Сегодня 12 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (09.12.2010)

PDFПечатьE-mail

«Коммерсант» 09.12.10г.

Сегодняшнее число

35,7 процента составил, согласно данным Федеральной таможенной службы, рост товарного импорта из стран дальнего зарубежья (более 90% всего импорта) в стоимостном выражении в ноябре 2010 года по сравнению с ноябрем 2009 года. Исходя из данных таможни, ожидавшегося ЦБ в конце 2010 года заметного сокращения темпов роста импорта в РФ не происходит.

На фоне ускорившегося чистого оттока иностранного капитала — до $9 млрд в ноябре 2010 года (см. текст на стр. 10) и продолжающегося превышения темпов роста импорта над темпами роста экспорта положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ устойчиво "сжимается".

Вчера председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил: "На фоне большого положительного сальдо платежного баланса предполагать дальнейшее ослабление рубля очень трудно", оценив сальдо в октябре—ноябре "порядка $4 млрд в месяц".

По данным ЦБ, в октябре положительное сальдо текущего счета составляло $5,1 млрд ($8,7 млрд). Исходя из цифр, обнародованных господином Игнатьевым, в ноябре оно сократилось до $3 млрд.

  

Открытая электронная газета «Forum.msk.ru» 09.12.10г.

Не все генералы дураки

Сегодня о коррупции не говорит только ленивый. От мэров до президента мы слышим об этой смертельной опасности для государства. На самом высоком уровне все всё понимают, но ничего сделать не могут. Уже договорились до того, что внушают россиянам – коррупция сидит в них самих, и они сами виноваты во всех безобразиях, творимых в стране. Призывают бороться самим с собой и строить гражданское общество. Но при этом предупреждают строителей этого общества: вышел на неразрешённый митинг – получай дубинкой по башке. И убеждают, что это и есть настоящее правовое государство.

События в станице Кущёвской всколыхнули всю страну, на самых высоких уровнях вновь заговорили о необходимости борьбы с коррупцией и скорейших реформах в правоохранительных органах и политической системы. Милицию поменять на полицию и окончательно отменить выборы. Заменить – мажоритарную систему полностью на пропорциональную, ибо мажоритарные выборы, по мнению "Единой России", и плодят коррупцию. И приводят к власти во всех регионах цапков, а во Владивостоке – винни-пухов. Шесть лет назад, после событий в Беслане, отменили выборы губернаторов.

После событий в Кущёвской окончательно отменяют выборы депутатов. Не за горами отмена выборов президента. Дождаться надо только подходящего случая. Ну, там падёжа скота или голодомора. А дальше, как снежный ком, – окончательное добивание всех демократических институтов. Хотя, по большому счёту, добивать-то уже нечего и некого. Так, остались небольшие недоразумения, в виде неподготовленного электората, не желающего голосовать, или отдельных государственных чиновников, до сих пор заблуждающихся, что их призвание - «служить Отечеству верой и правдой, не жалея живота своего». Видать, опыт железного Баха (таможенного генерала Эрнеста Бахшецяна) ничему их не научил. А ведь предупреждал в своё время генерал – «Служить Отечеству опасно!».

Воровство рыбы и продукции марикультуры не может существовать без сговора с контролирующими органами. На днях к депутату Николаю Марковцеву с официальным заявлением обратились бывший начальник государственной Морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, действующий капитан 1-го ранга Олег Годисов и бывший помощник начальника регионального Пограничного управления полковник Вячеслав Гниденко (в настоящее время офицеры находятся в распоряжении начальника Пограничного управления). Рассказанное ими не просто поражает, но и заставляет задуматься – остались ли у нас в государстве хоть какие-нибудь структуры, не поражённые коррупцией, и способен ли кто из руководителей страны оценить масштабы порочной системы, которая была выстроена за последние 15-20 лет.

Судя по последнему вялому посланию президента и всеобщему «одобрям-с» его высшими должностными лицами и депутатами, таких людей в руководстве государства сегодня просто нет. И не скоро появится.

Олег Викторович Годисов, после окончания Ленинградского высшего военно-морского училища им. В.И. Ленина, с отличием окончил Академию Федеральной пограничной службы РФ. Служил на границе на Дальнем Востоке, на различных должностях, служил честно и добросовестно там, куда посылала Родина. Одно из последних мест службы капитана 1-го ранга – начальник Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю. В компетенцию подразделения, руководимого капитаном 1-го ранга Олега Годисовым, входила, в том числе, и обязанность по пресечению контрабанды рыбы и других водно-биологических ресурсов за рубеж.

Совместным приказом Федеральной пограничной службы и Государственного комитета по рыболовству от 11 июня 1999 года № 313/153 для осуществления государственного контроля за промыслом водных биоресурсов в исключительной экономической зоне был определен регламент прохождения промысловыми судами морских контрольных пунктов (или точек) и введено в действие положение о порядке прохождения этих контрольных точек. Нормативным актом были определены три контрольные точки – «Восток-2», «Восток-3» и «Восток-4». Установлено, что контрольные точки должны находиться в исключительной экономической зоне РФ, через которые должны проходить морские суда, вывозящие рыбопродукцию для реализации за границу.

Все промысловые суда при прохождении контрольных точек обязаны предъявлять вывозимую продукцию для досмотра пограничникам. Но в Регламент, как это у нас часто бывает, вкралась досадная ошибка – контрольная точка «Восток-4» была определена в 12-мильной зоне в координатах 43 градуса 55 минут северной широты и 135 градусов 45 минут восточной долготы. И потому считалась нерабочей, так как досмотр судов должен осуществляться, как указано в совместном приказе, исключительно в экономической зоне, то есть за пределами территориальных вод. И, естественно, в этой точке пограничные сторожевые корабли не должны были нести дежурство и осуществлять досмотр промысловых судов. Все капитаны промысловых судов знали: «Восток-4» – нерабочая точка, и избегали прохождения через неё.

Но в феврале 2007 года капитан 1-го ранга Годисов обратил внимание на странное обстоятельство – по справке координационного центра Пограничного управления вдруг появляется информация, что отдельные морские суда (в частности транспортный рефрижератор «Неолит»), вывозящие креветку, докладывают о прохождении контрольной точки «Восток-4» в экономической зоне РФ. А поскольку эта точка считалась нерабочей, то, естественно, эти суда никто там не досматривал, там попросту не было пограничных сил и средств. И количество продукции, фактически вывозимой за рубеж, и её вид никем не контролировались. Годисов стал разбираться: каким образом капитаны докладывали о прохождении точки «Восток-4», когда все владельцы промысловых судов были извещены о необходимости прохождения исключительно точек 2 и 3 и о нефункционировании точки 4.

Проверив по системе мониторинга, Годисов установил, что промысловые суда, докладывающие о прохождении точки «Восток-4», фактически её не проходили, по прокладке они обходили её стороной. Но когда капитан рефрижератора «Неолит» за нарушения режима прохождения контрольных точек был привлечён пограничниками к административной ответственности, он неожиданно для Олега Годисова предъявил документ, согласно которому контрольная точка 4 была перенесена. И действовал капитан строго в соответствии с распоряжением начальника Погрануправления ФСБ РФ по Приморскому краю.

Как выяснилось в дальнейшем, начальник Пограничного управления генерал-лейтенант Владимир Лакизо, в обход действующих нормативных актов, самостоятельно определил новое местоположение контрольной точки «Восток-4». Издав, по сути, противоправный приказ. Об этом он письменно информировал президента ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Дмитрия Глотова, хорошо известного по совместной деятельности с лидером ОПГ «Винни-Пухи» (по версии профессора Номоконова) Владимиром Николаевым. Но при этом, «забыв» проинформировать другие рыболовецкие компании Магадана, Сахалина и Камчатки. И самое главное, приказ о переносе контрольной точки «Восток-4», Лакизо «забыл» довести до своих подчинённых-пограничников.

И пока подчинённые Лакизы безуспешно пытались пресекать контрабанду в контрольных точках 2 и 3, где, как правило, несли постоянное дежурство сторожевые корабли, эту самую контрабанду, возможно, провозили через точку 4, где дежурство пограничниками не было организовано. Ведь никому из них не могла прийти в голову крамольная мысль, что Лакизо незаконопослушный генерал и способен отменять приказы вышестоящих начальников. Не все же генералы дураки.

После обращения капитана 1-го ранга Годисова к своему непосредственному руководителю – начальнику отдела береговой охраны Михаилу Галочкину, который также не догадывался о противоправном приказе начальника Управления, и в прокуратуру Владимир Лакизо понял, что в служебном рвении по защите рубежей он сильно перегнул палку, и вынужден был спешно свой преступный приказ отменить. Но, тем не менее, эта лакизовская контрольная точка (скорее даже не точка, а контрабандное окно) действовала в течение целого года, и сколько и какой продукции через него контрабандистами было, возможно, похищено у государства, известно, наверное, одному богобоязненному Лысаку и его подельникам. Но нам они, по причине нахождения в международном розыске по линии Интерпола, ничего рассказывать не захотели. Понимаю, что воруют, но не в таких же масштабах!

Не зря, видимо, полпред президента Виктор Ишаев не так давно сокрушался по поводу объёмов воровства и контрабанды морской продукции. По его словам, сравнительный анализ данных экспорта водно-биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и таможенной статистики министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся.

Российская таможня утверждает, что в первом квартале 2010 года вывезено 7364,6 тонны продукции морского промысла, а по данным японских коллег, из России поступило 26 983,1 тонны. Погрешность в 3,7 раза – недопустима, отметил на совещании Виктор Ишаев.

В 2007 году эти данные расходились в 5,3 раза, в 2008-м – в 5,1 раза, в 2009-м – в 2,6 раза. Только по этой причине государство потеряло в 2007 году – 900 млн долларов, в 2008 году – 1 млрд 200 млн долларов, а в 2009-м – 800 млн долларов. "Я понимаю, что в нашем обществе воруют, но не в таких же масштабах!" – заявил полпред. Перегибы на местах Административное дело против капитана рефрижератора «Неолит», как вы понимаете, сразу было прекращено. Иначе надо было привлекать к ответственности и начальника Пограничного управления генерала Лакизо, причём к уголовной.

Ну, а против капитана 1-го ранга Годисова, как вы догадались, наоборот – было начато. Причём не административное, а уголовное. На обращение капитана 1-го ранга Олега Годисова о противоправных действиях начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю генерала Владимира Лакизо, военный прокурор 304-й военной прокуратуры гарнизона полковник юстиции В.Л. Гришмановский дал исчерпывающий ответ – Лакизо действовал исключительно «в целях недопущения нарушений законодательства», «в силу указанного конституционного принципа…» и, самое главное, – «существенных нарушений прав и законных интересов граждан либо охраняемых интересов общества и государства» он не совершал.

Вероятно, прокурор установил, что обозначенные Виктором Ишаевым на совещании объёмы воровства и контрабанды водно-биологических ресурсов осуществлялись не через лакизовское окно, а совсем через другие. Благо таких окон, которые находятся в частных руках, на границе сегодня более чем достаточно. Лысаковские, текиевские и других депутатов Законодательного собрания Приморья. Не зря, видно, отдельным депутатам краевого парламента сегодня сопредельные государства (например, Китай) отказываются выдавать визы на въезд. Да и зачем им нужны визы, когда есть окна? А потому в действиях Лакизо ничего противоправного прокурор и не нашел. Зато военный прокурор усмотрел опасность для государства в действиях старшего офицера Олега Годисова.

  

«Российская газета» 09.12.10г.

Был бы окорок, а остальное купим

В год кролика лучше рассчитывать на свинину, чем на говядину

Председатель комиссии, первый вице-премьер Виктор Зубков, объяснил, что подвести итоги в этих сферах сельского хозяйства нужно для того, чтобы верно определить "цели и приоритеты" новой государственной программы развития сельского хозяйства. Ее решено разработать и реализовать в 2013-2017 годах, когда закончится ныне действующая госпрограмма. Но, очевидно, что у подведения итогов есть и более близкая тактическая цель. Деньги налогоплательщиков правительство на сельское хозяйство выделяет приличные, и, естественно, и правительству, и налогоплательщикам очень интересно знать: а что мы получаем взамен? Судя по тому, что обсуждалось на комиссии, бюджетные вложения в свиней дают хорошую отдачу, хотя и не без рисков. С молоком и сахаром все не так шоколадно, как со свининой. А с говядиной - хуже, чем с молоком и сахаром.

Действия правительства по целенаправленной поддержке и модернизаии свиноводства дали положительные результаты, заявил Виктор Зубков, открывая заседание. И это факт: производство свинины выросло с начала этого года больше, чем на восемь процентов. В минсельхозе считают, что в абсолютных цифрах прибавка достигнет 200 тысяч тонн, и это позволит выполнить плановый показатель производства 2,36 миллиона тонн.

Именно плановый - получая бюджетные деньги, аграрии обязуются выполнить ряд условий, и в том числе - "выдать на-гора" дополнительные объемы мяса.

В результате за два года импорт свинины должен сократиться с 29 процентов рынка (столько было в 2009 году, и это слишком много с точки зрения принятой Доктрины продовольственной безопасности) до вполне пристойных со всех точек зрения 14 процентов в 2012 году.

Сколько же стоит вот эта конкретная, только "свиная", продовольственная независимость? За время действия программы только федеральных средств будет выделено больше 7,5 миллиарда рублей, в том числе в этом году по плану - 795 миллионов рублей.

Но это не вся поддержка. С начала текущего года правительство, например, увеличило пошлину на ввоз в страну живых свиней. И это освободило для отечественных производителей некоторое рыночное пространство.

В результате неплохо и свиноводам, и тем, кто покупает их товар. Рентабельность производства свинины близка, как говорят экономисты, к эффективному уровню. Называют разные цифры - от 25 процентов до 30 процентов. При этом отпускные цены предприятий сохраняются на уровне конца прошлого года - 68 - 71 рубль за килограмм.

Правда, всему этому замечательному развитию угрожает африканская чума свиней. Эта болезнь для человека не опасна, а вот свиней косит, как траву. Главное, что вылечить от нее животных невозможно. Поэтому их приходится уничтожать.

По версии Россельхознадзора болезнь на территорию России занесли из Грузии дикие кабаны. Она стала потихоньку распространяться на юге, губя, в основном, хрюшек из личных подсобных хозяйств. Однако затем бедствие стало принимать гораздо более опасные масштабы. Зараза подбирается к Белгородской области, где у нас сосредоточена четверть всех свиней. Проблема усугубилась тем, что решение о введении карантина на той или иной территории принимают у нас региональные власти, и в некоторых областях они медлили, надеясь на лучшее. А получилось, как всегда.

В конце ноября Госдума приняла поправки в Закон "О ветеринарии", которые дадут право федеральному центру вводить карантин в субъектах в тех случаях, когда они сами не могут решиться на это. И, возможно, это частичное восстановление в стране вертикали ветеринарной власти обезопасит в какой-то мере от чумы одну из самых успешных областей отечественного сельского хозяйства.

Программа увеличения производства молока действует в России с 2007 года. Тогда в стране производилось 32,2 миллиона тонн, а к 2012 году производство должно подняться до 37 миллионов тонн. Но в 2010 году производство, по оценке минсельхоза превысит 32 миллионов тонн. В какой-то мере виновата в отсутствии роста засуха. По признанию лидера Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, всероссийское стадо немного сокращается, но, одновременно, продуктивность коров растет. А вот цены на говядину российских производителей не устраивают. Рентабельность производства этого вида мяса в среднем по стране - минус 23 процента. Поэтому приростом производства качественной говядины Россия все-таки не может пока похвастаться.

Что касается отечественного сахарного производства, то оно в этом году сильно пострадало от засухи. Посевы сахарной свеклы погибли почти на 230 тысячах гектаров.. Потери равноценны примерно 1,3 миллиона тонн сахара. Однако представители отрасли обещают не оставить страну без сладкого - сахара в мире достаточно для того, чтобы он не оказался в России в сильном дефиците.

Между тем

На 10,1 процента вырос импорт продовольствия за 11 месяцев текущего года, сообщила Федеральная таможенная служба. В деньгах это три миллиарда долларов. Причем импорт сахара вырос в 1,8 раза, овощей - в 1,6 раза, зерновых - на 25,1 процента, растительного масла, фруктов - на 20,4 процента. И весь этот рост можно так или иначе объяснить засухой и неурожаем. Но вот импорт алкогольной и безалкогольной продукции вырос на 17,1 процента, и это явление имеет отношение к "засухе" совершенно иного рода. Также вырос на 18,2 процента импорт рыбы. И хотя во время летней жары в России погибло много прудовой рыбы, увеличение объемов ввоза, кажется, связано с иным явлением: по мере выхода из кризиса подрастает покупательная способность нашего населения, а продовольствие отечественного производства не всегда побеждает в конкурентной борьбе.

Михаил Чкаников

  

«Таможня.ру» 08.12.10г.

В Волгоградской таможне ликвидируется Камышинский таможенный пост

Ликвидация Камышинского таможенного поста, осуществляется в целях совершенствования структуры таможенных органов Российской Федерации на основании приказа ФТС России с 12 января 2011 года.

Как сообщили в пресс-службе Южного таможенного Управления ФТС, сокращение таможенных постов в системе таможенных органов осуществляется в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе России, совершенствования структуры таможенных органов и оптимизации их размещения.

После проведения реорганизации в регион деятельности Михайловского таможенного поста Волгоградской таможни войдут: Жирновский, Камышинский, Котовский, Ольховский, Руднянский районы Волгоградской области, а так же город Камышин.

Напомним, что также подлежат ликвидации ряд других таможенных постов. Так, в Краснодарском крае с 12 января 2011 года будут ликвидированы Армавирский, Кропоткинский и Кущевский таможенные посты.

После реорганизации в регион деятельности Белореченского таможенного поста войдут Белоглинский, Выселковский, Гулькевичский, Кавказский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Тбилисский, Тихорецкий и Успенский районы Краснодарского края.

В регион деятельности Ейского таможенного поста будут включены Крыловский, Кущевский, Ленинградский, Павловский и Староминский районы края.

Кроме того, Приказом ФТС №1479 от 9 августа 2010 года была сокращена численность Братской таможни на 39 единиц должностей (пять единиц должностей сотрудников и 34 единицы должностей федеральных государственных гражданских служащих), а сама таможня была реорганизована в форме присоединения к Иркутской таможне.

  

ИА «Живая Кубань» 08.12.10г.

На Сочинской таможне упростят оформление олимпийских грузов

Начальник Южного таможенного управления Александр Гетман вчера, 7 декабря, заявил, что на Сочинской таможне процедура оформления олимпийских грузов будет упрощена.

Об этом он сообщил в ходе расширенного совещания на тему: "О состоянии дел и проблемных вопросах таможенных органов Южного таможенного управления при организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года", которое прошло в Сочи.

Таможенники будут оформлять грузы с минимальными административными задержками. Но, несмотря на это, безопасность товаров, которые ввозятся в Россию в рамках подготовки к Олимпиаде-2014, будет строго проверяться. В основном процедуру оформления грузов планируется упростить за счет широкого внедрения систем электронного декларирования. Это позволит сократить таможенные процедуры до 20-40 минут.

В этом году общий товарооборот Сочинской таможни составил 38 млн долларов. В настоящее время больше всего в город-курорт завозят инертные материалы - 93% всех грузов. Ожидается, что в следующем году будет также массово поступать экипировка для спортсменов и технологическое оборудование, сообщает РИА "Новости".

  

«Деловая газета – Юг» 08.12.10г.

Таможенники Краснодара изъяли новогодний контрафакт

Сотрудники краснодарской таможни изъяли около 100 тыс. контрафактных игрушек и новогодних товаров из Китая. Товар принадлежал индивидуальному предпринимателю.

Как установили оперативники, индивидуальный предприниматель приехал на постоянное место жительства из Афганистана. Получив российское гражданство, торговец наладил систематические поставки в Россию из Китая детских игрушек и товаров для рождественских праздников, сообщает "Интерфакс".

"Отделом по борьбе с особо опасными видами контрабанды краснодарской таможни предотвращен контрабандный ввоз в Россию крупной партии несертифицированных контрафактных игрушек", - говорится в сообщении пресс-секретаря таможни Татьяны Бурмистровой.

 

«Аргументы и факты на Дону» 08.12.10г.

Контрабандные трусы

- Говорят, на какой-то таможне поймали контрабандиста, пытавшегося нелегально провезти тысячи женских трусов.

Как подтвердила редакции пресс-секретарь Ростовской таможни Анастасия Грамотенко, контрабандист действительно был задержан на днях неподалёку от донского хутора Розы Люксембург (Красносулинский район). Им оказался житель Украины, пытавшийся пешком, в обход пункта пропуска, попасть в Россию. В тюках у украинца обнаружили 5195 женских трусов, свыше трёхсот пар детской обуви, а также 630 пачек сигарет «Прима». Теперь незадачливого предпринимателя ждут штраф, а, возможно, и конфискация содержимого сумок.

  

ИА «ПарлКомм» 08.12.10г.

Росграница и Государственный таможенный комитет Республики Южная Осетия подпишут Соглашение о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска

Завтра, 9 декабря 2010 года, в Москве состоится торжественное подписание Соглашения между Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Республики Южная Осетия о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу.

С российской стороны Соглашение подпишет Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Дмитрий Безделов.

С югоосетинской стороны Соглашение подпишет Председатель Государственного таможенного комитета Республики Южная Осетия Константин Кабисов.

Подписание состоится в здании Росграницы в присутствии Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрия Медоева.

Участники мероприятия ответят на вопросы журналистов.

Напомним, 18 июня 2010 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об установлении пункта пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу Нижний Зарамаг (Российская Федерация) – Рук (Республика Южная Осетия).

Росграница

 

ИА «Альта – Софт» 09.12.10г.

Обустройство пунктов пропуска

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Республики Южная Осетия подпишут 9 декабря в Москве соглашение о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу. Об этом сообщает Росграница. 18 июня 2010 г было подписано соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Южная Осетия об установлении пункта пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу Нижний Зарамаг (Российская Федерация/ – Рук /Республика Южная Осетия).

  

ИА «Росбалт» 08.12.10г.

ЮО и Россия подпишут соглашение о пунктах пропуска

ЦХИНВАЛ, 8 декабря. В Москве состоится торжественное подписание соглашения между Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ и Государственным таможенным комитетом Южной Осетии о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу.

Как сообщает ИА «Рес», с югоосетинской стороны соглашение подпишет председатель Государственного таможенного комитета ЮО Константин Кабисов. С российской стороны соглашение подпишет руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) Дмитрий Безделов.

Подписание состоится 9 декабря в здании Росграницы в присутствии чрезвычайного и полномочного посла ЮО в РФ Дмитрия Медоева.

Напомним, 18 июня было подписано соглашение между правительством РФ и правительством ЮО об установлении пункта пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу Нижний Зарамаг (Россия) и Рук (Южная Осетия).

  

«TKS.ru» 08.12.10г.

Как обуть и разуть Россию

Увеличение таможенных пошлин на обувь только навредит внутреннему производству, а не поможет, как рассчитывают чиновники

Сейчас с подачи «Российского союза кожевников и обувщиков» в правительстве вовсю обсуждается вопрос о поддержке внутреннего производства обуви. И конечно же всерьез рассматривается вариант увеличения таможенных пошлин на импорт. Причем, до того уровня, который был десять лет назад, то есть до 15%.

Я не спорю, внутреннее производство обуви развивать надо. Действительно, доля российских производителей на обувном рынке с того времени упала с 20% до 10%, а импорт вырос в четыре раза: с 67 млн пар в год в 2004 г. до 220 млн пар в 2009 г. Только как бы это парадоксально не звучало, российскому обувному производству помогут не заградительные меры, а наоборот – снижение барьеров.

До снижения таможенных пошлин в 2007 г. официально в Россию завозилось около 15 млн пар обуви. Российское производство, с учетом заказов Минобороны, не превышало 100 млн пар. По этим данным получалось, что как минимум половина населения нашей страны ходила босыми. При том, что реальный объем рынка даже в самые бедные годы не опускался ниже 400 млн пар в год. И три четверти рынка занимала контрабандная продукция. За целую пятилетку запретительных пошлин государство не получало практически никакой отдачи от обувного рынка: все уходило в карман криминалу.

Когда же таможенное законодательство в области обуви привели в соответствие с европейскими нормами (сейчас пошлина составляет 10%), то рынок легализовался. Стало легче и производителям. В «мутные» годы высоких пошлин на рынке была полная неразбериха с ценами. Одни завозили дорого, другие – дешево, третьи – почти бесплатно. В результате, пригнанная через казахскую степь под покровом ночи фура могла обрушить цены даже крупного производителя. Сейчас ситуация стабилизировалась: все знают сколько стоит доставка, растаможка. Производители заранее знают, на какую себестоимость им нужно равняться, чтобы соответствовать рыночным ценам, и до какой планки необходимо минимизировать затраты и повышать эффективность.

К сожалению, когда речь заходит о поддержке отрасли, редко кто задумывается, что ее давно уже нет. Несколько успешных компаний – это не рынок. Даже сыграв на ограничении импорта, отечественные производители смогут увеличить выпуск обуви максимум на 10%, до 70–80 млн пар в год, и это будет их технологический потолок. По сути, в России осталось всего два десятка конвейерных производств обуви (остальные ремесленники, шьющие обувь вручную) и три кожзавода. Для внутреннего производства нет оборудования и комплектующих, не развита сырьевая база, с каждым годом уменьшается количество специалистов, имеющих опыт в легпроме. Сегодня российское производство занимает 10–12% обувного рынка по объемам, в деньгах это всего лишь 6–7%. Одним словом, отрасль нужно не защищать, а создавать заново.

Еще 20 лет назад никто не знал о легпроме из Поднебесной. Обувь для всего мира шили итальянцы, а китайцы только учились. Правительство Китая выделило три обувных кластера в городах Гуанчжоу, Вэнчжоу, Ченду, где сгруппировало всю обувную промышленность. Вся инфраструктура этих городов была спроектирована под производство обуви. Государство помогло запустить самые капиталоемкие предприятия – заводы по выделке кожи и меха, а также химпром, – продукцию этих комбинатов используют при производстве подошв и выделке кожи. Параллельно дали возможность производителям конечного продукта кредитоваться по льготным процентам. В результате три китайских города стали центрами профессиональной кооперации.

В России может быть точно как в Китае. У нас есть три потенциальных «центра обувной компетенции»: Ростов, Санкт-Петербург и Новосибирск. Ростов уже можно назвать обувным кластером: там располагается много небольших обувных производств. В Питере работает крупная обувная фабрика «Скороход». В Новосибирске также сохранилось несколько обувных предприятий. Есть сырье для обувной промышленности и квалифицированный персонал.

Говорят, мы не выдерживаем конкуренции с китайцами из-за того, что они работают бесплатно. Ничего подобного: зарплаты на производстве в нашей стране вполне сопоставимы с зарплатами в Китае. Их выигрыш – в комплексном подходе, доведенной до абсолюта кооперации. Возьмите хотя бы Гуанчжоу – в этом городе порядка 10 000 компаний, задействованных в производстве обуви. В одном регионе производится абсолютно все, – начиная от станков для обувных фабрик и заканчивая фурнитурой для обуви. А мы пока вынуждены все комплектующие импортировать.

Россия потребляет 450 млн пар обуви в год. У российской промышленности есть возможность «закрыть» массовый среднеценовой сегмент, а это примерно 50% рынка или 200–250 млн пар обуви. То есть примерно $12 млрд в год могут сгенерировать производители обуви внутри страны. Чтобы выпускать 250 млн пар в год обуви, производить комплектующие и техоснастку, отрасли потребуется порядка 3 млн человек. И производственная цепочка довольно длинная: свою лепту внесут в том числе и сельхозпроизводители, и текстильные производства, и производители упаковки.

Пора понять, что для торговых компаний наличие в России крупных производителей – это плюс, а не минус. Если «на этой» стороне границы появится сотня обувных фабрик, производящих конкурентоспособную обувь, неизбежно начнут снижаться цены и сокращаться сроки поставки новых коллекций, а для меня как для собственника компании значительно сократится финансовый цикл.

В легкой промышленности скорость возврата инвестиций очень высокая. Самые современные технологии легко импортируются. Если задаться целью восстановить промышленность, то на это не понадобится 20–30 лет. Но все упирается в позицию государства. Речь даже не идет о субвенциях и льготном кредитовании бизнеса. Производителям нужны четкие, официально озвученные планы российского руководства относительно развития обувной промышленности на два десятка лет вперед. Сегодня такой позиции нет. Частный бизнес, вкладывающий в обувное производство свои деньги, страсть и время, рискует оказаться однажды у разбитого корыта. Пока государство не определится кто еще, кроме игроков наноотрасли и «АвтоВАЗа», ему нужен, движения вперед не будет.

  

«TKS.ru» 08.12.10г.

Эксперты Сторон провели мониторинг пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза

С 22.11.10г. по 02.12.10г. сотрудники Секретариата Комиссии Таможенного союза, Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, федеральных контролирующих органов, министерств и ведомств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации провели мониторинг семи пунктов пропуска на белорусском участке внешней границы Таможенного союза и двадцати пунктов пропуска на российском

Эксперты Сторон оценили фактическое состояние объектов и отметили, что ряд требований к обустройству и оснащению пунктов пропуска в государствах – членах Таможенного союза различаются.

С целью разработки единых требований к обустройству пунктов пропуска государств – членов Таможенного союза по итогам мониторинга подготовлены предложения по внесению в проект Типовых требований к оборудованию и материально техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля.

В ряде пунктов пропуска с развитой инфраструктурой предложено создать отдельные каналы для граждан государств-членов Таможенного союза уже в ближайшее время.

  

«Виртуальная таможня» 09.12.10г.

Развивая российско-иранские отношения

Для ознакомления с работой портов Астраханской области и обсуждения проблемных вопросов, связанных с перемещением товаров между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, 29-30 ноября 2010 года в Астрахань с официальным визитом прибыла делегация провинции Гилян в составе генерального директора таможни города Энзели господина Бехбуда Ахани Мохаммади и президента ТПП и недр провинции Гилян господина Тизгуша Табани Хади. Российские таможенные органы представляли начальник Астраханской таможни Александр Ястребов и начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни Владимир Литвин.

После протокольных мероприятий в Администрации Астраханской области иранские гости побывали в Морском порту Оля, где посетили находящееся под загрузкой товаров иранское судно и ознакомились со строящимися объектами инфраструктуры порта.

На рабочем совещании с участием представителей порта Оля присутсвующим был детально разъяснён порядок перевозки товаров в зимний период, а также механизм их разгрузки и погрузки. Иностранную делегацию интересовали и проблемные вопросы, связанные с таможенным оформлением товаров, поступающих из Ирана на таможенную территорию Таможенного союза. Российскими коллегами были даны исчерпывающие ответы.

Второй день визита посвятили посещению Центрального грузового порта и ООО ПФ «ВТС порт». Гостям были представлены производственные мощности портов и показана работа сотрудников Астраханского таможенного поста Астраханской таможни. Во время рабочей поездки на катере иранские коллеги осмотрели причальные стенки обоих портов.

Также иранской делегации была продемонстрирована разгрузка контейнеров с судна и работа мобильного инспекционно-досмотрового комплекса. В частности сканирование контейнеров с товарами и последующее изучение полученных снимков.

Обе стороны остались довольны проведённой рабочей встречей, подтвердили свое стремление к поддержанию дружественных связей и выразили обоюдную готовность к проведению совместных мероприятий.

Пресс-служба ФТС РФ