1 кг против 20%, но не менее 0,8 евро за 1 кг в настоящее время. С 2016 года пошлина должна снизиться до 12%, но не менее 0,34 евро за 1 кг. В 2013 году пошлина составит 18%, но не менее 0,45 евро за 1 кг, в 2014 - 16%, но не менее 0,39 евро, в 2015 году - 14%, но не менее 0,34 евро за 1 кг.

Пошлина на мате (парагвайский чай) не изменится и составит 5%.

По данным Федеральной таможенной службы, Россия за 9 месяцев этого года импортировала 79,2 тыс. тонн (на $369,7 млн) кофе против 75,7 тыс. тонн (на $228,7 млн) за аналогичный период прошлого года. Импорт чая возрос до 140,4 тыс. тонн (на $461 млн) против 132,7 тыс. тонн (на $411,2 млн) соответственно.

«TKS.ru» 22.11.11г.

Импортным яблокам и грушам снизят пошлины

Россия, традиционно один из крупнейших импортеров яблок и груш, после присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) минимум в два раза уменьшит ввозные пошлины на них. Сейчас пошлины на яблоки невысокие — около €0,1–0,2 с 1 кг, поэтому вряд ли это снижение повлияет на стоимость фруктов в рознице.

Сейчас пошлина на ввоз яблок с 1 января по 31 июля составляет €0,1 за 1 кг, а 1 августа по 31 декабря — €0,2 за 1 кг. В первом случае с момента присоединения России к ВТО (ожидается, что РФ станет фактическим членом организации до середины 2012 года) пошлина снизится до €0,06 за 1 кг, а к 2017 году — до €0,03 за 1 кг. При этом на яблоки, поставляемые с 1 апреля по 30 июня, будет действовать другая пошлина в 2016 и 2017 годах — €0,031 и €0,015 за 1 кг соответственно. Пошлина же для яблок, завозимых в период с 1 августа по 30 ноября, к 2017 году будет составлять €0,06 за 1 кг, а с 1 декабря по 31 декабря — €0,03 за кг.

Пошлина на ввоз груш сейчас составляет 10% от таможенной стоимости. В момент присоединения к ВТО она сохранится на этом же уровне, к 2015 году уменьшится до 5%.

По данным за 2010 год, Россия была крупнейшим в мире импортером яблок и груш: в страну было ввезено 1,11 млн тонн яблок на сумму $719,1 млн (данные ИА FruitNews со ссылкой на Министерство сельского хозяйства США; основные поставщики яблок для России — это Польша, Китай, Молдавия и Сербия). При этом произведено было 910 тыс. тонн яблок, из них большая часть — 560 тыс. тонн — выращено в личных хозяйствах. Потребляется яблок в России меньше, чем производится и импортируется,— 1,53 млн тонн, но значительная часть фруктов портится в процессе хранения. Потребление груш в России составляет 492 тыс. тонн. При этом ввезено в 2010 году было 409,9 тыс. тонн на сумму $424,6 млн (крупнейшие поставщики — Бельгия, Аргентина и Нидерланды). Собственное производство груш в прошлом году составило 135 тыс. тонн. Из сообщения ИА FruitNews следует, что производство груш становится все менее популярным среди российских производителей: эта культура неустойчива к болезням, многие сады погибли из-за заморозков в 2010 году и вряд ли будут засажены вновь.

Эксперты расходятся в оценках последствий снижения пошлин на яблоки и груши. Основатель розничной сети «Магнит» (занимается импортом фруктов) Сергей Галицкий считает, что снижение пошлин повлечет за собой снижение розничных цен на яблоки и груши. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько настаивает, что ждать снижения цен не стоит, так как пошлина не была высокой.

Источник: «КоммерсантЪ»

ИА «БашИнформ» 22.11.11г.

Будущих таможенников поддержат дополнительными стипендиями

Лучшие студенты Российской таможенной академии (РТА) будут получать дополнительное материальное вознаграждение. С подобной инициативой выступил Совет ветеранов таможенной службы, о чем сообщается на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС) России.

Поощрительные выплаты наиболее перспективные слушатели РТА и ее филиалов начнут получать уже с января 2012 года. Всего будет выплачиваться 25 ежемесячных стипендий: 10 из них получат учащиеся РТА (Москва), по пять стипендий распределят между студентами каждого из трех филиалов вуза – в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Владивостоке. Отмечается также, что претендовать на получение материальной поддержки могут только отличники, начиная с третьего курса. Если в дальнейшем выпускник, получавший такую стипендию не менее двух лет, заключит с таможней контракт о прохождении службы на срок от пяти лет, ему будет выплачено единовременное материальное поощрение в размере до десятикратной суммы стипендии.

Как отмечают в ФТС, в 2012 году проект Совета ветеранов будут финансировать спонсоры. В последующем поощрительный стипендиальный фонд будет формироваться также из средств фонда Совета и благотворительных взносов.

В настоящее время в РТА и ее филиалах обучаются восемь студентов из Башкортостана, поступивших на учебу по целевому направлению республиканской таможни. Специалисты ведомства каждый год проводят работу по целевому набору среди школьников выпускных классов.

— Желающим поступить в РТА и соответствующим определенным требованиям абитуриентам мы выписываем направления и характеристики, после чего они, в случае успешного прохождения вступительных испытаний, становятся студентами Академии, — рассказали агентству «Башинформ» в пресс-службе Башкортостанской таможни. – По окончании учебы мы обеспечиваем их работой в соответствии с полученной специальностью.

«Независимая газета» 22.11.11г.

Перекрытие "Зеленого коридора"

Таможенники внезапно лишили предпринимателей платежной системы

Развитие Таможенного союза, основной интеграционной структуры на постсоветском пространстве, осложняют проблемы внеэкономического характера. Причем речь идет не столько о политических разногласиях между Россией, Казахстаном и Белоруссией, сколько о личных амбициях представителей отдельно взятых контролирующих государственных структур. Характерным примером вмешательства в процесс формирования механизма расчетов внутри Таможенного союза стало недавнее распоряжение Федеральной таможенной службы (ФТС). Своим письмом руководство этого ведомства приостановило прием средств по картам таможенной электронной платежной системы «Зеленый коридор», отложив тем самым на неопределенный срок создание современного и полностью прозрачного инструмента уплаты таможенных сборов.

До недавнего времени многие эксперты рассматривали таможенную платежную систему (ТПС) «Зеленый коридор» в качестве модели будущего механизма расчетов внутри Таможенного союза. Процессинговый центр, расположенный в Москве, позволяет вносить пошлины за ввоз и вывоз товаров при помощи банковских карт прямо на одном из 400 таможенных постов, оборудованных специальными терминалами. Кроме того, электронная система не только сокращает до минимума время оформления груза, но и позволяет ФТС в постоянном режиме пополнять ведомственную базу данных субъектов международной торговли. Преимущества «Зеленого коридора» оценили и представители финансовой сферы. На сегодня участниками платежной системы стали 130 банков, включая несколько международных, а картами для таможенных расчетов пользуются около 2,5 тыс. компаний. Только за октябрь 2011 года «Зеленый коридор» обеспечил перечисление 50 млрд. руб. таможенных отчислений.

К сожалению, прекрасно адаптированная к рыночной специфике развивающегося Таможенного союза система «Зеленый коридор» оказалась практически беззащитной против бесцеремонного административного нажима. Неожиданно, вопреки нормам действующего законодательства, деятельность ТПС была блокирована по инициативе Федеральной таможенной службы. Своим письмом ведомство предписывало приостановить с 8 ноября прием средств по картам банков – участников ТПС. Формальным поводом для вмешательства стал «перенос в новый Центр обработки данных серверного оборудования, обслуживающего информационное взаимодействие с ООО «Таможенная платежная система». На деле, как стало известно из неофициальных источников, персоналу таможенных постов попросту запретили принимать карточные платежи системы «Зеленый коридор». Сотрудниками ФТС был отключен центральный сервер системы, расположенный в главном офисе ведомства. Более того, в ряде случаев были демонтированы и увезены в неизвестном направлении таможенные расчетные терминалы, принадлежащие ТПС.

Последствия применения административного ресурса можно назвать катастрофическими. Вывод из строя процессингового центра ТПС нарушил передачу электронных уведомлений о перечислении таможенных сборов. Как следствие, уже заплатив положенные пошлины, многие компании так и не смогли своевременно получить свой груз. В отдельных случаях речь шла об отказе таможенников выпустить за пределы склада фактически растаможенные товары. Потери коммерсантов исчислялись миллионными суммами.

Для столь масштабного вмешательства государственного органа в деятельность коммерческой структуры нужен важный повод. Понятно, что перенос электронного оборудования не мог послужить причиной фактического разгрома успешно действующей платежной системы. Пожалуй, истинную причину странного поведения ФТС, внезапно ополчившейся на успешную и перспективную платежную систему, можно определить по косвенным признакам.

Создается впечатление, что действия ведомства, нарушающего, по мнению представителей ТПС, ранее заключенные соглашения, вполне укладываются в типичную схему рейдерского захвата. «Участники рынка полагают, – пишет в связи с этим агентство Росбалт, – что за попыткой фактически рейдерского захвата платежной системы могут стоять самые высшие таможенные чины, которые решили взять под контроль выгодный рынок». Того же мнения придерживается и интернет-газета «Свободная пресса»: «По мнению источников из ТПС, полученному неофициально, причина проста: на систему «Зеленый коридор» положил глаз видный таможенник».

Как именно предполагается, если речь все-таки идет о рейдерском захвате, использовать клиентскую базу и оборудование ТПС, догадаться нетрудно. В руках таможенных генералов система электронных расчетов может стать мощным инструментом манипуляции, появление которого может спровоцировать передел рынка. Но, к сожалению, последствия захвата «Зеленого коридора» будут заметны не только в сфере экономики. Дело в том, что сейчас, на фоне трудного становления Таможенного союза, атака на ТПС «Зеленый коридор» приобретает явный политический оттенок. Инициированный российским ведомством вывод из строя эффективной международной системы оплаты таможенных сборов вряд ли понравится руководству стран – участников Таможенного союза. Как следствие, под ударом окажется репутация премьера Владимира Путина как автора этого амбициозного геополитического проекта. Понятно, что в преддверии президентских выборов подобного рода перспектива выглядит неприемлемой. А потому конфликт государственного ведомства и системообразующей коммерческой структуры вполне может быть прекращен неформальным, но действенным «вызовом доктора».

Сергей Ковальский

«Труд» 22.11.11г.

Таможенный рейд в «Зеленом коридоре»

Сложившаяся в России ведомственная система управления плохо сочетается с инновационной моделью экономики. В отдельных случаях это противоречие может привести к драматическим последствиям.

Как сообщают представители Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), в результате действий руководителей Федеральной таможенной службы оказалась парализована система внесения таможенных платежей с использованием банковских карт «Зеленый коридор», выпущенных под контролем ООО «Таможенная платежная система». А значит, несколько тысяч крупных российских и зарубежных компаний рискуют встретить новогодние праздники в условиях рукотворного экономического кризиса Система «Зеленый коридор» с объемом ежемесячных платежей в 50 млрд. рублей, занимающая по этому показателю второе место в мире после глобальной системы Visa, прекратила свою работу по прямому указанию первого заместителя руководителя ФТС Владимира Малинина. Речь шла о проблеме сугубо технического характера. Как сообщал в своем официальном письме господин Малинин, прием платежей по банковским картам «Зеленого коридора», обеспечивающий онлайн-уплату налогов и сборов посредством специальных банковских карт, выпущенных при координации ООО «Таможенная платежная система», приостанавливался с 8 ноября вплоть до особого распоряжения «в связи с проведением работ по переносу в новый Центр обработки данных серверного оборудования». При этом начальникам региональных таможенных управлений и таможен предписывалось «срочно проинформировать плательщиков таможенных платежей» о прекращении приема карт «Зеленый коридор».

Дополнение к приказу было формальностью. Первую часть распоряжения таможенники выполнили с опережением графика, уже к 7 ноября прекратив принимать электронные платежи по картам «Зеленого коридора», а заодно демонтировав часть терминалов, принадлежащих ООО «Таможенная платежная система». Вопреки официальному соглашению, был отключен и центральный сервер ТПС, установленный в столичном офисе Федеральной таможенной службы. Зато с «информированием» подчиненные Владимира Малинина явно не справились. В результате, как заявил в одном из своих интервью заместитель генерального директора «Зеленого коридора» Андрей Макогон, «клиенты компании не могли растаможить свои грузы вовремя и выполнить контакты между поставщиками и покупателями».

Размер совокупных потерь компаний, чей груз вовремя не выпустили с таможенных складов, еще не подсчитан. Но уже сейчас можно утверждать, что он вполне соответствует масштабу платежной системы, обеспечивавшей перечисление в бюджет государства пятой части всех таможенных сборов. Достаточно сказать, что картами «Зеленого коридора», выпущенными при координации 130 банков участников, в число которых входят ВТБ, Промсвязьбанк, «Возрождение», «Уралсиб» и транснациональные Ситибанк, ИНГбанк, HSBC, Raiffeisen, RBS, Нордеа Банк и Банк оф Токио-Мицубиси, пользуются в расчетах 2,5 тыс. компаний. А среди них присутствуют такие гиганты, как «Аэрофлот», «МиГ», «Билайн», Toyota, Kia, Samsung, Hyundai, Coca-Cola и PepsiCo. К тому же, учитывая то, что действия чиновников входит в явное противоречие с принципами евразийской экономической интеграции, декларация о которой была подписана президентами России, Белоруссии и Казахстана, можно говорить о репутационном ущербе для государства. А его, как известно, нельзя измерить в рублях…

Российское бизнес сообщество трудно удивить фактом чиновничьего произвола. Но никогда прежде столь влиятельная структура не подвергалась откровенному разгрому по столь ничтожному поводу и с таким количеством нарушений. Как отмечает издание «Бизнес ФМ», «происходит намеренное выдавливание «Зеленого коридора» из системы уплаты таможенных платежей». Причем делается это в сугубо личных целях одного из высших чиновников таможенного ведомства. Предполагаемого бенефициария называет газета «Наша версия». Издание пишет: «По слухам, причина проста и, к сожалению, ординарна для современной российской экономики: на систему «Зеленый коридор» положил глаз сам руководитель ведомства – Андрей Бельянинов. Подобная версия не выглядит совсем фантастично. Особенно учитывая, что осуществлено все намеренно грубо, с многочисленными нарушениями закона, а также силами сотрудников центрального аппарата ФТС. Поэтому вполне можно предположить, что за этой попыткой рейдерского захвата ТПС действительно стоит кто то из высокопоставленных руководителей ведомства. Как известно, сотрудники ФТС и гораздо более низкого ранга постоянно становятся героями скандалов, связанных с коррупцией». А значит, и решение проблемы «размораживания» системы таможенных платежей «Зеленый коридор» можно отнести к области уголовного, а не гражданского или административного права.

Наконец, вариант именно явного умысла на «недружественное поглощение» подтверждает и длительность процесса «переноса сервера». Ведь больше двух недель уже прошло с момента «обесточивания», а никаких шагов ни по какому перемещению не предпринято.

Вопрос возмещения ущерба, который понесли клиенты «Зеленого коридора», должен решить суд. Как пишет в своем обращении к руководству региональных таможен заместитель гендиректора «Зеленого коридора» Андрей Макогон, «указанные в письме ФТС причины не могут служить основанием для приостановки применения карт «Зеленый коридор», так как они не предусмотрены ни законодательством РФ, ни Генеральным соглашением об организации уплаты таможенных и иных платежей с применением банковских карт таможенной системы «Зеленый коридор» от 8 августа 2008 года». Прежде всего, как утверждает господин Макогон, ФТС нарушила свой же приказ №757 от 2001 года, согласно которому наличие чека об уплате платежей с помощью таможенной карты свидетельствует о фактическом поступлении денег таможне. А еще статью 390 Гражданского кодекса, которая гласит, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом». По данным газеты «РБК daily», Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), работу которого курирует премьер Владимир Путин, уже подготовил запрос в Федеральную таможенную службу. Следующим шагом может стать обращение в следственные органы. Исход разбирательства, судя по обстоятельствам конфликта, представляется очевидным. Правда, как показывает судебная практика, для справедливого разрешения такого рода конфликта необходима политическая воля.

2,5 тыс. компаний пользуются при расчетах картами «Зеленого коридора».

Алексей Ряднов

ИИ «V1.ru» 22.11.11г.

Волгоградец незаконно ввез в Россию миллион долларов

В Волгоградской транспортной прокуратуре находится на контроле процессуальная проверка, проводимая Волгоградской таможней по факту контрабандного ввоза на территорию РФ одного миллиона долларов.

Как сообщил V1.ru помощник Волгоградского транспортного прокурора Ирина Ермакова, установлено, что между одним из обществ с ограниченной ответственностью, зарегистрированным в Чехии, и гражданином России, жителем Городищенского района Волгоградской области, были заключены договоры займа, по которым волгоградец получил в собственность денежные средства в размере девяти миллионов рублей по одному договору и 16 миллионов рублей по другому, обязался вернуть их в обусловленный договором срок и уплатить проценты.

Указанные денежные средства при перемещении через таможенную границу мужчина не задекларировал. Данный факт является нарушением части первой статьи 188 УК РФ.

РИА «ФедералПресс», «Юга.ру», «TKS.ru» 22.11.11г.

На Кубани сократят таможенные посты

В рамках реализации «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» с 20 декабря 2011 года ликвидируются Белореченский и Тимашевский таможенные посты Краснодарской таможни, сообщили «ФедералПресс» во вторник, 22 ноября, в пресс-службе ведомства.

На базе ликвидируемых постов образованы отделы таможенного оформления и таможенного контроля №2 и № 3 Прикубанского таможенного поста.

«Участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие свою деятельность в регионе ответственности ликвидируемых постов, – пояснила «ФедералПресс» пресс-секретарь Краснодарской таможни Татьяна Бурмистрова, – смогут производить таможенные операции как на Прикубанском таможенном посту, так и в отделах таможенного оформления и таможенного контроля, расположенных на базе ликвидируемых постов».

Всего за три года реализации концепции ликвидировано восемь из пятнадцати действовавших постов Краснодарской таможни. При этом в январе 2011 года образован новый пост в самой кубанской столице. Как заверяют таможенники, сокращение Белореченского и Тимашевского постов будет последним.

ИА «Сочи-24» 22.11.11г.

Количество выявленных Сочинской таможней правонарушений увеличилось

Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных Сочинской таможней, увеличилось на треть. Об этом корреспонденту СОЧИ-24 сообщили в пресс-службе ведомства.

По состоянию на 17 ноября Сочинской таможней возбуждено 956 дел об административных правонарушениях. Из них 229 возбуждено с проведением административного расследования. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост количества возбужденных дел составил 32 %.

Большая часть правонарушений приходится на таможенный пост МАПП Адлер. За 10 месяцев возбуждено 492 дела об административных нарушениях. На железнодорожном таможенном посту в Адлере зафиксировано 9 случаев невыполнения закона, в то время как в 2010 был всего лишь один.

На Сочинском центральном таможенном посту количество возбужденных дел увеличилось почти в два раза: с 45 дел в 2010 году, до 82 - в текущем году. Самый значительный рост провонарушений произошел на таможенном посту Аэропорт Сочи. С начала года здесь было возбуждено 183 дела об административных нарушениях, что на 158 больше, чем в 2010 году.

Более чем в два раза выросло число попыток контрабанды. Речь идет о незаконном перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, их недекларировании либо недостоверном декларировании.

ИА «ИТАР-ТАСС – Кубань» 22.11.11г.

На треть увеличилось количество попыток провести контрабанду через Сочинскую таможню

СОЧИ, 20 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС КУБАНЬ Инесса Новикова/. За текущий год в Сочинской таможне количество дел об административных правонарушениях увеличилось на треть. В основном, они связаны с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, их недекларированием либо недостоверном декларированием, несоблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Большая часть административных правонарушений совершена физическими лицами. Предметом контрабанды чаще всего становятся текстильные материалы и изделия, алкогольные напитки, сельскохозяйственная продукция, валюта.

Как сообщили в пресс-центре таможни, по состоянию на 17 ноября 2011 года возбуждено 956 дел об административных правонарушениях, из них - 229 возбуждено с проведением административного расследования. За аналогичным периодом прошлого года было возбуждено 725 дел, рост составил 32 %.

Лидером по количеству дел по административным правонарушениям традиционно является таможенный пост МАПП Адлер: за истекший период этого года возбуждено 492 дела. На Сочинском центральном таможенном посту количество возбужденных дел увеличилось почти в два раза: с 45 дел в 2010 году, до 82 - в текущем году. Самый значительный рост возбужденных дел произошел на таможенном посту Аэропорт Сочи, здесь с начала года возбуждено 183 дела, что на 158 дел больше, чем в 2010 году.

ИИ «Вести – Сочи», «Виртуальная таможня» 22.11.11г.

Поток контрабанды в Сочи вырос на треть

В Сочинской таможне количество дел об административных правонарушениях увеличилось по сравнению с прошлым годом.

По состоянию на 17 ноября возбуждено 956 дел об административных правонарушениях.

За аналогичный период прошлого года было возбуждено 725 дел. Рост составил 32 %, сообщает пресс-центр Сочинской таможни.

Большая часть административных правонарушений совершена физическими лицами. Предметом контрабанды чаще всего становились алкогольные напитки, сельскохозяйственная продукция, валюта и текстиль.

«Виртуальная таможня» 23.11.11г.

Волжский таможенный пост Волгоградской таможни отметил 25-летие

История Волжского таможенного поста является историей возникновения и развития таможенного дела в Волгоградской области и связана со строительством в 1985 году крупного электрометаллургического комбината на территории Волжского трубного завода.

19 ноября 1986 года начал работать Волжский таможенный пост Мариупольской таможни, а в 1991 году он был введен в состав Нижневолжской таможни.

С 1 июля 2001 года в связи с переименованием и изменением зоны деятельности таможенного органа, таможенный пост «Волжский» Нижневолжской таможни был переименован в Волжский таможенный пост Волгоградской таможни.

Первым начальником таможенного поста «Волжский» в период с 1991 по 1993 годы был советник 1 ранга Ю. Герасимов. С 1994 по 1999 годы пост возглавлял майор таможенной службы В. Кокин. У истоков создания поста также стояли И. Симаков, И. Волков. С 1999 по август 2001 года руководил таможенным постом подполковник таможенной службы Михаил Косарев. В настоящее время коллектив Волжского таможенного поста возглавляет майор таможенной службы Галичкин Олег Владимирович.

Регионом деятельности таможенного поста являются: г. Волжский, Средне - Ахтубинский, Ленинский районы Волгоградской области. Здесь работают более 200 участников ВЭД, основные из которых – ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Волжский оргсинтез», ОАО «Волжский абразивный завод», ОАО «Волжский завод асбестовых технических изделий» и др. Основными товарами, оформляемыми на экспорт Волжским таможенным постом, являются изделия из металла, продукты химического производства, резинотехнические изделия. В товарной номенклатуре импорта преобладают черные металлы, химическое сырье.