Сегодня 21 сентября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Обзор публикаций (23.09.2011)

PDFПечатьE-mail

«Российская газета» 23.09.11г.

Шубы - самолетами

В октябре 2011 года могут вступить в силу новые правила ввоза товаров для физлиц

Не исключено, что уже в октябре 2011 года физические лица, пассажиры международных авиарейсов, смогут ввозить в Россию без пошлин и декларирования товары для личного пользования на сумму в10 тысяч евро вместо разрешенных сегодня полутора тысяч евро.

К такому общему решению пришли главы таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана, обсудившие вопросы, касающиеся единых подходов по ввозу и вывозу товаров и валюты физлицами на территорию Таможенного союза.

Как сообщила "РГ" начальник правового департамента Комиссии Таможенного союза Наталья Слюсарь, окончательно проект договора подпишут главы трех правительств в октябре этого года, после чего пассажиры воздушного транспорта смогут беспрепятственно летать с 10 тысячами евро в кармане и на такую же сумму ввозить для себя товары. Напомним, межправительственное соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, было одобрено почти год назад 18 июня 2010 года, и с тех пор отдельные его положения ждут вступления в силу.

Однако для тех, кто предпочитает ездить железной дорогой или автомобильным транспортом, правила ввоза товаров не изменятся. То есть останутся на уровне 1,5 тысячи евро. По словам Слюсарь, в перспективе нормы ввоза товаров разными видами транспорта планируется уравнять. "Нелогично как-то получается, в самолете лететь с часами, купленными за 10 тысяч евро, а в автомобиле - часы снимать", - замечает она.

Кстати, российские таможенники до сих пор не поддерживали подобной поблажки. Этим летом, выступая в Совете Федерации, глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов говорил, что, "увеличивая возможность ввоза товаров, можно достичь негативного эффекта для отечественных производителей". Большей частью под этими товарами подразумевался китайский ширпотреб. Тем более в некоторых западных странах гражданам, физическим лицам, разрешено ввозить товаров максимум на 150-500 евро. По-другому, впрочем, думают в минэкономразвития, минфине и Комиссии Таможенного союза. По мнению специалистов, с серым импортом и с контрабандой нужно бороться через комплекс мероприятий - мониторинг маршрутов, групп лиц, а не созданием ограничений для добропорядочных граждан. Кстати, главы таможенных служб уже договорились, что Беларусь, Россия и Казахстан наладят единый таможенный учет по перемещению через Таможенный союз китайских товаров. "Мы знаем, что такое китайские товары, утвердили их номенклатуру, будем отслеживать. Китайские коллеги это прекрасно понимают, и мы будем работать с ними с единых позиций, с позиций Таможенного союза. Там, где большие расхождения в данных статистики, там и большие нарушения", - цитируют слова главы ФТС России белорусские СМИ.

Ранее, кстати, таможенники Беларуси также озвучивали свою обеспокоенность в связи с серым импортом, особенно в российском Приморье, китайских товаров на территорию Таможенного союза, который может приводить к возможному недопоступлению общих таможенных платежей. Ведь все сборы и пошлины поступают "в общую казну", независимо от страны, где был произведен сбор, а затем распределяются в бюджеты стран по утвержденным квотам. Если судить по данным ВТО, то в минувшем году из Китая в Россию было ввезено товаров и бытовой техники на 6,6 миллиарда долларов, а растаможено - менее 50 миллионов долларов. Разница - колоссальная. В Казахстане, кстати, похожая картина.

Между тем на заседании главы таможенных служб обсуждали также вопросы временного ввоза гражданами Таможенного союза легковых автомобилей. В частности, в Соглашение планировалось внести некое дополнение, касающееся уплаты таможенных пошлин и налогов на основании системы управления рисками при временном ввозе авто. Это связано с процедурой контроля за передвижением таких автомобилей внутри государств - членов Таможенного союза и их вывозом с этой территории, а также о действиях таможенников на случай различных нарушений и махинаций. Однако, как стало известно "РГ", пока согласованных решений по этой проблеме не принято.

Татьяна Зыкова

Сайт телеканала «100 ТВ» 22.09.11г.

Таможенное законодательство собираются редактировать

Таможенное законодательство собираются редактировать. Готовить поправки к правилам перемещения товаров и грузов через границы будут некоммерческим организациям, об этом сообщили в Петербурге  их представители.

4 НКО уже согласились  поучаствовать в обновлении таможенных законов. Это торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и две общественные организации -  «Опора России» и «Деловая Россия».

Организации заявили, что при подготовке поправок прежде всего будут руководствоваться интересами отечественного бизнеса. Более того, они уже ведут консультации с руководством федеральной таможенной службы.

Роман Козлов,  директор НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД»:

«Также наши эксперты постоянно отвечают на запросы минэка, касающиеся выхода нормативных актов федеральной таможенной службы, чтобы дать свои профессиональные комментарии по поводу  затрудняющих ведение предпринимательской или инвестиционной деятельности положений, которые содержаться в этих актах».

«Парламентская газета» 22.09.11г.

Саммит АТЭС: экономическая безопасность – межведомственное совещание

«Проходящие масштабные мероприятия по организации проведения саммита АТЭС во Владивостоке сопровождаются значительными финансовыми вложениями. Однако не всегда этот процесс протекает в рамках закона», – заявил заместитель Генпрокурора РФ Юрий Гулягин в  ходе межведомственного совещания, состоявшегося сегодня в Дальневосточном Федеральном округе.

В нём приняли участие представители полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном округе, Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, Счетной палаты, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, администрации Приморского края.

Начальник управления Генпрокуратуры в Дальневосточном федеральном округе Любовь Демина проинформировала участников совещания о нарушениях, выявляемых в процессе осуществления надзорной и контрольной деятельности. Так, значительное число нарушений допущено в ходе исполнения государственных контрактов.

По итогам совещания принят комплекс дополнительных мер по повышению эффективности реализации задач противодействия угрозам в экономической сфере при подготовке к проведению саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. В частности, предложено наладить межведомственное взаимодействие таможенных органов с территориальными правоохранительными органами, планировать работу по выявлению нарушений таможенного законодательства, исключить нарушения прав экспортеров оборудования и иных материалов.

Дмитрий Олишевский

Белорусская информационная компания «БелаПАН» 22.09.11г.

Глава ВТО: Среди наших задач — продвижение интересов Таможенного союза в ЕС и других экономических регионах мира

22 сентября в Минске открылась II международная научно-практическая конференция "Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: современность и перспективы".

Всемирная таможенная организация (ВТО) заинтересована в развитии сотрудничества с белорусской таможенной службой, заявил перед ее открытием генеральный секретарь ВТО Кунио Микурия.

"Мы с самого начала наблюдаем и поддерживаем процессы, связанные с созданием Таможенного союза, — отметил он. — В настоящее время представители этого объединения внедряют те стандарты, которые были разработаны Всемирной таможенной организацией и по которым работает сегодня весь мир. Кроме того, среди задач, которые я выполнял в последнее время, было продвижение интересов Таможенного союза в отношении Европейского союза и других регионов, с тем чтобы сделать ТС взаимосвязанным с основными экономическими регионами мира. Также мы определяем основные приоритеты таможенной службы и пытаемся оказать содействие в решении задач, связанных с ее модернизацией".

"Хотел бы обратить внимание на статистику, — обратился к журналистам глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов, — которая свидетельствует о том, что внешнеторговый оборот Республики Беларусь со всеми странами-партнерами, в том числе, конечно, с Россией, существенно увеличился. Как мы знаем, любые кризисы, трудности в экономике можно рассматривать с нескольких сторон. Экономика Беларуси в значительной степени экспортно сориентирована, и когда в стране происходят инфляционные процессы, это идет во благо собственным экспортерам. Это лишнее подтверждение того, что любой процесс, любой кризис можно использовать и во благо. Чем завершатся эти трудности в условиях Беларуси, я не берусь сказать с уверенностью, но предприятия страны стараются максимально использовать возможности инфляционных процессов, которые удешевляют продукцию и помогают завоевывать экспортные рынки".

Сайт телеканала «ОНТ» 22.09.11г.

Пропускная способность на внешней границе Таможенного Союза будет увеличиваться

Условия работы в новом экономическом объединении обсуждают главы таможенных ведомств Беларуси, России и Казахстана. А также промышленники и бизнесмены – те, кто напрямую связан с торговыми потоками. Главные задачи ‑ избавиться от очередей и упростить процедуру пересечения границы. В пунктах пропуска должно быть только два вида контроля ‑ документальный и таможенный. Все остальные службы должны быть вынесены за пределы терминалов. Важно наладить и оперативный обмен информацией.

Андрей Бельянинов, руководитель федеральной таможенной службы России: «Мы стараемся максимально упростить таможенные процедуры на внешней границе таможенного союза. Сейчас внутренних границ нет. Были определенные опасения, но сейчас мы видим, что серьёзных угроз нет после того, как таможенные службы трёх стран ушли с внутренних границ. Более того, цифры товарооборота позволяют оценить эффективность работы таможенного союза».

ИА «Интерфакс» 22.09.11г.

Страны Таможсоюза подпишут соглашение о полноценном обмене информацией между таможенными службами на Межгоссовете ЕврАзЭС - глава ФТС РФ

Таможенные ведомства Беларуси, России и Казахстана, как ожидается, подпишут соглашение, регламентирующее вопросы полноценного обмена информацией в рамках Таможенного союза, на Межгосударственном совете ЕврАзЭС, который состоится в октябре этого года.

"Полноценный обмен информацией между таможенными службами Беларуси, России и Казахстана пока не начался, поскольку не подписано регламентирующее соглашение. Мы надеемся, что подписание этого документа, который будет носить статус межправительственного соглашения, состоится на Межгоссовете ЕврАзЭС, который пройдет в октябре этого года", - заявил глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов на конференции "Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: современность и перспективы", которая открылась в четверг в Минске.

А.Бельянинов отметил, что на сегодняшний день между тремя странами унифицировано примерно 70% индикаторов рисков по основным товарным позициям. Эта работа продолжается. Кроме того, ведется работа над автоматизацией новых пяти таможенных процессов.

А.Бельянинов отметил, что таможенные службы Беларуси, России и Казахстана, безусловно, стремятся к унификации процессов таможенного оформления и максимальному упрощению таможенных процедур. В то же время, он обратил внимание, что правительства каждой из стран ставят перед таможенными ведомствами разные задачи.

"Так, белорусская таможенная служба ориентирована на сохранение стабильности национальной экономики и протекционизм по отношению к национальным предприятиям. Казахстан - на развитие национальной экономики и создание условий для развития национального бизнеса. Российское правительство нацеливает ФТС на развитие новых технологий, развитие экспортоориентированных производств и обеспечение поступления в бюджет таможенных платежей, - сказал А.Бельянинов.

В данной связи он подчеркнул, что "нужен компромисс с учетом различных задач, которые ставят перед нами наши правительства".

ИА «Интерфакс» 22.09.11г.

Украина пока не изъявляла желания получить статус наблюдателя в Таможсоюзе – глава ФТС России

Украина пока не изъявляла желания участвовать в статусе наблюдателя в работе Таможенного союза, однако в России готовы максимально быстро предоставить Киеву такой статус, если поступит соответствующий запрос.

"Пока Украина не заявляла о том, чтобы работать в Таможенном союзе в качестве наблюдателя. Но если Украина изъявит желание, мы будем работать очень слаженно. У нас добрые рабочие отношения с главой украинской таможни, и мы можем решить этот вопрос очень быстро", - заявил Глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов в четверг журналистам в Минске.

Он также отметил, что ФТС России активно сотрудничает с таможенной службой Беларуси  в рамках Союзного государства. А.Бельянинов подчеркнул, что сегодня таможенная инфраструктура, построенная на белорусском участке внешней границы Таможсоюза, отвечает самым высоким требованиям. "Если смотреть на инфраструктуру, то она в очень хорошем состоянии. То, что сегодня нет общего бюджета для ее развития, в том числе и в рамках Таможенного союза, это вопрос политический, но мы к этому готовы", - сказал глава ФТС России.

Он добавил, что на данный момент сотрудники таможенных служб ушли с внутренних границ своих государств и сейчас работают только на внешнем контуре Таможсоюза. "Внутренних границ нет, были некоторые переживания и опасения. Сейчас таможенники ушли с внутренних границ, и есть цифры, которые позволяют определить эффективность работы Таможенного союза", - сказал А.Бельянинов.

ИА «V1.ru» 22.09.11г.

Стоматолога из Еревана осудили за дачу взятки таможеннику

Суд приговорил стоматолога из Еревана Артура Абраамяна к штрафу в размере 100 тысяч рублей за покушение на дачу взятки в размере 1500 рублей оперуполномоченному Волгоградской таможни.

Как сообщил V1.ru помощник Волгоградского транспортного прокурора Константин Красников, поддерживающий государственное обвинение по данному уголовному делу, свою вину господин Абраамян полностью признал. Вчера, 21 сентября, суд вынес стоматологу приговор – теперь осужденный обязан оплатить штраф в размере 100 тысяч рублей.

Напомним, 14 марта текущего года Абраамян прибыл на самолете из Еревана в Волгоград с целью прохождения курсов повышения квалификации по профессии врача-стоматолога, для чего имел при себе стоматологические инструменты, которые не были в установленном законом порядке задекларированы как товар для коммерческих целей. При прохождении Абраамяном таможенного контроля в ОАО «Международный аэропорт Волгоград» указанный факт был выявлен главным государственным таможенным инспектором отдела досмотра таможенного поста, которым в отношении мужчины было возбуждено административное производство, а находящиеся при нем стоматологические инструменты были изъяты с целью определения их рыночной стоимости.

Не желая быть привлеченным к административной ответственности, Абраамян стал просить сотрудника таможенного поста «Аэропорт Волгоград» этого не делать. С целью предотвращения совершения Абраамяном противоправных действий к нему и к сотруднику таможенного поста подошел находящийся на таможенном посту оперуполномоченный по ОВД ОСБ Волгоградской таможни. Абраамяна предложил стражу порядка взятку за возврат изъятого у него стоматологического оборудования. Врач-стоматолог позже прибыл в Волгоградскую таможню для встречи с оперуполномоченным. Он положил в ежедневник, который лежал на рабочем столе таможенника, 1500 рублей. После этого Абраамян был задержан сотрудниками ОБЭП Волгоградского ЛУВДТ и ОСБ Волгоградской таможни.

 

ИА «Югополис» 22.09.11г.

В Краснодарском крае оштрафован овощной контрабандист

Житель Геленджика готовил фиктивные документы на ввоз в Россию из Турции крупных партий плодоовощной продукции.

Как сообщает пресс-служба УВД по г.Новороссийску, фиктивные документы предоставлялись в Геленджикский таможенный пост Новороссийской таможни.

Во время обысков были обнаружены и изъяты пустые бланки иностранных коммерческих и разрешительных документов, печати иностранных отправителей товаров, которые использовались жителем города Геленджика при организации незаконного перемещения товаров.

Рыночная стоимость одной контрабандной партии составляла от 10 до 40 млн руб.

Суд оштрафовал  контрабандиста на 200 тысяч рублей.

ИА «Customs on-line» 22.09.11г.

Морской пункт пропуска Ростов-на-Дону не готов к работе Межведомственной комиссии

На состоявшемся заседании Координационного совета морского пункта пропуска Ростов-на-Дону рассмотрен вопрос готовности пункта пропуска к работе Межведомственной комиссии по проверке его соответствия требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля (МВК) для последующего открытия в установленном порядке.

 Участниками совещания изучены результаты контрольных проверок готовности участков пункта пропуска к приемке МВК после завершения реконструкции, которая проводится в соответствии с требованиями государственных контрольных органов к техническому оснащению и обустройству причалов и рейдов, на основании сведений, поданных участниками ВЭД.

Данные проверки проводились специально созданной рабочей группой Координационного совета в соответствии с планом-графиком подготовки к работе МВК.

Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области и Управление Роспотребназдора по Ростовской области выявили ряд недостатков, часть из которых предстоит устранить в ближайшее время.

По вопросу реконструкции пункта пропуска в соответствии с требованиями Роспортебнадзора (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008г. №701н) участники заседания Координационного совета к единому мнению не пришли.

Таким образом, готовность морского пункта пропуска Ростов-на-Дону к проверке МВК решено считать преждевременной.

Также на заседании рассмотрен вопрос определения пределов МПП Ростов-на-Дону. Специализированной организацией ЗАО «Картгеобюро» произведены геодезические измерения пределов 4-х грузовых районов ОАО «Ростовский порт» и рейдов. Однако работа еще не завершена и технический отчет требует доработки.

 По итогам заседания Ростовскому филиалу ФГКУ Росгранстрой поручено до 30 сентября 2011 года организовать контроль исполнения ЗАО «Картгеобюро» работ по измерениям геодезических координат пределов пункта пропуска в соответствии с государственным контрактом.

 После устранения всех недостатков в пункте пропуска и завершения работ по определению пределов пункта пропуска члены Координационного совета признают готовность пункта пропуска к работе МВК. Далее Росграница определит дату проведения Межведомственной комиссии.

 По результатам работы комиссии, в случае составления Акта соответствия пункта пропуска всем необходимым нормам и требованиям, МПП Ростов-на-Дону будет официально открыт в установленном законодательством РФ порядке.

 Кроме того, на заседании Координационного совета были внесены изменения в паспорт МПП Ростов-на-Дону, касающиеся утвержденной ранее временной Технологической схемы на период проведения реконструкции и включении в паспорт ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов».

ИА «Версии» 22.09.11г.

Скованные одной цепью

Несмотря на политическую напряженность в верхах, украинско-российское сотрудничество идет своим ходом, сместившись на уровень регионов и отраслей. Газовые соглашения тут не обсуждают. Зато реализуют совместные проекты, дружат областями, устраивают выставки и обустраивают границу. В частности, на днях Кабмин уполномочил пограничников подписать межправительственное Соглашение о пересечении границы жителями приграничных регионов…

Как ни парадоксально, но очередной (третий по счету) конфликт вокруг цены на газ и несовпадение взглядов по вопросу участия Украины в Таможенном союзе никак не повлияли на товарооборот между Украиной и Россией. С 2009 года и до нынешнего момента он вырос с $15 млрд. до почти $50 млрд.

По словам посла Украины в РФ Владимира Ельченко, на сегодняшний момент есть большие возможности для кооперации в авиапроме, добывающей отрасли, судостроении и космонавтике. И это, в общем-то, не дипломатический пассаж.

На заседаниях межправительственных комиссий обсуждается много проектов, выгодных для обеих стран. «Это проекты в энергетике, в частности, строительство новых атомных блоков, долгосрочный контракт по поставке ядерного топлива; это проекты в машиностроении, авиастроении, судостроении; это строительство дорог, мостов – целый комплекс программ, которые мы сейчас совместно нарабатываем», – говорит первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев.

Самый раскрученный прессой проект – СП «ОАК – «Антонов» между российским ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” и украинским государственным авиационным концерном «Антонов». Приблизительно половина составляющих каждого самолета Ан, изготовленного в Воронеже, украинского производства. На всех самолетах стоят двигатели «Мотор Січ». Агрегаты поставляются из Харькова, а крылья – из Киева. Шасси для Ан-140 и Ан-148 тоже украинского производства: они изготавливаются на Днепропетровском заводе «Южмаш».

Сейчас аналогичное СП формируется в судостроительной отрасли, которая в советские годы была одной из ведущих для экономики Украины, а за последние 20 лет пережила колоссальный спад. В частности, речь идет о создании СП между российской «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК), Черноморским судостроительным заводом и заводом «Им. 61 Коммунара», а также производителем турбин для Военно-морского флота – николаевским "Заря Машпроект". Специалисты говорят, что в реализации этого проекта заинтересованы обе стороны: после развала СССР все проектные мощности в судостроении остались в России, а производственная база и комплектаторы отошли Украине. Если с проектом все сложится, на украинских верфях могут строиться корабли 2-го и 3-го ранга, а так же патрульные суда. Причем первый корабль может быть спущен на воду уже к концу 2015 года.

Как ни парадоксально, но очередной (третий по счету) конфликт вокруг цены на газ и несовпадение взглядов по вопросу участия Украины в Таможенном союзе никак не повлияли на товарооборот между Украиной и Россией

Еще больше, чем на воде, два страны зависят друг от друга в космосе. Ракета-носитель «Днепр» стартует с космодрома в Плесецке и запускает на орбиту 8 спутников, в том числе украинский «Січ-2». Российский космический аппарат «Фобос-грунт», который должен набрать грунта со спутника Марса, будет управляться из Евпатории, где есть подходящий для целей россиян радиотелескоп, один из крупнейших в мире.

В военной отрасли, несмотря на конкуренцию на мировом рынке, Украина и Россия успешно работают в области танкостроения, перевооружении ЧФ РФ, а также создания совместного предприятия по модернизации ЗРК «Бук», С-300 и развитию средств ПВО в целом. Весной этого года министр обороны Украины Михаил Ежель побывал с визитом в России и совместно со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым посетил расположение соединений подводных и надводных сил Тихоокеанского флота. Как утверждают военные аналитики, во время этой поездки шла речь о принятии Россией и Украиной общей программы совместного программно-целевого планирования в военно-технической сфере, которая включала бы каталогизацию всех производимых товаров военного назначения, их стандартизацию и защиту прав интеллектуальной собственности.

Помимо проектов на межгосударственном уровне, есть и региональные, которые гораздо быстрее переходят из разряда «а поговорить?» к практической фазе. Еще в октябре прошлого года началась подготовка нового межправительственного Соглашения о порядке пересечения украинской государственной границы жителями приграничных регионов Украины и РФ, а также 5-летней программы межрегионального и приграничного сотрудничества.

И вот на днях Кабмин принял распоряжение, которым уполномочил главу Государственной приграничной службы Николая Литвина подписать соответствующее Соглашение с российским коллегой. То есть работа над документом закончена.

Как известно, основной его задачей было уточнение перечня мест пересечения границы (местные пункты пропуска) и перечня приграничных территорий, через которые местные жители могут беспрепятственно ходить в гости друг к другу.

Будут ли эти проекты реализованы хотя бы частично, покажет время. Пока можно констатировать, что реальные изменения коснутся, прежде всего, жителей приграничных регионов Украины и России

Но подписание Соглашения – это еще и хороший знак для приграничного сотрудничества в целом. А оно, надо заметить, развивается весьма активно. Например, на Международной универсальной выставке межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества «Слобожанский мост-2011» и выставке «Дни российских регионов», которая прошла две недели назад, были представлены делегации из 6 регионов РФ: Краснодарского края, Ростовской, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской областей. Обсуждались различные проекты, прежде всего – инфраструктурные. Было озвучено, что обе стороны заинтересованы в завершении реконструкции трассы «Москва–Киев» (в обозримом будущем) и создании современного транспортного коридора через приграничные регионы. В этом вопросе Сумщина будет принимать самое активное участие.

Появление на выставке представителей Краснодарского края также было не случайным. Местная компания «Рос-ТЭС-Паром» обратилась в администрацию Ейского района Краснодарского края с предложением о выделении участка под строительство железнодорожно-паромной трансазовской переправы «Ейск–Керчь». Россияне предлагают строительство железнодорожной ветки на территории Ейского порта и ряда новых портовых объектов в Ейске и Керчи.

Известна также идея создания так называемых «еврорегионов»: пилотный проект под названием «Донбасс» планируется запустить в Донецкой и Ростовской областях. По замыслу идеологов создания «еврорегионов», это позволит решать как вопросы местного значения (то же приграничное сотрудничество), так и национального.

Например, обсуждается создание совместных рыбохозяйств в бассейне Северского Донца, логистических центров (Меловое – Чертково, Новошахтинск – Свердловск), кооперации в промышленности (например, в машиностроении – «Лугансктепловоз» и Новочеркасский электровозостроительный завод). Также обсуждается идея совместного финансирования прокладки новой автомобильной дороги через Украину и Ростовскую область с выходом в Казахстан.

Будут ли эти проекты реализованы хотя бы частично, покажет время. Пока можно констатировать, что реальные изменения коснутся, прежде всего, жителей приграничных регионов Украины и России: после подписания упомянутого выше Соглашения они смогут пересекать границу, минуя пункты таможенного пропуска. Кроме того, упростятся правила трансграничной торговли плодоовощами, а в дальнейшем – и рядом других товаров. Сроки реализации этих мер намечено определить на II Межгосударственном российско-украинском форуме, который состоится в октябре в Донецке.

«TKS.ru» 23.09.11г.

Средневзвешенная ставка импортных пошлин в ТС будет снижаться в 2012-2014 гг.

Средневзвешенная ставка импортных пошлин в Таможенном союзе снизится с 9,64% в 2011 году до 9,5% в 2012 году, 9,33% в 2013 году и до 9,15% в 2014 году, говорится в прогнозе социально-экономического развития России на 2012-2014 годы, подготовленном Минэкономразвития и одобренном на заседании правительства в среду

"Исходя из прогнозируемой динамики и структуры импорта в Российскую Федерацию и страны-партнеры по единому таможенному пространству (ЕТП), в 2012-2014 годах ожидается последовательное снижение средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин. Показатель средневзвешенной ставки таможенных пошлин единого таможенного тарифа (до распределения) с учетом льгот и преференций в 2011 году оценивается в 9,64%. В последующие годы уровень будет снижаться до 9,5% в 2012 году, 9,33% в 2013 году, 9,15% в 2014 году", - цитирует РИА Новости документ.

Единый таможенный тариф Таможенного союза вступил в действие с 1 января 2010 года, а с сентября начал действовать порядок перераспределения бюджетных поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины между бюджетами России, Белоруссии и Казахстана. Согласно этому порядку в российский бюджет подлежат перечислению 87,97% поступающих от уплаты пошлин поступлений, в бюджет Белоруссии - 4,70%, в бюджет Казахстана - 7,33%.

В случае вступления России в ВТО дополнительное снижение ставки с первого года имплементации новых тарифов оценивается в 0,8 процентного пункта.

В документе также отмечается, что присоединение к ВТО не изменит основных приоритетов таможенно-тарифной политики. Однако членство в этой организации установит жесткие рамки: все тарифы будут носить связанный характер; в качестве верхнего предела ставок ввозных пошлин будет взят, преимущественно, уровень тарифа РФ, действовавшего в 2002-2006 годы, что означает, в частности, восстановление многих ставок на уровне, предшествовавшем кризисному периоду. Кроме того, ожидается постепенная либерализация пошлин на большую часть промышленных товаров, а также по ряду сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

Экспортное обложение в 2012 году и среднесрочной перспективе будет выполнять узкие регулирующие функции, а также решать задачи изъятия в бюджет рентной составляющей сырьевых доходов. В документе отмечается, что в настоящее время правительство разрабатывает предложения, направленные на повышение фискальной составляющей экспортных пошлин на товары, являющиеся предметом мировой биржевой торговли (кроме нефти и нефтепродуктов) и цены на которые подвержены существенным колебаниям.

В сфере таможенно-тарифной политики будет продолжена работа по совершенствованию механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, стимулирующих разработку новых месторождений и повышение глубины переработки нефти на территории России.

"В перспективе должен быть создан механизм, в соответствии с которым налогообложение в нефтяном комплексе создавало бы мотивацию для расширения инвестиций в создание современной нефтепереработки, способствовало бы насыщению внутреннего рынка моторного топлива и стабилизации цен", - говорится в документе.

«TKS.ru» 23.09.11г.

Российские власти установят льготные тарифы на перевозку экспортного зерна

В ближайшее время правительство России может установить льготные тарифы на железнодорожные перевозки экспортного зерна, заявил заместитель главы Министерства сельского хозяйства Илья Шестаков

Льготные тарифы позволят государству обойтись без закупочных интервенций, отметил Шестаков. По его словам, благодаря льготам, регионы смогут вывезти излишки на экспорт, и в результате цены в проблемных регионах стабилизируются, передает РИА «Новости».

В начале сентября текущего года глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила, что правительство может скупить излишки зерна для стабилизации цен. По ее словам, объем интервенций может составить 1,5-2 млн тонн.

Экспорт зерна из России в сентябре-декабре ожидается на уровне 3 млн тонн каждый месяц, заявил 13 сентября первый вице-премьер Виктор Зубков на совещании о ходе сельскохозяйственных работ. Учитывая 7,2 млн тонн зерна, которые страна экспортировала с июля, объем зарубежных продаж к концу текущего года может превысить 17 млн тонн. Тогда же куратор АПК отметил, что российская пшеница торгуется по разумной цене, в то время как в начале сезона зерно приходилось продавать на 40% дешевле, чтобы завоевать рынки сбыта.

Россия в этом году может поставить на экспорт от 20 до 22 млн тонн зерна. Об этом сегодня сообщил журналистам заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков.

Он подтвердил прежние прогнозы по урожаю - на уровне 90 млн тонн "с учетом доработки, то есть это чистый вес". "Но учитывая, что у нас есть переходящие остатки зерна - на 1 июля они составили 22,4 млн тонн, с учетом нашего внутреннего потребления, которое колеблется от 70 до 71 млн тонн, мы считаем, что прогноз по экспорту может составить от 20 до 22 млн тонн" , - сказал Шестаков. По его словам, это "те цифры объема вывоза, которые сейчас существуют".

Как ранее сообщало ИА "Казах-Зерно",  в связи с рекордной жарой и последовавшей за ней засухой в России было собрано  всего 60 миллионов тонн зерна, против рекордных 97,1 млн тонн в 2009 году.  Из-за этого России пришлось временно приостановить экспорт зерновых. Последний раз урожай зерна ниже 70 млн тонн получен в 2003 году - 67 млн тонн. В 2000 году собрали 65,5 млн тонн. А самый низкий показатель в истории новой России составляет 47,8 млн тонн - столько зерна собрали в 1998 году.

ИА «Regnum» 23.09.11г.

ГТК Белоруссии: Интеграция выгодна всем участникам Таможенного союза

Каждая страна - участница Таможенного союза (ТС) выигрывает от интеграции. Об этом 22 сентября заявил председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии Александр Шпилевский

"Создание Таможенного союза - большое достижение трех государств и действенный шаг к единому таможенному пространству, что во многом повышает позиции каждой страны в конкурентной борьбе на международном рынке продукции и услуг, - заявил глава белорусской таможни. - От интеграции выигрывает экономика государств. Подтверждает это и положительная динамика товарооборота через белорусский участок таможенной территории союза".

"Фундаментальные изменения в подходах к регулированию экономических процессов стали основой для разработки концептуального документа развития таможенной службы на период до 2015 года", - отметил руководитель ГТК РБ.

"Поставлена задача до конца 2012 года создать условия для внедрения обязательного электронного предварительного информирования таможенных органов", - проинформировал Шпилевский. Таким образом, отметил глава белорусского ГТК, "время, затрачиваемое на пропуск товаров через границу, сократится в 1,5 раза".

Как сообщало ИА REGNUM, Белоруссия унифицирует национальное таможенное законодательство в соответствии с требованиями таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Данная норма закреплена в указе президента Белоруссии №319, который был подписан Александром Лукашенко 18 июля 2011года.

Напомним, премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович в середине лета заявил: "Ведь такие экономические объединения, как Таможенный союз, для того и создаются, чтобы мы могли получить выгоду от нашей совместной работы на рынках других государств и на внутреннем рынке".

«Виртуальная таможня» 23.09.11г.

Внесены изменения в Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 №1201 внесены изменения в Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 №477, сообщает Пресс-служба ФТС РФ.

Указанные изменения направлены на снижение административных и иных издержек субъектов предпринимательства, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В частности для экспертиз, проводимых по договорам с участниками внешнеэкономической деятельности:

- отменено требование об указании в договоре на выполнение идентификационной экспертизы и составляемом по её результатам заключении в качестве основания для проведения такой экспертизы реквизитов контракта и, соответственно, обязательность представления заказчиком экспертизы в экспертную организацию контракта. Контракт или сведения о нём могут представляться заказчиком экспертизы исключительно на добровольной основе;

- предусмотрено раздельное составление заключений применительно к научно-технической продукции, которая по результатам экспертизы признана соответственно подлежащей и неподлежащей экспортному контролю.

Кроме того, в отношении заключений на товары и технологии, которые по результатам экспертизы признаны не относящимися к продукции, подлежащей экспортному контролю, установлено, что они не применяются в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле», а также в случаях вступления в силу указов Президента Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения в сфере внешней торговли товарами и технологиями, являющимися предметом указанных заключений.

«Виртуальная таможня» 23.09.11г.

Об итогах сотрудничества в рамках программы «Вторая линия защиты» по оснащению пунктов пропуска аппаратами радиационного контроля

Как сообщила Пресс-служба ФТС РФ, 22 сентября 2011 года в ФТС России состоялись двусторонние переговоры первого заместителя руководителя ФТС России Владимира Малинина и заместителя руководителя Национальной администрации по ядерной безопасности Министерства энергетики США г-жи Энн Хэррингтон по вопросам реализации программы «Вторая линия защиты». Встреча прошла в рамках мероприятий, посвящённых завершению совместного оснащения пунктов пропуска через границу Российской Федерации аппаратурой радиационного контроля.

Владимир Малинин отметил: «ФТС России высоко оценивает ту поддержку, которая была оказана в рамках программы «Вторая линия защиты» Министерством энергетики США в оснащении пунктов пропуска на российской границе аппаратурой радиационного контроля. Это сотрудничество является наглядным подтверждением приверженности наших стран политике нераспространения ядерного оружия, предотвращения незаконного оборота ядерных материалов и противодействия ядерному и радиологическому терроризму».

Энн Хэррингтон подчеркнула: «Достижением нашей общей цели укрепления безопасности российских пограничных пунктов пропуска мы сократили риск незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов и укрепили наше партнерство в международной борьбе против терроризма».

В рамках программы «Вторая линия защиты» оснащение пунктов пропуска аппаратурой радиационного контроля завершается в конце 2011 года. В целом программа на этом не заканчивается, так как ФТС России и Министерство энергетики США намерены далее сотрудничать в целях повышения эффективности таможенного контроля делящихся радиоактивных материалов путем планового внедрения на всех объектах таможенной инфраструктуры России ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы (ВАУИС) оперативного реагирования на обнаружения незаконного перемещения делящихся радиоактивных материалов через границу РФ.

Стороны отмечают высокую эффективность программы. Так, оборудование радиационного контроля, установленное в пунктах пропуска, в рамках программы «Вторая линия защиты», в том числе, стало надежным заслоном на пути ввоза на территорию Российской Федерации загрязненных товаров из Японии после аварии на АЭС «Фокусима-1».

Программа «Вторая линия защиты» является составной частью сотрудничества США и России, реализуемого в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов от 2 октября 1999 г. Подписанный руководством Министерства энергетики США и Таможенной службы России 18 июня 1998 г. в г. Москве Протокол послужил основой для сотрудничества ведомств двух государств в оснащении пунктов пропуска через государственную границу стационарной и переносной аппаратурой радиационного контроля и поддержании данной аппаратуры в исправном состоянии. В ноябре 2006 г. стороны договорились о совместных усилиях по полному оснащению пунктов пропуска аппаратурой радиационного контроля к концу 2011 года.

Оборудование, устанавливаемое на границе, производится в Российской Федерации, соответствует самым высоким стандартам, адаптировано к технологиям таможенного контроля и является надёжным инструментом пресечения контрабанды ядерных материалов и радиоактивных веществ. Номенклатура устанавливаемого в российских пунктах пропуска оборудования радиационного контроля как в рамках программы «Вторая линия защиты», так и за счёт финансовых средств российской стороны полностью идентична. Указанное оборудование включает стационарные системы «Янтарь» для радиационного контроля пассажиров и багажа, международных почтовых отправлений, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также переносные приборы. Изготовителем аппаратуры являются российские предприятия «Аспект» г.Дубна и «Полифон» г.Москва. Стационарные системы предназначены для обнаружения радиоактивного материала при движении объекта (пешехода, транспорта и т.п.) в зоне контроля мониторов. Переносные приборы используются для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра обнаруженных источников радиации, включая их локализацию и первичную идентификацию.

Всё оборудование радиационного контроля, поставленное по программе «Вторая линия защиты», передано в собственность таможенным органам Российской Федерации.

В течение всего периода сотрудничества реализуется партнёрский подход – каждая из сторон финансирует примерно по 50% необходимых мероприятий, направленных на повышение технической оснащённости. Оказываемое американской стороной содействие носит безвозмездный характер и в соответствии с законодательством Российской Федерации признаётся технической помощью, конечными получателями и собственниками которой являются таможенные органы.

Результаты сотрудничества в оснащении пунктов пропуска и мест международного почтового обмена аппаратурой радиационного контроля:

- 124 объекта оснащены за счет программы «Вторая линия защиты»;

- 123 объекта оснащены за счет бюджетных средств Российской Федерации;

- 136 объектов оснащено совместно.

«Виртуальная таможня» 22.09.11г.

Страны Таможсоюза подпишут соглашение о полноценном обмене информацией между таможенными службами на Межгоссовете ЕврАзЭС - глава ФТС РФ

Таможенные ведомства Беларуси, России и Казахстана, как ожидается, подпишут соглашение, регламентирующее вопросы полноценного обмена информацией в рамках Таможенного союза, на Межгосударственном совете ЕврАзЭС, который состоится в октябре этого года.

"Полноценный обмен информацией между таможенными службами Беларуси, России и Казахстана пока не начался, поскольку не подписано регламентирующее соглашение. Мы надеемся, что подписание этого документа, который будет носить статус межправительственного соглашения, состоится на Межгоссовете ЕврАзЭС, который пройдет в октябре этого года", - заявил глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов на конференции "Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: современность и перспективы", которая открылась в четверг в Минске.

А.Бельянинов отметил, что на сегодняшний день между тремя странами унифицировано примерно 70% индикаторов рисков по основным товарным позициям. Эта работа продолжается. Кроме того, ведется работа над автоматизацией новых пяти таможенных процессов.

А.Бельянинов отметил, что таможенные службы Беларуси, России и Казахстана, безусловно, стремятся к унификации процессов таможенного оформления и максимальному упрощению таможенных процедур. В то же время, он обратил внимание, что правительства каждой из стран ставят перед таможенными ведомствами разные задачи.

"Так, белорусская таможенная служба ориентирована на сохранение стабильности национальной экономики и протекционизм по отношению к национальным предприятиям. Казахстан - на развитие национальной экономики и создание условий для развития национального бизнеса. Российское правительство нацеливает ФТС на развитие новых технологий, развитие экспортоориентированных производств и обеспечение поступления в бюджет таможенных платежей, - сказал А.Бельянинов.

В данной связи он подчеркнул, что "нужен компромисс с учетом различных задач, которые ставят перед нами наши правительства".

«Российская газета» 23.09.11г.

Янукович приедет делиться

Президенты России и Украины будут говорить в Москве о газе

В субботу Москву с рабочим визитом посетит президент Украины Виктор Янукович.

На встрече со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым он рассчитывает разрешить очередной газовый спор с Россией. И сделать это так, чтобы в будущем подобные споры не возникали.

Задача перед Януковичем стоит во всех отношениях сложная. После обещаний подать на Россию в Стокгольмский международный арбитраж, ликвидировать "Нафтогаз" и не платить по его долгам, законсервировать или вообще демонтировать украинскую газотранспортную систему (ГТС), пространства для маневра у главы Украины практически не осталось. Тем более что пока в Киеве генерировались громкие заявления, свидетельствующие скорее о царящей в украинских верхах панике, "Газпром" подписал с европейскими коллегами акционерное соглашение по проекту газопровода "Южный поток", значительно снизив тем самым стоимость украинской "трубы" и оставив ее фактических владельцев без переговорных козырей.

Похоже, именно эту трубу, точнее, предложение о совместном владении ею, Янукович привезет в Москву. "Учитывая заинтересованность и России, и Украины, и Европы в стабильности поставок газа, мы просто обречены вместе с Россией решить этот вопрос. Это объединение наших усилий в поставках энергоносителей в Европу, это возможность для Украины получить определенные гарантии транспортировки газа и нефти. Ну и вечный вопрос цены: как нам строить в будущем партнерские отношения", - в таких словах Янукович, находящийся в Нью-Йорке, анонсировал свой визит в Москву. Иными словами, Янукович намекнул на совместное использование украинских транзитных мощностей. Примечательно, что перед этим США отказались участвовать в "спящем" проекте трехлетней давности, так называемой Донорской группе по модернизации украинской ГТС, в рамках которой Украина должна была получить от США 800 миллионов долларов.

Об идее трехстороннего консорциума по модернизации и дальнейшей эксплуатации украинской ГТС, бывшего советского газопровода "Уренгой - Помары - Ужгород", в Киеве говорят не первый год. Именно трехсторонний консорциум анонсировали в последние дни украинские чиновники - от премьера Николая Азарова до министра ТЭК Юрия Бойко. Неназванные источники, близкие к украинским переговорщикам, даже озвучили в местных СМИ пропорцию - по 33 процента России и ЕС и 34 процента Украине. Впрочем, в "Газпроме" официально высказали скепсис по поводу этого "тройственного" союза, предложив иное распределение - 50 на 50. Не нашло понимания и недавнее предложение Януковича построить "Южный поток" не по дну Черного моря, а по суше, опять же - через Украину. Похоже, что Киеву придется вернуться к двустороннему формату сотрудничества, тем более что опыт есть: впервые российско-украинский газовый консорциум был создан при Леониде Кучме, в 2003 году. Тогда проект не был реализован как по политическим, так и по экономическим причинам.

Впрочем, на Украине озвучиваются порой самые экзотические сценарии будущих переговоров, в том числе людьми, далекими от энергетики. К примеру, один из лидеров крымских татар Мустафа Джемилев уверен, что Янукович будет говорить о повышении стоимости аренды Черноморского флота, за счет которой будут покрываться "газовые" издержки.

К мысли, что ГТС придется делиться, на Украине, похоже, пришло большинство экспертов. Вопрос только в схемах раздела. "Добыча газа, распределение, транзит рано или поздно будут отданы на Украине в частные руки. Закон об изменении формы собственности в этой отрасли существует, и в любой момент он может быть принят Радой. Поэтому Украина может предложить России создать акционерные общества на базе украинских энергетических предприятий как с частным, так и с государственным капиталом. Это бизнес-логика, которая снимет тонкие политические моменты", - такое предположение сделал в разговоре с "РГ" украинский политолог Виктор Небоженко.

Комментарий

Алексей Урин, руководитель группы экономической политики посольства РФ на Украине:

- Мы ожидаем, что состоится серьезный, именно экономический разговор. Но предвосхищать события в таких случаях не принято. Отмечу только, что консорциум, объединяющий поставщика и транспортера, - это в первую очередь интерес Украины. Сейчас строятся новые газопроводы в Европу, сами европейцы развивают энергосберегающие технологии и увлечены альтернативными источниками получения этой энергии. Это тенденция. В такой ситуации Украина как никто заинтересована в гарантиях максимальной и долгосрочной загрузки своей ГТС, это ее доход, как транзитера. И здесь без России украинским коллегам почти невозможно обойтись.

Павел Дульман