Сегодня 22 августа 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (04.11 - 07.11.2011)

PDFПечатьE-mail

ИА «ПРАЙМ» 02.11.11г.

Соглашения с Абхазией и Южной Осетией заложили основу создания таможен РФ за рубежом - ФТС

МОСКВА, 2 ноя – ПРАЙМ. Ратификация Россией соглашений с Абхазией и Южной Осетией о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных вопросах заложили нормативный фундамент для создания специализированных таможенных органов за пределами России, заявил на заседании Госдумы в среду замруководителя ФТС Константин Чайка.

Соглашения, которые проходят ратификацию в Думе, направлены на укрепление сотрудничества в таможенной сфере и борьбе с контрабандой, облегчение пассажирского и грузового сообщения между государствами, взимание таможенных платежей в полном объеме и соблюдение взаимных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через границу. Документы предусматривают создание специализированных таможенных органов сторон на территории друг друга.

"Мы в этих соглашениях прописали как бы "кальку", потом будем говорить о едином подходе по формированию специализированных таможенных органов за пределами территории Российской Федерации", - сказал Чайка.

По его словам, раньше российские таможенные органы никогда не располагались вне границ РФ.

"Но мы посчитали и договорились с нашими коллегами с Абхазией и Южной Осетией о том, что такие органы могут находиться на территориях этих государств и выполнять функции, которые изложены в данных соглашениях. Прежде всего, это функции по осуществлению оформления и контроля при перемещении товаров к внешней границе Абхазии", - уточнил он.

Кроме того, речь идет об осуществлении правоохранительной деятельности по правилам и условиям, установленным в этих странах. Чайка объяснил, что по соглашению, лица и здания этих специализированных таможенных органов, а также их имущество и документация подлежат защите в соответствии с Венской конвенцией, то есть пользуются неприкосновенностью.

Чайка добавил, что ратификация потребует подписания конкретных двусторонних соглашений между таможенными службами о создании специализированных таможенных органов, местах их дислокации и функционале, а затем будут изданы соответствующие нормативно-правовые акты.

ИИ «fas.gov.ru» 02.11.11г.

Апелляция: Федеральная таможенная служба ограничила конкуренцию среди систем расчетов по таможенным платежам с использованием банковских карт

Девятый арбитражный апелляционный суд 2 ноября 2011 года оставил без изменений решение Арбитражного суда г. Москвы о законности решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по делу в отношении Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Ранее, 25 января 2011 года, Комиссия ФАС России признала ФТС России нарушившей пункты 2 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия ФАС России пришла к выводу, ФТС России необоснованно препятствовала осуществлению деятельности двумя хозяйствующими субъектами - ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система» в качестве координаторов эмиссии таможенных карт, а также представляла одному из этих хозяйствующих субъектов (ООО «Таможенная платежная система») доступ к информации в приоритетном порядке.

Основанием для возбуждения дела в отношении ФТС России послужило обращение ООО «Таможенная карта» с жалобой на необоснованные отказы таможенных органов принимать для оплаты таможенных платежей банковские карты, эмитированные в рамках платежной системы, организованной указанным координатором. В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России выяснила, что причиной подобных действий таможенных органов явился изданный ФТС России внутриведомственный документ (распоряжение), предусматривающий запрет приема карт к оплате до прохождения координаторами тестирования их информационного взаимодействия с программным комплексом, установленным в таможнях.

На момент издания распоряжения функции координатора выполняли два конкурирующих хозяйствующих субъекта - ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система».

ФТС России обосновывала необходимость проведения такого тестирования вступлением в силу изменений в Таможенный кодекс РФ, в соответствии с которыми таможенные платежи должны поступать не на счета таможенных органов, а на счет Федерального казначейства. Также ФТС России объясняла свои действия новым порядком заполнения расчетных документов на оплату таможенных платежей.

Комиссия ФАС России посчитала, что данные обстоятельства не являются достаточным обоснованием издания распоряжения.

Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы и информация, по мнению Комиссии ФАС России, свидетельствуют о том, что ФТС России представляла информацию об условиях и порядке прохождения тестирования ООО «Таможенная платежная система» в приоритетном порядке, затягивая прохождение тестирования ООО «Таможенная карта».

ФТС России выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В настоящее время ФТС России продолжает исполнение предписания, согласно которому она, в частности, обязана представлять в ФАС России каждый квартал в течение 2011 и 2012 годов сведения обо всех случаях отказа таможенных органов в приеме таможенных карт обоих координаторов - ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система» и причинах такого отказа.

ФТС России обжаловала решение и предписание ФАС России в судебном порядке. 2 августа 2011 года Арбитражный суд города Москвы отказал ФТС России в удовлетворении заявленных требований, подтвердив тем самым законность и обоснованность решения и предписания Комиссии ФАС России.

2 ноября 2011 года ФТС России обжаловала это решение арбитражного суда первой инстанции в Девятом арбитражном апелляционном суде, однако ее требования не были удовлетворены.

Справка: Согласно пунктам 2 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти запрещено:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.

ИА «Юга.ру» 03.11.11г.

Пересечь российско-украинскую границу в Ростовской области стало сложнее

На автомобильном пункте пропуска "Новошахтинск" в последнее время складывается напряженная ситуация, связанная с пропуском грузовых транспортных средств.

Это объясняется увеличением количества грузовых транспортных средств, въезжающих на территорию МАПП "Новошахтинск", на 1000 единиц по сравнению с предыдущими кварталами 2011 года. Это происходит, в том числе, в связи с установленными ограничениями по общей нагрузке до 36 тонн для проезда через мостовые сооружения со стороны МАПП "Гуково".

"В настоящий момент Ростовской таможней и таможенным постом МАПП "Новошахтинск" принимаются все возможные меры для нормализации сложившейся ситуации", – сообщили в пресс-службе Ростовской таможни.

Кроме того, на российско-украинском участке границы действуют следующие близлежащие автомобильные пункты пропуска: в регионе деятельности Таганрогской таможни таможенные посты МАПП "Куйбышево", МАПП "Весело-Вознесенка" и МАПП "Матвеев-Курган", а также МАПП "Волошино" и МАПП "Донецк" в регионе деятельности Миллеровской таможни.

ИА «РБК – Южный регион» 03.11.11г.

Ростовская таможня предупреждает о напряженной ситуации на МАПП Новошахтинск

Ростовская таможня предупреждает о напряженной ситуации на автомобильном пункте пропуска Новошахтинск.

Как сообщает пресс-служба таможни, на автомобильном пункте пропуска Новошахтинск в последнее время складывается напряженная ситуация, связанная с пропуском грузовых транспортных средств, как при въезде на территорию РФ, так и при выезде за ее пределы. "Указанная ситуация прежде всего обусловлена увеличением количества грузовых транспортных средств, въезжающих в пункт пропуска МАПП Новошахтинск на 1000 единиц по сравнению с предыдущими кварталами 2011 года, в том числе в связи с установленными ограничениями по общей нагрузке до 36 тонн для их проезда через мостовые сооружения со стороны МАПП Гуково", - поясняется в сообщении.

По информации пресс-службы, в настоящее время Ростовской таможней и таможенным постом МАПП Новошахтинск принимаются все возможные меры для нормализации сложившейся ситуации.

ИИ «Дело.ру» 03.11.11г.

Более 90% деклараций, предоставляемых в ЮТУ, направляются через Интернет

По словам Александра Гетмана, начальника Южного таможенного управления, в 2011 году начали работать два первых специализированных центра электронного декларирования — на Ростовской и Краснодарской таможнях. «Они занимаются только интернет-декларациями, следовательно, грузовые автомобили не собираются около постов и не создают заторов на дорогах. Товар направляется на приграничные таможенно-логистические терминалы (ТЛТ) и находится там. Декларация через Интернет попадает в центр электронного декларирования, в котором принимается решение о пропуске. Если необходим физический контроль товара, из центра электронного декларирования направляется поручение на ТЛТ и досмотр тоже проводится там», — цитирует Александра Гетмана «Город N». В 2011 году, в результате реализации федеральной Концепции таможенного контроля, за пределы крупных городов вынесли 5 таможенных постов. Всего в 2011 году реорганизовали или ликвидировали 11 постов; в Таганроге 3 поста объединили в один и вынесли на промышленную окраину города, ликвидирован пост в здании Ростовской таможни, вместо него работает центр электронного декларирования.

ИИ «Растаможка.ру» 04.11.11г.

Концентрация таможенного оформления на границе приводит к несоблюдению российских законов

В последнее время многие представители бизнес-структур стали жаловаться на изменения условий таможенного оформления товаров. Перенос этой процедуры на границу привел к большему росту расходов и огромным транспортным издержкам. Многие говорят, что здесь просто происходит передел рынка и нарушение антимонопольного законодательства. ФАС уже отреагировала на эти жалобы и объявила о начале своего расследования.

Три года назад Федеральная таможенная служба предложила перевести все службы, связанные с таможенным оформлением грузов из городов в приграничные районы, так чтобы компетентным за передвижение товаров становился зачастую региональный таможенный брокер. У этой инициативы сразу появилось много противников, которые считали, что такие действия приведут к непрогнозируемому переделу этого рынка, снижению конкуренции и как следствие, к росту цен на таможенное оформление. Среди критиков этой концепции были Минэкономразвития и Минфин, которые постоянно давали отрицательные отзыва на инициативы таможни, не стали финансировать этот проект и не выделили 77 миллиардов рублей, которые ФТС просила на свою реформу.

Однако, несмотря на негативное отношение, ФТС продолжала проводить свою политику. Это было возможно из-за наличия у таможенных органов исключительных прав по самостоятельному определению мест таможенного оформления. Лишь только в начале этого года вышел новый закон "О таможенном регулировании", который поможет навести порядок в этой области.

«Коммерсант» 07.11.11г.

Сегодняшнее число

580 млрд руб. составили сборы Федеральной таможенной службы (ФТС) в октябре 2011 года против 374 млрд руб. годом ранее. За десять месяцев 2011 года служба перечислила в федеральный бюджет 4,74 трлн руб., что на 39% больше, чем за январь—октябрь 2010 года, когда было привлечено 3,42 трлн руб. Рост объясняется динамикой цен на нефть и нефтепродукты и увеличением импорта в РФ. Как видно из диаграммы, поступления таможни находились примерно на одинаковом и стабильно высоком уровне в марте—сентябре этого года, но в октябре несколько подросли. Это произошло несмотря на то, что в октябре пошлина на вывоз нефти была снижена в соответствии с новой формулой расчета "60-66" с $444,1 до $411,4 за баррель. Согласно бюджетному заданию всего за 2011 год таможенная служба должна была перечислить в бюджет 5,43 трлн руб. Однако, как сообщил глава ФТС Андрей Бельянинов, этот план службе увеличен до 6 трлн руб. Причина — свежие поправки к закону о федеральном бюджете на 2011 год, которыми общие доходы госказны были увеличены до 11 трлн руб.

«Коммерсантъ.ру» 07.11.11г.

10 выдвиженцев КГБ

Выдвиженцы из КГБ — сегодняшнего "российского дворянства" — есть сейчас везде, где власть и деньги. Вот самые успешные карьеры

Владимир Путин (1952)

Российский премьер и пока дважды президент РФ грезил о КГБ со школьной скамьи и попросился туда в 18 лет по собственному желанию. "Инициативщика" Путина в службу тогда не взяли. Мечта сбылась только в 1975-м, после учебы в университете. В КГБ Путин дослужился до подполковника внешней разведки. Это звание он получил во время работы в заграничной резидентуре — в ГДР. После избрания на пост президента в 2000 году бывшие сослуживцы составили главный кадровый резерв Путина.

Игорь Сечин (1960)

Влиятельный вице-премьер, в прошлом заместитель руководителя президентской администрации и председатель совета директоров "Роснефти", окончил ЛГУ в 1984 году как филолог-романист. Карьера у Сечина, однако, сложилась в иной сфере — как убеждены многие, по линии КГБ. А восхождение к командным высотам началось со службы военным переводчиком в Африке. С какими звездами Сечин пришел на работу в исполком Ленсовета, а позднее — в мэрию Петербурга, широкая общественность не в курсе, да это и неважно. Важно, что с той поры Сечин с Путиным неразлучен.

Сергей Иванов (1953)

Вице-премьер РФ, бывший министр обороны и кандидат в преемники в период второго срока президентства Путина, Сергей Иванов в КГБ пришел в 1976-м и дослужился до звания генерал-полковника. С Путиным он служил в одном подразделении, причем в службе был успешнее и в недрах Лубянки прошел заметный путь: в 1980-х трудился за границей, в 1990-е работал в аппарате Службы внешней разведки, в 1998-м стал заместителем директора ФСБ — как раз в то время, когда организацию возглавил отставной подполковник Путин.

Рашид Нургалиев (1956)

В 1981 году нынешний министр внутренних дел начал службу в КГБ Карельской АССР. Служба была удачной во всех смыслах: Нургалиев рос в званиях. В карельском министерстве безопасности, уже при Ельцине, его начальником был Николай Патрушев, сослуживец Путина и будущий глава ФСБ. Перевод на работу в МВД уже для генерала ФСБ Нургалиева был ответственным поручением — сначала должность замминистра, затем пост главы ведомства. Нургалиев пережил три отставки правительства и, несмотря на частые скандалы и переход милиции в полицию, сохраняет кресло.

Сергей Чемезов (1952)

Генерал-полковник КГБ, гендиректор госкорпорации "Ростехнологии", вероятно, начал свою деятельность в спецслужбах в 1970-е годы, проживая в Иркутске. Затем переехал в Дрезден, где, официально возглавляя представительство промышленного объединения "Луч", сдружился с Владимиром Путиным. Оба трудились на Первое главное управление (ПГУ) КГБ СССР. Путин покровительствовал бывшему коллеге: в 2004 году назначил его руководителем "Рособоронэкспорта", а затем главой корпорации, в состав которой входит более 400 предприятий по всей стране.

Михаил Фрадков (1950)

Директор Службы внешней разведки, полковник запаса публично не раскрывал сведений, связанных с карьерой в органах госбезопасности. Известно только, что в 1973 году Фрадкова, инженера-механика по образованию, направили на работу в посольство в Индию. Двухгодичная загранкомандировка для скромного молодого человека в советские времена открыла перспективы, формально связанные с внешней торговлей. В 2004-2007 годах Фрадков, заслуженный специалист широкого профиля, возглавил правительство РФ. А потом вернулся в разведку — уже вполне легально.

Андрей Бельянинов (1957)

Карьерный разведчик, а ныне генерал-полковник таможенной службы впервые отметился в публичном поле в восьмилетнем возрасте, снявшись в фильме "Дети Дон Кихота". Выбранный путь госслужащего, однако, был далек от донкихотства — после окончания института в 1978 году Бельянинов стал чекистом. Во время работы в ГДР познакомился с Путиным. После распада Советского Союза занялся бизнесом. Во время первого срока Путина Бельянинов стал гендиректором новообразованного "Рособоронэкспорта", а с 2006 года — руководителем Федеральной таможенной службы.

Константин Ромодановский (1956)

Нынешний директор Федеральной миграционной службы также начинал трудовой путь в КГБ. На службу в Пятое управление, боровшееся с идейными диверсантами, Ромодановский заступил в 1983 году и оставался в различных подразделениях Лубянки до начала 2000-х. В 2001 году генерал-полковник Ромодановский возглавил управление собственной безопасности МВД, фактически оставаясь прикомандированным к милицейскому ведомству сотрудником ФСБ. Находясь на этой должности, был ответственным за выявление "оборотней в погонах".

Владимир Якунин (1948)

Президент ОАО "РЖД" в 1970-е годы проходил стратегическую подготовку в Краснознаменном институте ПГУ КГБ, после чего трудился в Госкомитете СССР по внешнеэкономическим связям и был занят на дипломатической работе. Как начинающий бизнесмен Якунин сблизился с Путиным позднее большинства силовиков — в 1990-е годы, в бытность его работы в питерской мэрии. С тех пор их пути и интересы переплелись. В 2000 году Якунин был назначен заместителем министра транспорта, а позднее стоял у истоков создания ОАО "РЖД" на базе Министерства путей сообщения.

Николай Токарев (1950)

В 2007 году генерал-майор ФСБ возглавил российскую нефтепроводную монополию — ОАО "Транснефть". Основания для выбора кандидатуры Токарева отыскать несложно: в 1980-е годы он служил во внешней разведке в Дрездене вместе с Путиным. Сослуживцы остались неразлучными и в дальнейшем: в 1996 году вслед за теперешним премьером Токарев пришел в Управление делами президента. Став главой государства, Путин послал надежного товарища в нефтянку: за восемь лет Токарев прошел путь от руководителя службы безопасности "Транснефти" до президента компании.

Подготовил Сергей Мельников

«Коммерсант – Деньги» 07.11.11г.

Чисто русская айфера

В России почти все стоит слишком дорого. Потребители в курсе ситуации с налогами, таможней и арендой, но все равно чувствуют себя обманутыми. Поэтому, когда крупный купонный сайт объявляет беспрецедентную цену на новый iPhone, далеко не все спешат обвинить его в мошенничестве. Многие уверены, что это торжествует справедливость.

iPhone по сказочной цене

22 сентября 2010 года, когда в Москве начались официальные продажи iPhone 4, за день разошлось примерно 4 тыс. устройств. В этом году будет продано в два раза больше — если не обманет купонный сайт, сервис "лучших предложений по лучшей цене" BigBuzzy.

Это американцам и европейцам еще на презентации новой модели говорят, что почем будет, где и когда. А в российском ценообразовании так много удивительных особенностей, что никто не знает, какой окажется цена на один из самых желанных товаров. И многие готовы верить в чудо.

19 октября на сайте bigbuzzy.ru появились условия очередной акции: "iPhone 4S со скидкой от 51%. 43 199 руб.— 54% = 19 990 руб.". Для сравнения, даже несколько поблекший уже iPhone 4 за 20 тыс. руб. в Москве не купить; не то что в официальной рознице — даже на сайтах, продающих "серые" устройства, он стоит на 2-3 тыс. руб. дороже. В ночь на 28 октября аттракцион подошел к концу. Итог — 7556 проданных купонов. За 19,99 тыс. руб. можно было купить версию с 16 Гб памяти (с 32 Гб — за 23,99 тыс., с 64 Гб — за 25,99 тыс.). Выходит, BigBuzzy за десять дней собрал около 170 млн руб. (если, конечно, администрация сайта не накрутила счетчик). Организаторы обещают, что телефоны появятся 25 ноября.

В первые дни после того, как первые iPhone 4S прибыли в Россию, отдельные аппараты удавалось продавать по 80-100 тыс. руб. За пару недель цены упали вдвое. В магазинах icover.ru и icases.ru за смартфон с минимальным объемом памяти (16 Гб) просят 39,99 тыс. руб. Минимальная цена, которую показывает "Яндекс.Маркет",— 31,9 тыс., максимальная — около 50 тыс. руб.

Объявляя 50-процентную скидку, BigBuzzy отталкивался от цен на "серые" устройства. В тех европейских странах, где iPhone 4S уже продается, минимальная цена на него составляет €629 (примерно 26,6 тыс. руб.). В США ценник такой же, но в долларах. В общем, BigBuzzy намерен продавать 4S дешевле, чем кто бы то ни было в мире. "Закупочная цена выше стоимости купона, это одна из акций, которые мы субсидируем",— пояснил "Деньгам" владелец BigBuzzy Сергей Белоусов.

Пожалуй, ни один купонный сайт не может похвастаться незапятнанной репутацией. Однако BigBuzzy кажется респектабельным: крупные партнеры, представительства в нескольких городах, рекламные посты в ЖЖ Артемия Лебедева, благожелательные отзывы на форумах. Кроме того, Сергей Белоусов известен еще и как владелец компании "Аймобилко", одного из крупных продавцов цифрового контента.

BigBuzzy не в первый раз демонстрирует редкую щедрость. Например, зимой проходила такая акция: "Пополни счет мобильного: платишь 150 — на счету 300". Без обмана — BigBuzzy, по сути, подарил по 150 руб. каждому из 3 тыс. абонентов "большой тройки", купивших купоны. Весной BigBuzzy продавал купоны на участие в лотерее "Audi без фокусов", победитель получал возможность купить Audi A1 со скидкой 50%; имя счастливчика объявили в августе. В начале ноября компания собирается продать 100 купонов на iPad 2 со скидкой 50%. У этой акции, правда, есть спонсор — OneTwoTrip.com. Но айфонная акция стоит особняком. МТС и "Вымпелком", единственные официальные дистрибуторы смартфонов Apple, поспешили заявить, что с BigBuzzy не сотрудничают. В том же духе высказывался российский офис Apple.

В общем, многим это показалось похожим на аферу. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин выступил в своем ЖЖ так: "Вы покупаете купон, а не товар. Вам, скорее всего, вернут деньги. Но на купонный счет. И для вас это потерянные деньги. Получить официальный телефон за эти деньги нельзя. Получить телефон в указанные сроки нельзя. Получить неофициальные телефоны за эти деньги также невозможно (если только BigBuzzy не будут их дотировать). Лохотрон? Безусловно". Муртазин несколько раз возвращался к теме на разных интернет-площадках: "Цель этого мошенничества — пополнить оборотные средства компании, а затем, возможно, вернуть деньги".

Эта история всколыхнула рунет, в том числе с подачи Эльдара Муртазина. "Увидев желанные "ифоны" в предпродаже дешевле, чем в Америке, ведущий аналитик не поверил своим глазам и принялся анализировать, не стесняясь в предположениях,— иронизируют на lurkmore.ru.— Завершение этой истории — 25 ноября, когда либо лохи окажутся лохами, либо ведущий аналитик окончательно утопит свое имя в нечистотах".

Купон себе дороже

Чем больше купонов продавал BigBuzzy, тем более осторожными становились комментаторы. "Купонный сайт такого уровня — это десятки миллионов долларов инвестиций, сложно представить, что все сведется к банальному электронному кидалову",— замечает основатель сервиса Zina.ru Леонид Глузман.

Известный деятель рунета Антон Носик говорит, что после недавнего разговора с Сергеем Белоусовым у него сложилось впечатление, что тот знает, где достать 7,5 тыс. дефицитных телефонов. "Он может устроить тендер между разными поставщиками — "серых" рынков много,— предполагает Носик.— Собственно, значительная доля мировых продаж Apple, в том числе, замечу, и американских,— это "серая" техника. Это опт".

То, что технику Apple можно легально продавать без согласия российского представительства, весной доказала компания "Связной". Она нарушила договоренность о сроках начала продаж iPhone 4. В ответ российский офис Apple отлучил сеть от официальных поставок, в то числе iPad 2, которых еще ни у кого не было. Но "Связной" раздобыл партию "вторых" айпэдов на стороне и во второй раз обставил официальных дистрибуторов. В "Связном" скупы на комментарии. "Всю партию приобрели у одного поставщика на территории России,— сказали "Деньгам" в компании.— Устройства были сертифицированы для России, прошли таможенный контроль". Не собирается ли "Связной" проделать такой же трюк с iPhone 4S? Этот вопрос представители компании оставили без ответа.

О том, что ему удалось договориться с российскими операторами, Сергей Белоусов прямо не говорит. Но его слова, с другой стороны, места для других предположений не оставляют: "С кем у нас договор? Без комментариев, я не хочу никого подставлять. Операторы утверждают, что ничего о нас не слышали? Правильно, они и должны так говорить — Apple давит на них в полный рост". Пользователей BigBuzzy происхождение устройств вряд ли беспокоит. "Серый" iPhone от белого не отличается ничем: в разделе Regulatory его настроек отыщется значок "Ростеста" (наряду со знаками сертификации других стран). А гарантия на технику Apple все равно международная.

Что, если Сергей Белоусов говорит правду, но партнеры не поставят ему телефоны? Можно забрать деньги. Пока компания аккуратно возвращает их на карточки тем, кто передумал. Но Белоусов обещает, что пользователи получат гаджеты, даже если ему придется покупать телефоны в розничных магазинах сотовых операторов или, например, в "Евросети" и re:Store. Зачем ему все это? "В этом году за восемь месяцев мы потратили $1,5 млн на рекламу — закатывали деньги в телевизор, "Яндекс.Директ" и Google AdWords. Лучше деньги людям раздать — вот это настоящая адресная реклама,— говорит Белоусов. — Замечу, если раньше почти все партнеры, с которыми мы начинали работать, исходили из того, что аудитория купонных сайтов — неплатежеспособные халявщики, то теперь, когда мы собрали столько денег, вопрос платежеспособности аудитории отпал".

Понятно, почему тысячи пользователей BigBuzzy поверили Белоусову: он пообещал им желанный товар по цене, которую они считают справедливой. Возможно, купонов разошлось бы меньше, предложи BigBuzzy купить iPhone, например, за 5 тыс. руб.

За что боролись?

Российский потребитель привык чувствовать себя обманутым. В начале года сайт Superjob.ru попросил несколько тысяч пользователей поделиться мнением о новогодних распродажах. 70% опрошенных убеждены: наши скидки — обман. Честный дисконт, по их мнению, можно получить в Европе или в США, а у нас покупателей намеренно вводят в заблуждение.

Но посмотрим на одежду. Глобальные сетевые игроки, продающие вещи для массового рынка как по всему миру, так и в России, например Inditex (владелец Bershka, Massimo Dutti, Zara и еще нескольких брендов), H&M, TopShop, придерживаются при отгрузке товара единой ценовой политики для любых продавцов независимо от страны, объясняет аналитик Fashion Consulting Group Инна Федорова. В Испании Zara дешевле по объективным причинам — в России цену увеличивают таможенные пошлины, плюс логистика. Вроде бы, собирая с импортеров одежды и обуви значительную ввозную пошлину (в районе 20%) и НДС (18%), наши таможенники защищают внутренних производителей, хотя они в основном шьют одежду в Китае. В общем, в случае стандартной закупки к первоначальной цене нужно добавить 40% (расходы на транспорт и растаможку), резюмирует Инна Федорова: "Если в закупке единица товара стоит €125, то на складе в России это же изделие будет стоить €175".

Еще нюансы. Люксовые марки вроде Etro или MaxMara отдельно формируют цены не только для российских байеров, но и для всех клиентов, продолжает Инна Федорова. Разница в цене для разных стран может достигать десятков процентов. В Европе или США бренды часто работают с ритейлом напрямую. У нас многие марки представлены местными дистрибуторами-импортерами. Лишнее звено в цепочке увеличивает цену еще больше. Также нужно учесть стоимость заемных денег, аренду и неофициальные поборы.

"Многие продавцы покупают все у крупных поставщиков уже в России — это влияет на цену, что, впрочем, не мешает продавать миллионы "уггов", к примеру,— рассказывает Сергей Танин, совладелец магазина Fott.— Наш магазин почти все марки импортирует самостоятельно, в основном работаем с европейскими дистрибуторами. Правда, у нас бренд-лист непростой (в нем, например, представлены Band of Outsiders, Lyle & Scott, Red Wing и другие эстетские марки.— "Деньги") — под него в принципе не найти российских поставщиков".

Закупочные цены, с которыми работает Fott,— как для европейских магазинов. Маржа — на том же примерно уровне. Но вещи все равно стоят на 30% дороже, чем, скажем, в Германии. "Разницу обеспечивают 18% НДС и таможенная пошлина, которая для одежды составляет примерно 25%. Еще около 10% — логистика,— говорит Сергей Танин.— Как приблизить российские цены к европейским? Пойти на выборы и проголосовать не за ту партию, которая сейчас у власти находится, а за какую-нибудь другую".

Последнюю мысль охотно развивает основатель "Евросети" Евгений Чичваркин. "Нужно отменить пятипроцентную пошлину, которой облагаются мобильные телефоны, и разрешить ввоз любых устройств — не важно, для какой страны их произвели,— говорит он.— Через две-три недели цена на телефоны упадет на четверть. Новинки будут появляться тут же. Перестроятся поставщики, сделают для России другие цены. То же самое нужно сделать для всех товаров — для еды, одежды, бытовой техники, автомобилей. Не будет пошлин — пропадет смысл заниматься всякой чернотой. Россия немедленно получит огромный выбор всего, сильную конкуренцию, низкие наценки".

Таможенники, возможно, были бы не против такой схемы, замечает Чичваркин, сложнее, по его словам, справиться с лобби производителей. "Нас воспринимают как медведей с деньгами, но без памяти и со слабым мозгом. Вендоры продают нам за €30 те же телефоны, которые в Индию поставляют по $18",— обрисовывает ситуацию опальный предприниматель. Фантастическая вроде бы идея, но в 2008 году с подачи Чичваркина ее обсуждали на государственном уровне. Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле тогда все же отказалась отменить ввозные пошлины на мобильные телефоны.

А недавно, в августе этого года, Федеральная таможенная служба и вовсе предложила повысить пошлины на 19 высокотехнологичных товаров — мобильные телефоны, компьютеры, навигаторы, видеокамеры и т. д. "Значительный объем импорта таких товаров препятствует развитию производства данной продукции в России, а низкий уровень ставок ввозных таможенных пошлин влияет в том числе на объем поступлений в федеральный бюджет",— говорится в пояснительной записке, составленной ФТС. Каких именно российских производителей хочет защитить ФТС, не ясно. Немногочисленные российские компании, которые продают электронные устройства под собственными брендами, заказывают их сборку (и даже разработку) в Китае. Сообщалось, что заинтересованные ведомства дадут оценку предложению ФТС до конца октября. Пока этого не произошло.

Между тем недавно таможня придумала другой ход: обложить пятипроцентной пошлиной айпэды и другие планшеты, оснащенные GPS-модулями, чтобы поддержать российскую систему ГЛОНАСС. Теперь их решили классифицировать как навигаторы. Раньше планшеты вообще не облагались пошлиной, так как проходили по классу вычислительных машин — что, в общем, было логично.

Олег Хохлов

«РБК daily» 02.11.11г.

Приложение «Транспорт и логистика»: Предчувствие экономического спада

Российский рынок грузовых автомобильных перевозок с 2008 года не показывает роста объемов и, похоже, застыл в предчувствии очередного экономического кризиса. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана немного повысило эффективность автотранспортной логистики, но до полного устранения всех нормативных барьеров и избыточного госрегулирования еще очень далеко.

От кризиса до кризиса

«Наш бизнес очень чувствительный, его можно сравнить с игрой на бирже: автоперевозки одними из первых реагируют на мельчайшие негативные изменения на всех остальных рынках», — отмечает председатель совета директоров логистического холдинга «Руста» и автотранспортной компании «Совтрансавто-Москва» Алексей Двойных. В кризис 2008 года автоперевозчики серьезно пострадали от снижения объемов перевозок, сильнее пострадал только строительный рынок, вспоминает он, добавляя, что для многих транспортных компаний это обернулось уходом с рынка.

По данным Росстата, в 2009 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом рухнул на 24% по отношению к 2008 году, с 6,9 млрд до 5,2 млрд т, а доходы транспортно-логистических компаний от грузовых перевозок, по данным компании CredInform, в 2009 году снизились на 15%, с 80,5 млрд до 68,5 млрд руб. При этом восстановление рынка оказалось значительно более трудным и длительным процессом, что и показывает статистика. В 2010 году рынок нисколько не вырос: автоперевозчики перевезли те же 5,2 млрд т, что и в посткризисном 2009 году, а 2011 год, по оценкам специалистов CredInform, принесет рынку не более 5% роста. Однако эти объемы все равно окажутся на 20% меньше, чем в докризисном 2008 году.

Сегодняшние предчувствия очередного экономического спада уже сказываются на перевозках внешнеторговых грузов. «В перспективе на один-два месяца мы не ожидаем существенных проблем, однако уже сейчас видим, что объемы импорта из Европы немного сокращаются, хотя обычно именно в этот период года наблюдался рост», — отмечает Алексей Двойных. Между тем, по его словам, уверенность в будущее вселяет рост российского экспорта: компания последовательно увеличивает перевозки в Европу бумажной продукции, различных изделий из дерева, металла и других товаров. По словам г-на Двойных, это становится возможным благодаря тому, что российские компании все больше экспортируют не сырье в чистом виде, а продукцию более высокого передела, которую выгоднее возить автомобилями.

Пространственный союз

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС) уже оказывает свое позитивное воздействие на рынок автомобильной логистики. По словам участников рынка, исчезли дополнительные таможенные барьеры на границах между входящими в ТС странами, что сократило затраты на таможенных брокеров и дополнительные услуги по оформлению деклараций. Кроме того, увеличен нормативный срок подачи деклараций с 15 дней до 4 месяцев, сокращен срок выпуска товаров в свободное обращение, отменены различные лицензии, разрешения и квоты внутри союза, что облегчает работу бизнеса. В итоге сроки доставки товаров во внешнеторговом сообщении уже сократились в среднем на одни сутки.

Большие надежды автоперевозчики возлагают на дальнейшую интеграцию, в частности на введение Единого экономического пространства (ЕЭП), которое должно стать логическим продолжением ТС и по плану должно быть введено с января 2012 года. Однако процесс идет пока медленно, причем преимущественно из-за специфики работы именно российских таможенников. Участники рынка отмечают, что при импортно-экспортных операциях сотрудники Федеральной таможенной службы (ФТС) требуют от 20 до 30 различных документов, тогда как их белорусские и казахстанские коллеги — от 4 до 8. К тому же новый Таможенный кодекс РФ, с одной стороны, в 2007 году предоставил перевозчикам трехлетнюю отсрочку по уплате таможенных платежей за автотранспорт иностранного производства, но при этом включил в таможенную стоимость машин лизинговые платежи. Таким образом, общая стоимость владения автотранспортом к 2011 году существенно выросла.

Электронные барьеры

Запаздывает и переход таможни на электронный документооборот, который призван не только снизить сроки оформления документов, но и противодейст­вовать коррупционным схемам. В частности, пока нет единого мнения у Минэкономразвития и ФТС о том, входит ли растаможка в перечень государ­ственных услуг, которые в рамках правительственного проекта по межведомственному взаимодей­ствию должны оказываться по упрощенной схеме. В начале сентября на совещании президиума совета при президенте РФ по этому поводу возник горячий спор, который так ничем и не завершился. В итоге всем причастным ведомствам, включая ФТС, было поручено разработать согласованный проект по совершенствованию таможенного контроля до 1 ноября.

То, что ситуация в отрасли далека от идеальной, признают и в Минтрансе. Замминистра транспорта Николай Асаул, выступая в середине октября на конференции «Роль транспортных коммуникаций в развитии экономического сотрудничества государств Европы и СНГ» в Санкт-Петербурге, отметил, что доля транспортных издержек в цене товаров доходит до 15—20%, в то время как в ЕС это значение не превышает 7—8%. По его мнению, будущее развитие грузоперевозок зависит от внедрения в практику интеллектуальных транспортных систем и международных проектов в этой сфере. В качестве примера он привел проект по разработке и внедрению подобной системы на международной трассе Е18, соединяющей Санкт-Петербург и Хельсинки.

Между тем пока внедрение современных технологий и элементов модернизации в России грозит участникам рынка лишь дополнительными расходами. Так, например, развитие проекта отечественной навигационной системы ГЛОНАСС носит «добровольно-принудительный» характер для транспортников. С 2012 года установка навигаторов и тахографов (нынешняя цена за комплект такого оборудования составляет порядка 50 тыс. руб.) станет обязательной не только для пассажирских перевозчиков, но и для перевозчиков опасных и негабаритных грузов, а затем очередь должна дойти до всех грузовиков в России. В дополнение к росту цен на топливо и введению платных дорог заявленная чиновниками цель по снижению транспортных издержек в конечной цене товара выглядит труднодостижимой.

Алексей Екимовский

Радио «Свобода» 05.11.11г.

Зачем Грузии Россия в ВТО?

Москва и Тбилиси достигли договорённостей о вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Долгие переговоры между двумя конфликтующими странами упирались в проблему контроля пунктов пропуска на абхазском и осетинском участках госграницы.

Тбилиси наставивал на присутствии в пунктах пропуска "Псоу", "Нижний Зарамаг" и "Верхний Ларс" грузинских таможенников. Москва не могла согласиться на это требование . При посредничестве Швейцарии стороны пришли к компромиссу. Они договорились, что будут привлекать независимые компании к аудиту данных на границе о торговле. Эту информацию Россия и Грузия будут передавать в интегрированную базу данных ВТО. Президент Михаил Саакашвили назвал эти договоренности "дипломатической победой Грузии".

Политолог из Тбилиси Георгий Хухашвили считает, что власти Грузии вынуждены делать хорошую мину при плохой игре.

– Это соглашение состоит из двух компонентов. Что касается обмена электронной информацией, еще год назад Россия нам это предлагала. С мониторингом пока не все ясно. Речь идет о компании, которая будет отобрана на тендере. Кто будет проводить этот тендер? Кто будет нанимателем данной компании? Пока что об этом ничего неизвестно. Если это российская сторона, тогда я не понимаю, что это дает. Если это швейцарская сторона, тогда можно еще о чем-то говорить, но пока что об этом компоненте конкретно ничего не известно. На какой срок данный контракт? Если это годовой контракт, то что будет через год? Компания не нанимается на неопределенное время.

Выигрыша, конечно, никакого нет. Я не хочу сказать, что Грузия не должна была давать свое согласие. Конечно же, должна была дать, потому что в членстве России в ВТО заинтересован весь мир больше, я бы сказал, чем сама Россия. Но что-то Грузия должна была получить. Сейчас выходит, что мы ничего не получили кроме того, что нам еще год назад предлагала Россия. Наша власть решает внутриполитические вопросы, добиваются того, чтобы грузинская общественность не задавала лишних вопросов, – считает Георгий Хухашвили.

В Москве договорённости комментируют сдержано. Говоря о них, российские политики подчёркивают, что, мол, Москва вынуждена согласиться на компромиссное решение ради серьёзной экономической цели. Но сразу после заключения соглашения выяснилось, что Сухуми и Цхинвали, в отличие от Москвы, с компромиссом не согласны. Слово госсоветнику президента Южной Осетии Коста Дзугаеву.

– Должен сказать, что это крайне неприятная для нас, южных осетин, ситуация. Невозможно себе представить, чтобы какие-то посторонние люди встали у нас на границе – между нами и Северной Осетией. Естественно, что в Южной Осетии понимают ситуативный интерес в Москве по этой проблеме. Но нам от этого, как говорится, не легче, – сказал Коста Дзугаев.

Сухуми насторожила лёгкость, с которой Москва решила проблему, не советуясь с признанными ею же республиками. Говорит абхазский журналист Инал Хашиг:

– Эта договоренность так или иначе бьет по тому акту, который был произведен Россией, когда она признала независимость Абхазии. Общественность и местных экспертов это, конечно же, очень тревожит. Как может Россия в тех или иных ситуациях использовать абхазскую независимость в своих торгах с теми или иными игроками? Насколько далеко она сможет зайти?, – рассуждает Инал Хашиг.

Вопрос о вступлении России в ВТО будет вынесен на министерскую сессию организации 15 декабря. В Москве, похоже, не сомневаются в успешном решении этого вопроса.

Олег Кусов

«Ведомости» 07.11.11г.

В ВТО через Тбилиси

Москва и Тбилиси достигли компромисса на переговорах по ВТО: частная компания будет передавать Грузии информацию о товарах, попадающих из России в Абхазию и Южную Осетию. Присоединиться к ВТО Россия может уже в декабре, но полноправным членом организации станет не раньше середины следующего года

Россия и Грузия решили проблему мониторинга грузов на границе России с Абхазией и Южной Осетией. Грузия хотела получать информацию о товарах, попадающих в обе республики, иначе она отказывалась дать согласие на присоединение России к ВТО. В четверг руководитель российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков сообщил, что Россия одобрила вариант компромиссного соглашения с Грузией, подготовленный Швейцарией. Грузия сделала это еще 27 октября.

Пустили наблюдателей

Самым сложным на переговорах, посредником на которых была Швейцария, стал вопрос о наблюдателях. Грузия хотела, чтобы это были либо ее представители, либо международные организации, но Россию это не устраивало, рассказывает сотрудник аппарата правительства. Решено, что будет отобрана специальная компания, которая и станет собирать на пропускных пунктах информацию о грузах и передавать ее Грузии в электронном виде, объясняет он. Механизм и критерии отбора оператора чиновник не раскрывает. Компанию в ближайшее время выберет Швейцария, сказал замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе (по «Интерфаксу»).

Уникальный случай — контроль на границе передан частной компании, констатирует Алексей Портанский из ВШЭ. Конгресс США рассматривает законопроект, разрешающий передать частному оператору полномочия по контролю на границе с Мексикой.

По соглашению Грузия будет получать информацию о товарах через три торговых коридора, процитировало агентство «Новости-Грузия» Капанадзе. Первый коридор будет начинаться у реки Псоу на абхазской границе и заканчиваться в Зугдиди, западном районе Грузии. Второй — на границе с Южной Осетией: с северной части Рокского тоннеля и до грузинского Гори. Третий — на КПП «Казбеги — Верхний Ларс» — единственном официальном пункте пропуска на сухопутной границе между Грузией и Россией.

Несмотря на соглашение с грузинами, нельзя говорить, что решены все проблемы, мешающие вступлению России в ВТО, рассказывает человек, знакомый с результатами переговоров: «Остались технические разногласия, которые, впрочем, могут стать политическими». Не согласовано определение высококачественной говядины, говорил замминистра экономического развития Андрей Слепнев, а Медведков сообщил «Интерфаксу» о вопросах, касающихся промсборки, ветеринарных и фитосанитарных норм. Разногласия будут оставаться до последней минуты — за каждой формулировкой стоят деньги, успокаивает сотрудник аппарата правительства: «Однако цена разногласий мизерная по сравнению с теми вопросами, которые уже удалось согласовать».

Решить все вопросы России нужно до 10 ноября, когда рабочая группа должна одобрить доклад о присоединении России. 7-8 ноября пройдет последний раунд неформальных многосторонних консультаций, где все документы должны быть доработаны начисто, рассказывал Медведков. Окончательное же решение может быть принято на министерской конференции в середине декабря.

Выигрывают импортеры

Вступление в ВТО может ускорить экономический рост России, однако эффект будет растянут во времени. Присоединение к ВТО в 2001 г. добавляло росту китайской экономики около 2 п. п. в год в течение шести лет, напоминает Ованес Оганесян из «Ренессанс капитала», для России эффект будет менее значительным. По расчетам Всемирного банка, вступление в ВТО может увеличивать рост ВВП на 1-3% в год, пишет Крис Уифер из «Тройки диалог», а также повысить стоимость российских компаний.

Обязательства России и сроки их выполнения будут зафиксированы в докладе рабочей группы. От них и зависят последствия присоединения к ВТО для конкретных отраслей.

Невыгодно вступление в ВТО производителям потребительских товаров, хотя правительство и выторговало себе право на серьезную поддержку сельского хозяйства, пишут эксперты. Чтобы соответствовать требованиям ВТО, придется серьезно снижать импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, лекарства, продукцию машиностроения, промышленные товары, самолеты, перечисляет Уифер (в основном на 9-10 п. п.), на высокотехнологичные товары — обнулять. Выиграют ритейлеры, большая часть ассортимента которых приходится на импорт, делает вывод Даниэль Солтер из UniCredit Securities.

Может пострадать страховой сектор, пишет Солтер: страхование собственности и от несчастных случаев находится в России на начальном этапе развития, поэтому иностранные игроки легко могут захватить долю в этом сегменте. Рынок страхования жизни может полностью перейти под контроль иностранных компаний, предупреждает и Оганесян.

Снятие ограничений на работу иностранных банков может ударить по российским банкам, но зато могут измениться ставки по валютным кредитам, возможно, ипотека станет более доступной, добавляет Оганесян. Угрозы для банков нет, не согласен Солтер: рынок открыт для иностранцев, те, кто хотел, уже работают в России.

Либерализация внутреннего энергетического рынка ударит по монополиям, отмечает Уифер, в частности, это может означать потерю «Газпромом» монополии на экспорт газа, но концерн может выиграть от роста тарифов внутри страны. Положительный эффект для всей промышленности выразится в снижении цен на импортное оборудование, пишет Солтер, но для металлургов этот эффект может быть компенсирован снижением внутренних цен на их продукцию, а производители труб столкнутся с ростом импорта с Украины.

Плюсов больше, чем минусов, считает Портанский: «Появятся стимулы для модернизации, будет проще бороться с коррупцией». Но требования вступят в силу не в декабре, а после ратификации протокола, где зафиксированы обязательства, отмечает Галина Баландина из «Пепеляев групп». Документ заработает через 30 дней после ратификации, говорил Медведков. По мнению Баландиной, на соблюдение формальностей может уйти до полугода.

Максим Товкайло

«TKS.ru» 03.11.11г.

Вступление России в ВТО будет способствовать появлению в стране качественных дешевых товаров

Вступление России в ВТО будет способствовать появлению в стране качественных дешевых товаров и приведет к образованию высокооплачиваемых рабочих мест в научной сфере. Такое мнение выразил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

Он отметил, что, присоединяясь к данной организации, "Россия обеспечивает своему экспорту защиту на мировых рынках". "Это особенно важно, так как Россия планирует изменить тип экономики и совершить модернизацию. Речь идет о подтягивании всей промышленности и товаров под высокие стандарты, поскольку они будут выходить на международный конкурентный рынок", - уточнил Е.Федоров. По его словам, это приведет к тому, что "люди будут покупать более современные и качественные продукты, цена которых будет постепенно снижаться".

Кроме того, Е.Федоров обратил внимание, что Россия вступает в ВТО "на условиях высокоразвитой технологической страны, защищая свои национальные интересы". "Это обеспечит нашей стране появление большого количества высокооплачиваемых рабочих мест в сфере прикладной науки и уменьшит отток работников интеллектуального труда за границу", - заключил он.

ИИ «City news» 04.11.11г.

Анатолий Репицкий рассказал о работе и перспективах еврорегиона «Донбасс»

Еврорегион «Донбасс» создан в октябре 2010 года по инициативе приграничных регионов — Луганской и Ростовской (Россия) областей. На первом учредительном заседании совета «Донбасса», состоявшемся в марте 2011 года в Ростове-на-Дону, Донецкая область заявила о намерении присоединиться к еврорегиону. Участники проголосовали единогласно за включение еще одной области в «Донбасс». Протокол о вступлении в организацию приграничных субъектов России и Украины подписали 19 октября текущего года на заседании совета еврорегиона в Донецке глава госадминистрации Луганской области Владимир Пристюк, губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель госадминистрации Донецкой области Андрей Шишацкий.

— Выражу общий настрой, общую радость по поводу того, что четырехлетний подготовительный период благополучно завершен и три мощных соседних региона объединились, — заявил в этот день губернатор Владимир Пристюк.

Сегодня в мире насчитывается около 120 еврорегионов, девять из них — в Украине. Еврорегион «Донбасс» самый молодой и находится в конце списка, но по суммарной площади областей-членов и количеству объединенных людей — бесспорно лидирует.

Известно, что участники еврорегиона способны создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. Более того, в пределах еврорегиона практически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы. Действительно, теоретические основы возможно реализовать на практике. О том, что представляет из себя еврорегион «Донбасс» и какие перспективы у объединения — в интервью заместителя председателя облгосадминистрации по вопросам экономической, промышленной политики и финансов Анатолия Репицкого.

— Анатолий Васильевич, позвольте начать нашу беседу с обсуждения состоявшегося 2-го ноября заседания регионального отделения Секретариата еврорегиона «Донбасс» по вопросам разработки проекта «Стратегии развития еврорегиона «Донбасс» до 2020 года». Озвучьте, пожалуйста, основные принципы документа.

— На первом учредительном заседании совета «Донбасса», состоявшемся в марте 2011 года, одним из пунктов работы значилось согласование и утверждение членами совета самой структуры стратегии развития еврорегиона. За время существования объединения секретариатами трех сторон наработано много материала. Для того, чтобы его упорядочить, необходим единый подход в данном вопросе. На состоявшемся совещании с коллегами мы обсудили все, что необходимо озвучить в будущем документе, все острые проблемы региона. Теперь нашу работу изучат коллеги с российской стороны — до 15 ноября все материалы будут переданы в Секретариат Ростовской области. Далее, в декабре на луганской земле состоится встреча, чтобы в рабочем порядке обсудить готовый проект стратегии развития еврорегиона. Окончательное подписание документа запланировано на март 2012 года. Но, несмотря на это, в планах — до конца года стратегию доработать.

Должен отметить, что стороны составят интересный итоговый документ. Он состоит из девяти разделов, которые будут включать в себя характеристики регионов, структуру экономик, промышленность, демографическую ситуацию. Безусловно, есть ключевые моменты, которые объединяют нас. Прежде всего, мы все угольщики, каждый регион занят сельским хозяйством, у всех развито машиностроение. И в то же время каждая территория уникальна. Подробное описание дается для того, чтобы каждый читатель мог узнать, что наш еврорегион самый мощный и самый большой. «Донбасс» объединяет 11,5 миллиона жителей, общая площадь — 154 тысячи квадратных метров. Такого масштабного еврорегиона больше в мире нет.

Чем еще уникален еврорегион «Донбасс» и какие направления работы предусмотрены в рамках объединения? Прежде всего, у нас мощный промышленный потенциал. Мы обязательно определим проблемы каждого региона и приоритеты. Каждая территория делает упор на разные сферы развития. К примеру, наша область делает все для развития медицины, реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В Ростове и Донецке ключевыми являются другие точки. Благодаря этому мы сможем обобщить наш опыт и понять, что волнует каждого. Далее мы обратили внимание на проблемы, которые должны решаться сообща, в рамках еврорегиона. Речь идет о развитии производственного потенциала (акцент делается на развитие агропромышленного комплекса, когда каждая сторона обязуется обеспечить продовольственную безопасность), легкой промышленности, машиностроения, малого и среднего бизнеса. По большому счету производить и обмениваться товарами можно было бы и без создания еврорегиона. Но преимущество объединения очевидно: становится возможной межрегиональная кооперация. Сообща мы сможем производить больше и стимулировать работу предприятий, создадим новые рабочие места.

Природоохранные мероприятия — еще одно направление работы. Нас объединяет одна река — Северский Донец, общая протяженность которой 1050 километров. Забор воды из реки по пяти областям, где она протекает, за год составляет более трех миллиардов кубометров. Из них Луганская область использует 25%, Донецкая — 26% и в пределах 28% — Ростовская область. Именно поэтому важно заниматься вопросами очистки бассейна реки. Предполагается, что согласно разработанной межгосударственной программе до 2015 года как украинская, так и российская стороны инвестируют в улучшение качества воды в Северском Донце не один миллиард. Выполнение природоохранных мероприятий позволит существенно улучшить качество воды, в том числе и питьевой, поскольку все области используют Северский Донец как источник воды, а для Донецкой области канал «Северский Донец — Донбасс» — это и вовсе основная водоносная артерия. Нас также интересует решение проблем горящих терриконов, подтопления территорий шахтными водами, озеленения нашей малолесистой местности.

Мы будем заниматься выработкой общей социальной политики. Министерство иностранных дел Украины подтверждает, что около трех миллионов жителей нелегально работают за пределами страны. Прежде всего это связано с тем, что каждая страна имеет свои собственные правила трудоустройства, которые зачастую не совпадают с нашими. Если же будут выработаны общие правила для приграничных территорий, то люди будут не только социально защищены, но и уверены в своем будущем. Мы считаем, что каждый человек имеет право на официальное трудоустройство, чтобы его стаж учитывался и он мог рассчитывать на медицинскую помощь на той территории, где работает.

Еще одно направление работы — устройство приграничных территорий. Одной из отличительных черт нашего объединения является то, что у еврорегиона общая протяженность границы составляет около 800 километров, это больше 50 пунктов пропуска, 7 международных автомобильных пунктов пропуска, по шесть — воздушных, морских и железнодорожных. Наверняка вы знаете, что у каждого государства свои правила пересечения границ. Задача еврорегиона не только «стереть» границы, но и упростить правила перехода для жителей приграничных регионов. В этой связи работа ведется в направлении приведения к общему знаменателю нормативно-правовой базы приграничных территорий.
— Соглашение о создании еврорегиона «Донбасс» вносит значительный вклад в копилку многогранного сотрудничества России и Украины, которое в последнее время последовательно и уверенно набирает обороты в самых различных областях, в том числе и в общеевропейском контексте. На Втором украинско-российском межрегиональном экономическом форуме в Донецке был презентован ряд совместных инвестиционных, инфраструктурных и социальных проектов областей-участниц объединения. Могли бы вы подробнее рассказать о совместной работе?

— С первого дня создания еврорегиона мы активно включились в работу, так как прекрасно понимаем, что одним из главных направлений работы облгосадминистрации является приграничье. В Луганской области 2 миллиона 300 тысяч жителей, из них около 900 тысяч живут на приграничных территориях. Проблемы в последнее время из-за искусственно проведенной границы возросли. К примеру, всего пять лет назад в сельской местности приграничья проживало 350 тысяч людей. Сегодня всего около 300 тысяч. Это говорит о том, что люди от безысходности и бесперспективности приграничных территорий уезжают в крупные города, где есть рабочие места и где им предоставят место работы как квалифицированным специалистам. Безусловно, демография влияет на сокращение численности населения, но лишь частично. Наша задача — выровнять правила приграничной жизни, выровнять экономический уровень, чтобы люди почувствовали, что никто не хуже своего соседа, чтобы никто ни в чем не нуждался. Мы подразумеваем и удобство перехода границ, обустройство пропускных пунктов, создание правил приграничной торговли.

Успехи в данном направлении уже есть. После харьковской встречи президентов Украины и Российской Федерации была достигнута договоренность по пересмотру соглашений между нашими странами, касающихся трансграничного сотрудничества. Прежде всего это пересмотр соглашения 2006 года о порядке пересечения границы гражданами Украины и Российской Федерации. Участие наших трех сторон в этом вопросе дало позитивный результат.

Я озвучу лишь несколько пунктов вновь подписанного 18 октября текущего года соглашения. Представьте, что между Луганской областью и Российской Федерацией 53 местных пункта пропуска. Раньше через местный пункт пропуска мог проходить по прописке человек, который живет непосредственно на приграничной территории. К примеру, эта норма касалась жителей Станично-Луганского района, Меловского, Марковского. Всего их было девять. Теперь же вся Луганская область приравнена к приграничной территории и любой житель, имея паспорт, может пересечь границу в любом пункте. Второе новшество — человек имеет право на свободное передвижение по всей Ростовской области, а не только по одному району, как было ранее. Третье — через местный пункт пропуска можно проходить без регистрации на срок до 90 дней, ранее это было 30 дней. И последнее: пересечь границу можно как пешком, так и на транспорте.

В планах работы — рассмотрение вопросов оборудования пунктов пропуска всем необходимым для удобства людей и внедрение электронных карточек, которые необходимо будет поднести на границе к специальному устройству для считывания информации. И это не далекое будущее и не фантастические рассказы. Проблема приграничья затрагивает каждого третьего жителя нашей области, и поэтому областная власть приложит все силы, чтобы помочь нашим соотечественникам.

Развитие экономик — важный пункт совместной работы. Одним из направлений является межрегиональная кооперация и торговля, о которых говорили ранее. Выгоды развития этого направления очевидны, и создание еврорегиона только поможет нам в работе. Следующее направление касается обеспечения продовольственной безопасности. Каждая область стремится обеспечить производство продуктов питания как минимум чтобы прокормить жителей своей территории. А избытки или хранить, или же продавать. Во-первых, это влияет на уровень инфляции, так как цена не растет, ведь продукт не привозной. Мы не такие богатые, чтобы завозить продукты, мы должны производить свое. При объединении знаний, опыта и навыков, налаживании поставок техники цель достижима.

Нас объединяет и культурное наследие. Это донское казачество. На территории Ростовской и Луганской областей около четырех веков находилась область Войска Донского. В его состав входила Луганская Станица, которая не только единственная оставшаяся станица в Украине, но и единственная территория, сохранившая в своем названии историю. Луганская Станица объединяла более сорока хуторов. Именно поэтому на этой земле под открытым небом можно смело создать Музей донского казачества, рассказывающий о жизни предков. Это еще одна возможность не только более тесно дружить областями, но и вести патриотическое воспитание среди молодежи. Специалисты Станично-Луганского района уже предоставили свой проект, который будет вписан в стратегию развития еврорегиона.

— Планируется ли обустройство транспортно-приграничной инфраструктуры? Для чего это делается?

— Луганская область исполосована автодорогами. Через нашу территорию проходят автодороги европейского значения: трассы М 03 и М 04. Наш инфраструктурный транспортный потенциал можно смело использовать для перево-зок грузов. На этом можно зарабатывать немалые средства. Для примера скажу, что транзит Украины в среднем за год дает около одного триллиона гривен. На повестке дня один из ращработаных нами проектов — проблемный участок Меловое-Чертково. Железная дорога идет вдоль нашей границы, но не пересекает ее. У нас нет прямого входа с железной дорогой Российской Федерации, по которой могли бы перевозиться грузы. Общими усилиями и с помощью инвесторов будет создан интермодальный логистический центр — центр по оказанию услуг, связанных с перевалкой грузов. Это позволит увеличить грузопоток и будет служить источником дополнительных средств. Но, с другой стороны, увеличение грузоперевозок потянет за собой ремонт и содержание дорог. Будем добиваться решение и этой проблемы. По территории Ростовской, Луганской и Донецкой областей проходит целый ряд международных транспортных коридоров. Подобным потенциалом не обладает ни одна из стран СНГ, а транспортный поток, проходящий по территории Украины в системе Европа-Азия, оценивается в один триллион долларов.

— На недавнем заседании совета еврорегиона «Донбасс» в Донецке было принято решение о вступлении в Ассоциацию европейских приграничных регионов. Чем этот шаг полезен для развития организации?

— Мы должны заявить о себе в мире. Тем более что членство в Ассоциации европейских приграничных регионов дает возможность участвовать во всех европейских программах, направленных на помощь приграничным территориям. С этой целью мы изучили пути вступления в организацию и подготовили документы. Ассамблея европейских регионов — межгосударственная организация, созданная в 1985 году. В ее задачи входят представление интересов приграничных регионов в международных и национальных органах власти, инициирование, поддержка и координация связей приграничных регионов по всей Европе, обмен информацией и ноу-хау для формулирования и координирования общих интересов и выработка адекватных решений возникающих проблем приграничного сотрудничества. Поэтому нам крайне важно сегодня иметь возможность использования международного опыта в данном виде деятельности. По сути, мы идем на ощупь, интуитивно чувствуя верный путь. Членство же в данной ассоциации позволит нам быть более уверенными в решениях. Научит нас правильно прогнозировать и анализировать ситуацию. Мы только в начале пути действительно великих изменений.

Основная цель создания еврорегионов заключается в активизации приграничного сотрудничества между территориями в различных сферах. Приоритетными являются экономика, охрана окружающей среды, туризм, культура и образование. Инструментарий еврорегиона позволяет совместно разрабатывать и реализовывать инфраструктурные проекты, что положительно сказывается на развитии экономик регионов, входящих в его состав.

Создание еврорегиона «Донбасс» на территории Луганской, Ростовской и Донецкой областей способствует упорядочению нормативно-правовой базы, регулирующей приграничное сотрудничество, приведет к расширению торгово-экономических контактов, окажет содействие улучшению благосостояния жителей приграничных районов путем увеличения занятости, что наиболее актуально для шахтерских территорий. Кроме того, создание еврорегиона позволяет привлекать финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию программ по линии Европейского Союза. Использование этой, уже апробированной в европейских странах, модели приграничного сотрудничества способствует повышению экономического, культурного и информационного взаимодействия приграничных районов. Верно отметил Анатолий Васильевич: мы только в начале этого непростого, но увлекательного пути по развитию региона. И пусть сегодня в беседе больше говорили о планах, уверены, что завтра пойдет речь о свершившихся делах.

«TKS.ru» 07.11.11г.

Экспортная пошлина на никель из РФ с 5 декабря составит $2117,8 за тонну

Правительство РФ установило ставку вывозной пошлины на нелегированный никель в размере 2117,8 доллара за тонну, соответствующее постановление опубликовано в номере "Российской газеты" за понедельник.

В апреле власти РФ ввели прогрессивную шкалу экспортной пошлины на никель. Действовавшая ранее плоская 10%-я ставка была заменена на плавающую, которая зависит от цен на никель на Лондонской бирже металлов и рассчитывается по ряду формул - в зависимости от средней цены на металл. Ставка вводится с 5 числа второго месяца после периода мониторинга, который Минэкономразвития РФ проводит ежеквартально. Ведомство до 20-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга, вносит предложения по ставке в правительство.

Таким образом, плавающая ставка вывозной пошлины на металл, рассчитываемая по данным мониторинга МЭР, утверждена правительством впервые.

"Установить и ввести в действие с 5 декабря 2011 года ставку вывозной пошлины на никель нелегированный, вывозимый с территории РФ за пределы госудасрств-участников соглашений о Таможенном союзе, в размере, равном 2117,8 доллара за 1 тонну", - говорится в постановлении от 1 ноября.

Документом вносятся соответствующие изменения в постановление правительства от 23 декабря 2006 года об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о ТС. Так, с момента вступления в силу опубликованного в "Российской газете" постановления (через 30 дней после публикации) размер ставки может измеряться не только в процентах от таможенной стоимости либо в евро, но и в долларах.

В октябре правительство РФ вслед за никелем распорядилось ввести прогрессивную ставку экспортной пошлины на другой биржевой металл - рафинированную медь. Новый принцип расчета пошлины в зависимости от биржевых цен вступит в силу в третьей декаде ноября. В настоящее время для меди действует плоская 10%-я экспортная пошлина.

«Аргументы и факты – Волгоград», «TKS.ru» 07.11.11г.

В Волгограде закроют Краснооктябрьский таможенный пост

А пост в Советском районе перенесут на новое место.

Как рассказали в Волгоградской таможне, это связано с реализацией по всей стране концепции перемещения таможенных органов как можно ближе к приграничным территориям России

«Первая газета в Волгограде», «Виртуальная таможня» 03.11.11г.

Волгоградских таможенников уплотняют

Пост Советского района переедет в Дзержинский, а Краснооктябрьский пост и вовсе закроют.

С 15 ноября бывший Советский пост начнет свою работу в Дзержинском районе. На новом месте уже все готово к работе: действует склад временного хранения продукции, оборудованы помещения для сотрудников. Кроме того, в ближайшее время закроют Краснооктябрьский таможенный пост. Как поясняют в пресс-службе ведомства, реорганизация связана с реализацией по всей стране концепции перемещения таможенных органов как можно ближе к приграничным территориям России.