Сегодня 26 мая 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (17.09-19.09.2011)

PDFПечатьE-mail

ИИ «Альта-Софт» 16.09.11г.

Кадровые назначения

Решением КТС от 15.07.2011 N 776 утвержден состав рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза. Руководителем российской рабочей группы назначен Бельянинов А.Ю., в состав рабочей группы от ФТС входит замруководителя ФТС Чайка К.Л.

Решение опубликовано на официальном сайте КТС 15.09.2011.

«Ведомости» 16.09.11г.

Министерство союза

Как стало известно «Ведомостям», Россия, Белоруссия и Казахстан создадут специальное «министерство» по Таможенному союзу. Когда они договорятся, Виктор Христенко покинет Минпромторг и станет союзным «министром»

Сейчас Христенко сдает дела в министерстве и уже несколько месяцев занимается переговорами по подготовке нового договора о комиссии Таможенного союза (ТС), рассказали «Ведомостям» несколько чиновников правительства. Премьер Владимир Путин пообещал премьерам Белоруссии и Казахстана, что Христенко будет заниматься проблемами Таможенного союза и освободит пост министра, рассказывают они. Христенко возглавит коллегию комиссии ТС, говорят они. По сути, Христенко будет «министром» Единого экономического пространства (ЕЭП), говорят чиновники. Сроки ухода Христенко называют разные: пока не будет согласован проект договора, он может оставаться министром.

Кандидатами в преемники Христенко в Минпромторге чиновники называют его замов Андрея Дементьева и Дениса Мантурова, причем фаворит - Дементьев. Один из собеседников «Ведомостей» допускает, что министром может стать кто-то третий. Представитель Кремля от комментариев отказался.

Ребрендинг ТС

«Ведомости» ознакомились с проектом договора о комиссии ТС, над которым работают белорусская, казахстанская и российская сторона. На следующей неделе он будет обсуждаться на заседании комиссии ТС в Алма-Ате, а 18 октября может быть утвержден на межгосударственном совете «Евразэс».

Органы управления Таможенным союзом ждет кардинальная реформа, следует из документа. Если стороны согласуют проект и парламенты его ратифицируют, то нынешняя структура управления - через курирующих вице-премьеров - перестанет действовать.

Белоруссия предложила провести ребрендинг комиссии, переименовав ее в комиссию единого экономического пространства: с началом действия ЕЭП меняются связи внутри союза, таможенные отношения перестают доминировать.

Структура управления будет двухступенчатой: остается совет комиссии - он будет стратегическим органом, коллегия комиссии становится отдельным наднациональным правительством, которое управляет по профессиональному, а не по национальному признаку. Комиссия должна стать постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и ЕЭП, фактически правительством ЕЭП. Решения комиссии будут являться правовыми актами, которые наряду с международными договорами будут составлять договорно-правовую базу ЕЭП.

Совет стратегов

Предполагается, что в совет комиссии войдут вице-премьеры Белоруссии, Казахстана и России (сейчас это от Белоруссии Сергей Румас, от Казахстана - Умирзак Шукеев, от России - Игорь Шувалов). Россия получит в совете 57% голосов, Белоруссия и Казахстан - по 21,5%. У совета комиссии будет право отмены решений коллегии. Любой член совета может инициировать заседание совета, внести предложения в повестку дня. Заседание совета считается правомочным, если на нем присутствуют все его члены.

Председательствовать в совете страны будут поочередно, в течение года в порядке русского алфавита по названию страны. Решения должны приниматься всеми тремя сторонами. Если договориться не получается, спорный вопрос должен быть вынесен на рассмотрение высшего органа ЕЭП: межгосударственный совет «Евразэс» в формате тройки, в который входят президенты или премьеры трех стран. Основная задача этого совета - утверждение стратегических и базовых решений, одобрение проектов международных договоров, рассказывает участник переговоров.

Неснимаемые

Коллегия является постоянным исполнительным органом комиссии. Пока в проекте договора речь идет о 10 членах, которые назначаются по квотам с учетом долевых взносов сторон. Один член коллегии будет председателем, остальные «министрами», некоторые их называют «комиссарами». Получается, что от России в коллегию могут войти шесть «министров», от Белоруссии и Казахстана - по два. Есть и другие варианты, говорят два участника переговоров: 4/2/2 и 3/3/3 - на этой схеме настаивают белорусская и казахская сторона. Они не хотят отдавать России перевес, объясняют они.

Стать «министром» коллегии смогут только опытные люди, они должны иметь стаж работы по профилю не менее семи лет. «Министры» не могут совмещать эту работу с другой работой или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью (иначе - увольнение).

Зато отозвать «министра» нельзя даже стране, представившей его, если он добросовестно исполняет свою работу и не замечен в нарушениях. Это гарантия профессиональной работы, объясняет участник переговоров.

Пост председателя не будет постоянным, раз в четыре года будет происходить ротация.

Персональный состав членов коллегии, включая председателя, утверждает межгоссовет «Евразэс». Кандидатура уже согласована на уровне премьеров и президентов, Христенко сейчас занимается согласованием нового договора, уже ездил по этому вопросу в Белоруссию и Казахстан.

Договоренностей о числе «министров» и даже распределении функций между членами коллегии пока нет, говорят участники переговоров (см. врез).

Если страна - участница ЕЭП не исполняет международный договор и решения комиссии, коллегия уведомляет ее о необходимости устранения нарушения, а если это не будет сделано, то комиссии следует подать в суд «Евразэс».

Заседания коллегии должны проходить не реже раза в неделю. Принимать участие в заседаниях можно только лично, права замены нет.

Финансирование деятельности комиссии формируется за счет долевых взносов сторон пропорционально количеству голосов. По предварительным расчетам, бюджет может составить $50-60 млн.

Членам комиссии будут предоставляться социальные гарантии, как у министров государства, где она будет располагаться. Уже решено, что комиссия будет в Москве, знают участники переговоров, сейчас Россия выбирает место. (Суд «Евразэс» расположен в Минске, Евразийский банк - в Алма-Ате.) Если члену коллегии негде будет жить, то комиссия за счет своего бюджета должна будет дать ему служебное жилье в пределах города.

Сырой договор

Одним из членов коллегии, скорее всего, станет Сергей Глазьев, который сейчас работает ответственным секретарем комиссии ТС, говорит источник, близкий к комиссии: «У него нормальные отношения с Христенко, у них уже была пара встреч». По его словам, нынешний секретариат комиссии тоже поддерживает реформу: «Всем понятно, что в ходе реформы комиссия ТС получает больше полномочий и финансовых ресурсов».

Замминистра экономического развития Алексей Лихачев отказался комментировать проект нового договора, но подтвердил, что «переговоры двигаются в этом ключе»: «Это лишь начальный этап, серьезная корректировка будет в Алма-Ате, но окончательная конфигурация, персональный состав и бюджет будут приняты в октябре на межгоссовете «Евразэс».

Представитель белорусского МИДа отказался от комментариев. Сейчас формируется общая позиция белорусской стороны, заявил вчера начальник правового управления государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Адерейко, через месяц подходы будут сформированы (цитата по «Прайм»). Проект договора сырой, далек от заключения соглашений, говорит источник, близкий к белорусской стороне. Он считает, что стороны не успеют его ратифицировать до конца года: «В России же выборы, парламент будет меняться». Проект нового договора о комиссии ТС сейчас изучается, говорит советник министра Казахстана по делам экономической интеграции Фарида Батырбаева, «о конкретных предложениях казахстанской стороны говорить рано».

Евгения Письменная, Максим Товкайло

«КоммерсантЪ» 16.09.11г.

Таможенный союз требует свободы перемещения

Подготовлен проект документа об "удаленной таможенной очистке" импорта 

Комиссия Таможенного союза (ТС) продолжает попытки дать, как это предполагает логика единого таможенного пространства, возможность импортерам растаможивать грузы в государствах-участниках вне зависимости от собственной регистрации. Подготовлен проект поправок к Таможенному кодексу (ТК) ТС, вводящий процедуру "удаленной таможенной очистки" товаров импортерами. Эксперты сомневаются, что подчиненным главы комиссии Сергея Глазьева удастся быстро реализовать эту инициативу, несмотря на то что Федеральная таможенная служба (ФТС) не против: целесообразность процедуры отмечена на коллегии службы в апреле 2011 года. 

Консультативно-экспертный совет ТС опубликовал проект поправок к ТК объединения. Документ разработан секретариатом комиссии Таможенного союза (КТС) в рамках выполнения нескольких разнородных задач -- приведения кодекса в соответствие международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (так называемая конвенция Киото), введения равноправного декларирования товаров вне зависимости от места регистрации декларанта, реализации соглашения об информвзаимодействии таможенных служб ТС и учета сложившейся правоприменительной практики -- и направлен ответственным секретарем КТС Сергеем Глазьевым экспертному сообществу для обсуждения.

 В рамках унификации кодекса с Киотской конвенцией в ТК ТС вводится ранее не упоминавшееся в нем понятие таможенной очистки товаров, которая определяется как "совершение таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру" (выпуска для внутреннего потребления, экспорта и реэкспорта, импорта и реимпорта, переработки на и вне таможенной территории, временного ввоза и вывоза, уничтожения и отказа в пользу государства). Предполагается, что очистка будет проводиться "независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров" в любом "таможенном органе, уполномоченном регистрировать таможенные декларации". Более того, поправки вводят положение об "удаленной таможенной очистке" (статья 175), при которой декларация может быть подана в одном таможенном органе ТС, а товары для выпуска предъявлены в любом другом на территории союза. 

Также разработчики уточнили определения таможенных процедур, ссылаясь на требование ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле ВТО) о "сокращении до минимума размеров и сложности таможенных формальностей". На то же нацелена и новая редакция главы 4 ТК ТС, предполагающая создание механизмов "единого окна" и информационно-коммуникационного объединения таможенных органов -- по аналогии с ЕС взаимодействие таможенных органов будет основано на механизме согласованного доступа к интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли ТС.

 Также поправки вводят сроки обязательного предварительного уведомления таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу ТС (авторы документа ссылаются на аналогичный опыт ЕС) -- согласно тексту поправок, они составляют от суток до одного часа до прибытия в пункт пропуска через госграницу стран ТС. При этом полномочия по изменению сроков такого уведомления фиксируются за комиссией. Упростить и повысить надежность прохождения грузами границ ТС призван предложенный в документе КТС институт "операторов обеспечения безопасности цепи поставок товаров", реестр которых также будет вести комиссия, и система управления рисками несоблюдения требований таможенного законодательства -- она будет находиться в ведении национальных таможенных органов.

 Эксперты сомневаются в способности таможенных служб союза обеспечить реализацию поправок, представленных рабочей группой. Так, старший менеджер Ernst & Young Галина Донцова усомнилась в способности таможенников ТС к информационному взаимодействию на уровне "удаленной очистки" товаров. "Сама по себе новация будет полезной участникам внешнеторговой деятельности, однако состояние информационных сетей и оборудования таможенных органов вызывает сомнения в ее реализации. ФТС уже не первый год реализует концепцию приближения таможенного оформления к границе, однако до сих пор им не удалось до конца наладить взаимодействие даже на уровне декларирования товаров на границе с выпуском их в месте назначения",-- говорит госпожа Донцова. 

Между тем проект КТС передает от национальных таможенных органов и фиксирует за комиссией довольно обширные полномочия. Так, регулятор будет определять порядок упрощенного обжалования решений таможенных органов, доступа таможенных служб к информационным системам, области снижения рисков, требования к оборудованию таможенных постов и порядок проведения "удаленной таможенной очистки". Отдельно стоит отметить поправку к статье 3 действующего ТК ТС, направленную на прекращение "иерархических" споров национальных таможен о приоритетности исполняемых ими решений. Новая редакция ТК ТС констатирует: "Решения КТС в области таможенного регулирования подлежат непосредственному применению в государствах-членах ТС и имеют юридическую силу актов прямого действия". 

Олег Сапожков

«КоммерсантЪ» 16.09.11г.

Президенты поговорили без протокола

Фрагмент

К встрече Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева не успели согласовать итоговый документ 

Вчера в Астрахани прошел восьмой по счету форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Его темой было заявлено "Совместное реагирование на чрезвычайные ситуации трансграничного характера". На форуме в присутствии президентов двух стран должны были подписать протокол, позволяющий предотвращать пожары вроде тех, что бушевали год назад в Алтайском крае, но возникли в казахстанских степях. Однако документ в итоге подписан не был из-за неоперативности МЧС РФ и Казахстана. С подробностями из Астрахани -- спецкор "Ъ" ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ.

 Дмитрий Медведев и его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев хоть и виделись друг с другом не так давно -- 3 сентября на саммите СНГ в Душанбе, но проговорили наедине почти на два часа дольше запланированного. Появившись перед журналистами, они сообщили, что за это время успели много чего обсудить: развитие созданного РФ, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза, перспективы создания единого экономического пространства, а после него и евразийского экономического союза как высшей формы интеграции. 

-- Мы на пути создания нового интеграционного образования. У нас создан Таможенный союз, а целью является создание евразийского экономического союза,-- объявил после встречи с коллегой господин Медведев. 

-- В мире все интегрируются. Ни одно государство само по себе жить не может,-- подтвердил господин Назарбаев.

 Между тем целью астраханского форума была заявлена пусть и менее глобальная, но зато предельно конкретная тема -- реагирование на чрезвычайные ситуации трансграничного характера. И об этом президенты тоже говорили немало, вспоминая прошлогоднее аномально жаркое лето, сопровождавшееся многочисленными пожарами. (…)

ИА «Русская народная линия» 17.09.11г.

Нурсултан Назарбаев: «Двусторонние отношения стали как-то ослабевать»

В Астрахани прошел Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана …

Вчера в Астрахани президенты России и Казахстана Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев приняли участие в работе VIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, сообщает официальный сайт Кремля. Главная тема повестки дня – организация взаимодействия двух стран при чрезвычайных ситуациях трансграничного характера.

По итогам работы форума в присутствии президентов подписан пакет документов. Это Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 года; Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012–2017 годы; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании особо охраняемой природной территории «Алтай».

Также Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев сделали заявления для прессы.

«Только что завершился VIII Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, форум, который изначально создавался как форум приграничного сотрудничества, а сейчас существует как форум именно межрегионального сотрудничества, потому что в нём участвуют практически все регионы нашей страны. До этого у нас с Нурсултаном Абишевичем была плодотворная и многоаспектная беседа по двусторонним вопросам, торгово-экономическим вопросам, инвестиционным вопросам и вопросам интеграции наших стран и экономик. Считаю, что эта встреча была весьма и весьма полезной, потому что наши государства находятся на пути создания принципиально нового интеграционного образования. Напомню, что у нас действует Таможенный союз. Со следующего года мы выходим на Единое экономическое пространство вместе с Таможенным союзом. Но основной целью ближайших лет развития является формирование Евразийского экономического союза. И этапы развития интеграционных процедур, самой интеграции мы сейчас и обсуждали с Нурсултаном Абишевичем», - сказал, в частности, Дмитрий Медведев.

По его словам, в том, что касается межрегионального сотрудничества, проведение форумов стало доброй традицией. «Это хорошая площадка для продвижения востребованных проектов и инициатив. Но что самое главное – это место, где можно обсуждать практические вопросы: и вопросы, по которым у нас есть движение вперёд, и вопросы, по которым что-то застопорилось. Причём, конечно, это делают не только президенты и не только в присутствии президентов, а это делают наши коллеги-губернаторы, руководители министерств и ведомств заранее и, соответственно, обсуждают самые разные вопросы. Сегодня мы говорили о предотвращении чрезвычайных ситуаций. К сожалению, техногенные катастрофы, аварии, стихийные бедствия никаких границ не имеют, и прошлый год был в этом смысле абсолютно показательным. Ещё раз, кстати, хотел бы наших казахстанских друзей поблагодарить за то, что они пришли нам на помощь по целому ряду случаев, связанных с пожарами. И такая международная кооперация, а также обмен опытом, информацией являются приоритетом нашего развития. И сегодня, кстати, в ходе обсуждения звучали довольно интересные инициативы как с российской, так и с казахстанской стороны», - продолжил Президент России.

«Подписанные документы, уверен, укрепят наше пожарно-спасательное сотрудничество, наше сотрудничество в смысле контроля над ситуациями, последствиями промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий, позволят более оперативно принимать решения о передвижении сил и средств, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий. Мы рассчитываем на то, что будем наращивать межрегиональное приграничное сотрудничество. Торговый оборот, как объективный показатель, на сегодняшний день на 70 процентов состоит из приграничного сотрудничества. То есть всё, что делается между нашими странами, более чем две трети – это контакты между регионами. И это хорошо, потому что за регионами следуют межлюдские контакты, это значит, что между нашими странами есть добрые, дружеские, взаимовыгодные отношения. В следующем году у нас будет отмечаться 20-летие договора о дружбе между нашими странами. Нурсултан Абишевич предложил, как следует, отметить это важное событие – российская сторона всячески это поддерживает. Будем отмечать как надо», - заключил Дмитрий Медведев.

В свою очередь, Н.Назарбаев, в частности, отметил: «Мы с Дмитрием Анатольевичем сегодня в пятый раз в этом году встречаемся, всё время в каких-то международных делах, – двусторонние отношения стали как-то ослабевать, поэтому я предлагаю возобновить наше решение о создании ассоциации работников культуры и искусства наших стран, ассоциации учёных наших стран и чтобы образовательный фонд единый был, чтобы молодёжь тоже привлекалась, а не уходила от той исторической дружбы, братства, взаимопроникновения культур, языков между нашими государствами. Поэтому я предлагаю отметить 20-летие базового договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, которому в мае следующего года исполняется 20 лет, подвести итог и сказать нашим народам, как мы будем дальше двигаться вперёд».

Перед началом пленарного заседания состоялась беседа глав государств. Обсуждались вопросы сотрудничества в приоритетных для обеих стран областях, состоялся обмен мнениями по интеграционной проблематике, в частности относительно дальнейших шагов по укреплению и развитию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

«В целом в наших двусторонних отношениях всё отлично. Хотя это не значит, что нечего обсуждать. В прошлом году товарооборот вырос на 20 процентов, а в этом году – практически на 40 процентов за те месяцы, которые истекли. В то же время у нас есть о чём поговорить по поводу совершенствования структуры товарооборота. Есть план совместных действий, который мы утвердили, который мы выполняем, в соответствии с которым проводятся основные мероприятия. Очень многое зависит от того, как структурированы крупные проекты, в которых участвуют Россия и Казахстан: и Каспийский проект, и другие двусторонние проекты. Предлагаю обсудить и эту проблематику, и, конечно, поговорить не только о межрегиональном сотрудничестве, двустороннем сотрудничестве, но и о нашем взаимодействии в сфере безопасности», - сказал, в частности, Президент России.

Д.Медведев напомнил, что не так давно в Казахстане, в Боровом, проходил саммит, «очень хорошее мероприятие». «Спасибо за то, что нас позвали. Но помимо приятного отдыха и общения нам удалось тогда обсудить очень важные и ценные вопросы, над которыми мы сейчас работаем. Надеюсь, что решения по ним будут формализованы в ходе официального саммита стран ОДКБ, который пройдёт в декабре в Москве», - подчеркнул Президент России.

Форумы межрегионального сотрудничества России и Казахстана проходят поочерёдно в двух странах – начиная со встречи в 2003 году в Омске. В дальнейшем заседания проходили ежегодно в Челябинске, Уральске, Новосибирске, Актюбинске, Оренбурге и Усть-Каменогорске.

Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев также посетили новый астраханский театр – государственный театр оперы и балета, построенный в 2011 году. Краткую экскурсию провёл главный архитектор театра Алексей Денисов.

ИА «РБК» 16.09.11г.

Вступление России в ВТО может затянуться на годы

Вероятность вступления России во Всемирную торговую организацию до конца года незначительная, переговоры могут продлиться еще годы. Об этом в кулуарах инвестиционного форума в Сочи журналистам заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

В июне Э.Набиуллина заявила, что процесс вступления РФ в ВТО может затянуться на годы, если российской делегации не удастся согласовать принципиальные вопросы до конца июля 2011г.

"Для того чтобы завершить процесс присоединения к концу 2011г. - началу 2012г., нам нужно до конца июля договориться по всем существенным вопросам: промсборка, режим импорта мяса, поддержка сельского хозяйства, ветеринарные и фитосанитарные меры", - сказала Э.Набиуллина. "Что касается первых трех вопросов - мы должны договориться с партнерами до конца июля. Если мы этого не успеем сделать, то, конечно, на все остальные процедуры, на остальной процесс уйдут в годы. Либо мы сейчас проявим конструктивный подход, либо это будет очень большая пауза", - добавила министр.

В середине июля 2011г. глава МЭР отмечала, что в переговорах с США по вступлению России в ВТО пока не удалось преодолеть "существенные разногласия" по режиму импорта свинины в РФ, но России и США удалось серьезно сдвинуться в переговорном процессе по вопросу промышленной сборки.

Ранее, в августе, президент РФ признался, что надеется на вступление России в ВТО до конца 2011г. По его словам, согласие на это Тбилиси, который сейчас блокирует вступление России в ВТО, могло бы восстановить прерванные дипломатические отношения между Россией и Грузией.

"Бартера с Грузией я бы точно не хотел, это было бы просто аморально. У Грузии есть отдельная позиция по этому поводу. Мы к ней относимся с уважением, если речь идет о позиции, продиктованной уставными целями ВТО. Торговля, преференции, таможенные режимы - все это мы готовы обсуждать. Но под тему вступления в ВТО наши грузинские коллеги пытаются протолкнуть новое создание политической проблемы, а именно - пункты пропуска, кто что контролирует", - заявил тогда Д.Медведев.

Также он добавил, что если Грузия под маркой вступления в ВТО попытается протолкнуть изменение существующих политических реалий, то Россия на это не пойдет. "Даже ВТО не будет той ценой, которая может быть заплачена", - сказал Д.Медведев.

ИА «Nord News» 16.09.11г.

На территории Таможенного союза должно быть единообразие норм контроля пищевой продукции

Участникам рыбного рынка совместно с органами государственной власти необходимо добиваться единообразия применения норм контроля на всей территории Таможенного союза и формирования национальной системы прослеживания происхождения и перемещения пищевой продукции. К такому выводу пришли участники заседания круглого стола «Импорт рыбы: взаимоотношения госорганов и рыбной отрасли», состоявшегося под эгидой «Рыбного союза» в рамках международной выставки World Food Moscow.

Одновременно должно вырасти взаимное доверие участников рынка и надзорных органов как при обеспечении безопасности оборота поднадзорной продукции внутри страны, так и при экспортно-импортных операциях. В этом участникам встречи видится заинтересованность бизнеса в создании добровольной системы подтверждения качества продукции и внедрении электронного документооборота. Последняя мера является не только антикоррупционной. Благодаря переходу на электронный документооборот, предприниматели смогут существенно снизить свои издержки.

Помимо федеральных чиновников и представителей Таможенного союза, участие в круглом столе приняли сотрудники посольства Норвегии и Норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы, руководители компаний «X5 Retail Group», «Дефа», «Талекс-ритейл», «Балтийский берег», ТД «Морская лига», «Новая Аляска».

Участники встречи определили тенденции в развитии механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти с операторами рыбного рынка. Зашла речь и о действиях, предпринимаемых государством для того, чтобы гармонизировать российское законодательство с международными рекомендациями и правилами.

Большой интерес вызвали выступления по перераспределению функций в связи с разработкой правовых основ применения ветеринарно-санитарных мер и технического регулирования на уровне комиссии Таможенного союза. Была отмечена необходимость проведения аналитического изучения ситуации, сложившейся в связи с передачей полномочий по ветеринарному контролю в пунктах пропуска через государственную границу в ФТС.

Сделан вывод о необходимости выявления факторов, влияющих на выполнение Доктрины продовольственной безопасности в части насыщения российского рынка отечественной продукцией. Состоялась дискуссия о способах снижения издержек в организации переработки рыбной продукции и торговли ею при полном соблюдении требований отечественного законодательства относительно ее качества и безопасности.

Наиболее интересные доклады будут опубликованы в ближайшее время на сайте «Рыбного союза», а резолюция с конкретными предложениями будет направлена в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку конкретных путей взаимодействия государства с отраслью.

«Российская газета» 19.09.11г.

Россия, Белоруссия и Казахстан поделятся друг с другом суверенитетом

Со следующего года у Таможенного союза, куда входят Россия, Казахстан и Белоруссия, появится наднациональное правительство. Государства поделятся с ним частью своего суверенитета. Новый орган будет сформирован по аналогии с Комиссией Евросоюза

Вариант документа, в котором будут подробно прописаны полномочия, состав и другие детали новой структуры, представители "таможенной тройки" обсудят на этой неделе в Алма-Ате на заседании Комиссии Таможенного союза.

Формирование полноценного наднационального органа связано с тем, что с 2012 года действующий Таможенный союз трансформируется в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Интеграция становится более плотной, появляются общие правила не только в сфере внешней торговли, но и перемещении капиталов, миграции, доступе к услугам естественных монополий. Сейчас, напомним, постоянно действующим регулирующим органом "тройки" является Комиссия Таможенного союза. Ее возглавляет первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов. Но поскольку в новых экономических реалиях появится грандиозный объем работы, это потребует совершенно иного уровня оперативного управления и администрирования, а также профессионалов высочайшего качества - с огромным опытом работы и авторитетом, пояснил "РГ" представитель секретариата Игоря Шувалова.

Договор, который должен быть подписан главами государств в декабре 2011 года, действительно кардинально меняет административно-политическую структуру управления высшего органа исполнительной власти Таможенного союза, пояснила "РГ" директор Правового департамента секретариата Комиссии Таможенного союза Наталья Слюсарь. Правда, пока говорить о том, какой именно формат придадут трансформируемой комиссии участники переговоров, рано, предупреждает Слюсарь. Но, по сути, Комиссия станет правительством ЕЭП, а ее решения наряду с международными договорами будут составлять договорно-правовую базу ЕЭП. Председательствовать в комиссии страны будут поочередно, в течение года, исходя из русского алфавита по названию страны. При этом кураторство трех вице-премьеров, с российской стороны - Игорь Шувалов, от Белоруссии - Сергей Румас, от Казахстана - Умирзак Шукеев, не отменяется. Планируется, что Россия получит в комиссии 57 процентов голосов, Белоруссия и Казахстан - по 21,5 процента. "Распределение голосов большей частью останется за Россией, как и по старому договору. И пока не оспаривается", - говорит Наталья Слюсарь. "Но внутреннее содержание проекта договора может измениться в ходе переговоров в любую минуту", - уточняет она. Впрочем, общий принцип понятен - расширить полномочия и процедуры принятия решений на уровне комиссии. А для этого определить отраслевые направления деятельности и расстановку сил будущих служащих нового наднационального органа, их статус по типу международных чиновников. В идеале, подчеркивает собеседница "РГ", "комиссары" ЕЭП станут независимыми международными служащими, отвечающими за разные отрасли - промышленность, энергетику, сельское хозяйство, финансы. Но работающими на интеграцию, а не на свои страны. Ведь интересы развития международного экономического сотрудничества предполагают, что им придется жертвовать национальными интересами. "В договоре будут прописаны процедуры назначения и критерии отбора членов комиссии на профильные должности", - пояснила Слюсарь. Но договоренностей о количестве таких чиновников и распределении между ними обязанностей пока тоже нет.

«TKS.ru» 16.09.11г.

Украина отказалась вступать в Таможенный союз

Украина по-прежнему привержена интеграции в Евросоюз, будет добиваться создания зоны свободной торговли, соглашения об ассоциации с ЕС и упрощения визового режима, вопрос о вступлении в Таможенный союз не стоит, заявил в пятницу президент страны Виктор Янукович.

«Не стоит вопрос вступления Украины в Таможенный союз. Мы определились, у нас есть закон, и есть Конституция, которую мы соблюдаем», – сказал президент на 8-й Ялтинской ежегодной встрече «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее».

По его словам, Украина стремится стать мощным игроком на евразийской арене.

«Украина – именно среди тех стран, которые заявили сегодня о намерении выйти из кризиса обновленными и сильными. Поддержат ли эти усилия наши партнеры, как говорят, не на словах, а на деле: согласятся ли Восток и Запад с появлением сильного игрока в центре Евразийского континента?» – сказал Янукович, передает «Интерфакс».

По словам главы государства, у Украины есть все условия, чтобы стать региональным лидером в Восточной Европе. «И мы стремимся к этому», – отметил он.

В то же время президент подчеркнул, что эта цель будет достигнута только в случае успешного проведения модернизации Украины и углубленного сотрудничества со стратегическими партнерами страны.

«И это движение в будущее должно быть встречным», – резюмировал Янукович.

«Виртуальная таможня» 19.09.11г.

Функции государственного контроля за перемещением культурных ценностей переданы Министерству культуры Российской Федерации

Указом президента Российской Федерации от 08.02.2011 №155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» упразднена Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), говорит Пресс-служба ФТС РФ.

В настоящее время функции по государственному контролю за вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию культурных ценностей осуществляются Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №590.

В рамках реализации указанных функций центральным аппаратом Минкультуры России оформляются и заверяются гербовой печатью следующие виды разрешительных и подтверждающих документов:

- свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации;

- извещение о продлении срока временного вывоза культурных ценностей (для таможенных органов, производивших таможенное оформление при временном вывозе культурных ценностей);

- письмо – подтверждение об отнесении предметов, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, к категории культурных ценностей;

- справка установленного образца, подтверждающая, что вывозимые предметы не являются культурными ценностями, подпадающими под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», на государственном учёте не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что вышеперечисленные разрешительные и подтверждающие документы не имеют срока действия. Подобные документы, выданные до 01.09.2011 Росохранкультурой, являются действительными.

«Виртуальная таможня» 16.09.11г.

Бороться с контрафактом нужно сообща

13-16 сентября в г. Петрозаводске (Карелия) прошел Всероссийский семинар-совещание по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Наряду с таможенниками и правообладателями в семинаре приняли участие представители Прокуратуры, Роспатента, МВД России, Минэкономразвития, Росздравнадзора, оргкомитета «Сочи-2014».

Заместитель руководителя ФТС России Сергей Шохин подчеркнул, что одной из актуальных проблем как России, так и всего Таможенного союза остается проблема параллельного импорта, - и выразил надежду, что совместными усилиями удастся придти к общему знаменателю по вопросам, связанным с легализацией импорта товаров без разрешения правообладателей. Начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Петр Баклаков также дал оценку ситуации в сфере нормотворческой деятельности, правоприменительной и судебной практики, складывающейся в условиях Таможенного союза.

Коллеги обсудили практику работы российских таможенных органов в рамках полномочий «ex officio», дающих им право приостанавливать выпуск товаров с признаками контрафактности и заводить дела об административных правонарушениях без заявления правообладателей. За первые 6 месяцев 2011 года в результате применения данной нормы таможенные органы 64 раза приостановили выпуск таких товаров, не внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это в основном различные игрушки (куклы, трансформеры, головоломки), обувь, автозапчасти, косметические средства, охранные сигнализации, кондитерские изделия. В 30 случаях на основании заявлений правообладателей возбуждены административные дела по статье 14.10 КоАП РФ. В 15 случаях правообладатель не выразил намерения защищать свои права. Причинами отказов в основном называются незначительное количество товаров, получение разовых разрешений, в отдельных случаях товары признавались правообладателем оригинальными. В 19 случаях таможенники и вовсе не получили никакого ответа от правообладателя.

Так как в настоящее время только российская таможенная служба может приостанавливать выпуск товаров без заявлений правообладателей - прогнозируем ввоз подделок через внешние границы Таможенного союза. По мнению П. Баклакова, в условиях отсутствия границ особое внимание стоит уделить контролю после выпуска, чтобы выявлять каналы незаконного ввоза товаров через территории союзных государств.

Как отмечают участники семинара, в условиях нового законодательства остается много вопросов как у таможенников, так и у правообладателей. Специалисты отмечают необходимость выработки общесоюзных стандартов. В настоящий момент готовится ряд Межправительственных соглашений, ведется работа над российским законодательством. Кроме того, постоянно появляются новые сложности, связанные с привлечением нарушителей к административной ответственности. В этой связи формируются поправки в уголовное и административное законодательство.

Предпринимаются и шаги, направленные на совершенствование работы с бизнесом. Так, с октября 2011 года в административный регламент вносятся поправки, запрещающие при регистрации товарных знаков в таможенном реестре требовать от заявителей представления документов, выдаваемых иными федеральными органами исполнительной власти (в данном случае - Роспатентом и Федеральной налоговой службой). Информацию о выданных документах таможенная служба должна будет получать напрямую от федеральных органов исполнительной власти – таким образом, процесс вступления в таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности упрощается. Соответствующие поправки будут вноситься в Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Большую роль в борьбе с контрафактом играет взаимодействие с владельцами товарных знаков. С добросовестными правообладателями таможенные органы продолжают успешно сотрудничать. Тем не менее, по словам П. Баклакова, большая часть работы ложится на плечи таможенных органов, которые вправе требовать ответственного подхода со стороны правообладателей и их представителей. Ведь нереагирование на обращение таможенного органа может привести к исключению из таможенного реестра, а также чревато возмещением убытков, в ряде случаев - и административной ответственностью. Нередки случаи, когда правообладатель меняет своё решение и в лучшем случае это происходит в период приостановления – сложнее, когда дело о правонарушении уже заведено.

Справка

На данный момент в таможенном Реестре зарегистрирован 2091 объект интеллектуальной собственности.

За I полугодие 2011 г. таможенные органы возбудили 581 дело об административных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и имеющих признаки контрафактных. В 2010 году - 1076 дел (1060 дел по статье 14.10 «Незаконное использование товарного знака» и 16 дел по части 1 статьи 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав» КоАП РФ). Всего за 2007-2011 гг. таможенные органы завели более 4,7 тыс. дел, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности.

За первое полугодие 2011 года таможенные органы выявили 4,9 млн. единиц контрафактной продукции. В 2010 году выявлено более 10 млн. таких товаров, что на 60% больше показателя 2009 года. Всего с 2007 года таможенные органы выявили около 45 млн. контрафактных товаров.

Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, увеличение налоговых поступлений, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке.

Пресс-служба ФТС РФ