Сегодня 30 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (05.10.2011)

PDFПечатьE-mail

«Известия» 04.10.11г.

Новый интеграционный проект для Евразии будущее, которое рождается сегодня

1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект - Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве.

Путь к этому рубежу был непростым и порой извилистым. Он начался двадцать лет назад, когда после крушения Советского Союза было создано Содружество Независимых Государств. По большому счету была найдена та модель, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных нитей, объединяющих наши народы. Сберечь производственные, экономические и другие связи, без которых невозможно представить нашу жизнь.

Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам.

Более того, именно опыт СНГ позволил нам запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.

Характерно, что в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. Мы объективно подошли к тому, чтобы серьезно модернизировать принципы нашего партнерства - как в СНГ, так и в других региональных объединениях. И сконцентрировали свое внимание прежде всего на развитии торговых и производственных связей.

По сути речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.

Замечу, что именно такая задача ставилась при создании в 2000 году ЕврАзЭС. И в конечном счете, именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза.

1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Теперь от Таможенного союза мы делаем шаг к Единому экономическому пространству. Создаем колоссальный рынок с более чем 165 млн потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.

Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем - и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС.

Добавлю, что теперь не потребуется техническое обустройство 7 тыс. км российско-казахстанской границы. Более того, создаются качественно новые условия для наращивания приграничного сотрудничества.

Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых "трудовых квот" будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР - с его институтом прописки - подобной свободы не было.

Кроме того, мы значительно увеличиваем объем товаров для личного потребления, которые можно ввозить беспошлинно, тем самым избавляя людей от унизительных проверок на таможенных постах.

Широкие возможности открываются и для бизнеса. Говорю о новых динамичных рынках, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку сейчас все мы переходим на современные техрегламенты, и согласованная политика позволит нам избежать технологических разрывов, тривиальной несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний наших стран в любом государстве - члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.

Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке, бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют.

Вместе с тем мы можем говорить и о начале настоящей "конкуренции юрисдикции", о борьбе за предпринимателя. Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать - в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те "узкие места" и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой.

В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов.

Мы также находимся в постоянном контакте с ведущими бизнес-ассоциациями трех стран. Обсуждаем спорные вопросы, учитываем конструктивную критику. В частности, весьма полезным было обсуждение на Деловом форуме Таможенного союза, который прошел в Москве в июле этого года.

Повторю: для нас очень важно, чтобы общественность наших стран, предприниматели воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократические игры, а как абсолютно живой организм, хорошую возможность для реализации инициатив и достижения успеха.

Так, в интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через "лес" многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов - Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и ЕЭП.

С 1 января 2012 года в полном формате заработает и Суд ЕврАзЭС. Обращаться в суд по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, смогут не только государства, но и участники экономической жизни.

Принципиальная особенность Таможенного союза и ЕЭП - это наличие надгосударственных структур. К ним также в полной мере относится такое базовое требование, как минимизация бюрократических процедур и нацеленность на реальные интересы граждан.

На наш взгляд, должна повышаться роль комиссии Таможенного союза, которая уже сейчас обладает значительными полномочиями. На сегодня их около сорока, а в дальнейшем - уже в рамках ЕЭП - будет более ста. В том числе это полномочия на принятие ряда решений по конкурентной политике, по техрегламентам, по субсидиям. Решать столь сложные задачи можно только путем создания полноценной, постоянно действующей структуры - компактной, профессиональной и эффективной. Поэтому Россия выдвинула предложение создать Коллегию КТС с участием представителей государств "тройки", которые будут работать уже в качестве независимых, международных чиновников.

Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.

Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу.

Какими нам видятся перспективы и контуры этого проекта?

Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе - это веление времени.

Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами - такими как ЕС, США, Китай, АТЭС - обеспечивать устойчивость глобального развития.

Во-вторых, Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур - Таможенного союза, Единого экономического пространства.

В-третьих, было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и Содружество Независимых Государств. У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве. Россия совместно с партнерами намерена активно работать над совершенствованием институтов Содружества, насыщением его практической повестки.

В частности, речь идет о запуске в СНГ конкретных, понятных, привлекательных инициатив и совместных программ. Например, в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития. Большие перспективы у гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, у взаимодействия в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. Нам досталось большое наследство от Советского Союза - это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития - в наших общих интересах.

Кроме того, убежден, что экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. По инициативе России - в рамках ее председательства в СНГ в 2010 году - был подготовлен проект нового Договора о зоне свободной торговли, базирующийся, кстати, на принципах Всемирной торговой организации и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров. Рассчитываем на серьезный прогресс в согласовании позиций по Договору в ходе очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое состоится совсем скоро - в октябре 2011 года.

В-четвертых, Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами.

Здесь хотел бы затронуть одну, на мой взгляд, весьма важную тему. Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору.

Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов.

Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе - они детально обсуждаются европейскими коллегами.

Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу.

Кроме того, экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект.

Сегодня очевидно, что мировой кризис, разразившийся в 2008 году, носил структурный характер. Мы и сейчас видим его острые рецидивы. Корень проблем - в накопившихся глобальных дисбалансах. При этом очень сложно идет процесс выработки посткризисных моделей глобального развития. Например, практически застопорился Дохийский раунд, есть объективные сложности и внутри ВТО, серьезный кризис испытывает сам принцип свободы торговли и открытости рынков.

На наш взгляд, выходом может стать выработка общих подходов, что называется, "снизу". Сперва - внутри сложившихся региональных структур - ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и других, а затем - путем диалога между ними. Именно из таких интеграционных "кирпичиков" может сложиться более устойчивый характер мировой экономики.

К примеру, два крупнейших объединения нашего континента - Евросоюз и формирующийся Евразийский союз - основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство - от Атлантики до Тихого океана. На пространство, которое будет гармоничным по своей экономической природе, но полицентричным с точки зрения конкретных механизмов и управленческих решений. Затем будет логично начать конструктивный диалог о принципах взаимодействия с государствами АТР, Северной Америки, других регионов.

В этой связи отмечу, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. В повестке форума АТЭС, который пройдет через год во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП.

Таким образом, наш интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.

Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция - это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания.

С 1 января 2012 года официально начинает работать Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 1 6-1 8 октября в Библиотеке имени Ельцина в Санкт-Петербурге состоится встреча глав правительств стран СНГ, а потом на том же, премьерском, уровне пройдет совещание в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. О своем видении интеграционных процессов на постсоветском пространстве председатель правительства России ВЛАДИМИР ПУТИН рассуждает в статье, написанной специально для "Известий".

ВЛАДИМИР ПУТИН

ИИ «zr.ru» 04.10.11г.

Таможня ответила за очереди на границах

Многокилометровыми автомобильными очередями на границах запомнилось ушедшее лето... Итоги летнего сезона-2011 подвели сотрудники Федеральной таможенной службы.

«Заблудший» платит дважды

Первый зам. начальника Московской таможни Алексей Павлов на пресс-конференции обратил внимание на необходимость соблюдения правил перемещения через границу предметов, подлежащих декларированию — культурных ценностей, ввозимых дорогих украшений, оргтехники и т.п.

Если обладатели такого рода вещей на таможенных постах пошли по «зеленому коридору», а следовало идти по «красному», то кроме уплаты пошлины на «заблудших» налагается штраф. То и другое составляет 80% стоимости незадекларированных предметов. Можно представить, во что обойдется украшенный каменьями золотой Rolex. И ведь несут...

Долгая пробка в Крым

Корреспондент ZR.RU напомнил спикерам, что летом на дорогах, ведущих за рубеж, образовались небывалые очереди. Автомобилист Михаил Градецкий сообщал редакции, что на переходе в Белгородской области прождал (с ребенком в салоне, на солнцепеке) 12 часов. Из других источников известно, что у людей в сходных обстоятельствах не выдерживало здоровье. Есть ли надежда, что в следующем отпускном сезоне «проходимость» границ повысится?

— Хотела бы сказать «да», но не вправе, — ответила зам. начальника отдела ГУ таможенного контроля ФТС Екатерина Бочарова. — Беда в том, что уже недостаточна пропускная способность большинства переходов — существующих коридоров со шлагбаумами не хватает, тем более в ситуациях непредсказуемого роста автомобильного потока.

Например, события в «курортных» государствах Средиземноморья спровоцировали в это лето автопоток отпускников в Крым. Интенсивнее, чем можно было ожидать, возросли грузовые перевозки. К тому же удлиняет пробки задержание таможенниками противоправных грузов — процедура требует соблюдения формальностей... Пробки на переходах не навсегда, уточнила Екатерина Александровна: планы реконструкции пограничной инфраструктуры составлены. «Однако не берусь обнадежить, что в течение ближайшего года автомобилистам-путешественникам повсеместно станет проще».

Сделать крюк не дешевле?

Дополнил коллегу нач. управления по связям с общественностью ФТС Александр Смеляков:

— Зачастую автовладельцы считают, что лучше простоять в очереди, нежели проехать 20-30 километров до соседнего погранпоста. Службы Южного и Северо-Западного управлений пытаются распределять потоки и тем облегчить участь странников: на местные радиостанции, работающие в FM-диапазоне, передают информацию о пунктах контроля с "быстрым" проездом. Посоветую путешествующим: приближаясь к пограничным переходам, настраивайте радиоприемники на местную волну. И выбирайте: для многих окажется дешевле потратить чуть больше топлива на крюк в несколько десятков километров, но сэкономить время в пути.

Нервотрепка — оружие контрабандиста

— Мы ведь тоже не заинтересованы в столпотворении и нервотрепке, — продолжил Александр Смеляков. — А контрабандисты норовят ими воспользоваться.

Скажем, из Калининградской области многие местные вывозят бензин, сигареты в Польшу, где они стоят примерно на треть больше, чем у нас. «Челноки» из Питера и окрестностей табачные изделия везут в Финляндию — здесь этот товар еще дороже. Прячут блоки сигарет в полости кузовов, в баллоны запасок.

Уловка вот в чем. В какие-то дни, словно по сговору, «коммерческих» машин особенно много. Наметанный глаз таможенников их различает; тщательные проверки, изъятие занимают времени больше обычного — образуется длиннющая очередь. Вот тогда водители из «хвоста» начинают по телефону «бомбить» местное начальство: напирают на то, что страдают беременные женщины, старики, дети. Иной раз это действительно так, правда, чаще страдальцы сидят в соседних машинах. Но некоторые "коммерсанты" не гнушаются сажать в салоны своих родных, чтобы использовать их, на нашем жаргоне, в качестве "верблюдов" — с ними проще миновать кордон... Лавина телефонных звонков порой начальство "достает" — и контролерам поступает команда ускорить процесс. Под этим прессом приходится вести проверку поспешая, «в полглаза»…

— Таможенники не снимают с себя ответственности за заторы на границе, — заключил Александр Смеляков, — но просим сограждан не судить строго: и в сложившихся непростых условиях с нас не снимается долг предотвращать провоз контрабанды, наркотиков, оружия.

Макс Юрча

«Российская бизнес-газета» 04.10.11г.

Помада из Европы

Россияне стали больше красить волосы и меньше мыться.

В Москве прошла конференция "Логистика парфюмерно-косметического рынка России". Но разговор на ней шел главным образом о быстро меняющихся правилах игры на этом рынке.

Как известно, значительную часть парфюмерно-косметического рынка России составляет импорт. С одной стороны, государство явно пытается облегчить условия работы для участников рынка, меняя таможенное законодательство. К примеру, 394-ФЗ передал полномочия по санитарному контролю таможенным органам в пунктах пропуска. Это, по мнению начальника отдела обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров ФТС России Зои Терешиной, существенно сокращает время на таможенное декларирование. К тому же базовым документом, а по сути дела транзитной декларацией, стала транспортная накладная, в которой достаточно указать шесть знаков кода товара из 10. С другой стороны, сумма таможенных пошлин по коду в 10 знаков может быть меньше. "Но это чревато, - предупредил собравшихся начальник отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Евгений Иванов. - Такие сведения могут быть признаны недостоверными, так как у нас знаки кода товара после шестого расходятся с Европой. И это может иметь серьезные правовые последствия".

Еще больше изменений внесло в рыночный ландшафт создание Таможенного союза. Определен список документов для таможенного декларирования, а также перечень 64 видов продукции, на которые будут разработаны новые, единые для стран-участниц технические регламенты. А пока приняты далеко не все, будут действовать и национальные законодательства. Утверждены также единые санитарные требования к продукции, ввозимой на территорию Таможенного союза, которые будут работать до утверждения всех техрегламентов. "В них выделены три перечня, в которых указаны товары, требующие и не требующие свидетельств о госрегистрации, - пояснил заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Борис Бокитько. - И хотя перечень не требующих этого товаров после создания Таможенного союза уже сокращен на 80%, косметические товары и средства бытовой химии таких документов по-прежнему требуют. И надо успеть получить свидетельства о регистрации в территориальных органах Роспотребнадзора до 1 января 2012 года". Причина в том, что все действующие свидетельства утратят силу с начала следующего года.

"Ситуация на рынке меняется так быстро, что трудно уследить, - констатировала президент правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. - А любое нововведение влечет за собой дополнительные финансовые затраты".

Если до последних изменений на рынок ежегодно выводилось 40-45 тысяч наименований новой парфюмерно-косметической продукции, то за полгода после создания Таможенного союза рынок в целом упал в 4 раза, а российское производство этих товаров - в 20 раз! Процедура получения новых свидетельств о регистрации поначалу казалась сложной, ее легче проходили крупные западные компании, а отечественные производители не спешили. Но в 2011 году ситуация стала улучшаться: за первые четыре месяца на рынке появилось уже восемь тысяч новинок. Тренды развития рынка также интересны: растет доля средств для окраски волос, для ухода за ногтями и декоративной косметики. Зато уменьшается доля парфюмерии и средств личной гигиены, отметила Татьяна Пучкова. Растет также доля поставок из стран Евросоюза.

Татьяна Батенева

«Российская газета» 05.10.11г.

На сильных позициях

Создание Евразийского союза поможет странам СНГ интегрироваться в Европу

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана - Единое экономическое пространство - Евразийский союз. Так премьер-министр Владимир Путин обозначил путь к новой архитектуре сотрудничества стран - участниц СНГ.

В статье "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня", опубликованной вчера в "Известиях", премьер-министр напомнил, что первый этап Россия, Белоруссия и Казахстан уже прошли. А с 1 января 2012 года стартует и Единое экономическое пространство. И хотя пока это касается только трех стран, проект является исторической вехой не только для них, но и "для всех государств на постсоветском пространстве".

"Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем - и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах". В итоге граждане смогут "без всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться".

Новые возможности открываются и для бизнеса. Вместе с тем, предупреждает премьер-министр, "мы можем говорить и о начале настоящей "конкуренции юрисдикций", о борьбе за предпринимателя". Ведь каждый бизнесмен получает право выбирать, в какой из трех стран ему вести дела. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. "Словом, устранять те "узкие места" и пробелы, до которых прежде не доходили руки".

Строительство Таможенного союза и ЕЭП закладывает основу для формирования Евразийского экономического союза. Одновременно, будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана. Но "мы не останавливаемся на этом, - говорит Путин, - и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу".

Но в данном случае "речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР". Владимир Путин предлагает модель "мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом". И вместе с другими ключевыми игроками и региональными структурами - ЕС, США, Китай, АТЭС - обеспечивать устойчивость глобального развития. При этом, говорится в статье, было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и СНГ. У каждого есть свое место и своя роль.

В то же время Евразийский союз - открытый проект. И любая страна может к нему присоединиться. Однако не секрет, что некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в интеграционных проектах тем, что это противоречит их европейскому выбору. "Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов". Владимир Путин напомнил, что в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. Европейцам также предложено вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе - они детально обсуждаются европейскими коллегами.

Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Так что вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, отмечает Путин, позволит его участникам "быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу".

ИА «Финмаркет» 04.10.11г.

С 1 июля Россия экспортировала более 9 млн тонн зерна - Минсельхоз

4 октября. FINMARKET.RU - С 1 июля этого года Россия экспортировала 9,2 млн тонн зерна, сообщает Минсельхоз со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы.

Направления экспорта остаются традиционными - Египет, Турция, Евросоюз, Азербайджан, Израиль.

"Ситуация на внутреннем рынке зерна на текущий момент оценивается как стабильная", - подчеркивается в сообщении.

По прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна в этом сельхозгоду может составить около 20 млн тонн.

«Коммерсант» 05.10.11г.

Владимир Путин выступил в пространство

В планах российского премьера объединение Евразии

Премьер-министр Владимир Путин обозначил главную задачу, которую намерен решать в ходе своего следующего президентского срока. Он нацелен на создание Евразийского союза — "мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом". Попытка Владимира Путина стать "собирателем земель советских" может натолкнуться на непонимание руководства бывших советских республик, а также изменить баланс сил внутри страны.

Опубликованную в газете "Известия" статью "Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня" господин Путин приурочил к старту 1 января 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана. Премьер называет это "исторической вехой" не только для участников ЕЭП, "но и для всех государств на постсоветском пространстве".

Землям велено собраться

Однако гораздо больше сделать еще предстоит. "Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу",— заявляет господин Путин, оговариваясь, что "речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР". "Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Владимир Путин настаивает на том, что "только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания". По его словам, "объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего".

Евразийский союз, по замыслу премьера, будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, "объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов".

Земли к этому готовы по-разному

"Безусловно, создание Евразийского союза будет одним из главных приоритетов работы Путина в ближайшие шесть лет, особенно учитывая позитивную динамику объединительного процесса и большой объем проделанной работы, которая выполнена за те четыре года, что он руководит правительством",— заявил "Ъ" пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Новое объединение Россия хочет выстраивать уже по новым принципам. Господин Песков пояснил, что "входящие в Евразийский союз страны должны сохранить политический суверенитет, но управление экономиками должно быть максимально интегрировано". По словам господина Пескова, наиболее близкая Евразийскому союзу целевая модель — ЕС, в частности, Москва хотела бы создать и единую валюту Евразийского союза с единым эмиссионным центром.

Курс на экономическую интеграцию именно под зонтиком нового союза, в ущерб СНГ, стал просматриваться уже в этом году, когда Москва начала готовить реформу ТС (см. "Ъ" от 5 сентября). "Пришла пора создать более тесное объединение. На его борт должны попасть те страны, которые действительно хотят интегрироваться, а об остальных горевать не будем",— пояснил источник "Ъ" в аппарате правительства. Экономическую интеграцию под эгидой Евразийского союза дополнит военная в рамках ОДКБ — организация уже на декабрьском саммите может перейти на систему принятия решений большинством голосов и отказаться от принципа консенсуса.

Прежние интеграционные попытки России были не слишком эффективны. Так, например, Москва и Минск уже второе десятилетие с относительным успехом обсуждают создание единых органов власти и переход на общую валюту. За это время они успели провести четыре торговые войны: две газовые, одну нефтяную и одну молочную. Для успеха Евразийского союза необходимо участие в нем Украины, контролирующей транзит российского газа в Европу. Однако Киев пока не хочет вступать даже в ТС, предпочитая создание зоны свободной торговли с ЕС.

Дмитрий Песков сообщил "Ъ", что высказанные в статье идеи Владимир Путин предварительно не обсуждал с лидерами ни Казахстана, ни Белоруссии. Вчера казахские и белорусские власти идеи господина Путина не комментировали. Однако в августовском интервью "Ъ" министр экономики Казахстана Кайрат Келимбетов говорил, что торопиться с расширением ТС не следует и в новых объединениях "должен быть какой-то фейсконтроль". Источники "Ъ" в МИД Казахстана поясняют, что Астана не горит желанием видеть в рядах ТС (а значит, и Евразийского союза) Киргизию. Казахстан уже потратил огромные деньги на обустройство казахско-киргизской границы, после же вступления Бишкека в ТС внешний контур границ союза надо будет переносить, а понесенные затраты Астане вряд ли кто компенсирует.

Планов больше, чем проектов

Возможное наполнение идеи Владимира Путина конкретными проектами выглядит чрезвычайно бедно. "Разноскоростная интеграция" в рамках СНГ, Союзного государства, ЕврАзЭС, ШОС и других подобных структур идет уже достаточно давно — и в основном либо близка к реализации заявленных целей, либо натолкнулась на политические препятствия к их реализации. Например, создание Таможенного союза технически уже завершено — присоединение к нему Киргизии и Таджикистана, как и любой другой страны Средней Азии или Закавказья, принципиально не способно изменить ни структуры торговых балансов на территории ЕврАзЭС, ни географии внешней торговли стран-участников. Кроме того, при присоединении России к ВТО значительная часть преимуществ нахождения в зоне Таможенного союза для новых членов соглашения будет достигнута и без "снятия границ".

Перспективы же объединения в наднациональные органы национальных структур исполнительной власти пока неясны даже в России. Если в случае с Евросоюзом говорить о доминировании в интегрированной структуре одного из национальных государств нельзя, то в случае с ЕЭП и масштабы рынков, и масштабы ВВП России и любого другого потенциального члена союза несравнимы. Доминирование РФ в любом тесно интегрированном "экономическом" союзе и в рамках бывшего СССР, и в рамках Восточной Европы практически гарантировано. Наконец, не столь полная, как это принято считать, дезинтеграция экономических связей в СССР делает Евразийский союз уже де-факто существующим элементом функционирования экономики РФ, от которого России отказываться было бы слишком дорого.

Но в нескольких возможных аспектах Евразийский союз может быть привлекательным. Российские госинвестиции в собственную экономику участникам союза объективно выгодны. Координация такого рода проектов позволит в ряде случаев снизить их собственные затраты на аналогичные и смежные проекты (например, Белоруссия значительно выигрывает от инвестиций РФ в "транспортные коридоры" в ЕС). В этом смысле Евразийский союз должен отличаться от СССР в первую очередь ограниченностью финансовых перетоков между "центром" и "периферией": практика интеграции 1991-2011 годов показала, что на этот раз Россия твердо намерена инвестировать в основном в себя и не спонсировать участников союза низкими ценами энергоносителей.

Однако главная потенциальная выгода от Евразийского союза, которая, очевидно, и предлагается между строк в первую очередь среднеазиатским режимам,— возможность использования в среднесрочной перспективе российского военного потенциала для подавления угроз внутренней нестабильности и повторения "арабской весны". Скорее всего, потенциальным членам Евразийского союза Россия предлагает себя и в качестве "евразийского жандарма" при ослаблении ЕС и США в качестве "мировых сверхдержав" в ходе мирового финансового кризиса.

Предвыборные начинания

Господин Песков уверяет "Ъ", что выступление господина Путина "не следует рассматривать в предвыборном контексте". Однако президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский не помнит "ни одних выборов с 1996 года, где президент не обещал бы восстановить все лучшее из СССР". "В статье Путин заявляет, что это не будет возрождением Советского Союза, но электорат вспомнит,— отмечает глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко.— Так что первый смысл статьи — предвыборный. Путин замахивается на то, что с помощью этого союза стране удастся быстрее вступить в Евросоюз. Видно, именно этим он и будет заниматься как президент". Политолог Сергей Черняховский также уверен, что тема создания Евразийского союза станет "ударной для путинских выборов и путинского правления". "Если Путину удастся выступить в роли восстановителя СССР, это обеспечит ему место в истории страны",— считает политолог.

Председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс отмечает, что евразийский интеграционный проект "закономерен для Владимира Путина". По его словам, движение к единому евразийскому экономическому пространству вполне укладывается в логику тех "охранительных сил российской элиты, которые победили прогрессивную часть элиты" в споре о том, кому идти на президентские выборы в 2012 году. Среди "охранителей сильны антизападные настроения", подчеркивает господин Юргенс, но на фоне "волатильности мировых рынков, непонятной будущности еврозоны, очень серьезных трудностей в США проект воссоздания традиционной зоны влияния России выглядит рациональным". Россия, считает эксперт, в ближайшие годы будет "расширять ареал присутствия и влияния" на постсоветском пространстве, а когда Запад справится со своими проблемами, Россия сможет предложить себя в "качестве "моста" между великим Китаем и западной цивилизацией". Правда, господин Юргенс опасается, что такое "внешнее расширение ареала влияния" будет сопровождаться "внутренними попытками поднять страну автократическими методами".

Поствыборные изменения

На самом деле, если интеграционные планы господина Путина не просто предвыборные планы, а долгосрочная стратегия, это может привести к серьезному изменению внутриполитического баланса. Уход президента фактически в международную политику предполагает рост влияния премьер-министра, который фактически остается на всем российском хозяйстве. Для Дмитрия Медведева, которому Владимир Путин уже обещал пост главы правительства, это может оказаться шансом. Представления о нем как о "техническом" и "неполитическом" премьер-министре при президентстве Владимира Путина могут оказаться ошибочными. Президентский срок господина Медведева уже в 2008 году начался с достаточно активного отторжения главой государства традиционных представлений о формальном разделении сфер ответственности между Кремлем и Белым домом. Президент, выступивший с рядом инициатив в области экологии, энергосбережения, технологического развития, финансового сектора, дерегулирования, поставил под вопрос традиционную сферу "общего курирования президентом" вопросов Белого дома и "невмешательства на уровне исполнения".

Кризис в 2008-2009 годах "приподнял" видимую роль Владимира Путина в решении оперативных вопросов (до конца 2008 года предполагалось, что усиление института вице-премьеров позволит ему ими почти не заниматься). Но с 2010 года Дмитрий Медведев все в большей степени выглядел как один из двух руководителей правительства и одновременно фактическим главой своей администрации.

При этом господин Медведев, в отличие от господина Путина, в гораздо большей степени склонен к формализации отношений в стиле "вертикали власти". В правительстве Владимира Путина и по сей день достаточно много полупубличных внутренних конфликтов, в которых премьер предпочитал быть скорее арбитром, нежели прямым участником. Например, так выглядели споры между первым вице-премьером Виктором Зубковым и главой Минсельхоза Еленой Скрынник, между Минпромторгом и блоком Минсельхоза вокруг закона "О торговле", между ФАС и Минэкономики вокруг закона "О госзакупках". А президент Медведев зачастую являлся непосредственным участником такого рода противостояний — в отличие от Владимира Путина. Дмитрий Медведев явно склонен к гораздо более формализованным командным способам решения проблем, нежели господин Путин. Это, собственно, и было продемонстрировано на примере вице-премьера Алексея Кудрина, формальным поводом для отставки которого было публичное заявление о несогласии с решением президента. Президент Медведев в гораздо большей степени, чем президент Путин, был склонен пользоваться публичной частью полномочий главы государства в "суперпрезидентской республике". Есть основания полагать, что господин Медведев будет претендовать на роль "полновластного", а не "технического" премьер-министра,— а президентский стиль Владимира Путина в 2000-2008 годах заключался прежде всего в активном использовании не столько формальных, сколько неформальных полномочий главы государства.

В складывающейся ситуации, заявил "Ъ" директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, Владимир Путин "не собирается убирать Медведева быстро". "Задача Медведева — проведение непопулярных реформ",— говорит эксперт. Новому премьеру придется заниматься, например, повышением пенсионного возраста и сокращением социальных обязательств. Директор департамента административной реформы ЦСР Владимир Южаков считает, что "было бы полезно, чтобы Владимир Путин вышел на наднациональный уровень и в перспективе возглавил новую структуру".

Алла Барахова, Дмитрий Бутрин, Александр Габуев,

Максим Иванов, Валентина Калитка, Виктор Хамраев

«Известия» 05.10.11г.

Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня

1 января 2012 года стартует Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Об интеграционных процессах Владимир Путин рассуждает в статье, написанной специально для «Известий»

1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве.

Путь к этому рубежу был непростым и порой извилистым. Он начался двадцать лет назад, когда после крушения Советского Союза было создано Содружество Независимых Государств. По большому счету была найдена та модель, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных нитей, объединяющих наши народы. Сберечь производственные, экономические и другие связи, без которых невозможно представить нашу жизнь.

Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам.

Более того, именно опыт СНГ позволил нам запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.

Характерно, что в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. Мы объективно подошли к тому, чтобы серьезно модернизировать принципы нашего партнерства — как в СНГ, так и в других региональных объединениях. И сконцентрировали свое внимание прежде всего на развитии торговых и производственных связей.

По сути речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.

Замечу, что именно такая задача ставилась при создании в 2000 году ЕврАзЭС. И в конечном счете, именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза.

1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Теперь от Таможенного союза мы делаем шаг к Единому экономическому пространству. Создаем колоссальный рынок с более чем 165 млн потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.

Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем — и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС.

Добавлю, что теперь не потребуется техническое обустройство 7 тыс. км российско-казахстанской границы. Более того, создаются качественно новые условия для наращивания приграничного сотрудничества.

Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот» будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР — с его институтом прописки — подобной свободы не было.

Кроме того, мы значительно увеличиваем объем товаров для личного потребления, которые можно ввозить беспошлинно, тем самым избавляя людей от унизительных проверок на таможенных постах.

Широкие возможности открываются и для бизнеса. Говорю о новых динамичных рынках, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку сейчас все мы переходим на современные техрегламенты, и согласованная политика позволит нам избежать технологических разрывов, тривиальной несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний наших стран в любом государстве — члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.

Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке, бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют.

Вместе с тем мы можем говорить и о начале настоящей «конкуренции юрисдикций», о борьбе за предпринимателя. Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать — в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те «узкие места» и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой.

В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов.

Мы также находимся в постоянном контакте с ведущими бизнес-ассоциациями трех стран. Обсуждаем спорные вопросы, учитываем конструктивную критику. В частности, весьма полезным было обсуждение на Деловом форуме Таможенного союза, который прошел в Москве в июле этого года.

Повторю: для нас очень важно, чтобы общественность наших стран, предприниматели воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократические игры, а как абсолютно живой организм, хорошую возможность для реализации инициатив и достижения успеха.

Так, в интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через «лес» многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов — Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и ЕЭП.

С 1 января 2012 года в полном формате заработает и Суд ЕврАзЭС. Обращаться в суд по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, смогут не только государства, но и участники экономической жизни.

Принципиальная особенность Таможенного союза и ЕЭП — это наличие надгосударственных структур. К ним также в полной мере относится такое базовое требование, как минимизация бюрократических процедур и нацеленность на реальные интересы граждан.

На наш взгляд, должна повышаться роль комиссии Таможенного союза, которая уже сейчас обладает значительными полномочиями. На сегодня их около сорока, а в дальнейшем — уже в рамках ЕЭП — будет более ста. В том числе это полномочия на принятие ряда решений по конкурентной политике, по техрегламентам, по субсидиям. Решать столь сложные задачи можно только путем создания полноценной, постоянно действующей структуры — компактной, профессиональной и эффективной. Поэтому Россия выдвинула предложение создать Коллегию КТС с участием представителей государств «тройки», которые будут работать уже в качестве независимых, международных чиновников.

Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.

Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу.

Какими нам видятся перспективы и контуры этого проекта?

Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе — это веление времени.

Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость глобального развития.

Во-вторых, Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур — Таможенного союза, Единого экономического пространства.

В-третьих, было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и Содружество Независимых Государств. У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве. Россия совместно с партнерами намерена активно работать над совершенствованием институтов Содружества, насыщением его практической повестки.

В частности, речь идет о запуске в СНГ конкретных, понятных, привлекательных инициатив и совместных программ. Например, в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития. Большие перспективы у гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, у взаимодействия в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. Нам досталось большое наследство от Советского Союза — это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития — в наших общих интересах.

Кроме того, убежден, что экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. По инициативе России — в рамках ее председательства в СНГ в 2010 году — был подготовлен проект нового Договора о зоне свободной торговли, базирующийся, кстати, на принципах Всемирной торговой организации и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров. Рассчитываем на серьезный прогресс в согласовании позиций по Договору в ходе очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое состоится совсем скоро — в октябре 2011 года.

В-четвертых, Евразийский союз — это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами.

Здесь хотел бы затронуть одну, на мой взгляд, весьма важную тему. Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору.

Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов.

Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе — они детально обсуждаются европейскими коллегами.

Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу.

Кроме того, экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект.

Сегодня очевидно, что мировой кризис, разразившийся в 2008 году, носил структурный характер. Мы и сейчас видим его острые рецидивы. Корень проблем — в накопившихся глобальных дисбалансах. При этом очень сложно идет процесс выработки посткризисных моделей глобального развития. Например, практически застопорился Дохийский раунд, есть объективные сложности и внутри ВТО, серьезный кризис испытывает сам принцип свободы торговли и открытости рынков.

На наш взгляд, выходом может стать выработка общих подходов, что называется, «снизу». Сперва — внутри сложившихся региональных структур — ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и других, а затем — путем диалога между ними. Именно из таких интеграционных «кирпичиков» может сложиться более устойчивый характер мировой экономики.

К примеру, два крупнейших объединения нашего континента — Евросоюз и формирующийся Евразийский союз — основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство — от Атлантики до Тихого океана. На пространство, которое будет гармоничным по своей экономической природе, но полицентричным с точки зрения конкретных механизмов и управленческих решений. Затем будет логично начать конструктивный диалог о принципах взаимодействия с государствами АТР, Северной Америки, других регионов.

В этой связи отмечу, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. В повестке форума АТЭС, который пройдет через год во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП.

Таким образом, наш интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.

Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания.

ИА «Взгляд.ру» 05.10.11г.

Евразийский союз будет одним из приоритетов Путина

Глава российского правительства Владимир Путин намерен продолжить усилия по реализации проекта Евразийского союза, сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

«Безусловно, создание Евразийского союза будет одним из главных приоритетов работы Путина в ближайшие шесть лет, особенно учитывая позитивную динамику объединительного процесса и большой объем проделанной работы, которая выполнена за те четыре года, что он руководит правительством», – сказал Песков, передает «Интерфакс».

Как отмечает газета «Коммерсант», новое объединение Россия хочет выстраивать уже по новым принципам. «Входящие в Евразийский союз страны должны сохранить политический суверенитет, но управление экономиками должно быть максимально интегрировано», – заявил пресс-секретарь премьера.

По словам Пескова, наиболее близкая Евразийскому союзу целевая модель – ЕС, в частности, Москва хотела бы создать и единую валюту Евразийского союза с единым эмиссионным центром.

Песков также сообщил, что высказанные в статье в газете «Известия» идеи Путин предварительно не обсуждал с лидерами ни Казахстана, ни Белоруссии.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, председатель правительства России Владимир Путин в своей программной статье в газете «Известия» обозначил внешнеэкономический курс, по которому Россия должна двигаться. Это курс на интеграцию с ближайшими соседями с конечной целью создания Евразийского экономического союза.

ИА «Росбалт» 04.10.11г.

Путин: Переход России, Белоруссии и Казахстана к ЕЭП создаст колоссальный рынок

МОСКВА, 3 октября. Переход от Таможенного союза к Единому экономическому пространству позволит создать колоссальный рынок с более чем 165 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Об этом премьер-министр России Владимир Путин написал в статье для газеты "Известия".

По словам Путина, ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий.

"А затем — и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах", — подчеркивается в статье.

"Теперь не потребуется техническое обустройство 7 тыс. км российско-казахстанской границы. Более того, создаются качественно новые условия для наращивания приграничного сотрудничества", — отметил премьер.

"Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых "трудовых квот" будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться", — заявляет Путин.

По его словам, начинается и настоящая "конкуренция юрисдикций", борьба за предпринимателя. "Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать — в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов", — отмечает премьер РФ.

Он подчеркивает, что "это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата".

Путин выступает за повышение роли комиссии Таможенного союза, которая уже сейчас обладает значительными полномочиями. "На сегодня их около сорока, а в дальнейшем — уже в рамках ЕЭП — будет более ста. В том числе это полномочия на принятие ряда решений по конкурентной политике, по техрегламентам, по субсидиям", — отмечает премьер РФ.

По его словам, "решать столь сложные задачи можно только путем создания полноценной, постоянно действующей структуры — компактной, профессиональной и эффективной".

"Поэтому Россия выдвинула предложение создать Коллегию КТС с участием представителей государств "тройки", которые будут работать уже в качестве независимых, международных чиновников", — отмечает Путин.

«Московские новости» 05.10.11г.

Лицом к Европе

Путин предъявил меморандум о президентских намерениях

Владимир Путин предложил повестку своего очередного президентства. Статью, опубликованную во вторник в «Известиях», очевидно, следует считать первым наброском программы действий будущего хозяина Кремля. Путин готов возглавить процесс создания Евразийского союза, представляющего уже вместе с Евросоюзом, по его словам, «два крупнейших объединения нашего континента».

Объявленные планы впечатляют, хотя и вызывают вопросы.

Во-первых, о Евразийском союзе речь идет так, что может возникнуть впечатление, что эта структура уже создана и ее остается довести до совершенства. По крайней мере до уровня, в котором пребывает Евросоюз (к примеру, обещания «творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для европейцев»). Но при этом не упоминается о проблемах, раздирающих ныне ЕС.

Во-вторых, следует заметить, что идея Евразийского союза не нова. О такой перспективе, пусть для всего постсоветского пространства, а не наиболее продвинутой его части, говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в середине 1990-х. Премьер в своей статье вспоминать об этом не стал. Впрочем, в Астане вряд ли станут публично обижаться — скорее уделят повышенное внимание путинскому замечанию, что с созданием предтечи Евразийского союза, Единого экономического пространства, «не потребуется техническое обустройство 7 тыс. км российско-казахстанской границы».

Однако эти моменты следует считать не слишком важными, если исходить из того, что статья Путина — меморандум о намерениях привести белорусско-казахстанско-российский союз в Европу. Ведь именно так следует понимать слова о «превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры». Отметим как ключевые — и принципиальные — понятия «долгосрочности» и независимости от «любой иной конъюнктуры». Речь идет по сути о том, что евразийский проект должен стать благом, к примеру, для граждан Белоруссии и России независимо от отношений между их лидерами, которые уже много лет оставляют желать лучшего.

Обращает на себя внимание также ряд других положений в декларируемых Путиным тезисах. Когда он говорит о необходимой «модернизации принципов партнерства» в СНГ, то упоминает прежде всего «развитие торговых и производственных связей». А несколькими абзацами ниже обещает, что «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».

Если последний месседж обращен к западной части Большой Европы и означает, что, возможно, следует забыть путинскую риторику времен Мюнхена, то отчего бы не пожелать и постсоветскому пространству «свободы, демократии» и верховенства «рыночных законов»?

С другой стороны, было бы наивным ожидать от премьера копирования риторики его партнера по тандему. То, что в озвученных тезисах упоминание «свободы» звучит лишь однажды, — вряд ли стоит считать в этом же ряду словосочетание «зона свободной торговли, — выглядит по-своему честным. Путин связывает с Евразийским союзом и широкие возможности для бизнеса. Тут и «единые техрегламенты», и «единые требования к товарам и услугам», и равный доступ бизнеса разных стран к госзаказам и контрактам. Однако ничего не сказано о том, как возможно при этом избежать коррупции, для постсоветского пространства более чем актуальной.

Путин предлагает всем участникам Таможенного союза, а в дальнейшем и Евразийского, патронаж Москвы в диалоге с ЕС. Он обещает, что это принесет не только экономические выгоды, но и обеспечит более сильные позиции по интеграции в Европу. Но, если говорить о Казахстане, то ставит ли эта страна сегодня подобные задачи? Это еще предстоит услышать.

Предложение российского премьера еще не получило отклика Астаны, но в любом случае оно приведет к необходимости для ближайшего соседа России выработать свою позицию, что само по себе станет весьма полезным для понимания нашего общего будущего.

Аркадий Дубнов

«TKS.ru» 05.10.11г.

Товарооборот Таможенного союза превысит $100 млрд за год

Страны Таможенного союза по итогам этого года достигнут совокупного товарооборота, который будет превышать $100 млрд. Об этом президенту РФ Дмитрию Медведеву сказал министр промышленности Виктор Христенко.

"В 2009 году у нас совокупный товарооборот на три страны был $73 млрд, в прошлом году – $88 млрд, в этом году мы уверенно превысим цифру $100 млрд", — сказал Христенко. "Судя по темпам первого полугодия, это больше 40% рост", — отметил он.

При этом Христенко напомнил, что полноценная работа Таможенного союза началась с 1 июля, когда произошло "снятие внутренних границ и перенос на внешние". "Жители приграничных территорий хорошо это почувствовали, стали жить в другой обстановке", — отметил он. При этом министр подчеркнул, что "это не только энергоносители, а вся гамма продукции"

Следующий этап развития Таможенного союза — вступление в силу 1 января 2012 года пакета подписанных и ратифицированных соглашений по Единому экономическому пространству. По словам Христенко, это более 100 международных договоров не только межгосударственного применения, а прямого действия.

"К 1 января должен быть подготовлен документ по уточнению полномочий и исполнительским структурам Евразийского экономического сообщества", — сказал Христенко. По его словам, над документом "идет активная работа, проведены несколько раундов переговоров, есть нюансы".

Он рассчитывает, что до 18 октября премьер-министрам трех стран будет представлен согласованный договор. "Задача абсолютно выполнимая по срокам, есть колоссальная заинтересованность сторон", — считает Христенко. "Самое главное, чтобы была заинтересованность, тогда это интеграционное объединение приобретет правильные очертания и будет максимально полезно нашим гражданам", — уверен Медведев.

ИА «Альянс Медиа» 05.10.11г.

ФТС предлагает электронные госуслуги - кроме "растаможки"

До конца 2011 года Федеральная таможенная служба России планирует завершить разработку и ввод в эксплуатацию программных средств «Портал электронного декларирования», обеспечивающих возможность подачи в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности сведений в электронном виде для целей таможенного декларирования с использованием электронной цифровой подписи. Об этом сообщила пресс-служба ФТС России.

Доля деклараций на товары в электронном виде в системе таможенных органов уже составляет порядка 80% от общего декларационного массива, отмечается в сообщении пресс-службы.

С 1 октября 2011 года участники внешнеэкономической деятельности и иные заинтересованные лица могут получить ряд государственных услуг, предоставляемых ФТС России в соответствии с новым порядком, который значительно упрощает процесс формирования пакета документов и сведений, необходимого для предоставления государственных услуг.

Новый, упрощенный порядок относится к следующим госуслугам: - принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; - ведение реестра таможенных перевозчиков; - ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов; - ведение реестра владельцев складов временного хранения; - ведение реестра владельцев таможенных складов; - ведение реестра таможенных представителей; - ведение реестра уполномоченных экономических операторов; - ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; - ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли; - осуществление контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Такой услуги, как «растаможка», государственные органы не оказывают, подчеркивается в сообщении.

«Поскольку деятельность по осуществлению таможенных операций, связанных с приемом, регистрацией, отказом в регистрации и принятием решения по выпуску таможенной декларации, носит обязательный, а не заявительный характер, такая деятельность не может быть отнесена к категории государственных услуг», - поясняет ФТС.

За разъяснением порядка предоставления государственных услуг заинтересованные лица могут обратиться к ответственным должностным лицам, список, телефоны и адреса электронной почты которых будут размещены на официальном сайте ФТС России.

«TKS.ru» 04.10.11г.

'Без Украины Евразийский союз будет слабой группировкой'

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в перспективе должен стать Евразийским союзом. Об этом пишет Владимир Путин в статье, опубликованной во вторник "Известиями". Эксперты склонны считать, что без участия Украины, которую премьер не упоминает, будущее союза весьма туманно

Владимир Путин намерен снова объединить несколько постсоветских республик воедино. Новое образование — Евразийский союз — будет базироваться на Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Премьер-министр подробно описал интеграционный проект в статье, которую опубликовало издание "Известия". "Коммерсантъ FM" предлагает некоторые выдержки из текста Путина.

Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана стартует 1 января следующего года. Почему именно сейчас Путин решил пояснить россиянам важность этого проекта, рассказал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков:

"Потребовалось просто достаточно детально и объемно изложить подходы Путина к концепции интеграции в рамках таможенного союза и единого экономического пространства. Была острая необходимость показать, насколько важное прикладное значение имеет вот эта экономическая кооперация для всех нас. Насколько большие выгоды несет эта интеграция для каждой страны-участницы".

Сразу после публикации статьи Владимира Путина на сайте газеты появились и первые пожелания премьеру. Об этом "Коммерсантъ FM" сообщил главный редактор "Известий" Александр Малютин.

"Интервью висит, по-моему, минут 15-20. Я видел пока один комментарий. Он состоит в том, что спасибо, Владимир Владимирович, что выразили свои взгляды письменно. И пожелания премьеру завести Twitter и ЖЖ.", — рассказал Малютин.

Авторы комментариев отмечают, что Евросоюз на грани распада. А поэтому вряд ли российско-белорусско-казахстанский проект сможет быть более успешным. Задуманный Путиным Евразийский союз вообще не имеет смысла без основного игрока — Киева, убежден эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков.

"Ключевой вопрос, как и 20 лет назад, присоединится ли к подобному интеграционному образованию Украина, поскольку она является крупнейшей после России страной на постсоветском пространстве. Ее насление составляет 45 млн человек. Это больше, чем население Казахстана и Белоруссии вместе взятые, поэтому без Украины Евразийский союз будет относительно слабой группировкой", — считает эксперт.

Однако пока об Украине речь не идет. Владимир Путин в своей статье пишет, что Таможенный союз и Единое экономическое пространство будут прирастать Таджикистаном и Киргизией.

«Виртуальная таможня» 05.10.11г.

В Сочинской таможне установлен автоинформатор

В правовом отделе Сочинской таможни в рамках оказания государственных услуг по информированию и консультированию о правовых актах в области таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов установлен автоинформатор на телефонный номер: 66-08-75.

Позвонив по указанному номеру, заинтересованные лица получат информацию о местонахождении и режиме работы правового отдела Сочинской таможни, узнают почтовый адрес для направления письменных сообщений, адрес сайта Федеральной таможенной службы и адрес электронной почты правового отдела для направления электронных сообщений, а также номера телефонов для получения дополнительной консультации.

РИА «Мода» 04.10.11г.

В магазинах Ростова-на-Дону таможенники изъяли контрафактный Adidas

В Южное таможенное управление с просьбой о защите своих прав обратилась компания «Власта-Консалтинг», сообщает Таможня.ру. Это представитель компании-правообладателя товарных знаков adidas.

Службой таможенной инспекции управления совместно с должностными лицами Ростовской таможни и сотрудниками Центра исполнения административного законодательства Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону проведены таможенные осмотры помещений и территорий розничных торговых точек города (магазины «Обновка», «100 покупок», «Взрывные цены»).

В результате были обнаружены контрафактные товары иностранного производства (футболки, спортивные брюки и костюмы, спортивная обувь), на которые нанесены товарные знаки правообладателя adidas. Обнаруженные товары в количестве 912 единиц изъяты сотрудниками Центра исполнения административного законодательства для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака).

Всего за 2011 год в результате проверочных мероприятий, проведенных подразделениями таможенной инспекции региона, выявлено 462 711 единиц контрафактной продукции.

ИА «Сочи-24» 04.10.11г.

Азербайджанка хотела провезти в Сочи драгоценности из Стамбула

У пассажирки, прилетевшей из Стамбула, в ходе таможенного контроля в аэропорту Сочи обнаружили незадекларированные ювелирные изделия на сумму более 630 тысяч рублей. Об этом корреспонденту СОЧИ-24 сообщили в пресс-службе сочинской таможни.

23-летняя гражданка Республики Азербайджан вместе со своим супругом и двумя несовершеннолетними детьми стала проходить таможенный контроль в «зеленом» канале. Однако при досмотре было установлено, что в дамской сумочке находится большое количество изделий из металла высокой плотности.

Заключение эксперта подтвердило, что это изделия из золота с вставками из бриллиантов, фианитов и жемчуга. Общая рыночная стоимость 25 ювелирных изделий составляет более 632 тысяч рублей.

Сама женщина заявила, что с таможенными правилами не знакомилась о том, что ювелирные изделия нужно декларировать она не знает. Несмотря на это, было возбуждено дело об административном правонарушении за недекларирование.